О флоте написано много всего. И смешного, и трагического. Авторы решили остановиться на вопросах, слабо освещённых в литературе. В книге нет описаний ураганов, походов, сражений, а приведены интересные подробности флотского быта и повседневной службы, что для сухопутной публики будет достаточно интересно.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правильное море предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Святая помощь
Никола Морской
Из кого набирал Пётр экипажи на свои корабли — неизвестно. Но точно не из крепостных мужиков. От матроса на паруснике требовалась лихость, ловкость, сноровка, ну и смелость, конечно. Где уж там мужику! Скорее всего в матросню вербовали разную гулящую публику. Поэтому нравы на кораблях были не очень симпатичные. Драки, поножовщина, убийства. С этим делом, безусловно, боролись. За удар ножом у покусителя отрубали кисть и приколачивали её к мачте. За убийство матроса преступника хоронили живьём в одной могиле с жертвой. Несмотря на жёсткость наказаний, число преступлений не уменьшалось. Наверное, «для смягчения матросских сердец» и призвал Пётр на корабли священников.
Вначале это были представители белого духовенства. Но многомесячные плавания, суровая корабельная жизнь, отрывы от семи не понравились батюшкам и они возроптали. Тогда вместо попов стали назначать на корабли монахов. Точнее — иеромонахов, то есть монахов, допущенных к проведению церковных служб.
Моряки на парусных кораблях, что матросы, что офицеры, были набожны и суеверны. Ещё бы! Тут будешь искренне богу молится, когда смерть рядом ходит. Поэтому священников, как представителей бога, на кораблях чтили и уважали. Уважали их ещё и потому, что святые отцы во время боя непременно находились либо среди канониров, или в абордажной команде, крестом и молитвой вдохновляя матросов не жалеть живота своего ради веры, царя и отечества.
Уставная аксиома: командир корабля и священник покидают корабль последними. Однако, иногда священники не покидали тонущие корабли. Они считали невозможным покинуть раненых, которых не смогли эвакуироваться и уходили вместе с ними на дно морское.
Но вот закончилась эра парусного флота. На флот пришли машины, механизмы, устройства, требовавшие для своей эксплуатации грамотных специалистов, каковых и стали готовить в Учебных классах (матросов) и в Морском корпусе (офицеров). Теперь, на фоне образованного экипажа, корабельные священники стали выглядеть не очень. Они, зачастую малообразованные, знающие лишь несколько молитв, необходимых для проведения обязательных на корабле утренних и вечерних служб, стали вызывать ироническое к себе отношение со стороны не только офицеров (особенно молодых мичманов), но и части матросов.
Молебен на броненосце. 1905 год
Учитывая это обстоятельство уже в конце 19 века назначение монахов на корабли было прекращено, а служившие на кораблях священники из монашествующих стали увольняться. Вместо них на флот начали направляться священники, окончившие Духовную академию и даже имевшие учёную степень кандидата богословия. Теперь интеллектуальный уровень батюшек сравнялся с офицерским, а иногда и превышал их интеллект. Уважение к корабельным священникам было восстановлено. Тем более, что патриотический дух образованных священнослужителей по сравнению с монахами не уменьшился. Это показал Цусима, в которой погибли 12 корабельных священников.
При Временном правительстве была отменена обязательность посещения на кораблях утренней и вечерней молитв, которые теперь стали посещать только истинно верующие моряки. Таковых набиралось не более 4% от числа экипажа. Учитывая этот факт и зная, что никакого бога нет, большевики убрали священников с кораблей, возложив воспитательные функции на комиссаров. Институт военных комиссаров то отменялся, то вновь восстанавливался. Окончательно институт комиссаров и политруков в Вооружённых Силах СССР был ликвидирован в октябре 1942 года. Вместо них был введён институт замполитов (заместителей командира по политической работе) с функциями лишь воспитательной работы, просуществовавший в вооружённых силах вплоть до распада СССР.
Святой Фёдор Ушаков, один из покровителей Российского флота. Икона
Надо сказать, что офицеры на кораблях относились к замполитам с пренебрежением, считая их бесполезными «пассажирами». Конечно, если вахт не несут, на дежурствах не стоят, по тревогам к пушкам на бегают, в тренировках, учениях не участвуют, то какой от них прок? Одна трепотня. Советские матросы и без их бла-бла-бла были дисциплинированы, ответственны, инициативны.
Вот и демократы в 92-м тоже посчитали замполитов ненужными для флота специалистами. В 1992 году вузы перестали готовить офицеров-политработников. Но быстро спохватились. В 2001 году была введена на кораблях должность заместителя командира корабля по воспитательной работе. С 2002 года вузы вновь спали готовить политработников, которых в настоящее время (с 2020 года) стали именовать заместителями командира корабля по военно-политической работе и взвалили на них приличный груз ответственности.
128. Заместитель командира корабля по военно-политической работе подчиняется командиру корабля, является прямым начальником всего личного состава экипажа, в мирное и военное время отвечает за:
а) организацию и состояние военно-политической работы на корабле в ходе подготовки и выполнения задач, поставленных кораблю;
б) выполнение боевых (учебно-боевых) задач, поставленных кораблю;
в) обеспечения безопасности военной службы на корабле;
г) морально-политическое и психологическое состояние, воинскую дисциплину, военно-политическую подготовку и военно-политическое информирование личного состава корабля;
д) реализацию прав и социальных гарантий военнослужащих, членов их семей и лиц гражданского персонала.
