Связанные понятия
Самолётное переговорное устройство (СПУ) — комплекс радиотехнических устройств, предназначенный для связи членов экипажа летательного аппарата между собой, а также через радиостанции с землёй и другими ЛА, для выдачи экипажу звуковой информации от систем ЛА (речевого информатора, радиовысотомера) и т. д. В состав СПУ входят индивидуальные гарнитуры членов экипажа, состоящие из телефонов (наушников) с микрофоном или ларингофоном, абонентские аппараты, предназначенные для выбора источника сигнала (радиостанции...
Авиационные световые сигналы — вид сигналов, применяемых диспетчерской службой аэродрома при невозможности установления радиосвязи с воздушным судном. Световые сигналы передаются в направлении воздушного судна узконаправленным прожектором, имеющим возможность переключения между белым, красным и зелёным цветом. Также могут применяться сигнальные ракеты тех же цветов. Существует несколько стандартных сообщений, передаваемых данной системой...
Приводная радиостанция (ПРС), приводной радиомаяк (ПРМ) (NDB, англ. non-directional beacon) — наземный радиопередатчик ненаправленного излучения, размещённый в точке с известными координатами и предназначенный для определения курсового угла воздушного судна, а также трансляции речевых сообщений по каналу «земля — борт».
Бортово́й самопи́сец (в отечественной авиации — Бортовое устройство регистрации, БУР; разг. Чёрный ящик) — конечное устройство системы регистрации, в основном используемое в авиации для записи основных параметров полёта, внутренних показателей функционирования систем летательного аппарата, переговоров экипажа и т. д. Информация из бортовых самописцев повседневно используется для контроля действий экипажа и работоспособности авиатехники после каждого полёта, а в особых случаях — при расследовании...
Самолётный радиолокационный ответчик (СО) — бортовое приёмопередающее устройство летательного аппарата, предназначенное для автоматической выдачи информационных посылок по запросному сигналу РЛС.
Система траекторного управления (СТУ) — бортовая электронная система, предназначенная для формирования и выдачи потребителям управляющих сигналов по крену и тангажу при автоматическом и директорном управлении летательным аппаратом в режиме захода на посадку по сигналам курсо-глиссадных радиомаяков. Система обеспечивает индикацию командных сигналов и основных навигационно-пилотажных параметров. Кроме режимов захода и посадки, типовая СТУ может обеспечивать самостоятельно или в составе бортового навигационно-пилотажного...
Дистанционное управление (ДУ) — передача управляющего воздействия (сигнала) от оператора к объекту управления, находящемуся на расстоянии, из-за невозможности передать сигнал напрямую, если объект движется, находится на значительном расстоянии или в агрессивной среде и т. п.
Автопилот — устройство или программно-аппаратный комплекс, ведущий транспортное средство по определённой, заданной ему траектории. Наиболее часто автопилоты применяются для управления летательными аппаратами (в связи с тем, что полёт чаще всего происходит в пространстве, не содержащем большого количества препятствий), а также для управления транспортными средствами, движущимися по рельсовым путям.
АЗН-В (автоматическое зависимое наблюдение-вещание, англ. ADS-B — Automatic dependent surveillance-broadcast) — технология, позволяющая и лётчикам в кабине самолета, и авиадиспетчерам на наземном пункте наблюдать движение воздушных судов с большей точностью, чем это было доступно ранее, и получать аэронавигационную информацию; внедряется в настоящее время в США, России и других странах.
«Букет » — семейство авиационных станциий радиоэлектронного подавления, для постановки прямошумовых помех, устанавливалась на самолеты РЭБ Ту-16П «Букет», Як-28ПП, Ан-12БК-ППС.
Речевой информатор — электронное устройство, обеспечивающее автоматическую передачу предварительно запрограммированных сообщений в каналы связи...
«
Вахта- 2» - навигационный комплекс НК-45, установлен на самолётах Ту-22М3, Ту-22МР.
Бортовы́е сре́дства объекти́вного контро́ля (бортовые СОК), также Контрольно-записывающая аппаратура (КЗА) — технические средства, предназначенные для регистрации и сохранения полетной информации, характеризующей условия полёта, действия экипажа и функционирование бортового оборудования. СОК используются для: анализа причин и предупреждения лётных происшествий; технической диагностики бортового оборудования и прогнозирования его технического состояния; оценки действий летного состава при выполнении...
Система пожарной сигнализации — установки пожарной сигнализации, смонтированные на одном объекте и контролируемые с общего пожарного поста. При этом термин "пожарная сигнализация" означает процесс получения, обработки, передача и представление информации о пожаре в заданном виде потребителям с помощью автоматической установки пожарной сигнализации.Системы пожарной сигнализации являются разновидностью измерительных информационных систем, включают в себя измерительные устройства и средства обработки...
