В бесконечной суете и быстрой смене модных, успешных и нужных профессиональных направлений крайне сложно разобраться, а что именно станет твоей жизнью: любимой работой, достойным вознаграждением и перспективным развитием.Здесь вы найдёте ответы на самые волнующие и актуальные вопросы современности в области выбора профессии. Помимо этого, откроете новые двери в отношениях между родителями и детьми, поближе познакомитесь с собой, ведь сменить профессию, а значит, и качество жизни, никогда не поздно.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я хочу… хочу? хочу! быть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
Единственная сложность состоит в том, чтобы задать правильный вопрос Фредерик Пёрлз
Все из нас задумывались о своём социальном месте, о своём деле и привнесении полезного в этот мир. Но даже имея уже образование, специальность, другими словами, сделав выбор, мы подвергаем сомнению своё решение. Единицы могут гордо заявить о своей уверенности в правильности сделанного шага.
В нашей памяти постепенно стёрся тот момент, когда мы стояли на пороге выбора профессии, своего дальнейшего пути, своего будущего. Поэтому, когда наши дети подошли к этой важной в их жизни точке, мы говорим им общие фразы, задаём вопросы, на которые сами не можем ответить или просто не помним, а чем же мы руководствовались. А озираясь на быстро меняющийся мир и его приоритеты, впадаем в ужас, чем же помочь растерянным и напуганным подросткам.
Редкий учитель за время своей педагогической практики, работая и знакомясь с большим количеством детей и их родителей, задумывается о будущей профессии своих учеников. А ведь есть одна тема, которая должна особенно часто встречаться в общении учителя с учениками, в разговорах с их родителями, и в беседах родителей со своими детьми. И тема эта — профориентация.
Зачем она нужна? Для кого она? Принято считать, что все тестирования, которых, нужно сказать, превеликое множество, нацелены на детей, и только они решают, куда им идти дальше. Но, к сожалению, так часто встречаются грустные взрослые, недовольные своей работой, на которой мы, кстати, проводим большую часть своего времени, то возникает вопрос: кто же вам помешал выбрать? А может быть «помог»?
Исходя из этого, детям нужно помогать с выбором, а родителей придерживать от излишнего участия и давления на своих сыновей и дочерей. Другими словами, это и есть цель, которую автор ставит перед собой уже много лет, и теперь делится с вами тем, что точно работает.
Вопрос о профориентации, несмотря на его богатое прошлое не только в РФ, но и в Европе, и Соединенных Штатах, испытывает серьёзные трудности. Каждый ученик, как и его родитель, обеспокоен будущим. Развитие во всех сферах общества неминуемо и неумолимо. Именно это и ставит множество вопросов, на которые необходимо получить вовремя ответы. Мы все хотим быть успешными и ещё больше желаем этого нашим детям.
А вот то, как это сделать, и является моими задачами, которые звучат так:
— предоставить возможный актуальный рейтинг (список) профессий, тем самым создать полную картину положения в сфере рынка труда;
— сформировать представление о требованиях в той или иной профессиональной сфере и о способе её получения;
— помочь сориентироваться и сузить индивидуальные направления развития путём анкетирования.
Данная тема большей степенью затрагивает учителей, родителей и учащихся, но хотелось бы добавить сюда ещё и взрослых, тех, кто вовремя не задался вопросом или тех, кому не так посчастливилось с первого раза сложить всё воедино и нарисовать, создать свою жизнь такой, о которой мечтают многие. Никогда не поздно изменить качество своей жизни и сделать себя счастливым.
В основном речь будет идти, конечно, об истоках формирования личности и выбора жизненного пути, то есть о детях и их родителях, но позвольте периодически уходить к теме взрослого выбора, который возникает после неудачного опыта.
Задачи обозначены, цели ясны, актуальность сохраняет первенство, значит, пора поэтапно погружаться в процесс профориентации. И сделать из этого процесса не сложный этап жизни, а воспринять это как увлекательное знакомство со своим ребёнком, с собой и с миром, который ежедневно меняется. и дочерей. Другими словами, это и есть цель, которую
Глава 1
Бедняжка, как же ты не понимаешь, что омовением не исправишь ни грамматических, ни жизненных ошибок! Диоген
Как часто мы перекладываем ответственность за свою жизнь на кого-то чужого и зачастую ждём того «волшебника в голубом вертолёте», чтобы он принимал решение, строил направляющие (что бы это не означало) и держал полный ответ за всё, что происходит. Кто угодно, но лишь бы не мы. Но это ведь ещё полбеды, такому же поведению мы учим и наших детей. Часто для экономии времени мы делаем что-то за них, привыкаем к этому и приучаем детей к тому, что мы рядом всегда и во всём и, к сожалению, не просто в роли сопровождающих, а в роли принимающих решение. Мы взращиваем инфантильность и безответственность, не давая шанс нашим детям поговорить с нами, спросить, посоветоваться. И сами мы вечно куда-то торопимся, не находим время и считаем, что, приняв решение за ребенка, мы помогаем ему.
Ведь лучше не принимать решение, а подвести своего ребёнка к нему, а для этого нужно задать вопросы. Именно их количество, качество и своевременность дадут ребёнку ощущение и осознание того, что он сам принял решение, что он сам несёт ответственность за это и винить некого, если что-то пойдёт не так. Зато есть на кого положиться и спросить совета у родителей, старших товарищей и учителей.
Как же выстроить беседу, и какие вопросы необходимо
задать? Прежде чем перейти к определённому алгоритму, нужно понять, что все ситуации и все те, кто участвует в них — индивидуальны и содержат в себе неимоверное количество нюансов, но всё же между ними много общего. Вот об этом общем мы и поговорим, учитывая нюансы и делая на них ссылки.
