Откровенная и в то же время полезная книга, содержащая богатый инструментарий для успешной карьеры диджея. Вы узнаете цену недосягаемой популярности, получите мануал по созданию студии звукозаписи, научитесь практически применять полученные навыки и попробуете на вкус современное искусство под названием шоу-бизнес. В создании книги принимали участие известные персоны EDM: Moonbeam, Arty, Feel, Omnia, Bass King и многие другие.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Диджей. Все или ничего! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ГЛАВА 5. ФАКТОР СЛАВЫ
«Шоу-бизнес — это сложно прогнозируемый бизнес. Ориентир на собственное чутье и интуицию. К сожалению, очень сложно просчитать все заранее, особенно начинающему артисту. Будет ли он успешен, и если да, когда это произойдет?!» (Виталий Хвалеев, Moonbeam)
Само собой, все заранее куплено. И, скорее всего, все СМИ продаются. И пишут только про тех, кто им платит. Однозначно продаются ТВ — и радиоэфиры. Говорят, что там тебя и на порог не пустят без пачки свеженьких купюр. А если погрузиться в экзистенциальные поиски смысла, то ситуация видится и вовсе печальной: никто не ценит собственно музыку, побеждает пиар, реклама, кумовство и связи. Даже самый пресловутый Beatport Top10 в списке которого — только проплаченные работы. Так сколько же стоит ваша популярность? Давайте представим, что у вас есть крутой трек (хит) и богатый опыт в сфере диджеинга и продакшена!
Сколько стоит эфир на ТВ?
Допустим, ваш трек попал на радио! Круто! Следом вы спешите снять качественный клип и отправить его на музыкальный канал. Неплохой выстрел. Но чтобы снять приемлемое видео, из вашего кармана придется выложить как минимум 70 000 рублей, чтобы он хоть как-то соответствовал среднему уровню! Да, да, у вас в кармане последняя версия IPhone, и она ничуть не хуже камеры за 120 000 рублей. Но тут речь идет о качестве вашего продукта, а не о возможностях среднего класса. Показать друзьям? Маме? Разве для этого вы читаете эту книгу? Чтобы снять качественный клип с хорошей картинкой, вам не обойтись без хорошего клипмейкера. Такой клип обойдется где-то в 160 тыс. рублей. Я не беру в расчет крутых продюсеров, таких как Худяков или Вилкс, которые стоят от 500 тыс. рублей. В интернете есть много компетентных клипмейкеров, готовых сделать ваш продукт действительно востребованным. Поэтому не жалейте денег, если речь идет о качестве. Нет денег, тогда не торопитесь.
Телевидение — это высшая степень продвижения своего творчества. Кто сталкивался с этим, согласится, что продвигать свои песни и клипы на ТВ сложнее, чем сделать это в интернете или на радио. Но если вы попали в ящик, то ваша цель практически достигнута. Публика вас полюбит. Она захочет снова услышать и увидеть ваши композиции. На что стоит обратить внимание перед началом продвижения на ТВ?
* Клипы будут транслироваться только на музыкальных каналах. Но ваша композиция может не подойти по формату. Придется много побегать, чтобы найти подходящий. Если не хотите заниматься этим сами, то можно обратиться в продюсерский центр. Там все сделают за вас. Найдут каналы и подгонят под их формат. Но это удовольствие не бесплатное!
Вы не можете контролировать частоту показа клипа. В день его могут транслировать 2—3 раза, не более. Чтобы зрители оценили ваш шедевр, им необходимо попасть к телевизору именно в это время.
* На ТВ примут исключительно качественную работу, которой занималась группа профессионалов — постановщик, звукооператор, монтажер и т. д. Телеканал не будет доводить видео до идеального состояния. Они сразу начинают работать только с хорошим материалом. Минус ТВ состоит в сложности туда протиснуться. Популярные телеканалы готовы транслировать не каждое видео. Но если вам все-таки это удалось, то это обойдется в кругленькую сумму.
* Ротация клипа на «MTV» стоит 1 млн рублей за клип, который пропустят в эфир на неделю с частотой показов 2—5 раз в день. Если у вас есть знакомые, то это будет стоить на порядок дешевле.
