Вторая книга серии «Корабли и история» продолжает экскурс в историю кораблей разных стран. На этот раз читатель познакомится с трагедией гибели перуанской подводной лодки «Пакоча» и героическим выходом ее экипажа на поверхность, самым «долгоживущим» крейсером мира – перуанским «Альмиранте Грау», U 995 – последней «семеркой» – былой грозой Атлантики немецкой подводной лодкой типа VIIC – ныне экспонатом музея, «маленькими воинами» большой войны – KFK Кригсмарине.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Корабли и история. Книга вторая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава вторая
“
Almirante
Grau
” — крейсер-долгожитель
Эмблема крейсера “Almirante Grau”
(Marina de Guerra del Perú)
26 сентября 2017 года в военно-морской базе Кальяо состоялась торжественная церемония вывода из состава Marina de Guerra del Perú (ВМФ Перу) флагманского корабля — легкого ракетного крейсера CLM-81 “Almirante Grau” — старейшего в мире действующего крейсера.
Последний спуск флага на крейсере
(из архива автора)
В первой трети 20-го столетия основной задачей голландского военно-морского флота являлась защита богатой материальными ресурсами, в первую очередь нефтью, колонии Нидерландская Ост-Индия (теперь Индонезия) от возможных посягательств других стран, в особенности Японии. Для этого требовался достаточно мощный флот. Для достижения этой цели в 1932 году было принято решение о строительстве двух крейсеров, которые должны были вступить в строй в 1941 и 1945 году. Новые корабли разрабатывались под руководством голландского корабельного архитектора Hooft на основе проекта вступившего в строй в 1937 году крейсера “De Ruyter”.
Новые корабли имели корпус с удлиненным баком, башенноподобной надстройкой в которой располагались ходовой мостик, боевая рубка и пост управления стрельбой артиллерии главного калибра и одну дымовую трубу. Толщина бронирования бортов составляла 13-75, палуб-20-50, продольных и поперечных переборок-30-50 мм, башен орудий главного калибра и их барбетов-20-100 мм. Броня поставлялась немецкой фирмой Krupp A.G., французской Marrel Freres и английской Colvilles Ltd.
Трехвальная главная силовая установка, состоявшая из трех турбозубчатых агрегатов с турбинами Parsons общей мощностью 78000 лошадинных и шести паровых котлов Yarrow, располагалась в трех машинных и трех котельных отделениях и должна была обеспечить скорость 32 узла.
Вооружение для крейсеров изготовлялось шведской фирмой Бофорс и должно было состоять из десяти орудий калибром 152,4-мм в четырех башнях (по две двух — и трехорудийных), шести спаренных 40-мм артустановок и двух 533-мм трехтрубных торпедных аппаратов. Предполагалсь установка катапульты для двух гидросамолетов Fokker C-XIW, предназначавшихся для разведки и корректировки артогня.
Закладка первого крейсера, получившего название “Kijkduin” (позднее переименован в “Eendracht”) состоялась 19 мая 1939 года на судоверфи Rottedamse Droogdok Maatschappij в Роттердаме, а второго (“De Zeven Provinciën”) 5 сентября 1939 года на верфи Wilton Fijenoord Dok Maatschappij в Шиедаме. В связи с началом второй мировой войны темпы строительства резко замедлились, что в частности было вызвано нехваткой рабочей силы из-за призыва в армию значительной части рабочих судоверфей.
После оккупации Голландии немецкими войсками в мае 1940 года было принято решение достроить корабли по модифицированному проекту “Erzatz Emden” и ввести в состав Kriegsmarine в качестве учебных крейсеров в середине 1942 — начале 1943 года. При этом “Eendracht” получил название “KH1”, а “De Zeven Provinciën“-“KH2“.
