Книгой «Фредерике» Алексей Макаров продолжил серию «Жизнь судового механика». В ней описывается жизнь судового механика, обыденность и трудности этой профессии и с тем, с чем приходится сталкиваться механикам за время контрактов. Все события излагаются честно, открыто и без прикрас. В каждой главе книги рассказаны истории, которые заставят читателя удивиться, поразиться, а, иной раз и улыбнуться от той повседневной правды, с которой моряк сталкивается в море за время своего контракта.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бусы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава четвертая
День четвертый. 27 декабря
На завтраке ко мне подошел мессбой и вежливо спросил:
— Чиф, а когда к вам можно будет зайти и сделать приборку в каюте?
«Нормально работает филиппинское радио, — подумалось мне. — Уже и тут все разнеслось. Уже не сэр, а чиф. Зауважали, что ли?»
— А когда ты обычно делаешь приборку? — поднял я на него глаза, потому что только что разглядывал на тарелке аккуратно обжаренный бекон, окруженный зеленым горошком и какими-то овощами.
— Обычно после кофе-тайма, — вежливо начал объяснять он.
— Ну, тогда приходи в ЦПУ после кофе-тайма, и я дам тебе ключ, — потому что ключ был только один и в течение дня он мне мог понадобиться.
— Спасибо, чиф, — поклонился мессбой и ушел к себе в буфетную.
Переодевшись в каюте, я спустился в ЦПУ. Разводка началась, как обычно, с пожелания доброго утра и хорошего настроения.
Первым делом я спросил у третьего механика:
— Как дела с котлом? Каких вы там с ним добились успехов? — и в ожидании подробного отчета уставился на Серегу, потому что он мне вчера не доложил о проделанной работе и я был не в курсе о состоянии котла.
— Да задрал он меня! — раздраженно ответил третий. — Чуть ли не каждый час срабатывает, — и нервно затушил сигарету.
— Понял, — принял я его ответ. — Значит, сейчас пойдем и начнем его делать.
— А я после вахты, — нагло заявил третий. — Спать хочу.
— Вот когда у тебя всё будет работать, тогда ты будешь и спать, и есть, и стоять на голове, и всё что захочешь, — спокойно отреагировал я на его требования, — а сейчас, милый мой, пошли-ка к котлу, и будем выяснять, что же в нём не работает.
На такой ответ третий опять со злости проскрипел зубами, но подчинился. Мне даже стало интересно, насколько хватит крепости его зубов, если он будет ими так постоянно скрипеть.
Махнув рукой электромеханикам, я позвал их:
— Пошли со мной. — И мы все вместе вышли из ЦПУ.
Котел находился на той же палубе, что и токарка, так что, поднявшись на пару трапов, мы оказались возле него, любимого.
Он работал в ручном режиме, так что при поднятии пара до рабочего давления его приходилось выключать специальным тумблером, а когда оно опускалось до минимума — вновь запускать вручную, наблюдая за манометром, пламенем в топке и уровнем воды в стеклах.
Опыт работы с котлами у меня был. Это когда я работал третьим механиком на ледоколе «Адмирал Макаров», то мне там пришлось здорово поработать над ними, чтобы довести их до ума. Благо учителя были хорошие. Советы старшего электромеханика и второго механика мне тогда здорово помогли, поэтому в памяти четко зафиксировались все нюансы настройки автоматики и работы котлов.
Осмотрев всё оборудование, я понял, что с самим котлом всё нормально, а неисправность кроется где-то в электрических схемах.
Когда мне пришлось работать на костере и я в машине был один во всех лицах, то с электричеством «бороться» мне помогал капитан. Это был веселый, общительный и не обделенный юмором парень. Одной из его любимых пословиц было: «А сейчас мы всё понюхаем и осмотрим, где же какая зараза имеет не тот цвет».
А один из моих вторых механиков даже телевизоры ремонтировал «методом трубопроводов». Он водил пальцем по электрической схеме и бубнил себе под нос: «А сюда оно затекает, полилось туда и притекло сюда, а вытекло отсюда».
Пользуясь такими «гениальными» способами, я проверил все щиты, электронные платы и пощелкал тумблерами. На одной из электронных плат в одном месте канавка между двумя какими-то вертикальными цилиндриками (если бы я ещё знал, как они называются) имела цвет побежалости, а сами они оплавились и как-то скособочились. Визуально было понятно, что они сгорели и плата из-за этого пришла в негодность.
Проверить её я не мог, но надо было что-то делать, чтобы запустить котел на автомате. Напрашивался однозначный ответ. Плату надо было чем-то заменить. Вопрос был только один: где её взять?
Я посмотрел на электромехаников, которые неотступно следовали за мной. У Аунга постоянно в руках был тестер, и он так же, как и я, внюхивался в каждый контактор в щитках управления котлом.
