Четыре инсайта. Мудрость, сила и милосердие Хранителей Земли

Альберто Виллолдо, 2006

Альберто Виллолдо – доктор философии, автор множества бестселлеров, психолог и медицинский антрополог. На протяжении более 25 лет он проводит обучение различным практикам шаманизма. Увлеченный лыжник, путешественник и альпинист, он – организатор и руководитель ежегодных экспедиций в долину Амазонки и на вершины Анд с целью получения знаний от мудрых духовных учителей Америки. Автор этой книги многие годы обучался у шаманов-индейцев, которые называют себя Хранителями Земли. Они считают, что все сущее – земля, люди, киты, скалы и даже звезды – состоит из света. И все, что мы воспринимаем как наше материальное окружение – лишь наша мечта, которую мы проецируем на мир. Мечта – это наша история, и мы верим, что она реальна… Даже если это не так. Хранители Земли учат нас тому, как превращать мечты в реальность, изменять восприятие возникшей проблемы, стараясь увидеть в ней возможности для дальнейшего духовного роста и жизненных перемен. Это учение о четырех духовных путях, или инсайтах: пути героя, пути светящегося воина, пути провидца, пути мудреца. Каждый инсайт связан с энергетической практикой, позволяющей по-новому осознать себя и окружающий мир. В книге приводятся упражнения, регулярно выполняя которые, вы сможете постепенно изменить свое восприятие, открыться мечтам и впустить в свою жизнь перемены.

Оглавление

Из серии: Психонавтика

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Четыре инсайта. Мудрость, сила и милосердие Хранителей Земли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1

Понимание энергии восприятия

Четыре уровня восприятия

С научной точки зрения принято считать, что во Вселенной все следует определенному набору правил и закономерностей, которые позволяют нам предвидеть, что может случиться в будущем, и надлежащим образом реагировать на складывающиеся ситуации. В физике есть свои законы, в математике — свои теоремы, в биологии — свои принципы организации живого. К примеру, математика учит, что два плюс два всегда будет четыре, а законы физики, в свою очередь, утверждают, что предметы никогда не будут падать вверх.

Возможно, самым важным научным законом является закон причины и следствия, или закон причинной связи. Когда яблоко падает с дерева, мы знаем, что оно упадет на землю. Когда голубь испражняется в воздухе над нашей машиной, можно быть уверенным, что экскременты упадут на крышу или на лобовое стекло. Когда мы случайно забываем о какой-нибудь назначенной встрече, мы знаем, что человек, с которым мы намеревались встретиться, будет зол на нас. Мы также успокаиваем себя мыслью, что если будем знать все законы жизни и следовать им, то будем всецело контролировать свою жизнь, что, в свою очередь, непременно сделает нас счастливыми и спокойными относительно нашего будущего.

Когда правила нарушаются, когда жизнь оказывается не такой простой, как дважды два, это сбивает нас с толку, и мы начинаем злиться. Мы не совсем понимаем, как может умереть вполне здоровый молодой человек, так как нас учили, что если мы будем вести правильный образ жизни, то обязательно доживем до преклонных лет. Несмотря на то, что мы признаем невозможность полностью контролировать события нашей жизни, нам хочется верить, что до тех пор, пока мы делаем то, что должны, живем так, как следует жить, мы можем рассчитывать на то, что с нами ничего плохого не случится. Оттого, что мы надеемся на эту причинную связь как на испытанный и надежный закон природы, мы живем, стараясь соблюдать это правило, и очень редко находим в себе смелость однажды отказаться следовать общепринятому мнению.

Однако для шаманов племени Лайка синхронность — это основной действующий закон жизни. Они считают, что, хотя у событий почти всегда имеются те или иные причины (например, если посадить зернышко, то вырастет пшеница), довольно часто сами события могут быть случайными, произойти по стечению обстоятельств, по счастливой неожиданности или по велению судьбы. Например, если двое знакомых случайно встретились в переполненном пассажирами аэропорту, значит, в их встрече определенно есть скрытая причина. Причина их встречи обязательно будет ясна — может быть, не сразу, может быть, в далеком будущем, но она непременно будет раскрыта.

