«Крестники» Андреевского флага

Александр А. Смирнов, 2019

Крах Белого движения и добровольное изгнание сотен тысяч русских офицеров означали для многих из них конец профессиональной военной карьеры, а зачастую и нищенское существование на чужбине. Примечательным явлением в жизни русской военно-морской эмиграции, стало участие наших офицеров в создании национальных флотов Финляндии, Польши, Югославии, Эстонии и Латвии. Поражает востребованность кадров бывшего Российского императорского флота, географически охватывающая не только территорию стран, входивших раньше в состав России, но и дальнего зарубежья, включая флоты ведущих морских держав, таких как США, Великобритания, Германия и Франция, не говоря уже об их младших союзниках и противниках – военно-морских силах Болгарии, Румынии, Испании, Бельгии и др. Впоследствии некоторые русские морские офицеры приняли участие во Второй мировой войне, сражаясь под флагами стран антигитлеровской коалиции с фашистской Германией и ее союзниками. Несомненно, все эти факты свидетельствуют о высоком уровне дореволюционной отечественной военно-морской школы и служат убедительным подтверждением существенного вклада русских военных моряков в создании национальных флотов наших соседей и их непосредственного участия в формировании военно-теоретических взглядов на характер и задачи войны на море. Главный редактор издательства «Морское наследие» капитан 1 ранга в отставке, к. т. н., старший научный сотрудник И.В. Козырь

Оглавление

Из серии: Энциклопедия морской культуры

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Крестники» Андреевского флага предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

©А.А. Смирнов 2019

Светлой памяти моего первого наставника морского дела, капитана II-го ранга советского ВМФ — Владимира Александровича Стасилойца — Посвящаю эту книгу.

Вступление

«Быть может, лучи высшего счастья, доступного на земле, — счастья военного успеха и удачи — осветят чужой флаг, который будет для меня таким же близким и родным, как тот, который теперь уже стал воспоминанием.»

(Вице-адмирал А.В. Колчак. Ноябрь 1917 года)

Строки поэзии милитаризма, строки романтики войны были написаны легендарным адмиралом поздней осенью рокового для России года, в личном письме к даме своего сердца. Прославленный флотоводец и полярный гидрограф с мировым именем летом 1917 года остался не у дел. Он изнывал под гнетом не востребованности — тяжкой пытки для натур талантливых, привыкших к кипучей деятельности. Шла великая, еще невиданная на планете мировая война, а он, ас минного морского оружия, вынужден был томиться в тылу, топтаться на суше без дела и цели, превращаясь сам по себе в лидера патриотично настроенного офицерства. Вот Временное правительство Керенского и «сплавило» (иное определение и найти трудно) деятельного и популярного адмирала, становившегося опасным, куда подальше… Очень-очень далеко — за океан. Еще по пути из Севастополя в Петроград недавнего командующего Черноморским флотом склонял к переходу на службу в ВМФ США контр-адмирал Дж. Гленнон — глава военно — морской американской миссии в России. Для военного флота США, вступившего в апреле 1917 года в мировую войну, минная война была в новинку. Адмирал Колчак, только-только оставивший свой пост на Черном море, был признанным знатоком этой войны. И прагматичные янки решили привлечь специалиста высшего уровня. Гарантировали все. Чин вице — адмирала США, кафедру минного оружия в военно-морской академии, особняк, высокую оплату, обеспеченную и почетную жизнь самому Колчаку и его семье… Александр Васильевич вежливо, но твердо отказался. Тогда изворотливый и настырный американец изменил условия. Пусть не на совсем, пусть без оформления гражданства США… но не мог бы адмирал провести ряд консультаций для американских моряков — союзников России в войне с кайзеровским флотом? В рамках выполнения союзнического долга? Долг же для Колчака был превыше всего. И он согласился. В июле 1917 года он покинул Петроград — родной город и столицу страны, потерявшей государственную форму. Как оказалось, навсегда.

