Крестьянская война под предводительством С. Разина имела причиной не только объективно растущие социально-экономические противоречия, но и противоречия внутри русской православной церкви. Разные силы, столкнувшиеся в ней самой, заняли в разинском бунте разные стороны. Ход восстания, его масштабы, зримо указывают на то, что возглавлял его не только С. Разин. Явственно вырисовывается фигура еще одного «интересанта», который вполне мог быть руководителем этого выступления. Опальный патриарх Никон — эта фигура. Автор предлагает свою версию развития трагических событий конца 60-х — начала 70-х годов XVII века. Книга предназначена для историков и краеведов, а также для всех интересующихся историей родной страны. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «По ту сторону Разина. Патриарх Никон и крестьянская война 1670–1671 годов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
Крестьянская война под руководством Степана Разина — кульминационное событие «бунташного» XVII века. Данная тема всегда была одной из приоритетных в отечественной исторической науке. Это восстание, помимо неурядиц социальных и экономических, выявило еще одну серьезную проблему тогдашнего российского общества — проблему взаимодействия церкви и государства. При этом смеем предположить, что именно она стала одним из главных триггеров восстания, хотя сложилась и развивалась она, так сказать, «по ту сторону» Разина.
В целом проблема взаимоотношения церкви и государства, сотрудничества или, наоборот, соперничества этих институтов принадлежит к числу наиболее популярных в исторической науке. Однако в нашем случае рассматривается аспект этой темы, редко становящийся предметом исследования, — взаимодействие церкви как социального института с антиправительственными движениями. Обычно церковь рассматривается скорее как фактор стабилизации социума или даже как один из инструментов подавления любых выступлений масс против сложившегося общественного и государственного устройства. Поэтому традиционно религиозные элементы идеологии любого народного движения, начиная с городских ересей Новгорода и Пскова и заканчивая гапоновщиной, считаются их слабой стороной.
Однако религия в целом и церковь в частности — гораздо более сложный институт. В истории немало примеров, когда в среде самой церкви происходило некоторое размежевание, что позволяло самым разным социально-политическим силам использовать религию в качестве идеологии, а возможности церковной организации — как существенное подспорье в своей деятельности. К числу подобных размежеваний принадлежит, например, раскол.
Мы хотим обратить внимание читателя на то, каким образом русская православная церковь (или ее часть), взятая не только как священная иерархия, но и как реальная совокупность социальных групп и религиозных деятелей, приняла участие в трагических событиях крестьянской войны 1670–1671 годов. Обратить внимание на очевидное участие в ней опального патриарха Никона и некоторой части русского духовенства, явственно следующее из документов того времени.
Как правило, считается, что Никон играл в этом народном движении опосредованную роль, будучи более символом протеста, нежели его участником. Историки, в том числе историки церкви, отрицали связь Никона с восставшими, одни объясняя сведения о такой связи «агитацией Разина», а другие «дутым, искусственно собранным» врагами патриарха материалом.[1] Однако то, что в «Деле» Никона особое место занимает обвинение его в «государевой измене», указывает, что современники всерьез рассматривали возможность связи Никона и восставших.[2] Сам царь — Алексей Михайлович Тишайший — из десяти подготовленных вопросов к плененному Разину три посвятил Никону, два из которых — его предполагаемому участию в народном восстании.[3] Некоторые факты биографии Никона также позволяют допустить, что низложенный патриарх был больше субъектом, нежели объектом событий, разыгравшихся в конце 60-х — начале 70-х годов XVII века в России.
