Советский ас Григорий Речкалов, дважды Герой Советского Союза. Дневники, документы, воспоминания

Александр Табаченко, 2016

Настоящая книга – сборник документов, характеризующих боевую деятельность одного из самых результативных асов ВВС КА (лучшего аса антигитлеровской коалиции, воевавшего на американском самолете Р-39 «Аэрокобра») в годы Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза Григория Андреевича Речкалова, его службу в послевоенное время и будни генерал-майора авиации в запасе. В основе сборника два дневника. Первый – личные записи, сделанные Григорием Речкаловым, работавшим в свое время в Центральном архиве МО СССР с «Журналом боевых действий 16-го гиап в 1943 г.», наиболее отличительных боевых будней своего авиаполка в 1943 г. Второй – личные дневниковые записи, который летчик вел (с перерывами) в период с 1951 по 1965 г., когда он, после окончания военно-воздушной академии, проходил военную службу в должностях заместителя командира и командира в нескольких авиационных соединениях ВВС и ПВО СССР. В дополнение к этому материалу прилагаются личные документы (боевые характеристики, представления к наградам, аттестации, приказы, отзывы и т. д.) прославленного аса.

Оглавление

Из серии: Сражения в воздухе. Военная авиация XX века

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Советский ас Григорий Речкалов, дважды Герой Советского Союза. Дневники, документы, воспоминания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Личный дневник Г.А. Речкалова. 1951–1964 гг

План на 1 января 1952 г.

«Утверждаю»

Командир 10-й гв. иад

Гв. полковник Черемухин

План работы на январь 1952 г.

Основной задачей на январь 1952 года считать помощь командирам частей и их штабам в организации и проведении подготовки к полетам, а также в самих полетах.

2. Строгий и повседневный контроль за работой частей в вопросах наземной и летной подготовки.

На январь 1952 г. планируется:

а) Провести совещание с летной группой ад (авиационной дивизии. — Авт.) по вопросу оказания помощи командирам частей в планировании летной работы по вопросам организации и проведения подготовки к полетам, а также по вопросам контроля за работой частей — до 3.1.52 г.

б) Составить конспект на тему: «Методическое пособие по обучению летчиков-истребителей и как им руководствоваться в практической работе командирам частей и подразделений».

На эту тему провести занятия у Зеленова.

в) Провести показательный разбор полетов в одном из ап (авиационный полк. — Авт.) — до 25.01.52 г.

г) Составить лекцию и групповое упражнение на тему: «Организация и проведение летного дня в ап» — до 15.01.52 г. д) Подготовить доклад для встречи стахановцев предприятий с отличниками УБП (отличниками учебно-боевой подготовки. — Авт.) — до 05.01.52 г.

е) Завести данные о количестве летчиков, летающих по ОСП, ночью, о молодых по каждой части в отдельности (в рабочей тетради) — до 10.01.52 г.

ж) Выписать в отдельную тетрадь для руководства формы боевого распоряжения, боевого приказа, плана на летный день — до 20.01.52 г.

з) Пристрелять оружие на самолете — до 01.02.52 г.

и) Выполнить две стрельбы из личного оружия — до 10.1.52 г.

к) Изучить и законспектировать 1–2 спущенных темы по основам марксизма-ленинизма — до 1.2.52 г.

л) По летной подготовке закончить обучение полетам в сложных метеоусловиях днем и ночью по системе ОСП:

— выполнить одну стрельбу по конусу ночью и две стрельбы по щитам;

— выполнить один полет парой на высоту ночью.

м) Закончить оборудование стрелкового тренажера по щитам — до 20.01.52 г.

н) Участие в районной партконференции — до 12.01.52 г.

План на 2 января 1952 г.

10.00. Дать телеграмму Зеленову и Скоморохову о высылке графика летных дней (вып.).

2. Оформить полетный лист на облет радиостанции (вып.).

3. Договориться со сборами о полетах ночью на 03.01.52 г.

4. Какие мы имеем на глиссаде прожектора и сколько их и где?

5. Получить деньги.

6. Быть в горсовете.

17.00. Приступить к составлению доклада.

Быть на инструктаже групп, едущих для оказания помощи в частях.

План на 3 января 1952 г.

10.00. Провести совещание с группой по вопросам работы в частях.

Выезжал в Львов с целью оказания помощи в планировании летной подготовки, а также проконтролировал организацию и руководство полетами.

Приехав в штаб, прочел шифровку о переучивании на новую матчасть. Кажется, все наше планирование на этом пойдет в связи с этим на свалку.

05.01.52 г. к 10.00 вызывают в штаб ВА, съездим — узнаем.

План на 4 января 1952 г.

С 9.00. Приступить к продумыванию конкретных мероприятий по переучиванию.

С 12.00. Выполнить одну стрельбу по конусу и по щитам — 48-е, 49-е упражнение.

Предупредить о невозможности присутствовать на активе комсомольцев.

Посмотреть личное дело Кожевникова и Шелипанова, взять у Шелипанова данные о квартирах.

План мероприятий по переучиванию составлен. Получена шифровка об откомандировании в НИИ человека за приемкой самолета УТИ-15.

Летал на стрельбу, время — 53 минуты. По щитам попал 5 пуль, по конусу не стрелял. Летал на своем 87-м самолете, мотор хороший, планер тяжел.

Проверил работу оборудования по слепому полету — работало хорошо.

План на 5 января 1952 г.

Комсомольский актив — сделать доклад.

На воскресенье 06.01.52 г. в 12.00 в клубе провести смотр художественной самодеятельности в 112-м иап и батальоне (не был).

Получить в секретной части политотдела темы политических занятий (не вып.).

