Эта книга посвящена одному из самых увлекательных аспектов европейского искусства – иконографии изображений женщин, сыгравших важную роль в истории христианства. Из этой книги вы узнаете, какие чудеса происходили с христианскими святыми и мученицами, какие подвиги они совершали ради своей веры, какими символами их принято наделять в искусстве и какими этих женщин изображали художники на протяжении веков. Эти удивительные истории объединяют в себе историю искусств и историю христианства, повествуя о чудесах веры, любви и жизнелюбия, ставших сюжетами для многих шедевров. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Садистская иконография. Портреты и истории мучениц и святых предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 1
Первые христианские мученицы: упрямые и самоотверженные
Фекла Иконийская
Анкета
Годы жизни: 30-е гг. — II в.
Место рождения: Икония (совр. Конья, Турция)
Место смерти: Селевкия (совр. Маалюля, Сирия)
Статус: первомученица, в лике равноапостольных
Атрибуты: лев, змея, бык, тюлень, горы. На русских иконах — крест и книга (Евангелие)
Джованни Баттиста Тьеполо.
Святая Фекла. Фреска собора св. Феклы в Эсте, Италия. 1759
Среди святых женщин христианства первой была святая Фекла, отсюда и ее особый статус первомученицы. Она носила вполне символическое имя, составленное из греческих слов «Бог» (θεός) и «слава» (κλέος), закономерно формирующих сочетание «слава Божья».
По преданию Фекла (или Текла) родилась в 30-х годах I века в Иконии, фригийском городе (современная Конья в Турции), и происходила из богатой и знатной семьи. Как-то раз туда с проповедями заехал сам апостол Павел. Его пламенные речи произвели на восприимчивую деву столь сильное впечатление, что она решила принять христианство, а заодно и отказаться от замужества, чтобы остаться девственницей.
Знакомство со святым Павлом оказалось ключевым моментом в биографии Феклы, потому ее часто изображают вместе с апостолом, а в житийных клеймах икон сцена слушания проповедей и последующего личного знакомства со святым Павлом может быть представлена более детально.
Проблема была в том, что девицу уже просватали за некоего Фамира, молодого человека, подходящего ей по статусу. Потенциальный муж не оценил новые жизненные принципы невесты, его уязвленное самолюбие требовало отмщения, и он нашел радикальный способ — донес на нее правителю, ставленнику Рима. Правда, в житиях Феклы говорится, что Фамир не сам до этого додумался, а поддался влиянию неких «лицемерия исполненных» спутников Павла.
Франц Тон. Святая Фекла. 1902. Роспись францисканского монастыря в Падерборне, Германия
Сначала он, впрочем, пожаловался не на невесту, а на самого апостола, заявив властям, что тот «воспрещает девам вступать в брак». Правитель же «повелел Павла связать и во узилище ввергнуть». Фекла, узнав об этом, бросилась к местной тюрьме. Тюремный надзиратель не отказался от взятки, и комплекта личных украшений Феклы хватило, чтобы он пропустил ее к Павлу. После чего мать Феклы настояла на том, чтобы на суд привели не только святого, но и ее непокорную дочь. Более того, именно она решительно требовала, чтобы Феклу сожгли. Местный правитель (игемон) не смог устоять против ее напора.
Палачи привязали Феклу к столбу (по другой версии — посадили на кол), а вокруг разожгли костер, но случилось чудо: ни пытки, ни пламя не причинили девушке ни малейшего вреда, а потом началась буря с дождем, погасившая костер. Когда все горожане попрятались, чтобы переждать стихийное бедствие, Фекла умудрилась выбраться за городские стены и отправилась на поиски Павла в Антиохию.
Там приключения продолжились, поскольку проповедь христианства была тогда смертельно опасным занятием. В Антиохии она встретилась с апостолом, которого воспринимала как отца. Но поскольку Фекла была очень привлекательной девицей, она понравилась местному владыке по имени Александр. Мужчина начал к ней приставать, а девушка, всегда отличавшаяся решительностью, сорвала с него хламиду, разодрала ее и «венок сняла с главы его».
Святой апостол Павел и святая Фекла. Фреска из пещеры св. Павла и св. Феклы в Маалюле, Сирия. VI в.
