«Украина-Русь», «Киевская Русь-Украина», «Киев – мать городов русских», «День крещения Киевской Руси-Украины» и прочие современные перлы. А кто вообще эти русы, основавшие Русь?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фантом «Киевской Руси» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Предисловие
Далеко не первое десятилетие Сеть с завидной регулярностью начинает местами бурлить и активно муссировать очередные вбросы наиболее радикально настроенных украинских националистов на тему «Украина-Русь», «Киевская Русь-Украина», «Киев — мать городов русских». Последний изыск слегка отдаёт извращением, если вспомнить, что Киев вообще-то мужского рода, а использование старого названия (Кияба) или прогрессивного (Кыив) совсем уж похабно выглядит.
Хотелось бы отделаться дежурной фразой: «Проблемы индейцев шерифа не волнуют», тем более, что историю формирования Руси-России через много веков весьма схожим путём повторят Северо-Американские Объединёные Государства. А уж такая аналогия, где «украинцы» выступали в роли «туземцев», будет им весьма и весьма неприятна. Хотя сами могут в этом убедиться.
Тем более, что для них сейчас это не просто безобидные шутки, типа «Ростов-папа шлет привет Одессе-маме», «Москва — порт семи морей» или «Россия — родина слонов».
У них всё очень серьёзно.
Прямо на наших глазах ударно раскручивается очередной виток наукообразного воспевания невероятной «преемственности тысячелетней истории Украины… нации и государства». А та, прото-Краина была вообще о-го-го. Краеугольный камень всей цивилизации в мировом масштабе. Центр античного мира. От которой ведёт свои истоки и «Киевская Русь».
Просто вдумайтесь — захваченный и порабощённый Киев создал из захватчиков Русь!
Грешно смеяться, глядя на это со стороны, но это наши ближайшие соседи. И у нас ещё есть какие-то ожидания о «просветлении в умах». Явно оставшиеся от советской пропагандистской утопии о «нерушимой дружбе братских народов».
Попробуем вместе разобраться, что там и как.
Украинцы это европейцы? Несомненно. Как-никак, а украинское Закарпатье — действительно один из признанных географических центров Европы. Но почему Украина, ранее уверенно входившая в пятёрку самых промышленно развитых стран той же Европы, всего за тридцать лет скатилась до уровня самых бедных? А скоро пробьёт и это дно, уходя всё глубже и уступая уже африканской бедноте.
А почему? Основная местная версия — Украина была слишком долго оккупирована злобным северным соседом (не будем называть вслух). На целое тысячелетие «несчастную Нэньку» отрезали от общечеловеческих ценностей. Потому она так деградировала.
И никто в этом не улавливает никакого противоречия.
Но она не сдалась, и сейчас «стремительным домкратом» возвращается на своё законное место в фарватере заморского локомотива западной цивилизации. Становится его восточным форпостом и «непокобелимым» защитным бастионом всего «передового человечества».
Знаете, кто им поручил эту великую миссию? Думаете весь коллективный Запад или может быть только передовая Европа? Так там до сих пор насчёт этого пребывают в лёгком недоумении. У них своих проблем чуть выше Эйфелевой крыши. Да и зачем им эта карикатурная мини-Русь, даже заранее на всё согласная и проплешинами показательно то коричневая, то радужная?
Европейцы ведь не просто так, да и не даром в Польшу миллиарды вкладывали. Слишком свежа историческая память про проходной «польский коридор». А уж свои деньги там всегда считать могли.
Это ведь украинцы сами себя вторым «санитарным кордоном» публично объявили. И за каких-то три-четыре ударных пятилетки сделали всё, чтобы целенаправленно угробить свою страну. В своих мечтах стать очень нужной благословенной Европе, до которой вроде как рукой подать, да только способностей и нормальных грошей пока нэма. А надо соответствовать!
«Окраинные» настолько так старательно хотели понравиться, что сами влезли «между молотом и наковальней» политических игр более сильных сторон. Чем невольно обрисовали контуры своих территорий, хоть сейчас готовых «втекти» в разных направлениях.
А как им было иначе тех европейцев пронять? Историческими лубочными картинками про выкопанное море, пирамиды или «гарного хлопца» Сашка Македонского? Проверено — не катит.
Может двойным извращением заморской страшилки? Типа, с Украиной Россия могучая империя, а без неё лишь жалкая «бензоколонка» с ржавыми танками-ракетами и деревянным подобием денег? Так давайте, купите, господа, наш «незалежный» кусок Руси-Украины, а уж мы поможем, а потом готовы привычно «шуцманами»1 отработать.
Самое печальное, но само понятие «Украина-Русь» вроде как совсем недавно было заново слеплено из той давно забытой, ещё революционной ленинской, откровенно тактической импровизации — борьбы с царским «великодержавным шовинизмом» и совсем свежей страшилки — противостояние российским «имперским амбициям». И кем? Как не пародоксально, «челоносным страдальцем» — оранжевым президентом Виктором Ющенко. Он, в свою скоротечную бытность первого лица, успел протащить и официально узаконить невероятный праздник-симбиоз: «День крещения Киевской Руси-Украины».
Вот и пошло у них по нарастающей.
Потом неугомонный местечковый раскольник Филарет (Денисенко), давно и активно стремящийся «порулить» всеми православными христианами Украины, тоже решил не отставать. Седина в бороду, а бес в ребро. Просто и без лишних изысков самочинно взял и присвоил себе титул «Патриарха Киевского и всей Руси-Украины». Без каких-либо полномочий, но по велению неких голосов своей сытно намоленной души.
Короче, пустите их всех в Европу. Хоть чучелом, хоть тушкой, пока их генетическая память так перевозбудилась в мечтах о былом историческом статусе sclavus/slave. И побыстрее, чтобы хоть слегка остудить слишком неуёмную активность. А то они ещё что-нибудь отчебучат,чтобы только урвать себе местечко к вам поближе. Где-нибудь повыше «трибалтийских тигров», но уж никак не ниже Польши.
И это было бы лучшим исходом для всех, поверьте. Только обещайте их изредка кормить. И не сильно прессуйте «заробитчан». Они не виноватты. Сами к вам просочатся, будут выполнять вообще любую работу. Задёшево.
Только вот пусть про Украину-Русь перво-наперво забудут. Не по чину.
У них свой прогрессивный проект Нью-Васюков до сих пор не реализован.
Откуда вообще взялась эта «Украина-Русь»?
А всё началось с того, что на рубеже ХІХ-ХХ веков на южных просторах Российской империи объявился весьма активный и очень плодовитый историк Михаил Грушевский. И быстро прославился. Не только как верный адепт Австро-Венгерской империи, известный рядом своих претенциозных научных работ. Но и своей личной причастностью к созданию «Легиона украинских сичевых стрельцов». А потом успел даже порулить «Украинским национальным центром».
Но воздух свободы сыграл с ним злую шутку и произошло то, что классик ёмко выразил одной фразой: «И ты, Брут, продался большевикам!»
Предусмотрительный Михайло Сергійович правильно и вполне адекватно оценил складывающуюся обстановку. Удостоверился, что пламенные революционеры действительно разрушили Российскую империю (кстати, вполне по делу) и теперь готовятся полностью искоренить религию. А заодно вполне серьёзно задумываются правильно переписать всю историю. И не абы как, а с позиций научного марксизма. При этом явить всему миру звериный лик царского «великорусского шовинизма».
