Вавилонские страсти

Алексей Васильевич Салтыков, 2022

События драмы происходят в древнем Вавилоне. Обычная жизнь необычных для нас людей: Царь, Знатный господин, служанки, рабы и рабыни, воины, писец и звездочёт – всё предстаёт перед нами в знакомых нам эмоциях, чувствах, страстях – любовь, ревность, жажда обладания, месть, мечтательность и просто поучительные притчи мудреца. Здесь каждый найдёт для себя что-то интересное.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вавилонские страсти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Действие первое. Часть первая

Пролог

Наши дни. На сцене в белой тунике за столом сидит писец. Перед ним лежат глиняные таблички, над которыми он замер, выводя свою клинопись. Появляется группа молодых людей вместе с экскурсоводом.

Экскурсовод:

— Перед нами реконструкция способа нанесения клинописного письма на глиняные таблички. Взгляните на писца, который записывает историю своего времени — в руках его палочка с помощью которой на мягкой глине он выводит аккуратные клинышки.

Кто-то из молодых людей:

— А писец-то — как живой!

Группа удаляется в другой зал. Наступает тишина. В окно проглядывает полная Луна. Свет её всё ближе и ближе перемещается к столу писца, и, наконец, освещает его весь. Писец чихает, поднимая клубы пыли. Оглядывается — все ли ушли, и начинает:

— Есть драма драм, пять тысяч лет

Забытая в песках.

В табличках глиняных поэт

Донёс её в стихах.

Уже пронёсся Гильгамеш,

Герои полегли,

И где-то в сумерках надежд

Иные дни пришли.

Издалека несёт Евфрат

Преданья старины,

Дворцы руинами лежат —

Их дни завершены.

Но, если мы прочтём их сны,

На глиняных листах,

То ощутим, — чей яд вины

Себя же ввергнул в прах…

Занавес открывается, и невидимая машина времени переносит нас в далёкое прошлое.

Междуречье. Вавилон. 2-е тысячелетие до Рождества Христова. Белокаменный дворец знатного господина. Просторный зал. На возвышении из ступенек стоит трон, на котором восседает хозяин — знатный гражданин города. Поодаль на войлочной подушке сидит раб. Играет вавилонская музыка — лира, систр и флейта. Небольшой ансамбль расположился в одном углу залы. В другом углу горит жертвенный огонь. Перед господином танцуют пять полуобнажённых рабынь. Их босые ноги скользят в танце по каменному мозаичному полу, на котором изображены сцены охоты на львов. Господин здоров и статен, на вид ему уже лет пятьдесят, но что-то тяготит его душу, какое-то долгое раздумье. Курчавая седая борода закрывает его шею. Одет он в богатую расписную тунику, отороченную шкурой гепарда. Раб силён и красив, выглядит лет на двадцать пять. Голый торс открывает рельефы его мускул. На теле есть шрамы от ударов мечом или когтей льва. На нём только набедренная повязка.

Сцена 1

Действующие лица: Заккар, Унар, Аддар.

Хозяин встаёт и хлопает в ладоши. Делает вид, что ему всё это наскучило. Жестом он приказывает танцовщицам удалиться. Остановившимся музыкантам приказывает играть дальше. Обращается к рабу:

ЗАККАР — Иди ко мне, служи мне, раб!

Что, плохо ли звучит?

К чему свобода тем, кто слаб,

Кто ей не дорожит?

Ну, дам тебе свободу я,

Так ты ж её пропьёшь!

УНАР — Пропить её — мечта моя!

Но ты же не даёшь!

ЗАККАР — Лукавишь, раб!

УНАР — К чему таить? Лукавлю, господин!

Хотел бы я с тобой дожить

До старческих седин!

ЗАККАР — И тут лукавишь ты, шутник,

Но я к тебе ведь добр!

Тебя ж я спас от страшных пик,

Проткнутых между рёбр!

Послушай, раб, я не о том, —

Поговори со мной,

Хоть мы не ровня, но отцом

Я был тебе порой.

Я не таю — мне страшен путь

За гробом, что ведёт

К пространству вечному примкнуть

Однажды позовёт.

Но ты мне верь, я дам тебе

Свободу, лишь со мной

Ты вступишь в царствие теней:

Вот выбор тебе мой!

УНАР — Да, снова выбор не велик!

Не годен я опять!

А ну, издам трусливый крик —

Могу всех распугать!

ЗАККАР — Болван ты, раб!

УНАР — Да, хуже нет!

ЗАККАР — Молчи!

УНАР — Уже молчу!

ЗАККАР — Послушай, дай же мне совет —

Жениться я хочу…

УНАР — Неужто мало здесь рабынь,

Что ублажат тебя?

ЗАККАР — Хочу на равных — бой гордынь,

Почувствовать, любя!

УНАР — Женись, женись, мой господин!

Хозяйка в дом нужна!

Жить одиноко до седин —

Как праздник без вина.

ЗАККАР — Болван ты, раб!

УНАР — Да, хуже нет!

ЗАККАР — Молчи!

УНАР — Уже молчу!

ЗАККАР — Увы, не годен твой совет —

Жениться не хочу!

(Раб подходит к сидящему за столом Аддару, который что-то записывает в свои таблички)

УНАР — Что ж, не женись, мой господин!

От жён одна беда!