Корабли должны были иметь следующие главные характеристики:
Водоизмещение стандартное — 8350 т
Водоизмещение полное — 9820 т
Главные размерения — 187,3 х 17,25 х 5,6 м
Вооружение — 4 х 2-150-мм L / 55 C / 38, 12 — 37-мм С / 38 орудий, 6 ТА калибром 533-мм, 2 самолета Arado Ar 196
Экипаж — 700 человек
Силовая остановка и скорость оставались без изменения. Изменения конструкции корпуса были минимальными и в основном сводились к изменению формы носовой части для улучшения мореходности (так называемый Atlantik Bow), аналогично модернизации линкоров “Scharnhorst” и ”Gneisenau”.
Взамен орудий главного калибра производства фирмы Бофорс (впоследствие их использовали для вооружения шведских крейсеров “Tre Kronor” и “Göta Lejon”) предполагалось использовать артустановки, созданные для немецких крейсеров типа “M” и линкоров типа “H”, решение о строительстве которых было аннулировано.
В связи с загруженностью верфей другими заказами, нехваткой материалов и комплектующего оборудования, а также актами саботажа, работы по достройке крейсеров продвигались крайне медленно, а с августа 1941 года почти полностью прекратились, так как приоритет был отдан строительству подводных лодок и малых кораблей.
В связи с приближением союзных войск немцами было принято решение заблокировать подходы к порту Роттердам путем затопления корпуса недостроенного крейсера КН2. 24 декабря 1944 года корабль был спущен на воду, но так и не был затоплен.
Вскоре после окончания войны правительство Нидерландов приняло решение о достройке крейсеров по модифицированному в соответствии с новыми требованиями проекту. Эти работы велись по-прежнему под руководством Hooft при содействии специалистов британского ВМФ. Разработка проекта была закончена в 1947 году.
Изменения коснулись в первую очередь вооружения и силовой установки. В качестве орудий главного калибра были выбраны разработанные в 1942 году фирмой Бофорс универсальные 152-мм / 53 орудия с полуавтоматической системой заряжания. Особенностью этой системы являлось то, что хранившие отдельно снаряды и гильзы перед заряжанием соединялись в унитарный патрон. Эти орудия располагались в четырех двухорудийных башнях. Зенитное вооружение состояло из четырех двухорудийных стабилизированных в трех плоскостях 57-мм артустановок и восьми одноствольных 40-мм орудий фирмы Бофорс. Артиллерийское вооружение частично поставлялось фирмой Бофорс, а часть его была изготовлена по лицензии в Голландии. От торпедных аппаратов отказались. Корабли снабжались самыми современными для того времени системами управления стрельбой и электронным оборудованием.
Схема бронирования
(John Rodríguez Asti. Buques de la Marina de Guerra del Perú desde 1884: Cruseros. Lima, 2000)
В связи с изменение типов и расположения вооружения потребовалось спроектировать заново погреба боезапаса и системы его подачи. Коренной реконструкции с учетом опыта второй мировой войны подверглась силовая установка. Два главных турбозубчатых агрегата De Schelde Parsons общей мощностью 85000 л.с. и четыре главных паровых котла Werkspoor-Yarrow размещались в двух машинных и двух котельных отделениях. Эшелонное расположение силовой установки потребовало установки двух дымовых труб. Принимая во внимание обстоятельства гибели крейсера “De Ruyter”, потопленного японцами в 1942 году в ходе сражения в Яванском море, электрогенераторы были размещены в разных отсеках. Были также внедрены новейшие системы борьбы за живучесть корабля. В результате модернизации стандартное водоизмещение возросло до 9500 тонн.
“De Reyter” во время достройки (1948 г.)
(John Rodríguez Asti. Buques de la Marina de Guerra del Perú desde 1884: Cruseros. Lima, 2000)
В ходе строительства неоднократно менялись названия кораблей. В 1947 году “Endracht” переименовали в “Kijkduin”, а после его спуска на воду в августе 1950 года он стал “De Zeven Provinciën”, в то время как корабль, носивший это имя, перекрестили в “De Ruyter”.
Приемные испытания “De Ruyter” начались весной 1953 года, “De Zeven Provinciën” — летом того же года. Для проверки возможности эксплуатации кораблей в различных климатических условиях первый из них отправился в Арктику, второй — в тропические широты. Результаты испытаний оказались в основном положительными и после устранения ря-да недостатков корабли были переданы флоту: “De Ruyter” — 18 ноября, “De Zeven Provinciën” — 17 декабря 1953 года.
