Методология разработки материалов тренинга по запросу бизнеса. Практическое руководство для УММников и УММниц

Александр Соломатин

Последовательное практическое руководство по разработке учебно-методических материалов для бизнес-тренингов.Автор, имеющий огромный опыт тренерской и методической работы с корпоративными клиентами, ставит во главу угла достижение конкретных, осязаемых бизнес-результатов. Руководство научит тренеров и методистов создавать готовый комплект материалов для проведения тренинга по выбранной теме. Оно будет полезно и интересно руководителям учебных центров, а также специалистам образовательной сферы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методология разработки материалов тренинга по запросу бизнеса. Практическое руководство для УММников и УММниц предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

О книге

Кому предназначена данная книга?

УММникам и УММницам, а точнее, тем, кто занимается созданием, переработкой и оценкой учебно-методических материалов (УММ) для корпоративных бизнес-тренингов, в том числе:

• формулирует техзадание на разработку материалов;

• контактирует с внутренним заказчиком (представителем бизнес-подразделения);

• отбирает исполнителей для разработки материалов и проведения тренингов — как среди внутренних специалистов, так и среди внешних провайдеров;

• осуществляет управление разработкой материалов;

• дает оценку качества готовых тренинговых программ

• и пр.

Таких специалистов называют по-разному: чаще всего — «методист», иногда — «методолог», встречаются также наименования «разработчик», «скрипт-райтер» или просто «автор». Если вы входите в эту категорию, то поздравляю: вы открыли правильную книгу!

Но кроме того она будет полезна:

• внешним и внутренним бизнес-тренерам, которые заинтересованы в том, чтобы качественно разрабатывать свои собственные тренинговые материалы;

• руководителям корпоративных учебных центров, заинтересованным в повышении качества проводимых тренингов;

• провайдерам, потребителям или заказчикам тренингов — тем, кому нужны четкие и понятные критерии, позволяющие судить о качестве предлагаемых услуг;

• людям, представляющим другие образовательные среды, — преподавателям, репетиторам, даже учителям, которые хотят сделать свою деятельность более коммерчески ориентированной;

• и, наконец, всем, кому интересна тема бизнес-тренингов и кто заинтересован в том, чтобы ознакомиться с реальным практическим опытом по разработке материалов для проведения тренингов.

Зачем читать эту книгу?

Чтобы освоить технологию разработки и оценки тренингов, тренинговых программ, тренинговых материалов, которая даст вам определенные преимущества:

1. Сократит время на разработку тренингов.

Есть мнение, что разработка учебно-методических материалов — очень трудоемкая, скучная работа, отнимающая много времени. Воспользовавшись рекомендациями этой книги, вы убедитесь, что разработка, выполненная «по алгоритму», осуществляется легко, быстро и доставляет удовольствие.

2. Позволит создавать тренинги, экологичные по отношению к ведущему, то есть комфортные для проведения.

Тренеры, которые работают по чужим материалам, знают, что бывают такие программы, после проведения которых чувствуешь себя совершенно опустошенным, выгоревшим. Среди причин могут быть особенности среды и темы, недостаточность мотивации участников и вашей собственной и пр., но одна из наиболее вероятных — значительные методические ошибки в программе и материалах тренинга. Из книги вы узнаете, как снизить количество этих ошибок, чтобы вам не пришлось вытягивать слабую программу за счет своей энергии.

3. Повысит профессионализм, востребованность и личный доход.

Тренер, который умеет качественно разрабатывать материалы тренингов, получает дополнительные возможности для своего продвижения и для увеличения собственного заработка — вне зависимости от того, работает ли он как фрилансер или является сотрудником компании:

во-первых, за счет расширения ассортимента услуг (разработка + ведение, а не просто ведение);

во-вторых, за счет растущего спроса на его программы, которые работают на результат и поэтому нравятся клиентам и заказчикам.

4. Повысит качество обучения в организации.

В каждой компании, обучающей свой персонал, как правило, есть своя накопленная за годы библиотека тренингов. Аналогично у каждого тренера-фрилансера такая библиотека тоже есть. Иногда это полностью законченные и готовые к проведению материалы, иногда — наброски. Бывает, что они хорошо систематизированы и упорядочены, а бывает, что просто свалены в какую-то папку. Эта книга подскажет, как все существующие в компании материалы привести к общему знаменателю и объединить в систему, четко описывающую — кого, чему и зачем обучаем.

5. Повысит уровень стандартов профессии.

