1. Книги
  2. Рукоделие и ремесла
  3. Анастасия Михайленко

Вещь в интерьере. Авторские техники декорирования в дизайне интерьера

Анастасия Михайленко
Обложка книги

Вещь в интерьере — это авторская концепция создания произведений искусства предметного дизайна и интеграции их в существующий или создаваемый интерьер помещения. Арт-вещью в концепции является предмет ручной работы, а именно мебель, светильники, не монументальные арт-объекты и артефакты, изготовленные из натуральных материалов в авторских инновационных техниках декоративно-прикладного искусства, как форма декорирования интерьера.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Вещь в интерьере. Авторские техники декорирования в дизайне интерьера» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА. ТЕХНИКА ОБЖИГА, БРАШИРОВАНИЯ И ТОНИРОВАНИЯ ДРЕВЕСИНЫ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДЕРЕВА

Художественная обработка древесины стала одним из первых прикладных видов искусства еще на первых этапах развития цивилизации. Обширное произрастание лесов обеспечило доступность материала. Древесина — это универсальный материал, который человечество использует тысячелетиями, чтобы сделать свое жилье теплым, уютным и красивым. Она достаточна прочна, проста в обработке, легко режется и клеится, изделия из нее получаются с естественной природной текстурой. Все эти свойства проявляются в процессе декоративной обработки. А чтобы придать древесине оригинальный и эстетичный вид, применяются различные техники. Некоторые из них применяются в концепции «Вещь в интерьере» и требуют отдельного рассмотрения.

ОБЖИГ ДЕРЕВА. ПОЛУЗАБЫТЫЙ ЯПОНСКИЙ МЕТОД В СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРИТАЦИИ

Идея обжигать древесину посетила человека много тысячелетий назад. Изначально обжиг применяли, чтобы придать дополнительную прочность, а позднее, чтобы защитить деревянный фасад жилища от пожара. Как не странно обугленное дерево с трудом поддается возгоранию, кроме того, в такой древесине не заводятся насекомые, грибы и бактерии, что продлевает ее срок службы.

Этот способ обработки дерева был известен в странах Скандинавии, а в Древней Руси его называли «подкуриванием», но наибольшую известность получила его японская версия — техника обжига Shou Sugi Ban. И в наши дни техника обжига дерева широко применяется, улучшается и развивается в сфере искусства, дизайна и архитектуры.

Три доски, продольные деревянные панели или щиты, подвергающиеся обжигу по методу Shou sugi ban, связываются металлической проволокой, образуя треугольный туннель. Затем в один из концов засовывают пучок соломы и поджигают, а конструкцию переворачивают в вертикальное положение. В процессе горения требуется раздвигать щели между обжигаемыми панелям, тем самым обеспечения доступа кислорода внутрь конструкции для правильного распределения огня по древесине. Таким образом доски жгут в течении 2—3 минут, после чего резко охлаждают водой. В результате такого воздействия на древесину, материал приобретает интересную чешуйчатую фактуру, наполняется трещинками, напоминающими кожу крокодила. Впечатляет загадочная красота обугленного дерева.

В настоящее время декоративный обжиг стремительно возрождается. Он позволяет мастеру добиться в работах широкого эстетичного многообразия. В современном исполнение такого обжига необязательно использовать солому или разводить костер, целесообразней использовать мощные газовые горелки с поворотным соплом и регулируемой подачей газа, что позволяет увеличить скорость самого процесса и более качественно контролировать степень обжига материала. Для обжига небольших деревянных заготовок целесообразно использовать маленькую газовую горелку, которая накручивается на газовый баллончик.

С помощью газовой горелки очень легко выполнить легкий обжиг материала и, тем самым, лишь слегка подчеркнуть рисунок дерева. Впрочем, интенсивность обжига легко регулируется при помощи механизма газовой горелки уменьшением или увеличением подачи газа на сопло. Легкий обжиг обычно проводят уже на гладкой поверхности дерева, которая должна быть шлифованной. Это можно сделать самостоятельно, использовав шлифмашинку или купить подготовленный материал.

Фото: Легкий обжиг древесины.

Газовой горелкой также можно выполнить и глубокий обжиг, просто на это уйдет немного больше времени чем при использовании метода Shou Sugi Ban. В этом случае размер заготовки имеет значение: если она имеет небольшой размер, то целесообразней использовать горелку.

Фото: Глубокий обжиг, выполненный газовой горелкой.

Для осветления обожжённого дерева и придания ему фактуры обожженные доски чистят металлической щеткой. Этот способ известен нам как браширование.

