Вторая Советско-финская война, 1941 год

Анатолий Овчинников, 2021

Малоизвестные факты о причинах вступления Финляндии в войну против СССР совместно с Германией, предыстория событий. Начало и ход военных действий на Крайнем Севере и в Карелии в течение 1941 года на различных направлениях советско-финляндского фронта. Оценка действий сторон и потерь вооруженных сил СССР, Финляндии и Германии (сухопутных, морских и военно-воздушных) на северном театре военных действий в 1941 году.

Оглавление

Глава 7. Планы сторон, состояние вооруженных сил, особенности местности.

7.1. Более подробно о составе и численности войск РККА.

Все вышеперечисленные дивизии РККА, размещенные вдоль финской границы от Мурманска до Выборга-Ленинграда, были дивизиями первой очереди, в которых фактическая численность л/с составляла от 10 до 12 тысяч человек (при штатной 14600 чел.). Недостающее до штатного количество рядовых и командиров дивизии получили в первые дни войны при объявлении 22 июня всеобщей мобилизации мужчин возрастов от 18 до 45 лет. Всего в стране в те дни было мобилизовано 5,3 миллиона военнослужащих запаса. Одновременно, согласно предвоенным мобилизационным планам в войска из народного хозяйства поступала недостающая техника — трактора, автомобили — а также лошади и повозки. Хотя зачастую мобилизованная автотранспортная техника (в т.ч. из сельского хозяйства) имела значительный износ (могли быть машины без колес и без аккумуляторов и без предписанного запаса ГСМ), в целом по стране (и в том числе в Карелии-Заполярье), это мероприятие прошло в предписанные планами сроки [1]. С учетом того, что война на рассматриваемом нами театре военных действий (ТВД) началась на 3-18 дней позже, чем на Западном направлении, то имущество и технику смогли доставить по назначению вовремя и в исправном состоянии. Так что ссылок на какие-то затруднения и недостачу технического состава при анализе неудач первого периода боев в данной зоне быть не может. Тем более, что противостоящие части вермахта и финской армии также не были полного состава. Напомним, штатная численность немецкой горнострелковой дивизии 12200 человек, пехотной дивизии 16800 человек, финской пехотной дивизии 16300 человек.

Конкретное количество вооружения, техники и личного состава отдельных частей и соединений РККА мы рассмотрим далее при описании боевых действий. Отметим только, что при тотальном превосходстве советских вооруженных сил в бронетехнике, средств ПВО было совершенно недостаточно. Даже имеющиеся незначительные зенитные средства, особенно автоматические пушки малого калибра (37 мм), зачастую не располагали вообще боеприпасами [2]. Вот это обстоятельство во многом определяло превосходство ВВС люфтваффе и Финляндии относительно ВВС РККА в начальный период войны на северном участке фронта.

7.2. Три зоны боев.

Противоборствующие стороны на северном фланге всей войны составляли как бы три удаленные друг от друга неравновесные группировки. На крайнем Севере вся зона боев «уместилась» по фронту в 50-60 км, упираясь на северном фланге в побережье Баренцева моря, а с юга в каменистые и болотистые сопки полярной тундры, практически непроходимой для техники. Далее на юг на протяжении 200-220 км до Полярного круга сплошной линии фронта не было: и немцы и финны не пытались прорваться в этих гиблых местах, а советское командование прекрасно понимало ограниченные возможности врага на этих участках и не держало здесь ничего, кроме пограничных пикетов и патрулей.

Затем на стратегически важном участке (дороги, в том числе железная дорога) в широтном направлении от Белого моря к Ботническому заливу (Кандалакша-Алакуртти-финская граница-Салла-Рованиеми-Кеми) располагалась оборона 42ск (122сд и 104сд вместе с 1-й тд) на фронте до 300 км. Их «визави» по ту сторону границы — это 36 армейский корпус вермахта (163пд и группа СС «Норд»).