Александр не стерпел такого позора и тотчас отправил Феклу на суд римскому наместнику. Тот, недолго думая, приговорил непокорную девицу к растерзанию дикими животными «за благочестие и за целомудрие». Для начала на Феклу спустили голодных львов (встречается упоминание медведицы и львицы), но звери совершенно неожиданно не стали есть ее и покорно легли у ног (или же львица растерзала сначала медведицу, а потом и льва, выпущенного следом).
Ночь Фекла провела в доме Трифены, родственницы местного правителя. В беседах с приговоренной она также обрела веру во Христа. На следующий день палачи пришли к выводу, что на самом деле Фекла — колдунья, а сила ее заключается в одежде. Посему было решено сорвать с девицы ее платье и натравить на нее тех же львов и медведей. И опять ничего не вышло. Звери, в отличие от зрителей, стыдливо опускали глаза, дабы не видеть наготы Феклы, а одна из львиц облизала ей ноги. После этого девушка уже по собственной инициативе прыгнула в водоем, где обитали злобные тюлени, и приняла там святое крещение.
Св. Фекла. Фреска Спасо-Преображенского собора в Чернигове. XI в.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фёкла_Иконийская#/media/Файл: Saint_Thecla.jpg
Поскольку с дикими зверями ничего не получалось, Александр приказал вырыть глубокий ров, наполнить его змеями, ехиднами и прочими ядовитыми гадами и посадить туда Феклу. Ядовитые укусы не подействовали, и ее решили разорвать, привязав за ноги к быкам, которых кололи железными прутьями и зажженными факелами. Однако веревки разорвались, словно паутина, а быки остались на месте.
Александр испугался Бога, хранящего Феклу от всякого вреда, повелел вернуть ей одежду и отпустил на все четыре стороны. Испытания, перенесенные святой, согласно ее жизнеописанию, разделяются на несколько циклов, но художники часто собирают их все в одном изображении, окружая мученицу одновременно львами, медведями, змеями, быками, а также рисуют рядом с ней костер и шест.
Оказавшись на свободе, Фекла снова разыскала Павла, и тот благословил ее на проповедь слова Божьего. Начала она с того, что вернулась в родную Иконию, обратила свою мать в христианство и пошла путешествовать дальше.
Фекла добралась до Селевкии (на территории современной Сирии) и поселилась там в горной пещере. В этом уединенном месте она и прожила до глубокой старости. Все долгие годы святая молилась, а еще исцеляла больных.
Уже в конце жизни, в возрасте 90 лет, Фекла подверглась еще одному испытанию: на нее напала шайка похотливых юнцов, которых подзуживали языческие жрецы. Они видели в женщине свою конкурентку, ведь та врачевала. Чтобы спастись, Фекла укрылась в расселине скалы, раскрывшейся, чтобы принять ее. Пещера, где она, согласно преданию, умерла, расположена в сирийском поселке Маалюла, в горе Каламон. Над ней построен монастырь, названный в честь святой.
Если верить жизнеописанию Феклы, первым ее образ создал некий неизвестный иконописец по описанию языческого жреца, чьи домогательства святая отвергла (а заодно и немного побила). С трудом добравшись до дома, он призвал художника, описал девушку и, когда образ был готов, признал, что портрет получился очень похожим. Жрец приложился к иконе и тотчас исцелился.
Первые изображения святой Феклы восходят еще к фрескам в Пещере Святой Феклы в Айя Напе на Кипре. На одной из них Фекла представлена в одежде знатной римлянки в обществе апостола Павла.
Как и большинство святых, ее писали с пальмовой ветвью — символом мученичества, а также с шаром огня в руках. Рядом с ней иногда размещали колонну (кол), вокруг которой взметаются языки пламени, а также львов, быков, змей или тюленей. Так, в частности, ее представляет немецкий художник Франц Тоне[3] в росписи 1902 года для францисканского монастыря в Падерборне. Сцены мученичества запечатлели привязанную к колу либо к двум быкам мученицу сидящей на арене в окружении диких животных.
Фоном для изображения святой могут быть горы, поскольку значительную часть жизни она провела в горной местности.
