Интегративная модель комплексной реабилитации зависимых от психоактивных веществ

Алексей Сорока

Эту книгу мы адресуем потенциальным пациентам реабилитационных центров или их родным для подробного ознакомления с основными моделями борьбы с зависимостью и общего понимания их отличительных характеристик, а также специалистам реабилитационных центров, психологам и консультантам – для расширения арсенала средств и методов, используемых ими в своей практической деятельности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Интегративная модель комплексной реабилитации зависимых от психоактивных веществ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Обзор актуальных моделей реабилитации

Рассмотрим ряд довольно известных и широко распространённых подходов к реабилитации, которые многими специалистами считаются наиболее эффективными с точки зрения практической помощи зависимым от ПАВ.

Терапевтические сообщества

Терапевтическое сообщество (ТС) представляет собой такую модель реабилитационного процесса для зависимых от ПАВ, при котором группа заинтересованных людей образует некий замкнутый социум (общину) для позитивного изменения своего жизненного стиля и достижения личностного роста в форме совместной работы по оказанию помощи себе и другим.

Прототипом терапевтических сообществ, пожалуй, вполне можно назвать различные древние философско-религиозные общины со своими особыми укладами жизни и строгими правилами, предписанными к неукоснительному соблюдению. Вступая в такие общины, человек постепенно вытеснял свои пагубные пристрастия, замещая их новыми ценностями и жизненными принципами, прививаемыми ему общиной. За счёт создаваемого в таких сообществах некоторого внутреннего социального резонанса нередки были случаи группового исцеления, что, конечно же, не могло не послужить ещё большему усилению влияния на всех тех, кто ещё только вступал в их ряды.

Первыми терапевтическими сообществами, как мы их понимаем сейчас, стали группы, специализированные исключительно в области психиатрии. Зарождение таких сообществ отмечено в начале 50-х годов ХХ века.

Само понятие терапевтической общины впервые было сформулировано Томасом Мэйном в его работе «Больница как терапевтическое учреждение», написанной в 1946 году. Впоследствии эта идея получила своё дальнейшее развитие целым рядом других специалистов, к числу которых можно отнести Максвелла Джонса, Дэвида Купера и Рональда Лэйнга.

Непосредственно сам термин «терапевтическое сообщество» (therapeutic community) в научную среду ввёл английский психиатр Максвелл Джонс. А спустя 30 лет, когда это движение приобрело уже довольно широкое распространение, была учреждена и Международная Федерация Терапевтических Сообществ, в которую вошли представители всех крупнейших стран мира. На сегодняшний день это движение включают в себя более пятисот действующих резидентских программ, среди которых наиболее известны такие сообщества, как Дэйтоп Виллидж, Феникс-Хаус, МОНАР и ряд других.

Столь значительный интерес к этому методу связан с тем, что принципы работы терапевтических сообществ оказались весьма эффективными не только в лечении психических заболеваний, но и в преодолении наркомании и алкогольной зависимости, к тому же данный подход оказался достаточно экономичным.

В терапевтические сообщества люди вступают совершенно осознанно и полностью на добровольной основе. Внутри сообщества практикуется полный отказ от применения любых психоактивных веществ, таких как наркотические средства, алкоголь, а часто и табакокурение.

Во время пребывания в подобном центре недопустимы насилие и сексуальные контакты. Здесь практикуется своего рода социальное обучение положительным жизненным устоям, и при этом происходит постепенное замещение существующей деструктивной внутренней концептуальной модели пациента на вполне выстраданную и прочувствованную позитивную модель.

Основные идеи терапевтического сообщества — это глобальное изменение образа жизни зависимого от ПАВ, полное воздержание от наркотических средств, отказ от антиобщественной деятельности, привитие различных трудовых навыков и формирование собственных позитивных социальных взглядов и ценностей. Подобная модель реабилитации представляет собой подход, рассматривающий всю целостную обобщённую картину бытия конкретного пациента, но положительная динамика в этом случае возможна лишь при условии его круглосуточного участия в программе.

Реабилитация зависимых осуществляется в условиях их долгосрочного стационарного проживания в общине, в среднем, индивидуальный терапевтический курс может составлять от полугода до трёх лет. Всё это время резидент программы погружён в свободную от ПАВ и негатива среду, где благодаря ежедневному взаимодействию с членами группы он учится справляться с различными стрессами, не скатываясь к привычному для него деструктивному поведению.

