Город горького шоколада

Александр Волынцев

Книга журналиста Александра Волынцева рассказывает о людях, возводивших закрытый город Озёрск на Южном Урале и создававших уникальное ядерное производство; о людях, живших или живущих в Озёрске; а также о некоторых гостях города.Разные судьбы, переплетенные удивительным образом, помогают «заглянуть» за колючую проволоку вокруг одного из самых секретных городов нашей страны, до сих пор именуемого в народе «Сороковка».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Город горького шоколада предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Редактор Андреев С.П.

Корректор Пономарёва Л.В.

Дизайнер обложки Волынцев А.Н.

Фотографии из архивов автора и открытых источников

Технический редактор Иванченко М.Н.

© Куклов А.Н., текст, 2019

© Александр Волынцев, 2020

© Волынцев А.Н., дизайн обложки, 2020

ISBN 978-5-4493-4677-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ГОРОД ГОРЬКОГО ШОКОЛАДА

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Челябинская область. Город Озёрск. Малая родина Большой Бомбы. Здесь находится всемирно известное производственное объединение «Маяк» или, как говорили во времена холодной войны, химкомбинат «Маяк».

Гости Озёрска, как правило, восхищаются красотой города, а те, кого проводят по музею химкомбината (или, до известного предела, пускают на само производство), испытывают восторг от знакомства с гигантом оружейного комплекса. Но мало кто из гостей (да и из подрастающего поколения самих озерчан) задумывается над тем, что и химкомбинат «Маяк», и сам Озёрск построены на костях. И не только в переносном смысле, но и в прямом.

После того как в августе 1945 года США заявили о своих претензиях на мировое господство, Советский Союз был вынужден принимать меры для адекватного ответа. Дата 9 ноября 1945-го стала днем рождения Озёрска.

Стране нужна была атомная бомба. Любой ценой. Этой ценой стали тысячи жизней ученых, инженеров, рабочих… Отдельным категориям работающих в особо тяжелых условиях выдавали шоколад. Постепенно всех, кто трудился на химкомбинате, злые языки прозвали «шоколадниками». Чуть позже это прозвище прицепилось и к остальным жителям Озёрска. Не задумывались праздные болтуны о том, насколько горек этот шоколад…

* * *

Многие из тех, кто начинал ядерное производство, умирали молодыми. Могилы большинства первопроходцев атомной отрасли давно заброшены. Может, не осталось родственников, может, родственники не могут приехать с «большой земли» на могилы предков, не имея специального пропуска для въезда в Озёрск…

На долю атомщиков следующего поколения выпали и крупнейшая авария на химкомбинате «Маяк» в 1957 году, и авария на Чернобыльской АЭС в 1986-м… Но это было потом. А тогда, в «сороковые роковые», сначала надо было построить и сам химкомбинат, и новый город… На пустом месте. С нуля.

Ни для кого не секрет, что для выполнения гигантских промышленных проектов необходимы ресурсы соответствующих масштабов. Но где взять такие ресурсы стране, только что вышедшей из мировой войны, когда и экономика, и промышленность — в руинах, а немало городов и населенных пунктов практически стерты с лица земли? Вот тут-то и понадобились многочисленные заключенные, почти бесплатная армия «для служебного пользования», которую после выполнения задачи государство готово «списать»…

Сегодня на территории Озёрского городского округа известно пять крупных заброшенных кладбищ заключенных. На их месте в разные годы чуть было не расположился ледовый дворец для зимних видов спорта и элитный коттеджный поселок. Чудом удалось эти проекты остановить. Но сотни могил заключенных, просевшие и забросанные мусором от «шашлычных» пикников, по-прежнему взывают к совести…

Сколько же проклятий слышало Небо над городом Озёрском? Каким плотным непроницаемым куполом висят они над этими местами? Чем пробить этот свод последней ненависти умиравших без покаяния, без надежды, без веры?

* * *

Наши предки начинали строить новый населенный пункт не со здания банка, не с телеграфа и не с вокзала. И даже не со здания тюрьмы. Они начинали с храма. Пусть и небольшого. Пусть деревянного. Но — с храма. Потому что знали: без Бога — ни до порога, а с Богом — хоть за три моря…

Город Озёрск в ноябре 1945 года начали строить не с храма.

Не то было время.

Спустя полвека глава города Анатолий Николаевич ПОДОЛЬСКИЙ вошел в историю Озёрского городского округа не только как руководитель времен «тяжелого переходного периода» от социализма к капитализму (1993—1996 гг.), но и как чиновник, не побоявшийся поддержать православие в «атомном» городе. Именно Анатолий Николаевич «дал добро» на строительство храмов и в поселке №2, и в самом Озёрске.

В Рождественскую ночь 1996 года была отслужена первая Божественная литургия на территории Озёрского городского округа. Произошло это в построенном в поселке №2 (именуемом в народе «Татыш») храме во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Более двадцати лет назад… Двадцать лет: много это или мало? Традиционный вопрос для любой даты.

Наверное, мало. Потому что до сих пор некоторые озерчане по привычке называют этот храм часовней (что далеко не одно и то же). Да, действительно, задумывался он именно как часовня для дома престарелых и инвалидов, что находится в двух шагах. Но, когда уже началась стройка, было решено все-таки подойти более серьезно и построить пусть небольшой, но — храм.

Анатолий Николаевич Подольский, глава тогдашней администрации, не стеснялся брать ответственность на себя и принимать радикальные решения.

Но двадцать лет — это и много. Немало первых прихожан Никольского проводили в последний путь, совершив отпевание в стенах родного храма.

Почему-то часто вспоминается одна из самых уважаемых в приходе тихая, интеллигентнейшая Серафима Гавриловна. Мало кто знал, что эта скромная, почти незаметная женщина в начале семидесятых проявила железную волю и мужество, отстаивая свою веру. Не могла она кривить душой, прекрасно понимая, что членство в КПСС и христианство несовместимы. И выбрала христианство, выложив партбилет на стол. За этот неслыханный по дерзости поступок ей грозили и пропуск «забить», и вообще из города выселить. Не сломали. Плюнули. Замяли. Спустили на тормозах…

Многим памятна и староста храма — Мария Григорьевна. Постоянные прихожане знали, что за ее напускной суровостью таилась огромная любовь к приходу и ревность о храме. Организация паломнических поездок, украшение храма к праздникам, широчайший спектр хозяйственных работ, свойственных любому приходу — всё это было на ее плечах. До последнего дня ходила она в храм, которым, казалось, не просто жила, а дышала.

Но вера — удел не только пожилых женщин, как это принято считать среди людей, далеких от Церкви. Однажды в храме среди достаточно молодых людей появился еще один новый прихожанин: сорокапятилетний Максим. Это было в начале Рождественского поста 2005 года. Ходил на каждую службу. На каждой литургии причащался. За два месяца проштудировал Библию от корки до корки.

Он был тяжело болен, но, несмотря на страдания, не принимал никаких обезболивающих средств. Он ушел в Крещенский сочельник, 6 января 2006 года. В полном сознании. Спокойно. Как уходили наши предки на поле брани. Словно напомнив всем остающимся, что Православие — это религия не только блаженных, но и воинов: Дмитрия Донского, Александра Невского, Федора Ушакова. Для Максима Никольский храм стал почти в прямом смысле стартовой площадкой в Небо…

Были за эти годы и чудеса (одни только иконы, обновляющиеся без участия человека, чего стоят!), были и скорбные дни, но в такие дни, как Рождество Христово, никто не помнит о скорбях и печалях.

Храм украшен еловыми лапами и такими «нетрадиционными» для храма новогодними гирляндами. В эти дни здесь по-праздничному многолюдно. Одни из новичков останутся редкими гостями «на праздник», другие — станут постоянными прихожанами, но и настоятель храма протоиерей Михаил КАРТАШЁВ, и вся община рады каждому приходящему.

Ведь это так здорово, когда ты обретаешь не просто хорошего нового знакомого, а нового брата или сестру во Христе.

* * *

Как-то пожилые прихожанки предложили настоятелю Никольского храма протоиерею Михаилу Карташёву почистить несколько старых икон, недавно пожертвованных озерчанами. Отец Михаил несколько небрежно (как мне тогда показалось) отмахнулся, лишь обронив: «Да сами обновятся…»

Недоуменно пожали плечами наши добрые старушки, да делать нечего, раз уж батюшка не благословил иконы чистить…

Не прошло и года, как прихожане обратили внимание, что иконы постепенно обновляются.

С отцом Михаилом мы разговорились на эту тему, и он подтвердил факт обновления икон:

Озёрский городской округ. Посёлок №2. Храм во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

— Чудес на свете много. И не только тогда, когда Христос ходил по земле, исцеляя больных и совершая другие чудеса. Чудеса у нас встречаются на каждом шагу, буквально. И в частности — обновление икон. Да, у нас в храме есть такие иконы. Люди приносят старые образа, которые порой настолько почернели, что не разобрать, кто там был изображен. Но вот на многих из них проявились лики, даже краски. Иконы сами по себе стали как отреставрированные. Вот в этом и состоит чудо, что явление это — нерукотворное. Реставрация от Самого Бога, можно сказать простыми словами.

