Понятия со словосочетанием «совершенная конкуренция»
Связанные понятия
Ры́ночная цена́ — средняя арифметическая цена предложенного товара или услуги на определённом рынке (например, за конкретный промежуток времени).
Эффективный рынок - институциональная структура, в рамках которой обменивающиеся стороны получают выгоду от торговли в мире с нулевыми трансакционными издержками. Но поскольку заключение сделок влечет за собой издержки на всех рынках, эффективные рынки (как они определяются в неоклассических моделях) недостижимы. Поэтому эффективность рынка, как и всех экономических институтов, определяется минимизацией трансакционных издержек, которые несут субъекты в условиях взаимодействия в рамках этого института...
Закон спроса (англ. law of demand) — величина спроса уменьшается по мере увеличения цены товара, то есть между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость, когда повышение цены вызывает понижение величины спроса, а снижение цены вызывает повышение величины спроса.
Закон Сэя — экономический закон, по которому совокупный спрос автоматически поглощает весь объём продукции, произведенный в соответствии с существующей технологией и ресурсами в условиях экономики с гибкими ценами.
Но́рма при́были (англ. rate of return или англ. rate of profit) — экономическая характеристика, которая является процентным отношением прибыли за некоторый промежуток времени (период) к авансированному перед началом этого периода капиталу (как правило, продолжительность периода принимают равной году). Величина нормы прибыли зависит от нормы прибавочной стоимости, органического строения капитала и времени оборота капитала. Межотраслевая конкуренция приводит к установлению средней нормы прибыли на...
Конъюнкту́ра ры́нка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объёмами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.Конъюнктурный рынок зависит от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.Рыночная конъюнктура определяет...
Несовершенная конкуренция — согласно экономической теории, это такая ситуация, в которой структура рынка не соответствует условиям для существования совершенной конкуренции. Распространенной является следующая классификация форм несовершенной конкуренции...
Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.
Конкурентоспосо́бность това́ра — способность товаров конкурировать между собойКонкурентоспособность товара можно оценивать только с теми товарами, которые удовлетворяют сходные потребности. У конкретного потребителя индивидуальный критерий оценки удовлетворенности потреблением по техническим, качественным, экономическим, эстетическим свойствам, по условиям реализации и т.д.
Тео́рии производи́тельности — экономические теории, рассматривающие взаимодействие между производством и распределением его результатов среди участников производства. Первоначально теории производительности выступали в виде теории факторов производства (Ж. Б. Сей, Ф. Бастиа и др.), согласно которой каждый фактор производства (труд, капитал, земля) участвует в создании стоимости общественного продукта и получает соответственный доход в форме заработной платы, прибыли и ренты. В конце XIX века американским...
Эластичность спроса по цене (англ. Price elasticity of demand) – показатель процентного изменения спроса какого-либо товара или услуги в результате изменения цены.
Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.
Совокупное предложение — общее количество товаров и услуг, произведённых в экономике (в стоимостном выражении). Часто используется как синоним ВНП.
Теорема Столпера — Самуэльсона (зависимость цен факторов производства от цен на товары) — составная часть модели Хекшера — Олина — Самуэльсона. Сформулирована Вольфгангом Столпером и Полом Самуэльсоном в 1941 году. Согласно теореме Столпера — Самуэльсона, в условиях свободной торговли растут вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на который растёт, и снижению вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на который падает, вне зависимости...
Независимые товары — такие товары или услуги, для которых изменение цены на один из них не оказывает влияния на потребление другого.
Экономическое равновесие (англ. economic equilibrium) — состояние экономики, при котором произведенная продукция реализована, а спрос удовлетворен в условиях, когда имеющиеся трудовые ресурсы и производственные мощности используются в полном объёме, а нарушаемые пропорции быстро восстанавливаются.
Рыночная система (англ. Market system) — рынки продуктов и ресурсов, их связи и механизм, распределяющие редкие экономические ресурсы на этих рынках на основе цен и обеспечивающий информацию о решениях, принимаемых потребителями, фирмами и поставщиками ресурсов, и согласовывать эти решения.
