В пособии детально рассмотрены аспекты технической и тактической подготовки спортсмена в спортивной радиопеленгации. Особый акцент сделан на деятельность спортсмена на соревновательной дистанции. Рассмотрен комплекс навыков и приемов, необходимых для успешного выступления в соревнованиях. Адресовано тренерам, спортсменам и другим специалистам в области радиоспорта.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Техника и тактика спортивной радиопеленгации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Технические и тактические навыки и приемы, используемые спортсменом при прохождении дистанции
Вот и настала пора приступить к знакомству с азами лесного спорта. Нам нужно разобраться, что же необходимо знать и уметь, чтобы успешно преодолеть дистанцию.
Спортивное ориентирование и спортивная радиопеленгация — непростые виды спорта. Например, в беге можно стартовать уже в первые дни занятий — пусть результат невысок, но дистанция будет преодолена. По-другому дело обстоит в лесных видах спорта, где без должных умений можно до финиша вовсе не добраться.
Что же должен освоить спортсмен, чтобы успешно преодолеть дистанцию? Начнем с самого сложного — спортивной радиопеленгации на классических дистанциях.
Итак, спортсмен стоит на линии старта. У него в руках пеленгатор, на котором закреплен магнитный компас. На другой руке закреплен планшет с картой. На пальце — чип электронной отметки. В правой руке — карандаш-стеклограф, способный рисовать на пластиковой поверхности планшета, закрепленный на резинке. На запястье или на пеленгаторе — часы (Рис. 8).
Рис. 8. Спортсмен с полной экипировкой
Старт в спортивной радиопеленгации организуется таким образом, чтобы в момент старта спортсмена начинал работать радиопередатчик №1.5 По Правилам соревнований пеленгатор можно включить только по команде «старт».
Прозвучала команда «старт» (голосом или сигналом стартового таймера), пеленгатор включен. В первую очередь необходимо настроиться на нужную волну и услышать сигнал радиопередатчика.
Но как узнать, что вы настроились именно на частоту радиопередатчика дистанции? В эфире может быть множество различных радиосигналов — обмен между военными радиостанциями, кораблями и самолетами, радиолюбительские связи, различные радиомаяки. Как отличить сигнал радиопередатчика-«лисы» от других источников радиосигналов? Так же как и любую другую радиостанцию — по сигналу опознавания, или, другими словами, позывному сигналу.
Каждый радиопередатчик (и микромаяк тоже) в спортивной радиопеленгации имеет свой позывной. Радиопередатчик КП№1 передает МОЕ, КП №2 — МОИ, КП №3 — МОС, КП №4 — МОХ, КП №5 — МО5. Чтобы отличать радиопередатчики друг от друга, а также от других радиосредств, необходимо твердо запомнить позывные радиопередатчиков.
Позывные передаются с помощью азбуки Морзе («морзянки»). Это такой код, в котором каждая буква, цифра или знак препинания обозначаются как некоторый набор длинных («тире») и коротких («точка») посылок. Например, буква «А» на азбуке Морзе будет точка-тире ( ∙ − ) или на слух ть-таа. Для упрощения запоминания для каждой буквы придумали словесное выражение. Например, для той же буквы «А» — айда (ай-дааа).
Собственно, для занятий спортивной радиопеленгацией всю «морзянку» учить необязательно. Достаточно знать буквы Т, М, О, Е, И, С, Х и цифру 5. Позывные легко отличить и без знания «морзянки», но об этом позже.
И вот в головных телефонах раздались долгожданные сигналы первого радиопередатчика. Стараясь услышать сигнал радиопередатчика как можно скорее, мы, конечно, повернули регулятор громкости на самое высокое значение, и сигналы раздались в ушах колокольным звоном. Поэтому следующим шагом будет установка удобного, комфортного уровня громкости («усиления»). Здесь и далее «усилением» будем называть режим радиоприемника-пеленгатора, устанавливаемый одноименной ручкой, а «громкостью» − то, что мы слышим в головных телефонах. Забегая вперед, скажу, что с самых первых занятий нужно приучать себя устанавливать одинаковый уровень громкости, это поможет точнее оценивать расстояние до радиопередатчика.
Ручка усиления у пеленгатора обычно размечена цифрами от 1 до 9. Чем больше цифра, тем больше усиление и, следовательно, громкость. Если комфортный уровень соответствует цифре один — радиопередатчик совсем рядом. Ведь он грохочет даже при очень маленьком усилении. Ну а если цифре девять, то радиопередатчик очень далеко — требуется большое усиление, чтобы его услышать. Таким образом, по уровню усиления нужно научиться оценивать расстояние до радиопередатчика.
Теперь нам нужно определить направление на радиопередатчик. Для определения направления используются разные способы, их выбор зависит от конструкции пеленгатора, и об этом мы еще будем говорить.
Вспомним, что радиопередатчики работают циклично, и на все перечисленные выше действия у нас есть всего ничего — одна минутка. После чего радиопередатчик выключится, включится следующий, и нам нужно будет повторить все наши действия для него.
