Педагогика как она есть. Взгляд из сегодня

Александр Фролов

Человеку непосвящённому, приходящему в педагогику и впервые сталкивающемуся с её теоретическими основами, они часто кажутся весьма странными.Эта книга представляет собой попытку структурировать и упорядочить глубинные основы педагогики, чтобы в дальнейшем на основе этой структуры рассматривать теорию и методологию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика как она есть. Взгляд из сегодня предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Александр Фролов, 2023

ISBN 978-5-0060-7571-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Автор предлагаемой книги — профессиональный научный работник. Но, по причинам как профессионального, так и личного характера, более чем полвека попутно, а иногда и в основном, проработавший в системе образования — с детьми среднего и старшего школьного возраста. Проработавший школьным учителем. И вот что мне, как научному работнику, из этой работы удалось вынести.

Во-первых, социально организованное препровождение людей из детского состояния во взрослое — социализационная задача. И решается она, прежде всего, в интересах общества, а точнее — человечества, с целью его выживания и дальнейшего развития. Ну, а цивилизационно приемлемый результат этого решения возможен только в условиях соблюдения личностных интересов индивидов при общей согласованной направленности их действий. Привести к единству заданных в определённых пределах результатов для исходно детального разнообразия принципиально сходных объектов по определению может только технология, представляющая собой строго определённую жёсткую структурную основу деятельности.

Во-вторых, за указанные полвека в педагогике лавинообразно назрел разрыв между декларациями общих положений, порой достаточно необоснованных, и наличием конкретных технологических инструкций. Появилось множество диссертаций, статей и книг, но при полном отсутствии конкретных универсальных технологий перевода из детского состояния во взрослое для любого ребёнка, не имеющего психических патологий. За технологии при этом выдаются либо крупномасштабные размытые благопожелания, либо узкие, частные и не всегда обоснованные, а порой и вредные, методические приёмы.

В-третьих, за это же время катастрофически упал уровень подготовки педагогов в соответствующем профессиональном образовании. Это касается как крупных общих базовых компетентностных блоков — психологии, общей грамотности, научного кругозора — так и понимания сущности выбранных предметов преподавания. Если принять во внимание ещё и загруженность педагогов разного рода отчётностью, удивительно низкую заработную плату и низкий социальный статус, то становится ясно, что ни о какой по-настоящему профессиональной деятельности — технологичной, неотвратимой и безошибочной — речи быть не может в большинстве случаев.

В-четвёртых, уже признано, что состояние общего образования по своим результатам не выдерживает никакой критики. И уже, вне всякого сомнения, включилась положительная обратная связь — необразованность и невоспитанность порождают ещё худшие их варианты со всеми вытекающими социальными последствиями.

Всё сказанное и заставило автора поделиться своим мнением о реальном состоянии педагогики сегодня, о её сущности и возможных траекториях развития.

При этом автор:

— ничего не ниспровергает, не подвергает ревизии и не призывает к этому;

— по возможности, не критикует никаких частных проявлений, даже если они, с его точки зрения, этого заслуживают;

— предлагая читателям своё мнение, никому его не навязывает;

— высказывая это мнение, ссылается только на обосновывающие или подтверждающие его работы.

Книга порождена всего лишь естественным желанием поневоле опытного и вполне успешного образовательного технолога получить грамотное профессиональное задание и грамотно прочитать его с целью адекватного исполнения. И помочь в этом другим.

Автор с уважением и интересом примет аргументированную критику прочитанной книги.

Александр Фролов

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика как она есть. Взгляд из сегодня предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я