Проест всю плешь, и до седин

Не добегут года!

(раб от него отходит)

ЗАККАР — Постой, иди опять ко мне,

И слушай же, ворчун:

От добрых дел я стал бедней —

Злодеем быть хочу!

УНАР — Злодеем? Стань, и будет нам

Еда всем и вино!

ЗАККАР — Нет, не хочу. Построю храм —

Злодеем быть грешно.

УНАР — Построй, построй — для нищеты

И паперть как дворец!

ЗАККАР — Не буду строить. Красоты

Не разберёт подлец.

УНАР — Не строй, не строй, зачем тебе

Растраты и долги?

ЗАККАР — Велю ка я подать обед!

УНАР — Бегу уже

ЗАККАР — Беги!

Сцена 2

Действующие лица: Заккар, Унар, Аддар, два раба, служанки-рабыни. Полуголые рабы вносят стол, служанки-рабыни приносят амфоры, чаши, тарелки, на которых разложены всевозможные яства. Хозяин смотрит на всё с тоской, раб подзадоривает остальных слуг и продолжает разговор:

УНАР — Обед же, что ни говори —

Желаньям всем предел.

А, если дожил до зари —

Вновь думай о еде!

ЗАККАР — Болван ты, раб!

УНАР — Да, хуже нет!

ЗАККАР — Молчи!

УНАР — Уже молчу!

ЗАККАР — Увы, не годен твой совет —

Обедать не хочу!

(Даёт указание слугам убрать стол с яствами, что те и исполняют, раб игриво хватает одну из служанок за лёгкую набедренную повязку, и та остаётся в его руке, обнажённая убегает, обернувшись с улыбкой в сторону раба)

ЗАККАР — Готовь-ка, лучше, лошадей —

В пустыню я помчу!

УНАР — Помчись! То место для идей,

Там голод поврачуй!

ЗАККАР — Вели всё это отменить.

Не еду никуда!

УНАР — Что ж, господин — тому и быть,

В пустыне всем беда!

ЗАККАР — А не пойти ль мне во дворец —

Слугою стать Царю?

УНАР — Пойди! И станешь, наконец,

В делах встречать зарю…

ЗАККАР — Нет, не хочу на службу я

УНАР — А правда — не ходи!

На ней забудешь ты себя,

Дождёшься ли седин?

(игриво одевает себе на голову полупрозрачную повязку рабыни)

ЗАККАР — Болван ты, раб!

УНАР — Да, хуже нет!

ЗАККАР — Молчи!

УНАР — Уже молчу!

(снимает с головы повязку)

ЗАККАР — Опять не годен твой совет —

Я подвига хочу!

(приглашает раба выйти из дома)

Сцена 3

Действующие лица: Заккар, Унар. Выходят. Виден фасад дома с колоннами на возвышении из ступенек. Другой раб открывает зонтик, загораживая хозяина от ослепительного Солнца. Тот показывая на юго-восток продолжает оживлённо:

ЗАККАР — Пойду, разрушу я Урук,

Трофей отдам Царю!

УНАР — За благо примет то Мардук,

И всё зачтёт в раю

(Меняя настроение)

ЗАККАР — Нет, раб, тот подвиг не по мне,

К чему война где мир?

(раб сочувственно)

УНАР — Сегодня подвиг не в цене,

С судьбой не будь в надир.

(Приказывает уйти рабу с зонтиком, и продолжает эмоционально)

ЗАККАР — Так в чём же благо, раб, скажи?

В чём счастье для меня?

Давать и брать — всё миражи,

Всё — тленье без огня!

УНАР — Твои я мысли повторил,

Мой господин — тебе,

Твой дух пресыщенный молил

Ограды у небес.

Но я, увы, не небеса, —

Тебе я только раб!

Ты от свободы лишь устал,

А я от рабства слаб.

Мы рОзны так, что примирить

Не сможет нас и смерть

В нас благу общему не быть —

Обоим нам терпеть…

ЗАККАР — Тебя хочу убить я, раб!

УНАР — Убей, к чему мне жизнь?

Благому делу если рад —

То сам к нему стремись.

А долго ль путь свой без меня

Продолжишь господин?

Задела хватит на три дня

(Господин отмахивается от раба в отчаянии и непонимании, так, что ветром у него из рук сдувает повязку рабыни и они оба видят, как она летит послушная ветру. Они оба смотрят ей вслед. Господин заканчивает разговор)

ЗАККАР — Уйди же раб! Уйди!

Раб спускается по ступенькам и поднимает улетевшую повязку. Господин уходит в свой дом. Унар остаётся один. Снова играет музыка.

Сцена 4. Ария Унара.

Я волею судьбы рождён был птицей в клетке,

И добрых слов, увы, я слышал редко!

Живя среди волков, я стал гиеной,

И лишь любовь, и лишь любовь

Мою терзает кровь, текущую по венам!

Ах, где найти мне храм мечты,

Куда ведут заветные дороги,

Где в каждом доброты и красоты

Отмерено свободою немного!

Но горше сознавать, что ты живёшь в неволе,

Возлюбленная — нет страшнее боли…

Я б всё отдал, но лишь тебя бы видеть —

В полёте птиц, в полёте птиц —

Судьбы своей продёргивая нити!

Занавес

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вавилонские страсти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я