Святая Фекла (Текла) была очень любима в Италии и в Испании, где в ее честь освятили множество церквей. Например, она считается покровительницей города и коммуны Эсте в Италии. В местном соборе находятся фрески, выполненные Джованни Баттиста Тьеполо[4] — на них святая Фекла, согласно местному преданию, избавляет город Эсте от эпидемии чумы в 1630 году.
В русской иконописи святую Феклу принято рисовать в скромном одеянии с головой, покрытой темным покрывалом, она может держать в руках крест и Евангелие.
Оказывается, у святого Петра была дочь, которую вполне предсказуемо звали Петронилла (или Аурелия Петронилла). Подробности ее жизнеописания документально не подтверждены, однако существование святой с таким именем, умершей приблизительно в конце I века и похороненной в катакомбах Домитиллы, является неоспоримым фактом.
Легенда гласит, что Петронилла могла быть либо родной, либо духовной дочерью святого Петра. Во втором варианте истории утверждается, что дева — потомок Тита Флавия Петрона, деда императора Веспасиана. Есть еще и третья версия происхождения Петрониллы, утверждающая, что она была служанкой Петра, обращенной в христианство. Поэтому иногда ее изображают одетой в лохмотья и с метлой в руке.
Однако во всех трактовках упоминается, что девушка была невероятно хороша собой. Опасаясь за ее благочестие и желая защитить от докучливых поклонников, святой Петр запер воспитанницу в башне. По другой версии, после его молитвы Петронилла оказалась полностью обездвиженной, парализованной.
Петронилла Римская
Анкета
Годы жизни: 30-е гг. — конец I — начало II вв.
Место рождения: Галилея (совр. Израиль)
Место смерти: Рим
Статус: дева-мученица
Атрибуты: пальмовая ветвь, белые лилии
Гверчино. Погребение святой Петрониллы. 1621–1622. Капитолийский музей, Рим
Сано ди Пьетро. Святая Петронилла. Национальная Пинакотека, Сиена
https://ru.wikipedia.org/wiki/Петронилла#/media/Файл: SanodipietroPetronilla.jpg
Однажды в дом святого Петра в Риме пришли другие апостолы и спросили его о Петронилле. Он приказал девушке выйти и служить им, после чего та исцелилась:
«Однажды, когда ученики собрались за трапезой, Тит спросил Петра: „Если ты исцеляешь всех страждущих, почему не исцелишь Петрониллу, лежащую на одре болезни?“» Петр ответил: „Так суждено ей. Но чтобы вам не казалось, что слова мои — лишь отговорка и ее невозможно исцелить, встань немедля, Петронилла, и прислуживай нам“. Она тотчас поднялась, исцеленная, и служила им. Когда дева закончила прислуживать, Петр велел ей: „Идо на свое ложе“. Тотчас она вернулась на ложе, как и прежде страдая от болезни. Но когда ее любовь к Богу стала совершенной, она совершенно исцелилась»[5].
Сцену, когда святая Петронилла прислуживает апостолам после чудесного исцеления, можно увидеть на картине Сано ди Пьетро[6]. Также иногда изображалось, как святой Петр поднимает недвижную Петрониллу на ноги в присутствии других апостолов. После чудесного исцеления она обрела дар, поэтому некоторые художники писали ее в окружении больных и увечных, которых она излечивала с помощью молитвы.
Однако злоключения святой только начинались. После исцеления Петрониллу увидел некий мужчина по имени Флакк, человек богатый и благородного происхождения, но, к сожалению, убежденный язычник. Он возжелал жениться на Петронилле, сделал ей предложение и дал три дня на размышления, предполагая, что никакого иного ответа, кроме положительного, девушка все равно дать ему не сможет. Тем более в случае отказа он обещал ее убить.
Бедная Петронилла так и не смогла убедить его отступиться или хотя бы принять христианство, поскольку она имела твердое намерение сохранить девственность и чистоту во имя Христа, и тогда избавилась от поклонника единственным доступным способом: объявила трехдневную голодовку, сопровождаемую молитвами, после чего благополучно скончалась. Считается, что Бог призвал святую к Себе по ее же просьбе. В итоге, вернувшись через три дня за ответом, Флакк попал лишь на похороны Петрониллы.
