Цифровая трансформация

Александр Чесалов

В основу этой работы легла моя первая книга «Моя цифровая реальность», написанная в 2018—2019 годах. Тем не менее, чтобы написать эту книгу, мне понадобилось почти тридцать лет работы в направлении разработки и реализации проектов в сфере информационных технологий. Данная книга – это свежий взгляд на текущую ситуацию в направлении глобальной «цифровизации». Она призвана осветить актуальные вопросы четвертой промышленной революции и применения ее передовых технологий.

Оглавление

Трансформация 7. АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

HTTP://CHESALOV.COM/DIGITAL-MEDICINE

ДЕКАБРЬ 2019

На сегодняшний день современная система здравоохранения Российской Федерации находится в условиях или, как сейчас модно говорить, в тренде ускоренного инновационного «цифрового» развития, в котором применяются радикально новые механизмы регулирования системы на уровне государства.

Ситуация в отрасли такова, что уже сейчас происходит повсеместная автоматизация и информатизация, а именно: внедрение новых медицинских, телемедицинских и информационных технологий, систем электронного документооборота, единой медицинской электронной карты, личного кабинета пациента, рабочего места врача и медицинской сестры, электронных рецептов и больничных листов, электронных информационно-аналитических и обучающих систем, автоматизированных систем контроля качества, системы оценки удовлетворенности граждан качеством работы медицинских организаций, и так далее. И это только начало бурного процесса трансформации отрасти.

В апреле 2019 года на заседании итоговой коллегии Минздрава Министр Здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова сообщила, что по итогам работы в 2018 году более 15,5 тысяч медицинских организаций внедрили медицинские информационные системы, автоматизировано около 600 тысяч рабочих мест врачей, 82 субъекта Российской Федерации обеспечили интеграцию с компонентами Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). К региональным телемедицинским системам подключено уже 6,5 тысяч медицинских организаций, а к центральным архивам медицинских изображений — 5,5 тысяч. Более 4,2 миллиона граждан воспользовались услугами и сервисами личного кабинета пациента «Мое здоровье» [7].

А уже в июле 2019 года такие ИТ-гиганты, как Apple, Google, Amazon и Microsoft совместно с крупными страховыми компаниями и медицинскими учреждениями объединили свои усилия в направлении обеспечения потребителей медицинских услуг (например, пациентов больниц или клиентов клиник) к их медицинской информации (клиническим данным, счетам за медицинское обслуживание, выбор планов медицинского страхования и т.д.) [8].

Слайд с моей презентации с благотворительной ИТ-конференции CISummIT «Digital Hearts» и Фонда Константина Хабенского для помощи детям с заболеваниями головного мозга. 2020 год

В ближайшие три года наша система здравоохранения планирует сделать акцент на технологии четвертой промышленной революции и широко использовать технологии обработки больших массивов данных (так называемая Big Data) и искусственный интеллект, например, в системах диагностики и помощи в принятии решений. В медицине начнут применяться новые био-, нано-, нейро — и другие технологии. Будут широко использоваться новые вычислительные технологии, технологии дополненной реальности и применяться различные роботизированные системы и нано-роботы.

В ближайшие пять лет сформируются «цифровые контуры» субъектов Российской Федерации, которые будут функционировать в рамках единого информационного пространства или, так называемой, цифровой экосистемы здравоохранения. Также будут широко применяться носимые и имплантируемые устройства мониторинга здоровья, бионические системы, принтеры для печати живых тканей и органов, и так далее.

В ближайшие семь лет будет создана платформа «следующего этапа развития» — этапа «медицины сопровождения здоровых».

Для того, чтобы нам с вами лучше понять направления и перспективы «цифровой трансформации» системы здравоохранения Российской Федерации обратимся к Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия), утвержденной Указом президента РФ от 6 июня 2019 года №254 [9].

