Часть первая.
Общие экономико-управленческие термины и расчеты
§1. Цена, затраты, эффект
Прибыль (масса прибыли, норма прибыли) — эффект3, получаемый производительной структурой или конкретным деловым человеком от осуществления каких-то профессиональных действий, связанных с обменом результатов своей производительной деятельности на деньги, ценные бумаги, услуги или другие материальные ценности.
Прибыль — разница между доходами, получаемыми от реализации результатов какой-то конкретной деятельности, и расходами, которые производитель несет в связи с организацией такой деятельности:
прибыль = доходы — расходы
Прибыль в абсолютном значении — показатель массы прибыли, то есть прибыли в денежном выражении.
Норма прибыли — относительный показатель, выражаемый через соотношение прибыли к затратам и фиксируемый в процентах.
Прибыль торгового предприятия представляет собой разницу между показателями валовой выручки, получаемой таким предприятием от реализации товаров, продуктов, услуг, и валовых затрат на организацию такой деятельности:
валовая прибыль = валовая выручка — валовые затраты
Валовая выручка торгового предприятия — валовый доход, получаемый от продажи товаров по розничным ценам4, в расчете на день, декаду, месяц, год.
Валовые расходы розничного торговца связаны с:
а) его затратами на приобретение товаров по оптовым ценам для их последующей реализации по розничным ценам,
б) его затратами на организацию своей торговой деятельности (аренда помещений или амортизационные отчисления, плата за коммунальные услуги, фонд оплаты труда работников, налоги…).
Розничная цена (Рц) — цена, по которой розничный торговец продает приобретаемые им оптом товары своим розничным покупателям.
Розничная цена формируется через прибавление к показателю оптовой цены величины торговой наценки:
розничная цена = оптовая цена + торговая наценка
Торговая наценка представляет собой превышение розничной цены, по которой розничный торговец продает товары розничным покупателям, над оптовой ценой, по которой он, розничный торговец, приобретает такие товары у оптовика для их последующей реализации через свою розничную сеть.
Торговая наценка устанавливается самим торговым предприятием в зависимости от многих факторов, имеющих для него, торгового предприятия, важное значение в процессе достижения им своих собственных целей5.
Торговая наценка устанавливается обычно в процентах от уровня оптовой цены. К примеру, если розничное торговое предприятие закупает — для последующей перепродажи — коньяк по цене 1000 рублей за одну бутылку, а торговую наценку решено установить на уровне 100%, то розничная цена такой бутылки составит 2000 рублей.
Торговая наценка — по своему экономическому содержанию и роли в этой конкретной сере деловой активности — представляет собой механизм формирования розничным торговцем источника:
а) покрытия его собственных затрат на организацию торговой деятельности (расходы на аренду торговых площадей или их содержание, оплату коммунальных услуг, формирование фонда оплаты труда своих работников — продавцов, кассиров, водителей, уборщиков, выплату налогов и т. д.),
б) формирования своей собственной прибыли (прибыли розничного торговца).
Использование на практике категории «торговая наценка», таким образом, объясняется — повторим еще раз — объективной необходимостью розничного торговца иметь свой собственный источник покрытия затрат на организацию торговой деятельности и источник получения своей собственной, то есть торговой прибыли.
Без использования такого механизма розничная торговля не может существовать.
Оптовая цена — цена, по которой розничный торговец приобретает товары у производителя или оптовика6 для их последующей перепродажи по розничным ценам.
С экономической точки зрения оптовая цена (Оц) равна розничной цене (Рц) за вычетом торговой наценки (Тн)7:
Оц = Рц — Тн
Розничное торговое предприятие производит услугу, связанную с перемещением товара от места его производства к месту его потребления, а также ряд сопутствующих такому своему назначению операций — складирование, хранение, расфасовка, упаковка, реклама, доставка покупателю, установка, пробная эксплуатация (например, включение в электросеть доставленного и распакованного покупателю холодильника) и т. д.
Отходим от специфики торговой сети…
Нормативные показатели (прибыль, издержки — в расчете на единицу товарной продукции или единицу времени) — могут быть расчетными (то есть предполагаемыми) или фактическими.
Нормативные издержки — затраты на производство одной товарной единицы при соблюдении установленных — на основе используемой технологии производства — нормативов.
Норматив — это предельное количество конкретного ресурса, требуемого для производства одной товарной единицы в соответствии:
а) с избранной и используемой предприятием конкретной технологии производства8,
б) с фактическим уровнем загрузки производственных мощностей предприятия9,
в) без учета, естественно, брака и непроизводственных10 потерь11…
К примеру, по этой технологии производства на изготовление одного письменного стола требуется 0,5 кубометра древесины. Следовательно, во всех своих расчетах под нормативом потребности в древесине мы и будем понимать именно 0,5 кубометра. Кроме того, потребуется лак, шурупы, какое-то конкретное количество труда, выражаемое в человеко-часах…
Нормативные издержки в таком случае будут представлять собой сумму нормативов потребностей во всех ресурсах, требуемых для производства одной товарной единицы при нормальной организации производительного процесса в рамках конкретной организации и при конкретной схеме управления такой организацией.
Но поскольку суммировать кубометры с теми же человеко-часами глупо, да и невозможно, то все нормативы потребностей в ресурсах из их натуральной формы (кубометры, штуки, человеко-часы…) мы переводим в стоимостную (денежную) форму… То есть используем величину суммированной стоимостной потребности в ресурсах, требуемых для производства товара.