Книга — это лишь руководство к действию, советы и общий алгоритм, который поможет найти ответы на многие
интересующие детей и их родителей вопросы, а также для налаживания отношений между ними.
Но для того, чтобы перейти к такой сложной и тонкой теме, необходимо разобраться, что же такое профориентация, кто занимался этим вопросом, кого затрагивает эта тема, и какая помощь может быть от проработки этой темы.
Итак, профориентация…
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. Professio — род занятий и фр. Orientation — установка) — система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Такое определение можно найти на просторах интернета.
Постановлением Минтруда РФ от 27.09.1996 No 1 утверждено «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», в соответствии с которым «профессиональная ориентация — это обобщённое понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда».
Вот ещё одно определение, которое тяжело ложится на слух, громоздко сформулировано, имеет канцелярское звучание. Переведите на русский, как говорится. А всё, что нужно для себя вычленить из этих определений, так это поддержка и выбор. Для сравнения ещё одно определение профориентации, которое, на наш взгляд, уже сформулировано понятнее и доступнее.
Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Экспертной группой Еврокомиссии по непрерывной профориентации, Советом Европейского союза и Всемирным банком в 2004 году одобрена новая трактовка цели профориентации: «Профессиональная ориентация направлена на оказание помощи людям любого возраста и в любой момент их жизни по вопросам выбора направления обучения, профессиональной подготовки и сферы профессиональной деятельности и управления собственной карьерой».
Ну и, наконец, для широты выбора ещё одно определение и, разобравшись с понятием «профориентации», перейдём к её составляющим.
С позиций междисциплинарного и системного подходов под профессиональной ориентацией понимается инициируемый и управляемый обществом многоаспектный и непрерывный процесс взаимодействий субъектов социально — трудовых отношений, направленных на осознанное профессиональное самоопределение индивида, освоение им профессии и осуществление профессионального самосовершенствования, обеспечение баланса между потребностями экономики в кадрах и собственными способностями и предпочтениями индивида, в результате чего индивид эффективно интегрируется в общественное разделение труда.
Профориентация имеет определённую структуру.
Основными направлениями профессиональной ориентации являются:
— профессиональное информирование — ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
— профессиональное консультирование — оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учётом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
— профессиональный подбор — предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
— профессиональный отбор — определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;
— профессиональная, производственная и социальная адаптация — система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма;
— профессиональное воспитание — формирование у молодёжи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;
— профессиональное развитие личности и поддержка профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.
Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой.
Часто для определения склонности человека к чему — то проводят профпробы (профессиональные пробы).
Такое определение можно найти на просторах интернета, в википедии.
Подробнее рассматривая понятие профориентации, необходимо упомянуть историю появления такого явления, его участников, авторов, их наработки и результаты. Обратимся к истории.
История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации. Он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырёх арифметических действий.
В Древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему определённых испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли биографические данные, уровень образованности, оценивали внешность, умение вести беседу. Затем проверяли умения трудиться, слушать, молчать, проводили испытания огнём, водой, угрозой смерти тех, кто не был уверен в своих способностях к учению, кто сомневался в возможности выдержать все тяготы длительного периода образования.
Известно, что эту суровую систему испытаний и отбора успешно преодолел знаменитый учёный древности Пифагор. Вернувшись после учёбы в Грецию, он основал свою
школу, допуск в которую открывал после серии различных испытаний, похожих на те, которые он выдержал сам. Пифагор подчёркивал важную роль интеллектуальных способностей, образно утверждая, что «не из каждого дерева можно выточить Меркурия», и потому придавал значение диагностике в первую очередь именно этих способностей. Пифагор обращал также внимание на смех и походку молодых людей, утверждая, что манера смеяться служит самым хорошим показателем характера человека. Он внимательно относился к рекомендациям родителей и учителей, тщательно вёл наблюдение за каждым новичком, после того как последнего приглашали свободно высказываться и, не стесняясь, смелее оспаривать мнение собеседников.
В III тысячелетии… На этом этапе, пожалуй, прервёмся. Не все выдержат описание исторических шагов развития профориентации. Но только без истории никуда! Из уважения к читателям, сократим количество листов, отдаваемых под историю. А тем, кто увлечён этим предметом, рекомендуем погулять по просторам интернета, чтобы удовлетворить свой интерес.
Итак, переходим ближе к нашему с вами времени.
Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в 1897 г. (но только в годы Первой мировой войны подобные службы приобрели государственный статус). Ещё в 1900 г. были выделены четыре типичных варианта выбора профессии:
— согласно семейным традициям (что было распространено в патриархальной России):
— случайный, необдуманный выбор; — выбор по призванию;
— выбор по расчёту.
В дореволюционной России издавались журналы, где была информация о профессиональных учебных заведениях («Студенческий альманах», «Адрес-календарь»). Задолго до официального открытия профориентационных служб в Санкт-Петербурге профессор Н.Киреев безвозмездно помогал молодым людям в выборе факультета и специализации в университете, а чуть позже М.А.Рыбникова и И.А.Рыбников перенесли эту инициативу в гимназии.
Другие считают, что профориентационная деятельность в России начала развёртываться в начале XX века. Педагогическим музеем учительского дома (Москва) был предпринят ряд обследований, касающихся выбора профессии учащимися различных типов школ. В процессе этой работы было решено выяснить, какие профессии привлекают наибольшее внимание, в чём причины, побуждающие молодых людей идти по тому или иному трудовому пути. С этой целью музей организовал в школах опрос учащихся. Им были заданы вопросы:
— Куда, на какое место ты поступишь по окончании
школы?
— Почему ты поступишь именно на это место?
— Кем бы тебе самому больше всего хотелось быть в
будущем?
— Почему именно им?
— Кто твои родители? Чем они занимаются?
— Имя, фамилия, класс, возраст, тип школы.