Флотские офицеры прикладываются к мощам адмирала Ушакова. Ну и видуха!
То ли груз для новых политических работников оказался слишком приличным, то ли современные российские матросы были совсем не такими как советские матросы, но. с ликвидацией института замполитов и при нечёткости статуса заместителей командира корабля по воспитательной работе, воспитательная работа на кораблях была разрушена, что привело к заметному росту происшествий и преступлений. Были зафиксированы случаи неповиновения офицерам и случаи насилия по отношению к ним. Вот тогда-то и было по инициативе Патриарха принято решение призвать на помощь армии и флоту священников. Тем боле, что количество верующих на флоте увеличилось от 1% в 80 годы до 65% в 2005 году.
Указом Президента 21 июля 2009 года в Вооружённых силах РФ был введён институт военного духовенства. Предусматривалось 240 штатных единиц для священнослужителей в армии и на флоте. Военных священников официально назвали помощниками командира по работе с верующими военнослужащими. И завертелась поповская работа: молитвы, освящения, иконы, мощи, походные церкви, строительство храмов. Поскольку поповские балахоны совершенно не уместны в военной среде, для военных священников разрабатывается строгая форма одежды.
Освящение корабля
Характерно, если офицерам ещё советской закваски претит вся эта духовная суета, то либеральная офицерская поросль приветствует распространение церковного влияния на флоте. А это влияние становится всё заметнее. Уже (2021) на 31 корабле, начиная с тяжёлого атомного крейсера «Пётр Великий», основаны походные храмы, освящаются корабли, проводятся молебны.
Советские люди гордились своим флотом. Он был внушительным. Только на Балтике держал Советский Союз перед войной 2 линкора, 2 крейсера, 21 эсминец, 65 подводных лодок. Это огонь орудий главного калибра линкоров и крейсеров помог Ленинграду выстоять в блокаду.
В настоящее время (2021) самым грозным кораблём Балтийского флота является единственный эсминец «Настойчивый» (бывший «Московский комсомолец») при шести фрегатах и корветах. И ещё имеется одна (или две) подводная лодка.
СПРАВКА
Дания имеет 7 фрегатов,
Польша — 2 фрегата, 1 строржевой корабль, 1 корвет, 3 подводные лодки,
Норвегия — 8 фрегатов, 5 подводных лодок,
Швеция — 11 корветов, 5 подводных лодок,
Германия — 11 фрегатов, 5 корветов, 6 подводных лодок.
Разумеется, флотским стратегам, заседающим в Адмиралтействе, виднее где, сколько и какие иметь корабли. Разумеется, Балтийский флот — это второстепенный флот. Но обстановка изменчива. Вон зашли в Черное море более 30 натовских кораблей, и второстепенный Черноморский флот сильно озаботился. Конечно, озаботишься если на вооружении флота всего лишь шесть ударных кораблей: 2 сторожевика, 3 фрегата при старом (более сорока лет) крейсере «Москва».
Однако малое количество кораблей в Российском флоте не должно нас смущать. Теперь-то Российский флот, несмотря на отсутствие авианосцев, на малочисленность крупных кораблей, на устарелость многих кораблей, непременно начистит жопу любому иностранному флоту. И не только потому, что по палубам зашастали батюшки, а и потому, что ВМФ РФ заимел аж трёх небесных покровителей: Святого Николая, епископа Мирликийских, апостола Андрея Первозванного, святого праведного воина Фёдора Ушакова, а подводников ещё оберегает пророк Иона, который под водой в чреве кита путешествовал.
Но, что настораживает. Это моряки считают данных персон своими небесными покровителями и молятся им. А испросили ли моряки согласия этих персон быть их покровителями? А знают ли эти персоны, что они являются покровителями Российского флота? И, самое главное, имеют ли эти персоны возможности влиять на судьбы моряков?
Особенно важен последний вопрос, поскольку в 1965 году на Втором Ватиканском соборе понизили статус святителя Николая до уровня «местночтимых» из-за «недостоверности данных о его деяниях», а табличку «Гробница святого Николая» на его могиле в городе Бари заменили табличкой ««Гроб святого». И ещё. Какую помощь можно ждать от апостола Андрея, если он сам себя не мог оборонить от косого креста?
И тем не менее культы этих святых раздуваются. Например, в Севастополе установили три памятника Андрею Первозванному — на Херсонесе, на Фиоленте и возле бухты Омега. Например, в 2020 году на военно-морской парад привезли из глубины России в Петербург прах (мощи) Ушакова. А может быть и не Ушакова. Его могила была утеряна в результате разгрома кладбища, где он был похоронен. Товарищ Сталин приказал найти могилу адмирала. И она, конечно, была найдена, якобы по уцелевшему погону. И вот этот прах, наравне с Президентом, освещал торжества по случаю дня Военно-морского флота.
После всего этого возникает резонный вопрос: какова польза для флота от присутствия попов на кораблях? Проведённые исследования показали, что верующие матросы, общающиеся со священниками, более чутки, доброжелательны, честны, чем неверующие. Что же касается таких качеств как смелость, упорство, решительность, то они одинаковы как у верующих, так и неверующих матросов. Так стоило ли впадать в мракобесие, возвращаться к петровским временам? Коммунисты-то великолепно обходились без попов!
Бати по традиции
Строй благословят
И святой водицею
Пушки окропят
Прочитают «Верую»
И хана врагам.
Им матросы смелые
Врежут по рогам.
Враз поймут пиндосики:
Бог российский крут!
Зря авианосики
По морям плывут!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правильное море предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других