Симоне Пиньони. Мученичество святой Петрониллы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Сцену погребения можно увидеть на картине Гверчино[7]. Могильщики опускают бренное тело девушки в подготовленную могилу, рядом стоит святой Петр и назидательным жестом указывает на это Флакку, представленному в виде юноши в наряде дворянина, одетого по моде середины XVI века. Одновременно на небе Петрониллу приветствует Иисус Христос, ее истинный Небесный Жених.
Бартоло ди Фреди. Исцеление св. Петрониллы св. апостолом Петром. Ок. 1380.Фрагмент росписи пределлы собора св. Франциска в Монтальчино
История неудавшегося сватовства Флакка к святой Петронилле имела и продолжение. У нее была сводная или молочная сестра, Феликола. Оставшись без невесты, мужчина решил переключить свое внимание на эту девушку, но она, как и сестра, ему отказала. В наказание убежденную христианку подвергли пыткам, а затем казнили.
Обстоятельства мученической смерти Феликолы описываются в разных источниках по-разному. В одних текстах написано, что ее заключили в тюрьму, где она провела несколько дней без еды и воды, затем с нее сорвали одежды, вывели на площадь и подвергли пыткам, отчего девушка и умерла. Ее тело выбросили в клоаку возле виа Адреатина в Риме. Там позднее его нашел святой Никомед и достойно похоронил мученицу. По другой версии, Феликолу бросили в клоаку еще живой, и она скончалась в древнеримских нечистотах. Дата смерти святой установлена довольно точно — 90 год н. э.
Святую Петрониллу принято изображать с пальмовой ветвью, символом мученичества, и с белыми лилиями, символом девственности. В некоторых сценах она сопровождает святого Петра, своего предполагаемого отца.
В катакомбах Домитиллы, где мученица была похоронена, есть фреска, запечатлевшая ее и некую матрону по имени Венеранда, которую Петронилла встречает у входа в Рай, как бы замещая святого Петра в качестве привратника.
Св. Петронилла встречает св. Венеранду у райских врат.
Фреска катакомб Домитиллы. II–IV вв.
https://blogcamminarenellastoria.files.wordpress.com/2016/05/3-veneranda-e-petronilla.jpg
Пьетро Темпеста. Мученичество св. Феликулы. XVI в. Офорт. Галерея колекциии Wellcome
https://ru.wikipedia.org/wiki/Феликола#/media/Файл: Saint_Felicula_tied_to_a_pole_and_burnt,_and_later_being_Wellcome_V0031952.jpg
Ирины
Некоторые святые, носящие одни и те же имена, имеют и очень сходные биографии, отличающиеся только мелкими деталями, благодаря чему их, как правило, и можно отличить друг от друга. Однако иногда жития одноименных святых настолько различны, что спутать их просто невозможно. Так случилось, например, со святыми Иринами.
Ирина Македонская
Анкета
Годы жизни: I в. — конец I — начало II в.
Место рождения: Македония
Место смерти: Месемврия
Статус: великомученица
Атрибуты: крест, свиток, богатые одежды, корона
Святая Ирина считается первой великомученицей в истории христианства, и путь ее к этому статусу оказался очень долгим и тернистым.
Она была дочерью правителя области Мигдония Ликиния. Ее родители были убежденными язычниками и дочь свою назвали Пенелопой. Когда девочке исполнилось 6 лет, отец построил за городом роскошный дворец (столп) со множеством комнат с богатым убранством, украшением которого служили многочисленные золотые и серебряные языческие идолы. Туда он отправил Пенелопу вместе со служанками и воспитательницей Карией. Кроме того, приставил к ней некоего старца Апелиана, чтобы тот дал ей образование, обучив разным наукам. Дочь должна была жить там до замужества.
Однажды, когда девочке уже было 12 лет, случилось странное происшествие: «…к ней в открытое окно, обращенное на восток, влетел голубь, державший в своем клюве маленькую ветвь; положив ее на стол, он тотчас вылетел через окно из комнаты. Затем через час влетел в комнату орел с венком из разных цветов, и он также, положив венок на стол, тотчас улетел. Потом еще другим окном влетел ворон, несший в клюве малую змею, которую он положил на стол, а сам также улетел».
