Понятия со словом «лабарум»

Лаба́рум (лат. Labarum) — государственное знамя императорского Рима, военный штандарт особого вида. Имел на конце древка монограмму Иисуса Христа (хризму), а на самом полотнище надпись: лат. «Hoc vince» (слав. «Сим победиши», букв. «Этим побеждай»).

Связанные понятия

История византийской геральдики как таковой в современном понимании охватывает сравнительно небольшой период существования Византийской империи, так как сама по себе геральдика возникла в XII веке. На официальных мероприятиях использовались некоторые символы и эмблемы (греч. σημεία), также они могли изображаться на щитах и знамёнах. Среди этих символов, например, крест и лабарум. Кроме того, известно, что на печатях тоже часто встречались изображения креста, Христа, Богородицы, святых, но это были...

Подробнее: Византийская геральдика
Стемма (греч. στεμμα или στεμματος, лат. stemmata — венок из ветвей) — в Древней Греции лавровый венок, обвитый белой шерстью. В Древнем Риме — родословные ветви, родословное древо. В Византии — корона императора. В современном русском языке употребляется в двух последних значениях.
Таблион (лат. tablion) — передник из дорогой ткани, нашивавшийся в Византии к плащу сзади и спереди. Таблион отражал высокое общественное положение византийца и одевался лишь для участия в каких-либо торжествах. У императора таблион делался из драгоценной парчовой ткани и являлся одним из символов наивысшей императорской власти, для придворных использовалась гладкая одноцветная ткань.
Ски́петр (др.-греч. σκῆπτρον «палка, посох, жезл», от др.-греч. σκήπτω — «опираюсь») — древнейший символ власти, употреблялся ещё фараонами. Первообраз скипетра — пастушеский посох, заимствованный затем церковью архиереям как знак пастырской власти; европейские государи заменили его укороченными жезлами — скипетрами.
Орёл в геральдике — одна из наиболее распространённых гербовых фигур. Среди естественных фигур более распространённой фигурой является только лев.
Византийская монета — золотые, серебряные и бронзовые монеты Византии, чеканившиеся до падения Константинополя в 1453 году.

Подробнее: Византийские монеты
Инси́гнии (лат. insignia «украшения») — внешние знаки могущества, власти или сана. Инсигнии римских царей, заимствованные, как предполагают, у этрусков, состояли из золотой короны, кресла слоновой кости и сопровождавших царей 12 ликторов. Эти инсигнии сохранились и в Римской республике, и отличали консулов и прочих высших магистратов.
Армянская тиара (арм. Հայկական խույր) или Тиара Арташесидов (арм. Արտաշեսյանների խույր) — головной убор, являвшийся символом монархической власти правителей из династии Арташесидов в Древней Армении, представлявший собой своеобразную шляпу в форме усечённого конуса или цилиндра с четырьмя или пятью остроконечными зубцами на вершине, вокруг которого обвита царская диадема, украшенная двумя орлами, смотрящими в противоположные стороны, по обеим сторонам 8-конечной звезды, что являлось родовым знаком...
Христианская символика — совокупность символов и знаков, употребляемых различными христианскими церквями.
Имперский крест (нем. Reichskreuz) — крест-реликварий, является одним из экспонатов сокровищницы Хофбургского замка и символов Священной Римской Империи.
«Сим победи́ши!» (ст.‑слав. Си́мъ побѣди́ши) — старославянский перевод (неточный) фразы (лозунга), которую, по преданию, будущий римский император Константин I Великий увидел в небе рядом с крестом перед победоносной битвой с тогдашним правителем Древнего Рима императором Максенцием.