Стоимостная (денежная) потребность в каждом типе ресурса определяется через умножение цены ресурса на норматив его потребности в натуральной форме. К примеру, если древесина приобретается нами по цене 1000 рублей за кубометр, то норматив его потребности в стоимостной форме составит (1000 рублей × 0,5 кубометра =) 500 рублей…
Нормативные показатели могут соотноситься и с временным периодом. К примеру, годовой норматив прибыли, то есть планируемый к получению общий объем прибыли. А объем фактически получаемой прибыли фиксируется через понятие массы прибыли. Нормативные показатели фиксируются в расчете на год, месяц (месячный норматив прибыли), день (дневной норматив прибыли).
Издержки производства — затраты на организацию производительной деятельности предприятия.
Классификация издержек производства:
— постоянные и переменные
— нормативные и валовые
— нормативные переменные
— нормативные постоянные
— валовые переменные
— валовые постоянные
Норматив переменных издержек производства рассчитывается на основе избранной технологии производства. Знание основных требований технологии производства позволяет описать потребности в каждом типе ресурсов, требуемых для изготовления конкретного товара в натуральной форме. После этого можно зафиксировать норматив потребности в каждом отдельном типе ресурсов. А на основе фиксации текущих цен на каждый тип ресурса такой норматив из его натуральной переводится в стоимостную форму (пример: на изготовление стола требуется древесина, причем, в расчете на один стол — 0,5 куб. м, цена же на древесину в текущий момент — 1200 руб./куб. м, следовательно, — норматив расходов на приобретение древесины в расчете на один стол — 600 рублей)
Для расчета норматива переменных издержек производства можно воспользоваться такой схемой:

Эти 1100 рублей в данном случае и будут представлять собой то, что мы именуем нормативом переменных издержек производства
Норматив постоянных издержек (НормПостИП) производства рассчитываются через деление валовых (ВалПостИП) постоянных издержек производства (обычно — в расчете на год) на планируемый (ПлОР) объем реализации (в расчете на тот же временной период):
НормПостИП = ВалПостИП / ПлОР
Целесообразно (как бы это странно ни звучало) запомнить следующую фразу:
Норматив постоянных издержек производства рассчитывается совсем не так, как норматив переменных издержек производства.
Валовые постоянные издержки производства — все затраты (обычно — в расчете на год), предназначенные не для финансирования текущих расходов по организации процесса производства конкретного товара, продукта, услуги (это — затраты переменные), а только лишь для компенсации расходов компании, осуществляемых с целью формирования (создания) условий для течения процесса производства в задаваемом режиме. Основу этой категории затрат составляют (в расчете на год):
— годовой норматив амортизационных отчислений,
— годовой фонд оплаты труда административно-управленческого персонала вместе с начисляемым на него налогом,
— налог на имущество, а также все текущие расходы по созданию комфортных условий для работы административно-управленческого персонала (коммунальные платежи, включая арендную плату за офисные помещения, связь, содержание компьютерной и печатно-множительной техники, канцелярские товары и т. д.).
Можно по-другому выразить суть и содержание рассматриваемой нами экономико-управленческой категории: валовые постоянные издержки производства — это расходы, связанные с поддержанием предприятия в рабочем состоянии.
В этом случае мы на уровне воображения представляем себе, что предприятие по каким-то причинам останавливает процесс производства, но планов по его ликвидации нет — есть надежда, что в будущем производство возобновится.
В таком случае переменные затраты снижаются почти до нуля (сырье не закупается, электроэнергия не используется, основной и вспомогательный персонал отправляется в неоплачиваемый отпуск или увольняется…).
Однако, затраты на поддержание предприятия в рабочем состоянии и при этом не исчезают, их все равно необходимо компенсировать (годовой норматив амортизации, годовой фонд оплаты труда административно-управленческого персонала со всеми надбавками, начислениями и налогами, коммунальные расходы на содержание офисных помещений в надлежащем порядке и т. д.).
Структура цены товара (продукта, услуги) в самой ее простой форме может быть представлена следующим образом:

Рисунок 1. Структурирование цены товара
Цена товара (продукта, услуги) формируется через сложение внутренней себестоимости товара и планируемого уровня минимально допустимой прибыли.
Внутренняя себестоимость планируемого к производству (уже производимого) товара, продукта, услуги представляет собой совокупность норматива постоянных и норматива переменных издержек производства.
Полная себестоимость — это внутренняя себестоимость плюс норматив минимально допустимой прибыли.
Полная себестоимость именуется еще и как минимально допустимая (с позиций производителя) цена производимого (или планируемого к производству) и предлагаемого к продаже товара, продукта, услуги.
Минимально допустимая цена производимого (или планируемого к производству) товара, продукта, услуги — тот ценовый показатель, при использовании которого в процессе продажи продукта своего труда компания получает минимально допустимую (с точки зрения самой компании) прибыль на вкладываемый в производство такого товара капитал (в таком случае под капиталом понимают нормативные издержки производства).
Целесообразно запомнить:
При планировании производства рассчитывают показатель минимально допустимой цены, а реализуют товар по фактической цене (если, конечно, такая фактическая цена превышает расчетный показатель минимально допустимой цены или, хотя бы, равна ему).
Показатель минимально допустимой цены производимого (или планируемого к производству) товара, продукта, услуги используется:
— для принятия решения о начале производства товара (если такой показатель ниже текущего или прогнозируемого уровня фактической рыночной цены или — как минимум — равен ей),
— для принятия решения об отказе начинать (или продолжать) производство товара (если такой показатель выше текущего или прогнозируемого уровня фактической рыночной цены),
— для предварительной фиксации предела «возможного отступления»12.
Это последнее обстоятельство связано с пониманием того, что если фактическая цена реально производимого и реализуемого товара будет снижаться13
Конец ознакомительного фрагмента.