В 8.00 был в штабе ВА. Из-за шофера опоздал на 1 час. Поставили задачу переучиваться на МиГе, не снимая остальных задач, срок к 01.05.52 г. Просили составить перспективный план.

План на 6 января 1952 г. (воскресенье)

Приступил к составлению плана переучивания на МиГ-15.

На смотре художественной самодеятельности не был, должен был быть в Дрогобиче на встрече с досаафовцами — не поехал ввиду поздней ночи.

План на 7 января 1952 г.

9.00. Провести и подписать ответ на письмо Шураховой Надежде, Львов, ул. Пионерская, 7, кв. 4 (вып.).

19.00. Занятие по Морзе (не вып.).

19.30. Письмо Циклину, Киндомову (не вып.).

Получить в секретной части политотдела темы по марксистско-ленинской подготовке, по плану № 3 (вып.).

Выдвинуть за 2 часа до наступления темноты зенитный прожектор на полосу и выдать дымовые шашки. Все это сделать Костину (нет).

Проверить годность аэродрома и полигона (вып.).

С 21.00 дома подобрать материал о работе Сталина «Марксизм и вопросы языка» (нет).

С 18.00 в ШМАС (школа младших авиационных специалистов. — Авт.) изучение МиГ-15 (вып.).

До 21.00 подготовить полностью доклад (вып.).

План на 8 января 1952 г.

Приступить к конспектированию по работе Сталина. Проверить ход подготовки к полетам. Предложить командиру на место Кужелева назначить Стеблова.

С 17.00 — изучение двигателя в ШМАС (вып.).

В 20.00 состоялся разговор у командира о взаимоотношениях НШ (начальника штаба. — Авт.) со мной. Многое я делал неправильно, особенно со штабными документами. НШ понял свои ошибочные действия, но, кажется, и впредь их будет допускать из-за своего упрямого характера. Меня возмутило то, что он отдал приказание Яковлевой не печатать мои документы или документы за моей подписью. Пытался во всех вопросах подчинить полностью себе летную группу.

План на 9 января 1952 г.

Изучать работу Сталина.

10.00. Проверить внешним осмотром солдат караула и КПП (контрольно-пропускного пункта. — Авт.).

12.00. Провести полеты на стрельбу и проконтролировать руководство полетами (вып.).

Взять у командира инструкцию по технике пилотирования МиГ-15 (вып.).

Позвонить Ховалке.

17.00. Заступаю дежурным. Командиру — отпуска для личного состава (разговаривал).

Подобрал литературу по работе Сталина. Приступил к изучению и конспектированию. Выполнил стрельбы на удовлетворительно и отлично.

План на 10 января 1952 г.

Изучать работу Сталина. Занятия по Морзе.

Дать указание Костину о высылке за 2 часа до наступления темноты зенитных прожекторов на ВПП и создания запасов дымовых шашек. Спросить о настольном стекле.

9.00. Проверить расписание занятий и выписать для себя темы. Подобрать материал для лекций по конспектированию (вып.).

Проверить план-график переучивания у Герасимова и его подготовку к занятиям.

Выписать из плана мероприятий сроки работ и их характер (не вып.)

Как обстоит дело с аккумуляторами к «Победе».

10.00. Вылететь в 10.00 к Скоморохову (вып.).

9.30. НШ приказал докладывать о взлете и посадке ему и заместителю. Ему это совершенно не нужно.

Дать указания командиру ап: в заявке указывать 3-й прожектор.

План на 10 января 1952 г.

Изучать работу Сталина.

19.00. Партийное собрание управления с вопросом приема в члены ВКП(б).

16.00. Полеты на стрельбу ночью. Подготовить самолеты (полеты из-за сильного ветра остановлены).

Заполнить полетные листы (вып.).

Талашу снять с довольствия на 12 и 13.01.52 г. (вып.). Проверить заправку машины «Победа» (полностью). Проверить подготовку конуса для стрельб (вып.).

Дать указания Щукину — в заявке указывать 3-й зенитный прожектор.

Провел с группой руководящего состава занятия на тему «Планирование, расчет на посадку, посадка и уход на второй круг» — 2 часа.

Разговаривал с НШ в отношении отдачи рапорта дежурным по управлению штаба. К единому мнению не пришли, но я прав, приедет Азаров — поговорю с ним.

Занимался работой Сталина, но мало. Сегодня из шифровки окончательно стало известно, что едем в ак (авиационный корпус. — Авт.) на занятия.

План на 12 января 1952 г.

Дать команду о снятии с довольствия на воскресенье и понедельник и вторник (вып.).

17.00. Поездка во Львов.

Талаш снять (вып.).

Проверить составление плана-графика на переучивание.

Дать команды об этом в ап и их высылке сюда (вып.).

Позвонить Ховалке Н.И. (вып.).

Подобрать материал для лекции по тактике.

9.00. Зарядить полностью «Победу» (вып.).

10.00. Получить деньги (вып.).

10.20. Проверить отмену приказа об официантках (вып.).

9.30. Режим дальности и продолжительности полета провести лучше инженерам (вып.).

Присутствовал на открытой 5-й Стрыйской городской партийной конференции. Прослушал отчетный доклад секретаря горкома Скопина и отчетный доклад ревизионной комиссии. Отпросился до 10.00 13.01.52 г.

План на 14 января 1952 г.

Занятия в Мукачево по марксистско-ленинской подготовке.

Отбыли в Мукачево 0.45 мин, прибыли 14.1 в 8.30 утра. Позавтракали в вокзале. Занятия начались в 9.00. Всего прозанимались 8 часов — пользы очень мало. Придется над этими темами работать самому дома.

Решали вопрос переучиванием. При обсуждении плана НШ снова проявил свое невежество. Очень груб.

