В книге дается краткая история возникновения казачества на землях Малороссии, становление его на землях Великой России и развитие казачьей демократии. В стихотворной части написаны стихи по темам: религия, лирика, патриотика и поздравительные казакам – старшинам по случаю их дня рождения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги От сословия к народу. О прошлом, настоящем и будущем предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Анатолий Михайлович Хохлов, 2022
ISBN 978-5-0056-4564-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
От сословия к народу
Вопрос о происхождении казачества и его месте среди Российского народа, принадлежит к числу тех задач, которые необходимо решать в современных условиях. По мнению видного ученого историка и этнографа, академика Дмитрия Ивановича Эварницкого, южно — русское казачество, начавшись с небольших общин, дошли до целого сословия и распространились по всей территории Малороссии и Запорожья. Образование казачества как народа, начиная с 15—16вв.. было обусловлено этнографическими особенностями Малороссов, в силу которых казачьему духу была близка и сродна община. Малороссы были воспитаны на Вечевом строе. Самосуды и самоуправление дали началу образованию казачества. На вечевых началах зародившегося казачества, сошлись другие славянские народности. Великороссы и малороссы, для которых эти порядки казачьего самоуправления и политической свободы стали основой существования и саморегуляции.
Зарождению развитию казачьих общин способствовали несколько объективных причин: это и притеснение польско — литовских князей малороссийских крестьян по отъёму земель и бесправному их положению, это и набеги татар и экспансия южных границ Русского государства турками. Но главную роль на организацию казачьих общин все же сыграло влияние вечевого строя. Не будь вечевой Руси, не было бы и казачества или во всяком случае, тех его форм в котором оно исторически сложилось и дожило до сего времени, говорил видный историк, член-кор императорской Академии наук Ф.А.Щербина. Особый вред в развитии казачьих общин нанесли польские князья. Польское правительство прекрасно понимало двойственную роль казаков. Эксплуатируя их как военную силу, они всячески подавляли их стремление к самоуправлению и свободе. Сами поляки разделенные на три сословия: шляхту, холопов и мещан, относили большую часть казачьего населения к последним двум сословиям, поставивши казачество как бы к низшему слою населения. Они не допускались ни к избранию короля, ни к участию в сеймах, не привлекались к народоуправлению. Состав казачьего населения, польское правительство пыталось свести к минимуму. В этих целях были заведены особые списки (реестры). И только те кто попадал в эти реестры считались казаками. Из 35 тыс. казаков в реестр попали лишь 6 тыс. чел., остальные приравнивались к мещанам и холопам. В 1578 году польский шлях Стефан Батория признавался татарам, что казаки им, полякам не желательны и хотели бы их истребить. В царский период казачества на Руси в период 17—19 вв. обозначился усилением эксплуатации казаков как воинствующего народа в борьбе за сохранение русских земель. Петр-1 в 1695—96 гг. пытался освободить Азов от турок, но флот был к тому времени малочисленный и слабый. Затем вторая попытка в 1711 году, и тоже безуспешна. И лишь в царствование Екатерины II и Александра I, Россия смогла освободить Крым и Черноморское побережье. С1695 по 1878 годы Россия провела девять кровопролитных войн с Турцией, 183 года была в состоянии войны. В этих войнах, погибли тысячи казаков. Десятки тысяч казачьих семей оставались без отцов и мужей. Жены и дети заменяли их на хозяйственных работах на своих земельных наделах, защищаясь от иноверцев, не желающих признавать Российское правительство.
