Трюмсель

  • Трюмсель — летучий парус, устанавливается на трюм-рее выше бом-брамселя при слабых ветрах.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Мунсель (англ. moonsail (лунный парус)) — прямой летучий парус, ставящийся на самом верху мачты, выше трюмселя на трюм-стеньге или на флагштоке. Применяется на больших парусных судах с насыщенным парусным вооружением. Ставится в дополнение к основным парусам чаще всего при слабых ветрах. Мунсель, как правило, имеет более простой такелаж, чем у основных парусов: часто у мунселя отсутствуют топенанты и даже брасы.
Бабочка (англ. wing and wing) или идти бабочкой — способ расстановки косого парусного вооружения на судне для максимального использования силы попутного ветра. При его применении носовые и кормовые паруса ставятся в развёрнутом положении в направлении разных бортов, что даёт возможность увеличить их эффективную поверхность и позволяет им не затенять друг друга. Если судно одномачтовое, то оно должно вынести кливер или косой фок, а если трёхмачтовое — убрать бизань. При передвижении на шлюпке ходом...
Па́рус — ткань или пластина, прикрепляемая к средству передвижения и преобразующая энергию ветра в энергию поступательного движения.
Кеч, кэч (англ. ketch) — тип двухмачтового парусного судна с косыми парусами. Появились в середине XVII века в Англии и Северной Америке, как рыболовные и торговые суда. Торговые суда аналогичной конструкции ещё назывались гукорами.
Дрифтер (от англ. drift — дрейф) — разновидность паруса, стаксель большого размера для использования при слабом (до 2 баллов) ветре. Изготавливается из нейлона с большим «пузом», расположенным ближе к середине паруса. Как правило в переднюю шкаторину вшивается стальной трос, галсовый угол снабжается «оттяжкой Каннингхэма» для регулирования величины «пуза» в зависимости от силы ветра.
Курс судна относительно ветра — угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью (ДП) судна, то есть курсовой угол на точку горизонта, откуда дует ветер, выражающийся в угловых градусах или румбах. В зависимости от того, с какого борта дует ветер, различают курс правого и левого галса. Курсы относительно ветра имеют собственные наименования...
Дрейф судна — смещение (снос) судна с линии курса под влиянием ветра. Дрейф характеризуется углом между линией пути и линией истинного курса, для измерения этой величины применяется дрейфомер.
Вымпельный или кажущийся ветер — горизонтальный воздушный поток над водной поверхностью, скорость и направление которого вычисляются в системе координат, связанной с движущимся судном. Определяет аэродинамический угол атаки и силу воздействия ветра на парусное вооружение корабля и, в связи с этим, имеет важное значение для парусного мореходства.
Иол — 1- мачтовый бот с парусным вооружением «шафшинкен» (нем. schafschincen — овечий окорок; англ. shoulder of mutton — плечо барана) или 1- мачтовый бот с люгерным парусным вооружением.Иол — небольшое парусное судно с двумя мачтами (точнее, полуторамачтовое) — гротом и бизанью. Обе мачты имеют косое парусное вооружение. Бизань-мачта, обычно небольшого размера, расположена позади гельм-порта и выступает за гакаборт. Грот гафельный или бермудского покроя с кливером и стакселем.Йол (иол) — тип косого...

Подробнее: Йол
Парус любого парусного судна — это сложное техническое сооружение. Все части и элементы паруса носят свои названия.

