Фланговый нападающий

Александр Володин

Книга посвящена редкому в современном футболе амплуа – фланговому нападающему. В тексте сделан акцент на специфику этого амплуа: особое ударное искусство, умение работать с вингером и внигбэком. Также даны очень полезные советы в формате самосовершенствования.

Оглавление

  • Фланговый нападающий

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фланговый нападающий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Александр Володин, 2022

ISBN 978-5-0053-1761-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Фланговый нападающий

Введение

Эта книга — расстановка указателей на дороге с множеством перекрестков и развилок, ведущей к вершинам профессионализма. Главное — смотреть на указатели, и обязательно дойдете до цели. А самое главное — идти. Дорогу осилит идущий.

Нет смысла давать советы или делать замечания человеку, который стоит на месте, постоянно говоря о движении. Содержание книги, реализованное в тренировочном процессе это гарантия выхода на уровень профессионала.

Я умышленно не говорю о более высоком уровне для того, чтобы меня потом не обвинили в предвзятой оценке написанного здесь. На самом деле, исполнение всех требований и пожеланий, которые есть в книге это выход на уровень ТОП-футболиста в своем амплуа.

Но, я умышленно понижаю планку, говоря о гарантированном уровне. Эту гарантию я даю тем, кто намерен идти и идет, тем, кто не боится падения и твердо уверен в том, что поднимется и пойдет дальше, несмотря ни на что.

Для тех же, кто красиво говорит, дает обещания, рисует космические планы, а сам при этом стоит на месте, содержание этой книги не поможет. Не поможет, даже если буквы будут позолоченными, а текст доходчив даже для умственно отсталых.

Нет движения — нет ничего. Ребята! Вы не просто отдельные футболисты. Вы — представители своего поколения, и ваша задача — достойно нести знамя своего времени и делать все, чтобы мировой футбол стал лучше, привлекательней, драматичней, изящней, стал более результативным. Все зависит только от вас!

А точнее, лично от ТЕБЯ!

Физическая подготовка

Сразу хочу сказать о том, чтобы ты забыл, как страшный сон, такое понятие, как общая физическая подготовка (ОФП). Мне абсолютно все равно, где это понятие существует, кто его крестный отец и насколько оно эффективно.

Для футбола ОФП это бред сивой кобылы. Дело в том, что технический арсенал футболиста настолько сложен и объемен, что никакого времени в сутках не хватит, чтобы им овладеть на отлично. А если так, то, когда будем заниматься ОФП?

Я уже говорил о бриллиантовом постулате футбола, который здесь уместно повторить: физика набирается в процессе шлифовки техники!

Это единственный вариант иметь техничных и одновременно выносливых футболистов. Что касается твоего амплуа, то тебе необходимо ежедневно заниматься развитием и укреплением голеностопных суставов, мышц пресса и мышц спины.

Это касается любого полевого игрока. Без мышц пресса и спины невозможно вбросить далеко мяч из-за боковой линии, невозможно исполнить сильный удар по воротам.

Что касается голеностопных суставов, то без них вообще ничего невозможно делать: ни освобождаться от опеки, ни открываться в свободных зонах, ни эффективно исполнять главное обманное движение, ни менять направление бега, ни исполнить практически любой финт.

К голеностопам, прессу и спине можно еще добавить упражнения на терпение, которые очень полезны для развития силы воли и духа. Будет вполне достаточно, если каждый день уделять всему этому двадцать минут. Главный физический параметр футболиста — это выносливость.

Если с этим есть проблемы, то рекомендую бегать кроссы, начиная с пяти километров и заканчивая десяткой. Этого вполне достаточно, чтобы вывести сердечно-сосудистую систему и дыхалку на нужный уровень. Бегать кроссы достаточно раз в неделю.

Не слушай сказки о необходимости развивать бицепсы, трицепсы и прочую хрень для приближения своей внешности к эталону атлета. Футболисту это не нужно. Ему физических данных нужно ровно столько, чтобы успешно реализовывать свой технический арсенал.

Диагонали

Для чего фланговому нападающему нужны диагонали? Дело в том, что игрок нападения, помогая своей команде в фазе обороны, находится недалеко от центрального круга. Во всяком случае, на своей половине поля. И когда мяч твоей командой перехвачен, то возможность исполнить диагональ абсолютно реальная, а иногда и важная для эффективного проведения контратаки.

Ведь по левому флангу может делать рывок партнер, ожидая от тебя, находящегося на правом фланге, передачи. И для того, чтобы атака не развивалась со скоростью черепахи, ты обязан уметь исполнять диагонали. Другими словами, диагональная передача — святая обязанность любого нападающего, в том числе и флангового.

Диагональ — это совсем не обязательно передача вперед с одного фланга на другой. Диагональ можно сделать, находясь в центральной полосе поля, делая передачу на один из флангов. А можно передать мяч на большое расстояние из фланговой зоны в центральную полосу поля.

