Мировое сообщество считает, что эскадра Рожественского застряла во льдах и миссия арктической экспедиции провалилась. Тем не менее попавший в начало XX века ледокол «Ямал» благополучно и уверенно взял эскадру под проводку Северным морским путём. Но это не значит, что маршрут будет лёгким и экспедицию не ждут все сложности ледового перехода, тяжёлые северные будни и даже потери. И то, что императорская ставка в Санкт-Петербурге сумела провести успешную дезинформацию, не означает, что враг не подстраховался – отправив к северным широтам, к Берингову проливу, боевой дозор.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вскормленные льдами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Высокими широтами
Наше первобытное лишь таится в генах.
Цепочка кораблей втягивалась, углублялась в географию Карского моря, в срединные просторы Арктики.
Мало кто из экипажей (тем более из нижних чинов) представлял себе масштаб и размах пути, который им предстояло пройти — на карты с действительными расстояниями могли взглянуть только командиры, капитаны и старшие офицеры. Ну и конечно, штурмана́, тихо даваясь диву от тонкости подробностей, спрашивали себя: «Где, когда успели такие нарисовать? Кто проводил такую доскональную картографию?»
И мало кто из моряков, несмотря на то что с приходом мощного ледокола вновь появилась уверенность, спокойно взирал на окружающую белую бескрайность.
Тоскливей всех, наверное, было «черноморцам», тем из них, кто плавал только в тёплых морях.
«Балтийцы», те были более-менее привычны, всё-таки зимой кронштадтский рейд замерзал, и ледоколы на Балтике — штатные суда.
Что касается «Ямала» — руководители всех служб и экипаж ледокола работали практически в обычном режиме, в соответствии и с соблюдением требований безопасности. Единственную сложность «ямаловцы» видели в неопытности конвоируемых экипажей.
Это на совещании, устроенном самодержцем для ушей своих легкомысленных родственников, по легенде было сказано, что эскадра встала под проводку «американским ледоколом» только к вечеру, когда якобы в ночном тумане «американец» и ушёл в неизвестном направлении.
А на самом деле до заката было ещё уйма времени. И с ходу, в первые же часы похода, на этом достаточно лёгком, всего лишь полуметровом и не особо заторошенном льду стали обрабатывать взаимодействие в караване. На разных режимах — «полный ход», «малый», «стоп машина», «реверс». Приноравливаясь к тягучести исполнения и репетования команд на этих бронированных, многотонных… далеко не рысаках. Да и обучали народ из «местных» — вахту себе на замену. Людям когда-то надо же и отдыхать.
Массивная ту́ша атомохода (тридцать метров ширины против двадцати трёх броненосца проекта «Бородино») и без того оставляла за собой основательно широкий канал. При аккуратном следовании точно по оси фарватера сопровождаемые могли не опасаться соприкосновения с кромкой льда.
Иногда из-под кормы ледокола выныривали крупные обломки льда — «Суворов» встречал их форштевнем, разбивая, так как следующие за ним тонкостенные пароходы при неудачном маневрировании могли пропороть скулу или борт.
В целом все корабли и суда были перегружены, просев, опустив дейдвудные части много ниже слоя льда, но всё равно оставалась опасность особо поднырливым куском льдины повредить винты. Несмотря на специальные защитные отводы и кольцевые насадки, что были смонтированны перед отправкой эскадры.
При малейшем подозрении на подобный исход следовало в обязательном порядке стопорить машину, отбивая сигнал о своём манёвре, дабы избежать наката на корму идущих сзади.
Радовало то, что на паровых поршневых машинах допускалась большая гибкость в выборе числа оборотов, и после остановки ход машине можно было давать постепенно, начиная с «самого малого», струей отгоняя обломки, тем самым предохраняя винт от ударов.
Но пока никаких жёстких эксцессов не случалось, да и (на взгляд «ямаловцев») не должно было при таком скоростном режиме и той лёгкости ледяного покрова.
Так что прикомандированные «лёдопроходчики» «гоняли» корабли эскадры просто вхолостую, шлифуя реакцию капитанов и исполняющие действия экипажей.
К вящему неудовольствию Рожественского — эта тренировка съедала лишние узлы скорости. Тем более что в тёмное время суток ход и без того падал — рисковать не хотели.
Поэтому от Карских ворот до траверза острова Белый, до которого было больше (или всего) пятисот вёрст (если по-сухопутному), — на этот перегон потратили практически четверо суток.