На южных границах Руси создаются казачьи общины на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке. Здесь массово возникают самоуправляющие казачьи общины из так называемых вольных казаков. Они же явились движущей силой народных восстаний на Украине в 17—18 вв., крестьянских войн в России в 17—18 вв. Царское правительство, видя в казаках воинственный народ, стремилось использовать их для охраны границ и военных действиях. И в 18-ом веке по Указу Екатерины-11,подчинила их, превратив в привилегированное военное сословие и опору самодержавия. Это сословное служение Царскому самодержавию сыграло плохую службу имиджу православного казачества. Участвуя в разного рода мероприятиях по подавлению народных волнений и холуйского служения самодержавию, вызвало недоверие к казакам, хотя сам казак плоть от плоти народа. Это недоверие к казакам и в настоящее время выражается в рекламных роликах центрального телевидения Р.Ф., Комментируя новые дополнения в Конституцию РФ, некий «пропагандист» от имени народа говорит, что новые дополнения в Конституцию предусматривают чтобы в высшие органы власти не было засланных казачков. Чувствуете куда клонят новые нувориши. Надо сказать, что сословие как социальная группа людей закрепленная в обычае или в законе живучая форма в обществе. Для сословной организации характерна иерархия выраженная в неравенстве положений и привилегий. К примеру в царской России в конце 18 века были утверждены сословия: дворянство, купечество, духовенство, военные, крестьяне. При социалистической системе хозяйствования эти формы деления общества стираются. С развитием капитализма сословные деления общества негласно меняют свои формы.
Так в настоящей России сословия разделились своего рода на классы. Класс олигархов и крупных землевладельцев, средний класс фермеров и частных лавочников, и класс люмпен-пролетариата и крестьянства. В начале 20 века в Российском государстве существовало одиннадцать казачьих войск (Донской, Кубанский, Оренбургский, Забайкальский, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Уссурийское, Семиреченское). В 1916году казачье население составляло уже 4,4млн. чел., и в первую мировую войну выставило 300 тыс. чел. подготовленных и снаряженных казачьих полков. В 1920 году, в период становления Советской власти, казачество как сословие было упразднено, по причине того, что часть зажиточного казачьего населения не поддержала новое мироустройство и всячески противодействовало новой власти. Перевод основных средств производства из частной собственности в государственную коллективизация производства, на 70 лет существования Советской власти сгладила основные различия казачьего народа. Были утрачены многие, обычаи казаков, бытовой уклад, терялась специфическая культура жизни. Но Советское правительство видело в казачестве силу способную к самоуправлению и вечевой организации общин. И в1936 году в связи с усилением военной угрозы со стороны Германии оно приняло ряд мер по возрождению казачьих традиций. 20 апреля 1936 года ЦИК СССР приняли постановление об отмене ограничений в отношении службы казаков в Рабоче-крестьянской Красной Армии. Казакам разрешили ношение казачьей формы одежды ношение, орденов и медалей, полученных за героизм в защите Отечества, наряду с наградами введенными Советской властью.
На Дону, Кубани стали создаваться территориальные казачьи кавалерийские дивизии, которые в последствии успешно участвовали в военных операциях. 1 мая 1937г. казачья дивизия из Донского, Кубанского, Терско-Ставропольского казачьих полков участвовала в военном параде в Москве на Красной площади. И. В. Сталин видел в казачестве сплоченность и организованность. За годы Великой Отечественной Войны казаки показали свою любовь к Родине, к своему Отечеству, Православию. 308 казаков стали Героями Советского Союза. Многие из них получили это звание посмертно. Погиб в концентрационном лагере Маутхаузен, не пожелав идти на службу к врагу, сибирский казак генерал-лейтенант Дмитрий Михайлович Карбышев. Погиб танкист-Кубанский казак станицы Бесстрашной Дмитрий Федорович Лавриненко.
В боях за освобождение Чехословакии отличился сержант Алексей Гусько — командир орудия 183 — го гвардейского полка, Василий Савченко — казак 40-го гвардейского кавалерийского полка повторивший подвиг Александра Матросова. Им и многим другим присвоено звание героя Советского Союза посмертно. Терскому атаману летчику — истребителю Коняхину Василию Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза за совершение 227 боевых вылетов и сбивший 17 самолетов противника и мн. др. После окончания войны, казачьи войска были вновь расформированы. Продолжалась эра общегосударственной национальной социалистической политики. В конце 90-х годов прошлого столетия Центральный Комитет КПСС и Советское Правительство не обращали внимание материальному положению граждан, возникли дефициты в пище, в одежде и других бытовых вещах. Старые большевики умерли, к власти пришли молодые не опытные коммунисты. И в 1991 году в стране по инициативе генсека ЦККПСС М.С.Горбачева началась перестройка госаппарата в сторону усиления демократии.