С какой дистанции мы можем говорить о диагоналях? Если ты посылаешь мяч под углом по отношению к боковой линии поля на десять-пятнадцать метров, то это не диагональ, а обычный пас в разрез или просто пас.

О диагоналях мы начинаем говорить тогда, когда мяч посылается, минимум, на двадцать пять метров. Можно ли научиться делать точные диагонали?

Да можно. Но, теперь слушай меня очень внимательно! Ты никогда не научишься этому искусству, если будешь уповать на официальный тренировочный процесс. Запомни — НИКОГДА! Почему?

Да потому, что таких диагоналей ты можешь сделать за тренировку не более пяти, и у тебя не разовьется мышечная память исполнения диагонали. Большее количество диагоналей тебе никакой тренер не позволит сделать, так как ты участвуешь в общем процессе, и у тренера всегда свои планы, свои упражнения.

Диагонали в тренировочном процессе можно тренировать только в процессе двухсторонки. А теперь ответь мне на вопрос: сколько ты сделаешь диагоналей за время проведения двухсторонки? Правильно, две или, максимум, три. А если очень повезет, то пять.

Такого количества исполненных диагоналей катастрофически мало для того, чтобы у тебя выработалась мышечная память этого технического приема. Но, и этого мало. В процессе исполнения диагонали гармонизируется мышечная и зрительная память.

Гармонизация мышечной и зрительной памяти происходит тогда, когда ты видишь, на какое расстояние нужно послать мяч, а мозг автоматически вырабатывает электрический импульс определенной величины, который посылается в мышечные ткани. Если ты несколько сотен раз послал мяч в определенную точку и добился мастерского коэффициента попадания (семь раз из десяти), то считай, что зрительная и мышечная память исполнения диагонали на такое расстояние у тебя гармонизирована.

Но, это не означает, что ты точно будешь попадать в нужную точку на другое расстояние. Тебе опять необходимо будет сделать многие десятки попыток, чтобы добиться мастерского коэффициента в попадании в заданную точку.

Даю тебе практическую рекомендацию. Научись попадать в определенную точку поля на расстояние двадцать пять метров, потом тридцать пять метров, а потом уже и на сорок пять метров.

Если ты попадаешь в нужную точку с этих трех расстояний с мастерским коэффициентом, то попадание в другие точки футбольного поля для тебя будет не таким уж сложным. Дело в том, что когда ты наметил точку, в которую нужно доставить мяч, чтобы к моменту приземления возле него оказался партнер, а эта точка находится по шкале дальности между 35 и 45 метрами, то мозг мгновенно сделает необходимые корректировки и пошлет в мышечные ткани импульс, который будет по своей величине средним значением между импульсом, посылаемым, когда дистанция 45 метров, и импульсом, когда дистанция 35 метров.

Все это я говорю к тому, что ты просто обязан отшлифовать попадание в три точки пространства находящиеся от мяча на расстояние 25, 35 и 45 метров. Об остальном уже позаботится мозг, помимо твоего сознания. Ну что, теперь ты убедился в том, что никакие официальные тренировки не дадут тебе умения исполнять диагонали?

Все озвученное это дополнительное доказательство того, что без индивидуальных тренировок, ты так и останешься на уровне своих способностей. О мастерстве говорить не придется.

Да, спорить не буду, некоторые футболисты делают то, на что у других уходят многие месяцы упорных тренировок. Да, такие есть. И что? Много таких футболистов ты видел? Да их единицы!

А если у тебя средние способности, то добиться того, что делают единицы ты можешь! Да, да, можешь! Но, только с помощью ежедневных упорных тренировок. То, что тренируется, то развивается! Никогда об этом не забывай.

О технике исполнения диагоналей, о том, как ставить ногу и какой частью стопы воздействовать на мяч, я говорить не буду, иначе никогда не закончу эту книгу. Для тех, кто не знает этих всех моментов, настоятельно рекомендую не стесняться и подходить к тем ребятам, которые это делают достаточно успешно.

Если эти ребята не жлобы, а нормальные парни, то обязательно поделятся с тобой своим опытом. Как же, все-таки, тренировать диагонали, тренируясь индивидуально?

Идеальный вариант — это наличие ассистента — того, кто будет собой представлять мишень. Допустим, ты решил поработать над диагональю в 25 метров.

На расстоянии 25 метров от точки исполнения диагонали ты ставишь ассистента, который будет являться мишенью. Если вектор полета мяча отклонится от мишени на метр в одну или другую сторону, то это будет означать, что диагональ исполнена очень точно.

Ассистент ловит мяч и возвращает его тебе для следующей попытки. Желательно за одну тренировку сделать не менее двадцати пяти и не более тридцати диагональных передач. Только так у тебя начнет формировать мышечная память исполнения данной диагонали.

