Город Бонивур. Последняя великая стройка СССР

Александр Леонкин, 2018

В середине 80-х годов на Дальнем Востоке началось строительство огромного завода азотных удобрений. Рядом с ним планировалось возведение города Бонивур, в котором жили бы строители и работники завода. Так сложилось, что последний город СССР, да и предприятие, спутником которого он должен был стать, не были достроены. Они так и канули в Лету вместе с Советским Союзом и почти стерлись из людской памяти, если бы не хабаровский путешественник и блоггер, член Русского Географического Общества Александр Леонкин. Случайно узнав об исчезнувшем городе, он предпринял в Бонивур четыре краеведческие экспедиции, нашел людей, которые строили город и жили в нем, раскопал массу редчайших личных и архивных документов. Все это стало основой для написания книги, которую вы держите в руках. Книги о труде, энтузиазме и самом последнем городе СССР.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Город Бонивур. Последняя великая стройка СССР предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Подготовка

По воспоминаниям Павла Александровича Минакира, в то время Алексей Клементьевич Черный заканчивал работу на посту первого секретаря Хабаровского крайисполкома. На Нижнем Амуре в те годы было много лесных пожаров, и появилась расхожая шутка, что «в лесах Хабаровского края сгорела его звезда Героя Социалистического Труда» — высшая награда за трудовую деятельность в СССР. Алексей Клементьевич хотел уйти на бравурной ноте.

С середины 70-х годов появился целый ряд программ, направленных на развитие села. Это были программа развития сельского хозяйства — для увеличения урожайности, — программа строительства на селе, программа переселения, программа мелиорации. В Хабаровском крае действовали Амурский целлюлозно-картонный комбинат (г. Амурск, Амурский район) и Хорский гидролизный завод (п. Хор, район имени С. Лазо) — оба предприятия относились к лесохимической промышленности, можно было и дальше развивать в крае эту отрасль. Кроме того, в 1985 году начал строиться газопровод Оха (Сахалинская область) — Комсомольск-на-Амуре, то есть на Нижний Амур шел сахалинский газ.

Алексей Клементьевич Черный принял решение о развитии площадки именно в районе Нижнетамбовского, газопровод строили на правом берегу Амура, там, где расположено село, то есть газ был в «шаговой доступности».

Газ в данном случае можно было использовать для производства удобрений и наконец-то положить начало строительству Амурского завода азотных удобрений и нового города на Амуре. Вероятно, А.К. Черный был заинтересован в большом проекте союзного масштаба.

Учитывая то, что он несколько лет работал в поселке Эльбан Амурского района на заводе промышленных взрывчатых веществ и был знаком с технологией этого производства, можно предположить, что завод мог быть «с двойным дном» и здесь могли производить селитру и взрывчатые вещества. Если это предположение верно, то А.К. Черный в будущем рассчитывал на участие в проекте не только Министерства по производству минеральных удобрений СССР, но и Министерства обороны СССР.

Как рассказывал автору в феврале 2016 года тогдашний министр строительства СССР в районах Дальнего Востока и Забайкалья[7] Александр Александрович Бабенко[8], со стороны руководства Хабаровского крайкома шло колоссальное давление на Минвостокстрой СССР с целью начать строительство Амурского завода азотных удобрений, несмотря на то что еще не было никакого проекта. Впрочем, Александру Александровичу, по его словам, известно было только о планах по возведению завода азотных удобрений, а про какой-то оборонный завод он ничего не знал.

Данные о том, что идея по возведению нового города принадлежала именно первому секретарю Хабаровского крайкома А.К. Черному, подтверждает и Анатолий Константинович Бронников, который занимал должность главного редактора газеты «Тихоокеанская звезда» с 1981 по 1990 год. В 2011 году[9] он писал в своих воспоминаниях о том, что А.К. Черный ему говорил: «Мне очень хотелось, чтобы еще один город в крае появился и новая отрасль промышленности возникла…»

Акт выбора площадки под строительство Амурского завода азотных удобрений был подписан еще 11 февраля 1980 года, тогда было рассмотрено четыре варианта размещения завода: город Амурск, две площадки в районе Комсомольска-на-Амуре и Нижнетамбовское. Но в 1983 году было принято решение о размещении в районе Комсомольска-на-Амуре ряда других промышленных предприятий, поэтому этот город из списка исключили. 6 августа 1984 года был подписан новый акт с изменениями. Расположение новой площадки утвердил министр по производству минеральных удобрений Алексей Георгиевич Петрищев.