Наряду с ответами самих учеников сведения о них собирались и через учителей.
В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации были важнейшими темами марксистской идеологии. При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 году по прямому указанию В.И.Ленина) была создана лаборатория, занимающаяся вопросами профориентации. Проблемы профориентации стали рассматриваться во Всеукраинском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и в других местах. Ещё в 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассмотрен вопрос о создании для подростков бюро по выбору профессии.
В середине 20-х годов XX века в СССР по западному образцу была создана советская психотехника, включающая и профориентацию. Однако, не просуществовав и десяти лет, она была запрещена. Её лидер Исаак Нафтульевич Шпильрейн, получивший образование в университетах Гейдельберга и Лейпцига, и занимавшийся в числе прочих проблемами профориентации и профотбора, был арестован по обвинению
в контрреволюционной пропаганде и троцкизме и расстрелян в 1937 году.
В мае 1924 года появилась первая Лаборатория профконсультации, организованная по инициативе А.Ф.Кларка при Ленинградском Институте по изучению мозга. В апреле 1927 года по ходатайству Института мозга и благодаря поддержке его директора В.М.Бехтерева, Наркомтруд организует первое в СССР Бюро профконсультации. За 1927-1928 гг. обследовано 2700 подростков, а за последующие 10 лет обследовано 7 млн. 600 тыс. человек.
В 1928 году организуются Бюро по профконсультации в Свердловске, Ростове-на-Дону, Иваново-Вознесенске, Брянске, Киеве и Одессе, а в 1929 году — в Перми, Ярославле, Шахтах.
За период с 1930 по 1933 годы открыто 47 Бюро профконсультации, в которых стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации (профотбора) занимались педагоги.
В 1930-е гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору стала разрабатывать систему школьной профориентации. В 1932 г. создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации. Таким образом, в начале 1930-х гг. профориентация активно развивалась. Но уже в 1936 г. вышло Постановление ЦК ВКП (б) «О педагогических извращениях в системе Наркомпроса»: наступление на гуманитарные науки началось именно с профориентации. Именно она оказалась самой уязвимой. В 1937 г. произошла отмена трудового обучения в школе и резкое свёртывание профориентационной работы. Таким образом, в период сталинского тоталитаризма профориентацию, связанную с проблематикой свободы выбора, просто запретили.
Только в конце 1950-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации.
1980-е годы ознаменовались появлением центров профориентации молодёжи в большинстве крупных городов СССР. Это были специализированные межотраслевые научно — методические центры, которые управлялись и финансировались Министерством образования и Министерством труда. Центры профориентации объединяли
высококвалифицированных психологов, решавших практические задачи. Это был один из наиболее серьёзных в то время запросов общества по отношению к психологической науке.
Правда уже с середины 1980-х гг. в стране даже на официальном и партийном уровнях стала вызревать потребность в существенных изменениях, и прежде всего, в плане увеличения свобод. В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи.
Постановление определило обучение детей с 6 лет, срок обучения — 11 лет; для учащихся 8-11 классов — организацию факультативного изучения ряда предметов физико — математического, химико-биологического и общественно — гуманитарного циклов. Учащиеся 10-11 классов стали получать трудовую подготовку по ряду профессий.
В период «перестройки» в этом направлении было сделано довольно много:
— создано более 60-ти региональных Центров профессиональной ориентации молодежи, а в районах — множество пунктов профконсультации (в Госкомтруде СССР всё это курировал О.П.Апостолов, много сделавший для возрождения отечественной профориентации);
— на базе Госкомтруда началась активная подготовка профконсультантов (заметим, что в СССР практических психологов в массовом порядке ещё не готовили);
— в школах ввели курс «Основы производства. Выбор профессии»;
— наметился переход к более качественной работе (хотя опыта было мало, но он быстро приобретался).
В итоге, в 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодёжи с перспективой дальнейшего совершенствования.
Специалисты Ленинградского городского центра профориентации молодёжи под научным руководством сотрудников факультета психологии Ленинградского университета не только непосредственно занимались профориентацией школьников, но и разрабатывали новые подходы в организации и методике профконсультирования.
Ленинградский центр профориентации стал главной экспериментальной и учебной базой профориентационного направления в СССР.
В нём учились и повышали квалификацию многие психологи-профконсультанты, работающие впоследствии по всей стране.
Таким образом, явный рост свободы в обществе вызвал резкое возрождение и развитие школьной профориентации.
В период 1990-х гг. школьная профориентация была почти разрушена, что усугублялось неясностью с её подчинением: Минобразования РФ от профориентации фактически отказался, а в Минтруде РФ и в подчинённых ему службах занятости населения «работа с молодёжью» обозначалась как «дополнительная услуга». Резко сократилось финансирование школы и особенно профориентации.
В связи с переходом на рыночную экономику государство отказалось от планирования и гарантий в сфере образования и трудоустройства своих граждан, появилась безработица, была создана государственная служба занятости. Внимание правительства сосредоточилось на содействии трудоустройству. Возникла острая потребность в профессиональном переобучении, профориентации и психологической поддержке взрослых людей, которые потеряли работу и не могли найти себе новое рабочее место по имеющейся специальности.
Бюджетное финансирование центров профориентации было сведено до минимума. Руководители профориентационных центров стали заключать договоры с региональными службами занятости на оказание профориентационных услуг безработным гражданам. Безработных стали тестировать для оценки профпригодности при направлении на переобучение за счёт службы занятости, учить методам эффективного поиска работы и трудоустройства с помощью специальных тренинговых программ. Большинство наиболее квалифицированных психологов из центров профориентации стали обслуживать безработных по направлениям из службы занятости, подбирать персонал по заказам работодателей, уходить на работу в другие организации, в том числе в ту же службу занятости, в коммерческие фирмы.