Ближе к острову Белый, вследствие подвижки льда то тут, то там образовывались места открытой воды — разводья. Стали появляться полыньи, где покрытые серо-зелёной рябью, где покачивающиеся густым ледяным крошевом. И те и те были удобной дорогой — каким бы тонким ни был лёд, путь по чистой воде или разреженному льду выгоднее, чем ломиться напролом.
Маршрут стал извилист. Широко лавируя, шли от полыньи к полынье, легко и с треском ломая перемычки между льдинами. Одна из таких перемычек, кстати, оказалась с сюрпризом — толстой «бородой» подводного айсберга. Такой, что «Ямал» неожиданно тряхнуло. Впрочем, не остановив движения. Только голос судоводителя стал громче, по рации предупреждая коллегу на идущем вслед «Суворове».
Ближе к Белому уже шли совсем ходко — насобачились. Кочегары пары́ держали на марке, дымили густо. Для арктической живности этих мест (как оказалось, особо непуганной) такое количественное нашествие человека было неожиданным. Шалели крикливые полярные чайки, спешили и не спешили нырнуть в воду ленивые ластоногие. Однажды увидели целое стадо нарвалов («единорогов»), плывущих по дальнему краю огромной полыньи. Редкая, кстати, животина в двадцать первом веке.
Приходили «в гости» белые медведи. Один зверюга, явно считая себя хозяином здешних территорий, до последнего стоял на пути ледокола, задрав морду, раздражённо втягивая носом воздух, убравшись в сторону практически из-под ломающего лёд форштевня.
Ветер был умеренный, температура держалась в пределах «минус пяти», что не мешало матросам императорского флота с любопытством высовываться на палубы, поглазеть на ледокол, да и на интересных, невиданных досель животных.
Не упускали случая проявить интерес и выходцы из будущего.
— Ты гляди, Вадим Валерьевич, какие «единороги»! Давненько не видел столько много и зараз! — не отрываясь от бинокля, воскликнул капитан. — Эх-эхех! Повыбили их в наше время. Это сейчас тут лишь самодийцы-поморы, немного норвеги шастают, ещё реже англичане.
— Ага, англичане прям так и реже, — щерясь, возразил Шпаковский, имея в виду последние стычки с островитянами.
— Я же про звероловов.
— А почему единороги? Где? — С интересом закрутил головой стоящий в компании старлей.
— Не видишь? На, — Черто́в протянул бинокль и указал рукой: — Во-о-н они, вдоль края полыньи. У этих морских животных, весом доходящих до полутора тонн, один из зубов вырастает в бивень. Длина до двух-трех метров. Килограммов на десять тянет. Закручивается спиралью. Левой.
— Далековато, — сожалением опустил бинокль Волков и переспросил: — А почему единороги?
— Ещё в пятнадцатом веке прохиндеи-купцы впаривали европейским королям зуб нарвала под видом мифического бивня коня-единорога. За бешеные бабки. Потом, конечно, как сюда повалили мореплаватели, секрет раскрылся. А самим нарвалам эта костяшка (а растёт она только у самцов) нужна лишь для оспаривания самок.
— Вот такой вот хрен моржовый, — улыбаясь, поддакнул начбезопасности.
— Не понял, — потупился старлей, — для оспаривания или спаривания? При чём тут тогда хрен, тем более моржовый?
— У-у-у, тут загадка природы, — веселясь, вздёрнул брови Вадим. — Не-не, ты не подумай! Естественно, морж стои́т своей нетривиальностью отдельно. Но это ещё один изыск полярных морей. У него своя судьба.
— Чего?
— Ты, морячок пехотный, кадысь собирался служить в Арктику, — заржал Шпаковский, — хотя бы почитал по ней чего? У моржа, в отличие от нас — хомо, в члене имеется так называемый бакулюм. Кость длиною сантиметров пятьдесят! Смекаешь, отчего присказка про «хрен моржовый»?
— Чего-то ты больно весел… — буркнул Черто́в, уже давно заметив, что хоть его помощник и лейтенант по-своему спелись, но иногда Валерьич откровенно подначивает качка-морпеха.
— Не говори, — Шпаковский аж прослезился от смеха, — точно буду битым.
— Лучше скажи, как они тебе… эти бронечемоданы? — перевёл тему капитан — он уже видел, что у Волкова стала вытягиваться челюсть. А это признак, что лей начинает заводиться.