Погода в Мукачево стояла теплая. Утром ясно, к вечеру натянуло облака. К нам совместно с двумя аэ (авиационная эскадрилья. — Авт.) перегнали УТИ (учебно-тренировочный истребитель. — Авт.).

При чтении лекции полковник Шевченко, приводя примеры о единоначалии, обратил мое внимание на недопустимость критики и обсуждения деятельности командира, подразумевая мое выступление на партактиве, где я хотел вскрыть факты безобразного отношения НШ к подчиненным и устройства своих личных дел.

План на 15 января 1952 г.

9.00. Продумать и составить схемы самостоятельного вылета и полета по кругу (вып.).

17.00. Заступаю дежурить ответственным (вып.).

Проконтролировать выполнение мероприятий по ВСС (воздушно-стрелковая служба. — Авт.) и наметить пути выполнения (вып.).

Азбука Морзе.

Работа т. Сталина законспектирована.

Составить план-график летных дней (вып.).

Приехал на работу к 10.00, т. к. с поезда пришел домой в 6.00.

З. на меня сердится, не разговаривает. Вечером заступил дежурить. Была объявлена повышенная готовность около 1.00 часа. В районе Киева блудили два наших самолета. Домой вернулся в 2.00.

План на 16 января 1952 г.

10.00. Полет на стрельбу по конусу.

Сдача зачетов по самолету и двигателю (вып. не полностью).

Выписать и получить отрез на брюки.

Полеты не состоялись. Зачеты по двигателю и спецоборудованию сдал. Знаю лучше, но оценку поставили 4.

Подготовка к розыгрышу полета была плохая. Сам розыгрыш прошел не на должной высоте. Вина Герасимова. Не подготовил даже схему зон.

18.00. Взять приказ войскам Прикарпатского военного округа и довести до командиров ап (вып.).

Приказ ГК ВВС № 0594 от 13.11.51 г. (вып.).

План на 17 января 1952 г.

9.00. Полеты.

Вылетел после одного полета в зону и одного полета по кругу самостоятельно на МиГ-15. Вместе со мной вылетели Черемухин, Герасимов, Щукин.

План на 18 января 1952 г.

Поездка во Львов.

18.00. Предварительная подготовка. Проигрыш полета. Во Львов ездили с Ф. (Анфиса Яковлевна, жена. — Авт.) и Черемухиной (жена командира авиадивизии. — Авт.). Я примерял коронки на зубы. Постановку будут производить 23.1.

По дороге Черемухина рассказала о поездке Калайды на похороны во Львов, и как он боялся бандеровцев. За все время она не видела его жены, он никогда с ней вместе не был.

Во время розыгрыша полетов выяснилось, что Герасимов опять не выполнил моих указаний.

План на 19 января 1952 г.

Герасимову изучить с руководящим летным составом анализ летных происшествий, входящий № 00124 (вып. в ШМАС).

Конспект лекции по тактике.

Характеристику летную Дудину (не вып.).

План на 21 января 1952 г.

9.00. Проверить донесение из полков о выполнении плана мероприятий по ВСС согласно телеграмме командира (вып.).

Написать летную характеристику Дудину.

Проверить работу Шнурова (заявка на пулеметы).

17.00. Азбука Морзе. Подготовить лекцию по тактике.

Заступаю дежурить (написать письма) (вып.).

На партсобрание — 28 лет со дня смерти Ленина (вып.).

Донесения поступили только от 113-го иап (истребительный авиационный полк. — Авт.). От Скоморохова нет и от Щукина не полностью. Надо доложить об этом командиру.

План на 22 января 1952 г.

Щукину выделить два экипажа для облета радиостанции. Полеты планировать по маршрутам (вып.).

Проконтролировать ход предварительной подготовки.

10.00. Азбука Морзе (вып.). Просмотреть годность аэродрома (вып.). Составить конспект лекции по тактике. Характеристику Дудину.

Переговорить с Шнуровым о тренажере и о стрельбе в тире.

Выяснить и разобраться с Пузановым о его проступке и самовольном уходе (вып.).

Пузанов познакомился с ней еще в Мукачево.

План на 23 января 1952 г.

17.00. Партсобрание отчетное в 1-й аэ Щукина. Календарь на 1952 г. в киоске посмотреть. Закончить лекцию по тактике.

Доработать по организации летного дня.

Герасимову дать указание проработать Указания по облету МиГ-15, вх. № 0187 (вып.).

13.00. Полеты.

Сделано 2 полета в зону по 10-му упражнению с налетом 51 минута (30+21).

План на 24 января 1952 г.

Ездил во Львов. Вставили зубы, дали один день на обноску, (26.1) если все будет нормально — будут цементировать.

Приехал, проверил составление плановой таблицы, позанимался морзянкой. Радист говорит, что принимаю уже более 50 знаков в минуту.

План на 25 января 1952 г.

10.00. Начало полетов. Дать задание:

начальнику ВСС — составить схемы типовых атак одиночно, пары и звена, а также заходов для стрельбы по конусу;

штурману — составить лекцию на тему «Особенности ведения ориентировки на больших скоростях».

Закончить лекцию по тактике и набросать черновики схем.

План на 28 января 1952 г.

Талашу дать команду о расчетах за паек (вып.).

Провести лекцию по тактике с офицерами штаба (вып.).

21.00. Сходить в театр посмотреть «Мачеху» (вып.).

План на 29 января 1952 г.

10.00. Подготовить доклад к отчетно-выборному собранию. Узнать о книге и поездке в Дрогобич (вып.).

Получить деньги за паек.

20.00. Дополнить доклад и прочитать отличникам УБП (учебно-боевая подготовка. — Авт.) и стахановцами в Доме культуры г. Стрый (вып.).

Встречал Коротченко. С ним вместе в чайной ужинал. Достал в ВА (воздушная армия. — Авт.) для него Ли-2 и отправил в Мукачево. Он очень благодарил.