П.А. Минакир рассказывал, что начало нового масштабного строительства в регионе А.К. Черный аргументировал тем, что в 1984 году закончилось строительство Байкало-Амурской магистрали и высвободилось много свободных рук. Строительство завода было своего рода очередным этапом развития БАМа.

После совещаний в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре с министром строительства СССР в районах Дальнего Востока и Забайкалья А.А. Бабенко 20 мая 1985 года появился протокол с требованиями в короткие сроки в 1985 году разработать и утвердить техническую документацию на строительство пионерной базы в селе Нижнетамбовское и выделить в 1986 году капитальные вложения на ее строительство[10], а также подготовить проект распоряжения Совета Министров СССР[11].

Кроме Амурского завода азотных удобрений было намечено осуществить строительство ряда предприятий других министерств (кроме Минудобрений СССР) и ведомств, строительство жилья и социально-бытовых объектов. Годовой объем строительно-монтажных работ к концу XII пятилетки (1986–1990) должен был достигнуть 100 миллионов рублей[12].

3 июля 1985 года появился проект постановления Совета Министров СССР. Он был подписан не в том виде, в котором его подготовил Хабаровский крайисполком, но взглянуть на планы производства мы можем.

Планы производства Амурского завода азотных удобрений на 1986–1996 годы:

аммиачной селитры — 450 тысяч тонн в 1992 году; аммиака — 660 тысяч тонн в 1993 году; карбамида — 450 тысяч тонн в 1994 году; аммофоса — 700 тысяч тонн в 1995 году; азотной кислоты — 600 000 тонн в 1996 году.

Минудобрений поручалось обеспечить в 1985–1986 годах разработку плана нового города и схему размещения промышленных предприятий.

Предполагалось строительство теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) с подстанциями 35 кВ, строительство аэродрома и речного порта, а также реконструкция железной дороги Селихино — Нижнетамбовское. Железная дорога уже была построена, в беседах бывшие первостроители называли ее «узкоколейка», так как она была меньше стандартной ширины, которая использовалась в Советском Союзе — 1524 мм. Это согласуется с тем, что «узкоколейку» проложить проще и быстрее. Ее можно протянуть поверх болота, тундры, песка, земли, на мерзлоте, на торфянике, практически без полотна и насыпи. Рельсы клались на шпальные жердочки, а жердочки — прямо на болотный или лесной мох. Затраты на строительство меньше, проходная способность лучше, чем у автодороги[13], которой, тем более, тогда еще не было.

На самом деле железная дорога была стандартной колеи, хоть и однопутная и не электрифицированная (как и железная дорога Волочаевка-2 — Комсомольск-на-Амуре, которая не электрифицирована до сих пор). Она была проложена еще в рамках строительства железнодорожного пути на Сахалин (тоннель между материком и островом построить не успели), и в 1953 году, после смерти Иосифа Виссарионовича Сталина, стройку прекратили. В рамках этого проекта в 1950 году были созданы Управление строительства 506 и Управление строительства 507. Одно вело работы со стороны материка, а второе — на острове Сахалин. Оба управления были ликвидированы в 1953 году. Железную дорогу успели довести до села Черный Мыс, в 30 километрах ниже по течению Амура от Нижнетамбовского.

В том же 1953 году эта недостроенная железная дорога была передана железнодорожными строителями объединению «Комсомольсклес». Максимальная скорость движения по этой линии была установлена всего 30 км/ч, на отдельных участках — 5 км/ч[14]. Поэтому железная дорога действительно нуждалась в реконструкции.