— Может ли кто-то засвидетельствовать это явление именно в вашем храме?

— Свидетелей-то много, полный храм. Все видели это проявление чуда. Скептики, конечно, могут сказать, что мы лица заинтересованные и можем что угодно наговорить. Я хочу пригласить тех людей, которые эти иконы принесли (но, к сожалению, больше в храме нашем не появились), чтобы пришли и сравнили: какими они принесли иконы и какими иконы стали. И таким образом сами бы засвидетельствовали явление этого чуда в нашем храме.

— На протяжении какого времени это происходило? Ведь, наверное, не в один момент?

— Нет, конечно. Прошло определенное время. Причем каждая икона обновлялась по-своему. Где-то полгода-год, в зависимости от состояния иконы и, видимо, от усердности молитвы… От этого тоже зависит. Конечно, не сразу это происходит.

— Что это за иконы?

— Самое очевидное обновление произошло — иконы Спасителя. Вот она, с левой стороны, на стене, где икона Всех святых у нас. Там было видно лишь маленькое светлое пятнышко, размером с пятикопеечную монету, остальное все было в черноте. А сейчас полностью лик проявился и даже ризы Христа: красно-синяя одежда. Видно, что цвета даже появились.

Или вот икона Божией Матери «Казанская». Изначально были немного видны и Спаситель, и Божия Матерь, но почти не было видно красок. Тоже обновилась. Она побыстрее обновлялась. Также и икона Божией Матери «Владимирская». Тоже была довольно темная. Проявилась. И икона с апостолами Андреем и Иоанном. Когда-то ее принесли еще Подольскому в кабинет и предлагали продать для нашего храма. Он отказался, сказав, что иконы не продают, а если есть желание, то могут отнести в храм сами. И через некоторое время нам эту икону принесли. Она была не очень темная, но тоже обновилась, стала светлее и ярче.

Кроме того, принесли с пожара икону нам. Первоначально не разобрать было, что на ней изображено. Причем человек, который ее принес, говорил: «Точно знаю, что на ней Божия Матерь была! Точно знаю!»

Мы хотели даже ее почистить, снять копоть и гарь и на этой старой доске написать новую икону. Торопиться не стали, поставили пока, и со временем икона стала проявляться. Сейчас отчетливо видно, что это икона Преображения Господня, одного из двунадесятых праздников Господских. Отчетливо видны фигуры Спасителя, пророка Илии и трех апостолов внизу. Можно считать это чудом… Тут даже видно, что были волдыри от огня, когда от температуры краска начала уже вздуваться. И там, где пламя не дошло до доски, там всё проявилось. И сама икона — Преображения, и она из пепла и угля преобразилась и сейчас радует нас…

— Как вообще относиться ко всем этим чудесам? Для кого-то это не служит аргументом к принятию веры, для кого-то это вообще может стать соблазном, когда люди начинают искать в религии одни чудеса и шоу.

— Вы знаете, все чудеса, любые православные чудеса, в первую очередь — для нас, для верующих, для подкрепления нашей веры. Конечно, кто не верит и не ищет веры, не ищет Бога, то все эти явления не станут для него доказательством. Они ему не нужны просто-напросто.

Кто хочет увидеть доказательства в подтверждение своей веры, то он их всегда найдет. Даже в простом, казалось бы, стечении обстоятельств. Православный верующий человек усмотрит в этом Промысл Божий. А неверующий скажет: «Дело случая!»

— «Совпадение!»

— «Совпадение», да… Так что это в первую очередь нужно нам самим, верующим. И никому мы ничего доказывать не собираемся. Если кто-то желает принять Бога, пожалуйста, приходите, принимайте Господа в сердце, а вот вам некоторые подтверждения вашей веры. Чудеса видно. Их всегда можно найти в нашей жизни…

* * *

В Челябинскую епархию отец Михаил получил перевод осенью 1995 года. Здесь указом епископа Челябинского и Златоустовского Георгия (Грязнова) ему было поручено окормлять православный приход Святителя Николая Чудотворца в городе Озёрске, где с небольшими перерывами отец Михаил служил все эти годы.

Протоиерей Михаил Карташёв

Для округа с почти 90-тысячным населением небольшой храм во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца стал духовным центром и вскоре перестал вмещать всех желающих. И это неудивительно: в те годы духовная жажда проявляла себя особо остро. Кроме того, великолепная акустика и прекрасный голос отца Михаила доносили до прихожан каждое слово, что особо важно для большого числа новоначальных, делающих только первые шаги в освоении богослужения.

Для многих жителей Озёрска отец Михаил открыл само понятие духовной жизни, не только совершая церковные таинства крещения, венчания, елеосвящения, но и мягко подводя к пониманию необходимости регулярной исповеди и причастия Святых Христовых Таин. Многие пожилые уже озерчане впервые исповедовались и причащались у отца Михаила, многие из них продолжали делать это до своих последних дней.

Бывало так, что приходил человек к отцу Михаилу за каким-нибудь советом да так и оставался на приходе: не сам ответ, полученный от священника, играл в этом роль, а та добродушная отеческая интонация и простота, которую встречал пришедший.

Однако мог быть отец Михаил и совсем другим. В 1990-е годы в определенных кругах отношение к открывающимся храмам было как к новой торговой «точке», которую надо срочно обложить «налогом». Два представителя таких «налоговиков от ОПГ» пришли и в храм к отцу Михаилу с требованием уплатить дань. «Вон отсюда!» — отрезал отец Михаил, и незваные гости, прочитав в глазах отца Михаила неуютную для себя перспективу, попятились и более с подобным вопросом не приходили.

Отдельной страницей жизни прихода стали паломнические поездки: по монастырям Верхотурья, к иконе Божией Матери «Чимеевская», к святыням Екатеринбурга и монастыря Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме… Всех и не перечислишь, но это были именно паломничества, а не просто «туризм по святым местам»: прихожане к этим поездкам готовились, изучали историю святынь, а в дороге не обходились без пения акафиста. Во всех этих поездках всякий раз багажное отделение арендованного автобуса было до отказа заполнено «гостинцами»: прихожане щедро откликались на просьбу отца Михаила помочь тому монастырю или приходу, куда направлялись паломники.

Понимая уникальную ответственность пастырского служения, протоиерей Михаил выполнял молитвенное делание и окормление паствы старательно и тщательно. Он безотказно выезжал на дом исповедовать и причащать немощных озерчан. Находящихся в горе потери старался поддержать и словом, и делом, пытаясь облегчить тяжесть утраты.

В общении с людьми всегда был вежлив и прост, стараясь всем помочь во всякой нужде, чем снискал уважение и любовь прихожан. И мало кто знал, каким трудом порой ему давалось служение; лишь алтарники видели, как отец Михаил украдкой утирает градом катящийся пот: сердце уже много лет не справлялось с нагрузкой.

В последние годы здоровье значительно ухудшилось: сказалась и автомобильная авария, в которой отец Михаил чуть не лишился ноги, и несколько операций… Но отец Михаил продолжал свое служение, превозмогая недуги.

К Пасхе 2011 года священник Михаил Карташёв был возведен в сан протоиерея.

Отец Михаил сумел привить прихожанам ответственное отношение не только к богослужению, но и к самому храму, и к его территории. Не так давно заботами священника при помощи мецената храм был отремонтирован и утеплён. Благодетель знал о проблемах храма не понаслышке: он сам из прихожан Никольского храма. А во дворе храма желанием и трудами старосты Галины Николаевны Гаврилюк и ее помощников появились клумбы с прекрасными розами, превратившими территорию в сад.

Первые ростки духовной жизни на территории Озёрского городского округа принесли немалые плоды. В свое время разросшийся приход, не умещающийся уже в стенах Никольского храма, образовал еще одну общину, озаботившуюся строительством храма уже в самом Озёрске. И многие из новой общины свои первые шаги в духовной жизни сделали в храме Святителя Николая под руководством отца Михаила.

Последнюю литургию отец Михаил совершил в последний день своей земной жизни — 24 февраля 2019 года.

Многих озерчан отец Михаил крестил (и детей, и взрослых), многих проводил, отслужив последнюю для них службу — чин отпевания. А уж сколько исповедей выслушал отец Михаил за эти более чем двадцать лет… Теперь пришло время прихожанам отблагодарить своего пастыря: молиться Господу об упокоении души новопреставленного протоиерея Михаила. И не только на протяжении первых сорока дней…

Чин отпевания протоиерея Михаила Карташёва совершило духовенство Озёрско-Кыштымского округа 28 февраля 2019 года в храме Покрова Пресвятой Богородицы города Озёрска. Проститься со своим пастырем, несмотря на то, что день был рабочий, пришли сотни озерчан. И не только женщины, но и мужчины не скрывали слез скорби от этого внезапного расставания… После отпевания гроб под звон колоколов обнесли вокруг храма. Погребен был отец Михаил на новом городском кладбище, рядом с могилой матери, отошедшей ко Господу в прошлом году.

