Связи решают все! Если вы до сих пор не можете справиться с какой-то сложной задачей, значит, у вас просто нет связей, которые могут в этом помочь. А следовательно, пора расширять свою сеть контактов! Из этой книги вы узнаете, где и как лучше заводить деловые знакомства, как устанавливать полезные связи на различных мероприятиях, как поддерживать и развивать бизнес-контакты.Книга обязательна для бизнесменов, руководителей, а также для всех, кто хочет добиться успеха с помощью полезных связей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эффективный нетворкинг. Как прокачать полезные связи для успеха в бизнесе и жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть вторая
Как завести
полезные знакомства
Глава 1
Что необходимо успеть до мероприятия
Зачем заранее готовиться к нетворкингу
Что нужно сделать до начала мероприятия
Прежде чем отправиться на какое-либо мероприятие и погрузиться в увлекательный процесс нетворкинга, необходимо хорошенько подготовиться! Спонтанное знакомство со всеми подряд зачастую приводит к простому сбору и накоплению визиток. Вы же, я надеюсь, стремитесь к качественному расширению своей сети контактов, а не к коллекционированию визитных карточек.
Итак, вот несколько шагов, которые необходимо сделать, прежде чем отправиться налаживать связи.
1. Выбирайте вдумчиво
Чтобы из всего многообразия предложений выбрать качественное мероприятие, поговорите со знакомыми, которые, возможно, посещали аналогичное событие в прошлом. Почитайте рекламные проспекты, чтобы узнать об основной и параллельной программе, спикерах и специальных гостях. Ознакомьтесь с отзывами о различных мероприятиях в социальных сетях и на специализированных форумах в интернете. Любое решение об участии в какой-либо конференции или выставке должно быть взвешено. Вы должны стремиться потратить свое время с максимальной пользой.
2. Совмещайте форматы
Выберите то мероприятие, куда хотите отправиться. В зависимости от вашей профессиональной направленности и личных предпочтений, это может быть крупный форум или конференция, а может — небольшой семинар или мастер-класс. Старайтесь совмещать несколько форматов одновременно. Например, получение полезного контента и расширение сети знакомств; спорт и поддержание контактов; пикник и укрепление связей…
3. Ставьте конкретную цель
Идите на мероприятие с конкретной целью. Это может быть встреча с журналистами из специализированного СМИ для обсуждения публикаций о вашей компании или знакомство с лидерами вашей сферы, которые находятся на рынке дольше вас. Заранее подготовьтесь к встрече. Продумайте темы для беседы. Захватите с собой необходимые материалы. Отправляясь на конференцию с конкретной целью, больше вероятность того, что вы вернетесь с мероприятия с конкретным результатом.
4. Проводите рекогносцировку
Если вы отправляетесь на выставку или деловое мероприятие — ознакомьтесь с планом площадки. Отметьте на схеме наиболее интересные стенды. Именно с них начните посещение выставки. Также внимательно изучите места, наиболее благоприятные для нетворкинга. Определите, где будут проходить брифинги, пресс-конференции, презентации, где располагается зона кофе-брейка.
5. Планируйте посещение
Составьте график своего пребывания на мероприятии. Ознакомьтесь с расписанием деловой программы, демонстрационных показов и пресс-конференций. Исходя из этого, распишите свой план по часам: где и когда вам необходимо быть, с кем и о чем поговорить.
6. Присоединитесь к мероприятию в соцсети
Чтобы качественно подготовиться к мероприятию и быть в курсе всех новостей, имеет смысл вступить в соответствующую группу в соцсетях или подписаться на страницу события.
Наиболее часто именно с помощью социальных сетей организаторы взаимодействуют со своими участниками. На странице вы найдете и информацию о спикерах, и полный тайминг мероприятия. А также сможете получить оперативную информацию о возможных изменениях в программе.
Кроме того, вы можете просмотреть участников мероприятия и уже до начала события пополнить свой список людей, с которыми хотите познакомиться.
7. Скачайте мобильное приложение
Если организаторы позаботились о запуске мобильного приложения для своего мероприятия, непременно установите его на свой смартфон. Теперь у вас всегда под рукой вся актуальная информация.
