1. книги
  2. Современная русская литература
  3. Александр Петров

Рассказики

Александр Петров
Обложка книги

Сборник маленьких рассказиков содержит воспоминания, курьёзные случаи и весёлые истории. Читаются рассказики легко и вызывают интерес у всех, кому удалось познакомиться с ними…

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Рассказики» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Здравствуй, мама!

Гриша рос в большой семье. Детей — мал мала меньше. Он же — старший. Учиться в военные годы ему почти не пришлось. Мысли были тогда одни — где раздобыть поесть?.. Несмотря на малолетний возраст, пришлось ему работать в колхозе, чтобы как-то помочь матери, прокормить себя, сестёр и братьев.

Учёба в школе не давалась. Поучившись урывками три года в первом классе, Гриша понял, что ему не освоить грамоту и на четвёртый год в школу не пошёл.

Но уже после войны, лет через восемь, пришло время призыва в армию, и про Гришу вспомнил военкомат. Учителям же местной деревенской школы поручили научить Гришу элементарному — писать письма домой. Как же без этого в армии?

Именно в это время приехал в деревню с молодой женой новый учитель Виктор Васильевич, после окончания Агинского педагогического училища.

В школе летом занятий нет, — тут и нашлась работа молодому учителю — обучить Гришу грамоте. Был бы Виктор Васильевич приезжим в эти места, было бы, наверное, проще справиться с этой трудной задачей. Но Виктор Васильевич вырос в этом селе и Гришу знал с детства…

Встреча состоялась тут же, в школе.

— Вот Григорий — Виктор Васильевич, наш новый учитель, будет с тобою заниматься, — представила учителя заведующая школой Грише, которого сельский совет, после долгого внушения сегодня отправил учиться. — Так что, садись, бери карандаш и бумагу и слушай Виктора Васильевича внимательно, и выполняй, всё, что он будет говорить.

— А, это ты что ли Витька — Виктор Васильевич? А я и не понял вначале! — сказал Гриша, — Вот вишь, вместе учились, а таперича ты меня учить будешь! Вот как быват…

— Не Витька, а Виктор Васильевич! — сказала Грише зав. школой, — Так что Григорий, прошу называть его так! Ну ладно, занимайтесь, у меня тоже дела есть! — и она ушла.

— Садись Григорий за парту! — также официально, как и зав. школой обратился к нему учитель, — Давай не будем даром терять время!

— Паря, давно я за партой не сидел. Я, ить Витька, после това, как школу бросил, ужо забыл как ручку дёржат! — сказал Гриша, втискиваясь в парту.

— Не Витька, а Виктор Васильевич! — напомнил ему учитель, — Поэтому тебе и дали карандаш. Главное, — чтобы научился писать основные слова. Давай, пиши своё имя и фамилию!

— Сщас погоди, паря, сщас спомню! — сказал, взяв карандаш, Гриша и немного подумав, высунув кончик языка, стал сосредоточенно выводить что-то на бумаге.

— Ну вот, молодец! Правильно написал! — похвалил его Виктор Васильевич, — Только надо было с большой буквы писать фамилию и имя.

— Ну, это, паря, я уж не умею! — ответил ему Гриша, обрадовавшись похвале.

— Ну ладно, давай продолжим! — сказал Виктор Васильевич, — Пиши: «Здравствуй мама»!

— Да каво ты Витька, я только от её, — уже здоровкался!

— Ты должен научиться писать ей письма, когда тебя в армию возьмут! Тебе, что — не объяснили в сельсовете? Тебе ведь три года служить придётся, а если на флот попадешь — пять! Как письма-то писать будешь?

— Да каво там писать-то? Я же безграмотный!

— Так вот — учись! Для этого тебя сюда и прислали.

— Учился уже три года, — никаво, паря, я не научился!

— Тогда ты ребёнком был, а сейчас-то взрослый мужик. Теперь-то должен научиться!

— Да каво ты, Витька, я ещё больше отупел, пока вырос. Никаво я не сумею писать!

— Давай не будем терять времени! Давай, пиши: «Здравствуй мама»!

