В книгу вошли ранее не изданные крымские легенды, собранные автором на протяжении тридцати лет на территории стран СНГ, дальнего зарубежья и сохранившиеся порою в единичном экземпляре.В разделе «Дополнения» помещены пояснения значений топонимических названий, геологическое происхождение памятников природы, интересные исторические факты.Исходный материал предоставлен потомками крымских семей исконно проживавших на крымской земле, но волей судьбы вынужденных покинуть родной дом – Крым.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказочный Крым. Забытые легенды. путеводитель с историями, дополнениями и фактами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Легенды
Легенда о тополином пухе
Давным-давно, в те далекие времена, когда Крым не звался Крымом, когда еще не родился дед первого наместника хана Золотой Орды, и города Бахчисарая тоже не было, в окрестностях Чуфут-Кале и Мангупа жили два лучших друга «Благородный» Азат и «Великий» Азим. Именно так величали их люди.
Азат, хоть и имел благородное прозвище, был всего-навсего бедным охотником. Добывал пропитание в лесу, охотился на оленей в неприступных уголках диких гор, куда иные люди не помышляли даже приближаться. Тяжек труд охотника, когда добыть дичь не удавалось, что случалось крайне редко, собирал Азат ягоды, травы этим и жил, не прося ни у кого помощи, ведь был он очень гордым и честным человеком.
Азима, не зря прозвали «Великим», ведь как ни крути, а был он сыном самого главного визиря. Весь род его, с самих истоков очень знатен. Семья богата, и с рождения Азим ни в чем не испытывал нужды, был окружен роскошью и достатком.
Невзирая на происхождение юноши очень дружили. Дружба их началась довольно давно, еще с самого раннего детства. «Не разлей-друзья» поровну делили горести, радости, наслаждения побед. Ближе и верней не было в округе ни одного человека.
Но однажды случилось горе. Оклеветали Азата. Пустили слух, будто бы предал и обокрал Азат семью своего единственного близкого друга, и желает бесчестный человек скрыться с наворованным богатством. Сбежать. Уехать через море, в далекую страну.
Оклеветали беднягу Азата пришлые разбойники, которые и были настоящими ворами.
Раздор, вражда и ненависть поселились в сердце юного вельможи.
Но не стал Азат оправдываться в клевете. Сердце его сжимала обида, что лучший и единственный друг верит подлым россказням злых людей. Поссорились друзья.
Стал Азим заклятым врагом Азата. Не желал «Великий» даже внять словам людей о невиновности друга. Поддался гнусной клевете. Не поверил в дружбу, алчность и гнев застлали глаза Азиму. Желал Азим услышать только то, что хотел слышать.
Стал он говорить скверные слова о своем друге, и велел стражникам поймать и привести его живым или мертвым.
Спустя день, в подлой драке Азат был убит.
Прошло время…
Вскоре, истинная правда о том, кто действительно обокрал семью Азима, стала известна всем. Поймали и казнили настоящих воров — тех самых пришлых разбойников.
Очень горевал Азим, что погиб его лучший друг. Погиб по его вине. Особо горевал — что не поверил своему лучшему другу, что сказал так много скверных слов, что предал друга.
И просил он прощения у Бога…
Наутро в дом к Азиму пришел старый дервиш.
Велел старец позвать Азима к себе и сказал:
— Тебе будет прощение, но только если ты примешь одно единственное мое условие!
— Какое? — воскликнул Азим.
— Возьми вот эту подушку…
Дервиш указал на диванные маххада и мендеры в изобилии уложенные на хозяйском дастархане,
— Взойди на гору Тепе-Кермен и выпусти из неё на ветер все перья и пух.
Очень удивился Азим такой простой и необычной просьбе. Но, как и велел старый дервиш, схватил одну мендер стремглав взобрался на гору Тепе-Кермен, острым кинжалом распорол подушку, и выпустил все ее содержимое. Сильный порыв ветра тотчас подхватил и разнес пух по всей округе.
Довольный Азим, вернулся домой. На пороге он увидел странника.
— Я выполнил то, что ты сказал! Ну что, я прощен?
— Да, — ответил старый дервиш, — конечно ты будешь прощен, но только если соберешь весь пух и перья, обратно… в подушку!
Как ни старался, конечно, Азим сделать этого не смог. И ни кто этого сделать не смог, тогда и не сможет теперь. Ветер разнес весь пух по всей земле.