Тут вообще необъятное поле деятельности. Тем более, что тыл любого «национального историка», обладающего правильной революционной риторикой, вполне надёжно может защитить ленинская работа «О праве наций на самоопределение».
Всё это откровенно окрыляло.
Воодушевлённый Грушевский быстренько выдвинул свою «уникальную» теорию происхождения и развития государственности Киевской Руси и её «особого» народа.
Не верьте, что только «генетика — продажная девка империализма». Историческая наука продаётся постоянно, причём откровенно и очень даже задёшево. Не только за конкретные блага, но и вообще даром. Нет, не за амбаром, а совершенно открыто и с садистским наслаждением.
Изначально Грушевский, что вполне объяснимо для убеждённого австрофила, пришёл к выводу, что собирание русских земель от Ивана ІІІ Великого (ХV век — не путать с Иваном ІV Грозным) до Екатерины ІІ Великой (ХVІІІ век) не благо, а чрезвычайно вредное явление для всех малороссийских, а ныне вроде как украинских территорий. Соседи-сатрапы, понимаете ли, столетиями народ давили-душили, но свободолюбивый дух так и не выветрили.
Его концепция опиралась на простые постулаты, вполне понятные самым «отсталым слоям обманутого населения»:
I. Киевская Русь — особая форма украинской государственности.
II. Неразрывность этнокультурного развития в регионе Днепра сформировало особый этнос украинцев.
III. Расхождение векторов развития украинцев и русских обосновано существенными этногенетическими различиями.
Такой чрезвычайно вульгарный подход сделал Грушевского «отцом-основателем» откровенно раздутой украинской (много-много)тысячелетней государственности.
Но при этом он стал просто непререкаемым гуру для всех «керівников» современных украинских националистов. Причём оптом и в розницу, начиная от основоположника интегрального украинского национализма Дмитрия Донцова (начало прошлого столетия) до современных украинских политиков практически любой масти.
Тут даже не стоит останавливаться и заново трактовать события, зачастую переходящие в очередные завиральные «мрії». Любую историю из надёрганных и разрозненных фактов каждый может интерпретировать по-своему. Только не надо уж слишком сильно увлекаться и начинать откровенно привирать. Иначе будет как у классиков: «И тут Остапа понесло…»
А тут чем свидомей, тем тем всё более упрощённее — из «царской тюрьмы народов», а потом ужасного «совка» (читай советской оккупации) всю полноту самобытности сумели сохранить только украинцы, как самые уникальные.
Именно так. Себя не похвалишь, другие точно не догадаются.
Хоть Украина и глумливо называлась «оккупантами» Малая Русь, но она никак не Малороссия и к сегодняшнему «русскому миру» вообще никаким боком.
Истиный украинский европеец «сиволапым» не друг, не товарищ и не брат.
Для рядовых украинских националистов (боевой секты тотальной этнической зачистки) постулаты Грушевского предельно выхолостили до расовой теории борьбы с «лишнехромосомными мокшами».
А чтобы оболваненная биомасса в своём праве ничуть не сомневалась, её постоянно подпитывают новыми фактами «очевидного превосходства» украинцев над русскими:
«Русь, как государство с центром в Киеве, создали племена полян.… Со временем поляне объединись с другими славянскими племенами… объединившись и ассимилировавшись, эти восемь племенных союзов стали основой Руси. Вот эту общую народность позже и стали называть русинами. Русы или русины были основой Руси, с центром в Киеве. Как бы теперь сказали, это была титульная народность Руси.… Русь с центром в Киеве была своего рода имперским государством. Был центр (Киев и Киевщина) и были колонии, платившие русинам дань. Среди тех, кто платил дань, были и литовские племена, и финно-угорские. Из летописи Нестора… русские не славяне, а финно-угры. Украинцы и русские разные народы. Киевская Русь — это не Московия.… финно-угры были людьми очень отсталыми, такими европейскими африканцами».
Такому даже слов подходящих не подобрать.
И при этом, как главное, но совершенно неоспоримое доказательство исторических притязаний Киева на такое вот «первородство» Руси чаще всего используется «Повесть временных лет»2, она же «Никоновская летопись».
Сие весьма специфическое сочинение представляет собой наиболее древнее сохранившееся описание истории Руси. Именно там про Киев вроде как прямо говорится: «Се буди мати градомъ русьскимъ».
Эта фраза, как нам постоянно постоянно теперь доказывают, якобы произнесена именно так и никак иначе. Лично самим Вещим Олегом! Да-да, все современники своими собственными ушами слышали. Правда произнесено это вроде как в 882 году перед войском, состоящим из русов, новгородцев, псковичей и ростовчан. Которые как раз только что захватили этот Киев.
Но даже не в этом суть.
Тут вообще следует отметить, что первый летописный свод Руси был написан в 1036 году, через полтора века после тех знаменательных событий и через 120 лет после смерти самого Олега. А сама «Повесть временных лет» была составлена ещё позже, в 1110-1118 годах в Киеве и затем «правильно» отредактирована под надзором княжича Мстислава3, вскоре ставшим Великим князем Киевским.
Да и сама летопись весьма претенциозна и излишне субъективна. По большей части она представляет собой мешанину из устных преданий, былин и кратких пересказов воспоминаний давно умерших участников событий. Результат предсказуем. Недаром же современные психологи в таких случаях абсолютно категоричны: «Врёт как очевидец».
Вот кто-нибудь из вас, к примеру, хоть раз слышал семейные байки о героическом участии ваших предков в русско-турецкой войне (1787-1791)? Нет? А ведь это знаменитая «Потёмкинская война» Российской империи (в союзе со Священной Римской империей) против Османской империи.
А это событие покруче рутинного взятия одного из городов во время военной компании.
Да и по срокам давности год в год.
Вот так и тут. А уж когда в описании исторических событий замешаны чьи-то корыстные интересы, то хоть святых выноси. Тот же Мстислав, явно затаив далеко не самые добрые чувства, активно пытался хоть как-то доказать своё «законное» право на Новгород, а также своё несомненное первенство в семье Рюриковичей.
И летопись, кстати, ему в этом реально помогла. Что написано пером… для тех простоватых времён просто аз есмь «волшебная сила искусства». Наиправдивейшая правда! Оказалось, что так вполне можно убедить других малограмотных князей в своём старшинстве4. Аж на целых десять лет!
Только вот после смерти Мстислава, все последующие князья Киевские окончательно потеряли свой статус «великих» и стали просто одними из многих крупных феодалов Руси. А в 1180 Киевский стол (княжий престол) вообще стал вассальным для князей Владимирских (будущих князей Московских), и окончательно перестал быть субъектом истории.
А в конце 1240 года монгольское нашествия на Русь под предводительством чингизида Батыя закончилось для Киева тотальным разрушением и полным истреблением жителей.
Так что возникают вполне законные подозрения, что «Киевская Русь», как и «Киев — мать городов русских», являются откровенными надуманными перлами. Такими же, как «украинская автоФекалия» — от бывшего первого лица этой страны. Ничем, кстати, не отличающиеся от чрезвычайно глупого, но вполне себе живучего русского собрата-мема «146%».