Через «небольшой промежуток» в 50 км, опять же не заполненный войсками по причине труднопроходимой местности на фронте в 180 км и более, против финского III армейского корпуса (две дивизии) держала границу 54сд 7-й армии. Линия обороны, таким образом, была совершенно «резиновой», растянутой, состоявшей из отдельных опорных пунктов вдоль немногих дорог. От зоны ответственности 54сд до ее соседа слева существовал опять же разрыв в обороне до 150 км, совершенно не занятый войсками, и далее идет уже сплошная линия фронта вплоть до Финского залива — участок 23-й армии [3].

7.3. Оценка намерений сторон.

I. Крайний Север. В Заполярье главная задача горнострелкового корпуса вермахта состояла в захвате стратегически важного незамерзающего порта Мурманск и основной базы Северного флота в Полярном. Гитлер понимал, что после нападения Германии на СССР Великобритания автоматически становится союзником Советского Союза. При этом были неизбежны в ближайшем будущем поставки техники, вооружения, продовольствия и т.д. через северные порты — Мурманск и Архангельск. Тем более, что за спиной Британии явственно виднелась « щедрая рука дяди Сэма», которая уже к тому времени поставляла бывшей метрополии предметы снабжения армии и населения. Надо признать, что рассчитывая на блицкриг, Гитлер не верил в длительное сопротивление РККА и флота в Заполярье: после предполагавшегося быстрого разгрома основных сил СССР в европейской части страны и выхода вермахта по плану «Барбаросса» на линию Архангельск-Астрахань советские войска и флот на северном театре военных действий должны были стать легкой добычей фашистской Германии. Может, исходя их этих соображений, ОКВ (Генштаб) выделил для операции на Крайнем Севере так мало сил — всего две дивизии с неизбежно ограниченным для горнострелковых частей тяжелым вооружением и практически без танков (одна танковая рота, всего 20-25 трофейных французских и несколько своих командирских [7]). Правда, в условиях заполярной тундры применение танковых клиньев не представлялось возможным, даже, если бы они и были у Гитлера в запасе. Но такого «козырного туза» в рукаве у фюрера уже не было.

Также ограниченными оказались и силы люфтваффе: всего одна единственная эскадрилья истребителей Ме-109, одна эскадрилья тяжелых истребителей Ме-110, эскадрилья бомбардировщиков Ю-88 и группа (4 эскадрильи — до 40 самолетов) пикирующих бомбардировщиков Ю-87. В [4] говорится о 86-110 самолетах люфтваффе (авиационное командование «Киркенес»), в книге «Асы над тундрой» М.А.Жирохова [5] только о 92 самолетах люфтваффе всех типов, включая транспортные. Им противостояли порядка ста самолетов Северного флота, причем в [4] речь идет всего о 77 самолетах ВВС флота (из них 16 самолетов разведчиков-гидропланов), а в [5] о 112 (54 гидроплана в т.ч.). Количество авиатехники в ВВС 14-й армии — 1-я смешанная авиадивизия — также отличается в разных источниках: от 165 в [5] до 194 в [4], причем в основном, это были боевые самолеты различных типов — СБ, И-16, И-153, И-15бис. На сайте «Военное обозрение» [6] говорится, что ВВС 14 армии располагали всего 125 исправными самолетами. Как видим, количество авиации со стороны СССР на начальном этапе войны, как бы там ни было, значительно превосходило силы люфтваффе в данной зоне (финских ВВС здесь не было).

Это потом, когда через Мурманск пойдут поставки союзников полярными конвоями Гитлер перебросит сюда дополнительные бомбардировочные силы и немцы летом 1942 года сумеют практически уничтожить с воздуха город, но станция и порт продолжат работать, несмотря ни на что [8]. Немцам банально на все сразу не хватало сил: война шла в Африке, продолжались бои с англосаксами на море и в воздухе, кое-что надо было держать для «присмотра» за покоренной Европой. Гитлер бросается покорять СССР как азартный игрок, ва-банк, поставив на карту всё! И ведь поначалу шло «как по маслу».