В 1991 г. вышел ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости. В то время как в США для работы в бюро по трудоустройству, требования к подготовке специалистов заметно ниже, чем для специалистов, оказывающих помощь школьникам при планировании ими своей карьеры.
Администрации некоторых городов поддерживали руководителей оставшихся Центров профориентации молодёжи.
Некоторые руководители Центров занятости населения делегировали своих профконсультантов в близлежащие школы, где они работали со старшеклассниками, получая зарплату в Минтруда.
Один из примеров невнимания к школьной профориентации — Второй съезд школьных психологов в г. Перми в 1995 г., в программных материалах которого не было ни одного упоминания о профориентации и профессиональном самоопределении, но много места и времени было уделено психокоррекции, психодиагностике, психотерапии. Хотя понятно, что и психодиагностика, и психокоррекция, и психотерапия имеют смысл лишь тогда, когда они помогают человеку самоопределиться.
Профориентация частично перешла и в коммерческие структуры в виде «профотбора персонала». К сожалению, это также является свидетельством некоторой примитивизации профориентационной работы. Ещё в 1920-е годы Г. Мюнстерберг говорил, что со временем профотбор должен постепенно заменяться профконсультацией. Такой профотбор практически исключает выход на серьёзный уровень профессионального и личностного самоопределения (претендент — это лишь «обследуемый с помощью тестов»).
Как видно из истории, сама жизнь привела к появлению профориентации как практики, и вследствие — междисциплинарного научного знания.
Но в итоге получается, что в 1930-е гг. профориентацию пытались ликвидировать политическими способами, в 1970-1980-е гг. — бюрократическими, а сейчас — экономическими (почти не финансируют). Всё это позволяет убедиться, что существует определённая зависимость
периодов расцвета профессионального самоопределения от уровня реальной свободы выбора для большинства населения данного общества. А это означает, что сама профориентация (и конкретные методы профориентационной помощи) должны планироваться и осуществляться с учётом этого обстоятельства.
К этому описанию и выдержке из истории становления, а также пути развития профориентации хочется добавить ещё тему межличностных отношений, потому как зачастую именно они являются отправной точкой в определении юными учащимися своего пути. От общих вопросов, проблем развития профессиональной ориентации, немаловажно перейти к частным проблемам, которые влияют на профориентацию не извне, а внутри этой области. Ведь все эти вопросы и камни преткновения созданы участниками этого процесса: педагогами, родителями и учениками.
Поэтому, для полноты рассмотрения профориентации, которая, конечно же, связана с психологией, особое внимание стоит уделить именно им — участникам. Ведь, так или иначе, все, кто занят профориентацией могут менять направление развития этого витиеватого явления.
Как уже говорилось, участниками профориентации являются воспитатели, учителя, педагоги, учащиеся и их родители. Основной упор и акцент всегда падает на учащихся, как на основных действующих лиц. Они должны выбрать, они должны понять, почувствовать, проанализировать, сопоставить, сравнить и прочее-прочее и, наконец-то, определиться. Каково, а? Какая дикая нагрузка, стресс и давление на молодые головы?! Конечно, окружающие стараются помочь, поддержать, посодействовать этому выбору. Но помощь ли это? Не всегда!
Как же часто выбор молодог о поколен ия зависит от авторитарного участия или безучастия в этом
Заметки Ворчуньи
Авторитарное участие…За время общения с моими учениками, я пришла к выводу, что не авторитетом едины, как говорится. Для них сейчас нет никакого авторитета (в отличие, например, от пионеров), зато есть кумиры. А кумиры — мода, меняющаяся единица.
процессе их родителей. Как слепые котята они пытаются найти для себя аргументы, объяснения и убеждения для самого важного выбора в их жизни. Весь проект их будущего формируется, конструируется из мелких деталей, открытий, проб и ошибок.
И вот именно всего этого действа, создания своего собственного неповторимого проекта, старшие зачастую и лишают подрастающее поколение. И конечно, это можно объяснить многими факторами, явлениями и причинами. Но обо всём по порядку.
В ситуации профориентации начинает чётко прослеживаться тема межличностных отношений, различных страхов, стереотипов, идеалов… Короче говоря, иллюзий.
Что же такое межличностные отношения и как именно они могут влиять на выбор профессии?
Если заглянуть на просторы интернета или даже взять любой учебник по обществознанию, то можно найти множество определений этого понятия. Вот что
получилось: Межлично
стные отношения — взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (малой или большой). Они являются определённым видом осуществления общественных отношений и одновременно средой формирования и
продуктом проявления психологических качеств человека. Межличностные отношения складываются при наличии непосредственной коммуникации и формируются на
чувстве симпатии или антипатии людей друг к другу. Межличностные отношения подвержены быстрым изменениям, которые являются следствием реакции на результат общения с конкретным человеком. Исходя из этого,
они имеют ярко выраженную эмоциональную окраску. Существует два вида межличностных отношений: деловые (официальные) и личные (неофициальные). Нас интересуют оба вида взаимоотношений, так как, например, беседа между педагогом и родителями является деловыми
межличностными отношениями, а беседа родитель-ребёнок — личными.
На данном этапе уже переплетение связей и социальных ролей, а как следствие, и возложенных обязательств, и прав, становится всё более и более ветвистым. Но мы будем разбираться дальше и картина отношений, вытекающих из них ситуаций и вопросов, станет куда более понятна, а значит, и выбор профессионального пути будет ясен.
Центром нашего разговора является всё-таки ребёнок, вокруг него происходят нешуточные процессы, а значит, и внутри него не менее суетливая обстановка. Ему необходимо занять своё место под солнцем, выбрать дальнейшую роль в жизни. Хотя и сейчас у него уже есть определённые социальные роли. И в этом многообразии ролей могут возникнуть конфликты.
Социальный статус — это положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.
