Понятия со словом «переволочь»
Связанные понятия
Мокшан, Мокшана (от названия реки Мокша) — беспалубное парусное судно (барка) XVIII—XIX веков, служившее для перевозки людей и грузов.
Учуг — под этим именем ещё со времен монгольского владычества на Волге и Урале известны сплошные перегородки реки, устраиваемые с целью удержания поднимающейся вверх по реке рыбы и лова её или в оставляемых в них пролётах, или близ Урала, где рыба скапливается. Обыкновенно такие перегородки делались из ряда свай, вбиваемых поперек течения реки, и промежуточных между ними звеньев из набитых в дно реки деревянных же шестов.
Крю́чник — наёмный рабочий в России в XVIII — первой трети XX века, переносящий тяжести на спине с помощью особого железного крюка (отсюда название). Труд крючников особенно широко использовался в Рыбинске при перегрузке товаров (чаще всего хлеба) с низовы́х на верховы́е речные суда, идущие до Санкт-Петербурга. В отдельные годы конца XIX века в Рыбинске работало до 3600 организованных в артели крючников.
Волгодонская переволока (Царицынский перевоз) — древний торговый и военный путь по кратчайшему расстоянию (около 70 километров) между Волгой и Доном на территории современной Волгоградской области, на котором грузы и корабли перетаскивались вручную или с помощью гужевого транспорта. Существовал с I тысячелетия нашей эры до 1952 года, когда транспортную связь между реками стал исполнять Волго-Донской канал.
Воронежская крепость — военная крепость царства Русского, построенная в 1586 году на берегу реки Воронеж для защиты южных территорий от набегов татар, а также с целью противодействия продвижения на север черкасов. Дала начало городу Воронежу. Утратила своё значение к концу XVII века.
Становой остров — остров на Днепре в городе Днепр возле его правого берега. Почти весь остров затоплен водами озера Ленина в 1932 году. В 1970-ых годах остров был восстановлен прибытым к берегу речным песком, но уже в другой форме.
Закамская засечная черта — укреплённая линия, созданная в 1652—1656 годах для защиты закамских и заволжских жителей от набегов калмыков, киргизов и башкир.
Ко́птев овраг — один из оврагов, расположенных в Сокольих горах, на левом берегу реки Волги. В непосредственной близости находится Коптев затон.
Пере́рвинский гидроу́зел — гидротехническое сооружение в составе Канала имени Москвы в юго-восточной части Москвы на Москве-реке.
Во́лок — участок суши, обычно с перевалом, между двумя озёрами или реками, через который тащили суда — «волоком».
Сибирские водные пути были основными путями сообщения в российской Сибири до 1730-х годов, когда дороги начали строиться. Реки имели первостепенное значение в процессе разведки и колонизации Россией обширных сибирских территорий. Так как три «великие сибирские реки» — Обь, Енисей и Лена — все впадают в Северный Ледовитый океан, то основной проблемой было найти части или ветви этих рек, которые текут примерно с востока на запад и найти короткие промежутки между ними, которые можно преодолеть волоком...
Железные караваны — речная флотилия, осуществлявшая грузовые перевозки в Европейскую часть России с металлургических заводов Урала в 1703—1918 годах.
Бече́вни́к (бичевник, бечева́я) — сухопутная дорога вдоль берега водного пути (реки или канала), предназначенная для буксирования людьми (бурлаками) или лошадьми судов на канате (обычно несамоходных барж), называемом бечевой или бичевой.
Донской торговый путь был одним из множеств торговых путей V века. Шёл по реке Дон, который начинался в современной Тульской области и заканчивался в Азовском море. По этому торговому пути древние прибалты (супруты) торговали с хазарами.Чаем, мехами, но в основном серебром. Это было выяснено, когда во время раскопок на месте Супрутского городища были обнаружены арабские серебряные монеты, в количестве от 900 до 1000 штук. Торговый путь угас в X веке, когда славяне (Вятичи) уничтожили Супрутское городище...
Доща́ник (также досчаник, дощан) — плоскодонное несамоходное деревянное речное судно небольшого размера с палубой (или полупалубой) и одной мачтой, использовавшееся, главным образом для транспортных целей, на большинстве рек России. Грузоподъемность от 7 до 200 т.