Железная дорога в Нижнетамбовском

В 1986–1988 годах предполагалось осуществить реконструкцию автодороги Комсомольск-на-Амуре — Нижнетамбовское.

Кроме того, предлагалось разрешить в виде исключения осуществить в 1986–1988 годах строительство объектов в Нижнетамбовском по рабочим чертежам и сметам на отдельные объекты и виды строительно-монтажных и специальных работ.

Проектом предусматривалось решить вопрос об открытии в Нижнетамбовском в 1986 году специального учреждения с доведением в нем в 1987 году численности рабочих до 1500 человек. То есть предполагалось использовать и труд заключенных.

Министерству Геологии СССР предполагалось:

• поручить провести разведку керамзитовых глин, песчано-гравийного, каменного и других местных материалов, необходимых для строительства;

• провести переговоры с иностранными фирмами о закупке в 1986 году для нужд строительства промышленного узла жилого городка на 2000 жителей. Закупить в Чехословацкой Социалистической Республике (ЧССР) 30 жилых домов типа «Вахта-80»;

• одобрить предложение ЦК ВЛКСМ об объявлении стройки ударной и направить на стройку ударные отряды в 1986 году — 500 человек, в 1987–1990 годах — до 1500 человек ежегодно[15].

В начале 1986 года ЦК ВЛКСМ принял постановление об ударных комсомольских стройках XII пятилетки и плане общественного призыва молодежи на 1986 год, в котором предусматривалось направить на строительные объекты Хабаровского края 3000 юношей и девушек в составе Всесоюзного отряда имени XXVII съезда КПСС и по общественному призыву 2280 военнослужащих, уволенных в запас в 1986 году[16]. Всего же в СССР Ленинский комсомол планировал сформировать Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XXVII съезда КПСС (наименование отряда единое для всей страны) в 1986 году, выдав 121 тысячу комсомольских путевок в 35 адресах (субъектах СССР) на 72 ударные стройки, действовавшие в том году в СССР[17].

Согласно Положению о Всесоюзной ударной комсомольской стройке, утвержденному постановлением Президиума ВЦСПС (Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов) и бюро ЦК ВЛКСМ № 42/1а от 4 февраля 1985 года: «Всесоюзная ударная комсомольская стройка — это особо важный народнохозяйственный объект, сооружаемый при активном участии комсомольских организаций страны, которые обеспечивают достойный вклад комсомольцев и молодежи в его своевременный ввод в действие. Всесоюзная ударная комсомольская стройка должна быть для юношей и девушек настоящей школой гражданского становления, трудовой и политической закалки, самоотверженного, высокопроизводительного труда».

Но государство использовало комсомол и с чисто практической целью. Секретарь ЦК ВЛКСМ Иосиф Николаевич Орджоникидзе, курировавший стройотряды и молодежные жилищные кооперативы, рассказывал в 1986 году газете «Молодой дальневосточник», что общественный призыв на ударные стройки обходится государству во много раз дешевле, чем организационный набор. Даже не имеющий профессии новичок, проработавший один год, оправдывает материальные затраты государства[18].

12 октября 1985 года в газете «Правда», органе ЦК КПСС, то есть фактически в главной газете Советского Союза, на второй странице был опубликован большой материал[19] под названием «А завтра будет город… Восточным районам — комплексное развитие», который был посвящен строительству нового города на Амуре в районе села Нижнетамбовское. Приведем содержание этого материала полностью.

«Что стоит при хорошей фантазии нарисовать на бумаге контуры «города будущего» с оригинальной архитектурой, смелой компоновкой жилых массивов, зеленой зоной и где-то поодаль — индустриальные объекты. Такие эскизы скорее всего игра воображения. Практическое же проектирование куда прозаичнее и сопряжено с таким объемом информативного материала, что без вычислительной техники не обойтись. Даже строители в какой-то мере проще оглядываются на пройденный путь: там возвел плотины, здесь соорудил завод… Проектировщик же, взирая через годы на воплощение своих замыслов, зачастую в сомнении: а там ли возведена плотина, не просчитался ли с размещением завода…

