Понятия со словосочетанием «китайское искусство»
Связанные понятия
Корейская каллиграфия (кор. 서예) — это корейская традиция красивого письма на хангыле или ханче, то есть корейскими слоговыми буквами и китайскими иероглифами, соответственно. В хангыле появились округлые черты.
Цветы и птицы (хуаняо, кит. трад. 花鳥畫, упр. 花鸟画, пиньинь: huā niǎo huà, палл.: хуа няо хуа) — жанр китайской пейзажной живописи, основным предметом которого являются растения, птицы, звери либо насекомые. Этот жанр оказал большое влияние на всё китайское прикладное искусство в Средние века. Аналогично другим китайским жанрам произведения-хуаняо содержат поэтические ассоциации и намёки, доступные образованным китайцам своего времени. Художники обычно писали картины в этом жанре на вертикальных и горизонтальных...
Китайская живопись, как вид изобразительного искусства, и одна из немногих живых восточных традиций живописи, зародилась в древнем Китае, и непрерывно эволюционирует со времен неолита и до сегодняшнего дня.
Японизм (от фр. Japonisme, яп. ジャポニスム) — направление в европейском искусстве XIX столетия, сложившееся под влиянием японской цветной ксилографии укиё-э и художественных ремёсел. Мотивы, техника и подача цвета в японском искусстве отразились на творчестве таких мастеров, как Мане, Гоген, Ван Гог и других импрессионистов. Значительное влияние японизм оказал также на искусство стиля модерн и на кубизм.
Синшу (кит. трад. 行書, упр. 行书, пиньинь: Xíngshū), ходовое письмо — исторический стиль китайской каллиграфии. Он занимает промежуточное положение между уставным письмом и скорописью. Ему не свойственна ни угловатость лишу, ни округлость чжуаньшу. Первоначальные формы синшу старше кайшу и восходят к скорописным формам иероглифов времен Хань.
Корейская живопись — один из корейских видов искусств, характеризующийся разнообразием жанров и стилей.
Гохуа (кит. трад. 國畫, упр. 国画, пиньинь: guó huà, палл.: гохуа) — термин для обозначения техники и стиля традиционной китайской живописи, в которой используются минеральные и растительные водяные краски и тушь на шёлке или бумаге.
Четыре драгоценности рабочего кабинета (кит. упр. 文房四宝, пиньинь: wénfáng sìbǎo, палл.: вэньфан сыбао) — широко распространенное в позднеимперском Китае образное выражение: под четырьмя драгоценностями подразумеваются кисть, бумага, тушь и тушечница. Эти предметы считались символами просвещенного человека и были необходимы для подготовки к имперским экзаменам кэцзюй, приносящим богатство и общественное признание. Как маркеры статуса, они имели не только практическое, но и ритуальное значение.
Китайский буддийский канон ( китайская трипитака) - каноническое собрание буддийских текстов, восходящих как к тхераваде (например, Милинда паньха не содержится в тибетском каноне, но содержится в китайском - китайский перевод немного разнится от палийского текста, находящегося в Типитаке - каноне тхеравадинов), так и к махаяне. Китайский канон был востребован преимущественно среди буддистов разных школ махаяны. (Буддизм. Словарь. М.1995). Китайский канон послужил основой для японского буддизма и...
Японская живопись (яп. 絵画 кайга, «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала. Другим предметом, который широко распространен в японской живописи, является изображение сцен из повседневной жизни и тематических картин, которые часто переполнены цифрами и деталями...
Япо́нская каллигра́фия (яп. 書道, "Путь письма") — одна из форм каллиграфии, возникшая на основе китайской каллиграфии.
Изокефа́лия или исокефа́лия (от греч. ísos — равный, одинаковый, подобный и kephalé — голова, то есть равноголовие) — художественный приём в изобразительном искусстве, состоящий в расположении на одном уровне голов разных по величине и позам фигур. Используется в рельефах и живописи.
Ёга (яп. 洋画, «западный стиль живописи») — направление японской живописи, где художники стали подражать и брать техники из западного стиля. Термин ёга появлися в период Мэйдзи с целью отделить работы этого стиля от произведений традиционного японского стиля (нихонга).
«Две сосны и ровная даль» (кит. трад. 雙松平遠) — рукописный свиток, созданный около 1310 года китайским художником Чжао Мэнфу. На свитке изображён пейзаж с соснами, часть заполнена каллиграфией. В настоящее время произведение находится в собрании Метрополитен-музея, куда рисунок был передан в 1973 году.
Китайский фарфор — является одним из важных компонентов культуры и искусства Китая.
«Сияние Ночи» (или «Конь по кличке Сияние Ночи») (кит. трад. 唐 韓幹 照夜白圖 卷) — рукописный свиток китайского художника Хань Гань, созданный в середине VIII века (около 750 года). В настоящее время произведение находится в собрании Метрополитен-музея, куда рисунок был передан в 1977 году.
Кита́йская филосо́фия (кит. 中国哲学) является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу.