Бра́тский остро́г — крепостное сооружение (острог), основанное в 1631 году казачьим пятидесятником Максимом Перфильевым на реке Ангаре у Падунского порога.
Зато́н, за́водь — часть акватории реки, защищённая от ледохода и течения. Затоны бывают как естественные, например, превратившееся в залив русло старицы, часть акватории, отгороженная от основной акватории косой или речным островом, так и искусственные, отгороженные от основной акватории реки дамбами.
Минская волость - административно-территориальная единица Российской империи в составе Ногайской дороги,Златоустовского уезда Уфимской губернии.
Пристань — специально оборудованное место для причаливания (стоянки) речных судов у берега на внутренних водных путях. Предназначается для посадки-высадки пассажиров и перегрузочных операций в период навигации. Обычно имеет 1—2 причала.
Ногайский шлях (от слов ногайцы и шлях) — название пути (c XVI века), по которому татары и ногайцы совершали набеги на русские земли в XIII—XVII веках. Так же была известна как ордобазарная дорога — использовалась для перегона скота на русский рынок. Ногайский шлях от ордынских кочевий в нижнем течении Волги имел два направления: правым берегом Дона, через урочище Казар (ныне Воронеж), до Рязани и Коломны; от Волгодонской переволоки по междуречью Хопра и Суры, пересекая верховья Цны, Польного Воронежа...
Станица Магнитная — казачья станица, основанная в 1743 году как крепость — опорный пункт пограничной и оборонительной линии Оренбуржья. В дальнейшем на месте станицы вырос город Магнитогорск.
Струг — русское плоскодонное парусно-гребное судно (барка), XI — XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов.
Заво́лжский поса́д (Заво́лжье) — торгово-ремесленное поселение (посад) древней Твери. Посад располагался к северу от Кремля, за рекой Волгой (отсюда название). Через заволжье проходила дорога в Новгород.
Расши́ва — парусное речное плоскодонное судно, использовавшееся на Волге, Мариинской водной системе и Каспийском море в XVIII—XIX веках.
Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу (по так называемому бечевнику), тянул, с артелью, при помощи бечевы речное судно против течения.
Чува́шский мыс (Чуваший мыс, Подчуваший мыс, Потчеваш) — историческая местность на подножии Алафейской горы на берегу реки Иртыш вблизи г. Тобольска. Знаменит тем, что в этом месте 26 октября (4 ноября) 1582 года произошла решающая битва дружины Ермака с войском сибирского хана Кучума.
Насад, насада, носадъ (др.-русск. насадъ, насада) — речное плоскодонное, беспалубное судно с высокими набитыми бортами, с небольшой осадкой и крытым грузовым трюмом. Имело одну мачту и парус. Известны с XI века, использовались для перевозки грузов и войск. В XV—XVI вв. использовались русским войском в войнах с Казанским ханством. До XVIII в. насады строились на Каме и Вятке, поэтому их называли камскими и вятскими, где их использовали для сплавки леса вплоть до Астрахани, откуда уже не возвращали...
Остро́г — фортификационное сооружение (опорный пункт), постоянный или временный населённый укреплённый пункт, обнесённый частоколом из заострённых сверху брёвен (кольев) высотой 4 — 6 метров.
Австрийская дорога (Старая австрийская дорога, "Староавстрийка") — дорога в Восточно-Казахстанской области, связывающая Катон-Карагайский район (на севере) и Курчумский район (на юге). Начало дороги — село Чингистай, конец дороги — село Теректы (Алексеевка). Построена в 1915—1916 гг. австрийскими военнопленными Первой мировой войны, отсюда она и получила это название.
Дю́кер (от нидерл. duiker, пришло в русский через нем. Düker «сифон») — напорный участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки (канала), по склонам или дну глубокой долины (оврага), под дорогой, расположенной в выемке. Дюкеры используются в системах водопровода, канализации, орошения и т. п.
Зимо́вник — название хозяйства, хутора у запорожских, черноморских и у части донских казаков, где они находились, когда не было боевых действий (особенно в зимний период).
Ба́рка (итал. barca, исп. barca, фр. barque) — большое несамоходное грузовое плоскодонное судно, применявшееся с начала XVIII века до конца XIX века на крупных водоёмах Российской империи.