Весь процесс реабилитации происходит медленно и поэтапно. Вначале необходимо войти в график специально разработанного гармоничного ежедневного режима и принять ответственность за определённую работу в сообществе. Нужно понять на практике, как справляться со своими негативными эмоциями, общаясь с другими участниками программы, научиться эмоциональной проработке своей прошлой жизни, чтобы, пройдя через этот опыт, обрести собственный позитивный взгляд в будущее.

В процессе всего периода излечения члены сообщества находятся под строжайшим наблюдением и контролем сотрудников центра. Они должны быть всё время заняты полезной деятельностью таким образом, чтобы не было абсолютно никакой возможности отвлекаться от процесса. А учитывая то, что пациенты находятся на полном самообеспечении, это обстоятельство определённым образом способствует проведению всей программы в целом.

В течение всего срока пребывания зависимых от ПАВ в реабилитационном центре терапевтической общины с ними постоянно взаимодействуют специалисты — медики различной специализации, а также социологи, психологи, целый ряд консультантов и представители социальных структур. Часто для определённых видов консультативных работ приглашают бывших пациентов, прошедших полноценный курс реабилитации и пребывающих в состоянии устойчивой ремиссии. С одной стороны, подобная практика даёт зримую надежду для пациентов на реальную возможность преодоления зависимости, а с другой стороны, поддерживает и углубляет ремиссию тех, кто уже избавился от пагубного влечения.

В широком смысле обычное лечение в терапевтических сообществах не навязывается, а просто делается доступным для пациента при помощи персонала сотрудников и постоянного плана работы групп, встреч и различных семинаров. В любом случае качество и глубина процесса исцеления во многом зависит от самого пациента, которому необходимо строго придерживаться предписанного режима.

В трудном деле выздоровления, прежде всего, именно сам человек способен внести наибольший вклад в тот процесс внутреннего преобразования, без которого невозможно реальное избавление от зависимости. В сообществах всемерно культивируется взаимная поддержка и детальное исследование различных ролевых моделей, основные позитивные идеи о развитии личности и здоровом образе жизни прививаются через обмен опытом между членами группы с аналогичными проблемами.

Целями такой терапии является не только реабилитация зависимого и возвращении его к жизни без психоактивных средств и устранение антисоциального поведения, но и приобретение нового позитивного образа жизни. Необходимо научить пациента самому справляться с возникающими жизненными проблемами и стрессами, дать ему реальный опыт по поддержанию полноценных отношений с другими людьми. Всё это необходимо для того, чтобы дать возможность человеку изменить его собственную негативную внутреннюю концепцию на полноценную позитивную, заново научиться радоваться жизни.

Особенность ТС состоит ещё и в том, что участники программы являются членами сообщества, как в семье, а не пациентами, как в лечебном учреждении. Такая община представляет собой особым образом структурированное окружение с чётко регламентированными моральными и этическими границами.

Для каждого участника сообщества строго определяется круг его задач и обязанностей. Жизнь здесь строится на незыблемых иерархических принципах. Каждый из пациентов занимает свою общественную должность и постепенно проходит все уровни иерархической лестницы. При этом все основные решения по жизнедеятельности общины принимаются коллективно, все её члены играют существенную роль в управлении.

Терапевтическое сообщество использует свои собственные внутренние санкции, как дисциплинарного характера, так и ориентированные на повышение статуса и разного рода привилегии. Наиболее суровым наказанием в сообществе считается выписка из центра, и к этой мере участники ТС относятся достаточно серьёзно, так как прекрасно знакомы с негативными последствиями, к которым такая мера способна привести. Все эти правила рассматриваются как часть единого процесса, ведущего к выздоровлению и личностному росту.

Понятие выздоровления после курса реабилитации в терапевтическом сообществе носит всеобъемлющий характер, сюда входят как изменение в образе жизни, так и вся система самовосприятия и самопозиционирования. В качестве первоначальной задачи ставится полное преобразование негативных форм мышления, эмоционального реагирования и поведения, провоцирующих пациента на приём психоактивных веществ.

Зависимому необходимо выработать новый образ жизни, взгляды, ценности, позволяющие полностью вытеснить из индивидуальной сферы всё, что связано с наркотиками и алкоголем. Успешное выздоровление во многом зависит от грамотного объединения и проработки психологической и социальной сферы, а здесь необходимо и чёткое внутреннее осознание, и полностью прочувствованный опыт.