Понял Азим что скверные слова, обиду и гнев нельзя забрать обратно, если что сказал в злости, не соберешь. Словами обидишь человека, может даже клевету напустишь на его честное имя, а обернуть вспять не получится. Ростки недоверия дадут всходы, злые слова разлетятся по миру как пух, и собрать их назад будет невозможно…
Ударил гром, сверкнули молнии в горах — со всех сторон полетел белый пух, непрощенный Азим бросился его собирать, моля о пощаде…
Не был прощен Азим за свою скверну, за предательство дружбы, за то, что поверил злым словам нечестивцев, за гибель лучшего друга.
Минули века, но с той поры каждый год в Крыму в начале лета начинает летать пух — это цветут тополя. А по ночам, в благодатных долинах, в предгорьях и ущельях, особенно в окрестностях Бахчисарая бродит призрак Азима. Его тень и сейчас все еще можно встретить в здешних местах, призрак кряхтит и стонет и каждую ночь до рассвета собирает по земле тополиный пух — перья той самой подушки…
Азим все еще надеется на прощение…
Легенда о гроте Эолова Арфа
Прогуливаясь по улочкам тихого и уютного Судака, пути-дорожки непременно выведут вас к морю. В восточной части старинного городка, практически в самом конце набережной, возле поворота, берет свое начало узенькая, неприметная тропинка. Эта тропка приведет любопытного путника на Алчак-Кая — точнее на саму вершину горы Алчак. Перейдя по пути речушку Суук-Су, вы неминуемо очутитесь у одного очень любопытного и красивого места — грота Эолова Арфа.
С площадки Эолова Арфа открывается замечательный вид на всю акваторию бухты Судака, на могучие стены старинной генуэзской крепость и на сам город.
От Эоловой Арфы продолжает свой путь Алчакская тропа, прогулка по тропе никого не оставит равнодушным, но не стоит спешить.
Здесь, возле грота, обязательно следует чуточку отдохнуть, сделать несколько фотографический снимок на память, и послушать одну невероятную, но очень правдивую легенду…
Давным-давно, когда в Крыму еще не было итальянцев, и камни генуэзского замка были лишь обычными камнями, а не стенами грозной крепости, в этих благословенных краях жил юноша по имени Эол.
Эол был честен, очень трудолюбив, но и очень беден. Была у парня одна несбыточная мечта — научится играть на арфе — музыкальном инструменте, который он видел в далеком портовом городе. Чарующие звуки музыки влекли и завораживали юношу.
В то время в Крыму было очень непросто. На дорогах свирепствовали коварные разбойники и лютые джины, шайки лихих людей и всевозможной нечисти промышляли в поисках легкой наживы.
Честному человеку приходилось трудно. Жить в постоянном страхе, быть ограбленным, убитым или быть проглоченным ужасными, злыми духами становилось невмоготу. Народ терпел горести и мечтал избавиться от нечестивцев.
В один из тех далеких, но к счастью благополучных дней, как считал сам Эол, юноша отправился в горы собирать хворост для продажи на рынке. У горного источника Эол повстречался с очаровательной девушкой, которую звали Гульшат. Эта была любовь с первого взгляда.
Гульшат — красивейшая девушка во всей округе, многие знатные люди и даже некоторые джины сватались к ней, но Гульшат полюбила только Эола, и была предана лишь ему. Девушка очень ценила трудолюбие, честность и доброту.
Больше всего на свете, кроме встреч с Эолом, Гульшат нравилось танцевать. Каждый вечер красавица поднималась на вершину горы и танцевала в лучах заката. Ночные бабочки слетались со всей округи, чтобы увидеть прекрасный танец.
В то время на горе Алчак-Кая, жил джин по имени Сагир. Славился джин в округе непомерной силой и неукротимой злостью. Злым он был на всех во всем белом свете. Летал Сагир по округе и выжидал — на кого можно напасть, кому пакость сотворить, а кого и проглотить. По озорству были самые злые проделки беспощадному джину.
В очередной раз, рыща в поисках добычи, услыхал Сагир прекрасное пение. Увидел джин на краю скалы танцующую в лучах заката прекрасную Гульшат. До самой глубины черствой, нечестивой души, поразила джина красота и грация девушки.