Но вскоре, по причине политической слабости, был освобожден и к власти пришел бывший первый секретарь Свердловского Обкома КПСС Б.Н.Ельцин, переведший страну на путь либерально-рыночной экономики. Консультантами перестройки были Американские работники ЦРУ. Тяжелые годы перестройки не прошли гладко. Страна пережила развал социалистической экономики, приватизационный период госпредприятий в частную собственность, перераспределение государственных энергоресурсов. Но казачество в силу своего положения не вступало в проводимые правительством реформы. Оно ожидало справедливого распределения госсобственности, возврат к старым порядкам. Но жизнь распорядилась иначе. По причине слабости здоровья Б.Н.Ельцина, отказавшись от управления страной, к руководству страной в 2000 году встал бывший разведчик госбезопасности России В. В. Путин. Началась эра возрождения страны и упорядочения экономико-хозяйственного механизма. Нужна была четкая отраслевая иерархическая система управления хозяйством на огромной территории Российской Федерации. А главное, в короткий срок поднять обороноспособность страны, ибо в это время за границей под руководством ЦРУ разрабатывались планы раздела нашей страны и экспансии ее по частям. В.В.Путин прекрасно понимал в каком состоянии находится страна. И он снова обращает внимание на казачий народ, который может не только хорошо трудиться, но и защищать свою землю и свою веру. В настоящее время население Кубани составляет шесть миллионов человек. 80% — населения, а это более 4 млн. чел. по данным СМИ положительно относятся к казачеству и его работе. А это значит, что население края это потомственные казаки, хорошо помнящие свое родство, обычаи и культуру.
В казачьих обществах Кубани насчитывается более 6 тыс. чел., а с членами их семей около 200 тысяч человек. На открытии первого Всекубанского казачьего съезда в октябре 1990 года было избрано войсковое правительство, совет атаманов, совет стариков, принят устав ККВ и программа работы. В обращении съезда к населению Кубани и КрайСовету были высказаны ряд важных предложений, в ряду которых было признать Казачество особым Этносом, с самобытной культурой, обычаями и традициями. Этнос или этническая общность людей определяется как исторически возникшая устойчиво существующая социальная группа. Это же понятие о статусе казачества определено в законе №1107—1 РФ «О реабилитации репрессированных народов». В этнографическом смысле этническая общность отражает понятие народ. В этногенезе Кубанские, Донские, Терские, Ставропольские, Яицкие и др. казаки, в начальном этапе произошли от древне-русского-народа Малороссии, которые до сих пор сохранили свои лингвистические и антропологические особенности. Расселенные из западных границ древне-русского государства, они сохранили свою самобытную культуру и обычаи. Историческое ремесло которых сложилось как: охрана земель Российского государства от внешних захватчиков, землепашество, контроль за землепользованием, недрами, самобытной культуры и жизни казачьего народа. После принятия закона о реабилитации, казачье движение приняло организованную форму за свои права. В своей истории казачество было всегда связано с военно — земледельческим укладом жизни. Сейчас военная форма охраны земель отпала, казачество перешло на хозяйственно-земледельческий уклад, чему способствовала коллективная форма землепользования. Правительство исходит из того, что культура, обычаи казачества складывались под воздействием государственной службы и особого уклада жизни. И это наложило свой отпечаток на повседневную жизнь казачьего народа. Признание Государством необходимости возрождения государственной службы является основанием для различных форм государственной поддержки, предоставления гарантий финансовых, материальных и иных льгот, развития казачьего самоуправления и использования элементов государственного управления в отношении территориальных объединений. Правительством предусмотрены следующие виды и формы государственной службы казачества:
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги От сословия к народу. О прошлом, настоящем и будущем предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других