В пособии дано авторское определение российской гражданской идентичности школьника как первого из личностных результатов обучения, описана его структура, этапы и особенности формирования, приведен метод, позволяющий дать приближенную количественную и качественную оценку проявлений российской гражданской идентичности у обучающихся 1—11 классов общеобразовательных учреждений. Пособие рекомендовано администрации образовательных учреждений, методистам и школьным методическим службам.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Метод изучения проявлений российской гражданской идентичности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Российская гражданская идентичность как личностный результат освоения основных образовательных программ
1.1. Идентичность как психолого-педагогическое явление
Определение сущности российской гражданской идентичности у школьников невозможно без понимания идентичности как психологического явления. В педагогику термин «идентичность» (от лат. idem — «то же самое») пришел из социологии и психологии развития личности, где он прошел развитие от «самости» (англ. self в трудах социологов Дж. Мида, Ч. Кули, Г. Зиммеля), преобразовавшейся в «Я-концепцию» (философ и психолог У. Джеймс), и стал называться «идентичностью» (социологи Э. Гоффман, П. Бергер) только в середине XX века. Понимание термина строится на двух его аспектах: 1) социокультурного (коллективного), обозначающего совокупность характерных черт, моральных норм, установок и ценностей, которые общество ожидает от человека; 2) индивидуального — осознания и принятия индивидом своей принадлежности некой общности людей. Находясь в неразрывной связи, эти аспекты раскрывают термин «идентичность», с одной стороны, как феномен надиндивидуального сознания, с другой стороны, — как свойство личности. Австрийский психолог З. Фрейд подчеркнул это явление и одним из первых включил понятие «идентичность» в научный оборот, определив его как «важный механизм взаимодействия между личностью и социальной группой» [4].
Сегодня в психологии принято определять идентичность как свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком как воплощением присущих этим группам или общностям свойств (источник: Википедия).
В труде психолога Э. Эриксона «Идентичность: юность и кризис» описаны некоторые психологические аспекты формирования идентичности [5]:
— становление идентичности начинается в раннем детстве, когда ребёнок начинает искать модели, по которым может себя оценивать и которым может подражать, и продолжается на протяжении всей его сознательной жизни. Наиболее интенсивно происходит формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте;
— на всех уровнях психической деятельности индивид бессознательно производит сопоставление собственной самооценки с оценками со стороны окружающих. При этом формируется и постоянно дополняется «эго-идеал» — собирательный образ установок, норм морали, традиций, идеалов семьи, народов, общества, которому человек с положительной идентичностью старается следовать;
— добиться более эффективного принятия норм «эго-идеала» позволяет использование символики (например, герб, флаг) и внешней атрибутики (национальный костюм, тату и др.). Более тонкий инструмент воздействия на становление идентичности — приведение примеров исторических персонажей или живых людей. В раннем возрасте такую роль могут играть сказочные персонажи, герои народного эпоса;
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Метод изучения проявлений российской гражданской идентичности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других