Социальная роль представляет собой способ поведения, определяемый статусом человека. Соответственно, и виды социальных ролей могут быть связаны с устойчивыми формами организации общественной жизни, то есть быть типичными. Или они могут быть спонтанными, возникать в рамках складывающихся неформальных обстоятельств совместной деятельности и общения.
И теперь только задумайтесь, что приходится испытывать подростку во всём сумасшествии обязанностей и требований. Ведь он выступает в разных социальных ролях, а, следовательно, участвует в разных отношениях. И здесь нас больше интересуют взаимоотношения с родителями, где главный спорный вопрос: степень самостоятельности подростка и его независимость, из чего может сложиться конфликт. Структура социальной роли здесь такова, что требований, оценки, а исходя из неё и санкций, не избежать. В этот момент не нужно исключать и возможность несовпадения социальных ролей или возникновение противоречий между ними. И вот всё это «великолепие» ведёт к ролевому конфликту в подростковом возрасте. Как вы понимаете, он связан с выполнением подростком одной или
Заметки Ворчуньи
Межличностные отношения строятся на уважении. Не отчество и не обращение на «Вы», а доверие формирует связь человека с окружающими.
нескольких социальных ролей, которые заключают в себе несовместимость, конфликтующие обязанности и требования.
А если попробовать жить без социальных ролей?
В детстве всё так красиво, так легко, а главное — всё просто. Вспомните, как беззаботно и незаметно для самих себя вы сходились с людьми. Не задумываясь о «взрослых заморочках», а точнее, не зная их. Мы не были привязаны к страхам и иллюзиям, поэтому не ощущали тяжести и летели туда, куда хотелось, куда тянуло, и мы были свободны. Всё это случалось из-за отсутствия социальных ролей, про которые речь шла выше. Возможно, больший процент вероятности закрепить это самое чувство в личности находится как раз в детстве? Не спектакль социальных ролей, а спокойные и здоровые отношения — цель любого человека. Это же настоящие человеческие отношения, которые лежат в основе основ и помогают чувствовать себя собой
Именно это звено, которое входит в состав сложного пути к себе, нахождения себя, является тем рубежом, перейдя который, можно с большей уверенностью ожидать, что выбранное направление, и в профессии тоже, —
верно и логично. Другими словами, родители, помогая хранить ребёнку свою сущность, не привыкая к ролям, дают уникальную возможность своему чаду слушать себя, узнавать себя через других, но не становиться ими, другими. Чем независимее ребёнок будет от социальных ролей к моменту выбора профессии, тем чище этот выбор окажется.
А как убрать ненужные социальные роли? Нужно убрать ненужные отношения. Зачем я поддерживаю эти отношения? Что я в них чувствую? Задав эти вопросы себе или научив ребёнка задавать себе эти вопросы и честно отвечать, вы облегчите жизнь, в прямом смысле этого слова.
Ведь закутываясь в слоях социальных ролей, становится потом страшно снимать эти пласты, отказываться от них, а «вдруг замёрзну?». И в итоге страх —
сила, которая движет хранить то, что давно пора снять и выбросить.
Возвращаясь к вопросам об ощущениях в отношениях, если ответ звучит как что-то наподобие — счастье, уют, тепло и свет, то вы в отличных настоящих и безусловных отношениях. А вот если идёт удовлетворение нужд, то вы в беде. Если внутри ощущается огромная ценность, то всё получается. Здесь ценность отношений всегда весомее страха.
Необходимо порой устраивать внутреннюю уборку и если возникает конфликт, то пусть он будет. В этот момент и родится истина — я и мои отношения — это ценность без формальностей и форм, а остальное «не та муха укусила» и всё скоро пройдёт. А если же появляется страх за существование этих отношений, тогда и выводы сразу и в очевидной форме придут и не заставят себя ждать.
С каждым новым абзацем в голове роятся мысли и как ниточка из клубочка, потянув, тянем и тянем, получая и
больше вопросов, и в будущем больше ответов.
Самое главное — перестать бояться. И самой ситуации, и реакции ребёнка, как бы парадоксально не звучало, но и страх ребёнка и ваш собственный страх могут сыграть злую шутку со всеми. Как бы банально не звучало, но взять себя в руки — это первое, с чего необходимо начать, задать себе примитивный вопрос «зачем?», потрудиться на него ответить чётко, правдиво и только по вопросу и… и в бой. Это самый настоящий бой со многими моментами, которые безусловно окружают и жужжат, как назойливые мухи, когда тут жизнь решается, на кону не просто жизнь, а счастливая жизнь самого родного и важного человека в вашем мире. Второе, что придётся сделать, так это убить страх.
Как говорил Уильям Шекспир, конечно, далеко не педагог и не психиатр или психолог, но… Так вот он говорил, что «из всех низших чувств страх — самое низкое». Поэтому и убивать его и порождённые им иллюзии будет сложно, но оправданно. Единственным оружием здесь будет здравый смысл.
Заметки Ворчуньи
Корнелия Функе, немецкая писательница, автор более 40 детских книг в жанре фэнтези, в одном из своих произведений сказала: «Ах, стереть бы все чужие слова из головы и сердца и хоть раз увидеть мир собственными глазами!»
Заметки Ворчуньи
Страх — сила, которая движет хранить то, что давно пора снять и выбросить.
Мы определились в целях, в грузе, который мешает, и нашли оружие к нему, значит, пора действовать — рассуждать разумно. А это уже необходимо выяснять, исходя из ситуации. А ситуация здесь — это ваш ребёнок. С собой вы разобрались, настроились, а вот ребёнок может этот настрой легко сбить, перенастроить и тогда, не меняя цели, придётся менять тактику. В одной из книг Андрея Курпатова есть фраза: «бежать от чертей под «белочкой» — это разумное действие, но далекое от здравого смысла».