А вот судя по разряженности войск (одна дивизия на сотни километров, вместо положенных по уставу 10-15км) и полному отсутствию танковых соединений в планы советского командования наступательные действия на Мурманском направлении не входили.

II. Средняя Карелия. Как уже указывалось войска 7-й и 14 армий РККА были заблаговременно — еще до 22 июня — приведены в боевую готовность и, если они еще не заняли позиции, то заканчивали выдвижение к границе. Интересно вот что: еще в середине июня командующий Ленинградским военным округом (будущий Северный фронт) М.М. Попов выехал с группой офицеров с инспекционной поездкой на позиции подчиненных ему войск вдоль границы с Финляндией именно в полосе 7-й и 14-й армий [9]. Эта поездка-рекогносцинировка продолжалась вплоть до 23 июня, когда Попов был вынужден вернуться обратно в Ленинград. Он лично смог убедиться в передвижении немецких и финских войск к границе — они уже это практически не скрывали — тем более что в условиях белых ночей и полярного дня сделать подобное выдвижение скрытным было невозможно.

Еще один любопытный факт. 17 июня 1941 года командир 1-й Краснознаменной танковой дивизии (размещенной под Псковом) первого танкового корпуса Герой Советского Союза (за Зимнюю войну) полковник Богданов получает приказ о немедленной погрузке частей дивизии в эшелоны для передислокации. Оставив в месте постоянного пребывания неисправную технику (а это 20 танков и несколько десятков автомобилей) дивизия в рекордно короткие сроки в течение двух суток произвела погрузку на платформы и в вагоны и начала движение в неизвестном даже комдиву направлении. Такова была степень секретности. Как оказалось, поезда шли строго на север. 22 июня, к началу немецкого нападения, первые эшелоны прибыли на станцию назначения — глухой полустанок в забытом богом северном краю у Полярного круга — станция Алакуртти на железнодорожной ветке от Кандалакши к границе. В составе дивизии были, в основном, только легкие танки БТ и Т-26 с орудиями калибром 45 мм (на первых сериях калибр 37 мм) и противопульным бронированием 15-22 мм, но было и 15 тяжелых КВ-1. Всего 350 танков и 53 бронеавтомобиля, в том числе пушечные с орудием калибром 45 мм [10]. В танковую дивизию входили также гаубичный артиллерийский полк на механической тяге, а также около 1500 автомобилей (в том числе топливозаправщики) — силища!

Читателя не должен разочаровать вроде бы на первый взгляд «мизерный» калибр советских танковых пушек 45 мм. Опять же, с чем сравнивать. Бронебойный снаряд пушки 20К пробивал броню немецких танков T-I и T-II (и чешских T-38t) на дистанции до 2000 м, а танков T-III и T-IV на дистанции до 500 м, при этом двух последних на Севере в 1941 году не было. Немецкая 37-мм танковая пушка, установленная на T-III, могла поразить Т-26 и БТ на дистанциях до 1500 м, 20-мм автоматическая пушка немецкого T-II только до 500 метров [11]. Танк T-I был вообще пулеметным, то есть, скорее танкетка.

Но вот для чего в лесной приполярной глуши была сосредоточена эдакая танковая армада Красной Армии остается загадкой. Стандартный и самый простой ответ: для обороны госграницы от происков агрессивной и вооруженной до зубов Финляндии как-то тускнеет при более тщательном рассмотрении. Для обороны легкие танки с противопульным бронированием никак не годятся. Учтем также, что танки серии БТ, особенно БТ-7 были скоростными колесно-гусеничными, последний вариант БТ-7М на колесах развивал скорость по шоссе 90 км/час (!). Танковые пушки–«сорокапятки» были хороши в начальном периоде войны в бронебойном варианте, а вот фугасный снарядик весил всего 1,4 кг и не мог представлять угрозы для каменно-бетонного дота и даже для хорошего блиндажа. Осколочное воздействие снаряда также было невелико, то есть в фугасном варианте калибр 45 мм ни для обороны особо не подходил, ни для наступления на подготовленную оборону противника [12].