Роковой день 25 октября (7 ноября) 1917 года Колчак встретил в Японии, на пути в Россию. Советское правительство заявило о своем перемирии с Германией, провозгласив всеобщий мир без аннексий и контрибуций. Александр Васильевич понял, что пока в России ему делать нечего. Во всяком случае, воевать, исполнять свой союзнический долг не удастся. И он попросился на службу чужому флагу — английскому — на флот Ее Королевского Величества. Правда, в состав ВМС Великобритании, адмирал Колчак, входивший в «золотую десятку» флотоводцев русского флота, не попал. Кичливые джентльмены не считали равным себе даже такого прославленного союзника. Отчасти их можно было понять. Зачислить Колчака на флот с понижением в чине — оскорбительный шаг для России, которая еще может продолжить войну с Германией. Присвоить чин вице — адмирала английского флота русскому… После такого громкого прецедента в адмиралы флота «оплота демократии» еще, чего доброго, осмелятся метить презренные индусы или строптивые шотландцы… В Лондоне не хотели внутриполитических сложностей для своей колониальной империи. Но и отказать Колчаку прямо и резко не решились. Приняли компромиссное решение — адмирала принять, но зачислить в армию. Направить в сухопутные войска Месопотамского фронта. Правда, повоевать в английской пехоте адмиралу Колчаку так и не пришлось. Едва прибыв в штаб фронта, он был отозван обратно. В России разгоралась гражданская война, на родине его присутствие было нужнее. Но по пути из Японии в Месопотамию, часто наивный в своем благородстве Александр Васильевич и написал в письме строки, поневоле ставшие жизненной программой для десятков его сослуживцев по русскому флоту в эмиграции.

Адмирал Колчак погиб, не успев стать эмигрантом. Но нет сомнений в том, что, уцелей он в Сибири и окажись за пределами России, его ждала бы профессорская должность в любой военно-морской академии мира. Ему не довелось. Довелось другим. И стать не только преподавателями. Но и офицерами, командирами боевых и учебных кораблей, адмиралами, главнокомандующими ВМФ, морскими министрами и даже министрами обороны. После марта 1917 года 20 различных флотов стран мира, приняли под свои флаги офицеров и адмиралов русского Императорского флота. ВМФ восьми государств они создавали «с нуля». Даже чопорный английский флот был вынужден принять в свой корпус одного бывшего офицера флота царя Николая 11-го. Слишком уж высокой оказалась его квалификация. Вот немного прелюбопытной статистики. Только по неполным данным в ВМФ стран Европы, Азии и Америки служило 45 офицеров и адмиралов, начавших свою военно-морскую карьеру под Андреевским флагом. Из них 14 человек стали адмиралами в этих странах. Под этим флагом приняли они свое боевое крещение. «Крестниками» его были главком ВМФ, адмирал флота Латвии и еще один контр-адмирал латвийского флота. Три первых Главкома ВМФ Финляндии, три адмирала. Военный и морской министр Литвы. Польша… 51 офицер или адмирал польского флота начали военно-морскую службу в России, еще один десятилетия вел преподавательскую работу в Морском корпусе. Русский царь пожаловал одного поляка чином вице-адмирала, двух чином контр-адмирала, еще одного — чином генерал-майора флота. 29 поляков окончили Морской кадетский корпус, 5 — Морское Инженерное училище. Трое получили высшее военно-морское образование в Военно — морской академии. Один был награжден высшим военным орденом — Святого Георгия 4-й степени. Двенадцать из этого списка в родной Польше, получившей независимость от России, стали адмиралами польского флота.

Книга «Крестники Андреевского флага» — пожалуй, первая попытка обобщить разрозненные сведения о роли моряков царского, демократического или «белого» русского флота в становлении и развитии ВМС стран Америки, Азии и Европы в период между мировыми войнами. Ранее подобных попыток ни в СССР, ни в посткоммунистической России не предпринималось, и на то имелись объективные причины.

В Советском Союзе усилиями номенклатурных историков создан трагически-карикатурный образ офицера-белоэмигранта. Это либо циник — официант, либо печальный парижский таксист. Словом, человек, без какого — либо шанса на личностное и творческое развитие. У которого все лучшее в пришлом и только в прошлом. О том, что десятки из них достигли адмиральских и генеральских чинов, стали профессорами университетов, успешными предпринимателями — в СССР упоминать об этом запрещалось. После 1991 года об этом не хотели говорить в республиках бывшего СССР, на волне антисоветизма, выплеснувшейся в виде русофобии. Публичное признание того, что от России, царской или советской, Литва, Латвия и Эстония получили даром имущества на миллионы рублей золотом и подготовленных специалистов самых разных специальностей, в прибалтийских столицах считалось, чуть ли не национальной изменой.