В свое время мы были причастны к созданию города Амурска — спутника Комсомольска-на-Амуре. Предполагалось, что в районе, богатом лесными ресурсами, обоснуется целлюлозно-картонный комбинат, а при нем город на речном берегу. Стройка была громкой, Всесоюзной, ударной. На первых порах пропорции между жильем и производством выдерживались оптимальные, те, что и были предусмотрены проектом. Но жизнь внесла коррективы. Подыскивая новые территории для производств, министерства и ведомства устремляют свои интересы обычно туда, где уже начато обустройство, — есть тепло, вода, рабочие руки. Иллюзорный расчет не тратиться на создание собственной инфраструктуры, а «присоединиться» к уже имеющейся. Вот и в Амурске один за другим появились новые заводы, а вместе с ними и шлейф проблем для молодого города.

Началось перераспределение рабочей силы — часть целлюлозников подалась на более «чистые» производства. Это породило нехватку жилья. Под новое строительство необходимы были резервы теплоэнергетического обеспечения, да ведь и сеть инженерных коммуникаций не может быть безразмерной. Кроме того, под увеличение населения требуются дополнительные предприятия торговли, учреждения народного образования, культуры. В общем, не удалось избежать Амурску сложностей развития, мал он оказался по размеру для той индустриальной базы, что сформировалась близ него.

Подобных примеров немало. Получается, что новые города, еще не успев получить статус, уже выглядят этакими стесненными маломерными приставками к крупным производствам. Стало правилом: местные органы власти корят архитекторов и проектировщиков за близорукость, неспособность видеть завтрашний день в развитии того или иного города. В последнее время часто говорят о бамовских населенных пунктах. Дескать, куда смотрели, планируя их, если уже теперь не хватает квартир, теснота в магазинах. Доля справедливости в таких сердитых репликах есть и по адресу проектировщиков. На БАМе, например, стоило бы не занижать коэффициента семейности, ведь рождаемость здесь оказалась выше всяких прогнозов и превосходит среднюю по РСФСР. К тому же еще не прошел проверки временем и такой вопрос, как занятость бамовского населения. Большинство поселков проектировались в качестве мест проживания только железнодорожников и их семей, но где гарантия, что вскоре близ станций не начнут обосновываться представители других ведомств. Вот мы и подошли к краеугольному камню любого градостроительного проектирования — долгосрочному прогнозу.

Сейчас наш институт формирует основы для крупного города в районе села Нижнетамбовское на реке Амур. У коллектива велико желание создать своего рода образец современного проектирования, избежав при этом досадных просчетов, которые дадут о себе знать, может быть, лет через 30–50, но останутся на совести нашего поколения. Словом, желание есть. Каковы же возможности?

Исходные данные пока следующие: должен строиться завод азотных удобрений на основе сахалинского газа. Место для города выбрано дивное: оба берега Амура высокие, болот поблизости немного. Недаром на эту площадку обращали внимание еще в 1932 году, когда подыскивали место для Комсомольска-на-Амуре (окончательное решение о месте строительства судостроительного и авиационного заводов, где впоследствии вырос Комсомольск-на-Амуре, было принято в феврале 1932 года, сначала же место строительства Амурской верфи было определено 31 августа 1931 года Советом Труда и Обороны в районе Хабаровска у села Воронежское, но затем площадку перенесли вниз по Амуру. А там строительство нужно было развернуть на левом берегу Амура, чтобы избежать строительства моста, но с проведением железнодорожной ветки Уруша — Тында — Пермское[20]). Недалеко проходит лесовозная железная дорога, площадку пересекает нефтепровод с Сахалина, а вдоль него тянется притрассовая автодорога. По предварительным расчетам, быть здесь городу с миллионным населением, коль в том возникнет нужда.

Но пока лишь Министерство по производству минеральных удобрений «имеет виды» на новую площадку. А нам как территориальной проектной организации необходим расклад на будущее и других производственных мощностей. Ведь если бы сейчас иметь под рукой исчерпывающую информацию о формировании промышленного района, то, исходя из этого кругозора, наша работа стала бы качественно более продуктивной. Главное, что даст владение перспективами, — это комплектность, которой недостает многим городам.