Мобильное приложение удобно тем, что при возникновении каких-либо форс-мажоров или появлении важного анонса вы тут же получите об этом push-уведомление.
Не поленитесь заполнить профиль, загрузить фотографию и наладить знакомство и общение с другими участниками, зарегистрированными в приложении. Таким образом, вы еще до начала мероприятия установите полезные контакты, а уже на месте сможете укрепить их. Беседа с человеком, с которым уже знаком заочно (с помощью рекомендаций или по переписке), проходит гораздо комфортнее и продуктивнее.
8. Узнайте, с кем следует познакомиться
Определившись с мероприятием и его тематикой, обратитесь к своим знакомым, которые являются специалистами в этой сфере. Они наверняка хорошо знают лидеров и экспертов в своей области. Попросите знакомых порекомендовать наиболее интересных и полезных для вас людей из числа спикеров или тех, кто будет на мероприятии в качестве рядовых участников.
9. Составьте список для знакомства
Взяв за основу список рекомендованных людей, дополните его самостоятельно. Зачастую организаторы мероприятия создают сообщества в соцсетях, куда добавляются будущие участники мероприятия. Включите в свой список тех, кто, по вашему мнению, мог бы качественно расширить вашу сеть контактов. В него не обязательно должны войти только спикеры или VIP-гости.
Полезно завести знакомство среди активных участников, в том числе стартаперов. Как правило, именно они весьма охотно идут на контакт, более инициативны и при определенных условиях могут стать вашими партнерами для реализации совместных проектов.
Особое внимание уделите знакомству с организаторами. Может быть, не самыми главными, но с кем-то из оргкомитета. Такое знакомство вам поможет в дальнейшем выйти на спикеров, а также при развитии отношений получить какие-то привилегии при посещении последующих мероприятий.
В итоге у вас появится список из пяти-пятнадцати человек — в зависимости от масштаба мероприятия. Нет гарантии, что вы познакомитесь со всеми людьми из списка, но это поможет вам потратить время перерывов на эффективный нетворкинг.
10. Напишите приветственные письма
Каждому человеку из составленного списка сообщите о своем желании познакомиться. Для этого направьте ему приветственное письмо, в котором напишите, что также собираетесь на мероприятие. В письме кратко расскажите о себе и предложите пообщаться в день проведения мероприятия. Вместо письма по электронной почте можно отправить сообщение в социальных сетях.
11. Напишите шпаргалку для знакомства
Чтобы во время предстоящей встречи произвести положительное впечатление на новых знакомых, продумайте темы для разговора с ними. Для этого посетите их личные сайты, пролистайте странички в социальных сетях, загляните на новостную ленту сайтов компаний, в которых они работают, и подготовьте своеобразную шпаргалку.
Напротив каждого человека сделайте пометки о его проектах, интересах, увлечениях и профессиональных достижениях. Эта информация поможет вам начать разговор и стать интересным собеседником. Особое внимание обратите на точки пересечения ваших интересов. Они могут стать отличной основой для развития дальнейших отношений с человеком.
12. Как попасть на обед со спикером
Многие спикеры приезжают на конференцию или форум накануне мероприятия. Поселившись в гостинице, они посвящают остаток дня знакомству с достопримечательностями, осмотру окрестностей или коротают время возле телевизора в гостиничном номере. Удивительно, но редко кто использует эту возможность пообщаться с экспертом в неформальной обстановке. Пожалуй, накануне мероприятия только журналисты приглашают звездных гостей на интервью, чтобы задать несколько вопросов и выпустить в эфир интересный материал.
Вы можете возразить, что спикер не захочет с вами встречаться, у него весь день расписан по минутам или он устал. Можно попробовать найти еще с десяток убедительных причин, чтобы отодвинуть встречу. Но вы же не пробовали связаться с ним. Откуда же можете наверняка знать, чего именно хочет другой человек?