Пенелопа спросила у наставника Апелиана, что это означает. Он был тайным христианином и поэтому истолковал происшествие так: «Знай, дочь моя, что голубь означает твой добрый нрав, твою кротость, смирение и девическое целомудрие. Ветвь маслины знаменует Божию благодать, которая будет подана тебе чрез крещение. Орел, высоко парящий, изображает собою царя и победителя, знаменует, что ты будешь царствовать над своими страстями и, возвысившись богомыслием, победишь невидимых врагов, как орел побеждает птиц. Венок же из цветов есть знамение воздаяния, которое примешь ты за твои подвиги от Царя Христа в небесном Его царстве, где готовится тебе нетленный венец вечной славы. Ворон со змеею знаменует врага-диавола, силящегося нанести тебе скорбь, печаль и гонение. Знай же, девица, что великий Царь, содержащий в Своей власти небо и землю, хочет обручить тебя в невесту Себе и ты претерпишь за имя Его многие страдания».
После этого Апелиан стал рассказывать Пенелопе о христианской вере, а она внимала ему с открытым сердцем.
Вскоре отец сообщил, что нашел ей жениха, но девушка уже решила, что не хочет выходить замуж, а желает лишь одного — сохранить свою душу и чистоту телесную для Иисуса Христа. Во сне она увидела ангела, сказавшего ей, что теперь она должна называться не Пенелопой, а Ириною, поскольку станет многим «прибежищем и мирным пристанищем» и через нее многие души обратятся к Богу и спасутся. Ангел предупредил Ирину, что ночью придет человек по имени Тимофей, ученик апостола Павла, и крестит ее.
Ирина приняла святое крещение вместе с воспитательницей Карией и всеми служанками, а потом разбила и выбросила языческих идолов, стоявших во дворце. Родителям, снова заговорившим с ней о замужестве, Ирина сказала, что отказывается от вступления в брак ради Христа. Сначала они восприняли ее слова с пониманием, но затем в сердце отца вселился демон, которого Ирина прежде попыталась изгнать из города, и Ликиний разгневался на дочь. Он велел ей принести жертву языческим идолам, а услышав отказ, приказал бросить под копыта свирепых коней.
В. Прохоров. Св. великомученица Ирина Македонская. Литография. 1870. Государственный исторический музей, Москва
Однако животные не тронули девушку, а самый дикий жеребец набросился на мужчину, вырвал его руку и затоптал насмерть. По молитве Ирины ее отец воскрес, сам принял христианство, а вскоре после этого оставил должность и вместе с супругой удалился жить во дворец, построенный некогда для дочери.
Ирина же осталась в доме учителя Апелиана. Она много проповедовала и обратила в христианство тысячи человек. К несчастью, на место ее отца пришел новый правитель города Седекия, начавший гонения на христиан. По его приказанию Ирину схватили и бросили в ров со змеями, откуда та вышла невредимой. Затем он приказал пилить ее тело железной пилой, сначала привязав к дереву, а затем положив на землю и придавив большим камнем. Когда из ран девушки потекла кровь, началась страшная буря, и многие жители были убиты молниями и градом. Ирине же явился ангел, снял с ее груди камень и исцелил увечья. После этого многие в городе уверовали во Христа и приняли крещение.
Тогда Седекия придумал для Ирины новую пытку: велел привязать ее к мельничному колесу. Однако когда под орудие пустили воду, оно не тронулось с места.
Увидев чудо, люди изгнали Седекию из поселения, после чего он скончался. Его сын Савах, желая отомстить за отца, собрал войско и пошел на город, но по молитве Ирины и он сам, и все его воины были поражены слепотой. Савах сделал вид, что раскаялся, и попросил прощения у горожан. Молитва Ирины исцелила зрение ему и воинам.
Однако вступив в город и став там правителем, Савах повелел бросить деву в темницу и придумал для нее новое мученичество. Ей в пятки вбили гвозди, навьючили на плечи тяжелый мешок с песком и гнали бичами как животное в место, находившееся в отдалении от города. Ирина же увидела, что там ее ожидает ангел, и возрадовалась душою. Когда она достигла цели, то мешок с песком сам упал с плеч, а гвозди выпали из ног, и те исцелились.