План на 30 января 1952 г.

Разобраться с грубостью Топильского.

10.00. Полетами руковожу я. Морзе. Плановая.

Встретил Коротченко Демьяна Сергеевича, на аэродром прилетел из Мукачево. Сразу же уехал в Дрогобич.

План на 31 января 1952 г.

Отчетно-выборное собрание у Скоморохова — присутствовать.

Проведение предварительной подготовки к полетам (вып.).

20.00. Приехал Агальцов. Я встречал, доложил ему. Поехали на ночные полеты. Летал Громов. Вылетевший от Щукина на патрулирование Востриков сел только с 3-го захода, с «промазом». Причина: летчик забыл выпустить щитки. Ужинали с Агальцовым в 23.00. Рассказал за ужином, как в Правительстве происходит планирование.

План на 2 февраля 1952 г.

20.00. Совещание с командирами и начальниками политотделов.

Агальцов разбирался с катастрофой Буданова. Метод разбора очень логичен, надо учесть. Фокина судить не будет, допустил к полетам. Буданова — только пообещал.

План на 3 февраля 1952 г.

Отчетно-выборное собрание управления ад (авиационная дивизия. — Авт.):

— в отношении летно-методических сборов в ВА;

— приказа и плана мероприятий в разрезе указаний Конева;

— план переучивания на МиГ;

— о снятии дежурства.

План на 4 февраля 1952 г.

Партийное отчетно-перевыборное собрание у Щукина:

— подготовить доклад о переучивании на совещание;

— договориться с Громовым о Як-11 на 5.2 в ночь.

Присутствовал на партийном собрании у Щукина. Подготовлено было хорошо. Я не выступал. Погода стоит плохая — сплошная низкая облачность, снег. Нанесло очень много снега.

План на 5 февраля 1952 г.

Дать заявку на перегонку самолета в Станислав. Совещание у Степичева.

Партийно-отчетное собрание.

Были на совещании в армии (воздушной армии. — Авт.). Агальцов остановился в основном на тех же вопросах, что и у нас. Показывал причины, указал на слабое методическое руководство, показал примерность. Я думаю, то же самое относится и к ВСС:

— не готовим летчиков тому, что нужно на войне;

— не уделяется внимание освоению полетов по ОСП;

— отсутствие серьезной заботы о летчике;

— слабая техническая грамотность и деградация летчиков.

В отношении переучивания летчиков Степичев конкретно ничего не сказал.

На партсобрании я выступил, но выступление было слабое, неподготовленное. Азаров задел Шелипанова.

План на 6 февраля 1952 г.

Ревинову — почему у Скоморохова неисправен По-2.

Приехал Черемухин. Оставили здесь. Очень хорошо, а то бы мне было бы тяжело. Азаров докладывал ему о нашем разговоре с Шелипановым. Искажает истину: говорит, что ругань была сплошная, что слушал весь ПУН (пункт управления и наведения. — Авт.) и все об этом знают.

Я будто доказывал, что я буду командиром и т. д. Все это ложь, неправда. Он интересный тип. Служит «и вашим и нашим», но в своих интересах. Все приписывает себе. «Я беседовал», «я растолковал» и т. д.

Был на аэродроме, расчистка идет хорошо. 4-й день стоит плохая погода, идет сплошной снег. Такого снега не было в течение 10 лет.

План на 7 февраля 1952 г.

У Карпова проработать № 8990 с руководящим составом в классе.

Спланировать прием зачетов на НПП («Наставление по производству полетов». — Авт.).

Командиру доложить о плане в 2 очередях Щукина, о перелете Манжулы.

Ревинову, при наличии погоды, приготовить с утра самолеты.

Командиру доложить командующему о взаимодействии.

С Громовым договориться о ночных полетах на Як-11 на восьмое февраля.

Дать заявку Щукину на облет Як-УЛА.

Переговорить с Азаровым в отношении разговора моего с Шелипановым.

Сфотографироваться.

План на 8 февраля 1952 г.

Работы провел много.

Вечером положил в больницу Фису, положение, кажется, серьезное.

План на 9 февраля 1952 г.

10.2 доложить Гусеву о результатах знания эксплуатации матчасти в зимних условиях. Весь ли летно-технический состав сдал зачеты (№ 2/74)?

Дать заявку на ночные полеты на Як-11, Ла-11 по системе.

План на 11 февраля 1952 г.

Проверить исполнение № 27/20 Карповым (инструктаж при производстве полетов), доложить в штаб ВА к 15.2.

НШ — изучены ли директивы № 1340, 21.

Представить Гусеву план ввода в строй молодых летчиков.

План на 13 февраля 1952 г.

Спросить командира, как выполнять п. 5 приказа ВА, о контроле за организацией и проведением летного дня в авиаполках.

План на 14 февраля 1952 г.

Договориться с Громовым и дать заявку на ночные полеты по системе ОСП. С Карачинским выбрать направление стрельб. Щукину подготовить Як-УЛА для полетов в облаках.

План на 15 февраля 1952 г.

НШ проверить наличие пакетов серии «К», донести до 20.2.

9.30. Полеты.

План на 18 февраля 1952 г.

Был дома, не работаю.

Привез жену домой из больницы, выглядит довольно бледно.

План на 19 февраля 1952 г.

Не работаю, был дома.

В обед приходил председатель горсовета Халавка с женой Юлией Ильиничной.

Договорился с продавцом газет и книг съездить завтра в Дрогобич.

План на 20 февраля 1952 г.

Был в Дрогобиче. Книг не нашел, остальное все сделал, но получилось неважно, как-то по-стариковски.