В дореволюционной науке была поставлена проблема церковных реформ Никона в формировании причин и предпосылок разинщины. Однако рассматривалась она именно через призму противостояния восставших и церкви. Основанием для этого являлись, безусловно, убийство Астраханского митрополита Иосифа и многочисленные примеры прочих антицерковных действий и религиозных девиаций разинцев. С точки зрения первопроходца темы С. М. Соловьева и современного ему историка русской церкви митрополита Макария (Булгакова), движение Разина было антицерковным.[4] Другие исследователи уже тогда обращали внимание на связи повстанцев с опальным патриархом Никоном, хотя и не приходили к выводу о том, что Никона следует считать действительным лидером крестьянской войны.[5] Впервые мысль о том, что Никон действительно мог быть союзником С. Разина в борьбе с царем и боярами была озвучена уже в советское время историками С. И. Тхоржевским, и вслед за ним Б. Н. Тихомировым.[6]
В этой связи, важен труд профессора Варшавского университета М. В. Зызыкина. Находясь в эмиграции ученый в 20-х годах XX века написал фундаментальное исследование охватывающее анализ идей патриарха Никона и их влияния на состояние русского общества и историю страны.[7]
Советская историография оказалась зависимой от оценки разинщины основоположниками марксизма. Маркс утверждал, что Разин и его единомышленники «в одном месте… возмущали православных за гонимого патриарха», в другом — «подущали старообрядцев враждою против нововведений этого самого патриарха».[8] Исходя из этого, А. М. Борисов утверждал, что во время восстания церковь играла исключительно реакционную роль.[9]
Гораздо большее значение для развития представлений о взаимодействии восставших с духовенством возымели предпринятые советской исторической наукой масштабные проекты публикации источников о крестьянской войне и событиях 1670–1672 годов.[10] В цикле этих публикаций особняком стоят источники иностранного происхождения, которые содержат подробности, неизвестные по русским документам.[11] В комментариях к изданиям специалисты поднимали вопрос о роли патриарха Никона и вообще духовенства в событиях крестьянской войны, хотя и не делали окончательных выводов. Благодаря этим проектам стало возможным создание целостной концепции восстания Степана Разина В. И. Бугановым[12] и А. Н. Сахаровым[13], которая, впрочем, оставила за Никоном роль пропагандистского «знамени» бунта.
В постсоветской исторической науке, с одной стороны, получили дальнейшее развитие концептуальные подходы советского времени, с другой стороны, продолжаются исследования в разных областях, имеющих отношение к заявленной теме. Здесь важными стали социально-психологический анализ действий восставших, предпринятый О. Г. Усенко, и комплексные исследования эпистолярного наследия патриарха Никона, сделанные С. К. Севастьяновой, а также новая концепция соловецкого восстания О. В. Чумичевой.[14] Следует отметить новые исследования биографии Степана Разина и патриарха Никона, придворной жизни первых Романовых, которые позволили пролить свет на неизвестные ранее обстоятельства их деятельности.[15] Введение в оборот новых источников, особенно иностранного происхождения, в свою очередь, также дало возможность сделать определенные заключения.[16]
Принимая во внимание остроту своих выводов, мы, главной опорой своего исследования делаем источниковую базу, основа которой — документы приказного делопроизводства, связанные с организацией борьбы с восставшими и их последующим уголовным преследованием. Для реконструкции событий основными методами исследования выбраны хронологический (выявляется логика последовательности событий), историко-географический (анализируются цели военных операций повстанцев с точки зрения географии их действий) и биографический (анализируются факты биографий исторических личностей как первого, так и второго плана) аспекты.
Тезисно данная работа освещалась в ряде авторских публикаций в научных изданиях, а также в сети Интернет.[17]
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «По ту сторону Разина. Патриарх Никон и крестьянская война 1670–1671 годов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Буганов В. И. Крестьянские войны в России XVII–XVIII вв. М., 1976. С. 103; Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1992. Т. 2. С. 219.
2
Дело о патриархе Никоне. Издание Археографической комиссии по документам Московской Синодальной (бывшей Патриаршей) библиотеки. СПб., 1897. № 94, 100.
4
Соловьев С. М. История России с древнейших времен // Соловьев С. М. Сочинения: в 18-ти кн. Кн. VI. Т. 11–12. М., 1991; Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 7. М., 1996.