Фактически терапевтическое сообщество является определённой моделью всего общества в целом, при этом такая модель полностью безопасна для самих пациентов. Здесь можно позволить себе быть открытым и искренним, изучать всевозможные полезные навыки, испытывать на себе новые роли и осваивать грамотные практические методы взаимодействия с людьми.

Значительное место в терапевтическом сообществе занимают групповые беседы. Это определённый вариант групповой психотерапии. В этих рамках существуют так называемые статические и динамические группы. В статических группах возникающие темы обсуждаются при помощи рационального мышления. В противоположность им, в группах динамических участники могут выплёскивать все свои накопившиеся эмоции и вступать в конфронтацию с другими участниками группы, разумеется, строго в пределах существующих правил.

Образ жизни человека способен изменяться в контексте наличия определённой социальной среды. Весь индивидуальный негативизм, все его искажённые взгляды, поломанные отношения и примитивные, ущербные роли, которые примеряла на себя та или иная личность, формировались не в изоляции, а следовательно, и не смогут быть в изоляции преобразованы. Поэтому простым приобретением необходимых, пусть даже и качественных знаний выздоровление гарантировать нельзя.

Таким образом, сообщество можно определить как некоего коллективного учителя, необходимого для фактического исцеления. Процесс выработки нового опыта всегда активен, он предполагает реальное участие, выраженное в действии. Социальные роли соответственным образом проигрываются до приобретения определённых положительных результатов и их закрепления. Сами участники поочерёдно выступают в качестве необходимых ролевых моделей для подражания.

Ещё одной характерной чертой, присущей терапевтическим сообществам, является полное отсутствие медикаментозного контроля над состоянием пациентов, в котором использовались бы психотропные препараты. Здесь, как уже говорилось, применяются методы исключительно социальной адаптации зависимых и полностью исключается любое использование психоактивных медикаментов.

Для социального преобразования и гармоничного развития личностных качеств в терапевтическом сообществе особо подчёркивается важность таких позитивных ценностей, как правда, честность, надёжность, отзывчивость, ответственность и заботливость. В этот же список следует добавить и нормы общественного поведения.

Такое сбалансированное социально-психологическое воздействие помогает пациенту сосредоточить своё внимание на событиях текущей жизни, а не зацикливаться на прошлом. Ситуации, имевшие место в прошлом, подвергаются анализу исключительно с целью проиллюстрировать существующие на данный момент поведенческие дисфункции и негативные тенденции. Важно научиться принимать ответственность за существующую реальность и свою собственную судьбу.

Терапевтические сообщества на сегодняшний день являются довольно успешным направлением в борьбе с распространением зависимости от психоактивных веществ. При достаточной простоте подхода к решению проблемы терапевтические сообщества могут похвастаться вполне конкретными результатами своей работы. На самом деле эта простота во многом кажущаяся.

Создавая социальную модель общества и включая в неё вновь поступающих пациентов, терапевтическое сообщество позволяет постепенно замещать те негативные составляющие личностной и социальной платформы конкретного человека (резидента), которые привели его в тупик зависимости. И подобная работа предоставляет вполне реальный шанс преодоления тяжёлой ситуации и подготовки реабилитанта к его предстоящей жизни без ПАВ в социуме вне сообщества.

Программа «12 шагов» и Миннесотская модель

Миннесотская модель реабилитации зависимых от психоактивных веществ несёт в своей основе ярко выраженный социально-психологический характер. Данная модель построена на базовой идеологии программы «12 шагов».

Предыстория программы «12 шагов» уходит своими корнями в Англию, именно здесь были сформулированы её основные тезисы. Заслуга эта принадлежит главам движения «Сообщества ранних христиан», основанного в конце XIX века лютеранским священником из Пенсильвании Фрэнком Бушменом. Эта организация несколько раз меняла своё название, так, в период с 1921 по 1939 годы оно стало известно как «Оксфордская группа», а несколько позже было переименовано в «Движение за моральное перевооружение».

К лидерам движения пришло определённое представление, что для решения внутренних мировоззренческих вопросов недостаточно чисто индивидуалистского, оторванного от церкви и человеческого сообщества подхода. Это послужило поводом для составления определённых рекомендаций, призванных стать своеобразными ориентирами на пути становления, которым проходит достойный христианин. Такие ориентиры предназначены дать человеку всеобъемлющее представление о том, насколько полно он смог осуществить христианские принципы в своей собственной жизни и где простирается пути для его духовной работы.