* * *

Храм… Зачем он вообще нужен? Неужели без него нельзя обойтись? «Разве Бог слышит молитвы только среди икон и золота? Для чего всё это великолепие? Не лучше ли было потратить все эти средства на благотворительность?» (Разворовать, то есть…) Такие и подобные слова приходится иногда слышать от людей, далеких не только от христианства, но и вообще от любой веры. Эти слова — результат богоборческих десятилетий, прокатившихся по нашему Отечеству. Свидетельство духовного опустошения и отрыва от своих национальных и исторических корней.

Конечно, Бог не нуждается в храмах. В этом нуждаемся мы. Просто потому что помним, что от часовни до кафедрального собора — всё это не просто здания, «камни и бревна». Это свидетельство веры нашей, это видимое проявление невидимого мира в окружающем пространстве. Храм самим своим присутствием заставляет человека попридержать суетливый бег, заглянуть в потаенные уголки души и задать себе честный и не всегда приятный вопрос: «Верно ли живешь?»… Потому-то идеологи богоборчества и стремились не просто закрывать храмы, но и сносить их, чтобы даже видом своим не тревожили совесть…

А такие населенные пункты, как Озёрск, — «территории образцового коммунистического быта» — в духовном смысле представляют из себя целину для миссионерской работы. Здесь еще пахать и пахать, сеять и сеять… Хотя целина эта изрядно удобрена человеческими судьбами, перемолотыми ХХ веком…

Первый Поклонный крест на месте будущего храма

Настоятель протоиерей Димитрий ШОРИН вспоминает:

— Возникновение нашей малой родины — города Озёрска — пришлось на те годы, когда борьба с Церковью, с духовной жизнью шла и правовыми, и неправовыми методами. Об этом мы все прекрасно знаем.

Кроме того, рождение такого города было сопряжено с особой секретностью. И всё, что было связано с церковностью, ассоциировалось с какой-то неблагонадежностью. Если вдруг появлялись здесь такие люди, то их наравне с алкоголиками и дебоширами просто выставляли за ограду этого города. И город сам именовался городом коммунистического быта, и естественно, что никакого упоминания не то что о строительстве храма, но и вообще об имени Божием здесь быть и не могло.

Но годы шли. Люди, которые не имели возможности ни креститься, ни венчаться, ни помолиться в храме за своих усопших или живых родных, все равно испытывали эту тягу.

Всё-таки душа человеческая по природе христианка. И вот эта тяга выразилась в том, что в 1998 году был образован наш православный приход. Приход, в силу истории, без храма. Ничего здесь, связанного с храмовым зодчеством, не было, город был построен практически на голом месте.

* * *

Храм… Зачем он нужен?

Послы князя Владимира (который еще только находился в поисках истинной веры и не был не только равноапостольным, но и просто крещеным), попавшие на литургию в соборе Константинополя, были потрясены в первую очередь эстетически.

«Не помним, на небе мы были или на земле…» — говорили они потом своему князю.

Что произвело такое впечатление на этих суровых воинов? Да в первую очередь — великолепие храма и богослужения.

Проняло до глубины души. До мурашек.

Когда откуда-то из глубины сердца доносится крик: «Вот ОНО! ТО самое, непостижимое, что всю жизнь искал!»

Это крик совести, уставшей жить без Бога. Ее отклик на призыв Отеческого Голоса. Душа-то по рождению — христианка…

* * *

А храм… Оказалось, что и храм горожанам нужен.

Стройплощадка 2000-х

Да, в прежние годы обходились храмами соседних городов. И на богослужения туда ездили, и детей крестить, и ушедших ветеранов заочно отпеть… Но должен же быть в городе свой храм! Иначе, что это за город? Так, населенный пункт…

И вот в 1996 году глава администрации города Анатолий Николаевич Подольский выделил земельный участок под строительство будущего храма.

В 1998 году была зарегистрирована местная православная религиозная организация, и на праздник Преображения Господня в том же году на месте грядущей стройки был установлен Поклонный крест. И по четвергам группа энтузиастов стала читать у Поклонного креста акафист Пресвятой Богородице. Явление для Озёрска невиданное да диковинное… Сколько еще потом было таких «диковинок»!

Тогда же, в 1998-м, за проектирование будущего храма взялся архитектор Владимир Александрович ОБМОЛОВ. Непростая задача, стоявшая перед архитектором и его коллегами, была выполнена своевременно и безвозмездно.

В юбилейный для всего христианского мира год приход обрел временное пристанище: взяли в аренду помещение в бывшем магазине по адресу: пр. Ленина, 42. После необходимых ремонтных работ здесь стало возможно главное — богослужение. Приход «задышал полной грудью»…

* * *

В том же 2000 году началось строительство храма: ЗАО «ЮУС» и ЗАО «Уралгидромонтаж» на свои средства выполнили «нулевой цикл».

Началось строительство храма, имеющего два придела (верхний во имя Покрова Пресвятой Богородицы, нижний — с баптистерием в цокольном этаже — в честь Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской). Вскоре фундамент был заложен, можно возводить и стены, но… С 2001-го по октябрь 2005 года строительство не велось из-за отсутствия средств.

Лишь в ноябре 2005-го председателю городского Собрания депутатов Валерию Вячеславовичу БОРЦОВУ удалось убедить ряд предпринимателей и городских фирм принять участие в финансировании продолжения строительства. Работа закипела вновь. И вновь — ненадолго…

Что же касается прихода, то в 2005 году он переехал уже в собственное здание. Оно было выкуплено у администрации города и силами прихожан и благотворителей реконструировано для богослужебной и духовно-просветительской деятельности.

* * *

А строительство…

Вдохнуть жизнь в замершую стройплощадку удалось лишь после обращения к акционеру Группы ЧТПЗ Андрею Ильичу КОМАРОВУ, уроженцу Озёрска. Андрей Ильич долго не раздумывал. По его инициативе был создан благотворительный фонд, и стройка ожила. Серьезность намерений ярче всего засвидетельствовал тот факт, что даже во время кризиса, ударившего в 2008 году по всей мировой экономике, строительство храма не прекращалось ни на день.

Стройплощадка 2007 г.

Завершение очередного этапа работ воспринималось прихожанами как праздник. Вот уже во дворе храма собирают купол, вот его уже устанавливают… А вот и надворные постройки подросли. И на них тоже устанавливаются купола.

А что за купола без крестов? Извольте…

Отдельной вехой стали колокола. Средства на них собирали «всем миром». Одиннадцать колоколов. От 6 кг до 2700 кг. Отливали их в г. Каменске-Уральском на заводе «Пятков и Ко».

О своем деле Николай Геннадьевич ПЯТКОВ говорит:

«Если человек колоколами заболевает, он уже не может вырваться из этого круга никогда. Можно говорить с нами, литейщиками, можно — со звонарями, все скажут: это дело захватывающее. И на всю жизнь… Очень приятно наблюдать, что колокола таких вот русских, традиционных, хороших весов (в вашем случае это около трех тонн) начинают звучать в малых городах России. Да, большие колокола сегодня снова звонят в таких возрождающихся святынях, как Валаам или Соловки. Но не менее приятно, что подобного веса колокола появляются в городах новых, в городах небольших. Это в чистом виде доказательство того, что колокольный звон у нас в России любят, что он возвращается. Вместе с ним возрождается неповторимое русское колокольное искусство, которым славилась всегда Россия и которое у нас в ХХ веке, к сожалению, было забыто… Я надеюсь, что мы еще приедем в Озёрск и услышим настоящий русский торжественный трезвон именно в тех звуковых пределах, в тех весовых пределах, который характерен для России и который во всем мире узнают, понимают и любят. И по нему, по этому звону (как и по другим нашим каким-то характерным чертам) создают впечатление о России».

Архангельский маэстро, действительный член Ассоциации колокольного искусства Владимир Марьянович ПЕТРОВСКИЙ, один из ведущих специалистов по колокольному звону в России, ни на секунду не усомнился в правильности выбора колоколов:

«Когда мне на вопрос: „Где брали колокола?“ говорят: „Пятков и компания“, я отвечаю: „Удачный выбор! Молодцы. Вы об этом не пожалеете“. Пятков — это тот человек, работу которого, когда придет время, мы будем изучать!»

Колокольных дел мастер Н.Г.Пятков

Кстати, Владимир Марьянович в Озёрске не только давал консультации, проектировал расположение колоколов на звоннице и постоянно контролировал исполнение работ, не только сам провел много часов на ветру и морозе, настраивая колокола, не только потряс Озёрск своим колокольным концертом, но и успел «заразить» дюжину последователей. Школа звонарей, которая осталась после отъезда Петровского, — важнейшее «дополнение» к созданной им звоннице. Ведь без звонарей любые, самые прекрасные колокола — молчат.

