Проза. Рассказы

Алексей Тенчой

В этой книге собраны рассказы о чудесных приключениях в Тибете, о реинкарнации, об истории создания самой большой в мире ступы Джарун Хашор. Этот сборник предназначен для широкого круга читателей!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проза. Рассказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Ступа Джарун Хашор

Много тысяч лет назад жила в долине Катманду птичница под именем Шамвара. Хотя была она из низшей касты, была она мужественной и достойно воспитывала своих четверых сыновей. За много лет ей не удалось накопить много богатств, и тогда она захотела построить ступу* для блага всех живущих. Заодно решив этой добродетелью накопить заслуги для благополучного будущего своих детей. Чтобы приобрести участок земли для строительства храма, женщине пришлось пойти на хитрость. Собрав небольшую сумму денег, Шамвара отправилась к королю и изложила свое желание купить участок земли.

— Сколько тебе нужно земли? — спросил король.

— Столько, сколько займет шкура одной лошади. — Ответила она.

Не ожидавший подвоха король согласился, а мудрая Шамвара разрезала шкуру на десятки узких длинных лоскутов, сшила их вместе и отмерила получившейся веревкой громадный надел, на котором ныне и возвышается Боднатх. Когда сановники возмутились и потребовали отказать ей, король произнес «Джарун Хашор», что означает «Я уже сказал». Так Великая Ступа стала известной под названием Джарун Хашор, что значит: если дано разрешение на постройку, то можно преодолеть любое препятствие. С помощью своих четырех сыновей, осла и быка, она приступила к осуществлению своего строительства. Она работала, не покладая рук в течение уже долгого времени, и огромный холм ступы поднимался мало-помалу. Для примера формы и вида своего сооружения они смотрели на древнюю ступу Будды Кашьяпы, которая была небольшая по размеру и находилась недалеко на возвышенности. Считалось, что внутри этой старинной ступы помещены мощи самого Будды Кашьяпы*. Богачи удивлялись и завидовали Шамваре, женщине низкой касты. Они исполненные негодованием, стали жаловаться королю. Но тот тронутый находчивостью Шамвары, не обращая внимания на жалобы, только подтвердил свое разрешение на строительство. Время проходило, и, несмотря на многочисленные препятствия, гигантская ступа поднималась теперь, близкая к своему завершению. Старая женщина, чувствуя приближение смерти, позвала своих четверых сыновей и завещала им закончить работу и совершить освящение и благословение храма. Потом она скончалась, достигнув благодаря своим достоинствам нирваны. Легенда сообщает нам, что в момент ее смерти с четырех сторон донеся звон колоколов, дождь из нежных цветов пролился с неба благословением Божьим, и небо охватили разноцветные огни многочисленных радуг. Понадобилось еще три года, чтобы закончить строительство, завет благодетельной Шамвары был выполнен, и миллионы паломников с тех пор совершали миллиарды благочестивых кругов вокруг большой Ступы Будды.

Что касается тибетского правителя Ландармы, то существует такое объяснение. Слово ланг означает «бык» — подразумевается его прошлое рождение в виде тягового животного, которое использовали для перевозки камней и земли на строительстве великой ступы Боднатх. Гуру Падмасамбхава объясняет: в то время как братья зародили благие желания, бык замыслил злое: разрушать все, что братья построят. Из истории Тибета видно, что это неблагое желание почти сбылось. Учение Будды утвердилось в Тибете при царе Трисонг Децене. Он через своего министра Ба Салнана пригласил из Индии Шантаракшиту и Гуру Падмасамбхаву. В одном из своих прошлых перерождений эти бодхисаттвы были братьями, строившими великую ступу Джарун Хашор. По окончании строительства, они дали совместную клятву утвердить в будущем Истину в Стране Снегов. Придя в Тибет, Шантаракшита помнил о данной клятве, так же как помнил о ней и Гуру Падмасамбхава. В середине IX века в Тибете, при царе Ландарме, пришедшего к власти за счет убийства своего брата Ралпачана, начались сильные гонения на буддизм. Ландарма постоянно демонстрировал ненависть к буддийским монахам и святыням. Всякий раз, когда на его пути встречалась буддийская статуя, он приказывал ей говорить, и если статуя безмолвствовала, он приказывал отрубить ей нос или палец. Ландарма был убит выстрелом из лука монахом Лхалунг Пел Дорже, который, «преисполнившись сострадания к царю», убил его. Он спрятал лук и стрелу в рукаве своего длинного халата, одетого для исполнения религиозного танца царю. Во время строительства ступы, один ворон подслушал, как бык жалуется ослу и обещает все портить, что будут делать братья. И сорадуясь братьям, он стал молиться, чтобы рождаться там же, где и бык и подчищать за ним все зло. Этот ворон и переродился в монаха Лхалунг Пел Дорже.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проза. Рассказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я