Билл Уилсон и Боб Смит, ранее участвовавшие в «Оксфордской группе» и в прошлом сами злоупотреблявшие алкоголем, переработали базовые положения этого движения и в таком отредактированном виде они легли в основу созданной ими во второй половине 30-х годов в США «Программы 12 шагов Анонимных Алкоголиков». Идея состояла в том, что, общаясь друг с другом, люди, подверженные алкогольной зависимости, смогут совместно противостоять этому недугу. Так возникло сообщество Анонимных Алкоголиков.

Билл Уилсон и Боб Смит, который, кроме всего прочего, был врачом, в процессе работы обнаружили, что когда люди, подверженные алкоголизму, общаются между собой не для того чтобы выпить, а с целью поделиться опытом в преодолении недуга и обретения веры в возможность избавиться от общей для них напасти, они как никто понимают друг друга, даже без намёков на взаимное осуждение. Они равны между собой и находятся практически в одинаковом положении и обременены сходными личностными проблемами. После проведения таких встреч Билл Уилсон и Боб Смит стали обращать внимание на то, что настрой на трезвость у их участников всё более и более укрепляется.

В 1939 году лидерами сообщества была выпущена книга под названием «Анонимные алкоголики». Весьма неожиданно эта книга стала необычайно популярна. За последующие несколько лет к сообществу присоединились десятки тысяч человек с алкогольной зависимостью. Были сформулированы простые правила, которые получили известность как «12 шагов». Вот эти 12 правил.

1. Мы признали своё бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой и своей жизнью.

2. Мы пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы сами, может вернуть нам здравомыслие.

3. Мы приняли решение перепоручить нашу жизнь и нашу волю Богу, как мы его понимаем.

4. Мы провели глубокий и бесстрашный анализ всей своей жизни.

5. Мы признали перед Богом, перед собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.

6. Мы полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от нашей слабости и недостатков.

7. Мы смиренно просили Бога избавить нас от нашей слабости и недостатков.

8. Мы составили список всех людей, кому причинили зло, и готовы попросить у них прощения, исправить содеянное и возместить ущерб.

9. Мы попросили прощения, исправили содеянное и возместили ущерб этим людям, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло причинить вред им или кому-либо другому.

10. Мы постоянно осуществляем самоконтроль и проводим самоанализ, а когда допускаем ошибки, признаём их и сразу исправляем.

11. Мы стремимся путём молитвы и медитации углубить соприкосновение с Богом, насколько мы Его понимаем, молясь лишь о знании Его воли и о даровании силы для её исполнения.

12. Достигнув духовного возрождения в результате предыдущих шагов, мы стараемся поделиться нашим опытом с алкоголиками, которые все ещё страдают, и применять эти принципы во всех своих делах.

Во многих городах были сформированы группы взаимопомощи на основе этой программы, и это давало вполне реальные результаты. К концу 40-х годов накопился значительный опыт работы подобных групп, исследование и анализ которого дали возможность объединить его с теоретическими положениями психологии, социологии, антропологии и психиатрии. Это привело к разработке новой модели лечения алкоголиков и наркозависимых, которая получила название «Миннесотская модель». От групп «Анонимных Алкоголиков» Миннесотскую модель отличает более профессиональный подход, здесь фундаментальные принципы программы «12 шагов» интегрированы с достижениями классической науки.

Впервые опыт применения программы «12 шагов» в условиях стационара был реализован в 1949 году в американском штате Миннесота на базе государственной психиатрической больницы Вилмар. Здесь была разработана та самая новая модель проведения лечебного процесса, основанная на применении методологии «12 шагов». Позже Миннесотская модель, претерпев определённые модификации, получила распространение на всей территории США и в других странах мира.

В основу Миннесотской модели заложены следующие принципы:

• химическая зависимость является неизлечимым хроническим заболеванием, имеющим духовную основу и возникающим не по вине заболевшего;

• химическая зависимость является одним из возможных проявлений глубинных духовных дефектов (позже они были названы созависимостью) и имеет единую природу с другими видами зависимости;

• зависимость невозможно вылечить, однако возможен поворот от развития болезни к выздоровлению при готовности человека к такому повороту и желании отказаться для этого от своеволия;

• у человека, страдающего алкоголизмом, легко может сформироваться зависимость от любых веществ, изменяющих сознание, волевую, эмоциональную или интеллектуальную сферу, поэтому лечение по Миннесотской модели полностью безмедикаментозное;

• лечебный центр должен представлять собой терапевтическое сообщество, персонал которого не противопоставляет себя пациентам, а сотрудничает с ними. Поощряется и стимулируется максимальная открытость в общении при строгом соблюдении правил конфиденциальности и анонимности;

• ответственность за выздоровление лежит на самом пациенте;

• сотрудник лечебной программы должен быть примером поведения для пациента, а взаимоотношения между сотрудниками — примером для построения отношений пациента с другими людьми;

• крайне желательно привлечение к участию в лечебном процессе всей семьи пациента, а при возможности и его друзей, сотрудников, начальства и т. д.;

• вся терапевтическая система должна представлять собой широкий комплекс мероприятий, включающий профилактику, лечебные программы, социальную помощь, сеть контактных центров (телефоны, консультационные пункты, амбулатории) и т. д.

