Звенят колокола. Философская лирика

Анатолий Шамов

Писатели ищут ответы на вопросы, что такое русская цивилизация, что значит сегодня быть гражданином России, кто мы россияне, какие ценности исповедуем, какотносимся друг к другу. Какие проблемы обществу придётся решать в ближайшие годы. В чём сегодня национальный интерес России, когда возникает новая Евразия с перераспределением сил и сфер влияния.

Оглавление

Благодарности:

Анастасия Анатольевна Воскович

© Анатолий Шамов, 2022

ISBN 978-5-0056-0375-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Уважаемый читатель, продолжая разговор о семнадцати золотых законах поэзии. остановлюсь на законах звуковой организации стиха: законе рифмы, метрики и ритмики, закон гармоники, закон аллитерации, закон звукосмысла, закон консонантизма. Эти законы тесно связаны с законом гармонии так как в основе первого так и указанных законов, лежит повтор определенных элементов, но закон гармонии шире по содержанию, поскольку, кроме элементов звуковой организации стиха, цель которой добиться благозвучия, имеет ещё цель благовосприятия эмоционального, а также высокого смыслового восприятия, что достигается другими средствами, в основном тонкостью ума самого автора, а посему путать закон гармоники и закон гармонии не следует. Рифма — рычаг поэтического мышления, рифма — крылья стиха. Рифма — это повторение отдельных морфологических элементов. Как говорили раньше краесогласие, т.е. рифма завершает собой каждую строку стихотворения. Нет общепринятой классификации рифмы, но различают точную, неточную, составную, открытую, закрытую, мужскую, женскую. По способу расположения рифмы делятся на перекрестные (АБАБ), смежные (ААББ), опоясывающие (АББА). Чередование ударных и безударных слогов создает ритмику стихотворения. Отличительный признак стиха — одинаковое количество слогов (силлабический стих), одинаковое число ударений (тонический стих). Чередование ударных^безударных слогов (силлабо-тонический стих) — это тот, которым сегодня пользуется большинство поэтов. Теория ритмики, новой ритмики займет не одну страницу журнала, да и мы не ставим целью глубокое исследование данного явления в поэзии, к тому же, как ты, читатель, помнишь, в пятом номере «ОРФЕЯ» мы приводили пять основных ритмов — метров: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, чаще всего используемых авторами. Интонация стихотворения неразрывно связана с ритмом, отсюда три основных типа лирики: стих декламативный, стих напевный, стих говорной. Создавая произведение, поэт организует, строит звуковое содержание стиха и это называется аллитерацией, когда поэт делает подбор слов, включающих в себя определенный звук, например, наплыв звука б (Будет баба Бубу бить, будет Буба говорить), как бы нанизывая звук в строчку частым его повторением.

(продолжение следует).

Член Российского союза писателей А. В. Шамов

Хрупок мир… пишет ангел мне почтой

Вновь итожу года и, прошу… говорите,

Что там числится всуе сегодня за мной.

Знаю, был виноват, строго вы не судите,

Столько лет позади стали пылью земной.

Знаю, силы свои не напрасно потратил,

Жил, как жил, были дни те, что вдрызг.

Что нашёл, потерял что и, что я оставил,

Жил не жил… жизнь прошла словно миг.

Черновик исписал, звёзды падают ночью,

И по линии правой руки — счастье ждёт.

Хрупок мир… пишет ангел мне почтой,

Хиромантия с умыслом в августе лжёт.

Вновь итожу года, пусть ломается время,

Рядом демон печальный за левым плечом.

Ветром строчек несёт моих белое семя,

Ну, а демон откроет иной мир… ключом.

Знаю…

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я