Аутизм — это нарушение развития с разнообразными симптомами, которое начинает проявляться ещё в детстве (как правило, до трех лет). Беспомощность и неуверенность, страх и душевная боль — с такими чувствами знаком каждый родитель, который столкнулся с тяжёлой болезнью своего ребёнка. Когда выясняется, что болезнь неизлечимая присоединяется еще и отчаяние. В минуты отчаяния, родители особенных детей опускают руки. К сожалению, нет волшебной таблетки, которая смогла бы вылечить аутизм и сделать вашего ребенка нормотипичным. Однако, есть множество способов помочь ребенку в борьбе с преодолением негативных последствий аутизма. Я, как мама особенного ребенка, долго билась в разные двери, пытаясь найти правильный путь, и помочь своему ребенку. В книге собран опыт борьбы с негативными последствиями аутизма на основе реальных историй родителей, которые нашли в себе силы и вступили в бой с аутизмом.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Аутизм – не приговор!» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
МЕТОД ХЕНЛИ
От автора
Метод Хенли — это метод АВА-терапии с опорой на навыки, разработанный доктором философии Грегом Хенли в 2019 году.
Одна из острых проблем детей с РАС — это проблемное поведение, которое порой не дает спокойно жить всей семье и, что крайне важно, мешает самому ребенку развиваться и обучаться чему-то новому.
Метод Хенли направлен на то, чтобы научить ребенка с РАС навыкам функционального общения: терпению, пониманию, умению ожидать и т.д.
Основа метода — понять желания, потребности и интересы ребенка с РАС.
Реализация программы должна осуществляться исключительно в комфортной для ребенка атмосфере.
Можно изложить метод Хенли поэтапно:
— ПОНИМАТЬ, слушая.
Собрать максимум информации о том, что нравится и не нравится ребенку, в какой среде ему комфортно находится и чего он старается избегать.
На основе собранной информации выдвигается гипотеза о том, что пытается донести ребенок посредством проблемного поведения.
— ПОНИМАТЬ, радуя.
Создать максимально комфортную обстановку для ребенка, в которой должно быть по максимуму тех вещей, которые ребенок положительно воспринимает.
Далее идет процедура отмены правил — ребенку дозволяется делать все, что он захочет!
Более того, взрослые должны все желания ребенка исполнять.
Цель этапа — создать видимость самостоятельности у ребенка, чтобы он думал, что взрослый не управляет процессом, а всего лишь находится на подхвате, вроде персонального помощника.
Итог этапа — ребенок доволен, нет оснований для нежелательного поведения.
— ПОНИМАТЬ, разрешая.
Этап перехода от игры к заданиям. НО! При отказе или демонстрации нежелательного поведения взрослый должен уступить и вернуться к игре.
Попытки необходимо повторять до тех пор, пока ребенок не даст согласие на выполнение развивающих заданий.
— ПОНИМАТЬ, обучая.
Переходим к процессу обучения навыкам: игры, досуга, сотрудничества, коммуникации, толерантности.
По мнению автора методики, после освоения данных навыком ребенок сможет изучать информацию по разным направлениях.
Взрослый должен мониторить ситуацию и оставаться на уровне помощника со стратегией:"я рядом","я понимаю тебя","я на твоей стороне","я готов помочь","то, что ты чувствуешь, имеет значение".
Таким образом, метод Хенли против принуждения, все должно быть решено исключительно по согласию ребенку.
Широкую известность он приобрёл благодаря своей эффективности. Оказалось, что изменить проблемное поведение, которое демонстрировалось годами, не только возможно, но и высоковероятно.
Стоит особо отметить, что у родителей и специалистов данная методика вызывает ряд сомнений:
Методику необходимо применять очень длительный период, что влечет за собой переделку всех семейных устоев;
Из ребенка делают некого «царя» — балуют и все разрешают;
К ребенку практически не предъявляют никаких требований.
Я ознакомилась с данной методикой относительно недавно и, мнение у меня сложилось неоднозначное. Возможно, если все сделать правильно, то результат действительно будет достигнут и ребенок сможет преодолеть нежелательное поведение. Однако, мое традиционное мышление в области воспитания детей, не позволяет мне трезво оценивать эффективность его применения. Сама бы я подобную методику вводить не стала, так как ребенок у меня в семье растет не один, и другие дети оказались бы в ущемленном положении. Не думаю, что я смогла бы адекватно для детской психики разъяснить, почему их брату разрешается все, а их в поведении мы ограничиваем. Вероятно, для качественного применения данного метода необходимо сначала создать внешние условия, в том числе подумать об остальных членах семьи, особенно маленьких.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Аутизм – не приговор!» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других