Потрясенный увиденным, Сагир предложил Гульшат стать его женой и жить вечно! Начал джин сулить Гульшат богатства и блага всевозможные.
Не раздумывая, отвергла девушка предложение нечистого. Взбесился джин. Взбесился, что красавица отвергла его (джина!) любовь, схватил Гульшат и бросил с обрыва. Тотчас погибла девушка, разбившись о прибрежные скалы.
Но и у такого злого джина как Сагир, все, же было что-то вроде сердца. Понял джин, что сотворил непоправимое и с горя превратился в дикий кустарник — колючую траву с нежными цветами.
Долго горевал Эол после гибели невесты. И не выдержав, бросился с той же самой скалы в море. Но морской дух, Царь Моря не дал Эолу бесследно погибнуть, исчезнуть. Подхватил он юношу и сказал:
— Пока будет звучать музыка в ваших сердцах, пока будешь играть на арфе — будет жить твоя Гульшат, будешь жить, и ты…
— Твоя избранница каждый вечер будет танцевать в лучах заката, и вы навсегда останетесь вместе…
— Пока играешь на арфе, ни один злой джинн или дух не осмелится появиться рядом…
Сказал, морской дух — Царь Моря, и поднялись высокие волны! Обрушились волны на берег. И появился грот Эолова Арфа.
Играет на арфе счастливый Эол, танцует влюбленная Гульшат, и ни что не может разъединить счастливые души. А когда засмеется Гульшат от счастья, то смех ее, золотым песком осыпает склоны горы Алчак.
С той поры, пока звучит небесная музыка, пока играет Эол — танцует Гульшат и влюбленные вместе.
— Слышите звуки арфы?
Ни один злой человек, ни один злой дух не осмелится появиться здесь и прервать этот танец, ибо будет тотчас повержен в морскую пучину.
Всем добрым людям Эол и Гульшат дарят веру в любовь и свое покровительство.
И еще. С той поры, растет на склонах горы Алчак-Кая, колючее растение с прекрасными нежными цветами — каперс. Горюет Сагир, и лишь ночные бабочки осмеливаются прилетать в кромешной темноте к его нежным цветам — поздним раскаяниям, черствого сердца, и никого не боящиеся черные муравьи все еще дружат с колючей травой, воплощением души некогда страшного джина.
И золотой песок от смеха Гульшат, и драгоценные камни соблазнявшего джина Сагира все еще можно найти на горе Алчак-Кая.
Порою ветер поднимет вихрь и увидит путник под ногами блеск золотых крупинок или темное мерцание драгоценного камня.
Но не спеши поднимать, уносить с собой.
Люди говорят, много золота и дорогих камней хранит гора, лежат они прям под ногами, но обречен тот человек, что воспользуется этим богатством для личного блага.
Легенда о семи богатырях долины Ласпи
Неподалеку от тенистой, угрюмой долины, что расположена на склонах горы Ильяс-Кая, на гребне высокого, крутого горного хребта покрытого густым лесом, есть необычное место — лесная поляна, куда могут дойти только сильные духом, добрые и смелые люди.
На поляне, окруженные дремучим, вековым крымским лесом возвышаются семь огромных камней, семь багадуров, семь героев, семь великанов. Сидят багадуры за каменным столом. Держат совет, как защитить чудесный край.
Для добрых путников лес безопасен, для врага — погибель.
Давным-давно, за горой был город — столица богатой, красивой страны. Каждый путник мог найти здесь приют, пищу, а если надобно, то и помощь. Окруженный высокими горами, сказочный город возвышался над долиной, чудесный, неимоверно красивый, нарядный во все времена года, праздничный вид открывался с его башен на всю округу.
Издалека была видна крепость с высокими башнями дворцов, со стройными колокольнями прекрасного города. Даже с моря. В тумане заморские купцы, когда не было видно берега, правили свои корабли с товарами, полагаясь лишь на слух. Заслышав мелодичный перезвон колоколов, моряки всегда благополучно приставали к благословенному берегу.
«Путник, ты без опаски можешь провести здесь время, будешь принят с почестями и получишь все что пожелаешь, но предостеригись от коварного умысла, не делай зла жителям города, ибо постигнет тебя и народ твой ужасная кара!»
Так гласила надпись над городскими вратами. Говорил народ, что написана была она по велению духов.