Утром вызвал на работу Черемухин. Поставил в известность, что оборудованные спарки у нас остаются. Поставлена задача к концу года подготовить 40 летчиков, летающих днем и ночью, в сложных условиях погоды.

План на 21 февраля 1952 г.

Доложить командиру о плане мероприятий на заместителей командиров авиационных эскадрилий по политчасти (вып.).

Дать заявку на полеты в закрытой кабине (вып.).

Составить плановую таблицу на эти полеты (вып.).

Приготовить «Победу» во Львов (вып.).

Побеседовать с новым шофером.

Поговорить с командиром о себе, то, что рассказываю Шелипанову.

План на 22 февраля 1952 г.

7.30. Поехать во Львов принимать зачеты (вып.).

План на 23 февраля 1952 г.

Приходил командир Черемухин. Разговор был в отношении Ф. Он сказал мне, что надо принимать решение, а так продолжаться не может. То же самое подтвердил и я. Чуть не заплакал, когда разговор зашел в отношении моей дочери.

Через часа два домой пришла Ф. Как всегда, не разговаривает, думает, что она права.

Вечером с ней, лежа в постели, завел об этом же разговор, сперва спорила, а затем замолчала. Я перешел спать на свою кровать. Ночью сама пришла ко мне.

План на 25 февраля 1952 г.

Дать заявку и подготовить полеты на 26-е в ночь, со стрельбой.

Докончить конспект о взаимодействии ВВС и ВМФ.

Переговорить с начальником пожарной охраны о разговоре Шелипанова.

Дудину — достать из самолета переходник.

План на 26 февраля 1952 г.

Комплексная тренировка на перехват Ту-4, присутствовать и руководить.

Носов — выступить перед курсантами.

Составить мероприятия по летной подготовке, совместно с инженерами.

Днем выезжал на аэродром, руководил посадкой Ла-11, вылетавших на перехват Ту-4. Вывод: летчики разучились производить заходы по системе.

20.00. Был у Ст. до 24.00.

После прихода домой неприятный разговор с женой. Оказывается — решила позвонить на работу и в гараж, где меня не было.

План на 27 февраля 1952 г.

9.00. Полеты у Щукина.

Летал с двумя летчиками Щукина на спарке.

Провез Герасимова из задней кабины. Летает хорошо, чувствуется большой опыт.

Летал на спарке с Карповым по упр. № 15. Очень хорошо пилотировать этот самолет по приборам в облаках.

Вечером смотрел кино, как пользоваться прицелом АСП-3Н.

Вывод: нужна систематическая тренировка летного состава.

Вечером составил план мероприятий. Дать нужно, чтобы каждый знал сроки выполнения и выполнял их.

В 23.00 звонила Ф., проверка на работе. Беседовал с Карповым по вопросам прохождения программы для полетов в сложных условиях.

План на 28 февраля 1952 г.

Герасимову присутствовать и проконтролировать ход предварительной подготовки в 112-м иап.

Карачинскому съездить и наметить место выброски прожектора с радиостанцией.

Составление плановой таблицы.

11.00. Полеты на МиГах в облаках и закрытой кабине. Васильеву составить плановую таблицу на эти полеты.

Карачинскому проверить использование СТЛ-2 у Щукина.

Дать указания о составлении личного плана на март.

Васильеву подготовить материал для разбора летных происшествий в полках с подробным анализом их предпосылок к ним на опыте 131-й и 279-й иад.

Разыскать бюллетень № 15 по вопросу переучивания.

18.30. Полеты ночью.

План на 1 марта 1952 г.

Прочитать инструкцию по СТЛ-2.

На полеты.

План на 5 марта 1952 г.

Узнать, когда будет подведение итогов за февраль у Щукина.

Со штурманом-инспектором и начальником ВСС обсудить план Щукина.

Как проверяется уровень летной подготовки заместителей командиров авиаэскадрилий по политчасти у Щукина, срок указан до 3.3, и составлялся ли план-график на них (это Герасимову).

Никто не представил личный план на март.

Запланировано до 1.3 завести персональный учет на замкомандиров аэ по политчасти, проверить Герасимову или самому.

План на 6 марта 1952 г.

Дать заявку на ночные полеты 7.3. Начало 18.30, конец 4.00.

Включить Як-11 по ОСП.

Летчик на По-2 к Щукину старший лейтенант Дрын (больной).

План на 7 марта 1952 г.

Ночные полеты: начало 18.30, конец 4.00.

Дать заявку на ночные полеты на 8.3, начало в 18.30, конец 4.00 (день свободен). Этот вопрос согласовать с командиром и Щукиным, т. к. Щукин по плану должен летать в воскресенье 09.03. Включить Як-11 по ОСП.

При наличии хорошей погоды на 9.3 дать заявку на ночь 9.3.

Летал на УТИ МиГ-15 с Карачинским. Пошли в зону, но с 500 м землю не стало видно. Пробили облака на 5000 м. Сделали бочки и виражи. Заходили по системе, видимость была.

План на 8 марта 1952 г.

При наличии погоды дать заявку на ночь 9.3, включить Як-11 по ОСП.

Дать заявку на ночь на 10.3, включить Як-11 по ОСП.

План на 10 марта 1952 г.

У Щукина до 10.3 должен быть составлен план перебазирования в Шиненцы. Проверить.

План на 11 марта 1952 г.

9.00. Начало полетов у Щукина. Провезти и вывезти Щербакова (вып.).

Слетать в Станислав (сейчас г. Ивано-Франковск, Украина. — Авт.) на боевом (не летал).

Готовиться к семинару.

18.00. Заседание комиссии по офицерам, находящимся в должности более 5 лет.

Щербакова выпустил, дал ему 4 полета, контрольно-вывозных. Он вылетел на «отлично». Карачинский Герасимовым был провезен на групповые типовые атаки и в зону.