БРАШИРОВАНИЕ. ОСОБЕННОСТИ ИНСТРУМЕНТА. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ

Брашировка или искусственное старение древесины-это одна из самых популярных техник декорирования пиломатериалов. Само слово произошло от английского «brush», которое в переводе означает «щетка». Именно благодаря щеткам происходит состаривание деревянной поверхности. Дело в том, что само дерево неоднородно по своей структуре и со временем в результате природных воздействий мягкие волокна разрушаются. Браширование позволяет ускорить этот природный процесс при помощи жесткой металлической щетки и человеческих рук.

Фото: Древесина после обжига и браширования металлической щеткой.

Для браширования лучше всего выбирать заготовки с красивым природным рисунком и ярко выраженными годичными кольцами. Твердые и мягкие волокна должны быть хорошо различимы и иметь красивую фактуру. В качестве древесины целесообразней всего выбирать хвойные породы, так как они наиболее мягки по своей структуре. Прекрасно подходит для этого сосна, к тому же пиломатериал из нее легко приобрести в магазине и цена очень демократичная. Легче всего производить брашировку уже обожжённого дерева, так как мягкие структуры материала выгорели и залу легко счистить даже мягкой металлической щеткой. Работа щеткой производится вдоль волокон древесины в одном направлении. Можно брашировать и необожжённое дерево, предварительно пропитав его водой, чтобы размягчить волокна. Однако вычищая именно обожжённое дерево можно добиться потрясающих художественных эффектов, выделить контрасты, регулировать цветовую насыщенность и текстуру.

Фото: Брашировка заготовки стальной щеткой.

Для глубокого браширования я рекомендую применять жесткую стальную щетку. Латунные щетки как правило имеют очень тонкие щетинки, поэтому они распушают волокна, которые торчат, а глубина рельефа менее выразительна. После использования латунной щетки рекомендуется обработать заготовку нежесткой нейлоновой щеткой. Она выравнивает и сглаживает поверхность, убирает пыль и мелкие частицы.

Фото: Латунная щетка для браширования.

Если требуется браширование большого объема обожжённой древесины уместно применить специальные насадки и диски на электроинструмент. Такие приспособления достаточно эффективны, а некоторые из них весьма крупные и могут легко справляться с большим количеством работы.

Фото: Насадка-щетка. Жесткий, абразивный вал для УШМ. Размер: 100 мм. Зернистость Р80.

После применения щеток брашированной древесине механическим способом можно придать дополнительные эффекты. Если взять шлифовальный наждачный брусок средней зернистости и пройти им по верхней поверхности, то верхний слой дерева значительно осветлится.

Также попробуйте метод нанесения на изделие следов от абразивного инструмента. Такой способ позволит дополнительно состарить дерево придать брашированнуму материалу эксплуатационные нотки и аутентичность.

Установите на УШМ (болгарку) лепестковый наждачный диск средней зернистости. Краем диска проводите по выступающей фактуре рисунка, слегка снимите верхнюю текстуру волокон. Постарайтесь менять степень нажатия и угол прикосновения диска с поверхностью: тогда у вас получатся светлые пятна с хаотичными переходами. Дерево будет выглядеть затертым и весьма интересным.

Нет на свете дизайнера лучше, чем сама природа!

Научившись виртуозно владеть болгаркой и иным шлифовальными инструментами, вы сможете добиться потрясающих результатов в своих работах. При этом стоит помнить про технику безопасности.

Существует способ механического нанесения эффектов на заготовку еще до обжига и браширования. Так, например, шлифовальным диском установленным на болгарку по углом 90 градусов к поверхности можно проделывать изогнутые линии разной глубины и толщины. После последующих процессов такое изделие будет смотреться очень фактурно и органично.

Поскольку дерево достаточно мягкий материал на нем можно оставить различные узоры. Для это нужно взять молоток или мешочек с металлическими предметами и пропечатать на заготовке различные металлические предметы (гайки, шайбы, гвозди, шестерни, детали механизмов, узоры из проволоки и т.д.). В последствии полученные отпечатки можно будет раскрасить в соответствии с творческим замыслом. Данный способ требует опыта, начинающему художнику придется экспериментировать. Здесь требуется «набить руку» и тогда вы сможете добиться потрясающих результатов.