Так вот задачей, которая ложится на плечи родителей, является мастерски сочетать разумное действие со здравым смыслом.
Кстати, говоря о сочетании действий и смысла, а откуда у нас эта сочетаемость появляется? Конечно, всё правильно, из детства. Про основные моменты необходимо обязательно поговорить.
«У тебя здорово получается, так держать!». Жаль, что это звучит так редко и даже не метко. Чаще можно услышать «а вот Вася уже, а ты всё ещё». Зачем? Сравнение ещё никому на пользу не шло. Если цель — закопать всё самое нужное и важное в ребёнке, то это идеальный способ. Максимум с кем можно сравнить, так это с самим собой и только со знаком плюс. Даже про фразу «Ты у
меня самый лучший!» нужно забыть. Это сравнение. Дети — зеркало родителей. И кто бы что не говорил, не ищите оправданий и объяснений. Это факт, это истина, доказанная поколениями. Дети, являясь чистой материей, смотрят и копируют. Так что возвращаемся к истокам и работаем с собой сначала. Быть старшим ребёнком совсем не значит, что у ребёнка больше обязанностей. Новые возможности — да. Всё поровну, вне возраста. Не портите детство и отношения с младшими братьями и сёстрами. Ребёнок не виноват и это была не его прихоть — родиться первым.
Когда причинно-следственная связь не ясна ни для ребёнка, ни для взрослого, что страшнее, то попрощаться с остатками нервов можно сразу. Состояние фурии и «прекрасное» выражение лица в этот момент — это не объяснения. Наказания предсказуемы, понятны и ясны — это уже шаг к взаимопониманию. «Ты что-то не сделал, о чём мы договаривал ись, мне жаль, но мне придётся поступить так-то и так-то». Расстановка границ. Золотая середина, где ты?
Новомодные мамочки, разрешающие всё, абсолютно всё ребёнку, залипшие в телефоне, в поисках чего угодно, главное, чтобы пищало модно. Или же другая сторона медали — мамочки, унаследовавшие совковые гены, запрещающие всё на свете своему чаду. А почему не остановиться на том, что ограничения должны касаться безопасности и личной свободы других людей. Здесь объяснения должны быть максимально понятны. В остальном же пусть ребёнок знакомится с миром.
Ну и конечно, не доводя до абсурда и без вреда здоровью. Хочется надеяться, что об этом и говорить не нужно.
Мы в одной команде. Мама наказала, папа поддержал. Тут всё понятно и просто.
Особое внимание хотелось бы уделить вопросу поощрения в виде денег. Искажение истинной мотивации — это всё, чем они могут «порадовать». Предлагая деньги, когда
Заметки Ворчуньи
Помните «чудесный» способ, который никак не канет в лету? «Сейчас тебя заберут…» и тут пошли варианты от полицейского до «того дяди». Нескромно прозвучит, хотя даже где-то обидно, но в этом списке часто фигурирует и моё имя от некоторых моих знакомых, которые почему-то думают, что мои строгие методы воспитания — идеальная страшилка — помогалка в приведении своих детей в чувства. Как жаль, что приходится долго объяснять всё пагубное влияние этого метода на ребёнка и на наши с ним отношения, в первую очередь. Услужили, что называется. Думаю, мало кому хочется, чтобы его панически боялись. Уважение и чёткое понимание «что будет, если…» — это уже другой разговор.
Заметки Ворчуньи
Я тоже родитель. Я тоже прохожу всё то, о чём пишу, как и многие мамы и папы. Поэтому знаю, что сочетать разум и смысл порой очень непросто. Из практики проведения занятий: разум часто шепчет выгнать и избавиться от источника раздражения (простите, ребёнка), ведь он не мой сын или не моя дочь. Заберите и сами разбирайтесь! Но смысл всё подавляет. А для меня он понятен — сохранить наш мирок и не обмануть доверие.
Заметки Ворчуньи
Думаю, мало кому (вменяемому) хочется, чтобы его панически боялись.
ребёнок справился со школьными заданиями или помог, у него сдвигается мотивационный акцент. Если он получал хорошую оценку за знание, за навыки, смекалку, умение договариваться и излагать свои мысли и так далее, то теперь он будет делать это только для того, чтобы заработать. Всё остальное и важное уйдёт на задний план или вообще уйдёт из картины мира. Появляется торг в процессе договоренности. И как следствие, начнёт расти размер этого «поощрения». Особо ярко это наблюдается в подростковом возрасте. Откуп деньгами даёт свои плоды в виде разрушения взаимоотношений. Цементом здоровых отношений является безусловное личностное принятие, уважение, беседа-диалог. Товарно-денежные отношения далеки от отношений ребёнок — родитель. Не делайте из ребёнка работника, а из себя работодателя.
Самое главное — это, конечно, любовь. Она же не сделка, она безусловна и прекрасна в своей простоте и ясности. И все мы знаем, за что любим наших детей.
А нашей темой является право выбора ребёнка. Давайте ему выбор и учите его слушать свои желания — это лучшее, что может сделать любящий родитель. Ведь именно из детства приходят несчастные взрослые, за которых было всё решено и их не спросили, чего им хотелось. А выбирать можно всё: от каши до мультиков.
Прежде чем перейти к узкому вопросу, к выбору профессии, из имеющихся на рынке труда в данный момент, нужно быть просто наблюдателем. Беспристрастно отслеживать эмоции ребёнка от той или иной сферы, где ему пришлось побывать и поучаствовать, а для этого, соответственно, дать ему эту возможность — попробовать себя там, куда он тянется, чем он интересуется и т.д. Вы, конечно, всё это слышали, читали и понимаете, но! А вы это делали? Не для себя, не по своему желанию или нежеланию, не из-за своих амбиций, зачастую больных, а просто побыть «хвостом» своего чада и следовать за ним для помощи, молча, туда, куда он сам идёт.
