Образовательная функция художественной культуры

Анастасия Викторовна Кистова, 2013

Монография представляет многоаспектное исследование образовательной силы идеалов художественной культуры – произведений изобразительного искусства, в котором выделяют несколько этапов. Отправной точкой выступает теоретическое определение синтетической роли художественной культуры, чьи произведения одновременно реализуют научные, философские и религиозные функции, обеспечивая взаимодействие человека с Мирозданием. Главнейший аспект образовательной деятельности произведений искусства состоит в организации отношения человеческой души с абсолютным Духом. Раскрытие данного аспекта – отдельная самостоятельная задача теории художественной культуры, и в представленной монографии ее решению посвящена отдельная глава. На следующем этапе раскрывается ряд аспектов сущностного взаимодействия системы художественной культуры и системы социума: через художественную критику, художественное образование и конструирование индивидуальной модели мира человека-зрителя. Важным этапом исследования является апробация ряда теоретических положений в анализе образовательных возможностей конкретных произведений изобразительного искусства. Предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных направлений, а также для всех интересующихся проблемами взаимодействия искусства и образования.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Образовательная функция художественной культуры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Культура представляет собой целостный организм — систему, в которой каждый элемент, несмотря на возможные внешние отличия, обладает рядом сходных свойств и составляет часть одной из культурных подсистем.

Подсистемы культуры изоморфны, причем структурное подобие характеризует не только отдельные подсистемы культуры, но также и тип строения системы культуры в целом.

В качестве главного «строительного материала», элемента культуры выступает идеал, понимаемый как чувственно явленный репрезентант эталонного отношения человека и мира. И научная теория, и религиозный догмат, и общественно-политический закон, и денежный знак, и техническое изобретение, и произведение искусства представляют идеалы, созданные в различных подсистемах культуры. Функция идеалов культуры одна — образование мироотношения.

Принцип структурного развития системы идеалов культуры заключается в реализации волнового движения и смены доминирования идеалов материализации (эманационных идеалов-идолов) и идеалов де-материализации (имманационных идеалов-идей)1.

Движение преимущественного культурного созидания эманационных идеалов и их последующего образовательно-мировоззренческого внедрения в систему социума в истории культуры сменяется противоположно направленным движением созидания и освоения имманационных идеалов-идей.

Например, идеалы культуры середины ХХ в. — военного времени и двух десятилетий, предшествовавших и последовавших за ним (1930 — 1950-е гг.) — демонстрируют господство эманационной концепции подчинения человека мировым законам: служению государству, родине, нации, империи, обществу. Политические тоталитарные системы фашизма, социализма, коммунизма зиждутся на подобных мировоззренческих образцах. Об этом свидетельствует и триумф материализующего начала в эталонах военно-технической культуры. Через создание все новых и новых образцов холодного, огнестрельного и ядерного оружия идеалы военной техники моделировали совершенного человека как человека, наилучшим образом вооруженного. В художественной культуре того времени эталонами выступили произведения изобразительного искусства, представляющие направления стальной романтики, новиченто, социалистического реализма.

Исторически данная волна эманационных идеалов сменилась культурной эпохой 1960–1970-х гг., в которых мироотношение формировалось имманационными идеалами-идеями. Среди данных идей можно выделить и новые политические идеалы, воплотившиеся в движениях пацифизма, в распространении религиозных буддийских эталонов, образцов внеобщественного, природного самоопределения человека как человека, свободного от государственной зависимости. Музыкальная культура этого времени утверждала ценности абсолютной любви в отношениях между людьми и народами, самораскрытия человека навстречу миру, свободы движения тела и души. В изобразительном искусстве получили развитие антиреалистические идеалы, воплотившиеся в концепциях нового реализма, минимализма, искусства антиобъекта, концептуализма, абстрактного экспрессионизма.

Историческое наблюдение показывает, что эпоха и этих культурных эталонов не сохранила своего безусловного доминирования и сменилась ответной волной новых форм эманационного идеалообразующего господства.

При этом в системе культуры существует зона равновесия. Именно в ней идеалы эманационного свойства меняют свое качество на противоположное; подобное же происходит с имманационными идеалами при обратном повороте двойной спирали идеалофундированной системы культуры. Зону равновесия фундируют идеалы художественной культуры.

Идеалы художественной культуры — произведения искусства — выполняют уникальную задачу гармонизации всей системы культуры.

Появление идеала художественной культуры вызвано одновременным нарастанием тенденций материализации и дематериализации в смежных культурных областях. Художественная культура возникает в культуре в тот момент, когда необходимо перейти от чрезмерной тенденции одухотворения к воплощению и одновременно — от предельной материализации к повышению духовного качества. Художественная культура в культуре подобна барометру, регулирующему отношения между идеалами-идолами и идеалами-идеями, восстанавливающая баланс культуры производством собственных равновесных идеалов.

Система культуры инициирует появление идеалов художественной культуры, формирование которых можно признать внутренней структурной целью и результатом развития данной системы.