* * *

О том, что в Озёрске построен храм, знают многие горожане. О том, что он воздвигнут по большей части на средства благотворительного фонда, созданного акционером Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ), — об этом знает значительно меньшее количество людей. Хотя некоторые из них и слышали, что основным акционером компании ЧТПЗ и сопредседателем Фонда развития трубной промышленности является уроженец Озёрска Андрей Комаров. Конечно, уж кто-кто, а прихожане Покровского храма знают, что именно Андрей Ильич стал инициатором появления фонда «Поддержки строительства храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Озёрске». И, наверное, именно поэтому они с особым энтузиазмом откликнулись на предложение посетить Первоуральский новотрубный завод (ПНТЗ) — одно из предприятий Группы ЧТПЗ.

В назначенное время к КПП-2 подъехал комфортабельный автобус, и экскурсия началась…

В ходе поездки группа озерчан (среди которых были ученики от 11 лет и старше, и их родители, и другие взрослые, были и друзья юных прихожан из лицея №39) познакомилась со всем циклом производства на ПНТЗ (от сталеплавильного комплекса до финишного центра, где происходит окончательная приемка продукции), узнали, как обучаются будущие сотрудники завода в учебном центре, распробовали, каков обед рядовых трубопрокатчиков в рабочей столовой…

О том, какие впечатления остались от этой поездки, рассказали настоятель Свято-Покровского храма протоиерей Димитрий Шорин и его супруга — матушка Елена.

О реакции своей и юных экскурсантов говорит матушка Елена Шорина:

— Реакция, конечно, самая восторженная. Некоторые ребята загорелись: «Ой, мы хотели бы здесь учиться!» Правда, двое, которые учатся на химиков-технологов, сказали: «А! Если у нас такую же новую технику поставить — тоже будет круто!» Но это вряд ли… Простой установкой новой техники ничего не решить.

Взрослым всем, безусловно, понравилось, потому что они за всю свою жизнь ничего подобного не видели.

«Такого не бывает!» — самая распространенная фраза той поездки. Людьми себя почувствовали, даже просто походив по этому предприятию.

— Каково было впечатление физиков-математиков из лицея №39?

— Да, 15 экскурсантов — учащиеся лицея №39. Они оказались очень дисциплинированными. У них был интерес изначальный, хотя никакой рекламы, никакой агитационной работы не проводилось. Но у них была такая заинтересованность в глазах! Просто жадно расспрашивали обо всем, было видно, что им не все равно. Никто не болтал, не перебивал, пытались понять. Сначала было некоторое опасение, что на их лицах будет привычное для «Сороковки» превосходство: они же все будущие экономисты-юристы и прочая элита… Но этого не было. Они поняли, насколько важен сам подход к делу.

Один из участников строительства храма подрядчик Динар был на Первоуральском новотрубном в 1991 году — там все было иначе. Есть с чем сравнить.

— Вы побывали не только в цехах, но и в учебном центре Первоуральского металлургического колледжа. Каковы ощущения от него?

— Удивительный центр. Столы в аудиториях поставлены буквой «П», все всех видят, преподаватель тоже всех видит и может вовремя помочь.

Практика: металлообработка, сварка, установки… И буквально немецкий порядок во всем.

Всё продумано. Например, класс для сварки. Каждое учебное место ограждено красными шторками, которые не пропускают ультрафиолет, и, следовательно, никто не нахватается «зайчиков». Над каждым — вытяжка (тоже германского производства), тут же удаляющая продукты горения. И нет ни привычного запаха, ни дыма от электродов. Для здоровья сделано всё. Каждая вытяжка стоит приличных денег.

Бережное отношение к инструментам, к материалу. На верстаках — все ящички подписаны, где какие гаечки лежат.

Выставлены образцы продукции: от труб огромного диаметра до телескопической капиллярной трубочки, рассмотреть которую толком можно только через увеличительное стекло. Всё это трубы… Всего — 25 тысяч наименований…

Нам понравился сам подход. Буквально во всем. Всё продумано до мелочей.

К разговору подключился отец Димитрий Шорин:

Протоиерей Димитрий Шорин и А.И.Комаров на Первоуральском новотрубном заводе в день освящения финишного центра

— Молодежь очень заинтересованно отнеслась ко всему увиденному. Это очень радует. Не так, как раньше, когда на производственную практику приходили из «фазанки». Или школьники, получившие возможность съездить на завод повалять дурака всем классом. В порядке профориентационной работы. Здесь были ребята серьезные.

— Кто-то из них захотел пойти учиться в этот колледж?

— Коне-ечно! Потому что сразу ясно, что это принципиально новое, иное учебное заведение, заведение XXI века. Сравнить не то что не с чем, просто аналогов не видел никто и нигде. Учебный процесс, аудитории стеклянные. Жизнь учебного заведения как на ладони. И все учащиеся видны — кто чем занят. Кстати, как нам сказали, некоторые педагоги не смогли работать в новых условиях, в новой системе. Просто раздать учебный материал студентам для самостоятельного прочтения и отправиться в буфет пить чай с плюшками здесь невозможно. Да и сами учащиеся понимают: вот через дорогу производство, а там уже взрослая жизнь, безо всякой борьбы за какие-то оценки. У людей формируются нормальные амбиции.

В фильме об этом колледже, который нам показывали там, у студентов спрашивают: кем они видят себя через десять лет. И, судя по их ответам, они знают, к чему стремиться. А в наших учебных заведениях кто-нибудь задает такие вопросы? А сами выпускники — видят себя кем-нибудь через десять лет? В крайнем случае — каким-нибудь коммерсантом, получая при этом сегодня специальности, предназначенные для нашего ядерно-химического производства.

А ведь, действительно, если детей туда привести, не показав другого, более привычного с советских времен производства, они подумают, что так везде и должно быть, как здесь.

Андрей Ильич и говорит, что мы должны воспитать принципиально новое отношение к труду и принципиально новых людей. И поэтому большое внимание уделяется у них истории, литературе, основам религиозной культуры (в частности, православной культуре).

Руководителям не все равно, что будет в голове у их будущих сотрудников. Чтобы это был рабочий XXI века, а не какой-то там люмпен, оторвавшийся от гуманитарных знаний, просто молотящий кувалдой всю смену.

— То есть они занимаются всесторонним воспитанием личности?

— Совершенно верно. И знаете, как приятно: туда приходишь на производство — видишь здоровые лица у людей. Не пропитые, не зачуханные, не злобные… Приходишь в колледж — видишь здоровые лица у студентов. Никакого балдежа, проклёпанного пирсингами, как у нас, кто во что горазд. Да и форменное обмундирование тоже дисциплинирует, ты же должен соответствовать. Это как в армии: офицер пришел — у него должна быть соответствующая прическа, и прочий внешний вид. А не так, как перед дембелем в расхиппованной парадке а-ля «новогодняя елка»…

Глаза здоровых людей, которых в таком количестве я со времен комсомольского детства среди учащихся школ и техникумов не видел. Сегодняшний учащийся школы зачастую пребывает в некотором унынии: заканчивается учеба, и куда дальше? Зачем? Непонятно… А туда приезжаешь, и сразу становится все понятно: вот оно — производство, вот — продукция, нужна она для того-то, идет туда-то. А вот здесь готовят специалистов производства. Готовят их так-то и так-то. И 60 процентов учебного процесса посвящено практическим занятиям, а не просто беганию по мастерским с размахиванием киянкой или рашпилем над головой, пока мастер не видит.

— У них, наверное, нет ненужных предметов, которыми бывает напичкана программа обычных учебных заведений?

— Там не только рачительное отношение к средствам, которые затрачиваются на образование, но и ко времени. Андрей Ильич, когда приезжал в очередной раз в Озёрск, как-то сказал о нашем городе: «Здесь живут и работают, как будто у них шесть жизней впереди…» Потому что у нас привыкли отвечать на любую позитивную инициативу: «Сейчас не время!» А за это время, пока «не время», одно поколение выросло, потом другое… А третьему поколению уже и не надо: ни хоккейных коробок, ни футбольных полей, ни лыжни человеческой.

А.И.Комаров в день освящения храма 9 сентября 2012 года

А там понимают, что вот тебе Господь привел человека, ты принял его на учебу, увидел в нем какую-то перспективу для своего производства. И отсюда бережное отношение к его собственной жизни, к тому времени, которое он здесь проводит. Не просто протирая штанишки, как в некоторых наших «фазанках» было, учащихся которых в форме видели только на демонстрациях 1 мая и 7 ноября. А в остальное время — сплошной балдёж, гудёж, и курёж, начало пьяного образа жизни, причисление себя через это к пролетарской массе, через ресторан на проспекте Победы, где пропивались первые зарплаты…

Вот говорят: давайте мероприятия по борьбе с алкоголизмом, курением, наркоманией организуем. Да вот, пожалуйста! Безо всяких программ, безо всяких госнаркоконтролей, безо всяких наркологов и т. д. здесь это воплощено. В этом учебном заведении формируются определенные традиции, взгляды на жизнь. И может быть, когда-нибудь и потребность в самих алкотестерах на входе отпадет. Потому что в этой атмосфере себя иначе вести невозможно. Это как в Царскосельском лицее.