Танки серии БТ, помимо скоростных показателей, обладали в двух последних предвоенных модификациях еще и большим запасом хода — до 900 км на одной заправке (дизельные моторы), — а ведь можно тащить на себе еще и дополнительные канистры с топливом, а то и бочки. 900 км — это расстояние от Ленинграда до Варшавы — это так, на всякий случай. И также, на всякий случай, докладываю о географии местности: да, труднопроходима, особенно для техники и артиллерии, но… от Кандалакши (порт на Белом море) через Алакуртти до границы с Финляндией и оттуда через финские Салла-Рованиеми ведет автодорога до города и порта Кеми на берегу Ботнического залива (а практически параллельно ей и железная дорога — что особенно ценно). То есть, ударив мощным танковым кулаком по подавленной артиллерией трех советских дивизий финской обороне вдоль этой автотрассы, танки БТ в течение каких-то дней (имея обеспечение на флангах стрелковыми дивизиями — а они были) могли «перерезать» Финляндию пополам, заодно перекрыв при этом поставки никеля в Германию из Петсамо. Красивая картинка, а вот в реальной жизни танковой дивизии пришлось заниматься несвойственным ей делом — обороной. Дивизия была растащена по указаниям командующих фронтом и армией на полки, батальоны и даже отдельные танковые взводы, и ее ударная мощь растворилась в решении сиюминутных задач [10]. А жаль, сейчас была бы еще одна советская республика — финская социалистическая (шутка). А с другой стороны, насколько были успешны массированные танковые атаки, состоявшиеся южнее, на Карельском перешейке, в зоне действий 10-го мехкорпуса РККА, мы рассмотрим позднее.

ВВС 7-й армии на пространствах от Полярного круга до Ладожского озера состояли всего лишь из одной смешанной авиадивизии — 55сад — в которой на 22 июня числился только один полк бомбардировщиков — 72 сбап из 34 самолетов. 27 июня в дивизию вошел 155-й истребительный авиаполк (155 иап) в составе 33 самолетов И-16. Итого на пространствах в 400-500 км наши ВВС насчитывали всего 67 боевых самолета [13]. Правда, и со стороны противника авиации здесь было не густо. Точное количество самолетов ВВС Финляндии, летавших в данной зоне неизвестно, но вот, например, на финских аэродромах, с которых они могли бы оперировать в этом районе (это аэродромы Йонсуу — 17 самолетов, Йороинен — 29, Наапаярви — 30) всего базировалось на начало войны 76 самолетов [14].

7.4. Отдельно о ситуации на Карельском перешейке накануне войны.

В полосе ответственности 23-й армии — Карельский перешеек и северная часть Приладожья — из-за особенностей местности все преимущества в ведении наступательных действий были на стороне противника. От границы на юго-восток в сторону Выборга и Ленинграда на Карельском перешейке не существует значительных естественных водных преград в виде системы озер и рек, каналов. За исключением искусственных приграничных укреплений со стороны СССР — «линия Сталина», или же 28 УР (укрепрайон), оборонительной полосы на старой границе (демонтирована) — 22-й УР и остатков «линии Маннергейма», тоже частично разрушенной и демонтированной. Но вот если вести наступательные действия со стороны СССР, то они оказываются возможны только в южной части Финляндии вдоль дорожных систем на Хельсинки-Турку. Дело в том, что сразу от дорожной сети на север вся эта часть Финляндии испещрена действительно «тысячью озер», являющихся почти непреодолимым препятствием для наступающих войск в летнее время. Зимой, естественно, задача хоть немного, но упрощается, что и произошло в феврале-марте 1940 года при прорыве линии Маннергейма частями РККА.