Подробнее: Устройство паруса
Качка (морская) — колебания (переменное периодическое движение) плавающего корабля (судна) под действием волнения или других внешних сил. Также — раздел теории корабля, изучающий качку.
Парусная яхта на подводных крыльях — скоростное парусное судно с расположенным под корпусом подводным крылом. По мере разгона, возрастает подъёмная сила крыла и судно, опираясь на него, поднимает корпус над водой, в результате резко падает лобовое сопротивление и растёт скорость. Может разгоняться до скоростей в 2 раза превышающих скорость ветра. На текущий момент это самый быстрый тип парусных судов.
Па́русная доска́ (англ. Sailboard) — официальное название спортивного снаряда для участия в соревнованиях по виндсёрфингу. Часто употребляемое бытовое название — виндсёрф, виндсёрфер, другое название — аква́та.
Ве́тер — поток воздуха, который движется около земной поверхности. На Земле ветер представляет собой движущийся преимущественно в горизонтальном направлении поток воздуха, на других планетах — поток свойственных им атмосферных газов. В Солнечной системе сильнейшие ветры наблюдаются на Нептуне и Сатурне. Солнечный ветер представляет собой поток разрежённых газов от звезды, а планетарный ветер — поток газов, отвечающий за дегазацию планетарной атмосферы в космическое пространство. Ветры, как правило...
Каноэ с аутригером, то есть балансиром, аутригер-каноэ (англ. outrigger canoe) — тип небольших судов, используемых по сей день на многих островах Тихого океана, а также в Пуэрто-Рико, как с парусом, так и без него. Могут иметь один или два балансира. Способны совершать дальние океанские плавания. Длина судна может составлять от 6 до 30 метров. Крупнейшие из них вмещают до 50 человек.
Направление ветра — один из показателей движения атмосферного воздуха. Метеорологическое направление ветра указывает азимут точки, откуда дует ветер; тогда как аэронавигационное направление ветра — куда дует: таким образом значения различаются на 180°.Для измерения направления ветра используются разнообразные инструменты, подобные ветроуказателю и флюгеру. Оба этих инструмента работают, двигаясь при малейшем дуновении ветра. Таким же образом флюгер показывает преимущественное направление ветра...
Подветренные волны в метеорологии — тип стоячих атмосферных волн. Эти волны характеризуются периодическими изменениями атмосферного давления и температуры воздуха и вызываются его вертикальным смещением, например, в результате орографического подъема при преодолении ветром горного хребта (в этом случае подветренные волны носят название «горных волн»). Подветренные волны также может вызвать ветер, дующий с эскарпа или плато, отклонение воздушного потока из-за теплового восходящего движения или прохождения...
Мёртвая зыбь — обозначение волн на водной поверхности, имеющих место при отсутствии прямого, непосредственного воздействия на неё внешней среды (например, ветров, подземных толчков и т. п.). После прекращения воздействия ветра продолжающееся волнообразное движение вызывается процессами, происходящими зачастую в весьма отдалённых регионах моря либо океана. При появлении мёртвой зыби постепенно уменьшается высота волны и увеличивается её длина. Так, на Средиземном море длина волны в этом случае обычно...
Толлбой (англ. Tall Boy), он же подспинакерный стаксель (подспинакерник) — узкий дополнительный крыловидный парус, снабжённый латами и стальным ликтросом по передней шкаторине.
Раньшина, a также ранщина, рончина, роншина, роньшина — историческая разновидность парусно-гребных двух- или трёхмачтовых судов, которые широко применялись северными славянами (поморами) в XI—XIX веках для рыболовного и зверобойного промысла в тяжёлых ледовых условиях. Этимология названия связана с тем, что эти суда могли быть использованы начиная с ранней весны, задолго до того, как в море можно было выйти на кораблях других типов.
Зыбь — волны на поверхности жидкости (главным образом, — воды на поверхности водоёмов), образующиеся из ветровых волн после прекращения действия ветра или после выхода ветровых волн из района воздействия ветра в область, где ветер имеет значительно меньшую скорость или отсутствует; слабо связанные с ветром относительно длинные волны. Волны зыби имеют другие параметры, чем ветровые.
Шху́на (нидерл. Schoener) — тип парусного судна, имеющего не менее двух мачт и косые паруса на всех мачтах. По типу парусного снаряжения шхуны делятся на гафельные, бермудские, стаксельные, марсельные и брамсельные. Брамсельная шхуна отличается от марсельной наличием брам-стеньги и ещё одним дополнительным прямым парусом — брамселем. При этом в ряде случаев марсельную и брамсельную двухмачтовые шхуны (особенно с брифоком) можно спутать с бригантиной. Независимо от типа косых парусов (гафельных или...
Транцевая корма — тип образований кормы судна, при котором она имеет плоский срез в подводной части, прямые очертания в плане и вертикальной плоскости.
Дахабие — разновидность плоскодонных полуторамачтовых парусно-гребных судов, использовавшихся для вояжей по реке Нил в 1820—1920 годах зажиточными европейцами. Как правило, всплеск их интереса к Египту, как к колыбели человеческой цивилизации, был вызван неудачной кампанией Наполеона в Африке.
Косы́е паруса́ — паруса, которые ставятся в диаметральной плоскости вдоль судна. Имеют много разновидностей. В отличие от прямых парусов, позволяют судну идти круче к ветру, под углом до 20°. К косым парусам относятся и треугольные паруса.