— Ну, это я умею! — неожиданно ответил Гриша, и написал: «мама».

— Вот! Теперь пиши: «Здравствуй»!

— Ну, это, паря, я не умею, — ты уж сам за меня напиши!

— Да я-то напишу! Но ты сам должен научиться писать!

— Я не знаю — как писать?! — с горечью ответил Гриша.

— Ну, давай будем по буквам. Пиши букву «З»!

— Паря, забыл, как пишется?

— Тройку помнишь? — вдруг придумал учитель, — «З» — такая же, как тройка! Пиши тройку!

— Так? Да? — показал написанную тройку Гриша.

— Так! Молодец! Теперь пиши «д»!

— Каво ты, Витька, я таких букв не знаю!

— Слушай! Ты не называй меня «Витька»! Я же учитель, зови меня, пожалуйста, по имени-отчеству! А то заведующая ещё услышит — ругаться будет. Хорошо?

— Ладно, Витька, следущий раз буду по имени-очеству. Говори, чё дальше делать?

— Давай, я напишу тебе слово, — а ты переписывай его аккуратно.

— Ладно. Давай попробоваю!

— На вот — пиши, точно так же! — написал на листке образец Виктор Васильевич.

Гриша стал аккуратно, снова высунув кончик языка, переписывать слово по буквам.

— Ну вот, — разглядывал его каракули учитель, — что-то совсем не поймешь, что написал? Давай, пиши снова, — пока не получится точно так же как у меня.

Гриша снова принялся писать слово.

— Витька, а помнишь, — мы с тобой коней на Огибне пасли?..

— Ладно, Гриша, давай потом повспоминаем, когда напишешь, как следует! И я же тебя просил, не называть меня Витькой. Ты же обещал?!

— Ах! Да! Забыл! — сказал Гриша, вновь взяв карандаш в руку.

— Витька, а помнишь, волки нас напужали тогда в Огибне?

— Слушай, Гриша, мы так с тобой до ночи не закончим писать одно слово. Ты не отвлекайся, пожалуйста!

Тут в класс вошла зав. школой. — Ну как тут у вас дела? Научился писать?

— Да туговато! — ответил Виктор Васильевич, — Но ничего, думаю — всё равно научится, не сегодня, так завтра. А ты, Григорий, пиши, не отвлекайся!

— Витька, а помнишь, — ты за Шуней-то ухлястывал?! — снова пустился в воспоминания Гриша, вводя Виктора Васильевича в краску.

— О! Да у вас много общих воспоминаний! — сказала заведующая, — Ну ладно, я пойду, не буду вам мешать. Но имейте в виду — времени на обучение всего неделя. Так что будьте добры, отнеситесь серьёзно к занятиям! Мне же отчитываться и перед районо и перед военкоматом. Так что не отвлекайтесь!

— Ну что, добился?! — зло сказал Виктор Васильевич, когда она вышла. — Видишь — заведующая уже и меня отругала! Давай — пиши! Я вижу, с тобой нельзя по-хорошему!

— Да каво ты, Витька, — бесполезно! За три года не смог выучиться, а сщас за неделю?! Бесполезно! Зря время убивам!

— Пиши! — вновь повторил Виктор Васильевич, — Ночевать здесь останешься! Пока не научишься — отсюда не уйдём!

— Каво ночевать?! А коровы придут, — кто их загонит? Мать болеет! Кто их доить будет? Вопщем, пошёл я! Не получился из меня ученый! — горестно сказал Гриша, встал и вышел из класса. На этом его учеба закончилась…

А в армию Гришу не взяли. Но по другой причине.

Когда он во время комиссии зашёл к военкому, тот, будучи наслышанном о Грише, показав ему на портрет Карла Маркса, спросил: «Кто это?»

— Москва! — ответил ему Гриша сходу, и был отправлен домой…

— Я чё, дурак, — в армии служить, а кто за хозяйством ходить будет? — рассказывал потом Гриша радостно, — Я специально сказал: «Москва», я чё, Карла Маркса не знаю ли чё ли?..

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я