В 60-е годы ХХ века после катастрофического роста наркомании в США программа «12 шагов» и Миннесотская модель стали применяться не только при терапии алкогольной зависимости, но и при лечении наркомании и созависимых родственников пациентов. А кроме групп «Анонимных Алкоголиков» появились и группы «Анонимных Наркоманов».

Исходя из внутренней концепции программы, в самом начале процесса реабилитации зависимые от ПАВ осуществляют первый шаг на пути к дальнейшему выздоровлению — они признают своё полное бессилие перед обрушившейся на них болезнью. Пациенты вынуждены признать полнейшую безрезультатность своих бесчисленных попыток самим поставить употребление под какой-либо контроль и изменить своё поведение.

Далее, серьёзно анализируя свои предшествующие попытки обуздать болезнь, зависимые приходят к однозначному выводу, что вместо того чтобы сетовать на обстоятельства и окружающих их людей необходимо кардинально изменить себя самого, а через это и всю свою жизнь.

Человек словно в лупу рассматривает всю историю своего заболевания. В ходе этого внутреннего исследования он пытается восстановить по кусочкам свою собственную личность и сформировать адекватную самооценку. Ему ещё только предстоит осознать те грандиозные возможности личностного роста, которые могут открыться благодаря трезвой жизни.

Все внутриличностные преобразования приходят благодаря серьёзной и ответственной работе при дальнейшей реабилитации. Заново раскрывается ощущение собственного достоинства, приобретается уважение к самому себе и чувство ответственности — без обретения всех этих качеств просто немыслима серьёзная длительная ремиссия.

Психологическая палитра, с которой работают в данной программе реабилитанты, весьма обширна. Среди прочего можно назвать чувство вины, обиды, стыда, определяющие поведение зависимого как в прежней жизни, связанной с употреблением ПАВ, так и в нынешней, и предстоящей (трезвой), а так же проистекающие отсюда внешние и внутренние конфликты. Зависимый анализирует представление о собственной зависимости и в то же время осознаёт уже происходящие изменения, вследствие этого он обретает возможность планирования своей новой жизни, свободной от ПАВ. Такая серьёзная работа проходит под постоянным бережным контролем специалистов и приносит весьма серьёзные результаты.

Реабилитационные подходы, базирующиеся на программе «12 шагов» и Миннесотской модели, в наше время широко распространились по всему миру. В 90-е годы такие методики весьма активно начали рекламироваться и продвигаться и в России. На это выделялись весьма значительные западные средства, проводились бесплатные обучения и стажировки специалистов с выездами за рубеж. При этом программа позиционировалась едва ли не как единственная панацея в борьбе с зависимостью от психоактивных веществ.

Несмотря на то, что Миннесотская модель и программа «12 шагов» сейчас достаточно популярны в работе реабилитационных центров, реальные исследования их эффективности весьма немногочисленны и противоречивы, во многих случаях декларируемая результативность этой методики чрезмерно завышена. Научное же представление о созависимости подменяется в данных программах простой констатацией того, что созависимые отношения действительно существуют, при этом признаётся невозможность с ними справиться.

Безусловно, однако, и то, что программа «12 шагов» и Миннесотская модель на сегодняшний день являются одними из самых известных и распространённых в мире. Сейчас количество групп этих движений, дислоцированных более чем в двухстах странах мира, уже перевалило за двести тысяч, при этом их ежегодное пополнение только в США и Канаде составляет ориентировочно четыре тысячи групп.

Несомненным плюсом программы «12 шагов» следует признать то, что данная модель представляет собой чётко выверенную и грамотно простроенную в психологическом отношении систему психотерапевтических действий по реабилитации зависимых от ПАВ. Благодаря своей логической и структурной связанности данная конструкция становится, по сути дела, самовоспроизводящейся системой. Именно эти качества реабилитационной модели, учитывающей психотерапевтическую «механику», определяют её привлекательность для организаторов многих лечебных и восстановительных программ по избавлению от зависимости.

