1718 год. Петровская Россия. Юный музыкант Алеша Востриков вступает в жестокое противостояние с немецким колдуном-чернокнижником, из-за навета которого погиб его учитель. Хватит ли тринадцатилетнему мальчику сил и храбрости, чтобы выстоять в неравной схватке? И сумеет ли он покинуть живым страшный дом чернокнижника, где колдун вершит расправу над своими врагами?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дом чернокнижника» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Некоторое время мрак и тишина, затем в щелях клавесина появляется свет, слышен музыкальный звон в замках. Крышка приподымается, и из клавесина выходит, воровски оглядываясь, Муаррон.
Михаил Булгаков. «Кабала святош» («Мольер»).
Глава 1. Изобретение Ньютона
1
Алеша Востриков прокладывал себе путь сквозь толпу на Красной площади, пробираясь к Лобному месту. Стоял пронзительно студеный день 15 марта 1718 года от Рождества Христова.
Для своих тринадцати лет Алеша не вышел ростом — и сам это знал. Но, будь он рослым — или хотя бы плечистым, — разве сгодился бы он для того кунштюка, который они проделывали дуэтом с мэтром Корнелем, его учителем? А сейчас обнаружилось и еще одно преимущество Алешиной малорослости и юркости: даже самая плотная толпа не могла составить для него преграду.
Хотя к самому началу казни он все-таки опоздал — поскольку сперва должен был зайти в храм при монастыре Николы Старого, что располагался неподалеку от Кремля. Казнь началась в три часа дня, а когда Алеша добрался до Красной площади, часы на Спасской башне показывали уже половину четвертого. Оттого он и спешил теперь — иначе мог не увидеть главного. Того, из-за чего он полез в этот адский мороз на поливаемую кровью Красную площадь.
— Да куда ж ты прешь, сучий выкормыш! — заорала на Алешу румяная мордастая баба, которой он по нечаянности с размаху наступил на ногу. — Вот сейчас поймаю — уши тебе…
Но он, не слушая её, уже снова ввинтился в людскую стену.
— А, говорят, Глебов этот, — услышал он густой, как у дьякона, голос откуда-то справа, — был к царице Евдокии самим её духовным отцом подослан!
— Да какая она тебе царица! — возмутился другой мужик, тоже — для Алеши невидимый. — Она ж постриг приняла в Суздале! И стала — инокиня Елена.
Дьякон что-то ответил на это, однако Алеша не разобрал его слов. И не только потому, что отдалялся от этих двоих. В лицо ему ударил, словно подмокший ремень, такой плотный запах крови, что Алеша покачнулся. И поразился тому, что этой ядреной железистой вони не замечали мужики и бабы, между локтями и боками которых он пролезал.
«Притерпелись, должно быть, — пришла ему мысль; но тут же её сменила другая: — Да нет, ради этого они сюда и пришли!»
Он запрокинул голову, посмотрел на лица заполонивших площадь горожан. Лица эти отображали разное: испуг, брезгливость, жалостливость, у некоторых — даже злость. Но единое, подавляющее чувство довлело над всем этим: неуемное, жадное, голодное любопытство.
Алеша опустил глаза и снова стал продираться вперед.
«Эдак я опоздаю вконец! — в отчаянии думал он. — И зачем тогда я вообще сюда пришел? Я же дал себе слово: отомстить. Но как я смогу отомстить, если не найду его?»
Однако — он не опоздал.
Когда он выбрался к высокому дощатому помосту, подле которого запах крови сделался совсем уж непереносимым, палач надсадно ухнул и отсек очередную голову. А второй заплечных дел мастер, помогавший ему, подхватил её с лобного места за кучерявые волосы и воздел вверх на погляд собравшимся.
Алеша знал, кто был этот казненный: Федор Журавский, певчий царевны Марьи Алексеевны. Выпученные глаза Федора, на вид — совершенно живые, будто впились в лица зевак. И некоторые под этим взглядом мертвеца даже попятились.
Вот из-за этого-то людского движения в поле зрения Алеши и попал человек, на кого он глядеть совсем не собирался. И даже напоминал сам себе, покуда бежал к площади: «Только на майора не смотри — хватит с тебя и прочих грехов!»
