Найди себя

Анатолий Речкалов, 2018

Автор книги размышляет о смысле жизни, судьбе человека, его мировоззрении, вере, любви и дружбе. Дает оценку некоторым политическим и экономическим ситуациям в нашей стране через призму своего видения. Именно они прошли мощным катком по его собственной судьбе. Рассказывает о поиске призвания в жизни, становлении характера человека и выработке собственного мировоззрения. Выстраданные мысли, устоявшиеся принципы и убеждения нашли отражение в декларации своего миропонимания. Стихи автора легли в основу его песен и музыкальных композиций. Книга адресована широкому кругу читателей, не равнодушных к тому, что происходит в нашей стране. В книге в большинстве случаев сохранена авторская стилистика и пунктуация.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Найди себя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

От редактора

Строки поздней лирики Самуила Маршака, взятые автором настоящей книги в качестве эпиграфа, которые подтолкнули меня к редактированию ее нового, третьего, издания, «звучат» во мне, когда я гляжу на полки книг в магазинах, невольно наблюдаю за пассажирами в метро, вечно спешащими, слыша их разговоры, но особенно, когда слушаю серьезную музыку… И вот теперь, когда я познакомился с творчеством Анатолия Речкалова, меня до глубины души тронули его музыкальные композиции, в основу которых положены его стихи и где звучит его голос. А их немало…

Я познакомился с Анатолием Акимовичем Речкаловым в больнице, куда занесла меня нелегкая. Он попал туда на недельку раньше меня. В палате нас было двое. Разговорились. Подружились. Каждый поделился моментами своей жизни, подчас совсем нелегкими, но порой и радостными, которые давали пищу ко все новым и новым разговорам, иногда и до полуночи. Каждый из нас делился сокровенным.

Анатолий рассказал мне о том, что родился он в Нижнем Тагиле, учился, как и все, в средней и еще в музыкальной школе. Подавал надежду и грезил стать композитором, начал сочинять музыку. Пробовал он и писать стихи. Ему прочили карьеру музыканта.

Но судьба распорядилась по-своему. Его отца, в то время заместителя главного конструктора по «танкам» КриогенМаша, а в последствии — главного конструктора вагоностроения, пригласили на работу в Москву. Семья переехала с ним, и Анатолий стал студентом МИИТа.

Но своих музыкальных устремлений он не оставил: стал руководителем вокально-инструментального ансамбля с типичным для 60-х годов названием «Романтики». Он писал стихи, создавал аранжировки, а все вместе они много выступали — жили увлекательной студенческой жизнью.

Очень запомнился мне его рассказ о его работе в студенческом строительном отряде под Самаркандом. Тут у него сформировался характер, стали вырабатываться жизненные принципы. Здесь же он познакомился со своей будущей женой Ларисой.

По окончании МИИТа Анатолия направили работать по специальности, программистом, а учился он на факультете «Автоматика и телемеханика». Он начал заниматься научной работой, женился.

И тут судьба опять резко изменила устоявшуюся его жизнь. Ему предложили поступить в Академию внешней торговли, и он, сдав все экзамены, по конкурсу поступил туда, стал изучать иностранные языки, основы торговой политики, юриспруденции и нелегкого дела заключения контрактов с иностранными фирмами. К слову, по контрактам, заключенным с его участием, в нашей стране было построено 15 крупных заводов и поставлено более 2000 единиц оборудования для 44 предприятий у нас и за рубежом. Это масштаб его работы.

Однако музыка продолжала звучать в его душе, и он уже на первом курсе создал свой ВИА. За годы учебы в Академии ребята по комсомольской путевке объездили пол-Союза, выступая с концертами. Здесь звучала и бардовская, и эстрадная песня, но и созданные Анатолием музыкальные композиции на его стихи.

Но все кончается когда-то, и Анатолий, так и не став солидным, вальяжным представителем торговли, уезжает надолго за рубеж…

Я удивлялся его повествованиям о своих школьных, институтских друзьях, о сокурсниках в Академии, об их непрекращающейся настоящей мужской дружбе.

Время учебы в Академии стало для него самым интересным периодом жизни. Солисткой в его ансамбле была и его жена.

И вот перестройка, лихие 90-е. Анатолий потерял работу, тяжело переживал это, потому что считал, что еще нужен людям. Не может он быть просто пенсионером, не может жить без музыки. Он стал писать музыку к 10 короткометражным фильмам.

Ведя дневник, он стал формулировать жизненные принципы, доверяя бумаге самое откровенное: во что он верит, чему следует, чего хочет от жизни. Так появилось то, что в своей книге он назвал «Мое кредо».

Он поведал мне о том, что издал за свой счет небольшую книжицу под названием «Найди себя», где приложением, вложенным в конверт на форзаце, был DVD-диск с некоторыми из его композиций, записанных в студии — Анатолий собрал своих старых друзей-музыкантов, стали они записывать композиции в авторском исполнении в студии. Пели они о том, что их волновало сегодня.

Анатолий подарил мне эту тоненькую тетрадочку с вложенным диском, я прочитал ее за один день и поразился схожести во многом его взглядов с моими собственными мыслями, жизненными принципами и оценками происходящего в нашей стране, ее непростой судьбы.