Вечером с запозданием собрались члены комиссии. Обсуждали и делали выводы по офицерам, которые в занимаемой должности свыше пяти лет. Таких очень много. Есть такие, которые служат даже по 12 лет. Кто знает, может, и самого ждет такая же участь?

Вечером с Ф. были в театре на «Ревизоре», шел на украинском языке. Она была опять вместе с Власовыми. Татьяна Ивановна сильно окружила и запутала.

Игра актеров не понравилась, да и не все слова понимал, догадывался по ходу действия. Так и не досмотрел, ушел раньше времени. Перед уходом с Власовым в буфете выпили коньяку.

К семинару готовился, но мало.

План на 12 марта 1952 г.

Проконтролировать руководство полетами.

Слетать в Станислав на боевом (самолете. — Авт.).

Подготовиться к семинару.

Присутствовал на полетах. Летают не интенсивно. По этому поводу Черемухин сегодня в 20.00 собирал совещание и поставил задачу — всех летчиков выпустить до 20 марта. Тут же дал указание о выделении второго комплекта механиков на обслуживание «спарок» (учебно-тренировочный самолет. — Авт.).

Сегодня командующий дал окончательное согласие на перебазирование Щукина в Коломыю.

Я сам облетал после регламентных работ свою машину; сделал два захода по системе ОСП визуально. На полосе лежал поломанный Як-11 (летал Байдаков и Щербаков), причина — техническая.

В обед разговаривал с Ш., спросил — почему он сердится и сколько это будет продолжаться? Ответил мне: «Я работаю, вам не мешаю, и мне не мешайте. У вас своя работа, у меня своя работа».

Сижу и дежурю на ПУН. Он уже справлялся, где я нахожусь.

План на 13 марта 1952 г.

Проверить склейку карт и нанесение обстановки.

10.00. Быть на занятиях по штопору, с рабочей тетрадью.

Готовиться к семинару.

10.00. Ночные полеты.

Дать указание летной группе по контролю предварительной подготовки у Щукина.

Записать разговор с Ш. 07.03.52 г. и в другой раз все в его действиях учитывать.

Встретиться у книжного киоска перед ночными полетами и сдать книги.

План на 14 марта 1952 г.

Заняться подготовкой к групповому упражнению.

Готовиться к семинару.

План на 18 марта 1952 г.

Начать подготовку к партконференции, готовить материал для доклада.

Встретиться с С., договориться на среду на ночные полеты.

План на 19 марта 1952 г.

Скоморохов — 4 полных летных дня, 6 боевых, доложить Зеленову телеграммой. Зачеты принимать будут с понедельника.

План на 3 апреля 1952 г.

1, 2, 3 апреля были с Черемухиным в Станиславе.

План на 4 апреля 1952 г.

С утра в 5.00 выехали на охоту на уток. Озеро это заметили еще вчера с самолета, когда летели со Станислава в Стрый — домой. Сегодня в темноте с трудом его нашли. Распределили места, мне южная сторона досталась. Поохотились удачно. Выстрелы начали раздаваться сразу же после приезда. Один выстрел, кажется Черемухина, чуть не угодил по мне. Дробь прямо рядом по воде вдоль берега легла, там, где я сидел.

Я первую утку убил сидячую. Остальные четыре — влет. Все они упали на воду. Лодки не было. Машина ушла в город с Черемухиным, за досками для плота, я остался на озерке.

Когда доски привезли, их оказалось недостаточно. Пришлось брать две шпалы с переезда, которые затем обнаружил у нас обходчик. Пришлось вернуть обратно. Шофер Меркушев, пока я разговаривал с железнодорожниками, сдавал назад. Засмотревшись на нас, нечаянно одну половинку шпалы из-под плота выбил, и плот перевернулся. Воды было до пояса. Я на работу вышел в 14.00.

План на 5 апреля 1952 г.

Выезд во Львов на армейскую конференцию.

До 10 апреля спланировать командирские полеты ночью. Дать задание инспекторам.

План на 10 апреля 1952 г.

С утра Черемухин принес телеграмму о том, что 10.4 меня вызывает командующий. После ночных полетов 09.04 (я вылетел самостоятельно на МиГ-15 после одного полета на «спарке», где за инструктора сидел Черемухин, которого я провез, затем он меня) проснулся в 9.00 и чувствовал себя нормально. С утра был дождь и можно было летать по ОСП, но заявка на полеты была дана в 12.00. Кириллов начало полетов организовал плохо. Первый вылет с Черемухиным у нас был по 162-му упражнению, сбор пары за облаками. Он с вылетом задержался, и первым вылетел я. Пробил облака и встал на приводной круг. После его входа за облака сразу же увидел его и пристроился.

Второй вылет на пробивание облаков вверх-вниз по 163-му упражнению парой взлетели вместе. Вначале держался я хорошо, но через минут 20 полета, должно быть, устал (групповая слетанность — не летал очень давно), мне показалось, что Черемухин разворачивается очень резко в мою сторону. Я удержаться не мог, а когда его потерял, то мой авиагоризонт спрятался. Я потерял пространственное положение. Нижняя кромка облаков была 600 метров, я был на 2000 метров и только благодаря счастливой случайности из облаков выскочил под углом 60 градусов и сумел вывести самолет из пике, когда до земли оставалось 100 метров. Так, можно считать, что родился второй раз.

План на 11 апреля 1952 г.

Вчера вечером в 20.00 прилетели на Як-12 домой. Хотел позвонить во Львов в ВА — не дозвонился.