Подробнее: Сим победиши!
Хору́гвь (от праслав. *хоrǫgу «знамя, стяг») — религиозное знамя с образом Иисуса Христа, Богородицы или святых. Используется в Православной и Восточнокатолических церквах. По одному из толкований православных богословов, хоругвь рассматривается как «символ победы над смертью и диаволом».
Сигнифер (лат. signum — знак, ferre — нести) — младший офицер в древнеримской армии, нёсший эмблему когорты, манипула и центурии — сигнум. Каждая центурия в легионе имела своего сигнифера, таким образом, в легионе их насчитывалось 59. Сигнифером когорты был сигнифер её первой центурии.
Крест крестоносцев представляет собой пять золотых крестов на серебряном фоне. Считается, что крест был взят в качестве герба норманнским завоевателем Годфридом Бульонским. После освобождения Иерусалима от власти мусульман (1099, Первый крестовый поход) Годфрид Бульонский, став правителем Иерусалима, по его словам, «не мог принять золотой венец там, где Христос принял венец терновый», отказался от королевского достоинства и принял титул «Хранитель и Защитник Гроба Господня». Однако в реальности изображённый...
Бичева́ние Иису́са Христа́ — эпизод Страстей Христовых, происходящий во время суда римского прокуратора Понтия Пилата над Иисусом Христом.
Имперский меч (нем. Reichsschwert) — артефакт, церемониальный меч, один из экспонатов сокровищницы Хофбургского замка и символ Священной Римской империи. Также известен как меч святого Маврикия, который жил предположительно во II—III веке; другой меч, приписываемый Маврикию, хранится в Турине.
Русский (православный) крест (православный крест, византийский крест, русско-византийский православный крест или крест свято́го Ла́заря) — восьмиконечный христианский крест, символ Русской православной церкви.
Нимб (от лат. nimbus — облако, туча) — условное обозначение сияния вокруг головы изображений Христа, Богоматери, святых и т. д., символизирующие их святость. Бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный и т. д.) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (крещатый нимб) — важнейший атрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа.
Персонификация на римских монетах — чеканка изображений разных явлений и образов на монетах во времена Древнего Рима вследствие обожествления римлянами повседневных событий и явлений. Римляне персонифицировали явления, города, провинции и континенты.
Мери́ло — в византийской и древнерусской иконописи один из атрибутов архангела, тонкий жезл в его руке.
Имперская держава (нем. Reichsapfel) — имперский клейнод, церемониальный предмет, держава, которая в числе прочего вручались при коронации новому Императору Священной Римской Империи и отныне обозначала его полное право на престол. Является одним из экспонатов сокровищницы Хофбургского замка и символов Священной Римской Империи.
Копьё Лонги́на (Копьё Судьбы́, Копьё Христа́) — согласно Евангелию от Иоанна, одно из Орудий Страстей, пика, которую римский воин Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого на Кресте. Как и все Орудия Страстей, копьё считается одной из величайших реликвий христианства.
Триенс (лат. triens) — первоначально древнеримская бронзовая монета, равная 1⁄3 асса или 4 унциям (отсюда название и символ римского триенса — четыре точки; ••••). Затем это древнеримская и византийская золотая монета, равная соответственно 1⁄3 ауреуса или солида (в Древнем Риме её второе название — тремисс, в Византии она обычно называлась тремиссисом), а также название средневековых золотых варварских подражаний античным монетам.
Безант, бизантин также византин (фр. bezant, лат. besantius, лат. byzantii) — в X —XIII веках западноевропейское название византийского солида и других золотых монет восточных государств. Слово происходит от греческого названия Византия, древнего названия Константинополя, столицы Византийской империи. В широком смысле обозначает золотые монеты или деньги вообще в западноевропейских средневековых документах. Также — название гербовой фигуры в геральдике.
Большо́й са́ккос митрополи́та Фо́тия — саккос (верхнее архиерейское богослужебное облачение) митрополита Киевского и всея Руси Фотия, изготовленный в Византии в 1414—1417 годах в технике лицевого шитья.
По́ручи, нарука́вники (греч. ἐπιμανίκια) — в православной церкви часть богослужебного облачения духовенства, предназначенное для стягивания рукавов подризника у священников и епископов. Также поручи входят в облачение диакона.
Овца (фр. mouton) — естественная негеральдическая гербовая фигура. Согласно Александру Лакиеру, в геральдике «Овца изображает собою кротость и сельскую жизнь».
Энко́лпион, или Енко́лпион, или Енко́лпий (др.-греч. ἐγ-κόλπιο(ς) — нанедренник, наперсник) — небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы с изображением Иисуса Христа или святых. Внутри энколпиона помещались частицы освящённой просфоры или мощи святых, чтобы охранить человека от различных напастей, особенно в дальних путешествиях или походах. Разновидность энколпия — панагир, панагия.
Триумфа́льные зна́ки отли́чия, или триумфа́льные украше́ния (лат. insignia или ornamenta triumphalia) — высшая награда древнеримских полководцев в эпоху империи.
Крест в христианстве традиционно является религиозным символом христианства и объектом религиозного почитания в ряде христианских конфессий. В христианском богословии рассматривается как символ, указывающий на искупительную жертву Иисуса Христа.
