Роман Николаевич, известный как Ромка, приезжает в райцентр Серчелма, где ему предложили работу режиссера театра. Он селится в общежитии для рабочих и знакомится с новым коллективом, который будет заниматься созданием кукольного театра. Ромка знакомит ребят с правилами дисциплины, выбирает временного старосту и начинает репетиции. Он делится своими мечтами о построении светлого будущего и уверен, что эти мальчишки могут стать строительным материалом для его идей. А идеи у Ромки самые благородные: созданная им партия «Олимп» главной своей целью провозгласила разоружение во всем мире. Однако в связи с этим у Ромки и его соратников возникают некоторые проблемы с госбезопасностью.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Колокол Мессии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Сеятель театров
Серое промозглое утро, слякоть под ногами — так встретил его очередной райцентр в Н-ской губернии. Неприятностей добавляла мокрая нога в правом ботинке — он протек, так как просил «каши», и, по-хорошему, его давно нужно было списать в утиль, но купить новую обувь Ромке не на что — денег нет. Раджа, который был виноват в его вынужденном переселении, обещал выслать деньги на переезд, но впал в очередной запой, пропил полученную на кануне зарплату и за прогулы был уволен, поэтому сам нуждался в помощи. Но о том, что денег не вышлет, не сообщил, и Ромка, много раз ходивший на почту за получением перевода до востребования, позвонив другому однопартийцу — Пугачу, наконец получил информацию: денег не будет. У Пугача тоже денег не было — он временно не работал и находился на иждивении жены.
Ромка лихорадочно искал выход из создавшейся ситуации. Звонил одному, другому товарищу, но помощи не нашел. А он второй день ничего, кроме чая, не мог себе позволить. А еще эта проклятущая цыганка с ребенком на вокзале областного города, которой он отдал последние 15 копеек, хотя до этого рассчитывал купить на них пирожок и чай. Но превратности судьбы отняли у него эту последнюю возможность минимально поесть. Как говорил Экклезиаст: «Многие знания — многие скорби». А ситуация складывалась так: цыганка с ребенком просила милостыню в зале отдыха пассажиров на вокзале. И одна из отъезжающих — дородная тетка в вязаной кофте, цветастом платке, с пустыми бидонами из-под молока и корзинами со снедью, решила ее повоспитывать: «Молодая, здоровая, на тебе пахать можно, а ты ходишь побираешься, бессовестная. Шла бы работать, рабочих рук везде не хватает. Я вот с утра подоила коров, привезла молоко на рынок, продала, купила продукты для семьи, и что? Должна их отдать тебе — бездельнице. Стыдись. Иди работай». Цыганка быстро ретировалась, а Ромка выступил в ее защиту:
— Ну что Вы на нее ополчились. Видите, у нее грудной ребенок. И потом это же их сущность цыганская. Они люди свободные. Помните, как написано у Пушкина: «Цыгане шумною толпою…»
Услышав речь защитника, цыганка быстро вернулась от двери на выход, подошла к Ромке и попросила:
— Дарагой, ты такой красивый и добрый, дай денег на молоко — ребенок совсем голодный.
И Ромка, который клял себя сейчас за свою сердобольность и безотказность, отдал ей свои последние 15 копеек. Хорошо, что билет на пригородный поезд был куплен, и он смог доехать до райцентра — Серчелмы.
Директор дома культуры — скуластенькая, темноглазая дамочка холерического темперамента, встретила его радушно и предложила создать и возглавить сразу два коллектива: кукольный и драматический театры, и даже, вникнув в его безденежную ситуацию, обещала в ближайшее время выплатить аванс. Ромка согласился. Она также заняла ему два рубля, что было для Ромки настоящим подарком. На жительство директриса определила его в общежитие для рабочих бетонного завода — тоже спасибо, один в комнате, но с соседями-алконавтами, основные развлечения которых после работы — водка и бабы.
Теперь он срочно бежал на почту за переводом до востребования, о котором сообщила симпатизирующая ему почтовый оператор. Людей было немного, но работница почты пригласила его без очереди:
— Пропустите режиссера, он с нашими детьми занимается, ему некогда.
Ромка попытался возражать:
— Да я подожду.
Но дородная пенсионерка, стоявшая первой в очереди, сказала:
— Ладно, не скромничай, проходи. Дирижеров мы уважаем. Получай, что тебе положено.
Ромка:
— Спасибо. Только я не дирижер, я — режиссер.
Тетка:
— Нам один хрен. Главное, что человек ты хороший.