Эти «фигуры речи» массово тиражируются и используются исключительно для усиления выразительности беспочвенных высказываний. Люди вообще предпочитают больше скакать по вершкам, совершенно не задумываясь про корешки.
Но вокруг именно таких броских фраз, накидываемых на виртуальный вентилятор, вмиг разгораются нешуточные «холивары»5. Если мягко русифицировать, то получатся «хамовары» — хамские свары. Короче, абсолютно бессмысленное сотрясание эфира.
Казалось бы, ведь достаточно бегло просмотреть летописи, исследования по экономике и политике средневековья. Да и в археологических выводах покопаться. Это же никому и никогда не помешает. Зато всё худо-бедно уляжется в голове и может даже займёт свои места.
И не надо долгих пустопорожних лет вгрызания в исторические науки, чтобы узнать «устаканившиеся» понимания «правильных» трактовок тех или иных событий. Да даже «Повесть временных лет» иногда цитировать полезно. Ведь в каждой шутке лишь доля шутки. А уж они на пустом месте не появляются.
Каждому важно выработать собственное мнение, а не замутнять мозги лозунгами и речёвками.
Вот если действительно появится такое желание, то сразу придётся смириться с тем, что вся наша история откровенно «умозрительна». Она основана на редких обрывках весьма неясной и зачастую непонятно как датируемой информации. И даже «твёрдо» датируемая информация почти никогда не отличается особой достоверностью из-за исключительно односторонней трактовки событий.
Также надо понять и всегда учитывать, что тогда не было особо плохих или хороших персонажей. Просто разбойники и терпилы, которые изредка менялись местами. Таковы уж были условия выживания. Побеждали не только силой, но и умением объединить или объединиться. И громили врагов не для того, чтобы дать свободу и привить демократические ценности угнетённым. Цель была очевидной и совершенно простой. Самим пограбить и поработить.
Победители драконов просто мечтали стать драконами.
А вот всю сопутствующую историческую романтику придумали намного позже. И к тем реалиям бытия она не имеет никакого отношения. От слова совсем.
Есть надежда, что предлагаемое краткое и весьма обобщенное описание сможет пробудить хоть малый интерес или даст повод задуматься. А потом, если есть сомнения, любые «спорные» моменты всегда можно перекрёстно проверить. Иточников мало, но вот исторических исследований и трактовок — навалом. Будте бдительны.
«Клаву» в руки и гуглите по «Яндексу». Или наоборот. Кому как нравится.
Начнём издалека и слегка забежим вперёд
Нашу, пока ещё общую историю, лучше всего начинать рассматривать за 200 лет до возникновения первых поселений на территории будущей Руси.
Сейчас будет много исторической информации, которую можно бегло просмотреть. Но зато станет понятна причина почему до того малородные6 и малолюдные восточные земли вдруг неожиданно стали так важны для многих.
Итак, начнём.
В 536 году, на 10-м году правления ромейского/византийского императора Юстиниана Великого7, в результате сильнейшего извержения исландского вулкана (с очередным совершенно непроизносимым местным названием), началось резкое похолодание во всём северном полушарии.
Именно эта катастрофа вызвала политико-экономический хаос и послужила началом тёмных веков. Похолодание привело к повсеместным неурожаям, страшному голоду, мору и войнам, которые уничтожили от половины до 80% всего населения.
Вот как это описал Прокопий в «Истории войн» (книга IV «Война с вандалами»): «И в этом году произошло величайшее чудо: весь год солнце испускало свет как луна, без лучей, как будто оно теряло свою силу, перестав, как прежде, чисто и ярко сиять. С того времени, как это началось, не прекращались среди людей ни война, ни моровая язва, ни какое-либо иное бедствие, несущее смерть. Тогда шёл десятый год правления Юстиниана».
К этому моменту как раз закончился «Римский климатический оптимум», охватывающий период с 250 года до н.э. до примерно 400 года н.э. Именно мягкий климат, связанный с этим оптимумом, способствовал тогда процветанию крупных империй.
В это время, то есть до раздела Римской империи в 395 году, температура примерно соответствовала современной, а к северу от Альп была даже выше. В Северной Африке и на Ближнем Востоке климат был вполне благоприятный и достаточно влажный.
А отступление альпийских ледников в эту эпоху открыло альпийские перевалы, что позволило римлянам завоевать Галлию (Францию), Нижнюю и Верхнюю Германию, Рецию и Норвик (Швейцарию и Австрию), а также Паннонию (Венгрию) и Дакию (Румынию).
Но к VI веку (к моменту извержения вулкана) эти территории были уже окончательно оставлены слабеющей Римской империей. А завершение климатического оптимума, с наступающими голодными временами и сопутствующими эпидемиями болезней, вынуждало уже варваров отвоёвывать себе жизненное пространство всё дальше и дальше на юг.
К середине VI века (как показали современные археологические исследования) ледники уничтожили транспортные артерии через перевалы, из-за чего практически вымерли все северные провинции античных империй. И только через сотни лет они были заново заселены совершенно другими, пришлыми народами8. Хотя сейчас их потомки гордятся древней историей, к которой они вообще не имеют никакого отношения.
На карте эпохи Юстиниана Великого (середина VI века) видно, что Римская империя могла удерживать только территории, расположенные южнее перевалов. Всё, что севернее, было уже захвачено различным варварскими (племенными) образованиями.
Повсеместное похолодание вызвало коллапс сельского хозяйства даже в южных аграрных империях.
В 602 году Персия9 сделала неудачную попытку оккупировать богатые сельскохозяйственные районы Византийского Востока и Египта. Так на фоне хронических экономического, политического и демографического кризисов началась война двух сверхдержав Евразии — Ромейской/Византийской и Сассанидско-Персидской античных империй.
Византия, несмотря на внутренний политический и экономический кризис, смогла не только устоять, но и победить. Но пользы это никому не принесло. К 630-м годам обе империи уже были окончательно разорены как в экономическом, так и военно-политическом планах.
Этим воспользовались кочевники-арабы10, которые, под предводительством очередного неистового пророка, отправились в набег на своих более богатых соседей. Сумели разгромить и захватить всю Сассанидскую империю, а также подчинить себе африканские и ближневосточные владения Ромейской/Византийской империи.
Надо понимать, что на протяжении веков эти богатейшие африканские и ближневосточные владения поддерживали мощь всей Римской, а потом и Восточной Римской (Византийской) империй. Да только господство над Египтом позволяло императорам столетиями бесплатно кормить всё миллионное население сначала Рима, а потом и Константинополя. А Сирия веками исправно пополняла воюющие римские легионы хорошо подготовленным людскими резервами.
Теперь всё это прекратилось.
Отторжение этих территорий создало все условия для возникновения Арабского халифата11, по праву ставшего мощнейшим государством средневековья.
Началось быстрое распространения третьей ветви авраамиической религии12 — ислама.
К 690 годам арабский Халифат Омейядов окончательно утвердился на территориях Ближнего Востока, Северной Африки, Персии и Средней Азии (Хорезма). И стал быстро крепнуть. Была восстановлена почтовая служба, созданы центральная казна и государственный архив. Началось интенсивное развитие на территориях от Атлантического океана до Памира. Впервые за 150 лет (с момента катастрофы 536 года), были созданы все предпосылки для глобальной торговли с известными (исследованными) землями.