Сама по себе Стратегия довольно сложный документ для понимания, не только для специалистов в области медицины, но и специалистов в области информационных технологий. На первый взгляд, с точки зрения информационных технологий, под «соусом цифровизации» нам преподносят классическую автоматизацию и информатизацию отрасли, приправив, ничего не поясняя, это блюдо двумя бессвязными терминами «цифровая медицина» и «электронное здравоохранение» о которых в последствии ничего так и не будет подробно написано в Стратегии, а также добавив вишенку сверху в виде желания использовать технологии «Big Data» и «искусственный интеллект». Возможно, кому-то понравились термины «Digital Health», «eHealth», «mHealth» и не особо погружаясь в суть, на мой взгляд самых передовых трендов развития всемирного здравоохранения, просто перевел их на русский язык и вставил для «красного словца» в стратегию?

Но, — это на первый взгляд.

Давайте подробно все проанализируем и по порядку.

Тем не менее Стратегия представляет из себя крайне интересный документ для любого специалиста в области информационных технологий, как с точки зрения понимания современных трендов развития отрасли «цифрового» здравоохранения, так и с точки зрения перспектив использования новых технологий для создания принципиально новых информационных, аналитических, роботизированных и иных систем.

Для дальнейшего анализа Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2025 года я убрал из ее все (дабы не пересказывать ее содержание), что не имеет, на мой взгляд, отношения к процессам автоматизации, информатизации, цифровизации и внедряемым технологиям, чтобы оставить основу, которая позволит нам проникнуть в самую суть цифровой трансформации отрасли здравоохранения.

Начнем с того, что сама Стратегия включает в себя несколько основных разделов: оценку современного состояния отрасли; угрозы развития системы здравоохранения в Российской Федерации; цель, основные задачи, приоритетные направления, механизмы реализации развития здравоохранения; результаты и основные этапы ее реализации.

Как отмечается в документе, Стратегия направлена на реализацию основных задач и национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в документах стратегического планирования и является основой для организации деятельности и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных и иных структур в сфере здравоохранения, а также она является основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования в области обеспечения охраны здоровья граждан Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, а также иных документов стратегического планирования. И это важно потому, что Стратегия уже активно используется для формирования региональных стратегий развития здравоохранения, в том числе и в части определения основных направлений для цифровой трансформации отрасли.

На основании положений Стратегии, региональные стратегии развития здравоохранения ставят перед собой задачи к концу 2024 года не менее 90% медицинских организаций должны обеспечить доступ гражданам к юридически значимым электронным медицинским документам посредством Личного кабинета пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг и функций [10].

Целью Стратегии является создание условий, способствующих обеспечению доступности и качества оказания медицинской помощи населению, при условии соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья, реализуемых, в том числе в рамках единой цифровой экосистемы, объединяющей все субъекты Российской Федерации.

В качестве механизма достижения указанной цели является создание Национальной пациент-ориентированной системы здравоохранения — системы, объединяющей все медицинские организации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, функционирующей на основе единых правил и норм с учетом особенностей, и специфики, выполняемых в рамках законодательства Российской Федерации задач.

В соответствии со Стратегией развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2025 года к приоритетным направлениям развития «цифрового» здравоохранения можно отнести следующие:

— Обеспечение доступности медицинской помощи населению путем:

— Завершения формирования трехуровневой системы организации оказания медицинской помощи с использованием геоинформационной системы.

В 2018 году геоинформационная система Министерства Здравоохранения РФ введена в полноценную эксплуатацию. В нее внесено 72 тысячи медицинских организаций и их структурных подразделений, расположенных в 157 тысячах населенных пунктов [11].

— Внедрения передвижных форм оказания медицинской помощи, телемедицинских и других современных технологий медицинского обеспечения населения.

— Внедрения электронной записи на прием, электронных рецептов и больничных листов, электронного документооборота.

— Создания в медицинских организациях системы экстренного реагирования при изменении показателей здоровья пациентов групп риска, зафиксированных с помощью индивидуальных электронных устройств.