— А они с первых дней за партой в этом колледже понимают, что на них огромная ответственность за все это оборудование…

— Да. И интересно то, что у них своеобразная система контроля: уборщик помещений, повар, мастер участка, рабочий — каждый сам себя контролирует. «Лучший контролер — ваша совесть», как раньше писали в автобусах.

Матушка Елена:

— Кстати, на наших производствах пытались внедрить систему менеджмента качества ISO 9001. Это мировая система качества. Одна из самых мощных систем контроля. Оказалось, что при нашей сложившейся традиции, где «рука руку моет», это невозможно. Один прогулял, его другой выгородил; третий опоздал, но он сын чей-то… И взятки гладки. Нет «железной руки», которая бы это внедрила, как на «Железном Озоне»1. А там система менеджмента качества ISO 9001 воплощена. Потому что там отвечают за свою продукцию. Потому что кадры все новые. Потому что требования предъявляются ко всем одинаковые, независимо от того, чей это сын или внук.

На финишном центре мы спрашивали: «Как проверяете продукцию?» Нам рассказали, что у них есть рентгенография, УЗИ, магнитная проверка… Дети рты пооткрывали, глаза горят. Мы спросили: «Чем отличается это производство от того, как делали раньше? В чем отличие «белой металлургии»? Нам ответили: «Системой контроля качества».

— И в чем это отличие?

— Раньше качество изделия проверяли только на выходе. В сборке. В связи с этим было много не замеченного вовремя брака. Потому что слишком много параметров и невозможно сразу досконально проверить всё.

А здесь качество проверяется на каждом этапе. Там даже внутри печи стоит видеокамера. Металл проверяют, который пришел в качестве сырья. Так легче отследить брак. Тут же бракуется, тут же отправляют в переплавку.

— Работа работой, но обед по распорядку. Как у них с питанием?

— Там у каждого цеха — своя столовая. Нет общепита. То, как нас кормили, — ну просто домашняя еда. Не у всех дома так вкусно получается. Продуманное меню, потрясающе. А поскольку идет пост, нам подали постный обед. Всё по-человечески. Это, конечно, впечатляет.

— То есть как раз подход: ты сначала дай человеку всё, что ему необходимо, а потом уж спрашивай. Хочешь с него спрашивать по полной программе — сначала обеспечь по полной программе. Образованием, обмундированием, зарплатой, питанием, жильем…

— Да, конечно. И к ним сейчас приехало немало высококвалифицированных специалистов с семьями. Будет строиться жилье. Детские сады, школы, детские площадки. Чтобы можно было нормально жить.

— То есть это, по сути, градообразующее предприятие, которое сейчас возрождается. И город возрождается.

— Да, как это было у нас в свое время…

— Каков режим работы на производстве?

— Рабочий день восьмичасовой. А сам завод работает беспрерывно, круглосуточно. Еженедельно — ППР каждой линии. Те, кто понимает, — оценили. Никто из сотрудников не курит, не пьет.

Конечно, пример ЧТПЗ не пройдет бесследно для других промышленных предприятий. Придет понимание, что именно так нужно и только так и можно.

Чем была важна эта поездка, кроме знакомства с предприятием третьего тысячелетия?

Прихожане (да и не только они) смогли увидеть, какое именно производство взяло в свое время шефство над строительством храма в Озёрске. Что это не «богач здесь чудит», а реально осуществляется одна из граней материального воплощения философии «белой металлургии». Как тут не вспомнить и великих русских промышленников, и великих меценатов XIX века! Побывав на таком предприятии, невольно испытываешь прилив оптимизма. Если сегодня в России есть действительные лидеры, ведущие экономику и промышленность вперед, значит, есть надежда на будущее у нашей страны?

* * *

Озерчане, которые не являются сегодня прихожанами Покровского храма, интересуются: что же находится в надворных постройках помимо звонницы, которая уже органично вошла в «акустическую» жизнь города?

В надворных постройках и духовно-просветительском центре «Первоцвет» расположились классы для занятий воскресной школы для детей и взрослых, кружковых занятий, общества православной молодежи, педагогического клуба, катехизаторских курсов перед крещением, иконная и книжная лавка, регистратура для приема треб, канцелярия, трапезная и помещение для выпечки просфор, ризница, прачечная, художественные мастерские, складские помещения, санузел для прихожан и многое другое. Все эти пожелания были учтены в проекте, который выполнил специалист по храмовому зодчеству, профессор Михаил Венидимович ГОЛОБОРОДСКИЙ (г. Екатеринбург).

Уж строить, так строить. Чтобы потом не спохватываться: «Эх, надо было еще то-то и то-то…» Ведь жизнь городского прихода не ограничивается богослужениями. И уже можно с уверенностью сказать, что завершение строительства храмового комплекса в 2012 году стало материальным выражением полноценной и насыщенной духовной жизни православной общины.

* * *

Если храмовый комплекс, включающий в себя храм и надворные постройки, — это во многом осовремененная, но традиция, то уж появление рядом с храмом детского городка — прямо скажем, новое слово.

Для чего? Для кого? Вновь сыплются вопросы…

Для многих прихожан посещение храма в праздничный день стало семейной традицией. А если малыш еще не может в силу возраста выстоять всю службу? Вот тут-то и приходит на выручку детский городок с качелями и другими игровыми аттракционами. Под присмотром православных педагогов из числа прихожан.

Здесь же проходят и культурно-массовые мероприятия, связанные с православными праздниками. И для воспитанников летнего приходского отряда «Незабудка» он стал хорошим уголком отдыха.

Кстати, об отдыхе… Уже не первый год на живописном берегу озер Куяш, Увильды или Сугомак разворачивает свои палатки семейный православный слет «Илиотропион».

С виду вроде бы «всё, как у всех»: большая армейская штабная палатка с российским флагом и с флагом лагеря и несколько обычных туристических палаток. Но стоит присмотреться, как становится понятно, что отличий здесь больше, чем сходства. И начинаются они уже с распорядка дня, в котором есть не только привычные завтрак, обед и ужин, но и утренние и вечерние молитвы.

Все мероприятия в лагере начинаются со звона колокола. Каждая палатка — малая церковь, посвященная тому или иному святому, и это не только напоминает о том, что семья и есть малая церковь, из множества которых и складывается общая Церковь, но и добавляет осмысленности во всё происходящее здесь. Во время трапезы читаются жития святых (эта традиция в немалой степени пришла из монастырей), а после трапезы руководитель лагеря настоятель Покровского храма отец Димитрий проводит беседу на ту или иную тему, которая интересна всем: и маленьким, и взрослым. А в остальном…

А в остальном, действительно, «всё, как у всех». И купание, и подвижные игры, и дежурства по «столовой», и даже запуски воздушного змея. Правда, далеко не всякий лагерь имеет такое количество взрослых на душу детского населения, что, впрочем, нисколько не «осложняет» детский отдых.

* * *

Далеко не первый год летом при храме Покрова Пресвятой Богородицы г. Озёрска работает дневной приходской отряд «Незабудка», объединяющий детей от 7 до 14 лет. Это юные прихожане и их знакомые, друзья, которые, может быть, и не ходят постоянно в храм, но православию симпатизируют.

С отрядом работает до 15 педагогов. Каждый день начинается с молитвы, чтения Евангелия, с вопросов, касающихся веры. Все-таки отряд хоть и детский, но «специализированный». Например, все вместе читали книгу «Ответы на вопросы детей» отца Артемия Владимирова. За смену прочитывается всё Евангелие. Каждый день минут по пятнадцать. Вполне достаточно. Это создает необходимый духовный настрой. Потом дети расходятся по занятиям. Первое занятие — час, затем спортивная перемена — час. Еще одно занятие — час. А завершается день чаепитием.

Владыку Иова (Тывонюка), чья духовная поддержка чувствовалась на протяжении всех лет возведения нашего храма, благодарные озерчане до сих пор вспоминают как образец монаха, молитвенника, пастыря и руководителя

Девочки занимаются рукоделием, вышивкой, бисероплетением, вязанием, делают цветы из ткани. Мальчики ходят в кружки на Станцию юных техников или в школу №29, где учатся выпиливать лобзиком. Программа рассчитана так, чтобы был видимый результат труда. И эти результаты (игрушки и другие поделки) авторы дарят детям в дом инвалидов, а некоторые оставляют на выставке в иконной лавке. Кроме того проходят и музыкальные занятия. Не забывают и про экскурсии: неоднократно ездили все вместе с отцом Димитрием по храмам Кыштыма. Кстати, дети, которые в храм пока еще не ходят, после таких поездок захотели исповедоваться и причаститься. К концу смены уже складывается группа друзей.

Оказывается, лагерь может быть не только пионерским. И не только оздоровительным. Он может быть оздоравливающим не только тело, но и душу.

* * *

«Духовно-оздоровительную» работу приход ведет и среди военнослужащих, и среди заключенных, и среди пациентов больницы.

На территории г. Озёрска дислоцируется 93-я дивизия войск национальной гвардии РФ (в/ч 3273).

В 2002 году в военном городке озерской дивизии была построена часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского. Освящение часовни митрополитом Челябинским и Златоустовским Иовом состоялось 14 ноября 2002 года.