Как мы меняем наш мир с помощью восприятия

Все мы хотим сделать мир лучше. Оглядываясь вокруг, мы видим проблемы и несчастья — преступления, загрязнение окружающей среды, жестокое обращение с детьми и стариками, равнодушие к чужому горю. Живя в обществе с определенными правилами и нормами, мы считаем, что законы и религиозные предписания помогут нам что-то изменить. Например, американцы избирают законодателей, которые в надежде сделать жизнь граждан лучше принимают каждый год все больше и больше законов.

Для сравнения: древние греки были сторонниками концепций и идей. Они знали, что в политике нет ничего более могущественного, чем общественная идея, время которой пришло. Искусно манипулируя понятиями и представлениями о жизни в обществе, они смогли развить демократию, создать философию и систематизировать математику. С другой стороны, их соседи — римляне — были великими законодателями, и некоторые их законы и кодексы оказали влияние на появление многих современных статутов7 на Западе. Стоит заметить, что когда и тем, и другим приходилось сталкиваться с проблемами, греческие философы осмысляли и создавали концепцию нового строя, в то время как римляне использовали мощь своих армий, чтобы заставить принять новые правила поведения.

Племя Лайка не живет по определенным правилам. Если члены племени хотят изменить свою жизнь, они не принимают новых законов и не придумывают новых социальных теорий. Вместо этого они просто меняют способ видения проблемы. Изменяя свое восприятие случившегося, они трансформируют проблему в возможность. Как вы узнаете далее, четыре инсайта и их энергетические практики помогут изменить ваше восприятие и позволят воплощать свои мечты в реальность.

Четыре уровня восприятия

Хранители Земли учат воспринимать события таким образом, чтобы они не относились лично к вам, чтобы не задевали лично вас, и такое восприятие происходит на уровне змеи. На уровне змеи события больше не происходят с вами, они происходят сами по себе. Пролетающий мимо голубь не пачкает специально вашу машину, чтобы расстроить вас и замарать лобовое стекло, — он просто справляет нужду, а стекло вашего автомобиля становится грязным. Дождь не старается замочить вас, он просто идет.

Когда вы меняете восприятие происходящих вокруг вас событий и свое отношение к ним, вы также изменяете то, как эти события отзываются внутри вас. Вы больше не являетесь причиной или следствием чего бы то ни было, вы чувствуете огромное облегчение от того, что мир именно такой, каким он должен быть, и вам не нужно что-то в нем менять.

На Западе мы связываем восприятие с дюжинами состояний, находясь в которых, воспринимаем мир по-разному. К примеру, мы находимся в одном состоянии, когда только просыпаемся или, наоборот, когда погружаемся в сон; в другом — когда о чем-то замечтаемся или приходим в ярость, и так далее. Каждое из этих состояний вызвано активацией определенных мозговых структур, поэтому мы называем их «состояниями сознания». С другой стороны, уровни восприятия существуют независимо от нашего разума. (В действительности, второй уровень восприятия, называемый уровнем ягуара, включает в себя разум и все состояния сознания.)

Существуют четыре уровня восприятия, с помощью которых шаманы племени Лайка взаимодействуют с миром. Эти уровни соотносятся с четырьмя областями приема и преобразования информации, олицетворяющими единение вибрации и света: физический мир (наше тело), мир мыслей и идей (наш разум), мир мифов и вымыслов (наша душа) и мир духа (наша энергия). Эти относящиеся к восприятию мира уровни соответствуют четырем энергетическим оболочкам, которые образуют энергетическое поле каждого человека. Они заключены друг в друге, наподобие русских матрешек. Глубже всего находится физическое тело, заключенное в ментальную оболочку. Душа охватывает и ментальную, и физическую оболочки. Самая отдаленная от центра духовая оболочка управляет ими и организует их в светокопию8.

Когда мы перемещаемся с низших уровней восприятия к более высшим, возможность взаимодействовать с миром и на низших уровнях сохраняется. При этом мы получаем гораздо более широкую картину того, что происходит в нашей жизни. Это напоминает мне одну старую историю о путешественнике, который повстречал на своем пути двух каменотесов. Заинтересовавшись их работой, он спросил у одного: «Что ты делаешь?» и услышал в ответ: «Придаю камням квадратную форму». Затем путешественник подошел ко второму каменотесу и спросил: «Что делаешь ты?» — а в ответ услышал: «Я строю собор».

Альберт Эйнштейн однажды сказал, что проблемы, с которыми мы сталкиваемся в жизни, не могут быть решены на том же уровне, на каком они создавались. С этой целью возможность подниматься на более высокие уровни восприятия может помочь нам найти решения наших проблем, устранить конфликты, вылечить болезни и чувствовать единение со всей природой, тогда как раньше все, что мы видели в жизни, было воплощением несчастий, страданий и разобщения людей.