Шли годы. Город процветал. Страна богатела. Жители были счастливы, беззаботны и веселы.
Но, не имея забот, не будет длиться счастье вечно. Пришла страшная пора и для этого города. Злой враг — коварный воитель Асир прознал о цветущей стране и решил завладеть всеми её богатствами.
Вскоре у бухты Ласпи появилось воинство Асира. Под покровом ночи в гавань вошло сто кораблей злого повелителя. Матросы и солдаты под видом купцов беспрепятственно проникли в цветущий город.
Все войско беспечной, счастливой страны, вся городская стража города были отравлены ядовитым напитком, коварно преподнесенным в дар лживыми купцами.
Асир с войском напал на беззащитных граждан города, бесчинство его не знало границ. Лишь семеро оставшихся в живых воинов, семеро отважных багадуров-богатырей, семеро последних защитников, стали на защиту славного города.
Отчаянно сражались, чудесные богатыри, семь дней и семь ночей стояли они насмерть и все семеро пали в страшном бою. Страна была ограблена. Злой повелитель Асир убил всех жителей и праздновал кровавую победу…
Но не стерпела гора Ильяс-Кая такого кощунства. Задрожала земля, расступились скалы, разверзлась земная твердь, и провалилось все войско Асира вместе с ним сквозь землю, прямо в лапы голодного Шайтана…
Самый большой и красивый колокол города, с последней не разрушенной колокольни, перед тем как уйти под землю, вдруг зазвучал волшебной благословенной музыкой. И музыка та не пропала, не сгинула, а превратились в лепестки прекрасного цветка. Рассыпались лепестки многочисленными изумрудами и драгоценными самоцветами по склонам горы. Навсегда поселились они здесь, неся в себе память о прекрасном городе.
Минули года, прошла не одна сотня лет…
На месте некогда благословенной страны раскинулась тенистая долина, покрытая густым туманным лесом. Дает долина всякому странствующему путнику и пищу, и приют, дает возможность утолить жажду из родников, бьющих в изобилии.
Здесь можно отдохнуть с пути в прохладе столетних дубов и буков. А можно своими глазами увидеть мелодию звука! Превратившийся в цветок, звон того волшебного колокола из чудесного города стал прекрасной орхидеей. Растет эта орхидея только на слонах Ильяс-Кая (но упаси вас Бог навредить цветку!) и если мысли ваши чисты, то после встречи с цветком вам долго еще будут сопутствовать удача и счастье…
И по ночам, если хорошенько прислушаться, можно услышать, как из лесной глуши доносится звон колоколов, мелодичный перезвон с башен пропавшего города. Благословляют колокола всех добрых людей.
Именно с той незапамятной поры, с тех времен, окутанных седой стариной, на склоне горы появились воины — каменные скалы-великаны, защитники чудесного края.
Стоят багадуры на страже. Готовы воины защитить родную землю от врага.
Плохим людям ни за что не подняться к скалам, к камням Тышлар. Злой человек найдет здесь лишь свою погибель…
Но если ты добр и честен, то приходи смело. Путь пролегает по горному хребту, через густой, дремучий лес. Не имея дурного умысла, ты с легкостью поднимешься к скалам Тышлар. Попроси камни-великаны о сокровенной мечте. Попроси об исполнении своего самого главного в жизни желания. От чистого сердца вручи незамысловатые дары (оставь у подножия скал или на каменном столе).
И если поверишь сам, если будущее устремление будет чистым и бескорыстным, то желание обязательно сбудется, а невероятно красивый вид, с соседней вершины горы Ильяс-Кая навсегда останется в твоем сердце…
Легенда о Плачущей Скале
Необыкновенно живописное место есть неподалеку от Симферополя. Совсем рядом. Настоящий природный феномен, созданный капризом или промыслом божьим. А может быть все, что рассказывают об этом уголке, действительно имело место быть. Сущая, правда.
Из глубины веков дошла до нас окутанная тайной и печальной романтикой трагическая легенда. Легенда о Плачущей Скале.
Может пятьсот, а может и тысячу лет назад здесь случилась печальная история.
Жил в Крыму жестокий правитель. Звали владыку — Булганак. Обитал правитель в построенном им самим большом и красивом замке. Замок был сердцем богатого города.