Во время своего второго приезда в Россию Кейт Феррацци выступал перед многотысячной аудиторией. Рассказывая о силе нетворкинга, Кейт спросил: «А кто из вас хотел бы поужинать со мной?» В ответ весь зал поднял руки вверх! Кейт продолжал: «Я прилетел вчера и искал, с кем мне поужинать, но никто из вас не нашёл меня, чтобы провести со мной время. Отель, в котором я остановился, был известен. Время моего прилета тоже было озвучено организаторами в социальных сетях. Но никто не написал мне накануне и не предложил встретиться или прогуляться по городу, в котором я не так часто бываю… А теперь вы все, как один, поднимаете руку в знак готовности…»
Вот вам и живой пример того, как спикеры порой сами ищут себе компанию, но, оказавшись в незнакомом городе, остаются в номерах или ограничиваются посещением близлежащих скверов, музеев и сувенирных лавок.
Теперь вам известен нехитрый алгоритм подготовки к мероприятию. Выполняя эти рекомендации, вы гораздо легче будете знакомиться с людьми, и ваше общение, несомненно, перерастет в выгодные партнерские или теплые приятельские отношения.
Визитки — основной инструмент нетворкера
Какой должна быть эффективная визитка
Собираясь на конференцию или другое мероприятие, не забудьте захватить визитные карточки. А лучше всегда, выходя из дома, берите визитки с собой. Никогда не знаешь заранее, когда они могут пригодиться.
В настоящее время во многих полиграфических студиях напечатать визитки можно буквально за час. Но, даже если вы заказываете печать карточек и абсолютно доверяете дизайнеру, то знать общие правила оформления визиток никогда не будет лишним, ведь до сих пор встречаются визитки, вид которых не только не способствует установлению контакта, но и, наоборот, мешает налаживанию связей.
Какой выбрать материал?
Визитки делают из чего угодно: кожи, металла, дерева, пластика, печатают на ткани и картоне. Мне случалось видеть оригинальные визитки, изготовленные на съедобной бумаге, шоколаде и даже на печенье!
Использование неординарных материалов для визиток оправдано лишь в случае, если они дополнительно подчеркивают род вашей деятельности. Например, деревянные визитки могут подойти владельцу столярной мастерской, тряпичные — модельеру или директору ателье. В иных же случаях стоит остановить свой выбор на картоне. Такие визитки и изготовить дешевле, и хранить удобнее.
Заказать или придумать самому
Дизайн визитной карточки — важный шаг в ее создании. Если у вас нет опыта работы в Photoshop, CorelDRAW или Adobe Illustrator, то лучше довериться профессионалам. Но, прежде чем отправиться в салон оперативной полиграфии, продумайте, какой должна быть ваша визитка, какие контакты поместить, подберите фото, если решите, что оно должно быть на визитке. По вашему замыслу дизайнер быстро подготовит качественный макет.
Положить или поставить?
Горизонтальные визитки встречаются чаще, чем вертикальные. Если вы размещаете логотип и название компании, то горизонтальная ориентация дает больше простора для дизайна.
Вертикальная визитка подойдёт, если вы хотите разместить много контактной информации. Тогда несколько коротких строчек с телефонами или адресами умещаются компактно, не создавая эффекта перегруженности, а информация с такой визитки легко считывается.
Нужно ли фото на визитке?
Еще один спорный вопрос: размещать ли фото на визитке. Мне больше нравятся визитки без фотографий. На мой взгляд, они смотрятся более стильно и воздушно.
Пожалуй, фото станет уместным атрибутом визиток страховых агентов, риэлторов, продавцов-консультантов и других специалистов, чья деятельность осуществляется в больших группах аналогичных специалистов. Наличие такой визитки поможет клиенту быстро сориентироваться и по фото найти вас среди коллег.
Хорошо, когда фото на визитке такое же, что и на аватарке в соцсетях. Это позволит легко вас идентифицировать.
Шрифты
При выборе шрифта для визитки отдавайте предпочтение стандартным и прямым гарнитурам. Избегайте вензелей, витиеватостей и шрифтов с засечками. Откажитесь от наклонного написания — этим вы облегчите читаемость слов и придадите визитке более деловой вид. Кроме того, многие сейчас используют свои смартфоны в качестве сканера для визиток. Тексты, выполненные простыми шрифтами, распознаются лучше. В исключительных случаях допускается использовать дизайнерские шрифты для акцентирования сферы деятельности владельца визитки. Например, шрифт Germanica будет уместен для директора немецкого ресторана, старославянский шрифт — для представителей бизнеса, связанного с народными промыслами.