* Ротация на «Муз-ТВ» стоит от 800 тыс. рублей за клип, который пустят в эфир на неделю с частотой показов 3—7 раз в день. Данные постоянно варьируются. Но все же если ваш проект удостоился внимания дирекции, то вы можете попасть на телеканал совершенно бесплатно, только заполнив специальные формы www.muz-tv.ru. Но только после того, как ваш проект одобрит суровый худсовет телеканала.
* Ротация видеоклипа на Bridge TV обойдется дешевле. Хотя я не исключаю того, что ваш проект может понравиться директору телеканала. Главное — форматность!
К примеру, вы сделали хороший клип и вам необходимо показать его публике. Для этого подходят два канала — ТВ и интернет. Только они способны передать визуальную картинку аудитории. Чтобы клип зашел на ура, мало просто его отдать в ротацию или загрузить в сеть (если вы решили пойти через интернет-вью). Нужно также учитывать индивидуальные особенности аудитории, на которую он рассчитан. И уже отталкиваясь от этого выбирать главенствующий путь продвижения. Это не значит, что ваша работа может транслироваться только на ТВ или исключительно на сайтах. Нет, всему свое время. Но чтобы не тратить огромные деньги на то и другое сразу, необходимо выбрать, что для вас сейчас предпочтительней. Если вы считаете, что интернет выигрышней, то смело загружайте свой клип. После, когда он станет популярным, его можно без труда отдать на музыкальный канал. Или наоборот. Выбор, конечно же, исключительно за вами. Но, прежде чем его сделать, необходимо учесть плюсы и минусы каждого канала продвижения.
Интернет. Плюсы и минусы
Интернет — самый быстрый и популярный канал для передачи информации. Его активно используют в СМИ и в рекламе. С его помощью строят мощные пиар-компании. Уникальность Сети — интерактивность, гиперссылки и т. д. Они открыли новые возможности перед ее пользователями. Теперь можно не просто предлагать информацию публике. Интернет дал ей шанс высказаться, а отправителю — открыто услышать мнение о его работе.
Для того чтобы продвинуть клип при помощи этого канала, особых усилий прилагать не нужно. Можно загружать видео самому. Или приобщить к этому специализированные платные сервисы, которые сделают все за вас. Что выбрать и как это правильно сделать — совсем иная тема. Наша цель — определить, какой способ продвижения видео вам подойдет лучше всего. Что стоит учесть?
* Если вы намерены продвигать свой проект через социальные сайты, то, как правило, люди старше тридцати там не обитают. Конечно, есть исключения. Но аудитория интернета — это предпочтительно молодежь. Если ваша работа понравится юношеской аудитории, то вы на верном пути.
*Загружать видео можно на бесплатные сайты — соцсети, YouTube, а можно и на платные. Большой популярностью пользуется именно YouTube. Он универсален в использовании, и не задействовать его крайне глупо.
* Клипы в интернете находятся в свободном доступе. На протяжении всего дня одно такое видео может насобирать тысячи просмотров.
* Существенный минус интернета — туда без труда попадают некачественные работы. Бесплатный контент манит всех. Ваш клип может просто затеряться в таком обилии откровенно ужасных и бестолковых видео. Чтобы этого не случилось, например, он должен находиться в топе YouTube. Именно такие визуализации чаще всего привлекают внимание аудитории.
Ротация трека на радио
Если дело так и не дошло до ТВ, то можно попробовать протолкнуть свой материал в эфирное время популярных радиостанций. Все зависит от вашей конечной цели и вкусовых предпочтений. К примеру, ротация на радио Record, NRJ и других — они вовсе не заинтересованы в посредственном продукте. В силу того, что многие присылают откровенный шлак, менеджеры этих радиостанций вынуждены их просто игнорировать. Тут работает старый добрый метод — рекомендация. Лучше иметь связи и выходы напрямую в их светоч, чем просто пытаться писать им в социальных сетях. Или же просто найти тех, кто резиденствует там. Для этого необходимо:
* Найти вашего кумира или того резидента, который близок по стилю.
* Найти его контакты и отправить ему свой материал. Отправляйте только самый крутой трек из вашей коллекции.
* Проблема многих продюсеров в том, что они стараются высылать все свои труды одним разом. Этого делать нельзя! Всегда помните, что на той стороне голубого экрана вам не всегда ответят фонтаном ярких эпитетов и прослушают весь ваш материал с удовольствием. Если в начале вашего диалога вы не заинтересовали своего протеже, то в следующий раз он просто не пойдет с вами на контакт. Он будет находить оправдания и искать причину, по которой не смог прослушать ваш проект. Поэтому подумайте, стоит ли отсылать тот или иной проект компетентному жюри? Второго шанса не будет!