На следующей тренировке ты можешь тренировать 35-метрову диагональ, а еще на следующий день — 45-метровую. Таким образом, через месяц твое умение исполнять диагонали существенно повысится в своем качестве.

Кастинговое искусство

Слово «Кастинг» происходит от английского слова «cast» — бросать. Кастинг — это вид рыболовного спорта, где, с помощью спиннинга, спортсмены пытаются попасть в мишень, нарисованную на газоне.

Другими словами, кастинг — это искусство попадания в определенную точку площадки. Для футболистов это самый главный сегмент футбольного искусства.

Мы все умеем делать низовые, верховые передачи, даже передачи пяткой и носком. Делаем это уверенно, считая, что это технический элемент нами освоен.

Оказывается, что считаем мы неправильно. Мало уметь делать передачу, мало уметь делать передачу плассером, где траектория полета мяча очень низкая, нужно еще уметь делать передачу ТОЧНО! Понимаешь меня? Точно!

Иначе, смысла в этой передаче нет. Если ты делаешь передачу неточной, то обрекаешь партнера на борьбу за мяч с высоким шансом получить травму. Я уже не говорю о потере мяча, что менее важно, нежели травмирование партнера.

Что касается низовых передач, то для правильного их исполнения нужно две вещи: сила передачи и точность вектора полета мяча. Для верховых же передач важна точка приземления мяча в районе нахождения партнера по команде.

Вот над этим и нужно работать. Для шлифовки точности низовых передач нужно просто ставить створ из двух фишек, постепенно удаляя их от себя и постепенно уменьшая расстояние между ними.

На каждой дистанции и при каждом размере створа нужно добиваться мастерского коэффициента — 0,7. Чем ближе к тебе створ, тем меньше его размеры, и чем дальше, тем они больше.

Невозможно попасть с тридцати метров в 40-сантиметровый створ. Практически невозможно, а теоретически, конечно, можно. Для больших дистанций можно начинать с полутора метров, и, если все будет получаться, уменьшать размер створа на 10—15 сантиметров, усложняя себе задачу попадания.

С верховыми передачами дела обстоят по-другому. Здесь другая специфика. Здесь важно, чтобы мяч коснулся земли в определенной точке поля. Иногда важно, чтобы мяч прилетел к определенной точке поля на нужно высоте — высоте груди футболиста.

Такие передачи нужно шлифовать с помощью кастинговых корзин. Смотри рисунок:

Как видно из рисунка, верхнее кольцо должно быть расположено под углом по отношению к плоскости площадки. Боковая поверхность такой корзины покрыта сеткой. Самая низкая точка верхнего кольца располагается по направлению бьющего.

Таких корзин должно быть несколько, расставленных на разных расстояниях и под разными углами по отношению к линии пробивания. Но, если такой возможности нет, то можно ограничиться попаданием в небольшой створ.

Идеальный вариант — это хоккейные ворота. Но, если и таковых нет, то подойдут гандбольные ворота. Так как такие ворота установлены, как правило, стационарно, то придется менять точки пробивания, то приближаясь к воротам, то удаляясь от них.

Если твоя мишень — гандбольные ворота, то желательно считать мишень пораженной тогда, когда мяч пересечет линию ворот по воздуху. Кастинговое искусство наиболее актуально для тех игроков, которые за матч делают наибольшее количество передач.

Но, и нападающим, передачи которых имеют особый вес, кастинговое искусство совсем не помешает.

Двадцать очень важных советов для футболистов всех амплуа

Футболисты, независимо от своего амплуа, больше уделяют внимания информации, касающейся их позиции на футбольном поле, и частенько игнорируют информацию общего характера, считая, что это никому не нужно. Главное, мол, знать, как играть на своей позиции, а остальное это пыль.

Как же ошибаются такие футболисты! Из-за игнора общих советов и рекомендаций, многие из них добровольно, как говорится, собственной рукой перечеркивают успешную карьеру.

Именно поэтому очень важные советы, которые касаются всех без исключения футбольных амплуа, я, в качестве разогрева, предлагаю сразу здесь и сейчас. Не переживайте, дорогие мои футболисты!

Этих советов будет двадцать, а потом мы продолжим разговор об искусстве ведения игры центральными защитниками.

1. Совершенствуй технику

Будешь совершенствовать свою технику, и получишь шанс в атаке. Игрок этого амплуа обязан быть технически хорошо оснащенным.

Ко мне приходили «деревянные» футболисты, и как только их техника становилась лучше, им давали шанс попробовать себя ближе к атаке.

А некоторых вообще переводили в атаку. Вывод напрашивается сам собой: для того, чтобы свободно и уверенно чувствовать себя на любом участке поля, в любом футбольном амплуа, необходимо, в обязательном порядке, самостоятельно работать, много работать с мячом, чтобы быть многофункциональным на поле.