В 2005 году на острове Моськин на территории дивизиона сторожевых катеров силами военнослужащих подразделения была построена часовня во имя праведного воина Феодора (Ушакова). Освящение часовни совершилось 25 сентября 2005 года.

За время существования прихода освящены все караульные и казарменные помещения. Участие в принятии присяги, проведение дней воинской славы, беседы с военнослужащими рядового и командного состава стали традиционными.

Настоятель храма, по согласованию с командованием дивизии войск национальной гвардии РФ и дивизиона сторожевых катеров, проводит встречи и беседы с военнослужащими.

* * *

На территории Озёрска расположена колония строгого режима ФБУ ИК-24. Общая численность заключенных — около 1200 человек. Основной контингент — осуждённые на длительные сроки заключения и имеющие несколько судимостей. По согласованию с администрацией колония посещается клириком храма иереем Кириллом КУДРЯШОВЫМ для духовной поддержки и бесед с заключенными. В колонии отремонтирована и оборудована комната под молитвенное помещение, доступная для всех заключенных, пополняется православная библиотека (в приходе неоднократно проводились благотворительные акции по сбору литературы). Здесь же проходят беседы, совершаются молебны и после огласительных бесед — крещение желающих.

* * *

В 2011 году в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы состоялось освящение часовни во имя святителя Луки Войно-Ясенецкого, созданной в городской больнице. На открытие и освящение часовни собралось немало православных озерчан, сотрудников ЦМСЧ №71 и пациентов.

Протоиерей Димитрий Шорин и иерей Кирилл Кудряшов на территории ФБУ ИК-24

После того как часовня была освящена, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, благочинный Озёрско-Кыштымского округа протоиерей Димитрий Шорин поздравил собравшихся и предоставил слово начальнику ФГБУЗ ЦМСЧ №71 ФМБА России Евгению Павловичу ФОМИНУ.

Евгений Павлович в своем обращении подчеркнул:

Уважаемый отец Димитрий, уважаемые прихожане, уважаемые коллеги! На севере Челябинской области это единственная часовня, открытая в стенах лечебного учреждения. И сегодня я понял особенно четко, что это было правильное решение, правильный шаг. Еще раз благодарю всех, кто помог построить, кто благословил нас на создание нашей часовни, и поздравляю всех с этим замечательным событием. И да поможет нам Бог! Спасибо вам всем.

К собравшимся обратилась и Елена Вячеславовна ГОВЫРИНА, помощник губернатора Челябинской области:

Дорогие друзья! В начале прошлого века при каждой больнице в нашей стране были часовни. Это не случайно. Милосердие, забота о ближнем, самоотречение — это понятия, свойственные не только для православия, но и для медицинской науки. Среди пациентов, среди медицинских работников много людей верующих. И это большое счастье, что в больнице появилось место, где любой желающий сможет помолиться, поставить свечку за здравие. Сегодня, действительно, особенный день, день несомненного умножения любви и веры. С праздником вас, здоровья и благополучия!

Действительно, наконец-то у всех православных Озёрского городского округа, проходящих лечение в городской больнице, появилась возможность помолиться в специально оборудованном для этого месте. Где есть и иконы, и необходимая литература, и свежий номер озёрской городской православной газеты «Покровский листок»…

* * *

Приход проводит и культурно-просветительскую работу.

«Что? Вокальный ансамбль духовной музыки? В Озёрске? На сцене театра „Наш дом“? Ну-ну…»

Впрочем, скептики были в этот вечер посрамлены. И те из них, что пришли в зал за 10—15 минут до начала, были вынуждены искать свободные места на балконе, так как партер был занят полностью. Аншлаг, в хорошем смысле этого слова.

По приглашению Покровского храма г. Озёрска и МДК «Строитель» 23 октября 2009 года наш город с концертной программой «Великая загадочная Русь» посетил вокальный ансамбль духовной музыки «Ковчег» (г. Углич).

В первом отделении звучали произведения из сокровищницы духовной музыки, а во втором — русские народные песни (в отличие от первого отделения, не только а капелла, но и в сопровождении нашего прославленного оркестра «Россияне» под управлением Бориса Борисова).

«Почему такие коллективы, как ваш, не видно на телевидении и не слышно на радио?» — спросили мы у исполнительного директора «Ковчега» Владислава Моисеева.

«Это просто кажется, что нас не видно, — улыбнулся Владислав. — Мы как-то посчитали, что только за последние 9 лет нас прослушало два миллиона человек. Как русских, так и иностранцев. Я считаю, что это большое число.

В зарубежных поездках, в Германии, во Франции сталкивались с тем, что люди достают где-то диски или видеозаписи и говорят: «О, мы вас знаем!». Конечно, это приятно.

Когда нас спрашивают: «А почему вы не в Москве?» отвечаем, что мы занимаемся тем, что нам нравится. И Москва нам не нужна. Нам хватает остальной России…»

Всего пять человек на сцене. Целых пять. Сделали так, что в этот вечер неоднократно пришлось услышать от зрителей: «„Хор Турецкого“ отдыхает!» И это не комплимент. Это оценка…

* * *

Особым событием стал приезд московского режиссера-документалиста Василия ЯЦКИНА и заслуженной артистки РСФСР Галины ЯЦКИНОЙ с их кинолекторием по собственному документальному сериалу «Под Солнцем».

Миссионерский проект «Под Солнцем» — это около десятка катехизических бесед с видеопоказом на темы демографии, наркомании, информационной войны против России.

В студии Яцкиных «Киноконтакт» набралось уже немало наград церковных и светских: награда от миссионерского отдела Московской Патриархии и благодарственное письмо от молодежного отдела («За содействие конкретными делами духовно-нравственному оздоровлению российского общества») соседствуют с грамотами ФСБ, МВД, призами российских и зарубежных кинофестивалей.

Василий Яцкин в «Первоцвете»

Первый раз Василий Яцкин побывал в Озёрске 24 октября 2008 года. Он провел три встречи: с военнослужащими нашей дивизии, со студентами ЮУПК и ЮУрГУ и со студентами Озёрского колледжа искусств. Мы-то привыкли смотреть на себя «изнутри», но вот Василий оценил Озёрск по-своему:

«Берегите свой заповедник! Берегите! Это Беловежская пуща какая-то! Молодежь в техникуме не так испорчена пирсингами, пивным алкоголизмом. Не так бросаются в глаза следы разложения личности, как в таком же срезе (техникумы, ПТУ) в других русских городах. И очень глубокое впечатление от музыкального училища. Я просто потрясен, насколько внимательно слушали. Полная тишина!

Один пожилой монах сказал мне удивительно мудрую вещь. Он сказал: «Сейчас надо Богу понять: есть ли у Него здесь на земле те люди, на которых Он может опереться». А как понять? Надо сделать так, чтобы добро могли делать люди вопреки, а не благодаря системе. Тогда сразу отсеиваются карьеристы, те, которые хотят на этом зарабатывать и делать себе славу. Для того чтобы переменить ситуацию, подвижников должно быть больше, и они должны быть активней. И если Господь увидит, как сказал тот монах, что Ему есть на кого опереться, Он тогда пошлет нам перемены. А сейчас их даже некому посылать.

Но давайте не отчаиваться, а понимать, что это обычная, в хорошем смысле, духовыжималка. Чтоб выжать из нас дух хороший. Русский мужик не перекрестится, пока не грянет гром. Вот это тот самый гром. Он уже гремит. Давайте только ни в коем случае не останавливаться…»

* * *

В марте 2012 года по приглашению Духовно-просветительского центра «Первоцвет» в Озёрске побывала Наталья Борисовна ГОРБАЧЕВА, член Союза писателей г. Москвы, редактор журнала «София». Наталья Борисовна — автор многих книг (в том числе бестселлеров «Наталья Гончарова против Пушкина? Война любви и ревности», «Сердце босиком», «Любовь как любовь. Лобовы. Родовое гнездо», «Святая Ксения и Дивеевские блаженные», «Преподобный Серафим Саровский», «Преподобные старцы Оптинские», «Подражайте мне, как я Христу» и др.).

За два дня пребывания в городе Наталья Борисовна провела четыре встречи: с читателями и библиотекарями в читальном зале Центральной городской библиотеки, с православными озерчанами в здании Духовно-просветительского центра «Первоцвет», со студентами Озёрского колледжа искусств, с озерскими педагогами в малом зале ДТДиМ.

Среди вопросов, которые задавали педагоги, был и такой: «Вы пришли к вере в 25 лет. Как это произошло?» Наталья Борисовна подробно рассказала о своем пути и к Богу, и к писательскому столу.

Для многих из слушателей стали откровением ее слова:

«Я поняла в свое время, насколько слово важно. И как велика ответственность за слово. И что мне лично придется отвечать перед Богом за то, что я вложила в мозги и души людей.

Да, часто приходится сталкиваться с таким пониманием, что жизнь христианина сплошной запрет с обязанностью только поститься да молиться. Но ведь это неправда!