Мани́пул (лат. manipulum от лат. manus, рука) — деталь литургического облачения католического клирика. Полоса ткани около 30-50 см в длину и 5-10 см в ширину с вышитым по центру крестом. Надевается на левую руку во время мессы. Практически вышел из употребления во второй половине XX века.
Реституцио́нная моне́та (от лат. restituere — «восстанавливать») — монета, изображения на которой точно или приблизительно повторяют изображения на более ранних монетах и содержащая указания на этот факт.
Коптский крест — крест, используемый Коптской православной церковью и Коптской католической церковью в Египте. Представляет собой две пересечённые линии под прямым углом с размноженными концами. Три излучины конца обозначают Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа; все концы вместе символизируют двенадцать апостолов. Из-за витиеватого оформления коптские кресты покупают туристы. У некоторых коптов на внутренней части правой руки есть татуировка в форме креста. Старый коптский крест часто включает...
Печать тамплиеров — обобщённое название печатей, использовавшихся рыцарями ордена Храма.
Патриарший крест (☨ символ юникода U+2628) — геральдическая фигура, представляющая собой крест с двумя или тремя поперечинами. Нередко используется в качестве символа Православной церкви. Две поперечины располагаются в верхней части креста, причём верхняя короче нижней. Третья поперечина, если она есть, также короткая, расположена в нижней части креста, и нередко изображается наклонённой так, что левая от зрителя сторона приподнята.
Бармы «греческой работы» Алексея Михайловича или «диадема» — одна из самых ценных царских регалий России, которая хранится в собрании Оружейной палаты Московского кремля.
Имперское напрестольное Евангелие или Коронационное напрестольное Евангелие (нем. Reichsevangeliar (Krönungsevangeliar)) — церемониальное напрестольное евангелие, является одним из экспонатов сокровищницы Хофбургского замка и реликвий Священной Римской Империи.
Тиа́ра (греч. τιάρα, древний персидский головной убор) — тройная корона, отличительный высокий яйцеобразный головной убор, увенчанный небольшим крестом и тремя венцами и имеющий сзади две ниспадающие ленты, который носили папы римские с начала XIV века по 1965 год.
Ихтис (др.-греч. Ίχθύς — рыба) — древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель).
Коро́на (от лат. corona — венок, венец) — головной убор, являющийся символом монархической власти.
Бармы — широкое оплечье или широкий воротник с нашитыми на него изображениями религиозного характера и драгоценными камнями, надеваемый поверх парадного платья; часть парадной княжеской одежды, а к концу XV века — великокняжеской, потом царская регалия. Древнерусский аналог византийского лора — детали парадного императорского облачения.
Жезл — символ духовной и светской власти, а также власти командующих войсками (в древности). Сохранившиеся до нашего времени маршальские жезлы имеют вид короткой палки, делаются из серебра или золота и украшаются драгоценными камнями и государственными эмблемами. В придворном быту жезл употребляется некоторыми придворными чинами: гофмаршалами, церемониймейстерами и другими. Жезлы эти обычно имеют вид металлической или костяной трости, увенчанной государственной эмблемой. В настоящее время маршальские...
Кадуце́й (лат. caduceus), или керикион (др.-греч. κηρύκειον, κηρύκιον, ῥάβδος или σκῆπτρον) — жезл глашатаев у греков и римлян; название жезла Гермеса (Меркурия), обладавшего способностью примирять. Сходные символы были распространены и у других древних народов (см. урей Уаджит). Подобно современному парламентёрскому флагу, был необходимым атрибутом глашатаев, посылавшихся в неприятельский лагерь, и ручательством их неприкосновенности.
Двуглавый орёл — гербовая фигура в виде орла, имеющего две головы, обращённые вправо и влево, или двух орлов, расположенных друг за другом, когда от орла, расположенного на заднем плане, видна только голова.
Именосло́вное перстосложе́ние — особое сложение перстов, которое употребляется только архиереем или священником для благословения. Каждый палец при этом изображает букву греческого алфавита, что и составляет монограмму имени Иисуса Христа — IC ХС (указательный палец вытянутый, что составляет литеру I, средний слегка согнут и похож на литеру C, большой палец скрещивается с безымянным и получается литера X, мизинец приподнят и похож на литеру C. IC XC — Иисус Христос). Надпись имени Иисуса Христа на...
Фалеры (лат. Phalerae, единственное — phalera) — большие и малые пластинки круглой или овальной формы, диаметром 4-7 см. В Древнем Риме их использовали для украшения конской сбруи, а в дальнейшем — как военную награду, аналог современных медалей.
Кафедра Максимиана (итал. Cattedra di Massimiano) — кафедра из слоновой кости, изготовленная в середине VI века по заказу императора Юстиниана Великого. Преподнесена в дар архиепископу Максимиану (546—554 годы) и служила в качестве епископского седалища для равеннских архиереев. Версия о первом владельце кафедры основана на расшифровке монограммы на её передней панели. Кафедра Максимиана хранится в Архиепископском музее Равенны.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я