5
Гиббенет Н. А. Историческое исследование дела патриарха Никона. В 2-х ч. СПб., 1882, 1884; Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 2. Сергиев Посад, 1912; Николаевский П. Ф. Жизнь патриарха Никона в ссылке и заключении после осуждения его на Московском Соборе 1666 года. СПб., 1886; Смирнов П. С. Иоаким, патриарх Московский. М., 1881; Субботин Н. И. Дело патриарха Никона: историческое исследование по поводу XI тома «Истории России» проф. Соловьева. М., 1862.
7
Зызыкин М. В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. В 3-х частях. Репринт. М., 1995.
8
Цит. по: Борисов А. М. Церковь и восстание под руководством Степана Разина // Вопросы истории. 1965. № 8. C. 75.
9
Борисов А. М. Указ. соч. С. 82; см. также: Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. М., 1987.
10
Крестьянская война под предводительством Степана Разина / Сост. Е. А. Швецова. Т. I–IV. М., 1954, 1957, 1959, 1962, 1976.
11
Записки иностранцев о восстании Степана Разина. Под ред. А. Г. Манькова. Л., 1968; Иностранные известия о восстании Степана Разина. Под ред. А. Г. Манькова. Л., 1975.
14
Усенко О. Г. Бродячие дети второго Романова. Галерея лжемонархов от Смуты до Павла // Альманах «Родина». 2006. № 8; Усенко О. Г. Об отношении народных масс к царю Алексею Михайловичу // Царь и царство в русском общественном сознании (мировосприятие и самосознание русского общества). Вып. 2. М., 1999; Усенко О. Г. Психология социального протеста в России XVII–XVIII вв. Тверь, 1995. Ч. 2; Севастьянова С. К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». СПб., 2003; Севастьянова С. К. Эпистолярное наследие патриарха Никона: переписка с современниками: исследование и тексты. М., 2007; Чумичева О. В. Соловецкое восстание 1667–1676 годов. М., 2009.
15
Чертанов М. Степан Разин. М., 2016; Лобачев С. В. Патриарх Никон. СПб., 2003; Седов П. В. Закат Московского царства: царский двор конца XVII века. СПб., 2006; Яковлев И. В. Тайны рода Романовых: новейшее документальное исследование. Кн. I. М., 2024.
16
Буганов В. И. Разин и разинцы. Документы, описание современников. М., 1995; Богданов А. П. Патриарх Никон // Вопросы истории. 2004. № 1. С. 51–117; Казаков Г. М., Майер И. Иностранные известия о казни Степана Разина. Новые документы из Стокгольмского архива // Slovene. 2017. № 2; Сень Д. В. Дипломатические отношения Крымского ханства и Войска Донского: переписка Гиреев с атаманом С. Т. Разиным // Средневековые тюрко-татарские государства. Вып. 5. Казань. 2013.
17
Малышев А. В. Образ Алены Арзамасской в истории, фольклоре и литературе / Альманах «Рамзай». Арзамас, 2022. С. 92–116; Малышев А. В. К истории разинского движения. (Бой у села Мурашкино 22–23 октября 1670 г.) // Новогардия, № 4 (12), 2021. URL: http://novogardia.info/index.php/1k/article/view/324/315http://novogardia.info/index.php/1k/article/view/324/315. Дата обращения: 04.03.2024; Малышев А. В. Никон и крестьянская война 1670–1672 годов. URL: https://vnnews.ru/nikon-i-krestyanskaya-voyna-1670–1672https://vnnews.ru/nikon-i-krestyanskaya-voyna-1670–1672. Дата обращения: 04.03.2024; Малышев А. В. Духовник Степана Разина «черный поп» Феодосий / Вопросы исторического и экологического регионоведения. Отв. ред. В. И. Грубов. М., 2024. Т. I. С. 69–82.