Чересчур могущественным был правитель Булганак. Огромным войском обладал хан. Великое множество храбрых воинов было под его началом. Всюду Булганаку сопутствовала удача.
Как молния был стремителен и быстр хан, силен как горная лавина, никто не мог совладать ни с ним, ни с его воинством. Страх и ужас наводил Булганак на соседние страны. Многих хан завоевал, многих покорил, а многих совсем стер с лица земли, одним мановением ока.
Слава о его неисчислимых победах гремела по земле, часто опережая самого Булганака. Города и страны порою без боя сдавались на милость победителю. Правил повелитель справедливо, но каменным было сердце Булганака.
В одном из походов добыл Булганак несусветные богатства и получил в дар девушку, имени которой никто не знал. Девушка та была глухой и немой (поговаривали, что была она царевной одной северной страны).
Стала царевна молчаливой, то ли от горя и страданий, то ли от того что покинула родину, но красоты она была неописуемой, под стать жене самого султана, стройнее кипариса, лицом прекрасней неба, и с глазами словно звезды, глубже самого синего моря…
Захотел жениться Булганак на красавице, но отвергла она его. Очень страдала девушка от разлуки со своей семьёй, по своему краю.
Рассвирепел Булганак, велел заточить упрямую девушку в темную башню своей крепости, замуровать живьем в самой дальней комнате.
Вскоре доложили правителю, могущественному Булганаку, что неслышно стонов из-за стен темницы. Умерла девушка…
Словно огненно молния пронзила душу правителя жгучая мысль о том, что сотворил хан непоправимое. Дрогнуло каменное сердце отважного правителя, растаяло, но было поздно…
С горя Булганак заколол себя острым мечом. Похоронили батыра рядом с крепостью, у подножья башни, где пребывала в заточение красавица.
Прошли года, много всего случилось на земле, разрушился город грозного воителя, превратился в пыль замок Булганака, нет страны его. Канули в лету многие дела знатных героев, но с тех пор, на месте башни того грозного замка появилась Плачущая Скала.
Люди говорят, что красавица все еще тоскует по далекой родине, по своей земле, все льет печальные слезы, а рядом с ней течет река Булганак, просит прощения грозный хан, любит всем сердцем прекрасную девушку, но сделать ничего не может. Не вернуть уже назад всего того что сотворил, не воскресить красавицу.
Так и суждено им вечно быть рядом, но не вместе, тосковать по родине и горевать от неразделенной любви…
Легенда о Чатыр Даге
Случилась это так давно, что люди и не помнят когда. С той поры много тяжелых камней рассыпалось в обычный песок, многие скалы источались в камни. Из того песка и камней были построены и разрушены тысячи крепостей, тысячи поколений сменили друг друга, так давно это было…
Но горы помнят. Горы помнят многое. Именно эта история началась тогда, когда человек только-только стал заселять Землю. Отдаляясь от Бога, некоторые люди, из-за гордыни, тщеславия и алчности стали забывать заповеди Бога…
Тогда, в Крыму, на вершине самой высокой горы стоял могучий и славный город. Город был построен великими и благородными воинами. Минули года, прошли века. Жители напрочь позабыли славные дела предков. Вырастили в сердцах лишь гордыню, высокомерие, да скупость.
Жадностью к барышам, своей алчностью и вероотступничеством люди того города слыли несусветной. Они не столько забыли закон гостеприимства, насколько не желали задарма оказывать помощь нуждающимся странникам. Стали требовать с бедных путников, заблудившихся в горах, платы за спасение или чего хуже — просто грабили их, а если денег у терпящих бедствие не было, и взять с них было нечего, то просто бросали людей умирать в глухом лесу.
Так продолжалось очень долго, и Бог, видя, что жители греховного города никак не одумаются, захотел наказать отступников, но сперва, надеясь на исправление заблудших душ, послал на землю Ангела.
Пришел Ангел к городу на вершине горы в виде оборванного, старого дервиша, стал просить о помощи. Никто не хотел помогать бедняге, все, видя, что денег у оборванца нет и поживится нечем, взашей выталкивали старца из своего дома, со своей улицы, из города…
Обошел Ангел всю округу, но ни, где не обрел приюта. Если бы он оставался обычным человеком, то пришлось бы ему принять смерть от голода и холода. В горах очень холодно, снегом засыпаны все тропы, дороги, пищи не сыскать, да и дикие звери рыщут за крепостными стенами.