Ангел разверз землю и поразил смертью неверных, смеявшихся над Ириной, в том числе и Саваха. Остальные горожане в количестве тридцати тысяч человек уверовали во Христа и крестились. В Мигдонии Ирина совершила многие чудеса, исцеляла больных и даже воскресила умершего юношу.
Затем она перешла в город Каллиополь, где правителем был язычник Нумериан. За отказ поклоняться языческим богам он повелел бросить Ирину в раскаленного медного вола. Пытку повторили три раза, но каждый раз она выходила из расплавленной меди живая и невредимая. Ангел Господень поразил Нумериана смертельной болезнью. Умирая, тот приказал преемнику Ваводану умертвить Ирину самой лютой казнью, которую тот только сможет придумать.
Девушку отвезли в город Константину, где приковали к железной решетке, внизу развели огонь и стали лить на нее раскаленное масло, смолу и сало. Цепи и решетка раскалились докрасна, но святая оставалась невредимой. Узрев чудо, и сам Ваводан, и все жители уверовали во Христа и крестились.
Когда Ирина вышла из Константины, ее схватили воины Савория, правителя города Месемврии, ненавидевшего всех христиан. Он казнил Ирину мечом и повелел похоронить вне городских стен. Однако ангел небесный воскресил святую, и девушка вошла в Месемврию, держа в руках масличную ветвь. Произошедшее заставило Савория и его подданных принять христианство.
Затем Ирина вернулась в родной город, где вскоре умер ее отец. Она оплакала его смерть и некоторое время оставалась с матерью, но ангел перенес святую в город Эфес, чтобы Ирина проповедовала и творила чудеса, исцеляя различные недуги. Ее речи многих язычников склонили к вере Христовой. Однажды в Эфес пришел старый учитель Апелиан, и это был для Ирины знак, что ее земная жизнь заканчивается и настанет пора предстать перед Богом.
На следующий день в сопровождении Апелиана и шести христиан дева отправилась за город, нашла пещеру в скале, вошла туда и велела закрыть ее камнем и не открывать раньше четвертого дня. В указанный срок камень отвалили и нашли пещеру пустой.
Святую Ирину Македонскую чаще всего изображают в богатом царском облачении, в одежде, украшенной золотом и драгоценным камнями, с короной на голове. Она может держать в руках крест и свиток, что указывает на ее апостольское призвание и на то, что святая обратила в христианство очень многих неверных. Ее могут сопровождать ангелы, напоминая о чудесах, которые творил по ее молитве ангел Господень.
Ирина, Агапия и Хиония Солунские
Аквилейские или Иллирийские
Анкета
Годы жизни: конец III в. — 304 г.
Место рождения: Аквилея (Италия) (или Фессалоники (Греция))
Место смерти: Рим
Статус: мученица
Атрибуты: крест
История трех сестер с говорящими именами Агапия (Любовь), Ирина (Мир) и Хиония (Снежная) была вписана в жизнеописание святой Анастасии Узорешительницы, хотя изначально существовала как отдельное повествование.
Агапия, Ирина и Хиония — сироты, которых воспитал благочестивыми христианками наставник Зинон (или Зоил). Священнику этому во сне было видение о казни святого исповедника Христова Хрисогона, учителя Анастасии Узорешительницы. В том же сне Зинону открылось, где находится тело. Он отправился в указанное место, забрал останки и скрыл в своем доме. Через несколько дней ему приснился еще один сон, предсказывавший, что сам Зинон вскоре умрет, а воспитанницы, три невинные девы, будут взяты нечестивцами на мучение. Кроме того ему было велено сказать об этом рабе Господней Анастасии, чтобы та «позаботилась о них, возбуждая к мужественному перенесению подвига, пока они не будут увенчаны страдальческим венцем».