В 750 году Халифат раскололся на несколько частей. На востоке стал править персидский Халифат Аббасидов13, что стало исключительно позитивным толчком для бурного роста международной торговли.
Просто запомните, что здесь образовался важнейший центр международной торговли. И местным купцам всё настойчивее стали напоминать про вполне платежеспособные «земли Магог»14. И не какие-то там редкие путешественники, а всё чаще и чаще прорывающиеся к ним северные воины-торговцы. Собственной персоной, так сказать. То бишь наглядно.
А в это время на другой стороне европейских земель Карл І Великий15, король франков и будущий император Запада, в 772 году вторгся в Саксонию. Разрушил крепость Эресбург и низверг языческую святыню — Ирминсуль16. Этим он начал длительную и кровавую религиозную войну на территории современной Германии. Исключительно во имя привития язычникам правильных христианских ценностей!
Перепетии того, как для достижения победы над язычниками-германцами стравливали одних славян на других, и как потом франкам (покровительствовавшим славянским «ренегатам» оборитам17) потребовалась поддержка всех своих союзников (саксонских, датских и польских), чтобы нанести сокрушительный удар по «заблудшим в вере» славянам — мы оставим в стороне. Тема больная и очень сложная.
В конце-концов в период 790-810 годов был разгромлен и разорён союз славян, известных под собирательным именем лютичи18. Это было достаточно развитое общество, которое, между прочим, уже прославилось своим умением строить городища и крепости, а их флот вполне соперничал с драккарами19 викингов.
Это привело к тому, что сильный языческий славянский союз (фактически королевство) раздробили на отдельные мелкие княжества, которые постепенно поглотили союзники Карла І Великого.
А вынужденные беженцы и переселенцы с общим самоназванием венеды стали покидать свои земли и оседать среди смешанных поселений по рекам Нева и Волхов. Постепенно концентрируясь в Старой Ладоге и Словенске20. А также по реке Великой — с центром в Изборске21, а позднее и в Полоцке.
И для этого у них были вполне определённые основания.
Там были «свободные» земли вокруг весьма своеобразных бирж труда22!
Фактически в тех местах очень активно расширялся «плацдарм» для конкуренции с давно поделёнными «старыми» маршрутами торговых путей по Висле и Дунаю из Балтийского в Чёрное море или восточнее (через систему волоков) в Каспийское море — до Персии.
Но неразрешимые проблемы с кочевыми племенами, заставили торговцев искать пути «в обход». Через территории (ныне современной России), которые в ту пору были слабо заселены (в основном) племенами собирателей.
С 780-х годов «новые» места стали активно использоваться как перевалочные базы (вначале конечные, а затем транзитные) на торговых путях из Балтийского моря через Финский залив и далее по рекам до Каспийского моря и обратно.
Изначально этот «окружной» торговый путь удовлетворял, в основном, внутренние потребности23 и служил «явно чрезмерному» обогащению «новых» местных (на завистливый взгляд заморских соседей). Что достаточно быстро вызвало всё более настойчивое давление «безбашенных» скандинавских купцов и наёмников, желающих самим оказаться на «старте» нового водного пути в Византию и Персию. Минуя «подлый» Аварский каганат24, полностью заблокировавший прежнее торговое судоходство по Дунаю.
Вспомните Пушкина: «Мимо острова Буяна, к царству славного Салтана…» — это и есть краткий путеводитель от отсрова Рюген-Руян25 до богатых исламских земель.
Под новый торговый путь стали срочно возводиться поселения вдоль судоходных водоёмов. Они были крайне небольшими и представляли собой, по сути, родовые усадьбы на сотню-другую жителей.
Так население той самой Старой Ладоги редко превышало 200 жителей: 10-20 мужчин, 30-50 женщин и 100-150 детей. При этом Старая Ладога являлась важным стратегическим опорным пунктом. Именно тем местом, где безопасно могли встать на стоянку морские суда, не способные пройти дальше по порогам Волхова. Это был основной пересадочно-перегрузочный транспортный узел нового торгового центра «цивилизованного» северо-востока. С необходимым набором услуг, да к тому же удачно расположеный.
Несмотря на постоянно прибывающий люд, в таких поселениях прироста постоянных жителей, как такового, не происходило или было незначительно. Так и оставаясь в пределах 50-200 человек. Как в появляющихся рядом норманских26 и венедские поселениях, так и в «исконых» финно-угорских селищах.
Тем более, что венеды, что норманы-скандинавы, и те и те жили простым родоплеменным строем. Они во многом были очень схожи — воинственные язычники в обособленных поселениях-родах.
Также, с середины VIII века устойчивые поселения сначала норманов, а потом и венедов-словен стали появляться на северо-восточных территориях (будущие Ростовское/Владимирское/Московское княжества), которые были отделены от своих северо-западных соседей водоразделами. Там центром колонизации стало Белоозеро, откуда поселения распространялись всё дальше по волжскому бассейну. Именно при их непосредственном участии стали формироваться смешанные племена меря, мещера и мурома27.
Так сформировались четыре изолированных по водоразделам, но объединенные единой целью (торговым путем) территории: Новгород, Ростов, Полоцк и Смоленск (современные названия).
Очередным «понаехавшим» были не особо рады и «постоянной прописки» практически не давали, заставляя занимать и осваивать свободные земли. Интенсификации хозяйств также не было заметно и оно, по сути, оставалось таким же, каким было за столетия до этого при прежних финно-угорских племенах.
Поселения меняли хозяев либо по естественным причинам (голод, болезни, когда все поголовно вымирали), либо по внутренним — в результате родовых стычек. Тем более, что союзы «против кого дружиним?»28 заключались достаточно произвольно.
Сами поселения, в своей основе, являлись ремесленными и/или земледельческими центрами. Несмотря на свою малочисленность, они были способны изготавливать достаточно сложные изделия — от деревянной ладьи до качественного оружия и ювелирных украшений.
Так в той же Старой Ладоге по арабской низкотемпературной технологии с 780-х варились стеклянные бусы, которые обменивались на пушнину и рабов (одна бусина = один раб). Эти украшения были чрезвычайно популярны у ранних славян пражской культуры (территория современной Польши) на рубеже VI-VII веков.
Судя по имеющимся данным о многообразии и размахе связей, Старая Ладога была одним из важнейших ремесленных центров Скандобалтии, наравне с Биркой (крупнейшим скандинавским торговым центром) и Хедебю (расположенном на севере современной земли Шлезвиг-Гольштейн в Германии).
Но основную прибыль поселениям приносило обслуживание разномастной «сезонной» публики, именуемой рус или русь. Те привозили и принимали товары, чинили ладьи/корабли, брали пополнения в свои корабельные команды, занимались формированием боевых дружин.
По сути, новые поселения венедов, что словен29, что кривичей30 создавались как вспомогательные базы для отдыха и пополнения команд русов.
Причина достаточно мирных отношений местных с чужаками крылась в исключительной надежности славян (в общем) и венедов (в частности). А сотрудничество также гарантировало местным жителям эффективные социальные лифты для «достойных» (самых сильных и ловких).