Мне как автору этой книги очень бы хотелось, чтобы в целом тренинговые программы на рынке стали качественнее. Возможно, вы встречали в тренерских сообществах в различных социальных сетях посты типа: «Заказали тренинг по такой-то теме, поделитесь материалами» или «А накидайте мне каких-то упражнений на то-то и то-то».

Мы с вами подойдем к решению подобных задач иначе: не «какую готовую программу взять и ею дыру заткнуть», а «как разработать материалы, не тратя на это много времени». То есть не чужое использовать, а свое создавать: новые материалы, новые упражнения, новые концепции.

Ведь все готовые материалы, кейсы и упражнения, имеющие широкое хождение, были когда-то кем-то созданы. Я предлагаю вам стать тем, кто эти упражнения придумывает, у кого эти упражнения заимствуют и кому завидуют как человеку, умеющему это делать быстро, легко и эффективно.

Что будет конечным результатом чтения этой книги?

Умение создавать готовый комплект материалов по выбранной теме, который можно будет либо использовать для проведения тренинга, если это внутренний заказ, либо продать на рынок, если это внешний заказ. То есть выполнив все рекомендации, предложенные здесь, каждый сможет создать законченный методический продукт. Безусловно, потом его можно будет настроить, апгрейдить и каким-то образом улучшить, но вместе с тем это будет совершенно рабочая программа.

Как читать эту книгу?

Эта книга не сборник теории о методологии тренинга и не исторический обзор существующих психологических моделей и концепций. Это практическое руководство, воплощающее реальный многолетний опыт автора в области разработки материалов тренинга.

Самое бесполезное, что можно с нею сделать, — это пролистать ее и поставить на полку. Увы, но в этом случае все ценное, что в ней содержится, там и останется. Для того чтобы получить от книги максимальную пользу, я рекомендую следовать одному из вариантов:

1. Прямо в процессе чтения провести последовательный аудит готовых тренинговых материалов на основании прочитанного: насколько то, что рекомендуется в книге, соответствует тому, что реализуется в имеющемся у вас реальном комплекте?

2. Разработать новый материал, шаг за шагом следуя предлагаемым этапам и буквально проделывая все то, что я буду предлагать. Так вы сможете прочувствовать материал на практике и действительно научиться всему, о чем пойдет речь.

Какие материалы мы будем готовить?

Комплект, в который входят:

• гайд/сценарий ведущего (развернутый почасовый план), включая описание заданий, упражнений и кейсов;

• наглядные материалы (презентации, постеры, флипчарты);

• печатные пособия (рабочая тетрадь, раздаточные материалы, буклеты и пр.);

• средства контроля результатов обучения (тесты, чек-листы и пр.);

• сопутствующие документы (описание — анонс и пр.).

Такой комплект материалов нужен не всегда. Иногда тренинг проводится без презентации или рабочей тетради. Иногда не используются тесты или чек-листы. Бывает, что не нужен гайд и достаточно просто программы. Соответствующие разделы можно просто пропустить. Тем не менее мы разберем, как создаются все составляющие.

ОБ АВТОРЕ

Коротко о том, кто я такой. Меня зовут Александр Соломатин, на момент написания книги мне за пятьдесят, и более половины из этих лет я тружусь в сфере развития персонала. Тренинговую сферу я знаю в буквальном смысле со всех сторон: мне приходилось бывать участником, заказчиком, ведущим и автором учебных программ. Также я выступал в роли провайдера на больших тренинговых проектах, на которых было задействовано одновременно более 50 тренеров.

Услуги, которые я оказываю в рамках персональной деятельности:

1. Проведение тренингов. Когда-то бывало до двадцати тренинговых дней в месяц — сейчас стараюсь ограничивать их количество и не беру больше четырех-пяти.

2. Разработка тренингов с передачей материала — как для корпоративных клиентов, так и для тренинговых компаний, и даже для фрилансеров. Обычно у меня в работе один-два проекта именно по разработке.

3. Проведение аудита материала тренингов, чтобы устранить в нем методические ошибки и сделать материал более эффективным, направленным на результат.

4. Проведение онлайн-обучения — в самых разных форматах: асинхронно, в виде курсов, или синхронно, в формате вебинаров и онлайн-тренингов.

5. Проведение консультаций — индивидуальных, для тренеров-фрилансеров, или для компаний, которые заинтересованы в том, чтобы улучшить качество своих учебно-методических материалов.

Подробнее обо мне и о моих услугах вы можете узнать на моей персональной странице винтернете: https://asconsult.ru. Познакомиться с онлайн-курсом, который положен в основу этой книги, вы можете здесь: https://asconsult.ru/MM. А скачать чек-лист оценки учебно-методических материалов можно вот отсюда https://asconsult.ru/Check-list_BCSD.