Спускаясь с горы, у замерзшего родника дервиш встретил бедную женщину, которая предложила старцу отдохнуть и обогреться у огня. Она накормила странника, хотя сама была очень голодна, предложила переждать непогоду в ее скромном жилище.
Обрадовался гость, что встретил доброго человека, и поведал бедной женщине, что он не простой дервиш — а, Ангел, что бродит по земле и наблюдает как живут люди, как чтут заветы Всевышнего, как соблюдают Божьи заповеди. Смотрит, чтобы добро и благодать были на всей Земле.
Рассказал Ангел: во многих странствиях побывал он, но такой скупости и жадности, такого не почитания Бога как в этом городе он не встречал, нигде.
Отдохнув и отогревшись у огня, старый дервиш взял с собой женщину. Спустились они с горы вместе и когда ступили к ее подножию, загудела, затряслась земля!
Огромный раскат грома и густое облако дыма, каменной пыли и огня окутали вершину. Много дней и ночей невидно было ни горы, ни ее вершины. Таким густым и греховный был туман над горой.
Когда все развеялось, люди увидели — что у горы нет вершины, а стала она похожа на огромный стол, на память всем людям, что не стоит забывать святой обычай гостеприимства.
Местные жители, жившие неподалеку, так и стали называть гору — Трапезус, что значит по-гречески «стол», или Чатыр Даг, что означает Шатер гора!
Склоны Чатыр Дага покрылись красивейшим лесом, на большом плато, и его склонах забили родники, множество птиц и зверей поселились на горе, обилие съедобных ягод, грибов, лечебных трав поразило людей своим разнообразием.
Теперь каждый путник может найти здесь приют, пищу или укрытие от непогоды в многочисленных гротах и пещерах. Ко всем добр старик Чатыр Даг.
Но бывает, что густой туман окутывает плато Чатыр Дага, чудится людям, огромная вершина зловеще выглядывает из-под небес и горе тогда тому путнику, что впотьмах или тумане забредет на склоны горы.
Помнит гора нечестивцев, предупреждает добрых людей… Не ходи на Чатыр Даг в непогоду, остерегайся тумана.
Легенда о скале Тузлух (Сырная скала)
Давным-давно на берегу моря в одном ауле жил богач. Был он очень богат, очень скуп, очень жаден. Как нажил он свое состояние, никто не знал. Поговаривали, что якшается он с самим Шайтаном.
Из-за всего этого, а может по тому, что был он неимоверно толст и походил на огромную кубышку для хранения соли, называли его все добрые люди просто — Тузлух.
Тузлух при таком прозвище вообще не огорчался, на людей по мелочам не злился — как может огорчаться человек похожий на мешок с добром.
Вывести Тузлуха из себя могла только одна единственная причина — потеря денег. Ни что тогда не могло остановить ярость жадного богача. Даже если поводом была обычная выплата заработка батраку или не дай Бог просьба о помощи.
Один год, в то далекое время выдался для людей трудным. Непомерно трудным. Тяжким. Урожай пропал. Второй раз посеяли, великая засуха не дала всходам подняться. Запасы семян иссякли. Сады не давали плодов. У людей мало осталось еды, её практически не было. Не было ни у кого. Только один Тузлух как клещ толстел, жирел и богател.
В его закромах было так много припасов, что продукты портились, и богач их выкидывал. Простая мысль, что можно поделиться с бедствующими односельчанами, помочь голодающим, умирающим людям ему даже не приходила в голову.
Больше всего у Тузлуха было молока, и сметаны. Жил богач в конце деревни у моря, а на другом краю у гор было у громадное пастбище, где паслись его несметные стада отборных коз.
Такой был жадный человек, ни с кем не делился, никого не жалел.
Так вот, в самое голодное время, когда односельчане жадного богача погибали от голода, решил Тузлух нажиться и продать за морем свой товар подороже, а так как боялся, что его обворуют или еще хуже — кто-то из односельчан попросит еды. Попросит просто так, то и решил Тузлух сам перенести все добро, все молоко и сметану на пристань в свой личный корабль. Таким он был жадным.
Взвалил Тузлух бурдюки на плечи и потащил. Идет, шатается от тяжести, а из бурдюков вытекает молоко, течет сметана — прохудились бурдюки, но от скупости и злости не замечает этого жадный человек.