Пока же, к сожалению, движение идет по накатанной колее. Следуй мы ею и дальше, вновь упремся в нагромождение известных уже проблем. Будет завод, при нем — городок со своей предельной инфраструктурой. Создать гибкий резерв инженерного обеспечения — водой, теплом, электричеством — Минудобрений не сможет: действующие нормативы капитальных вложений не позволяют этого сделать. Да и к чему, резонно рассудят в министерстве, им лишние затраты и хлопоты: себя обеспечили — и ладно. А отрасль, которая начнет «садиться» следом, будет строить свою котельную, класть свои трубы, свои кабели. И выйдет город, сотканный из ведомственных хуторков. Когда в Комсомольске-на-Амуре возникли подобные автономные поселки судостроителей (строилась Амурская верфь, ныне — «Амурский судостроительный завод»), авиационников (завод № 126, ныне — Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина), это можно было понять: не существовало тогда генерального плана застройки, да и не задумывались особенно о проектировании. Но когда на наших глазах в Тынде, например, несколько строительных организаций одного министерства — транспортного строительства налепили кто во что горазд трестовские поселки, то оправдать такую «практику» попросту нечем. Город от этого лишь проиграл. Не стоило бы множить печальные ошибки.

Где же должны складываться в общих чертах основы любого города? Думается, лишь с высоты Госплана СССР различимы перспективы на десятки лет вперед. В частности, новый город на Амуре, судя по всему, станет центром химической промышленности, ведь рядом проходит нефтепровод и прокладывается газопровод. Но производства должны быть увязаны в комплексе и такими технологическими связями, чтобы отходы одного служили сырьем для другого.

Только глубоко научный комплексный подход позволит вовлечь в область конкретного прогнозирования и промышленное месторождение алунитов, и порт для судов типа «река — море», и масштабы реконструкции железной и автомобильной дорог. Пока же мы действуем на ощупь, не зная, выделят ли средства на полуторакилометровый мост через Амур, будет ли протянута линия электропередачи. Если на первом этапе предполагается население в 300 тысяч человек, то как быть с теплом? Городить мелкие котельные, или, может быть, сразу заложить ТЭЦ, которую рано или поздно придется строить.

В общем, вопросы, вопросы… И это уже на стадии проектирования. А современный проектировщик мечтает о таких научно обоснованных «эскизах», чтобы за кульманом воплотить их в пространстве и времени, привязать к местности.

В последнее время повышена роль местных органов власти в развитии и управлении хозяйств городов и поселков. Но зададимся вопросом: сможет ли руководство будущего города связать ведомственные интересы отраслей в один интерес — общегородской. Без обладания реальными средствами руководить этим непростым процессом придется лишь в форме пожеланий и просьб, как зачастую это и происходит сейчас. Но у современного города должен быть один хозяин, один координатор отраслевых планов. Такому подходу учит практика. Так вот, чтобы именно местный Совет был полноправным хозяином нового города, надо капиталовложения на его развитие, инженерные коммуникации концентрировать и направлять централизованно. Это вполне реально, но при одном условии: если заранее будет известно, кто, когда, в каких объемах будет обживать промышленную зону, а следовательно, участвовать в создании городского жилого фонда и его инфраструктуры.

Уже сейчас мы сталкиваемся с крепкими орешками проектирования на новой площадке. Если подходить с позиций научно-технического прогресса, то на первый план должны выступать такие решения, которые в чем-то пока и дорогостоящи, зато в будущем принесут эффект. Это один из больных вопросов проектирования: за деревьями сиюминутного удешевления проектов и строительства не видеть леса, то есть абсолютной государственной выгоды. На Нижнетамбовской площадке предстоит, например, выполнить работы по сооружению водозабора из Амура. Есть два варианта: то сооружение, что диаметром колодца поменьше, способно удовлетворить потребность одного завода и его жилого массива. Но, коль мы убеждены в том, что заводы других отраслей не преминут «прописаться» по обжитому адресу, то потребность в воде возрастет, и дабы не возводить ее в рамки дефицита, не лучше ли сразу запроектировать и соорудить водозабор диаметром колодца побольше. Конечно, проект станет дороже — того и жди упрека в расточительстве.