Другой более длительный процесс взаимного расположения к вашей персоне лежит через работу в ночных клубах, куда привозят именитых артистов, с которыми вы сможете познакомиться после концерта. Попасть туда сложно, но возможно.
«Сегодня все гонятся за технологией звучания. Гармония в EDM ушла на второй план» (Бобков А.).
* Если хотите быть услышанным, то ориентируйтесь на Запад. Слушайте американские, голландские, английские музыкальные чарты. Качайте радиошоу популярных артистов и берите на заметку «новинки недели». Вы должны поглощать все это без остатка, чтобы быть на шаг впереди ваших конкурентов. Даже если в вашем треке будет использован всего лишь один аккорд, но технология звучания будет такой же взрывной, как у Oliver Heldens в свое время, то шансы сорвать куш и пройти в ротацию совершенно бесплатно возрастают на 99%! Главное — форматность. Если вы пишете EDM, то посоветую вам ориентироваться на этот рынок: (www.1001tracklists.com)
Радиошоу. Стоит ли?
С одной стороны, это вынужденная мера для диджея, если он популярен. С другой, если у вас нет своей аудитории и вас знают лишь во дворе, то это будет посредственным. Таковы правила игры, если вы малоизвестная персона, то шансы того, что вас заметят, равны нулю. Сегодня очень много диджеев, которые штампуют гостевые миксы и новоиспеченные эфиры, и они практически никому не интересны. Другое дело звездные имена. Поэтому лучше заявить о себе гостевым миксом в шоу популярного артиста на радио. Этот метод работает лучше, чем если вы потратите время и силы на ваше собственное радиошоу.
Если же вы все-таки решили попробовать сделать свое радиошоу, то проанализируйте рынок.
* Популярно ли это радио? Есть онлайн-радиостанции, которые слишком посредственны, а есть и те, которые не уступают и проводным. Если это топовое онлайн-радио, то вас услышат около 10 000 слушателей. Но все же лучше искать своих среди проводных радиостанций, где количество прослушиваний может превышать 100 000. Ведь наша задача — быть услышанным! А не показать друзьям, что вы «красавчег»!
* Какая аудитория у этого радио? Большинство диджеев пихают все подряд на все радиостанции, лишь бы прокатило. Это большая ошибка! Если вы играете dubstep, то лучше поискать что-то другое, нежели «Радио Дача» (утрирую).
* Время эфира? Вас могут поставить в понедельник в 14:00 по московскому, и вас услышат всего лишь 20—30 человек, которые доедают свой обед. А вы кропотливо работали над часовым выпуском три дня. Так что уточняйте, в какие дни и в какое время это будет наиболее эффективно.
* Где найти нужную радиостанцию? Здесь: (http://online-red.com). Если вы отличаетесь от других артистов, то вас найдут сами (это касается онлайн-радиостанций).
По сути, все это «игра в имитацию». Мы все гонимся за трендами и хотим быть суперзвездами. Но даже суперзвездам приходится нарушать правила «большой игры». Большинство современных радиошоу представляют собой микс из новинок, без концепции и тем более без ведущего. Более того, им не приходится его даже записывать самостоятельно. Хорошо ли это или плохо? Расскажет мой коллега:
«Да, такое явление существует, но, например, у большинства топовых артистов просто физически нет времени, чтобы находиться в студии и вести свое шоу. Чаще всего они просто получают готовый микс и записывают голос, который потом монтируется и выдается в эфир. Это реалии сцены и никуда от этого не денешься. Все же мне бы хотелось хотя бы первое время максимально вложиться в радиошоу, чтобы это был достойный продукт!» (Alexander Popov, известный российский трансовый диджей и продюсер, выпускающийся на лейбле Armada).
В 2011 году я создал свое радиошоу на Megaport FM — The Sound Dimension, в котором побывали звезды первой величины: Bobina, Fonar, Marcus Schossow, Ronski Speed и др. Но я не получал за свою работу ни копейки. Почему? Потому что это было престижно. Но через пару лет радиостанцию перекупили и проект закрыли. Прошло время, и я решился на новое радиошоу. Но, как ни крути, с возрастом этот интерес пропадает. Времени уходит на это очень много, а КПД минимальный. Поэтому я решил отказаться от этого дела.