Но сейчас, когда Алеша увидал майора Степана Глебова — саженях в десяти от себя, — отвести от него взгляд он уже не мог.
Этот рослый, крепкий телом мужчина скорчился теперь, насаженный на длиннющий кол — так что ноги его оказались аршинах в трех от земли. И на этих ногах темнели сапоги, подбитые мехом. Да что там — сапоги! На голову майору нахлобучили шапку-малахай, а прямо поверх его голого тела напялили соболью шубу, явно — его собственную.
Алеша против воли сделал шажок вперед — никак не мог поверить в то, что и вправду видит всё это. И тут же какой-то доброхот из толпы, приметивший, куда Алеша глядит, с большой охотой пояснил:
— Сие по указанию самого государя сделано! Сказано было: дабы супостат не скончался слишком скоро — от мороза, — надобно его одеть потеплее.
И говоривший — щуплый мужичонка — ткнул кривоватым пальцем куда-то вбок.
Алеша поглядел в ту сторону — и на минуточку позабыл, зачем он явился сюда.
На небольшом отдалении от эшафота стояла просторная немецкая карета со стеклянными дверцами, отделенная от толпы цепью солдат в сине-красных преображенских мундирах. Карета, запряженная шестеркой гнедых лошадей и с печной трубой, из которой валил дым. А обок от неё пристроились выстланные сеном сани, в которых двое преображенцев держали почти на весу какую-то немолодую бабу, облаченную во всё черное. Странно, но держали они её не только за руки, но и за голову. А один солдат растягивал ей веки, сохраняя её глаза открытыми.
«Да ведь это — царица Евдокия, в иночестве — Елена! — Алешу будто кипятком обварило от этой мысли. — Её сюда привезли, чтобы она смотрела на муки своего полюбовника — Глебова Степана. Оттого и глаза ей закрыть не дозволяют!»
И тут же за стеклянной дверцей кареты промелькнуло лицо: круглое, дерганое, с вздыбленными усами, с большими, чуть навыкате, глазами. Государь Петр Алексеевич, никогда не любивший Москву, соизволил пожаловать сюда в лютый мороз. Свою отвергнутую жену он явно не любил куда сильнее, чем Первопрестольный град.
Алеша опустил взгляд к брусчатке площади — заплеванной подсолнуховыми семечками, перепачканной кровавыми брызгами. И стал пробираться в противоположную от кареты и возка сторону — туда, где раззявливали глаза и рты отрубленные человеческие головы, насаженные на пики. Однако ему долго не удавалось обнаружить то, ради чего он отважился прийти сюда в этот страшный день. Алеша нашел искомое лишь тогда, когда подобрался почти вплотную к тем жутким пикам.
На одну из них уже успели насадить голову Федора Журавского. Но — царевнин певчий явно мог бы почитать себя счастливчиком в сравнении с господином Глебовым. Пожалуй что, они все могли бы почитать себя таковыми рядом с ним: и казненные, и те, кого должны были сегодня прилюдно истязать кнутами. До Алеши уже доносились истошные вопли одного из этих несчастных — вперебивку с хлесткими, смачными ударами.
«Неспроста мэтр сотворил над собой такое — знал, что не сдюжит», — с черной тоской в сердце подумал Алеша.
И тут же, словно мысль его обрела зримый образ, он увидел голову своего учителя — посиневшую почти до черноты, с запекшейся кровавой коркой вокруг рта, насаженную на одну из пик.
А прямо возле этой пики — будто его, Алешу, поджидая, — стоял он: Иван Венедиктович. Дьявол в человечьем обличье. Погубитель мэтра — да и всех, кого убивали и терзали здесь нынче.
«Может, он и вправду ждет меня, — подумал Алеша, хоронясь за спиной какого-то рослого, дюжего мастерового, скорее всего — кузнеца. — Пытать и допросить мэтра он так и не сумел — тот улизнул у него из-под носа. Вот он и дожидается — кто придет, чтобы отдать мэтру последний долг».
