Путевые заметки, написанные во время совместной работы с образовательным центром «Северная гардарика». Швеция-Дания 2009 год При оформлении обложки использованы фото автора.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Шведский анабазис Путевые заметки. 2009 год» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
Граница…
Длиннющий хвост машин тянется километра на полтора. Очередь из фур начинается вообще черт-те за сколько. Там все семь будет. Ну, для фур это немного. Было — и от Выборга очередь начиналась, а это пятьдесят километров. И на финской стороне, соответственно, от Хамины — почти сорок. Причем, при любой плотности потока финскую таможню они проходят за считанные минуты, но российскую!… Хоть и отгроханы новейшие терминалы на обоих переходах, что на Торфяновке, что на Брусничном, организация процесса, мягко говоря, оставляет желать лучшего, и заставить шевелиться работничков там крайне сложно. На моей памяти только однажды я прошел паспортный контроль, транспортную инспекцию и таможню в общей сложности за семь минут! Очереди не было ВООБЩЕ! Не успел подъехать — документы аж из рук рвали, и все на местах, никого ни искать, ни ждать не надо! Видимо, какое то большое начальство приезжало с проверкой, иначе с чего им так крутиться? А так — вечно одних нет, другие обедают, у третьих народу не хватает. Хотя обычная картина — один, не торопясь, работает, трое вокруг сидят курят. Подвозил как-то одного таможенника, разговорились… Он и объяснил, что ставки им поурезали, и доход, как нетрудно догадаться, в основном идет совсем из других источников… Тоже можно понять. Что он одну машину оформит, что пять — зарплату никто не прибавит. Так нахрена ему напрягаться?.. Вот если б он имел долю процента за каждую оформленную машину — тогда и скорость бы в разы возросла. Сколько оформил — столько и заработал.
Только не надо говорить мне, что по сравнению, предположим, с латвийской или польской границей, где стоят неделями, это все пустяки и семечки! Наслышан! Но я там не езжу, слава Богу. Сам знаю, что все относительно. А посему, не будем сравнивать, хорошо?…
Подъезжаю. Передо мной пять автобусов. Три наших — два от «Невы», один от «Аэротравела», один литовский и один финн. Иду выяснять ситуацию. Веселого мало. Первый в очереди «травел», говорит что стоит уже шесть часов. Печально…. Если такая перспектива вырисовывается — на паром точно не успеем. «Нева» и «Травел» тоже в Турку идут, только они на «Silja line», и в Германию. Мы же на «Viking line» и на нем в Стокгольм. Но при таком раскладе не факт, что успеем. Стоим больше часа — никакого движения вообще. За мной уже два автобуса, приближается третий. Шеф куда то звонит — видимо, есть какие-то каналы у него и тут. После десятиминутных переговоров обнадеживает меня, что вскоре процесс пойдет. Похоже — действительно подхлестнули их там сверху — «травел» тронулся к таможне, за ним пошла «Нева». Шефу перезванивают — видимо интересуются состоянием дел. Поговорив, он информирует, что оказывается, у них там вместо трех коридоров на паспортном контроле работает лишь один, но пообещали, что сейчас ускорятся, открыв два остальных. Ну, совок совком и остался. Как будто не видят что делается! Хотя, привычка мариновать в очередях — это, наверное, национальная особенность нашего государства. С тоской думаю о том, что паспорт уже кончается — нужно ехать в консульство в Хельсинки делать новый, а там очередь чуть ли не с вечера занимать нужно…
Передо мной финн. Оказывается, он тоже от «Невы» туристов везет. Полный автобус китайцев. В Хельсинки… Видать, у «Невы» не хило дела идут, раз своих машин не хватает. Хотя — сезон, а в сезон работы всегда много, сам в прошлом году из рейсов не вылезал, и от российских турфирм тоже работал немало.
Еще час прошел, вторая «Нева» и литовец на таможне уже, следующими нас должны запустить. Через минут сорок наконец-то поднимается шлагбаум. Ну, будем надеяться, долго не продержат тут… Ага!.. Как же!.. Рано радовался!… Сравнительно быстро пройдя транспортную инспекцию и таможню, надолго застреваем на паспортном контроле. Дополнительные коридоры, пропустив первые четыре автобуса, вновь закрыли. Работает только один, перед нами пятьдесят китайцев, и оформляют их крайне медленно. На одного уходит не меньше двух минут. Ну, еще бы — они же все одинаковые, да и имена — язык сломаешь! Вижу знакомого прапорщика, подхожу, здороваюсь и интересуюсь, нельзя ли открыть второй коридор. Говорит, что если и откроют, все равно пока китайцы не пройдут — нам не выехать. Их автобус в «кармане», объехать его возможности нет. Да и контролеров нехватка сегодня. Тех, которые были, кинули на въезд — там тоже столпотворение. Советует пока детей из автобуса не выводить, чтобы в зале не торчать. Поболтав с ним пару минут, забираюсь в автобус и открываю ноутбук. Хорошо, что догадался с собой взять. Книжек скачал много — все-таки месяц почти в поездке буду, хоть почитать есть что….
Уже часа полтора прошло… Заглядываю в зал.
Наконец-то! Осталось четыре китайца. Возвращаюсь к автобусу, командую высадку. Пионеры шумно десантируются и выстраиваются, под контролем Макса, в очередь. Щелчок турникета — последний китаец прошел контроль. Теперь мы…
Ну, что ты будешь делать!.. Тетка-контролер выходит, запирает будку и заявляет, что сейчас придет сменщица, которая нас и оформит. Ждем… Хорошо — недолго. Вскоре слышится быстрый стук каблучков, из двери служебного входа появляется миниатюрная фигурка.