Последний раз такая пикировка между этими двумя закончилась… боксом. С обоюдного согласия и под овации всех уместившихся в спортзале. Победила молодость, хотя и жилистый пенсионер-Валерьич был неплох. Произошло это аккурат после отъезда царя-батюшки — пожелтел, позабылся фингал под глазом у Шпаковского, как, видимо, и преподанный урок.
— Так как тебе «Суворов»? — переспросил Андрей Анатольевич.
На боевые корабли и суда уже понасмотрелись. Вблизи, когда поочерёдно обкалывали вмёрзшую эскадру: на однотипных, но немного не одинаковых «бородинцев», на по-своему изящных с клиперными носами «черноморцев», на высокие борта «Осляби».
И в фас и в профиль, и с тылу… уж прости господи, сказать бы по-морячески, по-флотски — с кормы.
Но это так — первое впечатление… с широко открытыми глазами. Как будто утолить первую жажду. А всё равно — интересно же!..
И не наевшись глазами, этими бронированными реликтами, подбитыми изморозью, словно сединой, нет-нет да и выхаживали на ют или мостики шкафута. С биноклями и так.
А потом уже смаковали… обсуждали меж собой изыски кораблестроения и детали, «заглянув в чёрные жерла орудий главного калибра», как сказанул кто-то с подвешенным языком для красного словца.
Зачехлены они были. Орудия. Плотно.
Как, кстати, и обтянутая водонепроницаемой, а главное не дубеющей на морозе тканью винтокрылая машина на корме «Ямала».
Пока тянулись «по ниточке», вслед-вслед, «Суворов» за кормой практически перекрывал обзор, являя свой широкий «лоб». Потом пошли извилисто и стали открываться боковые проекции.
— А тебе как… этот монструозик? — спросил кэп теперь у морпеха — помощник так и не ответил. Молчал. Видно, слов ещё не подобрал.
— Что-то в нём есть… — почему-то тоже закосноязычил лейтенант. — Военная техника всегда имеет свою особенную привлекательность. Она… красивая!
— Понятие «красивая техника» субъективно, — наконец родил задумчивый Шпаковский. — Это то же самое, что твоя физиономия, которая примелькалась для тебя каждодневным смотрением в зеркало. Ты ж к ней привык, ты себе нравишься (если не с бодуна поутру). Заполони мир автокракозябрами — люди привыкнут к поначалу нелепым линиям и обводам. И станут находить в них изыск и изящество. Это будет называться модой. По мне, так броненосцы эти… утюги они и есть утюги.
— Интересно, — с наивностью в голосе спросил Волков, — а нас… «Ямал», в смысле, как он им видится?
— Мы однозначно судно покрупнее, но из-за окраски, по отсутствию вооружения… думаю, что как игрушка, — предположил кэп. — Гладкая (ни тебе грубых заклёпок), яркая, броская. Пусть и большая.
— Ага, «игрушка», — усмехнулся начбезопасности, — если бы не надстройка наша — что та домина с окошками.
А уже перевалив траверз острова Белый и оставив его за правой раковиной концевого «Осляби», обнаружили, что ледяной массив совсем уже дробился и фрагментировался отдельными полями.
А ещё дальше, где пресные во́ды Енисейского залива разбавили солёное Карское море, образовалось обширное пространство (даже полыньёй не назовёшь), чистое ото льда, цвета свинца и индиго с белыми вкраплениями айсбергов.
На случай встречи с этими бродягами в тёмное время суток на ледоколе имелась парочка РЛС и автоматизированный индикатор предупреждения столкновения.
А взмывший вперёд беспилотник…
Стоит заметить, что всякий раз запуская летающую машинку, с ледокола оповещали по радио, предупреждая. И командиры (старшие вахты) императорского флота загоняли всех лишних внутрь кораблей, дабы не видели того, чего им не положено видеть.
В общем-то, сомнительная попытка обеспечить секретность, учитывая уже упомянутые тараканьи повадки матросиков эскадры. Но да ладно…
Возвращался беспилотник, уже опускаясь на парашюте.
Как правило, его подбирали, снаряжая за ним снегоход с двумя седоками.