Фиаско рынка (провал рынка, несостоятельность рынка, изъян рынка) — это такая рыночная ситуация, при которой равновесие на рынке не является эффективным по Парето, то есть механизм рыночного регулирования, «невидимая рука рынка», не срабатывает (например, загрязнение окружающей среды, восстановление почвы после добычи полезных ископаемых). Таким образом, «провалы» (фиаско) обычно подразумевают необходимость административного регулирования экономики и экономических отношений, с целью сглаживания или...
Эластичность спроса позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.
Волати́льность, изменчивость (англ. volatility) — статистический финансовый показатель, характеризующий изменчивость цены на что-либо.
Теорема Лернера — Самуэльсона (теорема выравнивания цен факторов производства) — составная часть модели внешней торговли Хекшера — Олина — Самуэльсона. Сформулирована в 1948 году Полом Самуэльсоном, независимо от работ Аббы Лернера 1933 года. Согласно теореме Лернера — Самуэльсона, при одинаковых производственных технологиях с постоянной отдачей от масштаба свободная торговля товарами будет обеспечивать полное выравнивание факторных цен производства через выравнивание товарных цен до тех пор, пока...
Товарный излишек (или товарный профицит) — превышение величины предложения над величиной спроса на товар из-за факторов, воздействующих на спрос, т.е. избыток отдельных товаров, которые покупатели не способны приобрести. Появление товарного излишка свидетельствует о несовпадении спроса и предложения, отсутствии уравновешенной цены на товар, исходя из конъюнктуры рынка.
В теории потребителя маршалловский спрос — количество товара, который потребитель приобретет при заданных ценах, доходе, решая задачу максимизации своей полезности. Назван по имени английского математика Альфреда Маршалла, иногда также называется вальрасовским спросом (Вальрас, Леон).
Дуополия (от латинского: два и греческого: продаю) — ситуация, при которой имеются только два продавца определённого товара, не связанных между собой монополистическим соглашением о ценах, рынках сбыта, квотах и др. Данная ситуация теоретически была рассмотрена А. Курно в работе «Исследование математических принципов теории богатства» (1838). Теория Курно исходит из конкуренции и основана на том, что покупатели объявляют цены, а продавцы приспосабливают свой объём выпуска к данным ценам. Каждый дуополист...
Парадокс Бертрана в экономической теории — ситуация, когда два олигополиста, конкурируя между собой и достигнув равновесия Нэша, оказываются с нулевой полной прибылью. Парадокс назван по имени его создателя Жозефа Бертрана.
Демонополизация — комплекс экономических и законодательных мер государства по ограничению деятельности монополий, созданию конкурентной среды на внутреннем рынке. Демонополизация — категория рыночной экономики, где осуществляется либерализация рынков, поощряется деятельность конкурентоспособных субъектов хозяйствования. Во всех странах мира в целях защиты малого и среднего бизнеса приняты антитрестовские, антимонопольные законы. Они направлены не против крупных корпораций как таковых, поскольку размер...
Кривая спроса — это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством товара, которое может и хочет купить потребитель по данной цене. Является графическим представлением спроса.
Монопольная прибыль - особый вид экономической прибыли, возникающий в условиях монополии. Такая прибыль обусловлена способностью монополиста ограничивать производство продукции и оказывать воздействие на цену продукта в свою пользу.
Ценова́я дискримина́ция (англ. Price Discrimination )— это ситуация на рынке, когда один и тот же товар или услуга продается различным покупателям по различным ценам. Проведение ценовой дискриминации возможно только на рынке несовершенной конкуренции в силу наличия у монополиста власти над ценой. Впервые понятие появилось в XIX веке благодаря Ж.Дюпюи и Д. Ларднеру, а наибольший вклад в развитие ценовой дискриминации внесли А. Пигу ("Экономическая теория благосостояния") и Дж. Робинсон ("Экономическая...
Равнове́сная цена (англ. equilibrium price) — это цена, объём спроса при которой равен объёму предложения, и этот объём, соответственно, является равновесным.