Ромка засмеялся:
— Спасибо! Спасибо!
Получив перевод — 5 рублей, Ромка поспешил на встречу с коллективом ребят — кандидатов в кукольный театр.
Ромка продолжал, как он иногда говорил, сеять театры. Его усилиями они уже возникли в Н-ске, Сердеченске, Якутске, Раменке, Нукусе. Теперь началось создание театра в Серчелме.
Опять новый коллектив. Каким он будет? Многое, конечно, зависит от него, Ромки — режиссера театра. На первых порах нужно выбрать среди ребят лидера; он и будет главной опорой — помощником режиссера, сокращенно помрежем. Ромка уже решил, что пока что, для обкатки и в дальнейшем правильного выбора, будет назначать старосту коллектива по очереди — кто себя лучше проявит, тот и станет помрежем, а другой будет старостой коллектива.
Кабинет для занятий коллектива кукольного театра выделили на первом этаже, сразу за холлом дома культуры. Потолки в помещении высокие — больше четырех метров. «Это хорошо, — оценил Ромка, — сделаем высотные шкафы, будет куда прятать декорации и другие реквизиты». В длину кабинет около шести метров, в ширину примерно два с половиной. Хлам из кабинета вынесли с ребятами на помойку. Директриса выделила два стола: один длинный, что хорошо для читки выбранной пьесы, второй с тумбой, в которую Ромка сразу же вмонтировал замок, потому как ребята в коллективе разные, некоторые со странными привычками. И еще спасибо местным художникам, которые хотели выбрасывать старый огромный сейф, но Ромка попросил этого не делать, отдать вещь ему. Теперь благодаря этому приобретению он спокоен за свои маленькие сокровища — печатную машинку, стартовый пистолет и тексты для выбранной пьесы.
Коллектив разношерстный, но в основном ребята со сложными судьбами; многие — с хулиганскими замашками. Встретили настороженно, но вежливо, правда, по-разному.
Коллективу ребят его представила та же директриса — Раиса Николаевна.
Войдя, Ромка поприветствовал всех:
— Здравствуйте, ребята.
Из семи ребят, находившихся в комнате, пятеро встали и поздоровались, сказав «здравствуйте» почти хором. Двое не поднялись и как бы нехотя: «Здрасте».
Раиса Николаевна:
— Вы что, в школе не учитесь? Взрослый человек вошел — надо встать и поздороваться.
Оставшиеся двое переглянувшись, поднялись.
Два конкурирующих лидера — определил Ромка.
Раиса Николаевна:
— Так, ребята, теперь у вас будет новый режиссер — Роман Николаевич. Я вам еще нужна, Роман Николаевич?
Ромка:
— Нет, спасибо. Дальше я сам.
Раиса Николаевна ушла.
— Ну что, ребята, давайте знакомиться: меня, как вам сказали, зовут Роман Николаевич.
— Значит, просто Ромка, — перебил его один из лидеров.
Другой лидер хмыкнул.
— Нет, вы всегда должны меня называть Роман Николаевич, и никак иначе. Такие правила. Понятно?
— Да, — ответили три человека из семи.
— Я еще раз спрашиваю: всем понятно? — жестким голосом повторил Ромка.
— Да, да, да, — вразнобой ответили все семеро.
— Теперь представьтесь вы. По очереди.
— А можно вопрос? — спросил один из лидеров — худенький мальчик с длинными волосами.
Ромка:
— Да.
— А мы будем дальше готовить к постановке пьесу «Красная шапочка и серый волк»?
— Нет. Мы будем готовить к постановке пьесу «Два мастера».
— А почему?
— Потому что искусство должно соответствовать тем веяниям и требованиям, которые предъявляет современный мир. А главная проблема современного мира — это проблема разоружения, которой и посвящена пьеса «Два мастера. А «Красная шапочка и серый волк», хотя и очень красивая пьеса, но данной проблематике не соответствует.
— А как долго мы ее будем готовить и где станем показывать, а то мы уже целый год готовили предыдущую пьесу, но так ее и не поставили? Родные уже спрашивают: когда приходить на ваш спектакль, а мы ничего не можем точно сказать, — спросил второй лидер — мускулистый мальчишка с короткой стрижкой.
— Готовить будем пять-шесть месяцев. Но если вы будете активно участвовать и помогать, то можем справиться за три.
— Конечно, будем помогать. Будем помогать, будем помогать… — раздалось сразу несколько голосов.
— А кукол так же будем по почте заказывать? — спросил мальчик с длинными волосами.