В этой главе вы узнаете, что существует духовное разрешение каждой проблемы, с которой вы сталкиваетесь как в физическом мире, так и в своем разуме, и в своей душе. Вы поймете, что не сможете погасить чувство отсутствия чего-либо в жизни при помощи поиска новой работы, не сможете избавиться от чувства предательства или гнева, копаясь в проблемах вашего детства. Лишь находясь на уровне выше того, на котором проблемы были созданы, вы сможете благополучно их разрешить.

Шаманы племени Лайка связывают каждый уровень восприятия с определенным животным. Каждое животное олицетворяет силы и способности, которыми должен обладать человек, чтобы, находясь на том или ином уровне восприятия, воздействовать на мир. Давайте рассмотрим более подробно каждый из этих уровней.

Тело и физическое восприятие: уровень змеи

Змея — это инстинктивное животное, обладающее исключительно тонко реагирующими органами чувств, на которые она всецело полагается в поисках еды и спасения от хищников. Проще говоря, в физическом мире мы, люди, полагаемся на свои чувства, чтобы получить полное представление о нас самих и мире вокруг. Это материальный уровень восприятия, на котором все осязаемо, вещественно, и трудно что-либо изменить. На этом уровне реальность составляет 1 процент духа и 99 процентов материи.

Пользуясь восприятием змеи, мы можем увидеть, потрогать и даже понюхать объект, расположенный перед нами, например батон хлеба, и мы знаем, что он есть, то есть физически существует. Глядя на него, мы не представляем золотые колоски пшеницы, процесс замешивания теста пекарем или огонь, на котором тесто превращается в румяный батон хлеба, — мы видим только объект, который способен утолить наш голод. Иначе говоря, мы не думаем о сексе как о проявлении любви, мы думаем, что это физическое влечение, которое удовлетворит наше желание.

На уровне змеи мы описываем реальность на языке молекул и химических соединений. Мы могли бы описать хлеб, пользуясь научным языком и назвав его так: «пищевой продукт, изготовленный из хлебных злаков, дрожжей и некоторых других ингредиентов», или «пищевой продукт, имеющий определенный химический состав». Также мы можем сказать, что хлеб — это просто еда, последовать своему инстинкту и съесть его, если голодны. Все является именно тем, чем оно является: батон хлеба — это просто батон хлеба, какающий голубь — это просто голубь.

Когда мы видим проблемы только через глаза змеи, мы стараемся найти их физические решения. Мы меняем работу, отдаем исковерканный автомобиль в счет покупки нового, ищем нового любовника, крутим новый роман. Если мы чувствуем, что начинает болеть голова, мы называем это мигренью и лезем в шкафчик за лекарствами. Если мы видим, как какой-нибудь ребенок в классе балуется, дерется с другими детьми, мы называем его непослушным и наказываем. Иногда решения подобного рода дают результат, но чаще всего они слишком упрощены, чтобы действительно помочь.

На уровне змеи мы целиком и полностью полагаемся на наши инстинкты, бессознательные реакции и не размышляем слишком глубоко над нашими проблемами. Здесь активируется старейшая часть мозга, которая досталась нам еще от динозавров и рептилий, — мы воспринимаем себя не как думающих, творческих или наделенных духом существ, а как физически существующих. В таком состоянии мы воспринимаем лишь внешнюю оболочку и принимаем во внимание лишь очевидные факты, при этом оставаясь слепыми к собственным чувствам и к чувствам других. Мы лишены глубоких и сложных умозаключений, мы просто действуем и реагируем. Это состояние может оказаться очень полезным для жизни в физическом мире. В конце концов, нам нужно оплачивать счета, стричь газон и отводить детей в школу, не вкладывая особых смыслов в эти заурядные действия. И, как однажды замечательно подметил Зигмунд Фрейд: «Иногда сигара — это просто сигара».

