События драмы происходят в древнем Вавилоне. Обычная жизнь необычных для нас людей: Царь, Знатный господин, служанки, рабы и рабыни, воины, писец и звездочёт – всё предстаёт перед нами в знакомых нам эмоциях, чувствах, страстях – любовь, ревность, жажда обладания, месть, мечтательность и просто поучительные притчи мудреца. Здесь каждый найдёт для себя что-то интересное.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вавилонские страсти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Действие первое. Часть первая
Пролог
Наши дни. На сцене в белой тунике за столом сидит писец. Перед ним лежат глиняные таблички, над которыми он замер, выводя свою клинопись. Появляется группа молодых людей вместе с экскурсоводом.
Экскурсовод:
— Перед нами реконструкция способа нанесения клинописного письма на глиняные таблички. Взгляните на писца, который записывает историю своего времени — в руках его палочка с помощью которой на мягкой глине он выводит аккуратные клинышки.
Кто-то из молодых людей:
— А писец-то — как живой!
Группа удаляется в другой зал. Наступает тишина. В окно проглядывает полная Луна. Свет её всё ближе и ближе перемещается к столу писца, и, наконец, освещает его весь. Писец чихает, поднимая клубы пыли. Оглядывается — все ли ушли, и начинает:
— Есть драма драм, пять тысяч лет
Забытая в песках.
В табличках глиняных поэт
Донёс её в стихах.
Уже пронёсся Гильгамеш,
Герои полегли,
И где-то в сумерках надежд
Иные дни пришли.
Издалека несёт Евфрат
Преданья старины,
Дворцы руинами лежат —
Их дни завершены.
Но, если мы прочтём их сны,
На глиняных листах,
То ощутим, — чей яд вины
Себя же ввергнул в прах…
Занавес открывается, и невидимая машина времени переносит нас в далёкое прошлое.
Междуречье. Вавилон. 2-е тысячелетие до Рождества Христова. Белокаменный дворец знатного господина. Просторный зал. На возвышении из ступенек стоит трон, на котором восседает хозяин — знатный гражданин города. Поодаль на войлочной подушке сидит раб. Играет вавилонская музыка — лира, систр и флейта. Небольшой ансамбль расположился в одном углу залы. В другом углу горит жертвенный огонь. Перед господином танцуют пять полуобнажённых рабынь. Их босые ноги скользят в танце по каменному мозаичному полу, на котором изображены сцены охоты на львов. Господин здоров и статен, на вид ему уже лет пятьдесят, но что-то тяготит его душу, какое-то долгое раздумье. Курчавая седая борода закрывает его шею. Одет он в богатую расписную тунику, отороченную шкурой гепарда. Раб силён и красив, выглядит лет на двадцать пять. Голый торс открывает рельефы его мускул. На теле есть шрамы от ударов мечом или когтей льва. На нём только набедренная повязка.
Сцена 1
Действующие лица: Заккар, Унар, Аддар.
Хозяин встаёт и хлопает в ладоши. Делает вид, что ему всё это наскучило. Жестом он приказывает танцовщицам удалиться. Остановившимся музыкантам приказывает играть дальше. Обращается к рабу:
ЗАККАР — Иди ко мне, служи мне, раб!
Что, плохо ли звучит?
К чему свобода тем, кто слаб,
Кто ей не дорожит?
Ну, дам тебе свободу я,
Так ты ж её пропьёшь!
УНАР — Пропить её — мечта моя!
Но ты же не даёшь!
ЗАККАР — Лукавишь, раб!
УНАР — К чему таить? Лукавлю, господин!
Хотел бы я с тобой дожить
До старческих седин!
ЗАККАР — И тут лукавишь ты, шутник,
Но я к тебе ведь добр!
Тебя ж я спас от страшных пик,
Проткнутых между рёбр!
Послушай, раб, я не о том, —
Поговори со мной,
Хоть мы не ровня, но отцом
Я был тебе порой.
Я не таю — мне страшен путь
За гробом, что ведёт
К пространству вечному примкнуть
Однажды позовёт.
Но ты мне верь, я дам тебе
Свободу, лишь со мной
Ты вступишь в царствие теней:
Вот выбор тебе мой!
УНАР — Да, снова выбор не велик!
Не годен я опять!
А ну, издам трусливый крик —
Могу всех распугать!
ЗАККАР — Болван ты, раб!
УНАР — Да, хуже нет!
ЗАККАР — Молчи!
УНАР — Уже молчу!
ЗАККАР — Послушай, дай же мне совет —
Жениться я хочу…
УНАР — Неужто мало здесь рабынь,
Что ублажат тебя?
ЗАККАР — Хочу на равных — бой гордынь,
Почувствовать, любя!
УНАР — Женись, женись, мой господин!
Хозяйка в дом нужна!
Жить одиноко до седин —
Как праздник без вина.
ЗАККАР — Болван ты, раб!
УНАР — Да, хуже нет!
ЗАККАР — Молчи!
УНАР — Уже молчу!
ЗАККАР — Увы, не годен твой совет —
Жениться не хочу!
(Раб подходит к сидящему за столом Аддару, который что-то записывает в свои таблички)
УНАР — Что ж, не женись, мой господин!
От жён одна беда!
Проест всю плешь, и до седин
Не добегут года!