“De Zeven Provinciën” в 1953 году
(Википедия)
В 50-х — начале 60-х годов крейсера несли активную боевую службу, совершая длительные походы в различные районы мирового океана, выполняли роль флагманских кораблей соединений. Осенью 1955 года на борту “De Ruyter” королева Juliana с супругом нанесли официальный визит на Нидерландские Антильские острова, во время своего визита в Нидерланды шах Ирана на борту этого корабля совершил переход из Аархуса в Амстердам. Крейсера принимали активное участие в маневрах НАТО, таких как “Fair Wind” (июль 1956 года), “Shipshape” (сентябрь 1958).
“De Ruyter” в 1953 году
(Википедия)
Для усиления противовоздушной обороны соединений флота в начале 60-х годов было принято решение о вооружении крейсеров американским зенитным ракетным комплексом “Terrier”. Однако, ввиду очень высокой стоимости модернизации, ограничились перевооружением только “De Zeven Provinciën”. Эти работы были проведены в апреле 1962-августе 1964 года на верфи Rotterdamse Droogdok Maatschappij и американской военно-морской базе в Норфолке. При этом были демонтированы кормовые башни главного калибра и 57-мм артустановка, а также носовые 40-мм орудия. Палуба в кормовой части была поднята до уровня палубы бака, здесь была размещена пусковая установка с двумя направляющими для зенитных ракет “Terrier RIM-2”. Вместо задней дымовой трубы и грот-мачты была смонтирована мачто-труба с антенной РЛС обнаружения воздушных целей LW02, далее в корму была установлена решетчатая мачта с антенной РЛС аналогичного назначения SPS-34 и две антенны РЛС SPG-55 управления стрельбой комплекса “Terrier”.
“De Zeven Provinciën” после вооружения ЗРК “Terrier”
(Википедия)
“De Ruyter” до 1972 года выполнял функции флагманского корабля 5-й флотилии (в конце 1970 года переименована в Оперативную группу 429.5), участвовал в маневрах НАТО. Последними для него маневрами стали “Spinning Nut” (апрель 1972 года). 26 января 1973 года в связи с уменьшением расходов на военные нужды и строительством фрегатов типа “Tromp” корабль был выведен из состава флота.
Однако, уже в марте того же года было подписано соглашение о продаже крейсера Перу. Это явилось ответом этой южноамериканской страны на закупку Чили шведского крейсера “Göta Lejon”. 23 мая в голландской ВМБ Den Helder состоялась торжественная церемония подъема перуанского военно-морского флага на “Almirante Grau” — такое название в честь национального героя получил бывший “De Ruyter”.
13 июня “Almirante Grau” покинул Den Helder. 28 июня в Атлантике к нему присоединился ракетный эсминец “Palacios“, а 11 июля корабли прибыли в главную базу перуанского флота Кальяо. Уже в ходе этого перехода крейсер принял участие в широкомасштабных учениях Marina de Guerra del Perú под названием “Julio” с участием крейсера “Coronel Bolognesi”, эсминцев, подводных лодок, торпедных катеров и танкера.
7 июня 1976 года после вступления в строй голландского флота нового фрегата “De Ruyter” был выведен в резерв крейсер “De Zeven Provinciën” и представители перуанского военно-морского флота немедленно начали переговоры о его покупке. 14 августа договор был подписан, новому корабля флота Перу было присвоено название “Aguirre” в честь командира монитора “Huáscar”, погибшего в ходе битвы у мыса Ангамос.
В связи с отказом правительства США предоставить Перу допуск к использованию зенитного комплекса “Terrier” было решено переоборудовать “Aguirre” в крейсер-вертолетоносец (crucero portahelicópteros) аналогично модернизации британских кораблей “Blake” и “Tiger”. Эти работы были выполнены судоверфью Rotterdamse Droogdok Maatschapij в сентябре 1976-октябре 1977 года.