Христианство это полная свобода! Свобода от греха. А я свободна. Потому что никому ничего не должна. Я должна только Богу. Вот Он дал мне талант, и я за него отвечаю. Стараюсь не закапывать…»

* * *

Надо сказать, что представители пишущих профессий высаживаются в Озёрске целыми десантами. Например, 26 августа 2011 года здесь побывал первый крупный журналистский десант. С тех пор это стало доброй традицией: периодически устраивать для сотрудников городских, областных и федеральных СМИ обзорные экскурсии по Озёрску.

И это правильное решение: информационная открытость — главный истребитель всевозможных слухов и домыслов, связанных с неприступной цитаделью атомной промышленности, каковой до недавнего времени была «Сороковка».

Клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Озёрска иерей Кирилл Кудряшов

Побывали журналисты и на стройплощадке храмового комплекса. Настоятель храма провел для прибывших небольшую пресс-конференцию, вкратце рассказав историю строительства. Те из журналистов, кто приехал сюда впервые, были приятно удивлены увиденным. «Я думал, здесь просто храм строится, — сказал один из них, — а тут, оказывается, целый комплекс!» Журналистская профессия позволяет заглянуть туда, куда пока не пускают простых (не профессионально) любопытствующих. Например, заглянуть в алтарь храма, по ту сторону Царских Врат, доведется редким прихожанам. Но пока храм не освящен, туда, помимо прочих, могут заглянуть и журналисты женского пола (чем они и не преминули воспользоваться: «Хоть раз в жизни тут побывать!» — сказала одна из них).

В целом масштаб, темпы и качество работ порадовали многих из гостей. Особое настроение встрече придал и колокольный звон. Кое-кто из гостей услышал его впервые.

То, что озёрский храм Покрова Пресвятой Богородицы стал одним из объектов, интересующих прессу, говорит о многом. В том числе и о том, что православие перестали воспринимать блажью уходящего поколения бабушек. И это не может не радовать…

* * *

«А что же… Что же с тем зданием? Да-да, с тем, где располагался приход? Он же оттуда съехал?» — волновались отдельные наблюдатели за чужим имуществом.

Спокойно, граждане! Никто никуда не едет.

В этом здании (которое, напомним, находится в собственности прихода) разместился Духовно-просветительский центр «Первоцвет». В его состав вошли: библиотека, издательский отдел, зал для проведения семинаров, бесед и видеолекториев, помещение для музейных экспозиций и выставок.

И не надо забывать, что в приходе постоянно действует воскресная школа, целью и задачами которой является духовно-нравственное воспитание, обучение основам православной веры и создание среды общения и творческого развития для детей и взрослых. Со временем увеличилось число посещающих занятия, появились различные формы работы с детьми и взрослыми. Теперь это не только уроки и лекции, но и семинары, презентации, видеолектории, выездные занятия, экскурсии и походы, кружковая работа.

С 2009 года при приходе действует Православное молодёжное объединение.

Большую роль в просветительской и воспитательной деятельности играет подготовка к православным праздникам, которые более 10 лет проводились в помещении выставочного зала Центральной городской библиотеки, а теперь — в конференц-зале «Первоцвета».

Кроме того ребята из молодежного объединения и воскресной школы под руководством заслуженного артиста России Николая Павловича СКРЯБИНА готовят литературно-музыкальные вечера, с которыми выступают не только у нас в городе, но и на площадках Озёрско-Кыштымского благочиния.

Организуются поездки воспитанников воскресной школы с родителями в подразделения дивизии нацгвардии (в/ч 3273) для выступления с концертами перед военнослужащими, проходящими срочную службу.

Дети прихода принимают участие в международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего Мира» в рамках Международных Рождественских образовательных чтений.

Уже не в первый раз ученики воскресной школы участвуют в заочной многопрофильной олимпиаде Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) «Аксиос». Их работы были отмечены призовыми местами и грамотами.

Жизнь воскресной школы и приходские события ребята вместе со взрослыми отображают в регулярно выпускаемой стенной газете «Родничок».

Что же касается планов Духовно-просветительского центра «Первоцвет», то среди них:

— цикл семинаров для работников образовательных учреждений округа (с целью оказания более эффективного воздействия на участников семинаров, для которых характерны незнание основ православной культуры, обыденные стереотипы «суеверного атеизма», подчас воинствующего, в качестве ведущих приглашаются авторитетные специалисты в области образования, культуры, искусства региона и России);

— создание музейных экспозиций и выставок просветительского и краеведческого характера (продолжается сбор экспонатов, организуются экскурсии для детей, посещающих городские лагеря, и выездные экспозиции в загородных лагерях, тематические занятия для детей);

— модернизация библиотеки (приобретено новое современное мобильное оборудование, проведена реконструкция помещения под библиотеку, пополняется фонд духовно-просветительской литературы и мультимедиа);

— организация силами воскресной школы праздников, приуроченных к Рождеству Христову, Пасхе, Дням славянской письменности и культуры (с участием театра детей-инвалидов) и др.

Все дети на одно фото уже не входят…

На базе центра «Первоцвет» организовано методическое объединение для учителей начальных классов школ Озёрского городского округа по преподаванию предмета «Основы православной культуры». Около 200 учебников и 500 рабочих тетрадей по предмету «Основы православной культуры» переданы в школы, где изучается этот предмет. Потому сослаться на отсутствие учебников или методических пособий уже невозможно.

Центр «Первоцвет» уже объединил вокруг себя усилия благонамеренных и социально-активных слоёв общества и стал центром развития человеческих отношений на основе православных ценностей. Конечно, невозможно в один присест рассказать обо всем, что сделано приходом за прошедшие годы. Как невозможно расписать и все планы того, что сделать предстоит.

* * *

Удивительно, насколько гармонично влился храмовый комплекс в архитектурный облик города. Почти с самого момента освящения храма 9 сентября 2012 года сюда стали ходить на экскурсии. И сегодня храм Покрова Пресвятой Богородицы — излюбленное место не только гостей города.

Ученики детской художественной школы периодически проводят свои занятия на храмовой территории: прямо скажем, хорошее место для пленэра. Учащиеся начальных классов, изучающие «Основы православной культуры», могут здесь увидеть собственными глазами всё, о чем им рассказывается на этих уроках. Комплексный центр социальной защиты населения постоянно приводит сюда своих подопечных — пожилых озерчан, многие из которых не имели возможности до этого побывать в нашем храме и узнать историю его создания.

Детская площадка стала излюбленным местом горожан, приходящих сюда с детьми. И нередко первый шаг в сторону храма делается ими именно отсюда… А уж гостей города (официальных и неофициальных, vip-персон и рядовых, деятелей культуры, науки и производства и просто приехавших к родственникам) ведут сюда обязательно…

* * *

В год двадцатилетия образования прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы Озёрск посетила делегация Ватопедского монастыря (Греция, Афон). Возглавлял делегацию игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем. Центральным событием стало принесение в дар храму Покрова Пресвятой Богородицы г. Озёрска иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», написанной афонскими монахами-иконописцами. Этот точный список (копия) главной святыни Ватопедского монастыря был создан и привезен по инициативе акционера Группы ЧТПЗ Андрея Ильича Комарова.

И вот под колокольный звон и духовой оркестр озерчане встретили высоких гостей. Икону временно установили перед храмом, и лик Богородицы засиял в лучах уральского солнца. К собравшимся обратился настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Озёрска протоиерей Димитрий ШОРИН:

Дорогой отец Ефрем, уважаемые гости, дорогие отцы, братья и сёстры! Сегодняшний воскресный день — поистине праздничный для всего нашего богохранимого града Озёрска!

Озёрск, храм, 15 июля 2018 года (слева направо): А.И.Комаров, иеродиакон Феодох, архимандрит Ефрем

Еще недавно о событии, участниками и свидетелями которого мы с вами являемся, и подумать было невозможно, что такое случится. Как когда-то невозможно было подумать и о том, что некогда в закрытом городе будет возведен храм, когда-то не верилось, что здесь возможно совершать Божественную литургию. Невозможно было представить, чтобы у нас были высокие гости со Святой Горы Афон, с которой у Русской Православной Церкви давние связи (ибо два года назад мы отмечали 1000-летие русского присутствия на Афоне)… А теперь, в особый год для истории нашего прихода, в год двадцатилетия его создания, и в особый год для всей полноты нашей Русской Православной Церкви, поскольку в июле мы отмечаем 1030-летие Крещения Руси, вот к этим событиям приурочено принесение со Святой Горы Афон чтимой иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» — образа, который, можно сказать, является титульным для Ватопедского монастыря, настоятелем которого является архимандрит Ефрем, находящийся сегодня в нашем городе в гостях.

С ответным словом выступил архимандрит ЕФРЕМ:

Я очень рад, что сегодня нахожусь вместе с вами! Может быть, я и первый греческий священнослужитель, который гостит в вашем городе… Моральный «подстрекатель» всего этого — господин Андрей Комаров. Он и нам помогает. Радует, что принесение этой иконы произошло по его инициативе. Эта икона будет и благословением, и присутствием Святой Горы у вас. Вы знаете, что Божия Матерь является игуменьей, настоятельницей Афона. Эта икона останется у вас навсегда. Когда ее писали, отцы постились и молились. Знайте и то, что в красках этой иконы есть частицы святых мощей преподобного Максима Грека. Это мы сделали для того, чтобы придать еще больше духовной силы иконе, потому что эта икона станет источником исцелений душ и телес людей.

