Свободно говорю. Как учить иностранные языки с удовольствием

Анастасия Иванова, 2023

Интерактивный неучебник по иностранному языку от Анастасии Ивановой – автора бестселлеров МИФа, популярного блогера и преподавателя английского языка со стажем более 16 лет. Английский, немецкий, французский, китайский… Наверняка взрослые твердят, что учить иностранные языки – «это важно и обязательно пригодится в будущем», «поможет получить престижную профессию и стать успешным». И ты вроде бы не против, но грамматика чужого языка такая непонятная, а новые слова порой так трудно запоминаются… Можно ли как-то себе помочь? Как учить язык, чтобы это было не в напряг, а легко, весело и интересно и не отнимало много времени и сил? В новой книге Анастасия Иванова развеивает мифы о сложности изучения иностранных языков и предлагает советы и лайфхаки, чтобы помочь подросткам перестать зубрить иностранный язык и начать на нем жить. Благодаря системному подходу, доступному объяснению принципов и специально подобранным практическим заданиям изучение языка превращается в увлекательное и творческое занятие, на которое всегда найдутся время и силы. Для кого книга Эта книга будет полезна всем, кто хочет заниматься иностранным языком регулярно и с удовольствием.

Оглавление

  • Введение
  • Миф 1. Чтобы начать учиться, надо обязательно найти мотивацию
Из серии: МИФ Саморазвитие

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Свободно говорю. Как учить иностранные языки с удовольствием предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Миф 1. Чтобы начать учиться, надо обязательно найти мотивацию

Я бы назвала этот миф самым опасным, поэтому и хочу начать с него. Буквально пару часов назад я провела прямой эфир с доктором медицинских наук, нейробиологом Анной Прохоровой: мы говорили о том, как работает наш мозг и как устроена учеба с точки зрения биологии. И мне очень понравилось, как Анна сказала: «Главная задача нашего мозга — обслуживать наши действия».

Мне эта мысль видится на практике так: сначала делаем, потом думаем.

А если серьезно: я думаю и вижу по историям тысяч своих учеников, что действие действительно первично.

Мотивация не топливо, на котором мы едем. Мотивация — ветер, дующий в наши паруса, после того как мы доехали до порта, арендовали яхту, продумали маршрут, взяли с собой закуски и карту, подняли парус. Вот только тогда и начинает дуть ветер — в наши уже поднятые и подготовленные паруса.

Часто люди ждут мотивацию, мол, сейчас замотивируюсь и ка-а-ак сделаю! И тратят время, силы, деньги на поиск мотивации. На самом деле стоит просто начать делать, и мотивация придет.

Чтобы не искать, не ждать, не призывать мотивацию, пользуйся старыми добрыми способами, например включай себе таймер — можно по «методу помидора» на 25 минут, можно на любое количество времени, чтобы просто дать своему мозгу сигнал: сейчас мы делаем вот это и ни на что не отвлекаемся. Кстати, я и книги пишу с таймером: просто ставлю таймер на 30 минут и сажусь писать. Поднимаю паруса, и тогда ветру есть куда дуть.

Что чаще всего происходит, когда ты взял задачу, включил таймер, приступил к делу: время заканчивается, а тебе все еще не хочется прекращать работу. Потому что ты уже в пути, в процессе, в потоке.

Все, что я писала выше, относится скорее к внутренней мотивации: что мы делаем и что говорим себе, когда хотим приступить к учебе. Но есть еще и внешняя мотивация — люди, которые нас окружают. И мотивировать они могут по-разному, например с помощью критики.

ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ УЧЕНИЦЫ

Я учила язык эсперанто заочно где-то месяцев восемь-девять (мне было около 15 лет)… И в последнем письме мне написали, что я неспособна к изучению иностранных языков, что я не усвоила материал, результаты неудовлетворительные, и предложили… начать изучение сначала))) Я очень расстроилась, обиделась, но все равно решила стать переводчиком. Первый год не поступила, готовилась. Поступила и окончила с красным дипломом, лингвист-переводчик, работаю с двумя языками.

Я бы сказала, что автор истории — большая молодец, что не восприняла эти слова всерьез, но чаще всего жесткая критика очень расстраивает (особенно когда непонятно, что конкретно ты не понял и не усвоил). Именно поэтому я советую создавать для учебы эмоционально благоприятную обстановку — тогда и мозг работает гораздо лучше. Если ты чувствуешь страх, напряжение, стеснение, твоему мозгу будет сложно запоминать новую информацию и использовать старую.

И мне кажется важным написать о том, что мотивация запугиванием, угрозами, унижением — это не мотивация. Если преподаватель использует такие «инструменты» для работы, это означает, что у него просто нет других.

Лучше искать не мотивацию, а причины сделать что-то. Зачем тебе учить иностранный язык? Есть, например, такой способ поиска — квадрат Декарта.

Прежде чем мы походим по квадрату, надо обязательно определиться, что для тебя то самое «это». Мы можем говорить про конкретное домашнее задание, или про освоение языка до какого-то уровня, или про сдачу экзамена — решать тебе. Но желательно иметь более-менее конкретную цель, потому что «выучить испанский» — это не конкретная цель. Мы много будем говорить про то, что невозможно выучить язык целиком, нужны какие-то точки отсчета, результаты, конкретика. Например, можно ориентироваться на словарный запас, количество подходов (заниматься три раза в неделю по 30 минут), уровень в буквах и цифрах (А1, В2), но цель — пусть временная — должна быть конкретной. Потом будет другая цель, потом еще одна, и так всегда. Но чтобы планировать свой маршрут, надо понимать, куда ты вообще идешь. Я всегда тут цитирую Чеширского Кота из «Алисы в Стране чудес»:

« — Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.

— Мне все равно… — сказала Алиса.

— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.

–…только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.

— Куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот. — Нужно только достаточно долго идти»[1].

Чтобы не попасть «куда-нибудь», придумай или сформулируй свою цель в иностранном языке на ближайшее время.

Например:

• читать книгу на иностранном языке три раза в неделю по 15 минут / страниц, выписывая три новых слова в словарик с примерами;

• общаться 30 минут в неделю устно на языке;

• до конца месяца доделать все задания юнита в учебнике;

• выучить наизусть два текста до конца лета.

Теперь поговорим, как себя настроить на достижение этой цели. Например, твоя цель — сдать международный экзамен на определенный балл. Пропиши для себя следующее.

Что будет, если я это не сделаю?

• Буду расстраиваться, что недостаточно поработал и подготовился.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Миф 1. Чтобы начать учиться, надо обязательно найти мотивацию
Из серии: МИФ Саморазвитие

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Свободно говорю. Как учить иностранные языки с удовольствием предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Перевод Н. М. Демуровой. Прим. ред.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я