Медицинская носимая электроника — это носимые или портативные устройства (умные часы или очки, браслеты, фитнес-трекеры, умная одежда и т.д.), применяемые в целях здравоохранения, которые используют датчики для мониторинга, анализа и фиксации изменений в организме. Такие устройства позволяют людям контролировать уровень сахара в крови, температуру тела, артериальное давление, пульс, производить оценку вариабельности сердечного ритма, осуществлять трекинг частоты дыхания, регистрировать состояние организма во время сна, следить за диетой и калорийностью потребляемых продуктов и многое другое.

По данным Global Market Insights свыше 20% расходов на медицинские носимые гаджеты в 2018 году пришлось на решения для лечения сахарного диабета. Около 43% медицинских носимых устройств в 2018 году были приобретены для занятия спортом и фитнесом [12].

В 2018 году аналитики IDC насчитали 172,2 миллиона носимых устройств, поставленных на мировой рынок [13].

— Оптимизации информационно-технологических процессов и управление ресурсами в медицинских организациях.

На сегодняшний день, эффективное управление ресурсами в медицинской организации не ограничивается задачей внедрения программ дополнительного профессионального образования и повышения квалификации персонала. С точки зрения управления, любая медицинская организация является некой саморегулируемой системой с огромным количеством процессов и порождаемых ею потоков информации. В то же время она является частью глобальной системы управления различного вида ресурсами, такими как услуги, информация и в частности, обеспечение лекарственными, расходными и иными материалами, что позволяет нам реализовать процессы автоматизации функций управления, планирования, регулирования, логистики, координации, контроля и анализа за различными видами ресурсов в сфере здравоохранения [14].

— Разработка и внедрение новых медицинских и информационных технологий в здравоохранение путем:

— Внедрения телемедицинских консультаций пациентов, врачей и медицинских организаций с ведущими специалистами национальных научно-практических медицинских центров по профилю их деятельности.

Внедрение телемедицинских технологий в здравоохранении сейчас вызывают ожесточенные споры, как среди научного и медицинского сообщества, так и среди широкого населения нашей страны, которое является так называемым «потребителем» медицинских услуг.

Телемедицинские технологии — информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.

Вопросов к внедрению телемедицины на сегодняшний день больше чем ответов. До сих пор не ясно, как врач будет ставить диагноз пациенту дистанционно, даже после первичного очного приема? Сколько это займет времени? Как пациенту обезопасить себя от неверного диагноза или мошенников? И зачем, вообще, все это нужно?

Сторонники телемедицины подчеркивают, что она делает врачебную помощь оперативной и при этом позволяет избежать ненужных личных обращений к докторам. А значит, и сократить очереди и время пребывания в них, а также сократить дополнительные затраты на медицинские услуги. Кроме того, услуги можно будет получать из любой точки мира.

Но! Телемедицина — это не медицина реального времени.

А значит вопросов остается еще много…

— Расширения перечня высокотехнологичных методов лечения заболеваний посредством внедрения новых технологий лечения на основе ядерной медицины, персонализированной фармакотерапии, редактирования генома, создания национальной системы биобанков, коллекций биологических материалов.

На этом пункте хочется остановиться, хотя бы потому, что в 2011 году я уже сталкивался с задачей создания «цифровой памяти» и в процессе ее реализации мы интересовались возможностями оцифровки и анализа ДНК.

Я не буду останавливаться на морально-этических проблемах процесса редактирования генома, но хочу отметить, что на сегодняшний день уже разработана и совершенствуется технология редактирования человеческого генома — «молекулярные ножницы» (CRISPR-Cas9), которая широко применяется учеными России [15]. Даже компания Netflix выпустила на эту тему документальный фильм из четырех серий под названием «Неестественный отбор» (Unnatural Selection) [16].

— Предоставления пациентам услуг персонализированной медицины.