Вспомним также, что обычно от спортсмена требуется определить вариант поиска (порядок). Необходимо начинать поиск с КП, ближайшего к старту, и заканчивать — ближайшим к финишу. При этом хорошо бы и остальные КП пройти в таком порядке, чтобы путь был как можно короче.
Чтобы выполнить эту задачу, необходимо хотя бы примерно представлять, где находятся КП. В этом нам помогут компас, планшет и стеклограф. Определив направление на радиопередатчик, необходимо измерить его компасом. То есть определить величину угла между направлением на север и направлением на радиопередатчик («азимут» или «пеленг»).
Далее необходимо нанести этот пеленг на карту, отложив луч, из точки местонахождения под измеренным относительно севера углом. Не забудьте подписать на пеленге, на какой радиопередатчик он направлен. Начертив пеленги на все требуемые радиопередатчики, мы, по крайней мере, можем определиться, с какого КП нам следует начать поиск.
И что же, спросите вы, так и будем стоять на месте, пока не нанесем все пеленги? Конечно, нет. Опытный спортсмен затрачивает на эту операцию 5 — 15 секунд. Все остальное время он может бежать. Но куда, в какую сторону? А вдруг какой-нибудь из следующих по расписанию радиопередатчиков окажется за спиной? Нет, этого не произойдет. Правилами соревнований предусмотрено минимальное расстояние от старта до ближайшего радиопередатчика. А направление бега спортсмен выбирает исходя из анализа карты, ситуации с уже взятыми пеленгами, опираясь на свой стратегический опыт.
Ну а следующие пеленги придется наносить на карту из других точек, ведь мы уже убежим в другое место. Да, поэтому спортсмен должен уметь отслеживать свое местонахождение на карте.
И вот прошло пять минут. У нас на карте теперь есть пеленги на все нужные нам радиопередатчики, мы определились, с которого нам следует начинать поиск. Отложив оцененное расстояние на нанесенном пеленге и прикинув наши беговые возможности, мы выбираем точку, куда нам нужно прибежать к моменту включения искомого радиопередатчика — «точку атаки радиопередатчика».
А чтобы правильно рассчитать этот момент времени, нам нужно знать назубок расписание работы радиопередатчиков и в любой момент времени, взглянув на часы, понимать, какой радиопередатчик сейчас в эфире.
Забегая вперед, открою еще один секрет. Если нарисовать два пеленга на один и тот же радиопередатчик из разных точек, то место, где они пересекутся, будет где-то очень близко к местоположению радиопередатчика.
Пересечение пеленгов не является точным местоположением радиопередатчика, т.к. в силу различных причин всегда имеется погрешность в определении направления. Вокруг пересечения есть некий круг или эллипс возможного расположения радиопередатчика. Размеры эллипса тем меньше, чем точнее определено направление.
Однако человек, в масштабе карты — это движущаяся точка. И прибежать, как иногда ошибочно говорят, «в район радиопередатчика» невозможно — человек не облако, чтобы распределиться по целому району! Поэтому необходимо четко выбрать точку, куда нужно прибежать к началу сеанса радиопередатчика — «точку атаки радиопередатчика». Эта точка может располагаться в пересечении пеленгов или в центре треугольника, образованного тремя пеленгами («треугольник ошибки»), или даже в точке, отложенной по пеленгу на определенное расстояние. При этом целесообразно выбирать такое место, из которого удобно быстро бежать в любом направлении или, по крайней мере, в наиболее вероятных направлениях на радиопередатчик.
В любом случае у нас на карте есть некоторая точка, которую нужно достичь. Чтобы это сделать, необходимо применить навыки ориентирования по карте. Это целый комплекс технических и тактических элементов и действий. В них входит чтение карты, то есть способность представить в воображении, как выглядит показанная на карте местность. И, наоборот, чтение местности как способность представить, как должны видимые объекты отображаться на карте. Чтобы прочитать карту и местность, нужно знать условные знаки. Также необходимо понимать, каким образом на карте показываются склоны, перепады высот и различные элементы рельефа.
Необходимо четко представлять, как соотносятся показанные на карте расстояния между объектами с расстояниями между этими же объектами на местности, то есть понимать и чувствовать масштаб. Нужно уметь измерять эти расстояния как на карте, так и на местности подходящим в данной ситуации способом.
И не менее важно правильно ощущать направления. Ориентировать карту по компасу и видимым объектам местности. Сориентировать карту — значит повернуть ее так, чтобы все направления на карте совпадали с теми же самыми направлениями на местности. Дороги и другие линейные ориентиры были параллельны на местности и карте и линии магнитного меридиана располагались параллельно магнитной стрелке.
Передвижение с помощью карты — это всегда построение в воображении некоторых линий. Часть линий нам предлагает сама местность — это дороги и ручьи, канавы и ограды. Другие линии — это различные границы и контуры, берега водоемов. Также воображаемые линии, соединяющие некоторые точечные объекты, видимые один с другого — бугры, камни, муравейники и корчи. Точка вашего стояния соединяется с той точкой, куда вы намерены попасть как раз такими линиями.
