Стоимость системы городской очистки

Азер Назаров

В книге приводятся рекомендации и практические примеры выбора и оценки стоимости системы городской очистки от твердых отходов на основе методик ООН и Всемирного Банка.

Оглавление

  • Введение
  • Субъекты системы управления отходами

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стоимость системы городской очистки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Субъекты системы управления отходами

Практика управления твердыми отходами (ТО) требует четкого разграничения полномочий и ответственности всех заинтересованных сторон, участвующих в проектировании системы. При этом органы государственного управления, как правило, разрабатывают общую политику и соответствующим образом законодательно ее интерпретируют, однако наряду с этим значительную роль в системе играют другие субъекты, причем, как на этапе разработки политики, так и на стадиях непосредственного обращения ТО. Согласно методике ООН данных субъектов принято называть заинтересованными сторонами — стейкхолдерами5. Рассмотрим последовательно группы субъектов системы управления ТО.

Жилые районы / частные лица

Предпочтения местных жителей в отношении отдельных видов отходов, их готовность к раздельному первичному сбору вторичного сырья, их готовность платить за услуги в сфере обращения ТО, и их способность к участию в системе коммунального сбора ТО (пункты сбора) — все это оказывает мощное влияние на систему обращения ТО в целом. Различные стимулы могут повлиять на предпочтения и поведение людей.

Бизнес

Бизнес также производит отходы, и он также может играть значительную роль в системе управления ТО, особенно, в случае, когда он обязан напрямую оплачивать услуги обращения с ТО, т.е. когда присутствуют стимулы, формирующие его поведение.

Департаменты общественного здравоохранения и санитарии

Отдельно следует рассмотреть роль служб и ведомств, занимающихся вопросами санитарии и охраной здоровья, т.к. сфера обращения с ТО потенциально представляет опасность для всех ее участников. Действуют специально разработанные санитарные нормы и правила.

Департаменты ЖКХ

Муниципальные власти в соответствие с федеральным законодательством обязаны организовать процесс сбора, трансфер, обезвреживание и окончательное удаление ТО. Однако часто этот функционал оказывается распределен между разными отделами, что постоянно порождает конфликт целей и действий.

Департаменты природных ресурсов

Эти ведомства в свою очередь осуществляет функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в частности за соблюдением требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), выдает в установленном порядке разрешения на трансграничное перемещение отходов, выдает в установленном порядке размещения на создание объектов размещения отходов в пределах своей компетенции, координирует работу по ведению государственного кадастра отходов и государственного учета в области обращения с отходами.

Кроме того, эти ведомства осуществляют ряд функций среди которых организация и проведение государственной экологической экспертизы.

Департаменты охраны окружающей среды

В целом, политика обращения с отходами обычно разрабатывается именно этими ведомствами.

Муниципальные органы власти

В российской практике управление ТО на местном уровне связано с решениями, которые принимают местные органы власти.

Правительство региона

Правительство региона в значительной степени определяет вектор развития системы обращения ТО в регионе. Это в первую очередь связано с тем, что региональные органы имеют доступ к большему потоку финансов, и таким образом больший потенциал в части развития инфраструктурных объектов системы обращения ТО. Во вторых, это традиционно большая юридическая сила регулирующих положений, значительные кадровые ресурсы. Таким образом, на уровне региона имеются более широкие возможности для адаптации существующей системы в рамках приоритетных направлений развития системы управления ТО.

Частные компании

В мировой практике компании частного сектора, как правило, вовлечены в сбор отходов, уборку улиц, переработку, и все чаще в строительство и эксплуатацию свалок, мусоросжигательных заводов и компостинг, и часто выступают подрядчиками ответственного органа власти. Однако для российской модели управления ТО характерно наличие значительно числа МУПов — традиционных подрядчиков в сфере обращения ТО, в то время как доля участия частного сектора сужена до сбора, транспортировки и переработки ТО. В отличие от органов власти, частные компании не несут прямую ответственность за поддержание общественной санитарии и здоровья населения, поэтому их участие ограничено функцией, реализация которой позволяет им получить прибыль. Если нет потока доходов — не разумно ожидать участия частного сектора. При этом, однако, источником дохода может быть система выплат не только от частных-агентов, но и отчислений со стороны органов власти, в том числе направленных на развитие возможностей, прежде всего технических, в рамках общей стратегии «создания условий».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Субъекты системы управления отходами

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стоимость системы городской очистки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я