(раб от него отходит)
ЗАККАР — Постой, иди опять ко мне,
И слушай же, ворчун:
От добрых дел я стал бедней —
Злодеем быть хочу!
УНАР — Злодеем? Стань, и будет нам
Еда всем и вино!
ЗАККАР — Нет, не хочу. Построю храм —
Злодеем быть грешно.
УНАР — Построй, построй — для нищеты
И паперть как дворец!
ЗАККАР — Не буду строить. Красоты
Не разберёт подлец.
УНАР — Не строй, не строй, зачем тебе
Растраты и долги?
ЗАККАР — Велю ка я подать обед!
УНАР — Бегу уже
ЗАККАР — Беги!
Сцена 2
Действующие лица: Заккар, Унар, Аддар, два раба, служанки-рабыни. Полуголые рабы вносят стол, служанки-рабыни приносят амфоры, чаши, тарелки, на которых разложены всевозможные яства. Хозяин смотрит на всё с тоской, раб подзадоривает остальных слуг и продолжает разговор:
УНАР — Обед же, что ни говори —
Желаньям всем предел.
А, если дожил до зари —
Вновь думай о еде!
ЗАККАР — Болван ты, раб!
УНАР — Да, хуже нет!
ЗАККАР — Молчи!
УНАР — Уже молчу!
ЗАККАР — Увы, не годен твой совет —
Обедать не хочу!
(Даёт указание слугам убрать стол с яствами, что те и исполняют, раб игриво хватает одну из служанок за лёгкую набедренную повязку, и та остаётся в его руке, обнажённая убегает, обернувшись с улыбкой в сторону раба)
ЗАККАР — Готовь-ка, лучше, лошадей —
В пустыню я помчу!
УНАР — Помчись! То место для идей,
Там голод поврачуй!
ЗАККАР — Вели всё это отменить.
Не еду никуда!
УНАР — Что ж, господин — тому и быть,
В пустыне всем беда!
ЗАККАР — А не пойти ль мне во дворец —
Слугою стать Царю?
УНАР — Пойди! И станешь, наконец,
В делах встречать зарю…
ЗАККАР — Нет, не хочу на службу я
УНАР — А правда — не ходи!
На ней забудешь ты себя,
Дождёшься ли седин?
(игриво одевает себе на голову полупрозрачную повязку рабыни)
ЗАККАР — Болван ты, раб!
УНАР — Да, хуже нет!
ЗАККАР — Молчи!
УНАР — Уже молчу!
(снимает с головы повязку)
ЗАККАР — Опять не годен твой совет —
Я подвига хочу!
(приглашает раба выйти из дома)
Сцена 3
Действующие лица: Заккар, Унар. Выходят. Виден фасад дома с колоннами на возвышении из ступенек. Другой раб открывает зонтик, загораживая хозяина от ослепительного Солнца. Тот показывая на юго-восток продолжает оживлённо:
ЗАККАР — Пойду, разрушу я Урук,
Трофей отдам Царю!
УНАР — За благо примет то Мардук,
И всё зачтёт в раю
(Меняя настроение)
ЗАККАР — Нет, раб, тот подвиг не по мне,
К чему война где мир?
(раб сочувственно)
УНАР — Сегодня подвиг не в цене,
С судьбой не будь в надир.
(Приказывает уйти рабу с зонтиком, и продолжает эмоционально)
ЗАККАР — Так в чём же благо, раб, скажи?
В чём счастье для меня?
Давать и брать — всё миражи,
Всё — тленье без огня!
УНАР — Твои я мысли повторил,
Мой господин — тебе,
Твой дух пресыщенный молил
Ограды у небес.
Но я, увы, не небеса, —
Тебе я только раб!
Ты от свободы лишь устал,
А я от рабства слаб.
Мы рОзны так, что примирить
Не сможет нас и смерть
В нас благу общему не быть —
Обоим нам терпеть…
ЗАККАР — Тебя хочу убить я, раб!
УНАР — Убей, к чему мне жизнь?
Благому делу если рад —
То сам к нему стремись.
А долго ль путь свой без меня
Продолжишь господин?
Задела хватит на три дня
(Господин отмахивается от раба в отчаянии и непонимании, так, что ветром у него из рук сдувает повязку рабыни и они оба видят, как она летит послушная ветру. Они оба смотрят ей вслед. Господин заканчивает разговор)
ЗАККАР — Уйди же раб! Уйди!
Раб спускается по ступенькам и поднимает улетевшую повязку. Господин уходит в свой дом. Унар остаётся один. Снова играет музыка.
Сцена 4. Ария Унара.
Я волею судьбы рождён был птицей в клетке,
И добрых слов, увы, я слышал редко!
Живя среди волков, я стал гиеной,
И лишь любовь, и лишь любовь
Мою терзает кровь, текущую по венам!
Ах, где найти мне храм мечты,
Куда ведут заветные дороги,
Где в каждом доброты и красоты
Отмерено свободою немного!
Но горше сознавать, что ты живёшь в неволе,
Возлюбленная — нет страшнее боли…
Я б всё отдал, но лишь тебя бы видеть —
В полёте птиц, в полёте птиц —
Судьбы своей продёргивая нити!
Занавес
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вавилонские страсти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других