Св. Ирина, Агапия и Хиония. Минея-апрель. Фрагмент. Русская икона нач. XVII в. Церковно-Археологичекий кабинет Московской духовной Академии
https://itreba.org/uploads/blog/9/publishing/ccbe623876d2158e84d5b1387db898660d2f1035.png
Такой же сон приснился и Анастасии, тотчас пришедшей в дом Зинона, чтобы от него узнать о девах, предназначенных на мучения за веру. Там она увидела мощи учителя Хрисогона и оплакала его, а затем отправилась к сестрам Агапии, Ирине и Хионии и целую ночь «вела с ними душеспасительную и исполненную божественной любви беседу, в которой возбуждала их мужественно, до крови, постоять за Жениха своего — Христа».
Как и было предсказано, Зинон вскоре скончался, а девушек схватили и отправили к императору Диоклетиану. Формально поводом для ареста послужило то, что в их доме нашли запрещенную книгу — Библию. Император пытался заставить Агапию, Хионию и Ирину отречься от Христа, но тщетно, и тогда приказал перевезти сестер в Македонию и отдал на суд правителю Дульцицию.
Мученичество святых Агапии, Ирины и Хионии. Миниатюра из Минология Василия II. 979–989 гг. Ватиканская библиотека, Рим
Тот, прельстившись красотой и невинностью девиц, вознамерился взять их силой, поскольку уговорить девушек на грех прелюбодеяния ему не удалось. Проникнуть в комнату, где находились Агапия, Хиония и Ирина, он не смог, на время лишился рассудка, попал в поварню, весь измазался в саже и перепугал слуг и домочадцев.
Отмывшись, Дульциций занял место на престоле в главном зале дворца и повелел привести туда девушек и обнажить, поскольку хотел увидеть их тела. Но одежда словно приросла к коже, никто так и не смог снять с сестер одеяния, а сам мужчина заснул беспробудным сном и спал, пока его не отнесли в личные покои.
Узнав обо всем, император сильно разгневался и передал Ирину, Агапию и Хионию на истязания судье Сисинию. Поскольку девушки отказались исполнять приказ и не отреклись от Христа, Сисиний повелел сначала отправить их в темницу, а затем сжечь заживо Агапию и Хионию. Младшую Ирину он решил оставить для себя на поругание.
Старших сестер бросили в огонь, где они и умерли. Однако все, кто был там, дивились, что пламя не тронуло ни одежд, ни тел, и это было знамение для язычников, что «святые девы не от огня умерли, но своими молитвами испросили себе от Бога блаженную кончину». Тела Агапии и Хионии погребла Анастасия Узорешительница.
На следующий день Сисиний повелел привести к нему Ирину и снова потребовал, чтобы она принесла жертвы языческим богам и отреклась от Христа. Та мужественно отказалась, заявив, что желает быть с сестрами перед престолом Господа. Тогда Сисиний приказал отвести ее в блудилище, отдать на поругание и измываться над ней, пока не умрет. Когда девушку вели, стражников нагнали два воина и приказали отвести Ирину за город и оставить на холме. Святая же узрела, что это были ангелы.
Ее оставили в указанном месте, но когда об этом доложили Сисинию, то он сильно разгневался и поехал туда верхом, но сколько ни старался, не мог подняться на холм. Тогда судья приказал лучникам стрелять в Ирину. Несколько стрел ранили деву, но она сказала мужчине: «Я смеюсь над тобою, окаянный, что ты как бы на какого сильного мужа вышел на меня, слабую женщину, с оружием. Но вот я, чистою и неоскверненною вами, отхожу ко Господу моему Иисусу Христу, Который ныне сопричислит меня к моим сестрам». После этого она легла на землю и умерла, а тело ее предала земле святая Анастасия Узорешительница.
Агапию, Хионию и Ирину обычно изображают втроем, каждая из них держит в руках крест. В Минологии Василия II[8] содержится миниатюра, запечатлевшая кончину Агапии и Хионии в пламени в присутствии их сестры Ирины.
Ирина Римская в определенном смысле не совсем самостоятельная святая. Ее жизнеописание имеет самое непосредственное отношение к жизнеописаниям святого Кастула и святого Себастьяна. В то же время сцены с ее участием вошли в число самых популярных тем искусства Западной Европы XVII–XIX веков.
Ирина Римская
Анкета
Годы жизни: середина III в. — 288 г.