А уж, видит Бог, он, Алексей Востриков, накопил таких долгов перед мэтром Филиппом Корнелем воз и маленькую тележку. Начать хотя бы с того, что именно он, раб Божий Алексей, позволил мэтру умереть.
2
Алеша Востриков, тринадцатилетний музыкант, происходил из семьи приписных дворцовых крестьян, целый век служивших государям Романовым. И вплоть до марта 1718 года — до гибели мэтра Корнеля, до страшной казни майора Глебова, — Алеша таким своим происхождением даже гордился. С семилетнего возраста он состоял при покоях царевны Марьи Алексеевны — со времени, как родители его преставились от холеры. У него, правда, была жива бабка по матери. Но, объявись она в Москве — и её, пожалуй что, бросили бы головой вниз в Яузу. Или повесили бы на дубовом суку, может — и вместе с внуком. Так что Алеша каждый день молился о том, чтобы о его живой родственнице не прознал никто при дворе благочестивой царёвой сестры Марьи.
Конечно, у Натальи Алексеевны — полнородной сестры государя Петра Алексеевича, а не единокровной, как царевна Марья, — двор был побогаче. Да и жилось там повеселее. Даже свой собственный театр устроила царевна. К тому же, жила она попеременно то в Москве, то на севере — в городе Петербурге, где Алеша был один-единственный раз. И очень хотел побывать еще. Но — Марья Алексеевна попробовала было пожить в новой столице, да так простыла там, что пришлось потом выпрашиваться: ехать за границу на лечение. Брат ехать ей дозволил — когда-то он и сам изрядно покатался по заграницам со своим Великим посольством! И в Голландии жил, и в Англии побывал, и еще — Бог знает, где.
После возвращения из Европы царевна Марья жила в Первопрестольном граде уже безотлучно. Однако — она всё ж таки жила! А бедная Наталья Алексеевна, хоть и была её почти на полтора десятка лет моложе, скончалась позапрошлым летом. Говорили — якобы от болезни желудка. Но Алеша в это не верил — даже и до марта 1718 года, когда он выяснил доподлинно, как всё случилось.
А начало всем страшным и диковинным событиям, что происходили с Алешей теперь, положено было еще три года тому назад. Когда он вместе со свитой царевны путешествовал по заграничным целительным местам. В городе Карлсбаде, где Марья Алексеевна лечилась водами, и произошло её знакомство с мэтром Филиппом Корнелем. А царевнин доверенный советчик, певчий Федор Журавский, по собственным соображениям предложил царевне взять француза-музыканта с собой в Россию. И еще с ними вместе увязался ехать в Москву некий немец, которого все величали на русский манер — Иваном Венедиктовичем.
Впрочем, сам Алеша узнал обо всех этих обстоятельствах уже позднее — от самого мэтра. А тогда, в Карлсбаде, к французу просто вывели всех приписных дворцовых, кто возрастом был от восьми годов до двенадцати. И мэтр Корнель через толмача с каждым из них переговорил. С кем беседовал по минуте, по две. А, с кем, как с Алешей — не менее четверти часа. Алеша тогда успел уже обучиться грамоте, и за время поездки запомнил несколько иностранных оборотов, но всё — на немецком. Так что он никак не мог взять в толк, что именно чудной француз у них у всех пытается вызнать? И уразумел всё только тогда, когда на следующий день мэтр повел Алешу и еще двоих отобранных царевниных прислужников в просторную залу с креслами, установленными как в театре — рядами.
Там, на возвышении, стоял лакированный клавесин темного дерева — такой громадный, каких Алеша прежде в глаза не видывал. А ведь он насмотрелся при дворе на всякие музыкальные инструменты! В сияющей крышке клавесина Алеша увидел свое собственное отражение, чуть вытянутое в ширину. Белобрысый светлоглазый мальчик, он, отображенный в лакированной поверхности, выглядел толстощеким и растянувшим губы в ухмылке. Хотя на деле он и не думал улыбаться.