Подробнее: Косой парус
Корма́ — задняя часть корпуса корабля (судна), подразделяется на надводную и подводную части. Форма подводной части кормы в определённой мере влияет на управляемость судна и сопротивление воды его движению. Форма надводной части кормы зависит от предназначения корабля (судна) и его размеров. Кормовая часть корабля была обычно рядом с управляющими элементами корабля (руль, судовые колёса, винт и т. д). Поэтому кормовая часть корабля обычно принадлежала капитану и в этой части корабля находились капитан...
Плавучие маяки — суда, оснащенные мощным источником света. Используются вдали от береговой линии и при входах в порт в качестве лоцманской станции. Помимо сильного источника света оснащаются, как правило, также оптическими средствами для увеличения силы света, чтобы быть хорошо заметными и в ночное время.

Подробнее: Плавучий маяк
Ричер (англ. reacher, от reaching) — разновидность кливера или стакселя с более высоким шкотовым углом и радиусным очертанием нижней шкаторины. Эта форма паруса позволяет работать переднему парусу с большей площадью в условиях сильного крена. Особенно при ветре к курсу свыше 50 градусов. Устанавливается на галфвинде или крутом бакштаге, когда из-за крена генуя задевает за воду.
Шас-марэ или шасс-марэ (фр. Chasse-marée) — историческое название французских двух- или трёхмачтовых парусных судов, которые применялись для прибрежного плавания и рыболовства. Первое свидетельство о судах этого типа отмечено в XIV века, наиболее масштабное их использование отмечено в XVIII—XIX веках. Особую популярность их использование приобрело в XVIII веке среди контрабандистов во время континентальной блокады Великобритании, которую объявил Наполеон I. Название судна в переводе с французского...
Магона (или магуна; тур. mahownah) — класс турецких малотоннажных плоскодонных судов, распространённых в XVIII — XIX веках на Кавказском побережье Чёрного моря и предназначенных для каботажного плавания. Как правило, несли одну мачту, снабжённую косым парусом, с возможностью опускать стеньгу с реем вниз; нередко также оснащались стакселем и кливером. Обычно строились из дерева и не имели палубы, иногда оснащались двигателем, грузоподъёмность составляла около 40 тонн.
Спи́накер (англ. spinnaker) — тип паруса, предназначенный для использования на полных курсах, от галфвинда до фордевинда.
Кэт — тип косого парусного вооружения, при котором судно (обычно яхта) имеет только один парус, установленный на само́й мачте. Мачта у кэта сильно смещена в нос. Обычно стоячий такелаж при вооружении «кэт» отсутствует. Парус может быть жёстким — в виде крыла.
Воздушный змей — летательный аппарат, удерживаемый с земли при помощи леера и поднимаемый за счёт силы ветра.
Бро́чинг — резкие повороты (броски) яхты в наветренную сторону, не поддающиеся управлению.
Шлюп (англ. sloop) — устоявшийся к середине XIX века тип косого парусного вооружения — одна мачта и два основных паруса, передний (стаксель) и задний (грот).
Корпус судна, построенный по технологии волнопронизывания, имеет тонкие и острые очертания корпуса и обладает пониженным лобовым сопротивлением.
Драккар (норв. Drakkar, от древнескандинавских Drage — «дракон» и Kar — «корабль», буквально — «корабль-дракон») — так сегодня принято называть деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой. Отсюда другое название подобного судна — «длинный корабль» (Langskip). Принято считать, что драккар — «большой длинный корабль». В Европе его ещё называют также и Draka/Dreka. В зависимости от языка написание слова может варьироваться.
Флю́гер (нидерл. Vleugel) — метеорологический прибор для измерения направления (иногда и скорости) ветра, ранее флажок на копье (пике).
Подвесно́й па́рус (парус Катайнена) — вспомогательное парусное вооружение для небольших лодок. Устанавливается на транце на месте подвесного мотора.
Бу́ря — собирательное понятие, обозначающее очень сильный ветер (а также сильное волнение на море), возникающий по различным причинам и в разных областях Земли. Скорость приземного ветра (на стандартной высоте измерений 6—12 м над земной поверхностью) при буре составляет, по разным источникам, 15—20 м/с и более (21-25 м/с или 75-88 км/ч). Бури бывают снежные, песчаные и водные. Скорость ветра при буре гораздо меньше, чем при урагане, однако буря чаще всего сопровождается переносом песка, пыли или...
Oверштаг («дословно» с нид. — «через штаг») — термин, обозначающий один из двух способов смены галса на парусной лодке, при котором нос лодки какое-то время повёрнут в сторону, откуда дует ветер. При оверштаге парус, проходя через левентик, плавно переходит с одной стороны на другую.