— А у тебя на него, — я указал ему на ящик, в котором находилась эта подозрительная плата, — есть какой-нибудь ЗИП?
— Нет, чиф, никакого ЗИПа нет, — разочарованно развел руками Аунг.
— А б/у ящик какой-нибудь есть? — попытался я выяснить, хватаясь за последнюю соломинку, которая могла бы помочь выбраться из этой ситуации.
— На полках в кладовке много чего есть, — растерянно хлопая глазами, мямлил электришен, — но там всё поломанное, и я не знаю, можно ли что-нибудь выбрать.
— Пошли, — приказал я ему и направился в электротехническую кладовую.
В ней я еще не был и поэтому, войдя туда, какое-то время был в шоке. В кладовой все полки были завалены горами барахла. Оно было не сложено, а кое-как навалено, и было абсолютно непонятно, почему оно тут хранится, если негодное и никому не нужное.
С удивлением посмотрев на Аунга, я попытался хоть что-то прояснить для себя:
— А ты вообще знаешь, что тут лежит? — указал я ему на полки.
— Нет, чиф, не знаю. — У Аунга на всё был только один ответ, о чем бы я его ни спрашивал.
Пораженный его детской простотой, я все-таки, надеясь на чудо, спросил:
— А есть тут что-нибудь, что может подойти к котлу?
Уже в отчаянии, что с ремонтом котла ничего не получится, я смотрел на растерявшегося Аунга.
— Есть тут одна полка, на которой написано «КОТЕЛ», — растерянно промямлил он, — но что на ней лежит, я не знаю.
Аунг подвел меня к одной из полок, где я долго копался, вытаскивая барахло, сваленное там в кучу, и скидывая его на палубу.
Наконец-то я нашел два старых ящика от автоматики котла, которые были кем-то когда-то сюда положены по неизвестной причине. Они были без бирок и дат, когда произошло их снятие.
Открыв их, я обнаружил, что в них находились электронные платы, похожие на те, что были установлены в наших ящиках, даже некоторые номера на них совпадали. Осторожно разобрав это «богатство», я выбрал всё, что подходило бы к нашим ящикам, и методом проб и ошибок, постоянно что-то меняя из найденного ЗИПа, пытался запустить котел.
За спиной чувствовался ироничный взгляд третьего механика. «Давай, давай… — показывал весь его надменный вид. — Посмотрим, что ты там за спец такой. Много мы вас таких тут видели, которые только и знают, что бегают и орут…».
Хорошо, что Аунг был рядом и беспрекословно помогал мне менять платы, да Ромио бегал по любому приказанию со скоростью молнии. Хоть это меня немного успокаивало и придавало уверенности в своих действиях.
И вот, после очередной замены одной из плат, котел запустился на автомате. Вначале он раза два-три срабатывал по срыву пламени, а когда я заменил фотоэлемент с более-менее чистым зеркалом, то начал работать без замечаний.
Радости не было предела. Ромио даже прыгал и громко, гортанными криками выражал свою радость. Аунг в недоумении от того, что всё получилось, растерянно улыбался. Даже третий механик, сменив скептицизм на милость, подошел ко мне:
— Ну вы даете, Михалыч! А то я уже думал, что опять придется от Богдана всякую хрень выслушивать.
Да и мне самому было приятно, что всё так получилось. Вообще-то я мало надеялся на положительный результат своего так называемого ремонта, мне в данной ситуации просто повезло. Пронаблюдав за парой успешных пусков котла, мы вернулись в ЦПУ попить чайку.
Незаметно в ЦПУ просочился Руперт, забрал ключ от каюты и так же по-шпионски исчез.
После кофе-тайма я спросил у четвертого механика:
— Как дела у тебя с сепаратором льяльных вод (СЛВ)?
— Все готово, чиф, — четко отрапортовал он. — Трубы я сделал, штуцера и крепления приготовил, надо только всё это сварить. — Он выжидающе смотрел на меня.
— И что? Чего ждешь? Ты что, трубки сварить не можешь, что ли? — удивился я.
— Нет, чиф, не могу. Я не фиттер.
Я не понял, издевается он надо мной или корчит из себя дурака, поэтому внимательно продолжал смотреть на него, но, поняв, что взглядами тут ничего не добьешься, начал допытываться:
— А оборудование для сварки есть?
— Есть, сэр, — тут же последовал четкий ответ.
— И где оно? — Меня данная ситуация уже стала напрягать.
— Там, чиф. — Дональд ткнул пальцем куда-то вверх.
— И там есть баллоны, шланги, горелки? — Я пытался выяснить, что же мешает четвертому произвести сварку трубок.