Каковы источники той информации, которой я делюсь?

Первый — это опыт моей работы. Я безумно горжусь тем фактом, что пришел к обучающей деятельности из реального бизнеса и, до того как сделать тренинги своей профессией, руководил отделами продаж в дилерском центре Canon, потом в реселлере Xerox и других компаниях. Я думаю, именно этот факт и определил мой подход к тренингам с прикладной точки зрения. В тренингах же мне повезло сразу попасть под очень мощное крыло: тренинговая компания «Мэйнстрим» была дочерней организацией компании «ЭКОПСИ», одного из безусловных лидеров на рынке кадрового консалтинга, и именно там я научился создавать и проводить тренинги профессионально.

Второй — образование. У меня несколько высших образований и пройденных курсов профессиональной переподготовки (HR, T&D, MBA и др.), а также бесчисленное количество освоенных тренингов, семинаров и прочих краткосрочных программ.

И третье — мой практический опыт работы с клиентами. Ниже лишь малая часть компаний (я привожу только самые громкие имена и самых крупных клиентов — на самом деле их, конечно же, значительно больше), с которыми мне посчастливилось сотрудничать — для кого я что-то проводил, писал, чьих сотрудников обучал на открытых курсах, консультировал.

Таким образом, я делюсь с вами своим практическим опытом и пишу о том, чем ежедневно занимаюсь!

Почему методология?

Совершенствование тренеров или программ?

Представления о факторах эффективности в тренинге все время дополняются и корректируются, и год из года тренерам предлагаются новые направления совершенствования. И это замечательно, что тренерская профессия постоянно обогащается новыми гранями.

Но одного только совершенствования тренерских навыков недостаточно для достижения высокой эффективности проводимых тренингов. Какими бы «прокачанными» ни были тренерские скиллы, они принесут мало пользы, если будут использоваться для трансляции слабого методического материала. Поэтому, нисколько не умаляя важность того, КАК проводится тренинг, обратим внимание на то, ЧТО проводится.

Тренер создает эффективность здесь и сейчас, но системность обучения, его соответствие актуальным задачам бизнеса и пр. закладываются именно на стадии разработки. Вот почему корректные УММ являются одним из важнейших факторов эффективности обучения — ничуть не менее значимым, чем квалификация тренера.

К сожалению, зачастую сталкиваешься с пренебрежительным отношением к методологии. Так, можно встретить мнение, что все тренинговые материалы уже давно кем-то написаны и переделывать их большого ума не надо, а понятие «разработка материалов» нередко сводится к «надергать страничек из разных раздаток» и «сваять что-то за вечер».

Ну что тут сказать? Мало того, что в результате такой работы, как правило, даже чисто визуально получается монстр Франкенштейна: в шрифтах разнобой, абзацы «гуляют», стилистика не выдержана. То, что термины иногда не стыкуются, логика нарушена (актуализировали одно, отрабатывают другое), выводы за уши притягиваются, — это еще полбеды. Гораздо страшнее, что такой тренинг оказывается оторван от жизни и никаких задач не решает, получается обучение ради обучения. Тогда как, на мой взгляд, ключевая ответственность методолога — проложить связь между тренинговой аудиторией и реальными достижениями.

Вот почему те тренеры, которые идут на несколько шагов впереди своих коллег, в обязательном порядке прокачивают методическую мышцу.

Методист, методолог, педагогический дизайнер — как правильно?

С этими названиями существует некоторая путаница, поэтому давайте начнем с того, что наведем здесь ясность:

• методист — тот, кто работает с учебными задачами: выбирает методы обучения, разрабатывает программу, пишет сценарий, наполняет его заданиями, активностями, упражнениями, создает необходимые пособия и пр. в соответствии целями обучения, которые должны быть достигнуты;

• методолог помимо этого формулирует эти самые цели в контексте практических результатов. Он взаимодействует с бизнесом, выясняет текущие проблемы, определяет показатели, на которые нужно повлиять, и решает, кого, чему и как следует обучать, чтобы помочь бизнесу достичь желаемых результатов;

• педагогический (точнее, образовательный) дизайнер1 работает на опережение: он не столько решает отдельные локальные задачи и удовлетворяет текущие потребности, сколько предвосхищает их и создает развивающую среду, максимально ориентированную на бизнес-цели.