А когда чудаковатый француз откинул крышку клавесина, Алеша даже ахнул от удивления: внутри располагался ящик, в котором вполне мог бы поместиться невысокий человек, лежащий на боку. И толмач объяснил: француз собирается по очереди в этот ящик помещать каждого из отобранных отроков. А потом защелкивать над ними крышку. Услышав это, Алеша так заробел, что чуть было не дал стрекача.
Но тут первый из отобранных — парнишка на год младше Алеши — принялся так истошно в этом ящике вопить, что его мгновенно извлекли наружу. Крикуна поставили на пол, и тот понуро, весь красный от стыда, двинулся к стеночке.
«Ни за что не опозорюсь так, как он, — тут же дал себе зарок Алеша. — Лучше помру в этом дурацком клавесине, а орать, как резаный, не стану!»
Вторым внутрь стали затискивать следующего испытуемого — Алешиного ровесника. Но тот, хоть и был невысокого росту, оказался неожиданно широк в кости. И крышку клавесина закрыть над ним не удалось: она уперлась в его плечевую кость.
Так что второго парнишку тоже признали негодным — тогда еще неясно было, для чего именно. Настала Алешина очередь.
Он даже дышать забыл — настолько страшным вдруг показался ему этот изогнутый деревянный ящик. Алеша будто со стороны увидел, как царевнин толмач и француз подхватывают его под руки, поднимают над медово сияющим паркетом и опускают в музыкальный ящик. А потом Алеша внезапно, в один миг, всё понял: в ящике этом устроены были приспособления, чтобы играть на огромном клавесине изнутри.
Он отвлекся, обозревая хитроумный механизм. И уразумел, что над ним захлопнули крышку, лишь тогда, когда его облепила душная тьма, отдающая воском и канифолью.
Алеше показалось: его не просто уложили живым в гроб, но еще и выбрали для этого чужой гроб, предназначавшийся какому-то карлику-горбуну. Желудок у Алеши скрутило, а перед глазами всплыла в темноте ослепительно яркая точка — как Полярная звезда на черном бархате неба.
Алеша со свистом втянул в себя воздух, зажмурился и помотал головой — насколько это позволил ему сделать кривой гроб. Но, когда он снова распахнул глаза, точка-звезда не только никуда не пропала — она словно бы стала еще ярче. И Алеше понадобилось сделать еще вдохов пять или шесть, прежде чем до него дошло: он видит стеклянный фонарь, где теплится одна-единственная свеча. И приладили этот фонарь так, чтобы он освещал приспособление, имевшееся внутри. Француз что-то громко произнес, и толмач перевел его слова для Алеши:
— Он говорит: это устройство сконструировали по чертежам какого-то там Ньютона. — И прибавил от себя: — Наверное, это тоже — иностранный музыкант.
3
Во время той первой пробы в Карлсбаде мэтр вытащил Алешу из музыкального ящика всего через минуту. Самое большее — через полторы. Не был мэтр жестокосерден — не хотел мучить дитя понапрасну. И спросил — через толмача — готов ли отрок выучиться хитрой науке: музицировать при помощи сего инструмента, оставаясь для всех невидимым?
Алеша и сам не понял, почему он ответил: да, готов.
Когда они ехали домой, в Россию, тяжеленный инструмент везла четверка битюгов, запряженных в умягченную соломой телегу. А во время остановок мэтр Корнель обучал своего юного помощника. Показывал ему (вначале — при поднятой крышке клавесина), как нужно управляться с диковинным механизмом. И заодно учил Алешу азам французского языка — а сам перенимал у него русскую речь. Так что к моменту возращения в Москву они сделались уже почти что друзьями. Хоть кое-кто из царевниного окружения и поглядывал на мэтра с сомнением и даже с негодованием — подозревая его в неестественной склонности к своему ученику.
Но это уж, конечно, была полная чушь. Мэтру-то нравились женщины! Причем, к сожалению, не только молодые.
Первое совместное выступление мэтра и Алеши состоялось поздней осенью 1716 года: вечером в праздник Казанской иконы Божией Матери. Этот день в Первопрестольном граде почитали особо. Именно на Казанскую, сто с лишком лет назад, из Москвы — заступничеством Царицы Небесной — воины князя Пожарского и ополченцы купца Минина изгнали польских захватчиков. Так что на празднике у царевны Марьи собралось человек полтораста, если не больше. И это — невзирая на то, что немалая часть московских бояр и дворян успела перебраться в город Петербург.