Узелковое письмо в Китае (кит. трад. 結繩, упр. 结绳, пиньинь: jiéshéng, палл.: цзешэн) — способ записи при помощи завязывания узлов на верёвке. Якобы существовал в древнем Китае до изобретения иероглифической письменности.
Буддийское искусство — историческое течение в искусстве, возникшее в Индии после жизни Сиддхартхи Гаутамы в VI—V веках до н. э. В результате контактов с разными азиатскими культурами, буддийское искусство эволюционировало и распространилось по всей Азии.
Шинуазри́, шинуазери́ (от фр. chinoiserie), дословно китайщина — использование мотивов и стилистических приёмов средневекового китайского искусства в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме, в оформлении садово-парковых ансамблей XVIII века.
Икеба́на или икэбана (яп. 生け花 или яп. いけばな икэбана, «икэ или икэру» яп. 生ける — жизнь, «бана или хана» яп. 花 — цветы, буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство компоновки срезанных цветов и побегов в специальных сосудах, а также искусство правильного размещения этих композиций в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.
Монумента́льная жи́вопись — разновидность монументального искусства, живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. Иногда для обозначения произведений такого рода используется термин «мураль» (от исп. mural — настенная живопись). Также возможно определение «монументально-декоративная роспись».
Неоконфуцианство (кит. трад. 宋明理學, упр. 宋明理学, пиньинь: Sòng-Míng lǐxué, сун-мин ли сюэ) — западное название синкретической китайской философской системы, сформировавшейся в XI—XVI веках (со времён династии Сун до династии Мин, что отражено в китайском названии школы). Эта система стала синтезом основных интеллектуальных традиций, существовавших в Китае того времени. Она оказала сильное влияние на интеллектуальную жизнь Японии, Кореи и Вьетнама.
Хуанлао-сюэпай, учение Хуан–Лао (黄老学派) - направление китайской мысли. Относится к дин. Ранняя Хань (206–8 до н.э.). Название представляет собой своего рода аббревиатуру имен двух ключевых для этой традиции фигур - Желтого императора (Хуан-ди, 黄帝) и Лао-Цзы (老子). Последователи этой доктрины рассматривали «Дао дэ цзин» как руководство по восстановлению совершенного правления Хуан-ди. В поздних текстах эпохи Хань (I–III вв. н.э.) сочетание хуанлао означает уже не Хуан-ди и Лао-цзы, а одного Лао-цзы...
Критический буддизм (яп. 批判仏教 хихан буккё:) — направление в японской буддийской философии, критикующее учение о Татхагатагарбхе.
Анимали́стика (Анималистический жанр), иногда также Анимали́зм (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре, графике и реже в декоративном искусстве. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Животные должны быть изображены крупным планом, достоверно и с их определенной характерностью.
Совершенномудрый (кит. 聖 шэн, также 賢 сянь) — в традиционной китайской философии человек, достигший полного совершенства в духовных практиках. Просветленный, уничтоживший все никчемные и мучительные мысли (кит. 煩惱 фань нао, или 妄想 ван сян) и обретший покой ума (кит. 心 синь). Такой человек познал законы Неба и природу сознания и он следует этим правилам в своей жизни.Термин имеет широкое употребление не только как изначальное понятие таких традиционных китайских учений как конфуцианство и даосизм...
Синие картины (яп. 【藍摺】, あいずり, «айдзури»; 【藍絵】, あいえ, «ай-э»; 【藍摺絵】, あいずりえ, айдзури-э) — разновидность японских гравюр укиё-э конца XVIII — середины XIX веков. Печатались, обычно, монохромными, в сине-белых тонах, с использованием красителей индиго. Мастерами этого стиля были Хокусай, Утагава Кунисада и другие. В средневековье термином «айдзури» обозначали технику нанесения синих узоров, в частности на одежду. Термин «ай-э» касался узоров синего цвета на керамике. Другие названия — «синие росписи...
Даоси́зм (кит. упр. 道教, пиньинь: dàojiào) — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Обыкновенно различаются даосизм как определённый стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо), но это деление достаточно условно. Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы.
Живопись У-син — это техника саморазвития, построенная на основе сочетания приемов китайской живописи гохуа, системы 5-и элементов У-син и других понятий даосской натурфилософии. Изображение предметов, существ и пейзажей в технике живописи у-син связано больше с познанием их внутренней сущности, чем внешней формы .
В индийском обществе многие аспекты жизни испытывали и испытывают на себе влияния индуистского искусства, в котором традиционно принято выделять 64 формы — начиная с музыки и заканчивая ювелирным мастерством. Так как индийская культура неразрывно связана с индуизмом, его религиозные символы и мотивы являются неотъемлемой частью различных видов индийского искусства: скульптуры, живописи, музыки и танца.
Подробнее: Индуистское искусство
Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco «украшаю») — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления...
Кайшу (кит. трад. 楷書, упр. 楷书, пиньинь: kǎishū), уста́вное письмо — исторический стиль китайской каллиграфии. Возник в эпоху династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) в результате эволюции лишу в направлении более стандартного написания иероглифов.