Техника нужна не только для уверенности в своих силах и возможностях. Благодаря хорошей технике, можно «выходить сухим из воды» там, где, казалось бы, выхода нет. Благодаря хорошей технике, можно брать игру на себя и даже решать исхода эпизода, производя прицельный удар по воротам.

Этот совет можно было бы и не озвучивать. Но! Много лет тренеры говорят игрокам, советуют им, настаивают, заставляют уделять внимание индивидуальной технике, а воз, как говорится, и ныне там ― проблемы технической подготовки остаются актуальными.

Вывод: совершенствуйте свою технику!

2. Начните с простого

Если владеть ниже перечисленными навыками, то дорога в большой футбол будет открыта: прием мяча, контроль и передача. Эти футбольные навыки нужно обязательно уметь делать двумя ногами!

Запомните на Вашу долгую, надеюсь, футбольную жизнь:

футболист, который не умеет обрабатывать мяч обеими ногами это футбольный инвалид. Умение играть двумя ногами позволит быстрее принимать решение и меньше допускать брака.

Шлифуя Вашу технику, старайтесь выполнять технические приемы в движении, не отпуская мяч от себя. Старайтесь снизить свой брак до минимума.

Прием мяча отлично тренировать со стенкой, как и передачу. Найдите то, что Вам будет отбрасывать мячи в обратную сторону ― стенку, забор, дощатый щит или еще что.

Когда Вы будете бить в стенку мячом, то будете одновременно тренировать передачу мяча и его прием. Да, это не будет полноценная передача, как и полноценный прием. Но, тренировка приема-передачи мяча даже в таком купированном виде очень серьезно поднимет Ваши игровые кондиции в этом плане.

Старайтесь отдавать мяч всеми частями тела, не запрещенными футбольными правилами: грудью, бедром, головой, внешней и внутренней частью стопы. Тоже самое делайте, принимая мяч.

Обязательно надо принимать мяч всеми частями тела, в том числе и головой. Но, тут есть один нюанс. Очень важно научиться принимать мяч в движении, и с поднятой головой.

Современный футбол это футбол с опущенными головами. Обратите внимание на то, как производятся навесные передачи в своем большинстве.

Что касается контроля мяча, то его надо отрабатывать строго на ровном поле, пытаясь много таскать мяч, причем (это самое главное!!!), ни в коем случае, не допускать, чтобы мяч у Вас катился по прямой — только по диагонали.

Этим регулярно пренебрегают большинство футболистов, упрощая тем самым защитнику задачу, отнять у Вас мяч. О том, как должен двигаться с мячом футболист, читайте ниже в советах.

Вывод: разовьете эти навыки, закрепите их, и дорога в большой футбол будет для Вас открыта.

3. Привычка, которая позволяет быстрее мыслить

Отрабатывая прием мяча, передачу, или тот же контроль мяча, не зацикливайтесь на мяче. То есть, последовательность отработки должна быть такой: вначале, все прорабатывается медленно, обдумывая каждый свой маневр, после добавляется скорость, и когда Вы сможете справляться с мячом, в обязательном порядке, старайтесь не смотреть на него.

Посмотрите на Хави и Иньесту. Эти футболисты работют с мячом так, как будто бы его у них нет.

Сюда же добавлю; когда к Вам отскакивает мяч или же когда Вам делают направленную передачу, старайтесь успеть покрутить головой влево и вправо, используя время подлета мяча. Сделав это, у Вас сразу нарисуется картина в игре, с дальнейшими действиями, то есть, будет готовое решение, как до приема мяча, так и после, с возможной корректировкой.

Никогда не забуду гол Педро в ворота «Реала», когда он опередил своего опекуна, выйдя на прострел Вильи, заблаговременно поняв, что тот пойдет в обводку на другом краю и будет простреливать. Между началом обводки Вильи на фланге и прострелом прошло от 3 до 5 секунд.

Этого времени хватило Педро для того, чтобы успеть сделать рывок и выйти на ударную позицию. Взаимопониманием этих двух игроков, одинаковым чтением ситуации можно было восхищаться. Вывод: держи мяч у ноги, а голову вверху.

4. Больше играйте «1 в 1» или 1 против 2 соперников

Совершенствуйте навык отбора и обводки. Это будет позволять отлично осуществлять контроль мяча. Такая игра будет полезна еще и тем, что Вы будете развивать физическую выносливость, причем не тупым кроссом, а через мяч.

Существует устойчивое мнение о том, что футболисту обязательно нужно бегать кроссы. Утренние и вечерние пробежки никому еще не мешали. А вот кроссы…

Не стоит расстрачивать свои силы на легкоатлетические заморочки. Лучше лишний час поработать с мячом, нежели этот час бегать по пересеченной местности. Время, когда смотрели на футбол, сквозь призму физической подготовленности, безвозвратно уходит.