На сегодняшний день, персонализированную медицину определяют, как быстро развивающуюся область здравоохранения, которая основана на интегрированном, координированном и индивидуальном для каждого пациента подходе к анализу возникновения и течения заболевания или как интегральную медицину, которая включает разработку персонализированных средств лечения на основе анализа генома, тестирование на предрасположенность к болезням, профилактику, объединение диагностики с лечением и мониторинг лечения [17].

— Цифровизация здравоохранения путем создания, внедрения и развития:

— Федеральной государственной информационной системы «Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения» (ЕГИСЗ), функционирующей в рамках Национальной пациент-ориентированной системы здравоохранения, с целью обеспечения единого информационного пространства в сфере здравоохранения для реализации информационной поддержки деятельности врачей и медицинских работников, преемственности оказания медицинской помощи, электронных сервисов и супер-сервисов для граждан, а также для информационной поддержки деятельности органов управления здравоохранением.

— Ключевых компонентов ЕГИСЗ, в том числе:

— интеграция с информационными системами ОМС, ведомственными информационными системами и иными системами;

— подключение и осуществление обмена сведениями всех медицинских организаций субъектов Российской Федерации.

— Дополнительных подсистем Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, в том числе системы нормативно-справочной информации и интегральной электронной медицинской карты, внедрение электронного медицинского документооборота, электронных сервисов и супер-сервисов для граждан и информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности медицинских работников.

— Комплексной аналитической системы сбора, хранения, обработки и анализа больших массивов информации (это и есть Big Data) в ЕГИСЗ с целью:

— выработки эффективных алгоритмов принятия решений при диагностике и лечении заболеваний;

— обеспечения преемственности оказания медицинской помощи, путем доступа лечащего врача к медицинской информации о пациенте, в том числе сведениям об иммунизации;

— реализации электронных сервисов и супер-сервисов для граждан;

— развития персонализированной медицины;

— обучения врачей.

— Информационных систем поддержки принятия врачебных решений, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта (машинного обучения).

Внедрение искусственного интеллекта в медицине — это один из важнейших современных трендов развития мирового здравоохранения. Технологии искусственного интеллекта в корне меняют мировую систему здравоохранения, позволяя кардинальным образом переработать систему медицинской диагностики, разработку новых лекарственных средств, а также в целом повысить качество услуг здравоохранения при одновременном снижении расходов для медицинских клиник.

Искусственный интеллект применяют для диагностики и прогнозирования заболеваний, выявления групп пациентов с высоким риском заболеваний, организация профилактических мер, автоматизации и оптимизации процессов в больницах, управления ценообразованием, снижения различных рисков для пациентов, адаптация терапии и состава лекарств для каждого отдельного пациента, использование виртуальных ассистентов для построения маршрута пациента в медучреждениях и так далее. Искусственный интеллект также активно применяется и в исследованиях развития методик диагностики рака [18].

Как отмечают специалисты Microsoft, искусственный интеллект является двигателем четвертой промышленной революции и сердцем цифрового преобразования, трансформируя государство, общество и бизнес. К 2030 году глобальный рынок искусственного интеллекта будет стоить до 15,7 триллионов долларов США [19].

На сегодняшний день над разработкой искусственного интеллекта и задачами машинного обучения в системе здравоохранения работают такие мировые ИТ-гиганты как: Microsoft (Microsoft Azure), Google (Google DeepMind Health), IBM (IBM Watson Health), Apple и Amazon.

Систему IBM Watson Health используют для диагностики раковых заболеваний или проблем с сердцем клиники США, Индии и Таиланда. Российская разработка TeleMD создана для диагностики и анализа опасности возникновения раковых заболеваний. Google DeepMind Health работает в британской офтальмологической клинике, выявляет некоторые глазные болезни и рекомендует, как их лечить [20]. Microsoft широко применяет искусственный интеллект в Индии для диагностики рака и так далее [21].

— Инновационных методов скрининга и мониторинга состояния здоровья, включая дистанционные и мобильные приложения с целью развития персонализированной медицины, основанной на современных научных достижениях.

Вот оно, господа!