Подошел к Тузлуху сосед, который был очень голоден, но и очень горд, и только хотел сказать, что теряет свое добро Тузлух, как рявкнул на него богач:
— Отойди! Не проси! Не желаю тебя слушать! Твои дела меня не касаются!
А сам бурчит себе под нос:
— Этот народ только и хочет меня облапошить!
Сосед отошел с пути жадного человека и замолчал.
Пошел богач дальше. Многие хотели предупредить Тузлуха, что теряет он добро, что порваны бурдюки, что течет, сметана и выплескивается молоко, но на всех зло кричал богач, никого к себе не подпускал.
Много дней и ночей перетаскивал Тузлух добро на корабль, целыми днями и ночами текли молоко и сметана на дорогу. Не замечал этого злой и жадный Тузлух, везде ему мерещились голодные попрошайки и люди, которые только и ждут, как бы урвать у него кусок его добра.
Погрузив пустые бурдюки на корабль, глупый и жадный богач ночью уплыл на корабле за море.
А наутро на месте дороги, которая простилалась вдоль моря, люди нашли огромный кусок сыра, он был таким вкусным и таким большим, что этого сыра хватило накормить всю округу, да еще и соседним деревням досталось, все люди были спасены от неминуемой голодной смерти.
Ели-ели этот сыр очень долго. Но так и не доели. Всем хватило, все были сыты.
Спустя время сыр превратился в камень. Его и сейчас можно увидеть на берегу моря.
Лежит сыр, ждет жадного человека, напоминает людям о прошлом, не будь высокомерным и жадным, будь учтив и внимателен к людям, с пониманием относись к ближним. Тогда счастье, добро и богатство не уйдут от тебя, а будут лишь приумножаться.
Легенда о крымских подснежниках
Давным-давно под горой Чатыр Даг жила девушка, была она очень красива и скромна, звали ее — Ангара. Занималась Ангара сбором ягод и трав, продавала нехитрые лесные припасы на базаре. Тем и жила.
С южной стороны великого Чатыр Дага стояла грозная крепость, оплот всего побережья.
Королем той давней страны был великий и могучий Эклизи. Был у короля сын, принц Бурун.
В один прекрасный солнечный дней гуляла Ангара в лесу, собирала ягоды. Неожиданно на поляну, где была девушка, выскочил всадник — принц Бурун, охотился здесь принц на оленей. Посмотрел Бурун на Ангару и тотчас влюбился в нее без памяти и захотел взять девушку замуж.
Сильно разозлила могучего правителя Эклизи новость о скорой женитьбе и необдуманный поступок сына. Не дал король отцовского благословения на свадьбу с простолюдинкой, а назначил венчание принца Буруна с соседней принцессой.
Как ни уговаривал Бурун своего отца, все было тщетно. И тогда влюбленные решили сбежать.
Эклизи вскоре узнал о планах сына и был в ярости. Выслал король многочисленное войско в погоню за беглецами.
Бурун и Ангара ночью выбрались за крепостные стены и бежали со всех сил, но вскоре услышали топот коней, топот приближающейся погони.
Обратились они с мольбой о помощи к горе. Подсказала гора спасение. Взобрались беглецы, на высокие секвойи, растущие с южной стороны Чатыр Дага, и спрятались в их кроне. Пронеслась погоня мимо.
Поблагодарив могучие деревья, влюбленные побежали дальше, в гору.
Трижды нагоняли стражники короля Эклизи Ангару и принца Буруна, трижды беглецы обращались к великой горе. Три раза спасал их старик Чатыр Даг, уводя погоню в сторону.
Вскоре сам король Эклизи возглавил преследование и со сворой гончих собак взял след сына, буквально по пятам, неотступно следовал король за беглецами.
Превозмогая самих себя, принц Бурун и Ангара добрались до края отвесной скалы возвышающейся с восточной стороны Чатыр Дага. Огромная пропасть разверзлась перед влюбленными. Все ближе была погоня, все яснее различались голоса преследователей…
Тогда, дабы не быть разлученными, взялись они за руки и попросив гору чтобы она никогда не разлучила их, бросились со скалы вниз…
Примчавшийся король Эклизи не увидел никого ни на краю обрыва, ни внизу. Ни мертвых тел, лежащих глубоко в ущелье, ни живых Буруна и Ангару на склонах горы.