— Все есть, чиф, только я пользоваться этим не умею.
От такой наивной простоты, с которой уже сталкивался сегодня, я был в недоумении. Ведь я тоже когда-то был четвертым механиком и тоже ничего не умел, даже несмотря на то, что у меня был диплом инженера-судомеханика, но я старался чему-то научиться, а тут — полнейшее отрицалово, которое выводило меня из себя. Но, зная, что бесполезные крики и возмущения ни к чему не приведут, я сдерживал свои эмоции.
Вот Серега Быков, который первым учил меня сварке, — тот не стеснялся в выражениях. Он как только меня не поливал, придумывая мне самые непристойные названия, самыми мягкими из которых были «балбес», «тупица» и «рукожоп».
Мне этого сейчас делать было ни в коем случае нельзя, надо было держать себя в руках, поэтому я махнул рукой Дональду и электромеханикам:
— Пошли со мной, — и направился вверх по трапам к выходу на палубу, где располагалась сварочная мастерская.
Перед мастерской стояли в специальных, аккуратно покрашенных ящиках с обозначениями кислородные и ацетиленовые баллоны. Зато дверь в мастерскую была ржавой донельзя и едва открылась. Внутри мастерской было ещё хуже. Света в ней не было. Пришлось электромеханикам его срочно восстанавливать. Хорошо, что они были под рукой. Везде всё было разбросано и навалено. К ящикам со шлангами невозможно было подойти, пришлось минут десять освобождать проход к ним.
Но ничего нет невозможного, если что-то нужно сделать. Я настроил шланги, выбрал горелку и быстро приварил приготовленные трубки к штуцерам. Вроде бы получилось ничего. Мне даже самому понравилась собственная работа. Осмотрев и покрутив сваренные трубки, я вручил их четвертому механику со словами:
— Иди ставь. Когда всё будет готово — позовешь меня, проверим работу СЛВ. Понял?
— Есть, чиф! — Довольный Дональд схватил трубки и рванул вниз, но был остановлен мною.
Приближалось время обеда, и мне очень не хотелось заниматься проверками СЛВ сейчас, поэтому я предупредил Дональда:
— После обеда подготовь все и позови меня, попробуем покатать из льял в танк.
От такого приказа Дональд только расплылся в улыбке. Ему показалось, что я вместо обеда заставлю испытывать СЛВ, а тут такая поблажка.
А электромеханику напомнил:
— По мастерской у нас тоже есть замечание от порт-контроля, поэтому начинай наводить там порядок, а когда приедет фиттер, то и его привлечем к этой работе, — на что Аунг только обреченно кивал головой.
Около двух часов дня Дональд позвонил мне в каюту и пригласил на испытание новой системы СЛВ.
Все работало отлично, и датчик, который сигнализировал о присутствии загрязнений, сработал несколько раз.
Отлично! Еще одно замечание из списка порт-контроля было устранено.
Заглянув в льяла, я опять был неприятно удивлен. Они были полны воды.
— В льяльном танке сколько воды? — спросил я Дональда.
— Немного, — что-то прикинув, ответил он мне.
— Эта вода туда влезет? — уже настойчиво спрашивал я у четвертого.
— Должна… — как-то неуверенно промямлил тот.
— Значит, так, — вновь приказал я четвертому, — откатаешь туда воду из льял и осмотришь все трубы под плитами. Надо посмотреть, откуда там появляется вода, и если найдешь утечки, то ставь на эти трубы хомуты. Понял?
— Ясно, чиф. — У Дональда его прежний энтузиазм исчезал со скоростью выходящего из воздушного шара воздуха.
Но он беспрекословно начал откатку воды из льял, а потом с Хасаном (мотористом с Мальдив, который стоял вахту со вторым механиком) они вскрыли плиты и полезли в деку, где четвертый нашел несколько дырявых труб и поставил на них хомуты.
После откатки воды в льялах можно было свободно бродить, высота их была около двух метров, да еще там кое-где горели фонари для освещения этого «подземного» пространства.
Ради интереса я тоже полез туда, переодевшись в чью-то грязную робу и надев резиновые сапоги. Хасан стоял страхующим у открытых плит. Четвертый был занят поисками протечек воды, а я с фонарем совершал экскурсию не в очень приятном месте. Зато на самой деке я нашел пару десятков брошенных ключей, отверток и несколько молотков, которые в своё время кто-то уронил в льяла и поленился достать.
К ужину запланированные на сегодня работы были закончены. Помывшись и поужинав, мы долго болтали со старпомом о жизни, прогуливаясь по причалу и наслаждаясь тишиной и ночной прохладой, а вернувшись в каюту, оставшееся время до полуночи я листал документацию, стараясь изучить особенности этого нового для меня судна.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бусы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других