ТЕХНИКА ПОКРАСКИ И ТОНИРОВАНИЯ ДРЕВЕСИНЫ. НАКОПЛЕННЫЙ ОПЫТ И ПРИМЕНЕНИЕ

Самый распространенный вариант окраски деревянного изделия это покрытие его лаком. Лаки на основе растворителя, как, например, ХВ-784, представляют собой жидкость, изготовленную из алкидных смол. Такой лак достаточно густой, поэтому существует определенная сложность при нанесении материала на поверхность. Однако его можно разбавлять растворителями Р-646, Р-647, Р-650. Важно чтобы лак предназначался для внутренних работ. Использовать в помещении состав для наружных работ как, например, яхтный лак не рекомендуется. Потому что такой лак содержит в своем составе более агрессивные вещества препятствующий атмосферному воздействию, а в помещении даже после полного его высыхания эти вещества оказывают негативное воздействие на здоровье человека. Впрочем, если ваше изделие будет эксплуатироваться на улице, открытой террасе или веранде, то он вполне подойдет.

Алкидные лаки бывает бесцветные, а также слегка колерованные в различные тона: дуб, махаон, орех, янтарь, ясень и другие. Они позволяют оставить видимой структуру древесины, или лишь слегка затонировать ее в нужный оттенок.

Фото: Бесцветный алкидный лак для внутренних работ на поверхности изделия после обжига и браширования.

Кроме того, такие лаки обеспечивают прочную защиту изделия от механических воздействий. Лак бывает матовый и глянцевый. На мой взгляд на большинстве изделий декоративно-прикладного искусства лучше всего смотрится матовый или полуматовый лак, он обладает умеренным блеском и не отвлекает внимание от произведения искусства в котором используется. Для лучшего качества покрытия лак следует наносить в два слоя. Перед нанесением нового слоя рекомендуется дождаться полного высыхания предыдущего. Эти правила актуальны для любого лакокрасочного покрытия.

Если изделию в соответствии с творческим замыслом для придания ему цвета требуется покраска, то подойдут акриловые краски по дереву. Они легко наносятся, очень быстро сохнут и не имеют запаха, поэтому их можно использовать в помещении, творческой мастерской и даже дома. На небольшие изделия краска наносится кистью шириной 20—30 мм. Следует отметить, что на деревянные предметы также отлично наносятся универсальные аэрозольные краски, которые как правило имеют богатую цветовую гамму.

Фото: Лак ХВ-784, колерованный, с оттенком: для внутренних и наружных работ.

При тонировании брашированного дерева при помощи акриловых эмалей можно проявлять его красивую структуру. Для этого необходимо немного разбавить краску водой, тогда наносимый на изделие слой будет полупрозрачный. Похожего эффекта можно добиться, снимая краску салфеткой с выступающей поверхности брашированного дерева. В случае если требуется работать с просохшим покрытием, поднять рельеф дерева можно при помощи мелкозернистой наждачной бумаги. В зависимости от выбранных способов дереву можно придать различные композиционные эффекты: от мягких переходов до резких потертостей.

Еще один вариант покрытия дерева — это нанесение акрилового лака. Это отличный универсальный лакокрасочный материал идеален для использования внутри помещения. Как правило такой лак бесцветный, однако есть возможность «колеровать» ее до получения желаемого оттенка. Для этого нужно смешать акриловую эмаль нужного цвета с лаком. Меняя пропорции можно добиться различной степени прозрачности покрытия: таким образом, оставив желаемую степень видимости фактуры дерева. Кроме того, такой лак можно наносить на уже окрашенную эмалью поверхность. Это достоинство является очень весомым аргументом в пользу акрилового лака. Так, например, лаки на основе растворителя нельзя наносить на поверхность, окрашенную акриловой краской, состав будет сворачиваться, разъедать покрытие. Акриловые лаки в большом ассортименте представлены как в строительных магазинах, так и в магазинах для художников. Они продаются как в емкостях для нанесения кистью, так и в аэрозольных баллончиках.

Фото: Аэрозольные краски.

Для тонирования древесины при помощи краски уместно применить технику сухой кисти. На плоскую синтетическую кисть набирают совсем немного краски, излишки ее убирают. Кисть вытирается почти насухо о бумагу. Она должна быть настолько сухой, чтобы каждый волосок мог давать отдельную линию. Затем, слегка касаясь заготовки аккуратно пачкаем ее выступающие части рельефа, подчеркивая выпуклость и имитируя потертости.

Все эти способы и техники покраски, тонирования и лакировки древесины можно комбинировать в зависимости от требуемого результата и творческого замысла декоратора.

Фото: Интеграция в интерьер деревянных досок, обработанных в технике художественного декорирования. Дизайн проект «Solotcha riverside resort».

Фото: Интеграция в интерьер деревянных досок, обработанных в технике художественного декорирования. Дизайн проект «Solotcha riverside resort».

О книге

Автор: Анастасия Михайленко

Жанры и теги: Рукоделие и ремесла

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Вещь в интерьере. Авторские техники декорирования в дизайне интерьера» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я