Нет смысла «вспахивать» футбольное поле, если не знаешь, что делать с мячом.

Вывод: отрабатывая обводку и отбор, учись на слабых, проверяй, чего тебе не хватает против сильных.

5. Делайте правильный пас

Качество и «физика» передачи.

Посмотрите на то, с какой силой передают мяч игроки команд «Арсенала» и «Барселоны» друг другу обычный пас. Если Вы обратите внимание, они не только точны, но и очень сильны.

Что это дает? Больше времени появляется для того, чтобы продумать дальнейшие действия на футбольном поле. Еще это дает возможность сохранять концентрацию внимания, так как при сильных передачах расслабляться не приходится. К тому же, сопернику приходится перемещаться на максимальных скоростях, что значительно усложняет их задачу.

Отрабатывайте передачу, как «низом» так и «верхом» с максимальной силой. Дам совет: встаньте возле стенки и поставьте таймер на 30 секунд. Затем, за это время сделайте максимально большое количество передач в одно или два касания на 5-10-15-20 метров. Это Вам позволит отследить свой прогресс.

Пас «верхом»: посмотрите, как дает «диагонали» Алонсо или Джерард, и старайтесь делать не «зависушки», а пласированный пас, который быстро доходит до адресата. Т.е., пас, когда траектория полета мяча максимально низкая.

Вывод: отдавайте не только точные передачи, но и максимально сильные. Настолько сильные, чтобы партнер сумел обработать мяч, и чтобы у него было время работать с мячом, чуть больше, чем это делают другие.

Сильная передача это не просто дополнительное время для обдумывания следующего своего шага. Это еще и сохраненные от травм ноги.

6. Перемещайтесь по футбольному полю по диагонали. Изменяйте направление атаки

Для того, чтобы владеть навыком индивидуальной обводки, Вы должны уметь вести мяч и задавать направление своей атаки, а именно, пользоваться помощью партнеров, для того, чтобы облегчить себе задачу обхода соперника.

Когда ты принимаешь мяч и двигаешься по прямой, соперник просто пласируется и ждет, пока не погасит твою скорость или ты сам не упрешься в него. Но, как только ты начинаешь перемещаться влево или вправо, он начинает не только смещаться за тобой, но и думать уже о возможной передаче на фланг, то есть он уже не будет перемещаться просто по прямой назад, а ему придется постоянно менять направление бега.

Некоторые даже падают от одного ложного движения, когда игрок двигается влево и показывает ложное вправо. Здесь необходимо отметить еще один нюанс движения с мячом на большой скорости.

Представьте, что Вы бежите с мячом на большой скорости. Соперник, видя, что, стоя на месте, Вас не остановить, начинает делать рывок к своим воротам, одовременно глядя через плечо, на Вас.

Он ожидает, что Вы будете проходить его справа, и приготовился к развороту, с целью отобрать мяч у Вас. Но, Вы делаете движение ему за спину, и защитник, понимая, что его сейчас обойдут, разворачивает корпус, чтобы встретить Вас.

Как только он это начинает делать, Вы меняете направление движения в другую сторону, т. е., снова ему за спину! Ваш соперник рефлекторно начинает разворачиваться снова. При таких разворотах, нередко, защитник падает, к чему и стремились Вы.

В любом случае, когда Вы меняете направление движения с мячом, то получаете преимущество. Это азбука маневрирования на футбольном поле, которую Вы должны знать, как «отче наш».

К сожалению, у нас очень многие отрабатывают бег по прямой, после чего это входит в привычку, и о высококачественной

индивидуальной обводке можно забыть. Зачеркнутая на рисунке стрелка, как раз, означает нежелательность прямолинейного движения к воротам соперника.

Все сказанное не означает то, что Вы не можете обойти соперника и по прямой направиться к его воротам. Но, это Вы можете и должны делать только тогда, когда, во-первых, уверены в своих силах, уверены в том, что с легкостью обойдете защитника, и, во-вторых, когда перед Вами никого нет, когда путь к воротам соперника открыт.

Если же Вы видите, что к Вам приближается соперник, то лучше двигайтесь по диагонали. Такая траектория — самая сложная для защитника, так как ему приходится не только пласироваться со смещением к одному или другому флангу, но и быть готовым к обводке и к передаче, использующей его противоход.

Вывод: двигайся с мячом по криволинейным траекториям.

7. Активно пользуйтесь элементом «разворот». Не будьте прямолинейными!

О-о-о! Это темный лес для современного футбола. В большинстве случаев, из-за этого (белого пятна в мастерстве) приходится смотреть этот унылый прямолинейный футбол. Люди, которые умеют развернуть атаку, очень здорово выделяются на фоне остальных.

