В жизни каждого половозрелого предпринимателя рано или поздно наступает момент, когда импорт с экспортом и опт с розницей надоедают хуже горькой редьки, и хочется бросить все и умчаться на волю в пампасы. Или еще куда-нибудь, но главное на волю! В этот раз воля оказалась где-то на Цейлоне. Между кустами чая и золотыми статуями Будды.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Двое на колесах. Шри-Ланка» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
01. Начало. Аэропорт Бандаранаике, добраться до отеля
Ранним-ранним февральским утром белоснежный авиалайнер эмиратской компании AirArabia, очень аккуратно прошуршав колёсами по полосе аэропорта Бандаранаике, доставил нас на экзотическую теплую зелёную Шри-Ланку. Никто из пассажиров почему-то не аплодировал. Пассажиры были разнообразной, в абсолютном большинстве — неславянской, внешности, видимо, по этой причине и не были приучены к священной древнечартерной привычке — создавать после посадки громкие аплодисменты, временами переходящие во внутрисалонные овации.
Впрочем, с извечной традицией толпиться в салоне в ожидании выхода на свежеподанный трап было все в порядке. Ведь во всех аэропортах мира широко известно это древнее поверье — тех, кто не будет толпиться в проходе, и не успеет выйти из салона за отведенное высшим авиационным начальником время, авиалайнер унесет в неизвестном направлении и оставит там прозябать на веки вечные. У нас с Кисей есть очень серьезные проблемы с этим, несомненно, крайне важным мероприятием. Мы, как бы это мягко сказать, ростом совсем не баскетболисты. Я бы сказал — слегка ниже среднего роста. В связи с этим, нам очень удобно путешествовать, везде хватает места для ног и прочих частей тел, но вот толпиться — совсем неудобно, поэтому мы постоянно находимся в зоне риска быть унесенными в то место, где ночуют авиалайнеры. В первую очередь, неудобно потому, что после длинных перелетов с несколькими стыковками, трансферами до аэропорта и всем вот таким интересным, господа пассажиры в области подмышек и не только, пахнут вовсе не по-господски. Такая вот физиология. Столкновение их физиологии с нашей отнюдь не баскетбольной анатомией, вкупе с нежеланием обонять весь спектр подмышечных ароматов и заставляет нас сидеть смирно, как завещал голос из громкоговорителя. Но в этот очередной раз вновь пронесло, машалла(«спасибо Аллаху за то, что все вышло так, а не иначе» с арабск.), и мы таки попали в здание аэропорта, а не в какое-то другое место.
Пара слов об авиакомпании. AirArabia — вполне приличный эмиратский лоукостер. Летают они на Airbus, лично мне эйрбасы нравятся намного больше боингов, как минимум — по удобству салона. Спинки откидываются, места для ног достаточно. Мы с Кисей, как достаточно опытные и довольно неприхотливые путешественники, летели с рюкзаками, без багажа, но, тем не менее, билет я брал с багажом, там была возможность отмены/переноса, напиток и сандвич на каждом из четырёх плеч перелёта. К тому же, мало ли, вдруг мы купим какой-нибудь невероятный сувенир, и на обратный перелет таки понадобится багаж. Кися усиленно меня уговаривала поймать варана, например, и завести его дома. Я отмазался тем, что уже завел её саму, а на них двоих с вараном моей любви не хватит. Сто лет не нужны мне вот эти сцены в стиле — «ты варана любишь больше, чем меня». Фигушки, купим магнитиков. Максимум, на что я согласен в багаже — это сорок шесть кило свинины, за полтора года обитания в мусульманских странах, мы по ней заскучали, как по родной.
Разница в цене багажного и безбагажного билета была всего пятьдесят долларов на двоих, в самолете за эти деньги даже те самые восемь сандвичей не купишь, поэтому выбор был очевиден.