Из-за постоянной малонаселенности, фактически любой мог стать русом. От верности и подготовленности каждого зависело само существование команды. Не даром же сила корабельной цепи всегда определялась надёжностью её самого слабого звена. А потому продвигала людей именно компетентность (умение, ловкость, сила), а не имеющаяся родовитость.
Из записок путешественника Абу Хамид Аль-Гарнати (1150): «А у славян строгие порядки. Если кто-нибудь нанесет ущерб невольнице другого, или его сыну, или его скоту, или нарушит законность каким-нибудь образом, то берут с нарушителя некоторую сумму денег. А если у него их нет, то продают его сыновей и дочерей, и его жену за это преступление. А если нет у него семьи и детей, то продают его. И остается он рабом, служа тому, у кого он находится, пока не умрет или не отдаст то, что заплатили за него. И совсем не засчитывают ему в его цену ничего за служение господину… А страна их надежная. Когда мусульманин имеет дело с кем-нибудь из них и славянин обанкротился, то продает он и детей своих, и дом свой, и отдает этому купцу долг. Славяне храбры. Они придерживаются византийского толка несторианского христианства».
А вот из кого смешивалось новое северное «вавилонское столпотворение»31 будет позднее весьма замысловато изложено в «Повести временных лет»: «По потопе трое сыновей Ноя разделили землю — Сим, Xaм, Иaфeт… Иафету же достались северные страны и западные…. В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги… Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие…. Иафетовы же сыновья приняли запад и северные страны. От этих же семидесяти и двух народов произошел и народ славянский, от племени Иафета — так называемые норики32, которые и есть славяне.»
Тут, как говорится, понимай как хочешь. Кого занесло, тот и мог стать русом.
Но, как бы то ни было, в 810-840 годы через эти земли успешно наладилась сезонная, но чрезвычайно выгодная торговля между Балтийский регионом и Персией (Халифатом Аббасидов).
Постоянно прибывающие норманы, частью более известные нам как варяги33 (в отличие от норманов-русов), всё больше стали объединяться с земледельцами и мастеровыми из местных славян и пришлых беженцев венедов (которые быстро стали становиться большинством) и немногочисленными охотниками финно-уграми, формируя самостоятельное сообщество34. И уже к 840-му году это сообщество прочно «оседлало» сначала сверхвыгодный Волжский торговый путь, включая «из варяг в арабы», а затем, значительно позднее, и более короткий, но не менее трудоёмкий Варяжский путь35, более известный как путь «из варяг в греки»36.
Забегая немного вперёд, просто необходимо зрительно представить оперативность и масштабы реализации норманами и венедами (составившими костяк) только одной «восточной части» столь откровенно наглой, но действительно грандиозной экспансии37 по малозаселённым землям.
Которая подтвердила избитую истину: «Торговля — двигатель прогресса».
Так вот. Торговля приносила просто неслыханную прибыль. А потому прошло совсем немного времени и назрел вполне естественный «передел собственности».
Основную причину уже не узнать. То ли новые норманы возжелали отодвинуть старых и самим «покрышевать» столь «лакомый кусок». То ли беженцы-венеды, постепенно ставшие большинством населения этих земель, сами решили подвинуть норманнов, которые (в свою очередь) попытались вернуть себе главенство своих бывших факториях.
Вариантов много.
Но только вот с 840 года на Северо-Запад, достаточно разбогатевший на Волжском торговом пути, по рекам Невы и Волхова стало прибывать большое количество новых норманов (как приглашённых, так и в поисках поживы) из перенаселенной и откровенно бедствующей Скандинавии, наиболее пострадавшей от климатического пессимума (общего похолодания климата в Европе). Они грабили и сжигали форпосты. Попытались навязать полный контроль над столь доходной торговой территорией.
Такая участь не миновала и Старую Ладогу.
Норманы-старожилы русы и [пока ещё] варяги, совместно с венедами и финно-уграми ответили встречными акциями устрашения, что полностью парализовало всю торговлю между странами Балтики и богатым побережьем Каспийского моря. Это привело к тому, что уже к 860 году полностью иссякло поступление серебра в Скандинавию.
И, предположительно, в том же 860 году враждующие стороны посчитали потери, убытки и упущенную выгоду. Ужаснулись и «забили стрелку» (провели переговоры на высшем уровне). Договорились облагать данью (грабить) исключительно третьи стороны.
Это стало символичным жестом объединения.
Был избран (будущий новгородский князь) Рюрик, как общий князь-воевода. Согласованы ряды (соглашения о взаимоотношениях княжеской дружины и племён). Именно тогда и последовал знаменитый «объединённый» поход руси на Царьград38.
А далее племенная верхушка кривичей-псковичей, венедов-новгородских и венедов-ростовских посредством замысловатых «династических» браков породнилась с верхушкой скандинавских норманов и «своих» варягов и русов. Тем самым было сформировано и документально оформлено сословие39 «князей40», подтвердивших свои «права» на участки торговых путей. А заодно за ними были закреплены «свои» территории (земли) «окормления».
После этого норманы (скандинавы), венеды (словене) и финно-угры стали активно взаимодействовать, что подтверждено археологическими находками ІХ-Х веков. В 862 году (по Нестору) или в 865 году (по археологическим данным), началось восстановление Старой Ладоги.
Так начиналась история государства Руси.
Из «Повести временных лет»: «В год 6370 (862). И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренные жители в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.»
К 870 году поступление серебра в Скандинавию восстановилось в полном объеме. В обратном направлении потянулись наемники.
Это сподвигло князей, водоошевлённые «царьградским походом», на «расширение», сиречь откровенный захват территорий, по которым пролегали (или могли пролегать) наиболее прибыльные торговые маршруты.
Забегая вперёд, стоит сообщить, что в 870-890-х были покорены сначала кривичи Полотска (с варяжским и литовским субстратом41), которые недальновидно «самоустранились» от участия в имевших место кровавых «разборках», а затем и земли дулепского племенного союза42 (включая Киев), до того находившихся в полном подчинении Хазарского каганата43.
Только что образовавшаяся Русь моментально расправила плечи и сразу начала осматриваться вокруг себя в поисках «против кого дружить».
Да, мы такие.
Но пока поподробней осветим некоторые другие важные детали.
Немного о венедах и норманах
Скандинавские племена (даны, готы, свеи) в то время были отчаянными мореплавателями-пиратами-торговцами (нужное выделить, но зачастую как фишка в пути ляжет), не имевшими недостатка в металлах и оружии44.
Славянские племена из венедов, являлись выходцами из междуречья Одры и Вислы (современного Поморья/Померании). Они были обособлены от основного славянского массива и более близки к балтийским пруссам культурно и генетически.
Все эти скандинавские и венедские племена, зачастую без разбора, назывались норманами или «людьми севера». Скандинавы и венеды действительно долгое время являлись соседями и достаточно активно взаимодействовали.
Венеды были свободными крестьянами в бедном регионе (зоне рискованного земледелия), и, начиная с эпохи Рима, активно нанимались на вспомогательную военную-торговую-морскую службу (ауксилиарии45) к технически более продвинутым (развитым) соседям. Самые удачливые вербовались и в римские легионы (о чём свидетельствует большое количество найденных в Поморье фибул46); в русы — речных торговцев-пиратов; и в викинги — морских торговцев-пиратов.