Сегодня утром по телефону переговорил с командующим ВА. Еду в Луцк для расследования появления кристаллов льда в Б-95 (авиационный бензин марки с октановым числом 95. — Авт.). Во Львов приехал на машине. У Исаева (Исаев Николай Васильевич, бывший командир 16-го гиап 9-й гиад 8-й ВА, командир 273-й иад 6-й иак 16-го ВА. — Авт.) встретился со своими членами комиссии. Выехали поездом Львов — Ковель в 19.00.

В вагоне до Луцка играли в преферанс. Впервые выиграл 58 рублей, и — не отдали.

Во Львове купил банку полировочной воды и банку краски для машины.

Ходил по магазинам, подбирал ружье. Если не будет лучшего, то куплю «Зауэр» или Ижевское 12-го калибра, сделанное по модели «Зауэра». Говорят, что отзывы о нем хорошие и стоит недорого — 700 рублей, да за 700 рублей куплю фотоаппарат.

План на 12 апреля 1952 г.

Ночевал в кабинете начальника штаба, один на койке. Как и договаривались, встал в 8.30, мои товарищи проспали. Позавтракали в столовой военторга. Потом представились Красноруцкому (начальнику гарнизона). Он нам рассказал по сути интересующего нас дела. В разговоре таки сквозит вражда с командиром атд (авиационно-техническая дивизия. — Авт.) полковником Козловым. Это и подтверждалось в последующих разговорах.

Факт обнаружения кристаллов подтверждается, но совсем не ясна причина.

Факт срыва полетов по негодности аэродрома подтвердился, но срыв полетов был не так велик, как это раздули из-за вражды Красноруцкого с Козловым. Перегибы Красноруцкого налицо, хотя бы даже в том, что действовал через голову командира атд, о чем последний шифровкой его предупредил. Плохо обстоит дело с хранением горючего в 387-м оатб (отдельный автомобильный батальон. — Авт.).

Встретил Прохорова и Стробыхина. У Лешки родился второй сын. От Стробыхина узнал, что разбился Егоров Лешка. Это ему подтвердил Фаломеев (да и я был недалеко от этого. Надо быть очень осторожным и последовательным. Черемухин просил об этом никому не говорить, хотя я рассказал Крачинскому и жене). Утром говорил с Исаевым, чтобы выслали Як-12, он пообещал. Звонил в отдел перелетов в 18.00 — не выпустили из-за негодности аэродрома. Вылетел на По-2 Красноруцкого, с трудом успел в 19.00.

План на 13 апреля 1952 г.

Сижу в гостинице «Народная» в № 38 и заполняю свой дневник за три прошедших дня. Надо сознаться — плохо у меня с этим обстоит дело. Да и не только с этим. Не планирую я работу на день. В дневнике стал хуже работать вообще. О чем предупреждал Черемухин 11.04, что я действительно занимаюсь одной летной работой.

Собственно, как я могу заниматься другими делами, когда я не в курсе их, благодаря работе Шелипанова. Ни одного приказа не доводится до меня, кроме лично касающихся. А ведь об этом сколько я говорил Черемухину. Да и Шелипанов идиот из идиотов, и нахал неповторимый, много попортит он мне крови. Но надо быть умным, воспользоваться его ошибками, а они у него на каждом шагу. Все это нужно будет помечать для себя, чтобы потом точными данными поставить его на свое место.

Жду автомашину, которая должна прийти к 14.00.

План на 14 апреля 1952 г.

9.00. Взять приказ ад по стрелковым соревнованиям:

— с офицерами, упр. № 2 — ТТ;

— с сержантами и солдатами, упр. № 1 — карабин.

Выделить по 1 аэ в частях соединения (15 офицеров и 20 солдат):

— в 111-м иап — 21.04;

— в 112-м иап — 22.04;

— в 113-м иап — 23.04;

10.00. Приступить к доработке лекции о переучивании.

10.00. Узнать условия приема в Академию им. Ленина.

Позвонить в реммастерские, отдать бензобак, сделать кран слива.

Дома подобрать старый печатный материал для статьи в газету «Крылья Победы».

План на 15 апреля 1952 г.

9.00. Дать заявку на перелет в Буштино на Як-11 и отсюда в Станислав на По-2.

Скоморохову дать телеграмму о подготовке Як-11.

Щербакову дать задание составить график дальности и продолжительности полета МиГ-15 с поднятием на высоту и сравнить данные с винтомоторным.

Составить розыгрыш полета.

План на 29 апреля 1952 г.

27.04. Вслед за телеграммой о высылке личного дела пришла телеграмма о моем выезде в Москву в УК (имеется в виду Главное управление кадров МО СССР. — Авт.), срок 29.4.

28.04. в 6.00 вылетел на попутном самолете Ли-2 с генералом Беловым и в 14.00 был на центральном аэродроме.

От Циклина по телефону договорился с Александровым о явке в 12.00 сегодня, предварительно узнав, зачем меня вызвали.

Сегодня был у Матлахова и Вихорева (генерал-майор авиации Вихорев Александр Иванович — бывший заместитель командующего 8-й ВА по политчасти. — Авт.). Вихорев сделал ряд замечаний за мое прошлое, указав при этом, что знает меня как облупленного.

С ГУК договорились на 3 мая. Вечером переехал в гостиницу ЦДСА из «Гранд-отеля» по распоряжению Вихорева, а затем сходил в Малый театр. Посмотрел «Егор Булычев и другие» в постановке театра Вахтангова.

Администратор Анатолий Андреевич Каливатов меня сразу признал.

План на 3 мая 1952 г.

Первого мая днем был в гостинице. Немного посмотрел демонстрацию, хотел пройти было к Каталкину, но не смог из-за демонстрации.

Вечером был в гостях у Циклина, там встретил генерала Шаповалова, полковника Малышева и Чижикова — все старые знакомые.

2 мая был на концерте в ЦДСА.