Оставаться на уровне змеи, просто идти, не задумываясь, как следует шагать и в какой последовательности передвигать ноги, особенно полезно, когда нам нужно справиться с неотложными проблемами. Часть нашего мозга, доставшаяся нам от рептилий, берет всю работу на себя, используя инстинкты самосохранения, и тогда мы просто делаем то, что должно быть сделано, не растрачивая драгоценную энергию на рассуждения, анализ или угнетающие нас эмоции. Мы все знаем, как утомительно и скучно общаться с человеком, который отказывается опускаться на этот уровень восприятия даже тогда, когда это весьма уместно и даже желательно. А он старается вложить глубокий смысл в самые тривиальные вопросы, вместо того чтобы просто выполнить необходимую работу.

Инстинкты на уровне змеи также могут оказаться полезными для предупреждения нас об опасности еще до того, как мы осознаем это, — если мы видим, что какой-то человек ведет себя подозрительно, или какое-нибудь место не внушает нам доверия, то мы избегаем их, даже не задумываясь о причине своих опасений. Иногда нам кажется, что впереди за поворотом дороги будет стоять офицер полиции с радаром — тогда мы интуитивно убираем ногу с педали газа.

Нам необходимо овладеть состоянием змеи, так как в физическом мире нам нужно быть успешными, заботиться о карьерном росте, подходить к своей работе практично и четко выполнять задачи, которые мы перед собой ставим. Но если мы позволяем доминировать своей потребности «выжить любой ценой», нам не всегда будут рады. Мы начинаем тяготеть к буквальному пониманию безопасности и всем сопутствующим ей символам, таким как большой банковский счет и различные дорогие игрушки. Мы погружаемся в жадность, прижимистость и подозрительность. Подобно змее, мы сжимаемся кольцами и атакуем, нанося удар еще до того, как другой даже не успел подумать о том, чтобы ударить нас. Мы заранее покупаем оружие и возводим высокие заборы вокруг наших домов. На самом деле, по результатам археологических раскопок ученые пришли к выводу, что еще во времена неолита первые защитные сооружения, возведенные людьми, строились не для защиты от физических врагов, а для спасения от таинственных вурдалаков и опасностей, надуманных в состоянии змеи.

К сожалению, большая часть человечества жила на уровне восприятия змеи на протяжении тысяч лет. Многие люди, понимающие буквально священные писания Библии и Корана с их наставлениями уничтожать неверных, все еще живут в этом состоянии. Очень важно поднять наше восприятие на более высокую ступень ради собственного блага и блага всего мира, потому что уровень змеи — это вместилище хладнокровных и жестоких принципов, которые отражает пословица «Око за око, зуб за зуб».

Разум и эмоциональное восприятие: уровень ягуара

В следующем состоянии восприятия, в состоянии ягуара, наш разум описывает и объясняет реальность. На этом уровне мы понимаем, что разум может и порождать психосоматические расстройства, и восстанавливать здоровье, что подавленная злость может явиться причиной возникновения рака, и что позитивное отношение к жизни принесет радость и мир нам и всем окружающим. Мы знаем, что проживаемый нами опыт, восприятие нами окружающего мира подвергаются влиянию наших мыслей, и что в физическом мире все не так уж и неизбежно, как может показаться.

Если мы посмотрим на батон хлеба в состоянии ягуара, то мы увидим, что он был сделан из зерна, выросшего на поле, перемолотого в муку, из которой впоследствии пекарь замесил тесто и отправил его в печь, при этом мы можем воспринимать батон хлеба с совершенно разных сторон. Мы можем начать есть его, положить в холодильник и оставить до завтра, можем положить его в пакет или отдать нищему. Мы можем намазать хлеб маслом, добавить чеснока и запечь, или сделать что-нибудь очень необычное — например, начать бросаться в кого-нибудь хлебными кусочками. Но мы были воспитаны с определенными представлениями о хлебе и о том, что с ним можно делать, а что нельзя, и эти представления будут влиять на наше решение, как нам поступить с этим батоном. Мы знаем, что нехорошо портить еду, поэтому мы быстро отказываемся от любого соблазна бросить в кого-нибудь для забавы кусок хлеба.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Психонавтика

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Четыре инсайта. Мудрость, сила и милосердие Хранителей Земли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

7

Статут (англ. statut, от позднелат. statutum, от лат. statuo — постановляю, решаю) — название некоторых законодательных актов парламента Великобритании, конгресса США и ряда других стран англо-американской правовой системы. Нормы, содержащиеся в статутах, образуют статутное право, функционирующее в странах англо-американской правовой системы наряду с общим правом.

8

Светокопия представляет собой оболочку, состоящую из пульсирующих частиц света и энергии и повторяющую очертания нашего тела.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я