Пропасть, была настолько глубокой, и отвесной, что добраться до места падения было невозможно. Заплакал горестно король Эклизи, понял, что стоял наперекор воли влюбленных и направил коня в обрыв, но верный конь понес короля по яйле, по верхнему плато. Долго скакал в безумной скачке могучий конь короля Эклизи, но грянул гром и окаменел вдруг король, окаменел его конь.
Эклизи стал камнем — скалой, с тех пор на горе Чатыр Даг две вершины: Ангар Бурун и Эклизи Бурун, а под Ангар Буруном течет быстрая речка — Ангара…
Сами же Ангара и Бурун, ударившись о землю, превратились в нежный первоцвет — подснежники. Эти цветы всегда растут здесь под горой в большом изобилии, и найти их можно уже по всему Крыму.
Растут крымские подснежники только парой, и ни что не может разъединить цветы, каждый год рождаются они вместе и каждый год умирают, тоже вместе.
Подснежники всегда встретишь в крымском лесу весной, осенью, или даже зимой, но не разлучай их, не рви и тогда это малое, но доброе дело, несомненно, принесет счастье.
Легенда о Большом каньоне Крыма
Давным-давно, когда народ был единым, и не было наций. Когда первые люди только-только стали селится в Крыму, а горы были низкими, точнее их вообще не было, была только холмистая земля и великая степь, и только кое-где, ближе к морю высились утесы, на одном из холмов в самом центре Крыма поселился странник — одинокий старик.
В одном из холмов странник вырыл пещеру, в ней и жил. Люди сторонились пришельца. Был он всегда один, отзывался именем Бойка. Кто был старец и откуда пришел никто не знал. Занимался старик собирательством. Питался ягодами и тем, что давал ему лес.
Часто — да практически всегда, когда Бойка не занимался сбором — можно было увидеть старика молящегося на вершине холма.
Неистово вздымая руки к небу, молился отшельник, просил прощения у Всевышнего, вымаливал великий грех, которого не знали иные люди.
В гости к старцу никто не приходил, многие его просто боялись. Однако со временем над холмом, где жил отшельник появилось свечение, так Бог отметил старания старца.
Стал старик любимцем Бога. Отшельник как мог, помогал потерявшимся и заблудившимся в тумане путникам, многих лечил от всевозможных недугов. Когда спускался с холма и ходил в великую степь лечил людей в селениях.
Видя такой оборот дел, злой Шайтан, который частенько шнырял по окрестностям и делал всевозможные пакости, закипел злобой:
— Как же так! Старец — грешник. Имеет великий грех и прощен Богом! Ведь Бойка недостоин такого внимания и любви Бога! А Бог принял его и считает его достойным, да что достойным — Святым человеком!
Так злился Шайтан, строил скверну и начал делать всевозможные пакости старцу, сбивать с Божьего пути и всячески искушать его греховными усладами.
Старец долго не замечал проделок Шайтана, или делал вид, что не замечает искушений, но однажды обратился с мольбой к Богу о наказании Шайтана, чтобы Шайтан не сбивал с истинного пути верующего человека.
Разрешил Бог наказать Шайтана за его проделки и похабщину.
В один вечер, старец разжёг костер в очаге своей пещеры, поставил на огонь казан с маслом и раскалил его докрасна.
Глубокой ночью, на холме появился злой Шайтан, стал корёжиться и смеяться над Богом и над старцем, искушать его всякими непристойностями.
Бойко открыл занавес, заменяющий дверь в пещеру и крикнул Шайтану:
— Заходи, отведай яства для услады!
Шайтан обрадовался!
Кинулся к пещере отшельника засунул радостно (что все же искусил отшельника!) морду в дверной проем, раскрыл пасть, чтобы разом попробовать все угощения. Тогда старец взял, да и сунул кипящий с маслом казан в пасть глупого Шайтана!
Грянул гром, содрогнулась земля, затряслись холмы, взбурлило море!
По всей земле прокатилась волна ярости. Начал биться от боли в конвульсиях Шайтан — не искушай человека!
Отступила великая степь, где были холмы, вздыбилась земля, взлетели в небо скалы — вершины из камней и глины, и появились горы!
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказочный Крым. Забытые легенды. путеводитель с историями, дополнениями и фактами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других