Психотерапевтический анализ такого подхода и его использование для выстраивания реабилитационных программ, основанных, в том числе, и на иной идеологии, представляется вполне уместным и целесообразным.

Религиозные программы реабилитации

Духовно-ориентированные программы центров религиозной реабилитации или религиозных общин являются ещё одним распространённым течением в методологии лечения зависимых от психоактивных веществ. Здесь проводится серьёзная работа с людьми, подверженными этому тяжёлому недугу, им оказывается значительная психологическая поддержка, помощь квалифицированных медицинских специалистов, духовное наставление и забота.

Достаточно часто реабилитация в религиозных центрах может быть весьма эффективной, особенно в тех случаях, когда зависимый от психоактивных веществ готов и способен внутренне принять Бога. Такая реабилитация имеет своей главной целью разбудить исконные душевные качества человека, и построена она, прежде всего, на вере. Центры, организованные при церквях и монастырях, на деле способны помогать зависимым людям, но нужно отдавать себе полный отчёт в том, что, естественно, далеко не всем.

Сама церковь, признавая профессиональные методы наркологов в реабилитационном процессе и применяя в своей работе по исцелению зависимых терапевтические модели, полученные в результате научной практики, выставляет чёткие акценты на духовном наполнении всей реабилитации как таковой. В этой связи достижение зависимым от психоактивных веществ устойчивой ремиссии не является единственной задачей религиозного центра реабилитации.

Медицинский компонент реабилитации в программах подобных центров минимален, заключается он лишь в снятии абстинентного синдрома у зависимого от ПАВ человека и лечении сопутствующих психических и соматических заболеваний. Во главу угла ставится открытие души человека для Бога, духовная переориентация личности и приобщение его к истинным духовным ценностям.

Существенным в организации работы религиозных центров является тот факт, что прохождение курса реабилитации в большинстве из них строится на бесплатной основе, что даёт реальный шанс на выздоровление многим из зависимых, которые, как правило, испытывают серьёзные материальные затруднения. Ещё раз стоит подчеркнуть, что лечение в религиозных центрах даёт весьма серьёзные результаты, и многим зависимым, нашедшим в себе веру и прошедшим весь курс, это дарит новую жизнь, свободную от болезненных пристрастий.

Следует также учесть, что подобные религиозные общины часто являются чуть ли не единственной реальной возможностью для тех людей, которые проживает вдали от крупных городов, где есть возможность выбора того или иного центра реабилитации зависимых от психоактивных веществ. Во всяком случае, это реальная возможность получить необходимую квалифицированную помощь и настоящую духовную поддержку.

Первостепенная задача душепопечительской и психотерапевтической деятельности религиозного центра — помочь человеку освободиться от завладевшей его душой болезни, а для этого необходимо полностью мобилизовать его внутренние духовные ресурсы. Как правило, с представителями духовенства активно сотрудничают опытные наркологи, психиатры, психологи и консультанты, специально привлекаемые для этой работы.

В силу этого программы религиозно-ориентированных центров представляют собой синтез духовной, психологической, социальной и традиционной медицинской реабилитации, благодаря чему происходит постепенное восстановление физического, психического и духовного здоровья зависимых от ПАВ, а также выстраивание практически заново их собственного личностного и социального статуса.

Реабилитация в религиозном центре позволяет бережно и методично восстанавливать утраченные социальные навыки, гармонично включая сам реабилитационный процесс в повседневную жизнь религиозной общины. Все члены общины принимают проходящих реабилитацию как равных сотрудников и, приобщая их к внутрицерковной жизни, помогают постепенно преодолевать укоренившуюся болезнь.

Религиозные центры реабилитации при лечении наркомании и алкоголизма сочетают в своей работе как традиционные методы медицины и психологии, так и различные формы терапии. Особый акцент делается на воцерковление зависимого и пастырское душепопечение. Под воцерковлением здесь понимается вхождение человека в глубину церковной жизни, в общение с Богом и ближними, приобщение его к участию в богослужениях и таинствах.

Значительное число таких реабилитационных центров принимают к себе пациентов на стационарных условиях и на достаточно длительный срок, в среднем не менее года, что позволяет, в том числе, и оградить зависимого человека от социальной среды, питающей его зависимость и провоцирующей употребление ПАВ, разорвать порочный круг бездуховного общения, способствующий деградации его личности.