В ходе модернизации в кормовой части был установлен обширный ангар (20,4х16,5 м), способный вместить три вертолета типа “Sea King” SH-3D или четыре машины меньшей величины и оборудована полетная палуба размером 17 х 35 метров. Крыша ангара могла быть использована в качестве дополнительной взлетно-посадочной площадки. Был произведен капитальный ремонт силовой установки, артиллерии и систем управления стрельбой, установлены новые средства радиоэлектронной борьбы и связи. Была предусмотрена возможность установки в будущем четырех пусковых установок для ракет класса корабль-корабль “Otomat” и одной восьмиконтейнерной ПУ для зенитных ракет “Aspide” (по экономическим причинам они так и не были установлены).
Крейсер-вертолетоносец “Aguirre”
(Marina de Guerra del Perú)
Вертолеты крейсера могли выполнять широкий круг задач: вести борьбу с подводными лодками (ASW) и надводными кораблями (ASV), высаживать десанты подразделений морской пехоты и сил специальных операций, оказывать им огневую поддержку. В версии ASW “Sea King” мог нести 4 торпеды Мk 46 или Mk 44, глубинные бомбы, до 32 гидроакустических буев и опускной гидролокатор; в версии ASV — две ракеты класса воздух-корабль AM-39 “Exocet”.
В октябре 1977 года транспорт B.A.P. “Independencia” доставил из Перу экипаж и топливо для крейсера, а в ноябре начались ходовые испытания “Aguirre”. 24 февраля следующего года в Ден Хелдере состоялась церемония подъема перуанских флагов на B.A.P. “Aguirre” и эскадренном миноносце B.A.P. “García y García” (бывший голландский “Holland”). 22 апреля оба корабля, образовавшие оперативную группу Grupo de Tarea 11.9, начали переход на родину, где 17 мая состоялась их торжественная встреча.
В конце 70-х-начале 80-х годов “Almirante Grau” и “Aguirre” активно участвовали в различных национальных и международных, таких как “Unitas”, военно-морских учениях, заходили во многие порты Перу. “Almirante Grau” использовался также в качестве учебного корабля, совершая походы вдоль родного побережья с кадетами Военно-морского училища на борту. 5 октября 1979 года оба крейсера участвовали в проведенном на рейде Кальяо крупнейнем военно-морском параде, посвященном столетию сражения у мыса Ангамос. В параде приняли участие 35 кораблей перуанского флота. В начале 1986 года “Aguirre” совершил совершил заграничный поход с кадетами военно-морского училища (la Escuela Naval) по маршруту Кальяо — Бальбоа (Панама) — Ла Гуайра (Венесуэла) — Картахена (Колумбия) — Пайта — Талара — Кальяо.
Современный вид “Almirante Grau”
)Marina de Guerra del Perú)
В середине 1980 года “Almirante Grau” стал на ремонт в ВМБ Callao, где его и застал вспыхнувший в январе 1981 года пограничный конфликт с Эквадором. 29 января, несмотря на неполную техническую готовность, крейсер в составе конвоя направился на север, в порты Пайта и Байовар. “Aguirre” и ряд других кораблей во время этого конфликта были направлены на юг с базированием на Писко, так как не исключалась возможность появления эквадорских кораблей и в этих районах.
В начале 80-х годов было принято решение о модернизации “Almirante Grau” в соответствии с новейшими требованиями. Толчком к этому послужила модернизация американских линкоров типа “Iowa” и уроки Фолклендской войны. Определение необходимого объема работ было поручено британской фирме YARD (Yarrow Admiralty Research and Development), ранее уже принимавшей участие в модернизации перуанских эсминцев “Ferré” и “Palacios”. В результате проведенного конкурса, в котором приняли участие 6 иностранных компаний, шестого августа 1983 года был заключен контракт на проведение модернизации с консорциумом в составе голландских компаний Hollandse Signaal Apparatten B.V. (HAS) и Amsterdamse Droogdok Maatschappij (ADM). Позднее, в связи с банкротством АDM, ответственной за проведение работ стала только компания HAS.