То, что никак в Стратегии фактически не раскрыто. Встречайте — mHealth.

mHealth (мобильное здравоохранение) — это ряд мобильных технологий, систем, сервисов и приложений, установленных на мобильных устройствах и использующихся в медицинских целях и для обеспечения здорового образа жизни человека и мотивации людей к здоровому образу жизни и формированию новой «цифровой» культуры здоровья.

Приложения mHealth можно использовать для общего отслеживания состояния здоровья и физической подготовки, удаленного мониторинга пациентов, консультаций, ведения болезней и т. д. Наибольшая польза от таких приложений заключается в совместном использовании с различными носимыми устройствами.

В 2019 году Zion Market Research опубликовала новый отчет под названием «Рынок приложений mHealth по типу». Согласно отчету, мировой рынок приложений мобильного здравоохранения был оценен примерно в 8,0 млрд долларов США в 2018 году, и ожидается, что к 2025 году он составит около 111,1 млрд долларов США, при средне годовом темпе роста около 38,26% между 2019 и 2025 годами [22].

Как отмечает Zion Market Research все приложения можно разделить на две группы:

— Приложения для здоровья. Приложения для фитнеса и общего здоровья, приложения для управления лекарствами, приложения для учета личных болезней, приложения для здоровья женщин и др.

— Медицинские приложения. Приложения для непрерывного медицинского образования, приложения для медицинских справок, приложения для консультаций и коммуникаций, а также приложения для мониторинга и управления пациентами.

— Киберпротезов и человеко-машинных интерфейсов.

— Централизованной системы государственного контроля качества работы медицинских и фармацевтических организаций, путем создания, внедрения и развития:

— Автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов и медицинских изделий от производителя до конечного потребителя для защиты населения от фальсифицированных лекарственных препаратов и оперативного выведения из обращения контрафактных и недоброкачественных препаратов.

— Автоматизированной системы контроля качества и безопасности биомедицинских клеточных продуктов.

— Информационных систем персонифицированного учета фактических затрат лекарственных средств, медицинских изделий и расходных материалов в условиях стационаров.

— Информационно-аналитической системы мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

— Геоинформационной системы мониторинга территориальной доступности медицинской помощи населению для выявления зон риска в субъекте Российской Федерации и в каждом населенном пункте.

— Информационно-аналитической системы медицинских консультаций с применением телемедицинских технологий между медицинскими организациями и специалистами разного профиля, включая головные по медицинским профилям национальные медицинские исследовательские (научно-практические) центры с применением телемедицинских технологий, созданием дистанционного консультирования и поэтапного телеметрического мониторинга для пациентов групп риска с использованием в перспективе персональных медицинских изделий и включением системы экстренного реагирования при появлении «критичных» изменений.

— Региональных централизованных информационных систем органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, обеспечивающих информационное сопровождение процессов организации медицинской помощи и управления в сфере здравоохранения, в том числе межведомственное взаимодействие.

— Формирование ответственного отношения граждан, особенно трудоспособного возраста, к своему здоровью посредством создания единой системы по информированию и мотивации граждан к здоровому образу жизни и формированию культуры здоровья.

Чтобы сформировать такое отношение, прежде всего необходимо, чтобы стратегия была четко сегментирована и направлена на формирование и развитие новых цифровых рынков в Российской Федерации (например, электронного и мобильного здравоохранения, телемедицины, носимых устройств и т.д.), раз уж мы говорим о нас, ка о потребителях медицинских услуг. До того момента пока люди не понимают разницы между «eHealth» и «mHealth», «mHealth» и телемедициной, нет речи ни о какой культуре «цифрового» здоровья. И над этим нам еще предстоит активно работать и в том числе в области информационных технологий.

— Развитие центров экспорта высокотехнологичных медицинских услуг путем повышения уровня сервисной составляющей медицинских услуг, оказываемых ведущими российскими медицинскими организациями.