Не тратьте свое драгоценное время на форматное радиошоу. Сегодня это не работает! (Бобков А.)
Коллаборация рублем
Тренд в создании коллабораций давно добрался и до музыкальных кругов. И пожалуй, одним из хороших и достойных примеров является трио Martin Garrix vs Matisse & Sadko. Как говорится: «Лучший способ сохранить деньги — вовремя и грамотно их потратить». В одном из своих интервью братья Пархоменко рассказывали о том, что копили средства для коллаборации со Swedish House Mafia, но, к сожалению, денег хватило лишь на Себастьяна Ингроссо (участника электронной группы Swedish House Mafia). Хорошие проекты стоят хороших денег. Но каких именно?
Давайте возьмем менее популярных артистов, не относящихся к EDM-культуре. В России с каждым днем появляются новые вокалисты или группы-однодневки. Почему однодневки? Читайте эпиграф. Другие же более успешные артисты в период творческого кризиса ищут компетентного человека, готового сделать продукт действительно рентабельным. Для этого существуем мы с вами (саунд-продюсеры)! И в этом нам, конечно же, помогают музыкальные порталы (PromoDj, Beatport), которые проводят конкурсы ремиксов и ищут достойных представителей неординарной профессии. Благодаря такому конкурсу ремиксов на трек IRA- Constant Invasions в 2014 году, мой трек, 2 недели подряд поддерживал известный трансовый диджей Ferry Corsten в своем радио шоу Corsten’s Countdown (344—345). Но большинство саунд-продюсеров считает, что эти конкурсы липа, и они будут не правы. Организаторы конкурсов всегда поощряют своих героев не только хорошим денежным вознаграждением, но и, по счастливому случаю, подписывают контракт с музыкальным лейблом, который занимается раскручиванием проекта. Я был среди этих победителей, и не один раз. И если вы не прошли в конкурсе, то, значит, вы попросту далеки от того, что хотел услышать от вас организатор.
Возвращаясь к теме коллаборации, мне бы хотелось еще раз подчеркнуть, что любой труд стоит денег или же того, что может его компенсировать. Это как на уровне кармы. И если вы все-таки решились записать совместный проект с популярным артистом, то это обойдется вам в 150 000 рублей как минимум (Pr-компания сюда не входит). Если у вас есть лишние деньги, то вперед! Но чаще всего такие проекты проходят мимо кассы. Лучше начать поиски более сговорчивых артистов, которые готовы работать за идею, но таких, увы, очень мало.
Но как сказал Виталий Хвалеев:
«Несмотря на различные предрассудки, всегда нужно быть открытым для сотрудничества с разными людьми. Это один из самых эффективных методов» (aka Moonbeam).
Это действительно работает! Но самое главное — все заранее просчитать, потому что итог бывает в три раза больше чем вы ожидаете.
Однажды, после нашего совместного выступления с Dahny (Benassi bros.) на концерте в Белгороде, мы обменялись контактами, после чего я предложил ей несколько проектов для совместной деятельности. Через две недели она дала согласие, но на определенных условиях: оплатить ее работу в студии в сумме 400 долларов. Через день пришло письмо, что еще необходимо оплатить почасовую оплату звукорежиссеру в Италии в районе 600 долларов. Итого 1000 долларов. На тот момент у меня не было таких денег. Ведь в то время доллар «омайданился» до 89 рублей, и, сколько бы еще потратил на его раскрутку, неизвестно. А моя зарплата варьировалась в районе от 250—300 долларов в месяц.
«Клубная индустрия — это прогулка по сточной канаве в лодке со стеклянным дном. Вы должны отдавать себе отчет в том, что рано или поздно ваша лодка может треснуть. Лучше заранее перестраховаться и все просчитать!» (Бобков А.)
Поэтому проект остался в подвешенном состоянии. Кто-то скажет: «Ты что, сумасшедший? Это же Dahny!» Увы, это риск, на который я не пошел. Но мы до сих пор общаемся, и, благодаря нашему знакомству, я узнал еще об одном итальянским диджеем, который дал мне прямые контакты лейбл-менеджеров A&R где я издавался.