Алена! Давно не виделись! Узнав, она улыбается мне, открывает будку и приглашает на контроль. Ну, тут-то я спокоен. Уже не раз убеждался — быстрей нее никто не оформляет. У Алены на автобус уходит минут двадцать. Все бы так работали!
— Привет, драйвер! Куда на этот раз?
— Привет, Алена! На паром. Швеция, потом Дания…
— Хорошо!.. — мечтательно улыбается она — Я бы тоже с удовольствием прокатилась!
Болтовня со мной не мешает делу, пальцы Алены с неимоверной быстротой пляшут по клавиатуре.
— Да чего хорошего-то?. Я дома с семьей уже забыл, когда и был, а оттуда только через три недели вернусь и снова в рейс!…
— Ужас!… — она сочувственно качает головой — И все равно, интересно… Новые поездки, новые впечатления… — она шлепает штамп в паспорт и протягивает его мне — Удачи тебе!
— Спасибо, Алена! И тебе всех благ!..
Блестящая калитка турникета, щелкнув, выпускает меня в накопитель. Китайцы уже уехали, выхожу к автобусу и открываю багажники. Сержант-контрактник неторопливо проходит вдоль автобуса, залезает внутрь, осматривает салон.
— Сколько человек?
— Пятьдесят.
— Пройдут контроль — позовешь меня, штампы проверю.
Вот ведь порядки! Штамп на контроле ставят, потом на входе в автобус проверяют, да еще и на последнем рубеже! И когда назад въезжаешь — та же история. Друг другу не доверяют что ли?…
Захожу обратно в накопитель. Уже почти все прошли, осталось человек пять. Вскоре и они оформлены, выстраиваем личный состав и выводим к автобусу. Машу рукой сержанту, тот вразвалочку подходит к двери и запускает пассажиров, бросая взгляд на свежие штампы в паспортах.
— Сорок девять… Пятьдесят. Все на месте. Счастливого пути! — он отходит к шлагбауму и нажимает кнопку. Путь открыт! Автобус медленно выезжает с таможни.
— Паспорта далеко не убирайте! Через полтора километра еще одна проверка будет. Лучше, если сразу откроете на странице со свежим штампом, чтобы время не терять — говорю в микрофон. Взгляд в зеркало. Зашевелились, открывают паспорта. Притормаживаю у последнего шлагбаума, открываю дверь. Боец ловко заскакивает в салон.
— Паспорта приготовьте пожалуйста! — проходит между рядами, убеждается в наличии синих штампиков на розовых страницах. — Все в порядке, счастливого пути!
Дверь закрывается, сбоку проплывает шлагбаум и красно-зеленый пограничный столб, затем другой столб, но уже бело-голубой… Граница пересечена…
Подъезжаем к финской таможне Ваалимаа. Светофоры. Три полосы. Крайняя правая для фур — там стоит машин семь, левая для легковых — этих побольше, десятка полтора наберется. Средняя наша — совсем пустая. Ждем. Минут через пять красный светофор над нашей полосой меняет цвет на зеленый. Подъезжаю к шлагбауму, глушу двигатель. Таможенников нет, погранцов тоже…. Как вымерло все. Идем на паспортный. Два пограничника на контроле. Все компьютеризировано, все по уму. Ну, что нашим-то мешает так работать?!
Протягиваю контролеру список пассажиров и паспорт. Он интересуется, куда едем, ставит штамп и желает счастливого пути. Выхожу к автобусу, шлагбаум как был открыт, так и открыт, таможенники, судя по всему, не интересуются ни нами, ни кем другим. У них вообще тут контроль выборочный. Или может таможенная смена нормальная. Есть, правда, смена, почти полностью состоящая из эстонцев, живущих в Финляндии и потрошащая машины с российскими номерами прямо-таки с садистским удовольствием. Хоть здесь, хоть в мелочах, но русским поднасрать… Тьфу!..
А финские таможенники, в большинстве своем, нормальные и доброжелательные. Особенно кто уже не первый год работает. Пока не нарушаешь, конечно. Если попался на чем — огребешь так, что мало не покажется!.. Молодые, по молодости и глупости своей еще видят в каждом контрабандиста. Но со временем набираются ума и опыта и успокаиваются. Хотя таможня таможне рознь. Через второй пункт, который называется Нуйямаа и находится северней, я стараюсь не ездить. У них там какой-то учебный центр таможенный, вот молодежь и дрессируют. А поскольку у ней, у молодежи, амбиций немеряно, а мозгов недостаток, то ну его нахер! Даже если на север иду, все равно там не пересекаю. Лучше крюк сделать, зато спокойно без нервотрепки и унизительного шмона пройти таможню.
Проезжаю вперед, останавливаюсь у зала ожидания для пассажиров. Вся процедура от входа на контроль до посадки последнего пассажира заняла двадцать минут. Сегодня быстро конечно, бывает и подольше. Хотя, больше часа обычно не стоишь.
Посчитаем…
Российская таможня:
Ожидание на въезд — два часа сорок минут.
Ожидание на паспортном контроле — полтора часа.
Прохождение паспортного контроля — двадцать минут (повезло, что Алена была, а то бы не меньше часа).
Пересчет по головам и проверка штампов (два раза) — еще двадцать минут.
Итого — почти пять часов. (И это еще сравнительно немного, бывает и целый день уходит).
Финская таможня:
Ожидание на въезд — пять минут.
Прохождение паспортного контроля — пятнадцать минут.
Короче — от момента пересечения госграницы до момента выезда с таможенного поста — двадцать минут.
Комментарии излишни!..
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Шведский анабазис Путевые заметки. 2009 год» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других