Но что же делать, если «под рукой» не оказалось естественных линий, а с одной точки другую не видать? Тут на помощь приходит компас. Измерив направление (азимут) по карте, спортсмен определяет соответствующее направление на местности и с помощью лежащих на этом направлении видимых, но отсутствующих на карте объектов (например, деревьев) движется точно по прямой «по азимуту», пока не достигнет цели. Вот такой способ передвижения, выбирая впереди себя два ориентира на одной прямой, называется методом «трех точек».
Но мы же понимаем, что между нашим местоположением и целевой точкой может быть бесконечное множество различных способов соединения линий. Нам нужно среди них выбрать самый быстрый. Именно быстрый, так как самый короткий совсем необязательно будет быстрым. А для этого нужно хорошо понимать, насколько та или иная местность влияет на скорость бега, то есть оценивать проходимость местности.
Наконец, использовав все навыки ориентирования, спортсмен достиг целевой точки — «точки атаки» радиопередатчика. Если все рассчитано правильно, то точка достигнута как раз к моменту включения нужного радиопередатчика. Теперь перед нами стоит задача успеть обнаружить радиопередатчик, пока он работает. То есть всего-навсего за одну минуту. В этом нам поможет умение определять направление. Но одного этого навыка нам недостаточно. Ведь мы перемещаемся. Причем не всегда по прямой — приходится обходить различные препятствия.
Таким образом, направление на радиопередатчик меняется, и его необходимо на ходу корректировать. Кроме того, мы приближаемся к радиопередатчику, а это означает, что он грохочет в головных телефонах все сильнее и сильнее, и необходимо также на ходу корректировать уровень усиления пеленгатора. Все это в комплексе называется оперативной радиопеленгацией в ближнем поиске.
И вот радиопередатчик обнаружен. В непосредственной близости от него установлены средства отметки. Производим отметку и бежим к следующему радиопередатчику.
Но нам может и не повезти. То ли точка была выбрана неточно. То ли бежали мы медленно. То ли ошиблись в ориентировании, и прибежали не совсем туда, куда было нужно. То ли проходимость местности около радиопередатчика была плохой. Причин может быть много, но есть факт — радиопередатчик и, следовательно, КП мы обнаружить во время сеанса работы не успели.
Как быть в этом случае? Тут нас снова выручают компас и умение бегать по азимуту. Мы должны в последние секунды работы радиопередатчика определить точное направление, измерить его компасом и продолжать движение уже используя компас либо метод «трех точек», искать КП в паузу по пеленгу.
Возможно, нас и здесь постигла неудача, и мы пробежали мимо КП настолько, что не успели вернуться во время следующего сеанса работы. Вроде бы уже и участок местности, где может прятаться «лиса», не так велик. А впереди целых четыре минуты вынужденного безделья. В этом случае можно попытаться обнаружить КП путем прочесывания местности змейкой или по коробочке.
Вообще, «золотое правило» спортивной радиопеленгации гласит: «Лучше пробежать, чем не добежать». В случае недобегания никогда точно неизвестно, какое расстояние осталось до контрольного пункта и с какой скоростью нужно двигаться, чтобы к началу следующего сеанса работы радиопередатчика оказаться на таком расстоянии, чтобы КП был обнаружен за минуту.
А вот в случае проскока нам известна точка, где пеленгатор показывал «вперед», и также известна точка, где нас развернуло, и пеленгатор стал показывать «назад». Очевидно, что к следующему сеансу нужно оказаться примерно на середине отрезка, образованного этими точками (Рис. 9).
Рис. 9. Иллюстрация недохода и проскока радиопередатчика
В любом случае рано или поздно в нашем чипе появится отметка искомого контрольного пункта, и мы отправимся искать остальные радиопередатчики, вплоть до последнего. Далее — на финиш. Если мы уверенно ориентируемся и знаем точно и достоверно, где находимся, то выбираем самый быстрый путь и мчимся на финиш. Но, чтобы в пылу гонки не допустить досадную ошибку, необходимо настроиться на приводной маяк и постоянно контролировать — туда ли мы бежим. Ну а если вдруг спортсмен «вылетел» из карты, т.е. потерял свое местонахождение, то приводной маяк — это единственный способ достичь финиша в кратчайшее время.
На приводном маяке также установлен контрольный пункт, на котором нужно обязательно отметиться. Затем — бежим к финишной линии.
Вот мы и на финише. Отмечаемся — фиксируем время. Сдаем средства отметки, и если это требуется, то и карту.
Мы рассмотрели все, что должен знать и уметь лесной спортсмен. И хотя речь шла о спортивной радиопеленгации, внимательный читатель без проблем сможет выделить те умения, которые требуются в соревнованиях по спортивному ориентированию.
Не упомянуты были только две вещи — умение понимать легенду и выход из леса в чрезвычайной ситуации по аварийному азимуту. Это тоже важнейшие навыки. Первый — для соревнований по спортивному ориентированию, а второй — для всех лесных стартов.
Далее мы подробно рассмотрим все упомянутые приемы и навыки.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Техника и тактика спортивной радиопеленгации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других