В таком предположении интересен, если не загадочен факт передислокации в первые дни войны 10-го мехкорпуса РККА, изначально размещенного на южном берегу Финского залива (Ораниенбаум-Гатчина) через Ленинград к финской границе под Выборг. Корпус в течение нескольких дней совершал марш своим ходом на расстояние до 200 км. Переход преодолели не все уже порядком изношенные к тому времени боевые машины (дивизия формировалась из танков, прибывших из учебных частей). Так, в 21-й танковой дивизии из 281 танков в поход не смогли выйти почти 50, а доехали до места назначения всего 171 [15]. Потом-то их подобрали, подлатали, но однозначно этот переход не прибавил боевых возможностей мехкорпусу. Напомним, официально Финляндия объявила нам войну только вечером 25 июня, а 22 июня, уже после начала движения колонн 10-го мехкорпуса (а в это время 1-я тд 1-го мехкорпуса уже занимала позиции под Алакуртти) Финляндия заявляет о своем нейтралитете в начавшейся советско-германской войне. Но 10-й мехкорпус уже упорно шел на Выборг, громыхая по улицам Ленинграда и теряя в пути машины и танки. Получается, советское командование предвидело шаткость финского нейтралитета и решило загородить мехкорпусом путь на Ленинград?

Самое удивительное вот что. Финны объявили войну 25 июня, но в решительное наступление перешли только 10 июля, ограничиваясь до той поры боями небольшими силами, в том числе и с частями 10-го мехкорпуса. 6 июля в штаб корпуса приходит приказ командующего фронтом — во исполнение распоряжения начальника Генштаба — о переброске 10-го мехкорпуса на Лужский оборонительный рубеж — это еще 130-150 км на юг от Ленинграда. Правда, на этот раз техника была погружена в эшелоны. При этом корпус был фактически «распилен» пополам: на месте в распоряжении 23-й армии оставалась 198-я моторизованная дивизия (198мд) и пять танковых батальонов — 156 танков. Эти батальоны в ходе начавшихся активных боевых действий, также как и в случае с 1-й тд под Алакуртти, были «растащены» командованием на роты и взводы, и армия лишилась бронированного кулака и на этом участке фронта [15].

Не менее загадочным выглядит перебазирование из-под того же Пскова и также своим ходом, начиная с 22 июня, основной части 1-го мехкорпуса (именно из которого еще 17 июня 1-я тд убыла под Полярный круг), а именно 3-й танковой и 163-й моторизованной дивизий с приданными подразделениями и частями в… район Гатчины [16]. То есть туда, откуда только что (24 июня) убыла в сторону Выборга последняя полуторка 10-го мехкорпуса. Тем временем (24-25 июня) немецкая 4-я танковая группа генерала Гепнера уже подходила к Даугавпилсу и Риге, проезжая практически без препятствий и сопротивления по 50-70 км в сутки, разгромив при этом по пути практически все бронетанковые силы Северо-Западного фронта, не побрезговав и стрелковыми частями [17]. В то же время свежие бронетанковые части РККА занимались загадочными перемещениями в пространстве, сменяя друг друга в местах постоянной дислокации. Похоже на шахматные рокировки, только бессмысленные.

Но ведь в империи Сталина просто так ничего не делалось, любое деяние имело причину и смысл. А здесь получается хаотичное движение танковых колонн по дуге в 160-200 км от Ораниенбаума через Ленинград на Выборг и только для того, чтобы отдышавшись несколько дней, отправиться едва ли не обратно — под Псков на речку Луга, где спешно создавался оборонительный рубеж. А из под Пскова в то же время незадолго перед этим ушла на север полноценная Краснознаменная танковая дивизия №1 — голова кругом!

Предвоенные решения Политбюро и ЦК, наркомата обороны, Генштаба остаются, как правило, засекреченными до сих пор. И последним указом нынешнего президента останутся таковыми еще до 2040 года — 100 лет!!! Это что же там может быть?! Нет той страны, живые и мертвые уже давно смешались в одной земле, изменился мир, но остается запретной некая Страшная Главная Тайна Красной Армии, о наличии которой нам поведал в свое время А.Гайдар в «Мальчише-Кибальчише». Будем ждать разгадок, если кто доживет.