Так, материалы к этой книге только собирались, когда в Санкт — Петербурге проводилась конференция с участием представителей стран Прибалтики, рвущихся в НАТО. Антироссийская аргументация быстро увяла, когда заносчивым прибалтам напомнили, кто перед второй мировой войной был в Риге, Вильнюсе, Таллинне министрами обороны и главкомами их флотов. Неудивительно, что во многих странах стараются забыть о вкладе русских офицеров в обороноспособность их государств. Странно, что в самой России конца XX века не стремились лишний раз напомнить об этом мнительным соседям. Но все же пришла пора напомнить…

Россия в начале XXI века становится другой страной. Поэтому и в ней пришла пора громко объявить, что в русском флоте служили 8 человек, ставших Главкомами или Морскими министрами, более 20-ти моряков, ставших адмиралами иностранных флотов. Морскому корпусу им. Петра Великого можно гордиться тем, что в его стенах на набережной Васильевского острова учились не менее дюжины адмиралов и Главкомов иностранных флотов.

Структура книги максимально проста. В ней собраны материалы, показывающие рождение и развитие ВМФ стран, образованных на обломках Российской и Австро-Венгерской Империй. Представлены также биографии офицеров русского флота служивших в иностранных флотах ряда стран Европы, Америки и Азии (все даты до 1918 года указаны по старому стилю)… О наиболее выдающихся из них, написаны краткие художественно-биографические очерки. Нет сомнения, что материалы дореволюционного периода биографий флотоводцев Польши, Финляндии, стран Прибалтики будут интересны историкам и читателям из этих стран. А для широкого российского читателя будут интересны представленные данные и фотографии, показывающие рождение, рост и развитие ВМФ республик Балтики и Черного моря, ближайших соседей СССР, в период между двумя мировыми войнами XX века.

Разумеется, что за последние 20 лет в РФ уже издавались книги, сообщавшие о военно-морской карьере моряков-эмигрантов. Объемные исследования этой теме посвятили историки новейшего времени: Н.П. Рожественская, уже, к сожалению ушедший из жизни В.В.Лобыцын, писатель-маринист Н.А.Черкашин… Автор данной книги и не претендует на роль «Колумба» данной темы. И все же отличительная новизна книги «Крестники Андреевского флага» есть. Это попытка, удачная или нет судить читателю, совместить биографии личностей с историей создания и развития военно-морских флотов ряда стран Европы в период между мировыми войнами ХХ века.

Еще одно авторское мнение хотелось бы отметить в тексте вступления. Нет ни одной книги посвященной истории, в которой бы удалось окончательно завершить исследование какой-либо темы. История — это наука бесконечности… Поэтому заранее предлагаю «знатокам» темы военно — морской эмиграции моряков и кораблей не стенать о том, что автор не упомянул «кавторанга Иванова» или «мичмана Сидорова» ставших «адмиралами монгольского флота», или не точно назвал номер миноносца такого-то — поднявшего флаг флагманского корабля княжества Монако. А дополнить своими знаниями будущих книг, темы которых мною предложены в эпилоге.

…После 1992 года на обломках «советской империи» — СССР, так же как когда-то на обломках Российской Империи, стали рождаться и возрождаться национальные военно-морские силы. Возродились из тьмы забвения военно — морские флоты — Литвы, Латвии, Украины, Эстонии, Грузии и Азербайджана. Вновь, как в 1918 году в наследство от русских их Адмиралтейства получили корабли, базы, доки, арсеналы, лоцманскую службу, учебные центры, казармы и классы, а главное кадры. «Морскими» странами стали Туркмения и Казахстан, вместе с отрезками побережья Каспийского моря, получив необходимость его охраны и обороны с моря. Многие из новоявленных главкомов и адмиралов Прибалтики, Черного и Каспийского моря конца XX века — «крестники» тоже бело-голубого, но краснозвездного военно-морского флага.

Александр Смирнов

Оглавление

Из серии: Энциклопедия морской культуры

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Крестники» Андреевского флага предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я