«Третий с юга во втором ряду» — повесть о судьбе простого советского солдата. Описываемые в ней события основаны на реальных фактах его жизни. Трагическая судьба героя, как и судьбы многих его современников — яркий пример беспредельной преданности воинскому долгу, готовности переносить тяготы и лишения, жертвовать собой ради Отечества и своих близких.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Третий с юга во втором ряду» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Детство и юность
В этом селе, в бедной многодетной семье, 14 июня 1897 года родился герой этой повести — Гайдай Мефодий Афанасьевич. Кроме него в семье уже росли четыре девочки.
Семья жила в традиционной украинской хате-мазанке с четырёхскатной соломенной крышей, толстыми турлучными стенами и земляным полом. Внутри хата состояла из двух частей: жилой и хозяйственной, разделённых между собой печью.
Детство Мефодия, так же, как и у его сверстников, было тяжёлым. С ранних лет их приучали к напряжённому крестьянскому труду. Это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания.
Со стороны родителей подход к своим наследникам был не просто строгим, а очень строгим. Авторитет матери и отца в семье был непререкаем. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности детей, а если даже в чём-то и не было между ними согласия, то никогда не демонстрировали этого публично. Ни девочек, ни мальчика не было принято баловать зазря.
Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребёнка всегда хвалили и поощряли, всячески подчёркивая, что он принёс пользу всей семье.
Было у детей и время для развлечений — подвижных игр на свежем воздухе. Большой популярностью пользовались старинные украинские народные игры: Хлебец, Колдун, Квадраты, Вышибалы.
Мефодий был единственным мальчиком и младшим ребёнком в семье. Его все любили и ласково называли Мефодей. Тем не менее это не освобождало его от каких-либо семейных обязанностей.
Конечно, его воспитание отличалось от воспитания сестер. Требования к мальчику были строже, чем к девочкам. Из сына должен был вырасти будущий «кормилец», «заботник» и защитник, настоящий муж и отец.
Возрастные критерии для детей были очень чётко разграничены и, соответственно, так же чётко разделялись их трудовые обязанности. Возраст измеряли семилетиями. В первые семь лет жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также основам мужского мастерства: забивать гвозди, пилить, строгать.
Во вторую семилетку жизни за Мефодием окончательно закрепились устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности: он обрабатывал почву бороной или мотыгой, водил под уздцы запряжённую лошадь или ездил на ней верхом, когда отец «вёл борозду», вносил удобрения. Научился пахать и молотить, обращаться с лошадью и быками. К четырнадцати годам Мефодий сам мог уверенно вспахать землю, и умел многое из того, чему учил его отец.
Весенние работы начинались в середине марта. Быстро таял снег, земля прогревалась, и начиналась пахота. В тяжелый плуг нужно было запрягать две-три пары волов. В хозяйстве столько волов не было, поэтому семья кооперировалась с соседями, объединяли в одну упряжь всех волов и совместно пахали землю.
В середине июня начинались работы по заготовке сена для скота на зиму. Это были едва ли не самые тяжёлые из всех полевых работ. Но, несмотря на тяжелый труд, сенокос всегда проходил с хорошим настроением. Косари шутили, пели украинские народные песни. Через день-два после начала сенокоса лагерь косарей пополнялся «гребцами» — девушками и парнями, которые сушили сено, вязали перевёслами его в связки, составляли в стога. В степи звучали песни, а вечерами молодежь танцевала под мелодии свирелей и скрипок.
Вместе с парнями в сенокосе участвовал и Мефодий. Не успевала закончиться заготовка сена, как уже начиналась жатва. Все взрослые выходили трудиться в поле. В селе оставались только старики и дети.
После жатвы хлеб свозили на ток для обмолота. Для хранения не обмолоченных снопов возводили постройки для сушки снопов (риги). Эту пору очень точно описал Н. А. Некрасов в стихотворении «Крестьянские дети».
Молотьба, обработка зерна и заготовка кормов продолжались всю осень, а иногда затягивались и на зиму.
Взрослым хватало повседневных хозяйственных забот и в периоды между обязательными сезонными работами. Мать и старшие сёстры пряли, ткали, шили и вышивали, стирали одежду и белье, держали в чистоте и украшали жилье, работали в огороде.
У отца было множество дел в хозяйстве. Он ухаживал за скотом, чинил инвентарь, ремонтировал дом и хозяйственные постройки. Во всех хозяйственных делах отцу помогал Мефодий.
Рос он здоровым, стройным и крепким парнем. От отца ему достался спокойный, обстоятельный и уравновешенный характер. Был он трудолюбивым юношей, любую работу старался делать качественно, а если сразу у него что-то не получалось — он терпеливо переделывал работу несколько раз, до тех пор, пока не добивался нужного результата.
Семья жила дружно. Со старшими сёстрами: Теклей, Натальей, Екатериной и Мариной у Мефодия сложились очень хорошие отношения. Сёстры любили своего младшего брата, относились к нему с нежностью и во всём старались его поддержать, помочь, а он отвечал им взаимностью.
После замужества сестёр часть домашних работ, которые исполняли сестры, легла на плечи младшего брата. В основном это были работы по уходу за животными, помощь матери в огороде. Он любил свою мать и, несмотря на то, что эти работы считались «женскими», без стыда выполнял их, стараясь облегчить труд матери.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Третий с юга во втором ряду» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других