25 марта 1985 года “Almirante Grau” прибыл в Амстердам. Модернизацию корабля планировалось закончить 13 октября 1987 года. Она включала ремонт и модернизацию орудий главного калибра, замену восьми орудий Bofors 40mm / L70 четырьмя спаренными артустановками Breda Bofors 40mm / L70 Compact, установку зенитного ракетного комплекса “Albatros” с восьмиконтейнерной пусковой установкой для ракет “Aspide” вместо кормовой 57-мм артустановки и восьми ПУ для ракет корабль-корабль типа “Otomat Mk-2” или “Exocet MM-40”.
Предполагалось оснастить корабль новейшими системами управления стрельбой: WM-25 для орудий главного калибра, LIROD (Lightweight Radar Optronic Director) для для главного и зенитного калибров и РЛС STIR (Separated Tracking and Ilumination Radar) управления ракетным комплексом типа корабль-корабль.
Взамен устаревших радиолокационных станций устанавливались РЛС обнаружения надводных целей DA08 и LW08 обнаружения вождушных целей, антенны которых располагались на фок — и грот-мачте соответственно. Cредства радиоэлектронной борьбы долж-ны были состоять из пассивной системы MAGE/ESM “RAPIDS” (Radar Passive Identification System) и активной системы радиоэлектронного противодействия (ECM) “Scimitar”. Предполагалось также заменить гидроакустическую станцию СWE-610 на новую ГАС PH-34 производства фирмы Signaal. Для постановки пассивных помех устанавливались две пусковые установки DAGAIE и одна SAGAIE французского производства.
Все вышеупомянутые системы интегрировались с боевой информационно-управляющей системой SEWACO (Sensor Weapon Control and Command) в версии Foresee, производства фирмы Signaal, которая располагалась в новом боевом информационном центре (COC — Centro de Operaciones de Combate).
Для обмена информацией с другими кораблями и вертолетами (Data Link) планировалось оснастить крейсер системами Link Y и VESTA (Versatil Transporder System). Все это позволило бы ему эффективно выполнять функции флагманского корабля соединения.
Пульт боевой информационно-управляющей системой SEWACO
(Marina de Guerra del Perú)
Модернизация энергетической установки корабля заключалась в переводе паровых котлов на отопление дизельным топливом D-2 взамен мазута, установке новых систем их автоматизации и увеличении мощности корабельной электростанции путем установки четырех дизель-генераторов в дополнение к имеющимся четырем турбогенераторам.
В разгар работ неожиданно возникла новая проблема — 28 июля 1986 года президент Перу Alan García принял решение о резком сокращении ассигнований на модернизацию крейсера. И хотя военно-морскому командованию после долгих споров удалось добиться частичного их увеличения, объем модернизации пришлось значительно сократить. Так, пришлось отказаться от установки ракетных комплексов, новой ГАС, 40-мм артустановок Breda-Bofors, пусковой установки SAGAIE. В то же время, силами экипажа был выполнен огромный объем работ по ремонту жилых помещений корабля.
Офицерский салон CLM-81
(Marina de Guerra del Perú)
7 августа 1986 года декретом президента республики крейсеру Aguirre”, выполнявшему в это время функции флагманского корабля эскадры, было присвоено название “Almirante Grau”, а носивший прежде это имя корабль стал называться “Proyecto de Modernización 01” (PM-01).
23 января 1988 года РМ-01 начал переход в Перу, куда и прибыл15 февраля. В тот же день кораблям были возвращены их прежние названия. После возвращения “Almirante Grau” на родину его модернизация по мере выделения необходимых ассигнований продолжалась на судоверфи SIMA-Callao. В 1992 (по другим данным в 1993) году корабль был вооружен восемью пусковыми установками для ракет “Otomat Mk-2”, после чего был переклассифицирован из легкого крейсера в легкий ракетный крейсер (crusero ligero misilero — CLM-81). В 1996 году взамен четырех носовых 40-мм артустановок были установлены две спаренных 40-мм орудия Breda Bofors 40mm /L70 Compact (демонтированы со списанного эсминца “Palacios”). Зенитное вооружение было также усилено созданной SIMA-Callao пусковой установкой MGP-86 для ракет “Игла” российского производства.