Но ведь тем самым мы экономим те же государственные средства, которые не надо будет вкладывать в новый водозабор.

Схема размещения на местности Амурского завода азотныхудобрений, план нового города, проектируемая железнаядорога, ЛЭП и размещение других внешних инженерныхкоммуникаций

Мало того что не известен перечень предприятий, нет полной ясности и в экологии территории. Как и следовало ожидать, Минудобрений выдало задание на изучение природно-климатических условий лишь для решения своей узкой задачи — размещения завода и поселка. Но если уже в столь жизненно важной сфере, как экология, начнет преобладать ведомственность, тогда добра не жди. Обратились к директору Хабаровского комплексного научно-исследовательского института ДВНЦ АН СССР члену-корреспонденту М. Бабушкину и обрели в нем единомышленника. Сейчас готовится моделирование воздушного бассейна, которое позволит получить исчерпывающую экологическую информацию, как говорится, на все случаи жизни.

Стране и впредь строить и строить, особенно в восточных районах. Вот почему наши размышления в канун проектирования нового города не назовешь умиротворенными. Пора делать решительный поворот в практике прогнозирования, проектирования, строительства новых городов.

В. Джоган.

Директор института «Хабаровскпромпроект»,

заслуженный строитель РСФСР

А. Казанцева.

Начальник отдела промышленных узлов и

территориальных функций института

«Хабаровскпромпроект»,

заслуженный строитель РСФСР»»

Как сказано выше, проект постановления Совета Министров СССР, подготовленный в июле 1985 года Хабаровским краем, не был подписан. Но все-таки в 1985 году появился другой документ, подписанный 15 ноября: «Схема ситуационного плана — схема размещения на местности Амурского завода азотных удобрений, план нового города, проектируемая железная дорога, ЛЭП и размещение других внешних инженерных коммуникаций»[21]. Подпись поставил главный инженер проекта — Святослав Кириллович Силкин, работавший тогда в Государственном ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательском и проектном институте азотной промышленности и продуктов органического синтеза.

В районе бывшего села Чучи

Согласно этому плану, южная часть нового города должна была находиться в районе села Чучи[22] у устья реки Горная. Автор был в Чучах в школьную пору, в 90-х. Нас туда вывезли целым классом в поход из Комсомольска-на-Амуре. Всё село состояло из трех домов, в двух из них люди появлялись только летом. А из постоянных жителей там жили только родственники (дедушка, бабушка и прабабушка) моего одноклассника Юрия Власова.

После крупномасштабного наводнения на Амуре в 2013 году село было ликвидировано[23].

В районе села Чучи также предполагалось разместить городской водозабор. Протяженность нового города вдоль береговой линии Амура, согласно схеме, около 13 километров (до реки Щучка). Для примера: протяженность Комсомольска-на-Амуре — 18 километров, Хабаровска — 38 километров. Так же, согласно подписанной в 1985 году схеме, получается, что расстояние от нового города до Комсомольска-на-Амуре по реке составляет 62 километра. До ближайшего спутника Комсомольска-на-Амуре — города Амурска — расстояние вдвое меньшее. Площадь нового города, согласно плану, должна была составить около 58 квадратных километров.

На схеме отмечены две строительные базы, одна — в районе села Нижнетамбовское, о котором речь пойдет ниже. Эта строительная база была предназначена для обеспечения возведения Амурского завода азотных удобрений. Сам же завод, согласно плану, отстоял от берега Амура на 12 километров, а его водосброс был запланирован в районе впадения в Амур реки Быстрая. В этом месте на Амуре расположен остров Нижнетамбовский, и между ним и левым берегом Амура находятся так называемые зимовальные ямы, в которых обитает амурский осетр (Acipenser schrenckii), поэтому водосброс предполагали сделать ниже по течению.