Как покрасить визитку
Классическим вариантом визитки принято считать черный шрифт на белом фоне. Такие визитки выглядят довольно стильно, легко читаются, а также без труда сканируются и распознаются специальными программами.
Цветной фон визитки делает ее веселее и ярче. Это может сыграть вам на руку, но выберите только какой-то один цвет. Не используйте в качестве фона пейзажи, интерьер и прочие сложные рисунки. Это затрудняет удобочитаемость текста и превращает визитку в рекламный флаер, а не элемент делового стиля. Если вы стоите перед выбором бумаги, то я рекомендую остановиться на матовой. Она не бликует при фотографировании и смотрится более стильно, чем глянец.
VIP-вариант
Некоторые изготавливают два комплекта визиток: подешевле и подороже. Более дорогие визитки — для особых случаев и для самых важных персон. Визитки попроще — для повседневных знакомств…
Это крайне опасное заблуждение в нетворкинге: делить новых знакомых на важных и неважных. Если вы считаете, что новый контакт вам бесполезен, то не стоит и вовсе с ним обмениваться визитками. Да и как заранее предугадать, знакомство с каким человеком для вас окажется более ценным?
А представьте еще такой случай: вы дали одному человеку «привилегированную» визитку, а другому обычную. Если вдруг окажется, что эти люди знакомы между собой, вы попадете в неловкую ситуацию. Ваше потребительское отношение к связям будет выявлено незамедлительно. Если вы решили произвести впечатление успешного человека и поразить собеседника своей визиткой — давайте всем одинаково дорогие карточки. Кроме того, вы научитесь ценить кусочек картона с вашими данными. Будете более вдумчиво подходить к вручению визиток, а не раздавать их бездумно налево-направо, словно спамер.
Форма или содержание
Принятый стандарт визитки — 9х5 см, хотя часто встречаются карточки размером 8,5х5,5 и других пропорций. Желающие выделиться обзаводятся круглыми, треугольными, овальными, квадратными визитками. Иногда используют карточки неправильной формы. Плюс такого подхода — неординарность и запоминаемость. Минус — неудобство хранения. Маленькие визитки постоянно норовят потеряться, большие — не помещаются в визитницу. Если вы хотите произвести мгновенное впечатление и поразить нового знакомого, то выберите эксклюзивную форму. Если целью вручения визитки является надежная передача контактов и облегчение способов связи с вами — нет ничего проще привычной карточки. Ведь выделиться можно и другими способами.
Посторонись!
Делать визитку односторонней или двусторонней? Многие маркетологи убеждены, что печать на обеих сторонах визитки — это максимальное использование ее возможностей. Такое суждение справедливо, если на обороте карточки вы разместите корпоративный логотип компании, в которой работаете, или какой-то слоган. Не пытайтесь совместить личную визитку с корпоративной. Если на обеих сторонах будут размещены различные адреса, телефоны, e-mail, то ваш визави запутается в этих контактах. Всегда будет стоять дилемма: по каким адресам звонить и на какую почту писать.
Не размещайте рекламу на обратной стороне карточки. Особенно если это будет какая-то акция с дедлайном. Если ваш контакт не воспользуется предложением, у него навсегда сформируется ассоциация с вами как с источником нереализованных возможностей. Это может стать барьером к продолжению деловых отношений.
Я считаю, что обратная сторона визитки отлично подходит для нанесения дополнительной информации о ее владельце. Пусть эти пометки делает тот человек, которому вручается карточка. Это может быть информация о дате и месте знакомства, обсуждаемых темах, дополнительные контакты для связи, указание общих знакомых. В общем, все, что может в дальнейшем облегчить коммуникацию с владельцем визитной карточки.
Корпоративные визитки
Особое внимание стоит уделить корпоративным визиткам. Если вы устроились работать в новую компанию и вам в первый же день вручили пачку готовых визиток с вашим именем, уверен, вашей гордости не будет предела. Но не спешите сильно радоваться. Посмотрите внимательно на контактные данные, указанные на карточке. Скорее всего, вас никто не спрашивал, какие контакты вы хотите указать, поэтому на визитке красуется служебный (порой общий) телефон офиса, а в качестве e-mail — корпоративная почта типа pr@company.com или press@company.ru. Мой вам совет: немедленно отправляйтесь в печатный салон и закажите точно такие же визитки, но с вашими контактами.