CLM-81 после модернизации
(Marina de Guerra del Perú)
ПУ “Otomat” Mk2 “Almirante Grau”
(Marina de Guerra del Perú)
Носовые 152-мм орудия и 40-мм артустановки “Breda-Bofors” “Almirante Grau”
(Marina de Guerra del Perú)
В отличие от своего “sister-ship”, СН-84 “Aguirre” не подвергся модернизации. Тем не менее, корабль находился в хорошем техническом состоянии. Так, в ходе пограничного конфликта с Эквадором в 1995 году он участвовал в патрулировании и проводке конвоев у побережья Перу. В том же году по предложению командира крейсера расматривавался вопрос об установке четырех пусковых установок для ракет “MM-38 Exocet”, демонтированных с BAP “Palacios”. В 1996 году голландская компания Signaal разрабатывала проект модернизации радиоэлектронных систем СН-84, в частности установку радара DA-05. Однако, эти планы эти так и не были осуществлены.
CLM-81 после модернизации. ЗРК “Aspide” (расположен перед ходовой рубкой) так и не был установлен
(John Rodríguez Asti. Buques de la Marina de Guerra del Perú desde 1884: Cruseros. Lima, 2000)
21 марта 1999 года “Aguirre” был выведени из состава флота и был использован в качестве источника запчастей для “Almirante Grau”. Автор статьи летом 2000 года наблюдал с воздуха этот крейсер-вертолетоносец, покоящийся на пляже к северу от Кальяо. В печати появлялись сведения, что в этом же году он был разделан на металлолом.
CLM-81 “Almirante Grau” еще долго оставался в составе Marina de Guerra del Perú и являлся старейшим в мире действующим крейсером и единственным в мире кораблем с таким мощным артиллерийским вооружением. В ряде авторитетных источников, таких как “Jane’s Fighting Ships”, сообщалось, что корабль выведен в резерв, используется в качестве плавучей казармы и т.д., но это не соответствовало действительности. Примером может служить участие крейсера в проводившихся в 2002 году американо-перуанских учениях SIFOREX 2002, учениях “PreUnitas Anfibio Chavín” и “Unitas 45-2004” (лето 2004 года), “Unitas 2008” (2008 год). И только в 2010 году, крейсер-старожил был выведен в резерв — расходы на его эксплуатацию, в первую очередь устаревшей паротурбинной установки, оказались слишком высокими.
“Almirante Grau” ведет огонь из носовой артустановки главного калибра в ходе учений “Unitas”
(Marina de Guerra del Perú)
26 октября 2017 года крейсер был выведен из состава ВМФ, а его название и функции флагманского корабля были переданы ракетному фрегату FM-53 “Montero”. Но остается надежда, что на этом насчитывающая 78 лет история корабля не закончится — специальный комитет перуанского ВМФ рассматривает вопрос о превращении крейсера-ветерана в музей.
Основные тактико-технические характеристики крейсеров
“Almirante Grau” и “Aguirre”
Оригинальный проект (1938 год):
Основные размерения:
длина наибольшая — 185,01 м
ширина — 16,99 м
осадка — 5,6 м
Водоизмещение:
Стандартное — 8350 т
Полное — 9620 т
Главная силовая установка:
трехвальная паротурбинная мощностью 78000 л.с.
шесть паровых котлов
скорость-32 узла
Вооружение:
2 х 3, 2 х 2-150 мм
6 х 2-40 мм
4 х 2-12,7 мм
3 х 2-533 мм торпедных аппарата
2 катапульты для двух гидросамолетов “Fokker C-XIW”
После вступления в строй (1953 год):
Основные размерения:
длина наибольшая — 185,70 м (“De Zeven Provinciën”); 187,32 м (“De Ruyter”)
ширина — 17,25 м
осадка — 9,15 м
Водоизмещение:
стандартное — 9681 т
полное — 12040 т
Вооружение:
4 х 2-152,4 мм / 53 кал.