Алеша уже с полчаса потел внутри клавесина: облаченный в одну тонкую сорочку и исподние панталоны. И тут наконец-то когда наступила его очередь.
— А теперь, — услыхал Алеша голос Федора Журавского, приглушенный клавесинной крышкой, — вы увидите иностранную диковину, никогда прежде вашим взорам не представавшую.
Занавес раздвинули, и внутрь Алешиного ящика пролился снаружи небольшой свет — через проделанные в клавесинной крышке отверстия для дыхания. Сквозь них же Алеша увидел, как мэтр уселся в кресло — примерно в полутора саженях от клавесина, — вскинул руки и едва заметно кивнул своему ученику.
Сейчас, по прошествии времени, Алеша даже не мог припомнить, как он начал играть тогда. И позабыл, какие именно пьесы он исполнял. Но зато хорошо запомнил другое: как зрители прямо во время концерта срывались с мест и кидались к инструменту. Пытались поймать в ладонь невидимые нити, которые, по их соображеньям, должны были соединять пальцы музыканта и клавиши, что вдавливались будто сами собой, без всякого к ним прикосновения.
И еще — Алеша помнил шепотки зрителей (мэтра рядом не было, и они не думали, что их кто-то услышит): «Колдовство», «Чернокнижие», «От лукавого музыка». А еще — и смех, и грех: «За этого француза черт на клавесине играет». Но Алеша, уж конечно, чертом себя не считал. Да что там: вплоть до их последнего с мэтром выступления, случившегося неделю назад, он почитал себя счастливчиком. Избранником Фортуны — как говаривали на новый лад. Однако Фортуна, которая поначалу им с мэтром Корнелем так споспешествовала, покинула их в один миг.
Собственно, на прошлой неделе, седьмого марта, они с мэтром не должны были выступать. Тогда уже шел Великий пост, и все увеселения в Москве были отменены. Но мэтр Корнель — что с него взять? Он вроде как был католиком — хотя в этом Алеша не испытывал уверенности: его учитель не соблюдал вообще никаких церковных обрядов. Так что — когда негоцианты из Немецкой слободы, снабжавшие царевну заграничными товарами, попросили устроить для них небольшой Vorstellung1, мэтр немедленно согласился.
Алеша без посторонней помощи забрался в музыкальный ящик. И, когда разъехался занавес, до поры укрывавший инструмент от любопытных глаз, был уже вполне готов к выступлению. Они с мэтром как раз недавно разучили несколько современных клавесинных пьес другого француза — по фамилии Рамо. И Алеша исполнял их по очереди: менуэт, гавот, рондо, пьесу под смешным названием «La Poule»2 и еще много чего другого. Гости-немцы так восторгались, так аплодировали, что форштеллунг продлился долее обыкновенного. И, когда он всё-таки закончился, у Алеши до такой степени болела правая рука, что он не смог самостоятельно открыть свой ящик и вылезти из него. О чем и сообщил мэтру, когда тот подошел к инструменту и спросил, почему его ученик всё еще сидит внутри?
— Ничего, — воскликнул мэтр, — я сейчас выпущу тебя! — За минувшие три года он наловчился хорошо говорить по-русски, хоть слова и выходили у него немного картаво и в нос.
Замок потайного ящика можно было отпереть как изнутри, так и снаружи — если знать, где спрятана двусторонняя кнопка с пружиной.
Француз протиснулся к инструменту сбоку, держа в одной руке канделябр с тремя свечами. Алеша видел это сквозь прорези, проделанные в музыкальном ящике для дыхания и обзора; снаружи они были совершенно незаметны. Он разглядел, как мэтр потянулся к потайной кнопке, сделанной с боковиной клавесина заподлицо — однако на неё не нажал. Так и застыл с вытянутой рукой — между вогнутым клавесинным боком и стеной залы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дом чернокнижника» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других