Еще один несомненный плюс AirArabia, помимо гуманной цены — стыковка в Шардже. Аэропорт Шарджи очень маленький и уютный, скорее похож на подозрительно чистый автовокзал. Даже при очень короткой стыковке не заблудишься, да и бежать, роняя, тапки, никуда не нужно. Достаточно вспомнить гигантский и бестолковый аэропорт Дубая или новый стамбульский аэропорт — сразу начинаешь ценить стыковку в Шардже. Лайфхак, применимый в большинстве аэропортов мусульманских стран — практически в каждом из них в транзитной зоне есть кулеры или фонтанчики с чистой питьевой водой. Не выкидывайте пустые бутылки на контроле, их можно будет в этом кулере наполнить. Перелеты длинные, воздух в самолете сухой, напитки — дорогие. Если, конечно, вы — бюджетный турист. Если же вы летите не лоукостером, а, например, туркишами, эмирейтсом или катарцами — не напрягайтесь, питья и еды будет завались. Но на алкоголь все равно не налегайте, похмелье потом будет адское, бухать при пониженном окружающем давлении очень не полезно. А еще во многих современных аэропортах, наряду с питьевой водой, есть бесплатные автоматы с кипятком. При длинных стыковках и ограниченных финансах, иметь с собой кружку и пакетики с чаем, а то и бомж-пакет — бесценно.
В общем, мы на месте, ура! Первое, что я вам советую сделать в аэропорту — поменять деньги. Мы поменяли всего сотку долларов, памятуя о том, что обменный курс в аэропорту в любой стране мира хуже, чем на воле, но это не про Шри-Ланку. Как оказалось, как раз именно в аэропорту курс и был наилучшим. Правда, только в одном обменнике. На тот момент (февраль 2023) мы поменяли доллары по курсу 362 шриланкийских рупии (далее просто рупии) за один доллар. Такой же курс был еще в одном обменнике в центре Коломбо, везде в остальных местах за доллар давали меньше. Банки так вообще меняют деньги только до трех часов дня. На Шри-Ланке самый лучший курс обмена валют — в центре Коломбо, район Форта, в конторах, специализирующихся именно на обмене. На вывеске так и написано — официальный маниченджер. Еще такие же обменники есть в крупных, по ланкийским меркам, городах, типа Канди и на развитых пляжных курортах. Но — заранее приготовьтесь к худшему, чем в Коломбо, курсу обмена.
В маленьких городках и деревушках валюту поменять негде, доллары и евро ваши неправославные даром никому не нужны, это вам не высококультурная всероссийская здравница Хургада или Анталья. Меняйте в Коломбо. С собой лучше всего брать новые синие стодолларовые купюры, у них самый высокий обменный курс. По сумме — смотрите сами. Мы обычно тратим столько же, сколько и дома, с учетом плюс аренда жилья и автомобиля. У каждого свои запросы и потребности. Прием банковских карт широко распространен исключительно в сетевых супермаркетах типа Keels и Food City и во всемирных сетевых же едальнях, из которых мы встретили Pizza Hut. Она нас очень выручала, когда организм не мог уже воспринимать невероятно великолепную ланкийскую кухню, и KFC. В последний мы вообще никогда не ходим, обилие жареной панировки резко расходится с нашим пониманием здорового питания (да, мы немножко зануды). Также можно снять деньги с карты в банкомате, они есть и в не курортных городках. Но — соблюдайте банковскую гигиену, суйте свои карты только в банкомат при отделении банка, это даст максимальную вероятность вернуть ее в том случае, если она настолько понравится электронному меняле, что тот решит оставить ее себе.
А еще в начале марта 2023 года очень сообразительные шриланкийские экономисты решили укрепить свою валюту явно методом ручного рычажного управления экономикой, и в один день доллар стал стоить не 362, а 300 рупий. Не зря современное официальное название страны — Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка. Мы-то, наивные, сразу не знали, я потом слазил в Википедию, посмотрел, и понял, почему они такие бедные.