Жизнь не стоит на месте, и завтра вы можете перейти в другой отдел, на другую должность и даже в другую компанию. Туда же целесообразно забрать с собой и свои связи, которые вы наработали на прежнем месте. Кроме того, даже при смене работы вы продолжите получать релизы, обзорные материалы и остальной поток входящей информации от ваших знакомых, которые вы получали и ранее. Это станет вашим прочным фундаментом на новом месте.
В случае с корпоративными контактами все ваши связи станут достоянием компании и с ними продолжат работать ваши коллеги. Вы лишитесь рабочего потока полезной информации, но создадите условия для легкого роста вашего карьерного последователя.
Логотипы
Если на визитке вы решили разместить логотип компании, то обязательно сделайте его цветным точно в той же гамме, что и на сайте компании. Изображение черно-белого логотипа или в искаженном цветовом решении может отрицательно сказаться на узнаваемости бренда.
Как написать имя, отчество, фамилию
Этот подраздел правильнее было назвать: «Как написать имя, фамилию», потому что отчество на визитке сильно увеличивает дистанцию с собеседником. Если вы занимаете какой-то официальный пост в политике, государственных или общественных учреждениях, где принято обращение по имени и отчеству, то его написание на визитке допустимо. Если же вы обычно представляетесь по имени, то и указание отчества на визитке будет лишним.
Общепринятым правилом считается написание сперва имени, а потом фамилии, Например, Петр Иванов. Видеть на первом месте имя нового знакомого собеседнику во время разговора удобнее, да и слуху такая комбинация более привычна.
При написании фамилии многие стараются как-то особо выделить ее (пишут жирным шрифтом, одними заглавными буквами, более крупным кеглем). Это неоправданно. Ни к чему всем кричать о своей фамилии. Как мы уже убедились выше, имя используется в беседе гораздо чаще, а следовательно, акцентирование внимания на фамилии — лишнее. Наиболее приемлемым вариантом будет написание одним шрифтом и имени, и фамилии.
В моей практике встречались случаи, когда вместо типографских визиток у человека оказывались листочки по формату карточки с напечатанными на принтере именем, фамилией и контактной информацией. Я считаю, что это уместная альтернатива. Лучше иметь хоть какую-то визитную карточку, чем не иметь ее вовсе. Любая визитка, даже самая неказистая на вид, сможет стать ключом к новым знакомствам.
Подготовьте презентацию,
даже если вы не ездите в лифтах
Для чего нужна Elevator Speech
Бывают ситуации, когда вам нужно пообщаться с каким-то важным человеком, но времени на длительную беседу у него нет. Случайная встреча на конференции или выставке — вот ваш шанс познакомиться! Но как заинтересовать собой, имея в запасе всего пару минут? В этом вам может помочь подготовленная лифтовая презентация.
Лифтовая презентация (Elevator Speech или Elevator Pitch) — это короткий рассказ о каком-либо продукте, услуге или проекте, способный привлечь внимание собеседника. Обычно применяется стартаперами с целью вызвать интерес у инвестора.
В качестве истории возникновения лифтовой презентацией часто приводятся различные легенды. Чаще это случаи с молодыми предпринимателями прошлого века, которые якобы смогли оказаться в одном лифте с крупным бизнесменом и, пока лифт поднимался на верхний этаж, сумели презентовать и продать ему свой проект…
Возможно, такая мини-презентация получила название лифтовой, так как ее продолжительность всего 1—2 минуты. Как раз среднее время подъема лифта на верхнюю площадку многоэтажки.
Лифтовая презентация не обязательно должна быть направлена на получение денег, материальных ценностей или применения административного ресурса. Этот инструмент широко используют и нетворкеры. Ведь умение лаконично и понятно излагать свою мысль характеризует вас как грамотного и делового человека. А это верный путь к установлению полезных связей.
