Книга создана на основе материалов интернет-рассылки «Клиент всегда прав!»Всего разобрано 22 вопроса, которые помогут сделать общение с продавцами осмысленным и управляемым, доведя потребительскую грамотность до максимума, а нарушение ваших прав до минимума.Вы узнаете о грамотном потребительстве – как получить именно то, за что вы заплатили. Если же получили не то, что вам было нужно, как защитить свои нарушенные права.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Клиент всегда прав! Самые важные вопросы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Вопрос №1. Надо ли платить за случайно разбитый товар в магазине?
«Уважаемый Анатолий!
Если найдете возможность ответить мне на мой вопрос, большое Вам спасибо. Суть вопроса. В 2003 году, в период очередей на установку стационарного телефона, заключила договор с телефонной компанией, по которому большая часть денег была оформлена как целевой беспроцентный займ со сроком возврата 2023 год. Сегодня устанавливают за 6 тысяч, и очередей нет.
В Вашей практике не было такого дела? Как сейчас вернуть деньги? Технологии ушли вперёд, сейчас эта услуга не стоит этих денег».
К сожалению, я не могу ответить на этот вопрос подписчицы по поводу договора с телефонной компанией — я не юрист. И эта рассылка будет не юридической консультацией, а юридическим ликбезом — в той мере, в которой лично я изучил законодательство в области защиты прав потребителей. Знание законов больше помогает в суде. В общении с продавцами помогает, в первую очередь, знание психологии.
Недавно снял на видео1 ситуацию, когда одна женщина разбила бутылку в магазине самообслуживания и смогла уйти, не заплатив за неё. Она не ссылалась на какие-либо законы или правила, а просто использовала здравый смысл, энергию убеждения и уверенность в своей правоте. С другой стороны, сотрудники магазина не смогли защитить свои права и интересы.
— Я даже к ней не прикасалась! Я даю вам слово.
— Значит, вы зацепили ногой.
— Извините, нет.
— На кассе заплатите.
— Платить я не буду.
— А кто будет?
— Я ничего не делала.
— Они сами не могут упасть.
— Я же говорю, я их не трогала. Я к ним не прикасалась. Для меня это, вообще, удивительно точно так же. Я их даже не трогала.
— Наверное, Вы её чем-то зацепили, своими руками. — Объясните, если я поднимаю сумку…
— А зачем Вы её поднимаете-то? И по товарам бьёте.
— Ничего по товарам не бью. Я беру оттуда пакет сока.
— Ну а как она сама упала?
— Объясните мне, как я могу?
— Нет, она не так стоит, она нормально стоит.
— Я ничего платить не буду.
— На кассу поставить оплатить.
— Аккуратней надо ходить.
Что касается вопроса, возникающего в подобных ситуациях, — платить или не платить за товары, которые разбиваются или портятся покупателем в процессе нахождения в торговом зале. В оборот магазина изначально закладывается некий процент убытка от такой формы организации торговли, как самообслуживание покупателей. А ответственность за разбитую бутылку несёт и сотрудник, закупающий напитки в стеклянной таре вместо бумажной или пластиковой, и сотрудник, расставляющий стеллажи, и сотрудник, занимающийся выкладкой товара. И директор магазина, стремящийся увеличить ассортимент товаров. Всё это приводит к сужению проходов и неудобствам для покупателя, увеличивая вероятность порчи товаров.
Из-за одной бутылки магазин вряд ли будет ввязываться в дело с труднодоказуемой виновностью покупателя. Вот если кто-нибудь разобьёт несколько бутылок подряд или будет вести себя агрессивно и неуважительно, находиться в состоянии алкогольного опьянения и т. п. — как минимум последует вызов милиции и, возможно, составление протокола. Ведь это может быть расценено как хулиганство или вандализм (ст. 213 и 214 УК РФ).
Но это всё равно нужно доказывать в суде. Только суд может заставить расплатиться за нанесённый ущерб. Поэтому покупатель имеет полное право не платить «на месте», а требовать официального разбирательства. Для этого покупатель может сам обратиться к другим покупателям с просьбой выступить свидетелями происшедшего, вызвать милицию и составить протокол. В общем, нужно будет обеспечить доказательства вашей невиновности.
Не нужно пытаться, угрожая разбирательством, покидать место происшествия. Если охранники будут вас задерживать, то у них может найтись законное основание для подобных действий — «вы уронили товар намеренно», то есть умышленно причинили вред имуществу юридического лица (ст. 1064 Граданского кодекса РФ). А их прямая обязанность — защита охраняемого имущества.
Другое дело, что охранники могут останавливать вас только вежливо и корректно. Если они действуют иначе, можно напомнить им ст. 203 Уголовного кодекса РФ («Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб»), которая за применение насилия или угрозу его применения предусматривает наказание в виде лишения свободы вплоть до восьми лет. Кроме этого, у охранников нет права проводить задержание граждан, это могут делать только сотрудники милиции, поэтому охранники вызывают наряд.
В следующей рассылке я планирую разобрать вопрос: нужно ли сдавать сумки в камеры хранения в магазинах самообслуживания.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Клиент всегда прав! Самые важные вопросы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других