Граница между этими функциями довольно нечеткая — и все три могут реализовываться одним и тем же человеком; но если смотреть в суть, то методист — тот, кто занимается тактическими задачами, методолог — больше стратегическими, а образовательный дизайнер — учебной метасистемой.

Где учат методическому мастерству?

Вопрос очень непростой. Предложений — получить сертификат тренера — на рынке множество, можно выбрать вариант на свой вкус. Организаторы обучения гарантируют, что, заплатив определенное количество денег и потратив определенное количество времени — день, неделю, месяц, год, — можно овладеть профессией тренера.

Но если задаться целью найти учебный курс, который позволит всесторонне овладеть профессией автора-разработчика, то тут предложений окажется значительно меньше. Почему так? На наш взгляд, стандарты методической деятельности еще только формируются и единых представлений на эту тему нет.

Тем не менее в учебных центрах большинства крупных компаний имеется такая должностная единица, как «методист», иногда даже несколько — по разным направлениям: методист продуктового обучения, методист по процессам и регламентам, методист по тренингам продаж, сервиса, переговоров, методист развития управленческих навыков и пр.

И данной книгой я попытаюсь закрыть некоторый пробел в этой области, представив вниманию уважаемых читателей свой опыт разработки учебно-методических материалов, накопленный за годы работы на тренинговом рынке, в процессе сотрудничества с крупнейшими российскими компаниями-заказчиками.

Чем занимается методист?

Методическая деятельность весьма разнообразна. В ее рамках в зависимости от опыта, типа занятости, должности, личных амбиций и пр. можно вести работу по следующим направлениям:

1. Выступать в роли эксперта, то есть оценивать качество материала, который разработан другими, и формулировать предложения по его совершенствованию. Эксперт осуществляет свои функции строго и объективно, не позволяет себе поддаться эмоциям и попасть под влияние харизмы, чтобы компания не получила материалы, которые теряют свою ценность в отрыве от личности автора-ведущего.

2. Компилировать программы из имеющихся блоков, совершенствовать существующие материалы, самостоятельно вносить в них необходимые коррективы с учетом реальных задач, целевой аудитории, специфики деятельности и пр. Деятельность такого рода всегда будет востребована, потому что ситуация меняется стремительно, материалы быстро устаревают и всегда есть необходимость поддерживать тренинговые программы в актуальном состоянии.

3. Разрабатывать тренинги с нуля, то есть придумывать новые упражнения, игры, проектировать проведение дискуссионных активностей и пр. — одним словом, создавать новый материал, который потом будет разобран на цитаты и кусочки.

4. Контактировать с заказчиком — представителем бизнеса, прояснять запрос, формулировать его потребности, договариваться о результате, формировать корректные ожидания, проводить предтренинговые исследования и пр.

5. Транслировать разработанные программы тренерам-исполнителям, отвечая на все возникающие вопросы, комментируя проведение наиболее сложных упражнений, объясняя назначение тех или иных активностей и пр. Кто, как не автор, может сделать это лучше других?

Все это — разные стороны одной и той же деятельности, и можно быть специалистом как в каком-то одном, так и во всех перечисленных пунктах. Соответственно и в рамках компании этот функционал может быть ответственностью одного человека, а может быть распределен между разными специалистами. Таким образом, каждый, кому интересна профессия методиста, может найти наиболее удобную для него форму деятельности.

Этапы совершенствования методического мастерства

Итак, мастерство разработки учебно-методических материалов корпоративных тренингов — каким образом ему научиться? Это можно сделать в три этапа.

Первый этап — это использование готовых упражнений, кейсов, игр, чтобы, как из кубиков, составить из них новую сборку. При этом радикально нового ничего не сочиняется. Как правило, именно такому пониманию методологии обучают на многих тренингах тренеров, поэтому этот вариант в нашей книге мы рассмотрим лишь вскользь.

Второй этап — это анализ и оценка чужих материалов на предмет соответствия теме, целям и прочим критериям. Чтобы упростить задачу, мы с вами будем использовать специально предназначенный для этого чек-лист. Таким образом, вторая стадия — это умение вынести обоснованное суждение: материал качественный или требует доработки.

И, наконец, третья, высшая ступень — это создание принципиально новых тренинговых материалов, то есть разработка упражнений, заданий, кейсов и т. д. с нуля, под запрос конкретного клиента с учетом специфики его бизнеса.

В этой книге мы будем учиться именно создавать. То есть шаг за шагом будем определять структуру будущего тренинга и наполнять ее материалом, теоретическими концепциями, упражнениями и т. д.