— Нет, кукол будем делать сами.
— Вот здорово! А Вы нас научите?
— Обязательно. Но всему свое время. Давайте наконец познакомимся. Итак, прошу по очереди — справа налево. Представься. — Ромка обратился к худому мальчишке с длинными волосами.
— Витек, — представился тот.
— Нужно полностью — фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес проживания, как зовут родителей. Хотя звать я вас буду по имени или по псевдониму, который мы с вами согласуем.
— Уткин Виктор Сергеевич, 25 мая 1955 года рождения, мать Раиса Николаевна, отца нет — умер, есть еще младший брат — Артем, 10 лет. Адрес проживания: ул. Пионерская, дом 5. Телефона нет.
_ — Ну вот, молодец. Так, как нужно. Утка женского рода, а ближайшая к ней птица гусь. Твоим псевдонимом будет Гусь. Не возражаешь?
— Да нет. Гусь так гусь. — констатировал Витек.
— Гусь, гусь, гусь, — наперебой стали повторять, поддразнивая, мальчишки.
— Все, заканчивайте бузу, давайте серьезней себя вести. У каждого из вас будет свой псевдоним. Но если вы будете фиксироваться на мелочах, то мы и за полгода не успеем подготовить пьесу к постановке. Теперь представься ты, — обратился Ромка к мускулистому.
— Костя — Константин Сер-сергеевич С-ставров, — волнуясь и запинаясь, проговорил мускулистый. — Живу на улице Ленина, дом 10. Мама — Галина Николаевна. Отец Сергей Федорович.
— Кем работает отец?
— Он не работает. Сидит — в тюрьме. Уже два года. Всего дали пять лет. Братьев и сестер нет.
Ромка постарался не фиксировать внимание на отце мальчика:
— Ну что, хотя ты и тезка Станиславского, Станиславским быть тебе рано, поэтому предлагаю псевдоним Старый.
— Согласен, — кивнул Костя.
— Давайте представляться в темпе и перейдем уже к конкретной работе. Следующий.
— Долгунец Михаил Егорович. Живу на Рабочей улице, дом 1. Мать — Долгунец Ирина Витальевна, есть сестра, четыре года.
— Будешь Долгий.
— Хорошо.
Следующие четыре мальчика получили псевдонимы: Сушка, Ворон, Пушкарь, Красный.
— Ну, вот и познакомились. Теперь я буду читать пьесу «Два мастера», а вы внимательно слушайте, и затем будем обсуждать. Итак, написал пьесу, по которой мы будем ставить спектакль, Юрий Николаевич Елисеев.
И Ромка начал читать пьесу, стараясь голосом выделить характерные черты персонажей. После прочтения пьесы начались обсуждения. Определили сверхзадачу пьесы. Ребята, сначала несмело, затем все активней стали вовлекаться в процесс обсуждения.
Ромка поговорил с ребятами о важности соблюдения дисциплины в коллективе. Сказал, что выберет из них со временем помрежа, а до тех пор назначил временного старосту, сказав, что таковым пока что все будут по очереди.
Начались ежедневные репетиции. Пока что они заключались в читке пьесы по ролям. Задача для ребят была — заучить назначенные роли до автоматизма. Желательно было каждому выучить все роли пьесы. И так в большинстве своем и случалось, так как периодически ребята менялись персонажами по назначению Ромки. Работа над пьесой всегда начиналась с построения и переклички. Строил ребят очередной староста и докладывал о построении Ромке. В задачу старосты также входило докладывать причину отсутствия члена коллектива, если таковое случалось. Жесткая дисциплина — одна из важных составляющих театра, хотя Ромку к ней приучила армия во время его службы в ограниченном военном Советском контингенте в Германии. За нарушение дисциплины Ромка строго наказывал — отбирал назначенные роли, не допускал до репетиций, иногда даже выгонял из коллектива. Не все приживались. Кто-то уходил быстро, но основной костяк сохранялся. Держались не только идеей создания театра, но и мечтами о построении лучшего будущего.
Своими мечтами о построении лучшего будущего Ромка делился с теми ребятам, которые со временем входили в его ближний круг. А строил это светлое будущее Ромка упорно и давно. Он твердо верил, что строительный материал для большого светлого будущего можно создать из вот таких сопливых мальчишек. Главное их правильно воспитать и научить. И Ромка давно колесил по городам и весям необъятной матушки России, отыскивая и создавая этот строительный материал для будущих свершений.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Колокол Мессии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других