Поскольку в России исторически наиболее влиятельной из христианских религией является православие, неудивительно, что значительное число религиозных центров в нашей стране базируется именно на традиционном вероисповедании. При этом некоторые такие центры строят свою стратегию помощи зависимым от ПАВ, отталкиваясь от ключевых принципов программы «12 шагов», адаптируя их к канонам православия и наполняя соответствующим религиозно-нравственным содержанием.

Религиозно-ориентированные реабилитационные центры организуются, как правило, либо при монастырях, либо на церковных подворьях по типу общины. Находясь в монастыре или церковной общине, под воздействием духовной атмосферы и размеренного церковного уклада, человек сам испытывает подсознательную потребность в установлении душевной гармонии и стремится преодолеть свои собственные внутренние противоречия, с тем чтобы начать жизнь с чистого листа.

Для тех, кто в силу различных причин не имеет возможности приехать в такой центр, как правило, проводится амбулаторное лечение, включающее в себя регулярные беседы и консультации. Кроме того, родственникам реабилитантов всегда оказывается должная помощь и предлагаются все необходимые практические рекомендации.

Программы духовной направленности, которые используются в православных реабилитационных центрах для работы с зависимыми, включают в себя педагогическую, образовательную, социальную, терапевтическую и духовно-психологическую компоненты, кроме этого, в обязательном порядке оказывается постреабилитационная поддержка, имеющая своей целью помощь зависимым в плане адаптации в семье и социуме после возвращения из общины.

Главное условие, необходимое для получения возможности пройти реабилитационную программу, это окончательное и бесповоротное желание изменить свою жизнь, избавиться от губительной привязанности и полностью побороть болезнь. Человеку необходимо самому осознать, что он пошёл против всего самого лучшего в мире и в себе самом, когда позволил этому пороку стать своим господином. Он должен изнутри почувствовать и понять, что такая унизительная зависимость — грех и что он действительно хочет от неё избавиться.

Необходимо совершить искреннее покаяние, только оно, по большому счёту, может привести человека к примирению с Богом, людьми и самим собой. Без такого покаяния невозможно достичь настоящего исцеления от разрушительной скверны, поселившейся в душе. Принято считать, что Бог не бросает заблудших, но они сами ожесточаются и отворачиваются от него. Бог всегда поможет каждому доброму проявлению души, главное, чтобы оно было искренним.

Православная психотерапия опирается на понимание того, что алкоголизм и наркозависимость — болезни не только телесные, но и духовные, которые возникают как следствие греха и греховного образа жизни, источник же данного заболевания скрывается в человеческих страстях. В силу этого методология православной реабилитации строится на определённых принципах.

Первый принцип заключается в том, что в программах, основанных на ценностях православия, важнейшим делателем процесса исцеления больного является Бог.

Второе принципиальное положение в том, что, несмотря на значительное количество специалистов различных профилей (наркологи, психотерапевты, психологи и социальные работники), принимающих участие в реабилитации, ведущую роль здесь играет священник как проводник церковных таинств.

Третий принцип базируется на том, что православная церковь, занимаясь через своих представителей избавлением людей от наркотической и алкогольной зависимости, представляет больного не только как человека, нуждающегося в телесном лечении, психотерапевтическом воздействии и психокоррекции, но и как страдающую душу, которой необходимо избавление от страстей, то есть терапия на духовном плане.

В христианском понимании аддитивное поведение весьма сходно с тем, которое свойственно человеку, порабощённому страстью. И от страсти, и от зависимости от психоактивных веществ можно полностью исцелиться только в том случае, когда кроме лечения тела и психики проводится и духовная терапия, включающая как кардинальное преобразование умственной сферы, так и глубокое покаяние. С точки зрения христианства невозможно получить от Бога исцеление без очищения души.

К сказанному выше стоит добавить, что алкогольная и наркотическая зависимость широко распространены в том обществе, где позабыты и уничтожены духовно-нравственные ориентиры и искажён высший смысл человеческого бытия, а потребительство и культ наслаждений фактически возведены в ранг официальной идеологии.

Социум, в котором человек озабочен лишь собственным материальным преуспеванием, постепенно утрачивает свой фундамент — традиционные ценности и подлинные идеалы, некогда заложенные при самом образовании общественного устройства. В таком социуме процветает бездуховность, которая неминуемо ведёт к полному разложению общественных устоев и является плодотворной средой для появления и развития язв наркомании и алкоголизма.