Единственное, чего мы сами разрабатывать не будем, — это атмосферообразующие активности-разминки, айс-брекеры, процедуры начала-завершения и пр., — именно потому, что им прекрасно обучают на тренингах для тренеров и их можно почерпнуть из литературы. Мы же займемся вещами, которые в литературе пока описаны не так подробно.

Методология BCSD — бизнес, контент, скрипт, дизайн

Три слова о модели, которая лежит в основе этого курса. Она называется BCSD. Что это такое?

С одной стороны, это алгоритм разработки, следуя которому мы создадим материал и получим наш конечный результат. Именно по этому плану мы с вами и будем погружаться в тему методологии.

С другой стороны, это технология оценки материалов, воплощенная в виде чек-листа, с помощью которого мы сможем очень объективно выносить суждение о качестве материала, то есть не на уровне «нравится — не нравится», а по совершенно четким критериям, позволяющим понять, что необходимо переделать, что выкинуть, а что оставить. Скачать этот чек-лист можно вот отсюда https://asconsult.ru/Check-list_BCSD

Родилась эта модель «в полях», в практике. Сначала она имела вид списка пунктов-критериев, потом стало понятно, что список слишком велик, так что пришлось его безжалостно сократить — до 16 пунктов. Но шестнадцать — все равно много, поэтому эти пункты были сгруппированы в четыре блока, каждый из которых рассматривает отдельный аспект методической деятельности.

Блок первый — B — это ориентация материалов на бизнес компании-заказчика, то есть нацеленность тренинга, который мы разрабатываем, на достижение осязаемых, очевидных изменений в конкретной компании. В этом блоке мы говорим:

• про ожидаемые по окончании тренинга рабочие результаты;

• про то, кого мы обучаем;

• про другие тренинги, которые проводятся в компании, и про то, как наш тренинг встраивается в эту систему обучения;

• про культуру и этап развития, на котором сейчас находится компания.

Второй блок — С — выбор содержания и наполнение нашего будущего тренинга правильным, грамотным, достоверным контентом. Во втором блоке мы говорим:

• про профиль знаний, умений, установок, необходимых для получения описанных выше изменений;

• про выбор наполнения — теоретического материала, концепции, алгоритмов и пр.;

• про метод обучения — в частности, насколько под ожидаемые задачи необходим именно инструментальный тренинг, а не что-нибудь другое;

• про достоверное и реалистичное расписание, чтобы не впихивать в двухдневный тренинг 25 тем, по полчаса на каждую, и не скакать по верхушкам.

Третий — S — это сценаринг. Он включает все то, что связано с упражнениями, заданиями, активностями, групповой динамикой и т. д. В этом блоке мы будем:

• формировать сценарную матрицу, используя алгоритм Колба;

• придумывать активности на каждый из этапов групповой динамики;

• рассчитывать тайминг в соответствии с учебными целями;

• создавать чек-листы, проверочные задания и пр.

То есть воплощение будет именно на этом этапе.

И, наконец, четвертый блок — D — дизайн и юзабилити. Это то, что видно глазами участника, и удобство использования материалов тренером:

• презентации, которые помогают тренингу и тренеру;

• рабочие тетради, с которыми участники действительно работают, а не просто носят в сумке или хранят на полке;

• кейсы и инструкции для упражнений, понятные и недвусмысленные;

• форматирование сценария и других материалов, удобное для использования.

Эти четыре блока охватывают абсолютное большинство критериев, важных для эффективной программы. Мы уделим особое внимание тому, как они связаны между собой, потому что этот аспект очень часто на тренингах для тренеров рассматривается довольно поверхностно, что приводит к довольно печальным последствиям.

Например, очень частая история: потребности бизнеса выяснили, но в программе они полноценного отражения не нашли. Зачем выясняли — непонятно.

Или какую-то тему в программу включили — но на самом тренинге как следует не раскрыли, то есть материал присутствует в программе очень формально.

Или теорию донесли — но не закрепили. Не дали практических кейсов, не отработали в заданиях и упражнениях.

И т. д. — возможны самые разные варианты, когда все элементы тренинга существует сами по себе, не складываясь в единую систему, которая работает на результат.

Соответственно, именно эти 16 пунктов и их взаимосвязь и будут предметом нашего последовательного изучения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методология разработки материалов тренинга по запросу бизнеса. Практическое руководство для УММников и УММниц предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Педагогический, или образовательный, дизайн (калька с англ. Instructional design) — в широком смысле это комплекс мероприятий, связанных с разработкой, проведением, оценкой обучения.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я