Содержание:1. Современная методология и методика T&D взрослых людей в организации.2. Заземление методологических принципов.3. Методологические принципы T&D.4. Технологии T&D.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методологические принципы и технологии T&D. Методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3. Методологические принципы T&D
Напомним, что методологический принцип — это философская аксиома или научный закон, определяющий метод решения конкретной задачи. То есть именно принципы определяют, какими инструментами мы будем пользоваться в конкретной ситуации. Рассмотрим три принципа, которые мы считаем основополагающими для T&D в современных организациях.
3.1. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ЗА СЧЕТ РАЗЛИЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ
Организация состоит из людей. Для того чтобы развивать организацию, необходимо менять ее сотрудников в нужном направлении. Именно этим и должна заниматься функция T&D, ведь ее миссия — реализация стратегии компании средствами обучения и развития.
Рассмотрим три механизма изменения людей
в организации:
• научение;
• участие в проектах изменений;
• комплексный T&D-проект по формированию модели организационного поведения.
Начнем с самой T&D-шной темы — научения, с опорой на психофизиологические закономерности.
ПИРАМИДА НАУЧЕНИЯ
Пирамиде научения посвящена отдельная методичка, поэтому здесь мы рассмотрим ее лишь конспективно.
В любой компании есть три уровня (объекта) обучения и развития:
• индивидуальный (объект — человек);
• групповой (объект — команда);
• организационный (объект — кросс-функциональные команды*).
__________
* Кросс-функциональные команды состоят из сотрудников разных функций (подразделений), которые в различных проектах решают кросс-функциональные и междисциплинарные задачи.
На каждом уровне есть свои фокусы (предметы) обучения:
1. Операция
2. Навык
3. Умение
4. Индивидуальная компетенция
5. Т-компетенция
6. Коллективная компетенция
7. Модель организационного поведения (МОП)
Для освоения каждого предмета обучения существуют специфические инструменты:
• алгоритм;
• паттерн;
• технология;
• бизнес-практики (функциональная и кросс-функциональная);
• кросс-функциональные проекты.
Важно понимать, что, проектируя любой курс или программу обучения, нужно еще на старте определиться, на кого и на что они будут направлены, то есть что будет их объектом и предметом. В противном случае эффективность обучения вряд ли будет высокой, индивидуальные навыки и коллективные компетенции развиваются разными инструментами.
Кроме того, любая сфера деятельности имеет свои законы и стандарты, которые объединяют и концентрируют научные изыскания и практический опыт людей, которые ею занимаются. T&D в этом смысле не исключение. Например, если мы знаем, что учебная активность (включая самостоятельную работу) должна продолжаться не менее 3 часов, то мы не будем в двухчасовой веб-тренинг включать 4 темы. Участники просто не смогут их усвоить, физиология их нейронов не позволяет это сделать.
Соблюдение законов и следование стандартам позволяют при разработке и проведении T&D-мероприятий избегать множества ошибок, сэкономить организации время и деньги, сделать обучение по-настоящему эффективным. И наоборот, игнорирование объективных психофизиологических закономерностей делает обучение неэффективным, а то и вредным для участников.
Как-то мы столкнулись с коммерческим директором, который проводил со своими подчиненными тренинги по продажам и жаловался нам на низкую дисциплину и сложности с концентрацией внимания участников. Разбираясь с этой проблемой, мы перебрали самые разные причины, но через полчаса выяснилось, что тренинг проходил 8 часов подряд (!) без единого перерыва. Случай, конечно, курьезный, но весьма показательный. Законы и стандарты лучше соблюдать.
Вторым механизмом изменения сотрудников в организации является их участие в различных проектах изменений. Правда, при одном условии, если эти проекты успешно дойдут до конца, а не застрянут где-то на середине пути, как автомобиль в непролазной грязи. Для того чтобы больше проектов было реализовано, в менеджменте есть целое направление — управление изменениями. Одним из инструментов управления изменениями является модель ADKAR.
ADKAR
ADKAR не является в строгом смысле T&D-технологией, однако модель помогает спроектировать и реализовать эффективные T&D-проекты за счет понимания логики процесса изменений.
ADKAR (аббревиатура от Awareness, Desire, Knowledge, Ability, Reinforcement) — это модель изменений, которая может использоваться для управления изменениями в бизнесколлективах и иных социальных группах. Впервые эта модель была описана в книге «ADKAR: A model for change in business, government and our community», Jeff Hiatt, 2006.
Сфера применимости модели ADKAR включает планирование управления изменениями, а также диагностику недостатков и промахов в реализации проектов изменений и их последующую коррекцию.
Основная идея модели ADKAR — для того чтобы успешно управлять изменениями в группе, необходимо помочь изменениям каждого конкретного человека. Эта модель, собственно, и представляет собой перечисление и описание стадий и ресурсов, которые необходимы человеку, чтобы меняться тем или иным образом:
Awareness — осведомленность и понимание
Каждый член группы, в которой должны произойти изменения, должен знать, зачем это нужно, и понимать, что это действительно нужно. Говоря конкретно, на этой стадии каждый человек в группе, где должны произойти изменения, должен получить устраивающие его и ясные ответы на такие вопросы:
• Что именно должно измениться, в чем суть этих изменений?
• Зачем, для чего и для кого это нужно? Какова конечная цель изменений?
• А если ничего не менять, будет ли хуже?
• Зачем это лично мне, в чем моя выгода, как это сработает на мои цели и интересы?
Desire — желание и готовность
Каждый в группе должен быть готов поддержать изменения и лично в них участвовать. Любые изменения — это результат того, что человек сам, персонально принял решение что-то изменить в себе и своей деятельности. Если такого решения нет, то не будет и изменений. Поэтому задача руководителя, управляющего изменениями, — содействовать тому, чтобы люди сделали свой выбор в пользу изменений. Это значит, что их нужно к этому убедительно замотивировать и, кроме того, оказать всю возможную организационную, процедурную поддержку в изменениях.
Knowledge — знание
Каждый должен знать, как именно будут происходить изменения, в чем их суть. Необходимо четкое, конкретное, предметное знание, как именно предстоит и следует меняться; какие инструменты для этого понадобятся, как их освоить. Здесь задача менеджера — обеспечить людей всем необходимым обучением, инструктажем, тренингами.
Ability — возможность
Изменения должны быть осуществимы, реалистичны; у людей должны уже быть необходимые умения и способы поведения, или же эти умения и навыки должны быть легко приобретаемы. Необходимо наглядно, на практике продемонстрировать людям, что изменения, которые вы от них ожидаете, возможны и ведут именно к тем результатам, которые для них привлекательны.
Reinforcement — подкрепление
Чтобы изменения были стабильными и стойкими, они должны позитивно подкрепляться. Если люди не будут получать постоянных, реальных позитивных подкреплений, то изменения будут в лучшем случае нестойкими, а в худшем — вообще заглохнут, не успев начаться. Признание, одобрение, вознаграждения, поощрение успехов станут залогом достижения целей запланированных изменений.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методологические принципы и технологии T&D. Методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других