Что касается коллаборации с EDM-артистами и диджеями, то тут немножечко проще. Потому что здесь играет в первую очередь творческий энтузиазм. Чем ярче звезда, тем меньше времени у нее на всякие коллаборации, поэтому энтузиазм перерастает в коммерцию. Нет денег, ищите энтузиастов!
«C российскими артистами договориться легче, чем с иностранными. Но наши артисты гораздо „горделивее“, чем зарубежные. У всего есть своя цена. Назовите ее. Это не обязательно могут быть деньги» (Бобков А.).
Теория случайностей?
Жизнь интересная штука. Сегодня вы доедаете последний доширак, а завтра о вас узнает весь мир! Но вопрос в другом: сможете ли вы удержать себя на сцене как артист во времена нечестной и грубой конкуренции?! Очень простой пример парня из Казахстана по имени Imanbek, который сделал обычный ремикс и был номинирован на «Гремми» в 2020 году. Хотя еще два года назад он работал обычным сигнальщиком на железной дороге, а теперь его творчество знает весь мир. Сейчас все стало по-другому, не то что 10 лет назад. Сейчас можно стать мегапопулярным очень быстро. Рецептуры как таковой никто не знает. Есть лишь инструменты о которых я расскажу в этой книге, остальное — дело за вами!
Однажды на вечеринке, я познакомился с Евгением Смирновым (Omnia). Это был довольно интересный диалог:
Я: Жень, как ты попал на большую сцену? И как твой трек попал к Армину на A State Of Trance (ASOT)?
Omnia: Ты знаешь, Саш, так получилось, что я сделал один ремикс на один очень известный проект, который уже издавался на ASOT. Так как это было актуально в то время (в 2009 году), лейблы напрямую отвечали артисту, если трек был действительно форматным. Артиста с хорошим продуктом всегда издавали и сотрудничали напрямую. Сегодня, увы, это не так, потому что хороших продюсеров стало очень мало, а посредственной музыки очень много. После того как я отправил свою работу на «Армаду», я не надеялся, что мне ответят. Но вскоре мне прислали письмо: «RE: Мы хотим издать вашу работу, но Вам необходимо сделать кое-какие корректировки по прдакшену и аранжировке».
…После всей этой процедуры мой трек отыграл Армин в своем радиошоу. Через некоторое время я стал их резидентом.
Я: А есть у тебя музыкальное образование? И что вдохновляло тебя в тот самый первый раз?
Omnia: Нет, увы, у меня нет музыкального образования. Так сложилось, что я чувствую музыку по-особенному, я очень долго изучал секвенсоры и различные плагины. Кропотливо работал над своими проектами. С одной стороны, мне, конечно же, повезло. С другой, я всего добился сам! Меня вдохновляют мои близкие люди. Это дорогого стоит.
В то время я работал резидентом в клубе «ЧАСЫ» (благодаря моему хорошему другу Артуру Овсепяну), где я познакомился с такими крутыми парнями, как МС Garry Che, DJ Mozaik, DJ Gradsky, Иваном Елисеевым и Андреем Барковым (люблю вас всем сердцем ребята). Мы готовились к приезду Omnia, и я подготавливал свой плейлист (сет) после его выступления. Моя заработная плата с натяжкой была около 20 тыс. рублей в месяц, притом что я работал 4 дня в неделю по 8 часов в день (издержки резидентства в российских клубах). Мой плейлист на 70% был аналогичен плейлисту Omnia, как оказалось. Но он, как большой и состоявшийся артист, получил за 2 часа своей игры 200 000 рублей. А я всего лишь 2000 рублей. Разница колоссальная, не правда ли? Зато разницы в музыкальном оформлении практически не было. Вот пример того, как работает на вас имя. Так что задумайтесь, хотите ли вы работать в ночном клубе резидентом? Да, он принесет вам новые знакомства, знания и небольшую популярность, но вместе с этим и сколиоз, гастрит и бессонницу. Ночные клубы — временный этап вашего творчества. Поэтому я ушел из клуба и уехал за границу (Египет), где оценили мой труд гораздо дороже, чем в России.
«Успех артиста на сегодняшний день зависит от стечения обстоятельств. Вдруг пригласили на вечеринку. Потом случайно отыграл трек, который взорвал публику. Это совпадение. Не более. Чем больше приятных совпадений, тем лучше становится твоя карьера. Это все череда случайностей»
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Диджей. Все или ничего! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других