4 х 2-57 мм / 60 кал.
8 х 1-40 мм / 70 кал.
103 мм пусковые установки для осветительных ракет / пассивных помех
два бомбосбрасывателя для глубинных бомб
Бронирование:
бортовое — 76-50 мм
башни главного калибра — 50-125 мм
боевая рубка — 50-125 мм
палубы — 20-30 мм
Главная силовая установка:
двухвальная паротурбинная установка 85000 л.с.
четыре паровых котла
скорость — 32,2 узла
дальность плавания — 2100 миль (32 узла), 7000 миль (12 узлов)
Радиоэлектронное оборудование и системы управления стрельбой:
две системы управления стрельбой 152,4 мм орудий HSA M25
четыре системы управления стрельбой 57 мм и 40 мм орудий HSA M45
РЛС обнаружения надводных целей DA 02
РЛС обнаружения воздушных целей LW-02
РЛС определений высоты воздушных целей SGR 104
навигационная РЛС ZW-01
“De Zeven Provinciën” после модернизации 1964 года:
Вооружение:
2 х 2-152,4 мм / 53 кал.
3 х 2-57 мм / 60 кал.
4 х 1-40 мм / 70 кал.
1 х 2 ПУ для ракет “Terrier RIM-2”
Радиоэлектронное оборудование и системы управления стрельбой:
РЛС обнаружения воздушных целей DA 02
РЛС обнаружения воздушных целей SPS-34
РЛС определения высоты воздушных целей SGR 104
система управления стрельбой 152,4 мм орудий HSA M25
три системы управления стрельбой 57 и 40 мм орудий HAS M45
две системы наведения для “Terrier” SPG-35
навигационная РЛС ZW-01
“Aguirre” (ex-“De Zeven Provinciën”) после модернизации 1978 года:
Водоизмещение:
стандартное — 10007 т
полное — 12446 т
Вооружение:
демонтирована ПУ ракет “Terrier”, установлен ангар и оборудована полетная палуба для четырех вертолетов типа “Sea King” SH-3D или пяти AB-212 AS, остальное вооружение сохранено
Радиоэлектронное оборудование и системы управление стрельбой:
демонтированы SPG 35, SPG 104, SPS 39;
установлены две навигационных РЛС фирмы Decca и система управления стрельбой NA-10, остальное оборудование осталось без изменений (позднее установлена элетронно-оптическая система управления стрельбой LIROD 8)
“Almirante Grau” (ex-“De Ruyter”) по состоянию на 2004 год:
Водоизмещение:
стандартное — 9681 т
полное — 12165 т
Вооружение:
4 x 2-152,4 мм / 53 кал. артустановки Bofors
2 х 2-40 мм / 70 кал. артустановки Breda-Bofors
4 х 1-40 мм / 70 кал. артустановки Bofors
8 х 1 ПУ ракет класса “корабль-корабль” “Otomat Mk2”
? x 5 ПУ зенитных ракет “Игла”
два бомбосбрасывателя для глубинных бомб Mk VII Mod. 0
1 x 10 ПУ для постановки пассивных помех CSEE Sagaie
2 x 10 ПУ для постановки пассивных помех CSEE Dagaie
Радиоэлектронное оборудование и системы управления стрельбой:
РЛС обнаружения надводных целей Signaal DA 08
РЛС обнаружения воздушных целей Signaal LW-08
система управления стрельбой Signaal WM-25
2 навигационных РЛС Decca 1226
система управления стрельбой Signaal STIR-24
две электронно-оптических системы управления стрельбой LIROD 8
пассивная система электронного противодействия MAGE RAPIDS
активная система электронного противодействия CME Scimitar
боевая информационно-управляющая система SEWACO
Экипаж:
650 человек (48 офицеров)
Основные данные артиллерийского вооружения крейсера “Almirante Grau”
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Корабли и история. Книга вторая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других