Ребят отправляли хорошо вооружёнными, после того как однажды пришлось отгонять от хрупкой крылатой техники медведя — любопытный «миша» долго обнюхивал интересную штуковину, прежде чем потрогать лапой, повредив при этом крыло. И улепётывал недотёпа, получив в соседний сугроб фыркающий фонтан огня и дыма из ракетницы.
Ну, так вот, взмывший вперёд беспилотник показал вообще прекрасную картину, насколько хватило дальности его полёта и «глазастости» его поискового комплекса «Взор».
Опыт старого полярника говорил Черто́ву (и с ним соглашались старожилы из экипажа), что до самого пролива Вилькицкого, соединяющего Карское море с морем Лаптевых, скорей всего сплошного льда не будет. Совсем без сложностей, естественно, не обойдётся, но обстановка радовала и обнадёживала пройти этот участок довольно быстро.
Зиновий Петрович, в свою очередь, узрев чистое море до самого горизонта, воспрял из состояния «придушенного льдами покладистого душки», опять почувствовав себя уверенным и независимым начальником и даже пожелав устроить «развлечения» в виде маневрирования броненосцев.
Однако кто-то (как бы не Коломейцев) всё же вразумил сурового флотоводца, напомнив поглядеть на карту, где было видно, что это едва ли половина пути. И не самая сложная его часть. И тренировки на данном этапе нужны другие.
Так что караван по-прежнему подчинялся командам с мостика ледокола.
Курсовая линия так и продолжала немного петлять. Шли, опустившись чуть к югу, к приматериковым водам, рассчитывая избежать частых встреч с айсбергами и крупными дрейфующими льдинами. Их, отрывая от папочки-массива, гнал ветер и течения. Вела за собой приливными волнами лупоглазая луна, прикасаясь своей физикой к соседке-планете.
Днём их величавая хрустальная красота находила своих многочисленных поклонников, а вот ночью эти плавучие глыбы могли доставить неприятности. И на мостике ледокола звучала команда взять ещё на два румба к «зюйду», огибая этих лишенцев, проходя совсем рядом, всего в пятидесяти километрах от размытых в дымке берегов Таймыра и острова Диксон.
Близость материка ощущалась, проявлялась наглядно. Уже на рассвете, двигаясь в створ между скалами Свердрупа и Каменными островами, наблюдали местных — коренных… звероловов-рыболовов на лодках — колданках, выдолбленных из цельного куска дерева… среди мелькающей белыми спинами стаи белух.
Самоеды так и стояли (бинокль хорошо приблизил детали), опустив гарпуны, обронив сети, открыв рты, глядя на такое количество невиданных кораблей, которых в другой жизни вряд ли бы увидели.
Эскадре до очередной ключевой точки — пролива Вилькицкого — предстояло пройти ещё пятьсот миль.
Ночью Черто́ва выдернули с койки.
— Товарищ капитан!
(Бойцы Волкова так его и называли.)
— Товарищ капитан!
К голосу служивого и стуку в дверь примешивался звук вызова по общесудовой связи.
— Ща! Уже встаю.
Оказывается, сработала «сигналка» у армейского контейнера. По-тихому к месту стянули охрану, но «по-тихому» не получилось — злоумышленник умело притаился, пришлось подымать морпехов, устраивая оцепление и облаву. Но один чёрт, безуспешно.
И начался аврал… с беготнёй-топотнёй по трапам. Однако этот проныра ускользнул.
Капитан (злой) появился минут через тридцать после срабатывания импровизированной сигнализации, к са́мой раздаче звездюлей, которые и отсыпал щедро, шипя на старлея:
— Как так «ушёл»? Завтра же с утра гонять своих по трапам и ярусам как сидоровых коз. А потом ночью! Чтоб во всех закоулках судна, как в пуговицах собственной ширинки, ориентировались!
Ходил, дымя сигаретой, даже не пытаясь осмотреть место происшествия. Затем, покрутив головой, оглядывая палубу в притушенном свете огней, спросил:
— А где начальник безопасности?
Тут выяснилось, что Шпаковского нигде найти не могут.
— Он был со мной, — недоумённо оправдывался Волков, — потом когда закрутилось и стали обшаривать все закутки, я его потерял из виду.
Началась новая суматоха — искали начбезопасности. Капитан приказал провести перекличку.
— Только тревогу не поднимайте. А то на «Суворове» сду́ру палить по бедным тюленям начнут. Всё! Ищите!