Инвестиционная стабильность — способности инвестиционной среды экономики обеспечивать необходимые свойства для поддержания связей между субъектом и объектом инвестиций достаточных пределах для достижения целей инвестирования, а также противодействовать дестабилизирующим факторам и адаптироваться к новым условиям..
Экономические агенты — субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
Подробнее: Экономический агент
Монополистические модели конкуренции используются в рамках несовершенной конкуренции в международной экономике. Эта модель является производной модели монополистической конкуренции, которая является частью базовой экономики. Здесь он ориентирован на международную торговлю.
Подробнее: Монополистическая конкуренция в международной торговле
Государственные доходы от инфляции (англ. Government Revenue from Inflation) — статья Милтона Фридмана, опубликованная в 1971 году, в которой, в частности, делается попытка оценить темп инфляции, «оптимальный» с точки зрения максимума величины реального сеньоража. В статье предполагается, что темп инфляции не влияет на экономический рост, а инфляционные ожидания совпадают с фактической инфляцией. Статья также исходит из постоянства реальной процентной ставки, то есть изменения номинальной процентной...
Эласти́чность (англ. elasticity) — мера чувствительности одной переменной (например: спроса или предложения) к изменению другой (например: цены, дохода), показывающая на сколько процентов изменится первый показатель при изменении второго на 1%.
Спрос (англ. demand) — это зависимость между ценой и количеством товара, который покупатели могут и желают купить по строго определённой цене, в определённый промежуток времени.
Модель Рамсея — Касса — Купманса (модель Рамсея) — неоклассическая модель равновесного экономического роста, в которой «траектория» потребления и сбережений определяются на основе решения задачи оптимизации домашних хозяйств и фирм в условиях совершенной конкуренции.
Теория Хекшера — Олина (теория соотношения факторов производства) — утверждение, в соответствии с которым страна экспортирует товар, для производства которого интенсивно используется её относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Теория названа в честь создателей Эли Хекшера и Бертиля Олина и является составной частью общей модели международной торговли Хекшера — Олина — Самуэльсона.
Рационирование (также нормирование, фондирование, распределение) в экономике — это административно-командная мера регулирования товарного оборота с целью ограничения потребительского спроса, борьбы со спекуляцией (и, соответственно, с инфляцией). Вводится тогда, когда рыночный механизм не работает, например, во время войн.
Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, объединяющий в себе закон спроса и закон предложения. Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. При прочих равных условиях, снижение цены на товар увеличивает спрос (готовность покупать) и уменьшает предложение (готовность продавать).
Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между товарапроизводителями в одной и той же отрасли или сфере производства за место на рынке, более выгодный сбыт товара и получение добавочной прибыли (сверхприбыли). Именно с этим видом конкуренции связано возникновение равновесной цены как цены, уравнивающей спрос и предложение.
Ловушка ликвидности — макроэкономическая ситуация в кейнсианской теории, когда монетарные власти не имеют инструментов для стимулирования экономики ни через понижение процентных ставок, ни через увеличение денежного предложения. Кейнсианцы утверждают, что ловушка ликвидности обычно возникает, когда ожидания негативных событий (дефляции, слабого совокупного спроса, гражданской или мировой войны) заставляют людей увеличивать их предпочтение ликвидности.
Покупа́тельная спосо́бность — экономический показатель, обратно пропорциональный количеству валюты, необходимой для покрытия определённой потребительской корзины из товаров и услуг.
Товарный дефици́т (от лат. dēficit «не хватает, недостаёт») — недостаток отдельных товаров и услуг, которые покупатели не могут приобрести, несмотря на наличие денег.
Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.
Модель Хекшера — Олина — Самуэльсона — неоклассическая модель международной торговли, состоящая из теории Хекшера — Олина, теоремы Столпера — Самуэльсона, теоремы Лернера — Самуэльсона и теоремы Рыбчинского.
Перекрёстная эластичность спроса (англ. Cross elasticity of demand) — показатель процентного изменения в количестве купленного товара или услуги в ответ на изменение в цене другого товара или услуги.
Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного продукта конкурируют за объём продаж. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.