Зависимость от ПАВ — это болезнь души, с раннего детства формировавшейся в условии дефицита положительной духовности и запрограммированной на греховный образ жизни.

Действительное излечение от зависимости от психоактивных веществ возможно лишь при серьёзном изменении внутрисознательных процессов, перестройке всего образа жизни человека на основе христианского миропонимания, обретении им смысла собственного бытия, ощущения цельности собственной души и её причастности к Богу.

В православных центрах реабилитации этот процесс восстановления личности предполагает интенсивную непрерывную работу над собой человека, подверженного пороку зависимости. Сюда включается и молитва, и взаимодействие с психологом и другими специалистами, и трудотерапия, состоящая в полноценном включении зависимого в повседневные хозяйственные дела общины.

Значимыми аспектами процесса реабилитации становятся покаяние и исповедь, способствующие формированию фундамента нового зрелого сознания человека. Только сам человек сознательно может и должен трудиться над преображением собственной души, добровольно изменяя и себя, и своё мировоззрение, и призму мировосприятия. Душепопечитель же оказывает ему помощь и поддержку, направляя на этом пути и приобщая к таинствам церкви.

Такая религиозно-ориентированная модель реабилитации даёт максимальный эффект в тех случаях, когда человек уже является верующим или желает уверовать и готов к воцерковлению. Человеку с негативным или безразличным отношением к религии, как правило, бывает достаточно трудно приспособиться к условиям и требованиям программы реабилитации религиозного центра, что существенно осложняет для него процесс выздоровления.

Деструктивные технологии (тоталитарные секты)

Говоря здесь о духовно-ориентированных и религиозных программах и о центрах реабилитации, опирающихся на этот подход, нельзя хотя бы коротко не остановиться на технологиях избавления от зависимости, которые якобы практикуются в различных сектантских организациях.

Секты бывают разные — от достаточно безобидных внешне до крайне опасных и агрессивных, весьма радикально (а порой и фатально) влияющих на дальнейшие судьбы своих последователей.

Критически мыслящего человека не может в этой связи не насторожить пристальный интерес некоторых подобных сомнительных сообществ к организации и активному продвижению ими реабилитационных программ для зависимых от психоактивных веществ в нашей стране. Казалось бы, это благое дело и можно лишь радоваться — в конце концов, какое может иметь значение, кто избавит человека от пагубной привычки? Однако это далеко не так.

В 90-е годы, как в России, так и на территории бывших союзных республик, словно грибы после дождя начали появляться реабилитационные центры различных сектоподобных организаций, прикрывающихся громкими именами, солидными вывесками и опирающиеся на весьма мощные и дорогостоящие рекламные кампании.

Не секрет, что подобные центры весьма щедро спонсировались из-за рубежа. Возникает простой вопрос: откуда такой самоотверженный и альтруистический интерес к нашим алкоголикам и наркозависимым? Если учесть при этом ставшую притчей во языцех прагматичность и скаредность наших западных «партнёров», вопрос приобретает ещё более интенсивную окраску.

Люди, страдающие серьёзной зависимостью от психоактивных веществ, являются весьма уязвимыми для внешнего психологического воздействия, особенно во время прохождения реабилитации, ведь в ходе этого процесса происходит кардинальная перестройка всего личностного аппарата и в это время достаточно легко внедрить в него определённые идеи и образ мысли.

Основным инструментом любой секты было и остаётся манипулирование сознанием человека — благодаря уничтожению границ его личности, стимулированию чувства вины, отрицанию ценности личности и её индивидуального опыта, устранению возможности самостоятельного и критического мышления и т. д.

Однажды попав в секту (хоть в нашу отечественную, хоть в импортированную из-за рубежа), покинуть её бывает довольно проблематично, несмотря на то, что выражаться это может по-разному.

Какие доктрины и образ мыслей могут внедрить в сознание зависимого, и насколько они окажутся гуманными и позитивными? По сути дела, в таких сообществах речь идёт не столько об избавлении от зависимости, сколько о подмене одной зависимости (химической) другой, не менее деструктивной (психической).

Таким образом, технологии, которые практикуют разного рода секты, вряд ли можно считать отвечающими задачам избавления от зависимости и реабилитации, поскольку главной целью их деятельности является не гармоничное развитие личности и достижение психологического и физического здоровья, а полная деструктивная трансформация психики человека и установление над ним ни чем неограниченного тотального контроля.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Интегративная модель комплексной реабилитации зависимых от психоактивных веществ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я