Однажды я проводил тренинг по Elevator Speech. Мы с участниками садились в настоящий лифт в одном из бизнес-центров и курсировали с ними вверх-вниз. Пока поднимались или спускались — каждый представлял заранее подготовленную презентацию. Если к нам в кабину садились посторонние люди, то это только придавало реалистичности ситуации.
Чтобы воспользоваться подготовленной Elevator Speech, не обязательно оказываться в лифте. Она также будет уместна, если вы встретили потенциального инвестора в другом месте, например, в холле бизнес-центра. Не тащить же его специально в лифт, чтобы рассказать о своем проекте. Да и вряд ли бизнесмен, воодушевленный вашей презентацией, тут же в лифте выпишет вам крупный чек. Но, согласитесь, что за 2 минуты представить свой проект — это отличный способ заинтересовать собой человека.
При подготовке речи в формате Elevator Speech следует обратить внимание не только на содержание, но и на форму подачи презентации. Она будет выглядеть более яркой, если вы будете использовать:
• демонстрацию образов (то, что можно потрогать, услышать, понюхать и т.д.);
• яркие слоганы, в том числе рифмованные;
• метафоры;
• сравнение с аналогами (примеры на знакомых предметах, процессах).
Учитывая, что ваше время ограничено, скорее всего, вам придется говорить чуть быстрее обычного. При этом постарайтесь, чтобы ваша речь была по-прежнему внятной и разборчивой.
Структура лифтовой презентации может быть следующей:
1. Привлечение внимания;
2. Демонстрация отличий и уникальности;
3. Показ выгоды предложения для собеседника.
Основная задача Elevator Speech — за короткое время максимально завладеть вниманием собеседника. Репетиция — это залог успешной презентации, поэтому не поленитесь отрепетировать свое выступление несколько раз. Уберите из него предложения, не несущие смысловой и эмоциональной нагрузки. Представьте, что ваша речь — это губка, выжмите из нее всю воду! Заранее подумайте о встречных вопросах или возражениях со стороны собеседника. Будьте готовы аргументировано и так же лаконично на них ответить.
Вот как может выглядеть Elevator Speech
на 1—1,5 минуты
Представьтесь (5—10 сек):
Меня зовут Денис Бобров, я разработчик новой технологии переработки мусора. А еще я обожаю гонять на роликах!
Озвучьте суть проблемы (20—30 сек):
Меня тревожит расточительное расходование природных ресурсов и замусоривание нашего города. В среднем за год каждый человек производит 200 кг мусора. Лишь 10% из этого перерабатывается. И это еще не беря в расчет промышленные отходы, которых выбрасывается в 3—4 раза больше! Все это губительно влияет на окружающую среду и сокращает наши природные ресурсы. Это глобальная проблема всего человечества!
Предложите решение (25—35 сек):
Я хочу внести свой вклад в сохранение природы для наших потомков посредством переработки мусора. У нас уже есть технология и экспериментальный цех по переработке с производительностью 10 тонн/день. Наша цель — расширение производства. Еще было бы здорово проводить разъяснительную профилактическую работу среди населения города.
Коммерческое предложение (10—15 сек):
У нас в команде есть технолог, программист, инженер, команда неравнодушных рабочих, но нам необходимы свободные площади и средства на закупку оборудования. Давайте сделаем мир чище — вместе!
Имея в арсенале подготовленную лифтовую презентацию, вы сумеете за несколько минут установить полезный контакт и заложить фундамент будущего бизнес-партнерства. Поэтому используйте Elevator Speech в качестве инструмента нетворкинга.
Как завести знакомства
с помощью аксессуаров
Секреты имиджа известных людей
Для чего нужны аксессуары? Многие отвечают — для создания имиджа! Но аксессуары могут не только поддерживать ваш неповторимый образ, но и помочь в обретении новых знакомств.
Представьте: вы заходите в зал и… замечаете там мужчину в костюме, разрисованном рекламой… Замечаете! Поверьте мне! Люди, которые необычно одеты, сразу попадают в поле зрения! Но если дресс-код мероприятия или ваш имидж не позволяет появиться в экстравагантном наряде, вы можете выделиться с помощью различных аксессуаров.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эффективный нетворкинг. Как прокачать полезные связи для успеха в бизнесе и жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других