На каком-то ужасном генетическом или подсознательном уровне нам передаётся стремление к идеалу и той волшебной фразе «а вот я или мы в твои годы…». С кем это работало? Или лучше так — с кем это сработало? Пружина
сразу включается у бунтарей и всё пойдёт во зло, а не во благо, беспрекословное подчинение — у тихонь и опять-таки «мимо кассы», мимо нужного и того, что будет радовать всю жизнь. Говоря об этом, вспоминаются слова Фредерика Пёрлза: «Идеал — это палка, которая даёт вам возможность бить себя и издеваться над собой и окружающими». Иллюзорное восприятие действительности мешает дать свободу в первую очередь себе, а как следствие, и ослабить гайки в наставлениях своим детям.
Когда речь заходит о непонимании в отношениях «родитель — ребёнок», то тут несколько вариантов развития и, к сожалению, один из возможных — это агрессия. Родители часто пасуют в спорных ситуациях и единственное, что выдают — неадекватное нервное поведение, оправдываясь, что всё это во благо, они готовят ребёнка к жизни, что он не потеряется и не растеряется при крике и нападении, да ещё и постоит за себя.
Но всё далеко не так. Как показывает жизненная практика, ребёнок, который подвергся психологи и агрессора, не может за себя постоять даже с равным себе оппонентом, не говоря про более сильного противника. И отыгрывается всегда на слабых. Поэтому повышая голос или поднимая руку на своего ребёнка, можете сразу представить
себе картину того, что вы уже наказали своего внука.
Но вернемся к настоящему. Подростковый возраст. Многие согласятся, что в последнее время это понятие приходится слышать исключительно или всё чаще в отрицательном ключе. А почему бы не сделать этот период очередным простым этапом развития становления личности, а не удобным аргументом в объяснении неадекватного поведения, невоспитанности, лени и прочих сопутствующих
недоглядов со стороны взрослых за своими детьми? Подростковый возраст — это всего лишь стадия взросления, перехода от «я — ребёнок» к «я — взрослый». И не только физиологически, но и психологически. Это значит, что пришло время учиться ребёнку нести ответственность за свои
Заметки Ворчуньи
Подростки… И тут мои руки не успевают за скоростью рождения мыслей.
промахи, ошибки, выбор, слова и так далее. А не родителям, которые потом краснеют за своё чадо — это один вариант. Или с пеной у рта защищают его, тем самым подкрепляя инфантильности у своих детей — второй вариант.
К сожалению, родители, всё чаще того не замечая, страдают раздвоением личности. С одной стороны, они всегда знают, что и как надо делать с их ребёнком, но при этом отдают их учителям с претензией на воспитание. А истоки откуда? Начало положено где? Несложные вопросы и ответ очевиден — в семье. Но уж если отдали своё любимое чадо и переложили ответственность за воспитание на учителей, то будьте готовы к критике в свой адрес, к совету и рекомендации; переваривайте информацию спокойно, не поддаваясь своим инстинктам, и не бросаясь на преподавателей с кулаками и нравоучениями. Доверили? — Доверьтесь! А если считаете, что вправе поучать, то начните это практиковать дома со своими собственными детьми. Изменения, происходящие с подростком, неминуемы. Но у медали всегда две стороны и одна из них всегда положительная. В подростковый период можно с удовольствием наблюдать за проявлением самостоятельности в получении знаний и навыков, положительной мотивации. С умилением смотреть на то, что ваш ребёнок стал повышенное внимание уделять своей внешности, что происходит рост самосознания, самооценки и саморегуляции. Страх, амбиции, авторитарность и иллюзии — это всё то, что может мешать родителям и учителям, наставникам с их стороны. Но что же может мешать разговору и совместной работе в процессе профориентации со стороны ребёнка? Страдания. И это уже определённая преграда. Боль, страх, глупость, капризы — это страдания. Хорошо, если эта детская манипуляция взрослыми осталась в детстве, так сказать, переболели, научились говорить, научили выражать свои мысли, предложения и пожелания… А если нет? То это уже оружие в руках подростка. Сердобольные или просто растерянные родители опустят руки или ещё хуже — возьмут всё в свои руки и примут-таки решение за своё любимое чадо. С особой медвежьей любовью напишут инструкцию к жизни по своему видению, какое-то время будут неимоверно счастливы, горды и довольны собой. Дальше уже несложно догадаться, что инфантильность ребёнка укоренится и перерастёт уже в привычку и образ жизни. И начнутся разговоры в стиле «бензопила «Дружба» (когда нравоучения и нотации сводят с ума) после окончания института и получения никому ненужной специальности о будущей работе, о целях и желаниях, о лени и безразличии, короче говоря, о том, о чём нужно вести беседу здесь и сейчас, не теряя времени и сил.
Поэтому, подводя итог вышесказанного, совет для старших — не отступаться от помощи ребёнку, не наступать на его свободу и не теряться от буйства изменений и появлений всё новых и новых специальностей и профессий.
И раз уж речь заходит о профессиях, то самое время, и поговорить о рынке труда.
Заметки Ворчуньи
Эта часть далась мне легко в написании, но тяжело в решении включить её в книгу. По праву считаю, что я — учитель и всегда открыта к диалогу с родителями (ведь я тоже бываю по «ту» сторону и уже как родитель общаюсь с учителями). Но давайте откровенно, действия просты: не нужно учить врачей, как лечить; а учителей, как учить и т.д. Не понимаете, и элементарно не нравится — уходите. Но уходите, сообщив о своём уходе! (Совсем не лишнее). Вы обязательно найдёте СВОЕГО врача, учителя, визажиста, парикмахера и т.д.