Площадку для второй строительной базы, которая должна была снабжать уже строительство нового города, собирались разместить возле реки Гячинская в 4,5 километра от берега Амура. То есть ширина запланированного города составляла эти самые 4,5 километра.

Помимо всего этого указаны план прохождения ЛЭП до Комсомольска-на-Амуре, проектируемая новая железная дорога и другие инженерные коммуникации.

Территориальный проектный институт «Хабаровскпромпроект», которому было поручено разработать проект пионерного поселка и промышленной базы для строительства нового города в 1985 году, предложил два варианта размещения.

Согласно первому варианту, предполагалось построить пионерную базу у реки Туганина (в трех километрах выше по течению Амура от села Нижнетамбовское) и основную базу в междуречье рек Щучка и Арзан (в 6,5 километра выше по течению Амура от села Нижнетамбовское) у намечаемой жилой застройки.

По второму варианту основная и пионерная базы должны были расположиться в междуречье рек Туганины и Хальзана (в одном километре выше по течению Амура от села Нижнетамбовское), именно этот вариант и был выбран. Выбор площадки был обусловлен минимальными затратами, кроме того, можно было использовать свободные трудовые ресурсы села Нижнетамбовское.

Проектом предполагалась производственная база в следующем составе:

— комбинат железобетонных конструкций и крупнопанельного домостроения (бетон);

— цех пластиприна (теплоизоляционных плит);

— база производственно-технической комплектации;

— база спецмонтажных организаций;

— асфальтобетонный завод;

— база по техобслуживанию и ремонту строительно-дорожных машин;

— автотранспортное предприятие;

— деревообрабатывающий комбинат;

— передвижная дробильно-сортировочная установка.

В административных зданиях на случай ядерной войны были запроектированы противорадиационные укрытия из расчета максимальной смены работающих. На остальной состав укрытия предусматривались в жилых поселках.

Расчетная продолжительность строительства пионерного поселка и промышленной базы составила 65 месяцев, дополнительно был предусмотрен подготовительный период — семь месяцев. Начало строительства (без учета подготовительного периода) намечалось на июнь 1986 года, а окончание было запланировано на октябрь 1991 года.

В соответствии с протоколом технического совещания по вопросу опережающего создания базы строительства Амурского завода азотных удобрений в районе села Нижнетамбовское от 10 июня 1985 года, Минудобрений СССР передало Минвостокстрою на 1986 год 10 миллионов рублей для создания базы[24], но подготовка к строительству началась уже в 1985 году…

29 января 1985 года Государственный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектный институт азотной промышленности и продуктов органического синтеза направил в Территориальный проектный институт «Хабаровскпромпроект» письмо[25] с заданием на разработку (стадия технико-экономического обоснования) строительной базы завода азотных удобрений и коммунально-складского хозяйства жилого поселка строителей. Состав и объем производства (на полное развитие завода азотных удобрений) были заданы следующие:

аммиак — 600 тысяч тонн в год; слабая азотная кислота — 600 тысяч тонн в год; аммиачная селитра — 450–520 тысяч тонн в год;

карбамид — 450 тысяч тонн в год; аммофос — 70 тысяч тонн в год.

Срок, в который хотели получить технико-экономическое обоснование (ТЭО) от «Хабаровспромпроекта», — II квартал 1985 года, но «Хабаровскпромпроект» выдал ТЭО только к ноябрю того же года.

Как рассчитывал «Хабаровскпромпроект», строительство базы должно было осуществляться 20 или 23 комплексами. За основу были взяты два сценария — один при выделении на строительство суммы 11 миллионов рублей, второй — если будет выделено 9 миллионов. Поскольку в итоге утвердили сумму в 9 миллионов, далее будет рассмотрен именно этот сценарий.

1. Вахтовый городок строителей на 500 человек.

2. Жилая зона.

3. Общебазовые сети.

4. Пионерная база.

5. Автотранспортное предприятие, подъездные дороги, коммуникации.

6. База механизации на 250 строительно-дорожных машин, подъездные дороги, коммуникации.

7. Топливозаправочный пункт.

8. Компрессорная.