— Непрерывное повышение уровня квалификации медицинских работников посредством обеспечения доступности системы непрерывного профессионального образования медицинских специалистов и развития дистанционных форм обучения.

— Развитие системы управления качеством медицинской помощи. Создание единого реестра экспертов и системы мониторинга экспертизы качества медицинской помощи.

Отметим, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. №555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» [23] к основным задачам, которые решает ЕГИСЗ относят:

— Информационное обеспечение государственного регулирования в сфере здравоохранения.

— Информационная поддержка деятельности медицинских организаций, включая поддержку осуществления медицинской деятельности.

— Информационное взаимодействие поставщиков информации в единую систему и пользователей информации, содержащейся в единой системе.

— Информирование населения по вопросам ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний, получения медицинской помощи, передачи сведений о выданных рецептах на лекарственные препараты из медицинских информационных систем медицинских организаций в информационные системы фармацевтических организаций.

— Обеспечение доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме.

Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения включает в себя следующие подсистемы:

— Федеральный регистр медицинских работников.

— Федеральный реестр медицинских организаций.

— Федеральная электронная регистратура.

— Федеральная интегрированная электронная медицинская карта.

— Федеральный реестр электронных медицинских документов.

— Подсистема ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения.

— Информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

— Подсистема автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и представления отчетности.

— Федеральный реестр нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения.

— Подсистема обезличивания персональных данных.

— Геоинформационная подсистема.

— Защищенная сеть передачи данных.

— Интеграционные подсистемы.

Сам процесс реализации Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2025 года осуществляется в два этапа:

— Этап №1 Стратегии (2018—2020 годы) — структурные преобразования, которые включают:

— Создание организационных, финансовых и законодательных механизмов, обеспечивающих устойчивое функционирование Национальной пациент-ориентированной системы здравоохранения в Российской Федерации.

— Реализацию научно-технических проектов в рамках приоритетных направлений развития Национальной пациент-ориентированной системы здравоохранения.

— Формирование и реализацию целостной системы подготовки и привлечения кадров для здравоохранения страны.

— Формирование условий, необходимых для дополнительного финансирования и роста инвестиционной привлекательности системы здравоохранения.

— Этап №2 Стратегии (2021—2025 годы) — развитие инновационного потенциала в здравоохранении, которое включает:

— Формирование принципиально новых, в том числе организационно-управленческих решений, направленных на сохранение здоровья населения и повышения качества оказания медицинских услуг в рамках Национальной, пациент-ориентированной и цифровой систем здравоохранения.

— Создание и внедрение в медицинскую практику новых продуктов и услуг, основанных на новых медицинских и информационных технологиях.

Суммируя все вышесказанное, хочется еще раз отметить тот факт, что в ближайшие пять лет будут идти активные процессы формирования «цифровых контуров» субъектов Российской Федерации, которые будут функционировать в рамках единого информационного пространства или, так называемой, цифровой экосистемы здравоохранения. Мы должны отдавать себе отчет в том, что формирование «цифровых контуров» не определяется лишь числом компьютеров, подключенных к ЕГИСЗ. На сегодняшний день, большинство медицинских организаций не дооснащены необходимым телекоммуникационным оборудованием, локальными вычислительными сетями, серверным оборудованием, компьютерами и программным обеспечением, необходимых для медицинских работников. Также предстоит огромная работа по разработке и совершенствованию самой ЕГИСЗ и ее супер-сервисов, созданию инфраструктуры хранения и обработки информации, обеспечению информационной безопасности, подготовке квалифицированных и компетентных кадров, и многое другое. Тем не менее все эти задачи вполне решаемы, а самое главное перспективы использования технологий четвертой промышленной революции, такие как новые вычислительные технологии в обработке Big Data, искусственный интеллект и робототехника, дополненная реальность, новые материалы и т.д., дают поистине неограниченное поле деятельности для развития цифровой экосистемы здравоохранения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Примечания