Связь. Телефонные сим-карты компании Dialog мы тоже купили в аэропорту, по богатому, каждому аж на 50 гигабайт интернета, там ещё и немного кладётся на счёт на звонки, это тоже пригодилось. Обошлось это удовольствие где-то по шесть долларов на симку. Забегая вперёд — интернет везде неплохой и его хватило с запасом. Говорят, можно брать и других провайдеров, разницы нет. Возможно, в городе дешевле, чем в аэропорту. Нам показалось, что и в аэропорту недорого. Вообще, мой основополагающий принцип оценки стоимости вещей и услуг в условиях оторванности от привычного быта — если я психологически готов столько заплатить, значит, столько оно и стоит. По количеству гигабайт, можно было брать и двадцать, хватило бы на месяц с запасом, практически во всех отелях и гестхаузах был неплохой WiFi. С интернетом на Шри-Ланке в принципе все неплохо. Если не было сильного ливня, в дождь интернет намокает, а мокрый ланкийский интернет работает чуть хуже, чем никак. Примерно, как египетский интернет после того, как вездесущие козы поели кабель.
В аэропорту полным полно таксистов, тукеров (это пилот дребезжащей трехколесной страх-машины, которая очень дорого, и еще более дискомфортно может вас доставить практически везде) и прочего люда, который мечтает отвезти вас в город, или вообще куда угодно за определенную сумму в долларах или рупиях. Что характерно, чем ближе предложение к выходу из зоны таможенного контроля — тем дороже. Цена колебалась от тридцати до двадцати пяти долларов в здании аэровокзала, снаружи упала до двадцати. Как выяснилось — за пределами аэропорта существует автобус, который везёт в город за деньги, которые вообще сложно перевести в доллары, но это точно не больше одного доллара на нас двоих. Правда, со слов очередного ушлого водилы, идти до остановки очень-очень далеко, и он готов отвезти нас в центр города всего за десять долларов.
А вот тут — внимание! Верить ланкийским водителям нельзя. Вообще. На всякий случай не верьте даже в совершенно однозначные вещи, если их говорит ланкийский водила. Их цель появления на белый свет — это максимально грубо и безыскусно развести наивного лоховатого беляша. Причем, на этом мыслительные способности их заканчиваются, последующее отношение туриста к нему лично, ко всем другим водилам, к ланкийцам вообще, ему не важно. Важно поиметь лоха здесь и сейчас. Итак, уже в пути, в процессе разговора объявленные десять долларов оказались ценой доставки до той самой автобусной остановки. На что я сказал — ок, дорогой френд, вези нас обратно, денег я тебе не дам. Ну, или можешь везти в полицию, будем там выяснять, кто верблюд, а кто незаконно таксует.
В полицию он не захотел, нашелся компромиссный вариант — даже не за десять, а за пятнадцать долларов, но не до центра Коломбо, а прямиком до отеля, что было километра на полтора дальше. Естественно, у входа в отель водила начал ныть, что это очень далеко и минимум двадцать баксов он должен получить, дополнительно мотивируя это своей крайней бедностью и пятнадцатью с половиной голодными детьми. Вступать с ним в дискуссию на тему излишней любви к размножению и вопросов ограничения популяции нелегальных таксистов, я не хотел от слова совсем. А хотел я исключительно спать, на этот момент мы уже нормально не спали вторые сутки. Выдал ранее оговорённые пятнадцать, и мы ушли в темное чрево отеля. Там внутри было еще тихо и темно, пахло многовековой плесенью и надеждой на принятие горизонтального положения. Появившийся откуда-то из тайного прохода нашего будущего двухдневного пристанища немного помятый смуглый парень нас удивительно быстро зарегистрировал, запросив дополнительно всего около шести вечнозеленых баксов по курсу за очень раннее заселение. Мы поднялись в номер и потеряли сознание на ближайшие пять-шесть часов. Возможность спать в постели горизонтально — бесценна.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Двое на колесах. Шри-Ланка» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других