Называется икона «Утешение». Очень сладкая икона, очень сладкий образ у Божией Матери. Как только посмотрит на нее человек, уже утешается, у него появляются надежда и вера. Увидите, отец Димитрий, что эта икона украсит ваш храм, и история вашего прихода разделится уже на два периода: до принесения иконы и после. Я верю, как сказал, что икона и ваш храм станут источником исцелений. Когда будут люди сюда приходить и прикладываться к ней, будут потом уходить совсем другими людьми, в ином виде, в ином образе будут уходить.

Богородица — Мать всех нас. Она нас покрывает, она нас ободряет, она нам дает силы и терпение, чтобы справиться со всеми теми событиями, которые встречаются на нашем жизненном пути. А те, которые живут на Афоне, чувствуют Божию Матерь, как говорил наш отец Иосиф Ватопедский, как курицу над своими цыплятами: очень ощутимо Ее Материнское присутствие. Очень ощутим Ее Покров.

Из глубины сердца, молитвенно вам желаю, чтобы присутствие и принесение этой иконы стало для Нее поводом больше вам помогать, больше вас покрывать. Потому что времена сейчас очень сложные. Очень растет беспокойство по всей планете. Мира нет на земле. Есть только такой… беспокойный мир. Единственная наша надежда — Мать Начальника мира, Отца будущего века, матерь Господа нашего Иисуса Христа, Воплощенного Бога, Единственная во всей глубине постигшая духовное знание. Она пусть нам помогает, она пусть станет гарантией нашего спасения перед Ее Сыном.

И вспоминайте всегда этот исторический день принесения иконы. Неслучайно, наверное, сегодня день положения Ее Ризы и Святого Пояса, которые в нашем монастыре. Говоря «вспоминайте», я не имею в виду сентиментальные воспоминания, подобные воспоминаниям о других исторических событиях. Но чтобы и сегодня, и в будущем, вспоминая этот день, ощущали в своем сердце присутствие Богородичной благодати.

Христос Воскресе!

На это пасхальное приветствие все присутствующие ответили: «Воистину Воскресе!»

Акционер Группы ЧТПЗ Андрей Ильич КОМАРОВ внес некоторые уточнения:

История была немного другой, отец Ефрем… Когда я несколько месяцев назад посещал ваш монастырь, то попросил вашего совета, какую икону сделать для нашего храма в Озёрске. Вы подумали немного и сказали, что, по вашему мнению, лучшего варианта для нас нет, чем икона «Отрада и Утешение». А потом подумали еще немного и сказали, что хотите лично ее сюда привезти. Сегодня вы преодолели пять тысяч километров, везя сюда эту икону, и пока еще трудно понять, как всё это произошло, но думаю, что нам всем через какое-то время надо будет еще осознать, какое историческое событие сегодня здесь происходит. Мы очень рады вас здесь приветствовать!

От представителей власти приветствовал глава Озёрского городского округа Евгений Юрьевич ЩЕРБАКОВ:

Сегодня у нас большой праздник! Спасибо вам, геронда, за то, что нашли возможность приехать в наш славный город Озёрск, спасибо за этот бесценный дар, который, я думаю, будет любим и почитаем всеми озерчанами, всеми прихожанами нашего храма и будет помогать всем верующим. Также хочется сказать слова благодарности нашему земляку Андрею Ильичу Комарову за бесценную помощь нашей православной общине города Озёрска. Кроме того, Андрей Ильич всегда является участником воспитания подрастающего поколения озерчан. Спасибо вам большое! Поздравляю всех с праздником, желаю всем мира, взаимопонимания и любви!

Затем икона Божией Матери «Отрада и Утешение» была перенесена в храм Покрова Пресвятой Богородицы, где теперь и будет находиться и куда любой верующий сможет прийти и за отрадой, и за утешением…

* * *

Вы всё ещё спрашиваете: зачем? Зачем вообще нужен храм?

А именно для того человека, который задает себе вопрос: зачем?

Зачем вообще нужна эта жизнь?

Для чего он родился?

Для чего он живет?

Зачем?

Это главный вопрос, который может задать себе только человек.

Который он рано или поздно себе задаст.

Обязательно. И ответ найти сможет здесь. В храме.

В том самом храме, который теперь ввел юный по вселенским меркам город Озёрск в историю России.

На равных правах с древними русскими городами.

Здесь тоже отдавали души свои за други своя.

За ближних и дальних.

За знакомых и незнакомых.

Во имя жизни.

И во имя Жизни стоит теперь здесь наш храм!

P.S.

…Впрочем, как известно, Церковь Христова — это не камни и позолота, не архитектурные изыски, не шедевры иконописцев и златошвей.

Так же и города: без людей они всего лишь пункты на географической карте да нарядные открытки с изображением достопримечательностей. Именно люди составляют неповторимую душу того или иного города, его характер, его уникальное лицо.

Озёрск — противоречивый город.

Да он и не планировался своими создателями как город.

Он — побочный результат создания атомной отрасли, которая (как и сам Озёрск) отмечает в 2020 году свое 75-летие.

Главным здесь остается ФГУП «ПО «Маяк».

А Озёрск… Зародившийся как База-10, затем получивший название Челябинск-40 (откуда и появилось народное прозвище «Сороковка»), затем Челябинск-65, затем Озёрск, этот населенный пункт всегда страдал «раздвоением личности», разделением на мир «заводчан» и мир «горожан».

«…Я с благодарностью воспринимаю умение работников «Маяка» оценить политическую ситуацию, что мы являемся не просто предприятием — мы являемся градообразующим предприятием.

Да, мы можем ряд своих вопросов решить, если мы не будем учитывать, что мы живем в городе Озёрске, куда мы приходим после работы. Достаточно нам сделать несколько жестких шагов по отношению… как-то язык трудно поворачивается… по отношению к администрации города, и мы посадим город в сложнейшее положение.

Я благодарен работникам «Маяка», что у нас хватает терпения, порой мудрости разобраться в тех ситуациях, которые на сегодняшний день падают в чисто политическое русло…» — эти слова «позапрошлого» генерального директора ФГУП ПО «Маяк» лучше любого зеркала отражают ту пропасть, которая «исторически сложилась»…

Понятно, что ничего доброго от этой самоизоляции ждать не приходится.

Конечно, ряд «озёрских» противоречий вполне преодолим. Достаточно лишь выбраться из собственной скорлупки и повнимательней присмотреться к окружающим; понять, чем они живут; попытаться рассмотреть за «челябинской суровостью» истинную суть.

Хотя «суровых челябинских жителей» здесь не большинство: город-то формировался из «сборной Советского Союза». Москвичи, питерцы, горьковчане, кинешемцы, устюжане… Всех и не перечислишь. Потому понятие «коренной житель Озёрска» получает право на существование только в наши дни. Ведь несмотря на определенную условность этого понятия, как правило, имеется в виду норма в три поколения: то есть коренным считают того жителя, бабушки и дедушки которого родились в этом городе или в этой местности. Так что…

Так что есть надежда, что коренные озерчане (в отличие от «приезжих» да «понаехавших») перестанут мериться рейтингами и почувствуют себя, наконец, жителями одного города, единым народом. Для них в первую очередь и предназначено это издание.

Героями книги стали люди разных профессий, разных талантов, разного возраста, разной степени известности (от обладателей мировой славы до скромных тружеников, известных в кругу родственников и коллег по работе). Однако всех их объединяет общий талант: каждый из них — Человек с большой буквы «Че». А все вместе они создают глубинное понимание сути и «Сороковки», и комбината «Маяк», и России в целом.

Общаться с этими людьми — легко и радостно. Потому что они говорят то, что думают. Честно. Без оглядки на кого бы то ни было. Без сиропа и грима, свойственных бюрократической прессе. Без жажды очернительства и пафоса самолинчевания, свойственных прессе псевдодемократической.

В сборник вошли интервью, очерки и воспоминания, подготовленные мной и опубликованные с 1999-го по 2019 год в газетах «Озёрский вестник», «Единый Озёрск» и «Покровский листок», в передачах телестудии «Акварель» ПТО «Видеоканал», в программах городского радио МУП ОТРК «Иртяш», а также на страницах интернет-порталов www.ozersk74.ru и www.ozersk.ru.

Хочется надеяться, что эта книга, рассказывая об Озёрске, внесет свою лепту в единение озерчан. И не только между собой, внутри колючей проволоки. Очень хочется, чтобы Озёрск стал органичной частью и всей России.

Для этого сегодня есть все предпосылки.

Этюд с двумя галстуками. Академик Курчатов любил юмор

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Город горького шоколада предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Электросталеплавильный цех Первоуральского новотрубного завода.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я