Их деятельность весьма прозаично описывается в «Саге о Магнусе Слепом и Харальде Гилли»: «Затем Хакон-конунг поплыл на восток вдоль берегов Сканей и разорял страну, брал выкупы и подати, и убивал викингов, где он их только находил, как датчан, так и вендов».
Венеды Поморья (как самостоятельное королевство) были разгромлены армиями империи франков в начале VIII века, что и являлось основной причиной их миграции. С последующим становления самым массововым племенем северо-запада будущей Руси.
Другие славянские племенные союзы были почти полностью истреблены объединенной армией Карла І Великого в ходе Вендского крестового похода (Крестового похода против славян) 1147 года, а их остатки постепенно растворились47 в восточно-германском и датском этносах.
Не удивительно, что, к примеру, до 1540 года титул короля Дании и до 1973 года титул короля Швеции звучал как Svears, Götes och Wendes Konung, или на латыни Suecorum, Gothorum, Vandalorum Reх. (Царь шведов, готов, вандалов).
В латинском варианте венеды/венды = вандалы. Не надо морщиться, многие из нас являются чуть ли не прямыми их потомками.
Это интересно ещё и потому, что к ХІХ веку в России появились две конкурирующие теории происхождения русских (норманская и славянская), которые искусственно отделили норманов от славян. Обоснование — в связи с полным отсутствием соединявшего их звена. Ведь славяне междуречье Одры и Вислы, ранее известные под собирательным именем венеды, были уничтоженны ещё в эпоху Древней Руси и не могли оказать никакого влияния. А ни о каких славянских вандалах48 никто и слыхом не слыхивал.
Именно так под «требованиями времени» обычно и конструируется очередная «правильная» история.
Теперь немного о русах
Корабельные команды, сформированные из скандинавов и венедов, называли русами — «плавающими по лесным пустошам».
Русы — изначально не этнос49, а сословие свободных речных торговцев, произошедшее от скандинавского слова Róþskarlar или Róþsmenn. Слово róþs, в свою очередь, восходит к латинским rus/ruris и означает невозделанную чащу (которая потом превращается в ruralis — возделанный сельский край), а skarlar — корабельная команда или menn — отряд.
Потому Пруссия и Боруссия50 означают не родственность пруссов русам — их объединяет лишь одно — все эти территории были когда-то расположены в местах с непроходимыми чащами (лесами).
В условиях племенного строя люди межплеменных профессиональных навыков обычно теряли свою связь с племенем и предпочитали объединяться «по профессиям». Есть очень большое подозрение, что варяги (как наёмники) изначально лишь временно набирались в состав корабельных команд русов.
Яркое описание поведения русов дано арабскими путешественниками Ибн Фадлана в 922 году и аль-Масуди в 940-х: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атиль. Я никого не видал более совершенного телом. Они стройны, белокуры, краснолицы и белотелы. Не носят курток и кафтанов, но их мужчины носят кису, которой охватывают один бок, так что одна рука остаётся снаружи. Каждый из них имеет топор, меч и нож, и со всем этим он не расстаётся. Мечи их плоские, бороздчатые, франкские. Иные из них изрисованы от края ногтей и до шеи деревьями и всякими изображениями…
Дирхемы русов [деньги] — серая белка без шерсти, хвоста, передних и задних лап и головы, [а также] соболи… Ими они совершают меновые сделки, и оттуда их нельзя вывезти, так что их отдают за товар, весов там не имеют, а только стандартные бруски металла…
Собирается их в одном доме десять или двадцать, меньше или больше. У каждого скамья, на которой он сидит, и с ним девушки-красавицы для купцов. И вот один совокупляется со своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. И иногда собирается группа из них в таком положении один против другого, и входит купец, чтобы купить у кого-либо из них девушку, и наталкивается на него, сочетающегося с ней. Он же не оставляет её, пока не удовлетворит своего желания…
В обычае царя русов, что вместе с ним в его высоком замке всегда находятся четыреста мужей из его витязей, к нему приближённых… С каждым из них девушка, которая служит ему, моет ему голову и приготовляет ему то, что он ест и пьёт, и другая девушка, которой он пользуется как наложницей в присутствии царя. Эти четыреста сидят, а ночью спят у подножья его ложа…
Если двое ссорятся и спорят, и их царь не может их примирить, он решает, чтобы они сражались друг с другом на мечах, и тот, кто победит, тот и прав».
«Что касается язычников в [хазарском] государстве, то среди них есть сакалиба и русы, которые живут на одном конце этого города [Итиля]. Они сжигают своих мертвецов вместе с их конями [букв.: животными], утварью и украшениями. Когда умирает мужчина, его жену заживо сжигают вместе с ним, но если умирает женщина, то мужа не сжигают. Если кто-нибудь умирает холостым, его женят посмертно, и женщины горячо желают быть сожжёнными, чтобы с душами мужей войти в рай. […] Русы и саклабы, которые, как мы уже говорили, язычники, [также] служат в войске царя [хазар] и являются его слугами. […] Русы — громадное племя; они не подчиняются никакому царю и никакому закону. […] Русы состоят из многочисленных племён разного рода. Среди них находятся ал-лудзгана, которые наиболее многочисленны и с торговыми целями постоянно посещают страны Андалус, Рим, Константинополь и страну хазар».
Вот и получается, что русский — это вообще никакая не прерогатива славян. Современными русами/русскими по праву являлись, являются и будут являться только те, предки которых последнюю тысячу лет «держали слово» и были верны Руси-России, а наше формальное приобщение к ним символизировал «серпасто-молоткастый» (до недавнего времени), а теперь вновь «орлово-двухголовый». Вне зависимости от того, какие гены им были получены по наследству.
И надо уже перестать воспринимать за «братские народы» тех, кто официально отвергает такую историческую связь.
Княжеское правление
Типичная схема княжеского правления была вполне схожа для всех европейских языческих [племенных] образований того времени. Свободные мужчины родового союза, от нескольких или даже от нескольких десятков поселений, выбирали князя-воеводу (как бы он не назывался), который руководил их защитой и военными походами.
Князя могли призвать, или он мог прийти сам и обложить «свободную» (неспособную защищаться) территорию данью51.
Князь и его личная дружина фактически являлись исполнительной властью. Они становились надплеменной нейтральной силой, которая взаимодействовала с поселениями-родами, давала им относительную безопасность и даже некоторое благосостояние. Собранные во время разорительных походов «трофеи» большей частью реализовывались, а полученное «от реализации» зачастую потреблялось или использовалось своей же общиной.
Мирные поселения являлись источником поживы и рабов для конкурирующих дружин (таких же откровенных банд) князей. Только вот в северных условиях разграбленное поселение неизбежно становилось мёртвым поселением.
Оттого и сформировался особый «северный» менталитет, где основой выживания было умение либо худо-бедно поладить с соседями, либо начинать боевые действия на полное истребление. Что вполне понятно и объяснимо.
Судебной и законодательной властью в общинах ведали жрецы-волхвы. Волхвы судили (правили) по рядам (договорам между племенами и сословиями), хранили традиции и передавали родовую память. Могли, по «мирскому», то бишь народному пожеланию (или даже по своему единоличному решению), казнить хоть раба, хоть князя. Была бы причина, а эти уж повод точно найдут и правильно разъяснят.
