1. Книги
  2. Историческая литература
  3. Александр Алгаринский

Детство босоногое моё

Александр Алгаринский
Обложка книги

В книге собраны воспоминания моего отца Чудакова Александра Александровича о послевоенном босоногом детстве в селе Алгара (отсюда псевдоним — Алгаринский), а также рассказы из взрослой жизни, связанные с его работой или хобби.Многие рассказы уважаемый читатель мог встретить на страницах астраханских газет («Астраханская правда», «Астраханский мир», «Волга»).

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Детство босоногое моё» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

МОСТ ЧЕРЕЗ МОГУТУ

«Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый…

Бой идёт святой и правый,

Смертный бой не ради славы —

Ради жизни на Земле.»

А. Твардовский

От нашего села до райцентра было всего 35 километров. Но это сплошное бездорожье или, в лучшем случае, грунтовые дороги. Асфальта — ноль. И пять паромов. Поездка в райцентр на автомашине занимала часов пять-шесть. В ненастную погоду, когда грязи по колено, когда машину с цепями на колёсах разворачивает поперёк дороги и свозит в кювет, продолжительность поездки значительно увеличивалась. Зимой, в хороший мороз, но без снега, поездка сокращалась до двух-трёх часов, т.к. переезжали речки по льду. На лошадях, на рессорке, этот путь был ещё дольше. Налицо одна из двух вечных проблем России — дороги.

Да ещё и само село разделялось судоходной довольно широкой рекой. Здесь был паром для людей — большая вёсельная лодка со скамьями по бортам. Неизменным паромщиком был старик Утень — важная должность. От него зависела, как минимум, половина села.

Если дул сильный ветер, когда на реке разыгрывались нешуточные волны, дедушка Утень никого, в т.ч. школьников, не перевозил. Вот — то радости было этим ученикам! Дополнительные каникулы!

Вверх по течению реки, на окраине села был брод. Здесь бабы переходили реку бродом, задрав подолы выше колен. Маленьким ребятишкам было и по пупок, и по шейку. В этом месте, в малую воду, переезжали реку рессорки, арбы, телеги в лошадиной упряжке, колёсный трактор «Беларусь», гусеничный трактор ДТ-54 и единственная бортовая автомашина ГА3—51. Брод был отмечен колышками — вехами. Иногда вехи уносило течением или пацаны их выдёргивали. Тогда при переправе транспорт, люди попадали в ямины. Транспорт глохнул, а бабам приходилось купаться против своей воли. В жаркую погоду это даже приятно, а под осень?.. Брр!!!

Однажды вечером, после работы, отец подозвал меня:

— Сынок, надо сделать макет моста через Могуту. Опорами моста будут большие клетки из брёвен. Клетки — примерно такие, какие мы складываем из поленьев дров при просушке. Настил моста будет из толстых досок. По краям настила — толстые брёвна, чтобы автомашина или трактор не свалились с моста. Ширина моста — под одну машину. Для макета возьми упаковочные ящики. Надо всё сделать до завтрашнего вечера.

Могута — это маленькая проточная речка перед нашим селом. Она отделяла наше село от грейдера — основной грунтовой дороги в райцентр и на Казахстан.

Ни чертежей, ни рисунков не было. Так — на словах. Пока ещё было светло, я разобрал несколько упаковочных ящиков, выбрал подходящие рейки, бруски, дощечки. В работу подключились мои неизменные друзья — Юрка и Толька. Они клещами вытаскивали гвозди, а потом выпрямляли их молотком на обухе топора.

Эта работа им была хорошо знакома по предыдущим нашим постройкам — самоделкам. Стемнело, во дворе уже ничего толком не видно. Надо спать.

За ночь вся конструкция моста созрела в моей голове. Спозаранку начал строительство макета. Скоро к этому подключились и мои друзья. В обед пришёл отец, посмотрел постройку. В основном одобрил, показал, что надо изменить и подправить. К вечеру макет был готов. Длиной он был метра два. Нашли игрушечную грузовую машинку и поставили на макет моста. Прокатили её за верёвочку через весь мост. Потом по этому мосту сам перебежал мой маленький кутёнок Дружок. Юрке и Тольке эта выходка кутёнка понравилась, и они стали силком толкать Дружка через мост. Через несколько кругов Дружок устал и сбежал в свою конуру.

Отец одобрил всю постройку. На следующее утро он это изделие отнёс в контору, на совещание по строительству моста. Я там не был, но, видимо, макет был одобрен и через несколько дней началось строительство моста через Могуту.

Это была народная стройка! Использовались, в основном, бросовые, никуда не годные материалы. Ни куля цемента, ни одной покупной железяки. Только проволочные гвозди были из магазина. Шпигорники — четырёхгранные кованые гвозди, скобы — «карги», как их звали на селе, брали с ликвидированного рыбозавода. Пошли в дело и старые обручи от бочек. Ими, как металлическими пластинами, скрепляли отдельные части моста.

В описываемый период был ликвидирован наш рыбозавод. Я, пацан, видел как происходила «ликвидация»: буксир зацепил тросом — «геркулесом» навес рыбоприёмного пункта, потащил за собой и всё свалил в реку. То же самое было сделано с другими деревянными постройками на берегу рыбозавода. В основном, весь материал был растащен. Но часть рыбозаводских построек попала и на этот мост, в т.ч. «карги», шпигорники, просоленные балки, брусья, брёвна, пластины, доски, металлолом.

Клетки опор собирали прямо в воде, у берега. Как только клеть начинала садиться на дно, её отодвигали в глубь реки. Постепенно клеть вставала на своё, «проектное», место, хотя никакого проекта и в помине не было. Был только макет и руководители работ — мой отец и дядя Лёня, оба фронтовики. Видимо, они видели, как строили такие переправы на дорогах войны.

Чтобы клеть не всплывала, в её середину навалили всякий тяжёлый хлам, землю.

Так, за несколько суббот и воскресений, были выставлены все опоры моста. Всё остальное было проще. Работа уже велась над водой, в «сухе».

Когда шла работа по возведению опор моста, нам, ребятишкам, работы не было. Мы на всё смотрели с берега и купались рядом весь божий день, до посинения. Но когда начали делать настил, тут и нам нашлась работа: подносить гвозди, шпигорники, «карги», обеспечивать водой и чаем взрослых. Когда настил был доведён до середины реки, самой глубокой её части, мы начали нырять с ещё недостроенного моста. Клёво!

Наконец все работы были завершены. Надо теперь испытать мост! Первым повёл машину ГА3—51 Кабалак, шофёр ещё с фронта, как и мой отец. Сначала провёл на малой скорости пустую машину. Потом в неё нагрузили тонны три груза. Повторно провёл уже гружёную машину через новый мост мой отец. Всё без сучка и задоринки!

Новый мост испытания выдержал с честью!

К этому времени закипела уха в большом котле на костре у нового моста. Рыбу поймали сеткой здесь же, в Могуте.

Состоялся небольшой митинг по случаю пуска в эксплуатацию нового моста. Выступали руководители села, производители работ, сельчане. Ребятишкам слова не дали. Да мы и не просились выступать. Нам и так было хорошо на новой стройке. И отдыхали сверх всякой меры, и помогали в меру своих сил в строительстве!

За праздничной ухой ещё много говорили про новый мост и о будущих новостройках.

Всё же хорошее это дело — коллективный труд на общее благо!

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я