Закон динамики культурной системы гласит, что идеал культуры претерпевает в своем развитии ряд трансформаций, востребуя для их свершения средства различных культурных подсистем. И применение каждого культурного «средства» представляет собой качественно новую стадию идеалообразования. В результате то, что существует сначала в качестве идеалов-идей, затем благодаря художественной культуре приобретает чувственно-доступные формы.

Идеалы культуры — посредники в организации отношения человека и мира. Посредническая сущность идеалов культуры приводит к становлению их образовательного качества. Образовательная функция занимает главенствующее место среди всех других аспектов функциональной определенности системы культуры. Образование, понятое в значении образования мироотношения, то есть создания целостности в отношении между человеком и миром, составляет внутреннюю цель движения культуры в целом и каждого ее компонента в частности.

Способность идеала культуры трансформироваться в образовательный идеал позволяет ему становиться своеобразным компасом для человека, превращаясь в актуальные ориентиры жизни, соотнесенные с конкретной индивидуальностью личности.

Образовательная деятельность идеалов художественной культуры обладает особенной преобразующей силой.

Идеалы других подсистем культуры могут быть типизированы как эгоцентрические, социоцентрические либо космоцентрические. Художественная культура же направлена на произведение идеалов абсолютоцентрического типа. В этом состоит ее особенная миссия в системе культуры. Абсолютоцентрические идеалы культуры выстраивают взаимодействие человека с полнотой Бытия, с Мирозданием в целом, с Абсолютом с помощью познания сути абсолютного Духа в качестве полной противоположности человеческой конечной сущности и обнаружения способов взаимной сопричастности друг другу. Абсолютоцентрический тип идеалов художественной культуры концентрированно воплощен в шедеврах мирового искусства.

При этом образовательная деятельность идеалов абсолютоцентрического типа не исключает, а, напротив, включает эгоцентрический, социоцентрический и космоцентрический аспекты. Гармонизация сосуществования человека с самим собой путем репрезентации сущностных сторон человеческой индивидуальности потенциально доступна произведениям искусства. Формирование представления о способах комфортной включенности человека в социум составляет неотъемлемое образовательное направление действия художественных произведений на человека. Гармонизация мира Природы, Космоса, Бога с человеком как их неотъемлемой части, ведающей основными способами достижения единения с ними, также входит в многоаспектную образовательную сущность идеалов художественной культуры.

Способность к образовательной организации отношения человека с миром в его абсолютном качестве полноты Бытия заставляет выделить идеалы художественной культуры и посвятить им отдельное исследование.

Актуальность монографии определена также и тем, что идеалы культуры, имея образовательность в качестве своего атрибутивного свойства, оказываются способными к формированию целостной системы образования, функционирующей через общественные институты. Комплексное раскрытие образовательных возможностей идеалов художественной культуры позволяет рассматривать данное исследование как теоретическую и методологическую базу для разработки конкретных образовательных программ по внедрению образовательных идеалов, построенных произведениями искусства, в систему конкретных образовательных институтов.

Исследование предлагает совершенно инновационное понимание сущности понятия «художественное образование». Данный феномен раскрывается как деятельность, построенная на организации образовательного диалога с произведениями искусства. Диалог приводит к главному необходимому образовательному эффекту — развитию личности человека как субъекта моделирования собственного мироотношения.

Многоаспектное исследование, преследующее цель как можно более полной демонстрации образовательной силы идеалов художественной культуры, организовано в несколько этапов.

Отправной точкой выступает теоретическое определение синтетической роли художественной культуры, произведения которой одновременно реализуют научные, философские и религиозные функции. Последовательный анализ онтологической, методологической, гносеологической, коммуникативной функций идеалов художественной культуры показывает, как произведения искусства обеспечивают взаимодействие человека с Мирозданием.

Главнейший аспект образовательной деятельности произведений искусства состоит в организации отношения человеческой души с абсолютным Духом. Раскрытие данного аспекта — отдельная самостоятельная задача теории художественной культуры, и в представленной монографии ее решению посвящена отдельная глава.

На следующем этапе раскрывается ряд аспектов сущностного взаимодействия системы художественной культуры и системы социума: через художественную критику, художественное образование и конструирование индивидуальной модели мира человека-зрителя. Посредническо-образовательное качество произведений искусства способно к самораскрытию через действие такого органа художественной культуры, как арт-критика. Продемонстрировать образовательную сущность критических текстов и направления образовательной активности критика-искусствоведа — задача, решенная в монографии.

Важным этапом исследования является апробация ряда теоретических положений — в анализе образовательных возможностей конкретных произведений изобразительного искусства. Идеалы художественной культуры Возрождения и Нового времени предстают как целостные образовательные программы, позволяющие реализовать закон образовательной рефлексии. Участвуя в образовании идеала художественной культуры, а именно в становлении художественного образа, человек-зритель в ответ образовывается как личность, находящаяся в единении с самим собой и с миром.

Изучение образовательных возможностей идеалов художественной культуры вносит существенный вклад в научное освоение тех посреднических моделей мироотношения, которые выработало человечество, и доказывает необходимость широкого использования произведений искусства как образовательных идеалов на всех уровнях функционирующих в обществе образовательных систем.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Образовательная функция художественной культуры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Тарасова М.В. Культура и образование: принципы взаимодействия. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. — 360 с.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я