7

.Выступление Министра Здравоохранения Вероники Скворцовой на заседании итоговой коллегии Минздрава России от 24 апреля 2019 года. [Электронный ресурс] // rosminzdrav.ru URL: https://www.rosminzdrav.ru/news/2019/04/24/11389-vystuplenie-ministra-veroniki-skvortsovoy-na-zasedanii-itogovoy-kollegii-minzdrava-rossii

8

.Christina Farr. Big Tech is teaming up with health care companies to make it easier for you to see your health history. [Электронный ресурс] // cnbc.com URL: https://www.cnbc.com/2019/07/30/apple-amazon-microsoft-google-sign-on-to-carin-claims-data-standard.html

9

.Указ Президента Российской Федерации от 06.06.2019 г. №254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс] // kremlin.ru URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44326

10

.Проект Стратегии развития здравоохранения Свердловской области до 2035 года. [Электронный ресурс] // minzdrav.midural.ru URL: https://minzdrav.midural.ru/article/show/id/10070

11

.Шевченко Р. Геоинформационная система здравоохранения полностью оцифрована. [Электронный ресурс] // medvestnik.ru URL: https://medvestnik.ru/content/news/Geoinformacionnaya-sistema-zdravoohraneniya-polnostu-ocifrovana.html

12

.Медицинская носимая электроника (мировой рынок). [Электронный ресурс] // zdrav. expert URL:http://zdrav.expert/index.php/Статья:Медицинская_носимая_электроника_(мировой_рынок)

13

.Носимая электроника (мировой рынок). [Электронный ресурс] // tadviser.ru URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Носимая_электроника_(мировой_рынок)

14

.Аранович Л. М., Новокрещенова И. Г., Новокрещенов И. В. Модель управления ресурсами в крупной медицинской организации на основе внутриорганизационной логистики. ID: 2016-07-231-A-8234. [Электронный ресурс] // medconfer.com URL: https://medconfer.com/node/8234

15

.Редактировать геном человека было слишком опасно. Новое открытие может все изменить. [Электронный ресурс] // meduza.io URL: https://meduza.io/feature/2019/10/23/redaktirovat-genom-cheloveka-bylo-slishkom-opasno-novoe-otkrytie-mozhet-vse-izmenit

16

.Unnatural Selection. [Электронный ресурс] // netflix.com URL: https://www.netflix.com/ru/title/80208910

17

.Дедов И. И., Тюльпаков А. Н., Чехонин В. П., Баклаушев В. П., Арчаков А. И., Мошковский С. А. Персонализированная медицина: современное состояние и перспективы. [Электронный ресурс] // vestnikramn.spr-journal.ru URL: https://vestnikramn.spr-journal.ru/jour/issue/view/19

18

.Искусственный интеллект в медицине. [Электронный ресурс] // zdrav. expert URL: http://zdrav.expert/index.php/Статья:Искусственный_интеллект_в_медицине

19

.Financial sector leading the way in using AI, Microsoft report reveals. [Электронный ресурс] // news.microsoft.com URL: https://news.microsoft.com/en-gb/2019/10/01/financial-sector-leading-the-way-in-using-ai-microsoft-report-reveals/

20

.Возможности ИИ в медицине: примеры применения. [Электронный ресурс] // mhealthcongress.ru URL: https://mhealthcongress.ru/ru/article/vozmognosti-ii-v-meditsine-primeri-primeneniya-96282

21

.Microsoft is using its AI power to speed up detection of cervical cancer in India. [Электронный ресурс] // businessinsider.com URL: https://www.businessinsider.com/microsoft-using-artificial-intelligence-to-spot-cervical-cancer-2019-11

22

.Global mHealth Apps Market Is Set For Rapid Growth, To Reach Around USD 111.1 Billion By 2025. [Электронный ресурс] // zionmarketresearch.com URL: https://www.zionmarketresearch.com/news/mhealth-apps-market

23

.Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. №555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения». [Электронный ресурс] // government.ru URL: http://government.ru/docs/32570/

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я