Русские памятники XI—IX тысячелетий до нашей эры, найденные у станции Сероглазово Астраханской области дали название сероглазовской культуре (Кугат IV, Кулагайси, Каир-Шак 1, Каир-Шак III,Тентек-Сор, Же-Калган). Неолитические стоянки обнаружены в междуречье Волги и Урала, в Рынь-песках, в районе Досанга, Сероглазова, Караузека. К эпохе энеолита в Астраханской области относятся стоянки прикаспийской культуры — Кок-Мурун, Шошак III,Тау-Тюбе Западная, Караузек, Кошалак. В среднем бронзовом веке...
Подробнее: История Астраханской области
Красноярский острог — оборонительное сооружение, построенное на Стрелке Енисея — при впадении реки Качи в реку Енисей, место основания Красноярска.
Ушкуйники — русские пираты. Летописи дают ушкуйникам имя поморов или волжан. Вольные люди, входившие в вооружённую дружину, снаряжавшуюся новгородскими купцами и боярами, разъезжавшую на ушкуях и занимавшуюся торговым промыслом и набегами на Волге и Каме; повольники (на Руси XIV—XV вв.), охраной приграничных территорий Великого Новгорода. Также новгородские ушкуйники промышляли на северных реках — в Новгородской и Вятской землях XIV—XV веках члены вооружённых дружин посадского войска новгородского...
Тайник — фортификационный элемент древнерусских крепостных сооружений в виде хорошо скрытой подземной галереи, ведущей от линии укреплений к источнику воды: скрытому колодцу, реке, оврагу или в крепостной ров. Основной целью возведения тайников являлось водоснабжение гарнизона. Если тайник имел выход за пределами крепостных стен, он также предоставлял силам гарнизона возможность скрытного выхода из укрепления для контратаки с неожиданного направления.
Килен-балка — балка в Нахимовском районе Севастополя. Длина около 5 км. Свое название получила в связи с тем, что в ее устье в период парусного флота килевали (осматривали, ремонтировали, очищали от ракушек и водорослей днища) судна.
Киби́тка (от тюрк. кибит, кибет — крытая телега, лавка, магазинчик; также араб. koubbet — «палатка») — крытая или с верхом повозка или сани.
Гать — дорога через болото или затопленный участок суши, настил через трясину. Гать делается из брёвен, уложенных обычно поперёк движения. Гатить — строить гать через болото.
Московская кругосветка (также «Речное Золотое кольцо») — речной круиз по маршруту Москва-Нижний Новгород-Москва, единственный в мире речной кольцевой теплоходный туристский маршрут. Во время круиза протяжённостью более 1800 километров ни один речной участок не повторяется дважды. Путешествие длительностью от 9 до 15 дней берёт начало на Северном речном вокзале, а завершается на Южном речном вокзале, проходя по каналу имени Москвы, верхней Волге, Оке, Москве-реке. Обычно круиз, с учетом стоянок в...
Полови́ца — бывшая запорожская слобода. Основана в середине XVIII ст. На её месте позже был построен Екатеринослав.
Волжский, или Волго-Балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей Древней Руси, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье, контролировался (не всегда и не весь) Владимирским великим княжеством.
Низовская земля — в XII—XIII веках название территорий Владимиро-Суздальского княжества, располагавшихся на юго-востоке от Новгородской земли, в бассейне верхнего течения Волги ниже устья реки Мологи. В XIV—XVI веках Низовской землёй, Низом или Понизовьем стали называть занимаемую Великим княжеством Владимирским область Среднего Поволжья, расположенную в междуречье Оки и Волги. Название «Низовская земля» употреблялось преимущественно новгородцами и связано с географическим положением региона относительно...
«Зми́евы валы́» — народное название древних (предположительно со II в до н. э. по VII в н. э.) оборонительных валов по берегам притоков Днепра южнее Киева.
Петровская крепость — одна из крепостей Днепровской оборонительной линии. Находилась на Азовском море у устья реки Берды на месте нынешнего села Новопетровка Бердянского района Запорожской области Украины. Основана в 1770 г.
Двинская земля — историческая область в бассейне Северной Двины, часть современной Архангельской области. Расположена к северу от Волго-Северодвинского водораздела. Население занималось земледелием, пушным и рыбным промыслами.
Чумаки (возчики, виноторговцы, солеторговцы) — категория населения, проживавшая на территории нынешней Украины и Юге России XVI—XIX веков, занимавшаяся торгово-перевозным промыслом.