Место рождения: Рим
Место смерти: Рим
Статус: мученица
Атрибуты: стрелы св. Себастьяна, сосуд с мазью
Ирина Римская была женой святого Кастула, сделавшего свой дом приютом для гонимых христиан и устроившего место для богослужений в императорском дворце, где нес службу. Вместе с другом, святым Тибуртием, он обратил в христианство многих римлян, пока не был предан неким Торкватом. После этого Кастула казнили, заживо похоронив в песчаном карьере на Виа Лабикана в Риме.
После смерти мужа Ирина продолжала активно участвовать в жизни христианской общины Рима. Когда она узнала, что Себастьян за свою веру был пронзен стрелами, то разыскала его, чтобы похоронить тело. Но, поняв, что мужчина жив, перенесла его в дом и исцелила раны.
Сцена, когда святая Ирина вытаскивает стрелы из тела святого Себастьяна или лечит его целебными мазями, является одним из самых востребованных сюжетов у караваджистов. К нему обращались многие художники XVII века: Дирк ван Бабюрен[9], Хендрик Тербрюгген[10], Жорж де Латур[11], и т. д. В композициях часто присутствует служанка, помогающая Ирине.
Одна из лучших картин была написана Жоржем де Латуром в 1650 году. Ее оригинальное название — «Святой Себастьян, за которым ухаживает св. Ирина» (или «Святой Себастьян, окруженный заботой святой Ирины»), наиболее точно отражает смысл истории. Художник акцентирует внимание зрителя именно на женщине, освещая ее лицо факелом, тогда как лицо Себастьяна скрыто в тени, и только его поза подчеркивает переносимое им страдание. К тому же де Латур изобразил только одну стрелу, пронзившую тело, как символ мученичества, что противоречит сложившейся традиции, отраженной в жизнеописаниях Себастьяна, когда его туловище после казни описывается как уподобившееся ежу.
Жорж де ла Тур. Св. Себастьян, за которым ухаживает св. Ирина. Берлинская художественная галерея
Вероятно, на картине запечатлен тот момент, когда Ирина только нашла Себастьяна. Она осторожно поднимает его руку, щупает пульс и понимает, что святой жив. Сам жест может означать глубокую духовную связь, существующую между ними как между единоверцами. Вся ее фигура, как и фигуры остальных женщин, выражает скорбь, которая в следующий момент должна смениться радостью и деятельной заботой о раненом.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Садистская иконография. Портреты и истории мучениц и святых предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3
Франц Зераф Тоне (4 февраля 1851, Вевер — 22 июня 1906, Дюссельдорф) — немецкий художник-жанрист и портретист.
4
Джованни Баттиста Тьеполо (5 марта 1696, Венеция — 27 марта 1770, Мадрид) — итальянский живописец и гравер, виртуоз офорта, художник-декоратор, фрескист, представитель венецианской школы.
6
Сано ди Пьетро, Ансано ди Пьетро (1405, Сиена — 1481, там же) — итальянский художник, сиенская школа. Занимался станковой живописью, книжной миниатюрой, фреской и росписями деревянных обложек расходных книг для казначейства. В 1428 году он был принят в Арте дель Питтори — сиенскую гильдию художников — одновременно с Джованни ди Паоло и Сассеттой.
7
Гверчино (Гуэрчино — «косоглазый»; наст. имя Джованни Франческо Барбьери) (крещен 8 февраля 1591, Ченто, Феррара — 22 декабря 1666, Болонья) — итальянский живописец болонской школы.
8
Минологий Василия II, или Менологий Василия II (Ватиканский минологий, Vat. gr. 1613) — древнейший сохранившийся иллюстрированный византийский манускрипт в жанре житийной литературы (агиографический сборник). Посвятительное стихотворение в рукописи свидетельствует, что он был составлен в 979–989 годы для императора Василия II Болгаробойцы, по которому он и получил свое имя.
9
Дирк (Теодор) ван Бабюрен (ок. 1595, Вейк-бей-Дюрстеде — 21 февраля 1624, Утрехт) — голландский живописец эпохи барокко. Основатель и один из крупнейших представителей утрехтской школы караваджизма.