Китайская нумерология (Учение о символах и числах; 象数之学) — в древнем Китае универсальная теоретическая система, представленная символами и числами, широко использовавшаяся в философии, астрономии, гадательных практиках, теории музыки.
Ча цзин (茶經, «чайный канон») — первый в истории трактат о чае и чаепитии, созданный во времена китайской династии Тан (3-я четверть VIII века) «чайным мудрецом» по имени Лу Юй. Будучи воспитанным в буддийском монастыре, Лу Юй видит в чае символ гармонии и единства мироздания. Русский перевод трактата опубликован в 2007 году (ISBN 978-5-91367-004-5).
Чжуаньшу (кит. трад. 篆書, упр. 篆书, пиньинь: zhuànshū), «иероглифы печати», появился в VIII—III веках до н. э. и был официальным стилем письма в царстве Цинь, а затем в Восточной Чжоу в Цинь и распространялся в те регионы, которые Цинь завоёвывало. Чжуаньшу — самый часто используемый из архаичных стилей каллиграфии.
Восемь триграмм (кит. упр. 八卦, пиньинь: bāguà, багуа; рус. «восемь гуа») — этап исходного космогенеза в представлении китайской философии. Восемь триграмм гуа используются в даосской космологии, чтобы представить фундаментальные принципы бытия. Триграмма — особый знак гуа, состоящий из трёх яо — линий, сплошных или прерывистых. Все возможные комбинации трёх яо образуют восемь триграмм.
Традиция считает основоположником
даосизма легендарного Жёлтого Императора . Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма . Уже в раннем даосизме Лао-цзы становится фигурой легендарной, и начинается процесс его обожествления.
Естественность – основное состояние школы Даосских искусств, которое вырабатывается и контролируется без дополнительных внешних усилий, в котором способно развиваться всё сущее; является основным в даосском искусстве, восходит своими корнями к трактату Дао Дэ Цзин (IV в. до н.э.), представленному Лао-Цзы; основной инструмент Дао, порождающий процесс, позволяющий понимать личную природу и структуру человека; состоит из трёх уровней, направленных на осознание естественной природы энергий ци (炼气 lian...
Няньхуа (年画, букв. «новогодняя картина») — китайские народные лубочные картины. В нескольких городах Китая — Вэйфане (пров. Шаньдун), Уцяне (пров. Хэбэй) и Мяньчжу (пров. Сычуань) — функционируют музеи няньхуа. Крупнейшая зарубежная коллекция няньхуа находится в «Эрмитаже»: около двух тысяч листов из этой коллекции было собрано синологом Василием Алексеевым.
Среди множества школ сохранились только школы направлений Тхеравада, Махаяна и Ваджраяна (в соединении с Махаяной).
Подробнее: Школы буддизма
Тибетская литература — литература на тибетском языке. Она включает: огромный корпус переводов древнеиндийской литературы; созданные под влиянием буддизма оригинальные произведения, среди которых преобладала литература религиозно-философского характера; современная литература, связанная с образованием Тибетского автономного района в составе КНР и распространением светского образования.
Буддийская скульптура — один из важнейших видов изобразительного искусства дореволюционной Монголии (Халхи), активно возрождающийся с начала 1990-х годов.
Подробнее: Бурхан (скульптура)
Музей прикладного искусства — музей, посвящённый декоративно-прикладному искусству, аналог музея декоративно-прикладного искусства и музея декоративного искусства.
«Речения с Лазурного утёса» (кит. трад. 碧巖錄, упр. 碧岩錄, палл.: Би янь лу; яп. 碧巌録 Хэкиганроку, кор. 벽암록?, 碧巖錄? Пёкамрок, вьетн. Bích nham lục) — сборник дзэнских коанов (гун-ань), которые излагают знания и опыт китайских мастеров чань. Данный сборник включён в «Великую сокровищницу канонов» («Да цзан цзин», китайскую Трипитаку), где представлен в разделе «Все школы» («Чжу цзун»).
Музей декоративного искусства — музей, посвящённый декоративно-прикладному искусству, аналог музея прикладного искусства и музея декоративно-прикладного искусства.
«Хотэй» — роспись на вертикальном свитке, созданная японским художником Огатой Корином в начале XVIII века. Свиток, переданный в дар фондом Мэри и Джексона Бёрк, находится в собрании Метрополитен-музея в Нью-Йорке.
Даосизм в Корее — религиозно-философское учение, получившее распространение на территории корейского полуострова в период правления династии Тан. Особенность корейского даосизма заключается в синкретизме традиционных китайских положений учения о Дао и протокорейских народных верований.
Современная японская культура является результатом влияния культур многих стран, среди которых первенствует азиатская страна Корея. С древних времён истории здесь проживали корейцы, хотя во многих источниках Япония считается моноэтнической страной; к середине I тыс. до н.э на Японские острова прибыли японские племена из Юго-восточного Китая через Корейский полуостров.
Подробнее: Корейское влияние на японскую культуру