Сегодня был у полковника Павлова в ГУКе, договорились встретиться на 5 мая, т. к. не было на меня материала. Попал в неудобное положение с годом рождения — спросили партбилет, а я его оставил в номере.

План на 13 мая 1952 г.

Наконец-то в 14.00 был принят в ЦК. Прошла целая неделя ожидания, волнений, сомнений и бездельничанья.

И вот вначале в бюро пропусков — строгий надзор, затем в кабинете полковника и генерала все делается по-простому, обыкновенному и человечески, внешне — ничего особенного. А если вникнуть в суть дела, нахожусь в Центральном комитете ВКП(б), где работают наши секретари ЦК ВКП(б), члены Политбюро и, может быть, т. Сталин!

А какая ответственность? Для того чтобы работать на этой должности, должно быть решение ЦК ВКП(б), причем специальное. Партия лично будет заниматься такими мелкими людьми, как я.

Да, если состоится решение, то оно очень и очень к многому обязывает. Нужно приложить будет много силы, энергии, ума, воли, настойчивости, короче говоря, отдать самого себя, чтобы оправдать это доверие. А оправдать его нужно во что бы то ни стало.

Сразу же после выхода из ЦК оформил билет на самолет и буду 14.05.52 г. в 10.00 вылетать во Львов.

План на 15 мая 1952 г.

Сегодня после командировки явился на службу. Много интересных новостей. На первом плане из всех опять стоит Шелипанов и его идиотство. Тут и оскорбления, тут и изнурение, вплоть до обмороков, тут и автомашины, и особенно с Азаровым, который однажды притворно был удивлен, почему я и Шелипанов не можем договориться о нормальном пользовании газиком, а когда сам столкнулся — получилось то же самое.

Сюда же надо отнести первомайское поощрение или, точнее, вынесение благодарности Гоникману, Фашеру (которые, безусловно, этого не заслуживают), Каплуну.

Приезжая сюда, рассчитывал, что избавился от летно-методических сборов, а их, оказывается, перенесли на 19 мая. Следовательно, нужно к ним тщательно готовиться.

А как неузнаваемо изменился гарнизон. Когда я отсюда уезжал в Москву, то деревья были совершенно голые, теперь же здесь самый настоящий красивый парк. Все расцвело, распустилось, а какой приятный, ароматный воздух.

Жил бы да работал, а тут нужно готовиться к выезду в лагеря, где совершенно голая степь.

План на 27 мая 1952 г.

Только что выбрал время сделать небольшие заметки, здесь, в лагере.

Перебазировались или, вернее, перелетели: Скоморохов со своими полностью, Щукин — тремя самолетами и мы парой с Васильевым в понедельник 15 мая.

Причем, когда мы летели утром со Станислава через Львов в Ситно, погода была отличная. Не выключая двигателя, я из Ситно после взлета напрямую полетел в Коломыю.

Там, как всегда у Щукина, к перелету были не готовы.

Рассказав о порядке перелета и дав конкретные указания, улетел к Скоморохову. Здесь полная противоположность в подготовке.

И вот за каких-нибудь 2 часа погода совершенно изменилась. Из-за резкого ухудшения погоды Щукин перебазировался не полностью.

Лагерь встретил нас в первый же день дождем, снегом, холодом. Плюс плохая подготовка к приему. С тех пор по сегодняшний день ежедневно дожди, холодно, пасмурно. Все это надоело.

За этот период (24.05) вызывались на разбор за зимний период в штаб ВА, получили 5-е место.

25-го был дома. Получил от прислуги неприятность.

План на 28 мая 1952 г.

Был командующий. Поругал за устройство лагеря, особенно за неоднообразие в палатках.

Кое-кому дал определенную, хорошую взбучку. После его отъезда прошел с градом сильный ливневый дождь. Аэродром размок. Вынужден был отставить ночные полеты, перенес их на 29 мая.

Днем облетал район аэродрома в радиусе 50 км. Наш аэродром заметен с воздуха очень плохо. Дал указания об обозначении его дымовыми шашками.

Спланировал на 16.06 на партактив, на 17.06 — начало методических сборов.

Проверил эталонную палатку у Кирилова (хорошо).

План на 6 июля 1952 г.

В субботу приехала жена с детьми. Устроил их в комнате Пентина. Люба с Нелей привезли букет цветов. Сегодня ездили загорать на р. Иква. Я с семьей, Киселев с женой, Кузмичев. Половили рыбы и сварили там же уху.

Я на солнце немного сгорел. Жаль, что пропустил футбол и нашу самодеятельность. Вечером ездили в кино в Червоноармейск, смотрели «Тарзана в Нью-Йорке». Рука в моей руке и никаких возражений — интересное отношение.

План на 7 июля 1952 г.

Работа, спланированная на сегодня, недовыполнена. Прилетал Александрович. Договорились об обеспечении на 8–9.7. На 12.7 его весь день — вопрос его прикрытия был не ясен.

Звонил генералу Исаеву для организации взаимодействия, специально полечу 10.7 к 11.00 в Черляны.

По работе — замечаю свои резковатости к подчиненным, а это дает свою реакцию. Так, например, Закабунин обиделся за то, что я резко выступил по его работе (при его подчиненных, что неправильно) на подведении итогов.

План на 18 июля 1952 г.

На день планировал всего понемногу, не конкретно. В результате не сделал ничего конкретно, за исключением испытания установки для стрельбы по конусу (попал 3 пули, остальные — по 1 пуле) и пока не поругал Зеленова, так дело не подвигалось. Вместо намеченных по плану двух часов дня отстрелялись в 9 часов вечера.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Сражения в воздухе. Военная авиация XX века

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Советский ас Григорий Речкалов, дважды Герой Советского Союза. Дневники, документы, воспоминания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я