Глава 2
У будущего есть одно большое достоинство: оно всегда выглядит в реальности не так, как себе представляешь. Милорад Павич
Пожалуй, с этого и начнём. Прогноз прогнозом, а реальность выйдет другой. Тем не менее, познакомиться с рынком труда, понять его суть, значение и перспективы, тенденции развития — одна из основных ступенек при выборе своей будущей профессии и, следовательно, и жизни.
Как часто звучит словосочетание «рынок труда». Рынок труда переполнен юристами, например. Или наоборот — рынок труда голодает без рабочих специальностей. Так что же это — «рынок труда» и почему он всегда в процессе изменения? Чем он сейчас переполнен? А в чём испытывает дефицит? Что постепенно уходит, отмирает? А о чём, а точнее, о каких специальностях, мы не слышали и не имеем
никакого представленияРынок
труда — это определённые весы, на одной чаше спрос на рабочую силу, на
другой — предложение. Основной чертой рынка труда является срок, определённые временные рамки, в которые укладывается использование работодателем опыта, знания, квалификации и способностей работника.
Профессии и специальности находятся как будто в неком потоке, сплетении, переплетении. Как много профессий оказалось невостребованными и со временем они просто исчезли. Стоит ли жалеть?! Каждый период нашей жизни, истории характеризуется вспышками одних специальностей и угасанием других.
Форда. Видимо, так себя успокаивали кучеры. А сейчас не всякий подросток ответит, чем же занимался этот человек и человек ли это.
Зато каждый точно знает, кем является блогер и чем он занимается. Но этого невозможно избежать или изменить. Время, развитие технологий и изменение сознания диктуют свои правила. Востребованность, мода, обстоятельства создают определённые критерии, из чего рождается список или рейтинг, как угодно, который на себя примеряют те, кто находится на стадии выбора. Это может быть как первый в жизни выбор профессии, так и повторный, после неудачного опыта и нахождения себя.
Обойдёмся без долгого вступления. Следующая часть этой главы составляет ядро книги.
Всего 4 вопроса, 4 честных ответа и желание вчитаться и понять, то ли это дело, чем я хочу заниматься, и что я могу вложить, и что получить взамен за свои труды.
Заметки Ворчуньи
Посетив и перечитав уйму форумов, чатов и прочих источников, где можно почерпнуть интересы подростков, я составила список профессий, некоторые из них трудно назвать вообще таковыми.
«Лошадь была, есть ибудет, аавтомобиль — это лишь модная причуда», — так в 1903 году президент Мичиганского Сберегательного банка пытался отговорить юриста Хораса Ракэма от инвестиций в предприятие Генри
Глава 3
Зелёный на красном — это совершенно не тот же цвет, что зелёный на синем. Василий Кандинский
профессии, что может дать взамен занятие выбранной работы, в частности зарплата.
Вопросы и особенно их количество безусловно радовали моих опрошенных. Я наблюдала, как объём анкет всего в 4 вопроса, воодушевлял ребят. Однако из 100 участвующих в опросе на таблицу с подробным описанием профессии обратили от силы 4 человека. Не сказать, что я была удивлена, скорее расстроена, что мои догадки о непопулярности некоторых сфер деятельности стали явью. Жаль…
К описанию процесса я ещё вернусь, а сейчас сухая и скупая математика. Повторюсь, в опросе участвовали 100 человек: 34 мальчика, 66 девочек; 48 студентов первых курсов колледжей (18-21 лет), 52 школьника (14-17 лет).
Кратко выпишу самые частые ответы в графе
Анализ анкет
Заметки Ворчуньи
Прежде чем приступить к анализу требуется сделать небольшое отступление и внести некоторые пояснения. Нормы научно-популярного стиля требуют придерживаться определённых правил. Однако в этой главе мы без сожаления от некоторых из них откажемся. Не будет больше безличного автора, не будет «мы», останутся в первых главах и сухие формулировки, но зато появится больше личного, больше эмоционального и экспрессивного. Итак, сделав такое вступление, предлагаю перейти к анализу. Вперёд!
Речь пойдёт о процессе сбора, анализе и результатах моих мини-анкет. Почему мини? К сожалению, прикрываясь течением и ритмом жизни — бурным, торопливым и поверхностным, редко найдётся тот, кто выделит время для неспешности. В данном случае, краткость — не сестра таланта.
Начиная создавать свой опросник, который дал бы мне пищу для размышления, как происходит выбор будущего у подростков и в какую сторону, я перечитала уйму книг, примеров, отзывов. Мои поиски не ограничились всемирной сетью, учитывая вдобавок и мою нелюбовь к электронному формату, я купила несколько книг тех авторов, которые занимались вопросом профориентации. Надо сказать, что к моему великому удивлению, их выбор был крайне скуп.
Закупившись, начитавшись и расстроившись, я решила, что анкета будет мини. Сказано — сделано. Итак, вы уже видели вопросы и саму матрицу выбора. За основу я взяла работу Московского областного центра профориентации молодёжи «Матрица выбора профессии», методика Г.В. Резапкиной, и переработала её, основываясь на изменениях рейтинга профессий и вечно меняющихся тенденциях. Дополнительно я решила расписать подробнее вопросы о специальностях: описание, вложения в получение этой «вложения» и «получения».
Вложения Время
Деньги Доп.материалы, оборудование Ограничение развлечений Самодисциплина
Получения ЗП высокая
Статус Удовольствие
Доверие людей
Накопления на безбедную старость
Удобный график
Свободу
Популярность/Известность
Не знаю
Быть полезным
Заметки Ворчуньи
100 человек. Много или мало? Всё относительно. А говорят ещё, что математика — наука точная. Простите мой сарказм, уважаемые «технари». Я считала, что для меня найти сто человек — это просто. А попробуйте это сделать, когда все школы, колледжи, университеты закрыты. Привет 2020 году!
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я хочу… хочу? хочу! быть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других