Подробнее: Оверштаг
Гроза́ — атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаками и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра.
Левант (кат. Llevant, итал. Levante, мальт. Lvant, греч. Λεβάντες, исп. Levante) — это восточный ущельный ветер, дующий в западной части Средиземного моря и на юге Франции. В Руссильоне его называют льевант, на Корсике — леванте. В западном Средиземноморье носит имя леванте или левантер, если дует через Гибралтарский пролив, в южных регионах Испании больше известен как солано.
Тума́н — атмосферное явление, скопление воды в воздухе, образованное мельчайшими частичками водяного пара (при температуре воздуха выше -10 °C — капельки воды, от -10 до -15 °C — смесь капелек воды и кристалликов льда, при температуре ниже -15 °C — кристаллики льда, сверкающие в солнечных лучах или в свете луны и фонарей).
Тримара́н — судно с тремя соединёнными в верхней части параллельными корпусами. Как правило, обладает повышенной устойчивостью и хорошими мореходными качествами.
49-й и 49-й FX (произносится "Сорок девятый" или, как устаревшее, «фоти-найнер») — олимпийские классы гоночных яхт.

Подробнее: 49-й (класс гоночных яхт)
Электрический парус — вид движителя для космического аппарата, использующий в качестве источника тяги импульс ионов солнечного ветра. Придуман в 2006 году доктором финского метеорологического института — Пеккой Янхуненом. Власти Евросоюза проявляют повышенный интерес к данной разработке, в связи с чем ЕС профинансировал проект, целью которого является создание в лабораторных условиях прототипа электрического паруса. Размер финансирования составил 1,7 млн евро.
Грибовидный, или зонтообразный якорь начал применяться с 1850 годов в основном для длительного и прочного заякоривания плавучих маяков и прочих судов подобного рода. Широко используется в районах с большими приливно-отливными течениями или сильными ветрами. При больших размерах грибовидный якорь демонстрирует хорошую держащую способность. Коэффициент держащей силы изменяется в пределах 6—10 в зависимости от массы этого якоря.
Фелу́ка (устар. фелю́ка, прост. фелю́га, итал. feluca, от араб. فلوكة‎) — небольшое палубное судно с косыми парусами в форме треугольника со срезанным углом; парус поднимается на двух реях. Судно встречалось в военных и торговых флотах Средиземного моря; например, греческие пираты предпочитали фелуки за быстроходность и манёвренность.
Истинный ветер — морской термин, обозначающий горизонтальный поток атмосферного воздуха над водной поверхностью, направление и скорость которого измеряются относительно стационарных морских или наземных объектов. На движущемся судне эти параметры могут быть вычислены как результат векторного вычитания скорости судна из направления вымпельного ветра, который, в отличие от истинного ветра, имеет определяющее значение для эффективного использования парусного вооружения.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я