Причем, абсолютно неважно, на какой позиции играет человек. Вот несколько примеров. Мой хороший приятель, который работает тренером в московском «Динамо» (2012г.), как-то на одной игре, где играли дети, увидел такую картину: один мальчишка сделал пас от одного крайнего защитника до другого.

Его в этот же день пригласили в сборную по своему году! А вот еще один пример из игровой практики «Торпедо» Москва. В 2010 году, как помню, играл за 2000 год один паренек, который в том время был капитаном команды.

Он владел отлично двумя навыками, одним из которых был, как раз, «разворот». Ох, уж за этим малым охотились все топовые клубы Москвы! На фоне всех, он выделялся очень сильно, жаль что получил травму. Где и как он сейчас, я не в курсе.

Но, тогда вся игра строилась на его разворотах. И команда, между прочим, показывала очень достойную игру.

Совет заключается в том, чтобы понять, на сколько важно уметь перевести игру, с одного края на другой, а не пытаться вскрывать зоны, которые перекрыты. К сожалению, этот элемент, или не преподают, или игрокам не объясняют, для чего нужно разворачивать атаку.

А жаль. Даже защитники обязаны это делать, не говоря уже о центральных хавах. Именно поэтому теряется креатив в игре, и думающий футбол спит крепким сном.

Здесь необходимо добавить то, что развороты может осуществлять только тот футболист, который видит футбольное поле. Если ты осуществил разворот, но не знаешь, что делать дальше, то зачем ты его осуществлял? Еще и еще раз буду акцентировать Ваше внимание на том, что играть с поднятой головой нужно, как можно чаще.

Вывод: разворот всегда эффективен!

8. Игра головой

Один из ключевых элементов в футболе, который забыт. Что, не забыт? В каждой игре Вы видите игру головой? Это не игра головой ― то, что Вы видите, — ее карикатура.

Сколько раз за тренировку Вы бьете головой? Я уверен, что за год из футболистов, которые тренируются, у нас в любой ДЮСШ не бьют и 1000 раз за год. Это за 365 дней. Откуда у нас возьмется мастерство игры головой? Как мы сумеем научиться играть головой?

Посмотрите на то, как играет Радамель Фалькао. Он бьет головой из любых позиций, может подстроиться почти под любой мяч. Так вот, мой совет заключается в том, чтобы сделать за год хотя бы 10—15 ударных тематических дней, посвященных игре головой, и ничему другому.

Причем, желательно сделать так, чтобы дни шлифовки техники игры головой шли подряд. Если Вы сумеете это сделать, то будете выделяться на фоне остальных не просто сильно, а сверхсильно.

Упражнения для отработки различных ударов Вы можете найти у нас на канале schoolballpost интернет-портала YouTube.

Здесь хочу добавить, что идеальные условия для отработки удара головой — зимнее время, т.к., для этих умений не нужно идеально ровное покрытие, в том числе и для приземлений.

Вывод: многократность — главный попутчик на пути к овладению мастерством игры головой. Чем чаще Вы будете тренировать игру головой, тем больше у Вас шансов освоить это искусство в совершенстве.

9. Второй темп в футболе. Делай паузу

Это очень серьезная тема, но для того, чтобы быть не многословным, подскажу всем любителям футбола простую вещь. Когда, во время игры, Вы делаете рывок, отобрав мяч, перехватив его или подобрав, в момент, когда Вы начинаете направлять атаку своей команды, посмотрите ОДИН раз себе за спину.

Это и будет та суперважная пауза, которую необходимо делать всегда, когда Вы начинаете стремительную контратаку. Дело в том, что игроки бегут вперед всегда суперактивно, а вот назад — не всегда.

Обязательно найдется в команде человек, который неохотно отрабатывает в обороне, но и даже это не всегда главное. А главное заключается в том, что когда команда теряет мяч, то всегда зоны соперника остаются, когда на доли секунды, а когда вообще постоянно, открытыми, и Вы, двигаясь с мячом, можете и обязаны не всегда действовать прямолинейно — только вперед.

Как уже было сказано выше, Вы можете одним пасом назад (не вперед!) еще больше усложнить задачу сопернику, если у Вас за спиной находятся 1—2 партнера по команде. Это в футболе называется второй темп.

Представим, что Вы остались один в один с соперником, а за спиной у вас бежит Ваш партнер. Вы обернулись, увидели его, и одним пасом пяткой или просто оставили мяч и отвалились в сторону. Что это дает?

Во-первых, Вы подключили к атаке еще одного игрока, во-вторых, этим маневром Вы умножили варианты атаки, так как партнер, которому Вы оставили мяч, может не только обойти соперника «один в один», но и передать мяч снова Вам или другому партнеру, находящемуся в выгодной позиции. Главное — увидеть партнера и оценить обстановку расположение игроков соперника.