А когда я сумел прослушать подаренный мне диск с его берущей за душу музыкой и стихами, рвущимися криком о том, что прошло уже, о войне, о преодолении, о любви, дружбе, Родине — я встал с ним в один строй…

Вот тут-то я предложил Анатолию отредактировать текст, спросил, нет ли еще чего нового в дополнении к уже изложенному. Оказалось, что есть. В дневниках, в записях о прочитанных книгах, были и неопубликованные стихи.

Вот так началась наша совместная работа, началась в стенах больницы.

Я поразился той честности, не надуманности, не приукрашенности изложения в книге моментов жизни Анатолия, выстраданных им мыслей и убеждений, мудрости и, при этом, простоте, доходчивости высказываний о самом разном, но все-таки главном, основополагающем для выработки четких жизненных принципов, поиска путей к совершенствованию души, поиска своего призвания и смысла жизни.

Анатолий рассказал мне, что он — последователь Андрея Дмитриевича Сахарова, который говорил о целесообразности оставить социалистическую Конституцию без изменений, лишь убрав из ее текста упоминание о ведущей роли КПСС. Это, он считает, было бы лучшим памятником академику Сахарову.

Обо всем этом вы, дорогие читатели, прочтете в этой новой книге, которая написана для тех, кого все-таки тревожит судьба нашей Родины, кто помнит о ее нелегком прошлом и заглядывает в будущее.

Автор книги, вероятно, ставил перед собой сверхзадачу примирить богатых и бедных, верующих и неверующих, людей разных национальностей и, по возможности, объединить их в едином стремлении работать на благо России.

Однако он не стремился, по нутру своему не мог, объединить совестливых и бессовестных. Он считает, что вот этих-то объединить невозможно.

Об этом и его музыка.

Подчеркиваю, автор честен, бескомпромиссен в своем откровенном разговоре с читателями. Возможно, с решением этой своей сверхзадачи он справится в будущем, но на страницах этой книги он пытается помочь человеку найти себя, найти смысл своей жизни на собственном примере.

Анатолий и я, ставший редактором этого, третьего, исправленного и дополненного издания книги «Найди себя», руководствовались в своей работе по сути программным для нас стихотворением неизвестного британского автора в переводе известного физика Даниила Данина, автора книги «Неизбежность странного мира» об исследованиях микромира, вышедшей в свет в далеком 1962 году:

Молитва людей преклонного возраста

Господи, Ты знаешь лучше меня, что я скоро буду старым.

Удержи меня от привычки думать, что я должен что-нибудь сказать по любому поводу и в любом случае.

Упаси меня от стремления поправлять дела каждого.

Сделай меня мыслящим, но не нудным.

Обширный запас моей мудрости жаль не использовать весь, но Ты знаешь, Господи, что я хочу сохранить хоть несколько друзей к концу жизни!

Сохрани мой ум свободным от излияний бесконечных подробностей.

Дай мне крылья достичь цели!

Опечатай уста мои для речей о болезнях и недомоганиях, они возрастают, и повторение их с годами становится слаще.

Я не смею просить о хорошей памяти, но лишь о меньшей самоуверенности при встрече моей памяти с чужой.

Преподай мне урок, что и мне случается ошибаться.

Сохрани меня в меру приятным.

Я не хочу быть святым, с иными из них совместная жизнь слишком трудна, но желчные люди — одна из вершин творения дьявола.

Дай мне видеть хорошее в неожиданном месте и неожиданные таланты в людях и дай мне, Господи, сказать им это.

Аминь.»

Хочу привести здесь слова русского православного философа Ивана Ильина о чтении из его предисловия к «Книге раздумий и тихих созерцаний»:

«Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать. Поймут ли? Увидят ли то, что он хотел показать? Почувствуют ли то, что любило его сердце? И кто будет его читатель? От этого зависит много…

И прежде всего — состоится ли у него долгожданная духовная встреча с теми, далекими, но безликими, для которых он втайне писал свою книгу?

Дело в том, что далеко не все читающие владеют искусством чтения: глаза бегают по буквам, выходит какое-нибудь слово, и всякое слово что-нибудь да значит; слова связываются друг с другом, и читатель представляет себе что-то расплывчатое, иногда непонятное, иногда приятно-мимолетное, что быстро уносится в позабытое прошлое…и это называется «чтением»… Безответственная забава. «Невинное» развлечение…

Такого «чтения» ни один писатель себе не желает… Ибо настоящее чтение происходит совсем иначе и имеет совсем иной смысл…

Как возникало, как созрело написанное? Кто-то жил, любил, страдал и наслаждался; наблюдал, думал, желал, надеялся и отчаивался. И захотелось ему (как автору этой книги Анатолию Речкалову) поведать нам о чем-то таком, что для всех нас важно, что нам необходимо духовно увидеть, прочувствовать, продумать и усвоить.… И вот он начинает отыскивать верные образы, ясно-глубокие мысли и точные слова. Это было отнюдь не легко, удавалось не всегда и не сразу.

Ответственный писатель вынашивает свою книгу долго, годами, иногда — всю жизнь; «болеет» ее темой и «исцеляется» писанием. (Так было и у автора книги, к которой я пишу предисловие).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Найди себя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я