Далее начинаются вообще необъяснимые вещи, а именно: массированная бомбардировка советскими ВВС 25 июня 1941 года нейтральной на то время Финляндии. Хотя бы и формально, но нейтральной. Это мы сейчас такие умные знаем, что финны были полностью вовлечены в орбиту агрессивной политики фашистской Германии, а на 25 июня 1941 года 100% уверенности в том не было: пойдут финны в атаку, или остерегутся?! Об этой исторической бомбардировке расскажем в подробностях в следующих главах.

Источники и литература:

1. Лопуховский Л. 1941. На главном направлению Глава «Участие РККА в военных действиях на Западном ТВД». СПб., ООО «СУПЕР Издательство», 2017.

2.Линник С. Зенитные средства противовоздушной обороны РККА. Военное обозрение. [Электронный ресурс] URL:http//topwar.ru/31576-zenitnye-sredstva-protivovozdushnoyhtml.

3. Дайнес В. Боевые действия в Заполярье и Карелии (июнь-декабрь 1941г.) МО РФ (Минобороны России). Ход войны.[ Электронный ресурс] URL:http//mil.ru/winner-may/history/more.htm.

4. Силы сторон в стратегической оборонительной операции в Заполярье и Карелии. Военно-воздушные силы СССР. ВВС Северного флота. «Авиационное командование Киркенес». [Электронный ресурс ]URL:http//wiki2.org/ru/Силы-сторон.

5. Жирохов М.А. Асы над тундрой. Воздушная война в Заполярье 1941-1944. Глава «Немецкое наступление». [Электронный ресурс ]URL:http//взгляд из прошлого.рф/wp-content/uploads/2020/03/asy-nad-tundroy-zhirochov-m.f..pdf.

6. Особенности применения авиации на Севере в годы войны. Военное обозрение. [Электронный ресурс] URL:http//topwar.ru/84829-osobennosti-….html.

7. Германские и советские танковые войска на севере 1941-1944 гг. Состав, численность и районы дислокации в июне 1941 г. [Электронный ресурс] URL:http//tankfront.ru/ussr/in-action/bt-na-severe.html.

8. Черный день Мурманска. Мурманский вестник. [Электронный ресурс]URL:http//mwestnik.ru/our-home/chernyj-den-murmanska/.

9. Смыслов О.С. Забытый полководец. Генерал армии Попов. Глава «Слыл непоседой». [Электронный ресурс] URL:http//kartaslov.ru/книги/Смыслов-О-С-Забытый-полководец-…/2.

10. 1-я танковая дивизия — соединение РККА в Великой Отечественной войне. [Электронный ресурс]URL:http//rkkawwii/division/1tdf1.

11. Бронебойность танковых орудий 1941-1945 гг. [Электпронный ресурс] URL:http//krieg.wallst.ru/frames-p/panzernung.html.

12. 45-мм противотанковая пушка образца1937 года (53-К). Противотанковые пушки СССР и Германии военного периода. [Электронный ресурс] URL:http//goodlec.com/противотанковые-пушки-ссср-германии/.

13. 55-я смешанная авиационная дивизия — Википедия. [Электронный ресурс] URL:http//wikipedia.org/wiki/55-я-смешанная-авиационная — дивизия.

14. Иванов С.В. ВВС Финляндии 1939-1945. Фотоархив (fb2). Аэродромы. Состав ВВС Финляндии на 2 июля 1941 года, с.13. [Электронный ресурс]URL:http//litmir.me/br/.

15. 10-й механизированный корпус. Дивизии РККА в годы Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс]URL:http//divizia-rkka.ru/ 10-й механизированный корпус/.

16. 1-й механизированный корпус. Дивизии РККА в годы Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс]

URL:http//divizia-rkka/1-й механизированный корпус/.

17. Северо-западный фронт — Википедия. 1941. Боевые действия. Доклад народному комиссару обороны от 26.6.41г. [Электронный ресурс] URL:http//Wikipedia.org/wiki/Северо-Западный-фронт (Великая Отечественная война).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я