Влияние волхвов было чрезвычайно велико. Только через много-много лет именно христианство начнёт беспощадное наступление на волхвов и их языческие обряды. Чем окажет просто неоценимую помощь в последующем установлении княжеской (а затем и царской) судебной и административной ветвей власти, и новой схемы передачи правления [преимущественно] по наследству.
Вот так отзывался о русах Ибн Русте (930): «Они имеют царя, который зовётся хакан-Рус. Они производят набеги на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, отвозят в Хазран и Булгар и продают там. Пашен они не имеют, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян.
Когда у кого из них родится сын, то он берёт обнажённый меч, кладёт его пред новорождённым и говорит: «Не оставлю тебе в наследство никакого имущества, а будешь иметь только то, что приобретёшь себе этим мечом». Они не имеют ни оседлости, ни городов, ни пашен; единственный промысел их — торговля соболями, беличьими и другими мехами, которые и продают они желающим; плату же, получаемую деньгами, завязывают накрепко в пояса свои…
Есть у них знахари, из коих иные повелевают царю, как будто они начальники их [русов]. Случается, что приказывают они приносить в жертву их божеству, что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, не исполнить их приказание нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, вешает жертву на бревно и ждёт, пока она не задохнётся, и говорит, что это жертва богу…
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фантом «Киевской Руси» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Шуцманшафт (ем. Schutzmannschaft), сокр. шума (нем. Schuma), от шуцман (шутцман нем. Schutzmann — сотрудник охранной полиции в Германии до 1945 года) — «охранные команды», особые подразделения, первоначально в составе вспомогательной полиции Третьего рейха на оккупированных территориях в годы Второй мировой войны, карательные батальоны, действовавшие под непосредственным командованием немцев и вместе с другими немецкими частями. Как правило, формировались из местного населения.
2
Повесть временных лет, Повѣсть врємѧнныхъ лѣтъ, Первоначальная летопись или Несторова летопись — наиболее ранний из дошедших до настоящего времени древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве. Охваченный период истории начинается с библейских времён во вводной части и заканчивается в третьей редакции 1117 годом. Датированная часть истории Киевской Руси начинается с лета 6360 (852 год), правления византийского императора Михаила III.
3
Мстислав Владимирович Великий (1076-1132), в крещении Феодор, в Западной Европе был известен как Гаральд. Наречён в честь деда — Гарольда II Годвинсона, последнего англосаксонского короля. Сын князя Владимира Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской.
Именно по поручению новгородского князя Мстислава Владимировича в 1118 году была составлена третья «правильная» редакция «Повести временных лет».
4
Как это напоминает» «Добрым словом и пистолетом вы можете добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом.» — приписывается Аль Капоне — You can get much further with a kind word and a gun than you can with a kind word alone.
6
К зоне рискованного земледелия относятся территории, на которых получение урожаев сельскохозяйственных культур связано с риском климатических аномалий.
7
Юстиниан I Великий, Флавий Петр Савватий Юстиниан (лат. Flavius Petrus Sabbatius Iustinianus; 483-565) — византийский император (527-565). При нем были присоединены многие земли Западной Римской империи, в частности, упразднены королевство вандалов и аланов в Африке, королевство остготов в Италии, присоединена часть земель королевства вестготов в Испании, а вестготы, франки, алеманны, анты признали себя вассалами императора. Однако ему не удалось совершить полную «реставрацию империи» (лат. renovatio imperii) с восстановлением ее прежних границ на Западе.
8
Великое переселение народов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV-VII веках, главным образом с периферии Римской империи, инициированное вторжением гуннов с востока в середине IV века н. э.
9
Ирано-византийская война — последняя война между Византийской империей и империей Сасанидов, длившаяся 26 лет (602-628).
10
Арабо-византийские войны — ряд военных конфликтов между Арабским халифатом и Византийской империей в течение VII-XII веков, начатые вторжением войск праведного халифата в Византию в 630-е годы и продолжением завоеваний халифатом Омейядов на протяжении первой половины XI века. В результате этих войн Византия лишилась большого количества своих территорий на востоке и юге: Палестины, Сирии, Армении, Египта, Северной Африки, Кипра, Крита, Сицилии, части Малой Азии.
11
Арабский халифат (араб. خلافة إسلامية — Исламский халифат) — теократическое исламское государство, возникшее в результате мусульманских завоеваний в VII-IX веках и возглавлявшееся халифами.
12
Авраамиические (аврамистические) релиигии — монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к патриарху семитских племён Аврааму. Согласно Книге Бытия, Бог заключил завет (союз) с Авраамом (Быт. 15:18) и определяется как «Бог Авраама» (Быт. 31:42). Авраамические религии — общее наименование для иудаизма, христианства и ислама.
13
Аббасидский халифат (араб. الدولة العباسية), Багдадский халифат — феодальное теократическое государство, существовавшее с 750 по 945 и с 1194 по 1258 год, с правящей династией Аббасидов.
14
Гог из земли Магог, простирающейся «от пределов севера» — в авраамической эсхатологии названия народов, которые пойдут войной на народ Божий, но будут повержены огнём с неба. Ни на что не намекаю, но уж слишком похоже на исход июньского похода русов на Константинополь в 941 году.
15
Карл Великий, Карл I (лат. Carolus Magnu, Karolus Magnus, нем. Karl der Große, фр. Charlemagne, 742-814) — король франков с 768 года, король лангобардов с 774 года, герцог Баварии c 788 года, император Запада с 800 года. Еще при жизни именовался «Великим». По имени Карла династия Пипинидов получила название Каролингов.
17
Ободриты (бодричи, абодриты) — средневековый союз славянских племён, относящихся к полабским славянам. Местность проживания — нижнее течение Эльбы (Лабы), запад современного Мекленбурга, восточная часть земли Шлезвиг-Гольштейн и северо-восточная часть современной Нижней Саксонии (области, восточнее города Люнебург — Вендланд, район Люхов-Данненберг), где проживали древане. Согласно «Баварскому географу» (середина IX века, племенной союз ободритов состоял из четырех союзных племен: собственно бодричей, вагров (нем. vagri), полабов (лат. polabi) и варнов (нем. warnower).
18
Лютичи, лутичи, венды, винды, венеды — средневековые германские собирательные названия всех соседних немцам славян — экзоэтнонимы (т.е. общие названия, используемые по отношению к этим племенам внешними сообществами) большой группы западнославянских племён (ререгов, бодричей, вагров, полабов, варнов, глинян, смолинцев, древян и проч.), населявших приблизительно с конца V в. н. э. до середины XIII века территории между Одером и Эльбой (ныне Восточная Германия). Большинство были истреблены в 1147 году в результате Вендского крестового похода (Крестовый поход против славян) саксонских, датских и польских феодалов. Уцелевшие на своих прежних землях ассимилировались с немцами и датчанами. Их исчезновение, как переходного «звена», привело к тому, что до сих пор конкурируют варяжская и славянская теории происхождения Руси, т.к. балтийские славяне имели характеристики и варягов (активно участвовали в движении викингов наряду с норманнами) и славян — славных земледельцев и мастеровых.