Таким пасом Вы упрощаете себе задачу обводки этого соперника за счет быстрого перепаса между собой и партнером. Это создает численное преимущество на конкретном участке, если, конечно, партнер Вам помогает сзади, и его никто не накрывает.

Главное то, что, начиная стремительную контратаку, необходимо быстро оценить ситуацию на поле, а для этого достаточно один-два раза посмотреть по сторонам.

Вывод: когда, атакуя, вырываешься на оперативный простор, знай, что партнеры будут поддерживать тебя всегда активнее, чем бежать назад обороняться, и этим, при необходимости, можно воспользоваться. Обернись в момент начала атаки — это не помешает.

10. Перехват мяча. Следи за тем, что творится у тебя за спиной

Чтобы владеть этим навыком необходимо, прежде всего, уметь читать игру. Что такое «читать игру», узнаете в этой же книге. Для того чтобы перехватывать мяч, важно знать, что творится у тебя за спиной.

Поскольку сейчас футбол, в большинстве случаев, представляет собой «прямолинейность», можно с легкостью за игру делать более 10 перехватов мяча, а то и больше, существенно облегчая задачу для своей команды.

Делается это таким образом. Прежде, чем выдвигаться на соперника, надо посмотреть, что творится у тебя за спиной. Если все чисто, то можно смело идти на него и вступать в отбор, а если у вас за спиной игрок соперника предпринимает какие-то маневры, ты вы уже должны занимать такую позицию, чтобы соперник, владеющий мячом, не мог отдать ему передачу.

То есть, ваш маневр должен заключаться в том, чтобы не дать возможность сопернику отдать пас тому, кто находится у вас за спиной. Добавлю еще один, очень важный момент: когда вы выдвигаетесь на соперника, научитесь смотреть в глаза игроку, владеющему мячом. Они, как правило, показывают, что именно хочет сделать человек.

Шахматисты очень часто смотрят в глаза друг другу, когда разыгрывают шахматную партию. И это не с проста. По глазам можно понять, какая часть доски находится под пристальным вниманием соперника, и что он собирается предпринимать.

В этой связи, легендарный, и так никем и не побежденный, чемпион мира Фишер всегда старался закрыть лицо рукой, глядя на доску между пальцев. Это чудачество, на первый взгляд, приносило ему большие дивиденды.

Есть еще один на момент, который достоин внимания. Очень эффективна одна хитрая уловка, которая работала всегда и будет всегда работать. Суть ее такова: когда Вы сближаетесь с соперником, владеющим мячом, и видите, что у него есть только один достойный внимания вариант продолжения игры — отдать мяч, например, направо от себя, то приближайтесь к нему так, вроде бы Вы не видите этого варианта.

Подбегайте к сопернику так, чтобы Ваше приближение было максимально безопасным для передачи мяча сопернику направо. Т.е., не набегайте со стороны левого фланга, так как, именно, в этом направлении будет делаться возможная передача. Старайтесь набегать по центру или, даже, чуть правее центра.

Набегать нужно очень энергично. Когда Вы будете делать именно так, партнер, в панике, будет принимать самое простое и очевидное решение — направо, что Вам и нужно. Как только соперник чуть повернет корпус направо и сделает замах в направлении запланированного паса, Вы, рывком выпрыгиваете вперед, и в шпагате перехватываете посланный мяч.

Тот, кто умеет в совершенстве пользоваться этой уловкой, и играет на уровне последней линии обороны соперника, будет не один, и даже не один десяток раз за сезон выходить один на один с вратарем, благодаря описанному перехвату мяча.

Вывод: предпринимайте какие-либо действия тогда, когда изучите обстановку на поле не только перед собой, но и ту, которая находится у Вас за спиной. Научитесь смотреть спиной!

11. Активно применяйте подкаты

Существует пять видов подкатов. Остановимся немного на каждом из них, а затем уже сделаем определенные выводы.

Подкат ближней ногой с сохранением мяча. Этот технический прием осуществляется тогда, когда соперник, владеющий мячом, убегает от Вас, но есть еще запас дистанции для того, чтобы осуществить отбор мяча. Защитник делает выпад наперерез движению нападающего. Ближняя нога защищающегося футболиста располагается перед катящемся по газону мячом, и нападающий не в состоянии протолкнуть его дальше или перебросить через ногу.

В результате, нападающий, либо спотыкается о мяч и падает, либо перепрыгивает через него, но лишается контроля над ним. Мяч, после выпада ближней ногой, остается у защитника, который быстро встает и продолжает игру, уже контролируя мяч.

Применяется рассматриваемый подкат, как правило, в фазе контратаки соперника или при попытке флангового прорыва.

Подкат ближней ногой с выбиванием мяча. Этот технический прием производится тогда, когда убегающий от Вас соперник находится на таком от вас расстоянии, что для отнимания мяча нет запаса дистанции, и приходится осуществлять выпад ближней ногой, с целью выбивания мяча из под ног нападающего.