Сам Черто́в решил проверить каюту помощника, хоть и говорили, что на вызов оттуда ответа так и не было. Но почему-то пошёл. Хрен его знает — чуйка.
А «Ямал» тем временем уверенно вел вереницу кораблей, мощно вырубая прожекторами в ночи световой коридор. Ходовая вахта неслась исправно и как положено. Если РЛС фиксировала засветку на курсовых углах, принимали на румб вправо или влево, чтобы обойти дрейфующее препятствие.
Подойдя к каюте помощника, подёргал ручку — заперта.
— Вадим, ты там?
Молчание, но прислонив голову к двери — «что-то есть»! Хотел достать свой «универсальный», но ещё раз спросил:
— Валерьич? Ты? Открой.
И на всякий случай — чуть в сторону. Мало ли…
За дверью что-то звякнуло, грюкнуло. Клацнул замок, впуская.
Зашёл — в нос сразу шибануло спиртным.
Шпаковский сидел за столом и… выглядел страшно. Не из-за разбитой скулы и длинной запёкшейся царапины на лбу. Его словно вывернуло наизнанку. Глаза дикие и пустые.
— У-у-у-у! Водочка, — попытался смягчить Черто́в, увидев на столе пустую бутылку, — а повод?
— Портосу повод не нужён, — скривился помощник. Совсем не пьяный.
— Ой ли? — сказал, понимая, что просто так за час (а то и меньше) полулитру не высосешь. И стал потихоньку догадываться, что всё дело в недавней заварушке. Тем более эти отметины на его лице…
Присел рядом, ничего не говоря, ожидая, что тот сам всё расскажет.
Шпаковский засипел чуть погодя. А откашлявшись, заговорил пусть дёргано и рвано, но понятно. Лишь иногда прерываясь сглотнуть комок, ставший в горле:
— Ребята Волкова обложили нарушителя с толком, как надо, но всех лазеек не знают. А я сразу просёк — куда он рванул. И за ним. Хотел предупредить, да рукой мац, мац, а рации нету, мля. Сам побежал. Уйдёт ведь. Успевал — спину его разглядел. Он грохочет башмаками, я грохочу вслед. Но ему затаиться — делов-то… По топоту вычислил, что я один, и как налетит на меня из-за бочек. С ног сбил, двинул ещё, видимо… бок болит. Я извернулся, откатился, вскочил. Только и успел чуть присесть, отпрянуть — блеснуло, по лбу чиркнуло. Как я его отпихнул — не помню. Он отступил и снова на меня. Думаю: «Ну всё! Швах!» У него нож, у меня ни фига. Если бы он не оскользнулся…
Шпаковский опустил голову и на мгновение прервался — тягучий комок изжоги провалился обратно, двигая кадык… Затем продолжил:
— А потом я бил, бил… по голове. Топтал, топтал, пока его голова… бля-я… глянул и не поверил, что череп можно так сплющить. Не знаю, что на меня нашло. Осатанел за бельмом ярости.
— Когда у тебя пытаются отобрать жизнь, отвечаешь тем же. И более. Потому что есть оправдание, — пожалел, понимая капитан.
— А он шёл на меня именно прикончить. Там всё — в глазах в полумраке, как в прицелах. И нож он держал, прижав к бедру, как профи.
— Урка, — вспомнил Черто́в. Накануне, после попытки взлома контейнера, он просматривал досье экипажа и наткнулся на одного типа. Был у того один пунктик…
— Урка, — повторил капитан, — брат у него сидел. Только это он и есть тот брат. Он по его документам прошёл.
Шпаковский отстранённо кивнул, словно это уже не имело значения:
— Знаешь, я же себя всё крутым мужиком считал. А чтоб вот так своими руками… ногами убить…
— Где он?
Помощник почти уронил руку, показывая вниз.
— В трюме?
Тот отрицательно покачал головой:
— На дне. У леера всё было. Там наледь… так и скользило, — скривился, как отпрянул. — Всё это… Надо бы пойти, посмотреть. Там кровь наверняка осталась. Хорошо хоть, что у нас всё покрашено цветом таким. Сразу и не заметишь. А там смоем и…
— Э-э-э, нет, брат. Завтра собирать экипаж, свободных от вахты. Надо народ вразумить и объяснить. Если у нас тут такие типажи попадаются… А ты давай спать. Чтоб завтра цепным псом выглядел. Чтоб прониклись, что будет с дураками и иудами.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вскормленные льдами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других