19
Драккар (норв. Drakkar, от Drage — «дракон» и Kar — «корабль», буквально «корабль-дракон») — деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой. Отсюда другое название подобного судна — «длинный корабль» (Langskip). Принято считать, что драккар — «большой длинный корабль».
22
Биржа труда — специализированное место, в котором осуществляется посредничество между предпринимателями и ищущими новую работу наёмными работниками.
23
Это подтверждается тем, что количество найденных кладов, датированных в 780-830 годами, на территории будущей Новгородской земли значительно превышает количество аналогичных кладов в Скандинавии.
24
Аварский каганат — государство авар, существовавшее с 562 по 823 год и в период расцвета занимавшее территории современных Венгрии, Австрии, Швейцарии, Словакии, Германии (частично), Польши, Украины, Белоруссии, Литвы (частично), Хорватии, Сербии, Румынии, Болгарии и Северной Македонии.
26
Норманы, норманны (нормандцы, нурманы, викинги, букв. «северные люди») — термин, использовавшийся жителями Западной Европы по отношению к скандинавам, опустошавшим с VIII по XI век морскими разбойничьими набегами государства Европы. У нас они отождествляются с варягами, согласно «Норманской теории» (норманизма), исходящего из концепции того, что сословие русы (ставшее потом этносом), ведёт своё происхождение из Скандинавии периода экспансии викингов.
27
Это также привело к тому, что на северо-восточных территориях стала вытесняться и окончательно исчезать первоначальная финно-угорско-балтийская дьяконовская культура, которая и до этого угасала и медленно деградировала на протяжении более чем двух предшествующих веков.
28
Понятие дружить, то есть дружинить, всегда было тесно связанно с собираемой дружиной. Да и сейчас не теряют своей актуальности слова российского императора Александра III: «У России есть только два союзника: её армия и флот». А тогда это было вполне наглядно вплоть до середины Х века.
29
Словене (ильменские словене) — полабские племена западных славян, мигрировавшие в Приильменскую низменность из региона нижней Вислы и Одры и поморян — славян, мигрировавших из Померании, из области на юге Балтийского моря.
30
Кривичи — племена западных славян, мигрировавшие в VIII-X веках. Псковские кривичи или северные кривичи изначально селились по бассейну реки Великой и побережью Псковского озера. Полочане, западные кривичи или полоцкие кривичи — заселяли территорию современной Витебской и север Минской области. На территории расселения полочан сформировалось Полоцкое княжество. Также см. тверские кривичи, смоленские кривичи.
31
И по сей день финны и эстонцы зовут русских вендами (fi: venäläiset, ee: venelased), а латыши кривичами (lv: krievi). В скандинавских источниках эту эпоху называют эпохой фортов или эпохой Гардарики — «страны укрепленных городков-поселений» — заселение норманами будущих русских земель.
32
Норик (лат. Noricum) — царство племени таврисков, а затем римская провинция между верхним течением Дравы и Дунаем (до 420 года). Согласно латинским источникам, иллирийское племя нориков объединило под своей властью несколько кельтских, иллирийских племён и племя венетов, образовав собственное государство в северо-восточных Альпах. Столицей царства была Норея.
33
Варяги — профессиональная этническая группа выходцев из Скандинавии, наёмные воины и/или торговцы. В сагах северных народов слово «væringjar» (варяг) появляется в связи с описанием их службы скандинавов в Византии. Общее название тех, кто занимался морским разбоем (от varg — волк, разбойник). На Руси «варяжить» означало «заниматься мелким торгом». Именно с варягами были связаны главные торговые магистрали «путь из варяг в арабы/греки».
Вероятно, позднее понятие варяг будет вытеснено славянским словом «ньмьць», описывающим человека, говорящим неясно, непонятно. В более широком смысле слово обозначало всех иностранцев, говорящих «непонятно», в том числе германцев, шведов, датчан и других.
35
Волжский, или Волго-Балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей Древней Руси, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Путь «из варяг в греки» (Варяжский путь или Восточный путь) — водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию.
36
О чём сегодня наглядно свидетельствуют многочисленные местные археологические находки и найденные клады.
37
Экспансия (от лат. expansio — распространение, расширение) — территориальное, географическое или иное расширение зоны обитания, или зоны влияния отдельного государства, народа, культуры или биологического вида.
38
Поход руси против Византии — нападение русов на окрестности византийской столицы Константинополя. «Повесть временных лет» датировала нападение на Константинополь 866 годом, хотя в «Брюссельской хронике», указывалась другая дата — 18 июня 860 года: «18 июня в 8-й индикт, в лето 6368, на 5-м году его правления пришли Росы на двухстах кораблях…». Посол венецианского дожа Пьетро II Орсеоло и автор «Венецианской хроники» сообщал: «В это время народ норманнов [Normannorum gentes] на трёхстах шестидесяти кораблях осмелился приблизиться к Константинополю. Но так как они никоим образом не могли нанести ущерб неприступному городу, они дерзко опустошили окрестности, перебив там большое количество народу, и так с триумфом возвратились восвояси».
39
Сословие — социальная группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом; принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.
40
Слово «князь» (праславянское *kъnędzь) — древнее общеславянское заимствование и восходит к древнегерманскому корню kun-ing; этого же происхождения германские слова König, king «король», скандинавское «конунг» — обозначения старейшины рода.
42
Дулебы (церк.-слав. дѹлѣбы) — союз восточнославянских племён на территории Западной Волыни в VI—начале X вв.
43
Хазарский каганат (Хазария) (650-969) — средневековое государство, созданное кочевым народом — хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного Северо-Западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра.
Примечательно, что хазары откровенно воспринимали предков современных украинцев как выращиваемый на продажу скот (рабов). А самоназвание этих дулебских племен — «склавени» во многих странах до сих пор является синонимом слова «раб».
44
Ещё во времена Великой Отечественной войны именно Швеция была главным поставщиком железной руды для нацистской Германии.
45
Ауксиларии (лат. auxilaris) — вспомогательные войска, состоящие из ауксилий (лат. auxilia) — вспомогательных подразделений древнеримской армии, набиравшихся частью из вассальных и союзных народов, частью из иностранцев-наёмников.
46
Фибула (лат. fibula, скоба) — металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением (брошь для украшения или булавка имеющая «замок» для острого конца для крепления одежды).
47
В 1945 жители Поморья были в своей основной массе изгнаны в ФРГ и ГДР властями Польской Народной Республики. Освободившиеся территории были заселены в основном поляками из Восточных Кресов (современная Западная Украина и Белоруссия).
48
Вандалы (лат. Vandili, Wandali, Uuandali, греч. Βάνδαλοι), в древнегерманских языках Венделы (Wendel, Wentil) — древнегерманский союз племён, близкий готам, обретший известность в эпоху Великого переселения народов. В позднем Средневековье вандалов стали ассоциировать с предками балтийских славян (венедами), заселившими в конце VII века земли, где до эпохи Великого переселения народов обитали германские племена вандалов.
49
Этнос (греч. ἔθνος — народ) — исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками (происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид, склад ума и другое).
Викинги и казаки — не этнос, а сословия из множества этносов:
— víkingr = человек из морского порта/бухты, свободный морской авантюрист;
— qazaq = войн покинувший свой улус, свободный авантюрист.