Выбивание мяча производится в таком варианте, как правило, носком ближней ноги. Применяется рассматриваемый подкат, как правило, в фазе контратаки соперника или при попытке флангового прорыва.

Подкат дальней ногой с сохранением мяча. Такой подкат производится тогда, когда есть, во-первых, запас дистанции, а, во-вторых, тогда, когда продолжение игры для защитника более комфортно притом, что мяч будет находиться у дальней ноги.

Применяется рассматриваемый подкат, как правило, в фазе контратаки соперника или при попытке флангового прорыва, а также при любой скоростной атаке соперника.

Подкат дальней ногой с выбиванием мяча. Этот вид подката используется тогда, когда только дальней ногой можно успеть выбить мяч из под ног быстро бегущего соперника. Т.е., если принять решение выбивать или отнимать мяч ближней ногой, то необходимо сделать еще один шаг.

Для того, чтобы сделать этот шаг, нужно затратить несколько десятков миллисекунд, что может привести за этот временной промежуток к отрыву нападающего от защитника.

Другими словами, подкат дальней ногой с выбиванием мяча производится тогда, когда запас дистанции и времени отсутствует полностью.

Подкат двумя ногами с сохранением мяча. Подобные подкаты чрезвычайно эффективны тогда, когда защитник с гарантией преграждает путь мячу двумя ногами. Препятствие высотой в две ноги, игроку, владеющему мячом, преодолеть просто невозможно, тем более, когда до этого искусственного препятствия — 20—30 см, а скорость перемещения далеко не нулевая.

Нужно отметить, что при таком подкате, мяч, в 90% случаев, становится достоянием защитника, который, поднимаясь после подката, продолжает игру, уже владея мячом.

Все виды подкатов относятся к более общей категории исполнительского мастерства — умышленному падению в игре. К подкатам, здесь еще добавляются падения, когда необходимо достать мяч, уходящий за линию ворот или боковую линию, когда необходимо и возможно только в падении достать прострельную передачу партнера по команде.

Многие футболисты, просто-напросто, боятся упасть! В футболе нужно отдавать себя игре целиком или не играть вообще.

И последнее. Зима — идеальное время, идеальный период для отрабатывания подкатов.

Вывод: футболист, не умеющий делать подкат, это акробат, не умеющий делать сальто. Владение техникой подката это один из пропусков в большой футбол.

12. Удар

Однажды, у Пеле спросили: «Что самое главное в футболе?» — на что король футбола всех времен и народов ответил однословно — «удар». К мнению футболиста, который за свою карьеру забил, без малого, 1300 голов, стоит прислушаться. В правилах игры в футбол есть такой пункт:

цель игры. Цель игры в футбол — забить в ворота соперника мячей больше, чем он в Ваши.

А теперь ответьте на вопрос: можно ли забивать в ворота соперника мяч, не произведя удара по воротам? Ответ очевиден. Удар — ключевой технический элемент в футболе.

Что такое «удар» в футболе? Это умение поражать ворота соперника с помощью перемещения мяча в их рамку. Удар, производимый с другой целью, называется, как правило, по-другому (вынос, выбивание, отбивание, введение мяча в игру). Практически все удары осуществляются ногой или головой, за редкими исключениями (удар грудью или спиной). Существует огромное количество видов и разновидностей ударов по воротам, из-за чего нет никакой возможности их перечислить.

Остановимся на основных их видах.

Классический удар (подъемом). Этот удар производится следующим образом: опорная нога устанавливается, либо рядом с мячом, на одной линии с ним (линии, перпендикулярной к вектору удара), либо отставляется чуть в сторону, на несколько дециметров, но на одной линии с мячом или чуть впереди. Отставление опорной ноги в сторону необходимо для создания рычага в районе тазобедренных суставов для получения дополнительной силы удара.

Бьющая нога, при этом, в момент касания мяча, располагается следующим образом: стопа с вытянутыми пальцами так, что образует с голенью прямую линию, располагается вертикально, т.е. пальцы ноги смотрят вертикально вниз. Фронтальная часть стопы, называемая подъемом и производит удар по мячу.

Самый сильный удар в футболе исполняется именно таким способом. Справедливости ради, необходимо отметить, что академическое исполнение классического удара подразумевает постановку опорной ноги рядом с мячом, а не на некотором расстоянии.

Решайте сами, какая техника исполнения для Вас лично более

приемлема. Авторский совет — обратить внимание на первый вариант исполнения.

Удар «шведой». Удар шведой производится внешней частью стопы. При этом мяч закручивается, в зависимости от того, какой ногой производится удар, или по часовой стрелке (правая нога) или против часовой стрелки (левая нога). Траектория полета мяча после такого удара получается дугообразной.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Фланговый нападающий

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фланговый нападающий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я