9. Пожарное депо.

10. Предприятие ЯБ257 на 800 человек (исправительная колония).

11. Бетонно-смесительный узел цеха железобетонных изделий.

12. База спецмонтажных организаций.

13. Цех железобетонных изделий с арматурным цехом, складом готовой продукции.

14. Цех крупнопанельного домостроения со складом готовой продукции.

15. База управления производственно-технологической комплектацией.

16. Предприятие ЯБ257 (колония) на 1600 человек.

17. Ацетиленовая станция.

18. Асфальтовый завод.

19. Отделение полимерных плит.

20. Цех пластиприна.

Расчет потребности в рабочих на строительстве (при выделении 9 миллионов рублей):

1986 год — 1029 человек;

1987 год — 1039 человек;

1988 год — 949 человек;

1989 год — 1111 человек;

1990 год — 904 человека;

1991 год — 565 человек.

Капитальные вложения на строительство производственной базы строительства завода азотных удобрений — 291,3 миллиона рублей, из них объекты жилищно-гражданского и специального назначения — 148,7 миллиона рублей.

Структура жилищного строительства по этажности для будущего города:

4–5-этажные панельные дома — 40 %;

9–14-этажные панельные дома — 30 %;

1–2-этажные кирпичные дома — 15 %;

2–4-этажные кирпичные дома — 15 %.

Чуть позже, когда строительство уже фактически началось, «Хабаровскпромпроект» доработает рабочий проект опорной базы и ряда предприятий базы строительной индустрии, проект жилого поселка строителей на 2500 жителей (на двух площадках) и рабочую документацию первой очереди этого поселка на тысячу жителей[26].

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Город Бонивур. Последняя великая стройка СССР предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

7

В связи с реструктуризацией Минвостокстроя СССР с 19 августа 1986 года — министр строительства в восточных районах СССР.

8

Аудиозапись имеется в личном архиве автора.

9

Тихоокеанская звезда. 2011. 19 февраля. № 31 (26346).

10

ГАХК. Ф. П-35. Оп. 112. Д. 173. Л. 45.

11

ГАХК. Ф. П-35. Оп. 112. Д. 173. Л. 46.

12

ГАХК. Ф. П-35. Оп. 112. Д. 173. Л. 72.

13

Вульфов А.Б. Повседневная жизнь российских железных дорог. М.: Молодая гвардия, 200. С. 181.

14

Архив ОАО «Территориальный проектный институт “Хабаровскпромпроект”», «Основные положения» по формированию Нижнетамбовского промышленного узла Хабаровского края», июль 1989 года, книга 1, дело 17150.

15

ГАХК. Ф. П-35. Оп. 112. Д. 173. Л. 73–77.

16

ГАХК, Ф. П-35, оп. 113. Д. 116. Л. 52.

17

Комсомольская правда. 1986. 21 января. № 17 (18520).

18

Молодой дальневосточник. 1986. 1 июня. № 105 (12116).

19

Правда. 1985. 12 октября. № 285 (24542).

20

Кузьмина М.А., Комсомольск-на-Амуре: легенды, мифы, реальность. Комсомольское-на-Амуре отделение Российского общества «Мемориал», 2002. С. 13–14.

21

Оригинал документа хранится в личном архиве В.А. Бурдакова.

22

Закон Хабаровского края от 24.06.2015 № 79 «Об упразднении сельских населенных пунктов разъезд 101 км, село Чучи и разъезд 135 км, находящихся на территории Комсомольского района Хабаровского края, и о внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края».

23

Там же.

24

Архив ОАО «Территориальный проектный институт “Хабаровскпромпроект”», «База строительства Амурского завода азотных удобрений в селе Нижнетамбовское Хабаровского края. Технико-экономическое обоснование строительства производственной базы», ноябрь 1985 года, книга 2, дело 4471.

25

Там же.

26

Архив ОАО «Территориальный проектный институт “Хабаровскпромпроект”», «Основные положения» по формированию Нижнетамбовского промышленного узла Хабаровского края», июль 1989 года, книга 1, дело 17150.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я