Базовая станция в радиосвязи вообще — системный комплекс приёмопередающей аппаратуры, осуществляющей централизованное обслуживание группы оконечных абонентских устройств.
Радиоста́нция — один или несколько радиопередатчиков или радиоприёмников, или комбинация радиопередатчиков и радиоприёмников, включая вспомогательное оборудование, необходимые в определённом месте для организации службы радиосвязи.
Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС) — система сигнализации на рельсовом транспорте, передающая сигнальные показания на пост управления подвижного состава (например, в кабину локомотива, моторвагонного поезда, дрезины и т. п.)В состав системы АЛС входят напольные передающие устройства, приёмные и дешифрующие устройства на подвижном составе, а также устройства, согласующие работу АЛС с другими компонентами сигнализации и блокировки, индикаторы, датчики и исполнительные устройства на подвижном...
Всенаправленный азимутальный радиомаяк или РМА (англ. VHF omni-directional radio range, VOR) — вид радионавигационной системы, предназначенной для определения положения воздушного судна. Станция VOR передает в эфир позывные станции (азбукой Морзе и, иногда, голосом) и информацию, которая позволяет радионавигационным системам на борту определить магнитный пеленг самолёта, то есть угол между опорным северным направлением и направлением на воздушное судно относительно станции. Данные с двух станций...
Бортовой комплекс обороны БКО-2М «Карпаты» (изд. Л234) предназначен для индивидуальной защиты самолета Су-24М и его модификаций от средств поражения.
Подробнее: БКО «Карпаты»
Лампа аварийной сигнализации автомобиля (англ. malfunction indicator lamp - MIL) также известная как Лампа сигнализатора неисправности или Сигнализатор CHECK, является сигнальным устройством передачи статуса ситуации, механизма или системы.
«Стеклянная кабина » — панель кабины пилотов самолёта, включающая в себя электронные дисплеи. В традиционной кабине устанавливается множество механических указателей для отображения информации. В «стеклянной» кабине установлено несколько дисплеев системы управления полётом, которые могут быть настроены для отображения необходимой информации. Это упрощает управление самолётом, навигацию и позволяет пилотам сконцентрироваться на наиболее важной информации. Такая конфигурация востребована авиакомпаниями...
Электродистанционная система управления (ЭДСУ, Fly-by-Wire) — система управления летательным аппаратом, обеспечивающая передачу управляющих сигналов от органов управления в кабине экипажа (например, от ручки управления самолётом, педалей руля направления) к исполнительным приводам аэродинамических поверхностей (рулей и взлетно-посадочной механизации крыла) в виде электрических сигналов.
Диспетчерская централизация — техническое средство оперативного руководства движением поездов, позволяющее поездному диспетчеру с центрального поста управлять стрелочными переводами и сигналами всех контролируемых пунктов, входящих в диспетчерский круг. Наибольший эффект даёт применение диспетчерской централизации на однопутных участках с двухпутными вставками благодаря возможности производить безостановочное скрещение поездов. К началу 1990-х годов диспетчерской централизацией оборудовано около...
Радиотехническая комплексная система (РКС) «Титанит» была создана в конце 60-х годов в Киевском научно-исследовательском институте радиоэлектроники (КНИИРЭ). Главный конструктор — Б. Тука (получил за систему Государственную премию). Система защищена авторским свидетельством (на имена: И. В. Кудрявцев, В. Н. Коломиец, В. А. Драпий, В. Ю. Лапий, А. М. Подгурский, Б. Ю. Тука, В. Л. Черевко, В. А. Щекин-Кротов, А. Д. Лабутин, Е. Т. Липатов, Г. И. Максимов, А. А. Никитин и П. А. Фриденштейн). Система...
Подробнее: Титанит (радиотехническая комплексная система)
Пожарные роботы — андроидные, мобильные, стационарные роботы, которые предназначены для тушения пожара.Одной из важнейших специальных проблем робототехники является проведение работ в экстремальных условиях. При этом необходимо удаление человека на безопасное расстояние. Возможно применение различных типов устройств. Дистанционно управляемые манипуляторы не имеют автоматических режимов, полностью управляются человеком-оператором. Для дистанционно управляемых роботов человек-оператор задает программу...
Автомат углов атаки и сигнализации перегрузок , АУАСП — элемент пилотажно-навигационного комплекса в самолёте, предназначенный для контроля текущего угла атаки и оповещения экипажа в случае выхода на близкий к критическому или критический угол атаки. Опасность превышения допустимого значения угла атаки состоит в возможном срыве потока и последующем сваливании самолёта в штопор.
Радиолокационный спасательный ответчик (англ. SART, Search and rescue radar transponder) — радиолокационный ответчик, являющийся частью глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ). Облегчает определение местоположения объектов, терпящих бедствие, путём передачи специальных сигналов на стандартные навигационные судовые радиолокационные станции.
Преду́предительная сигнализа́ция — сигнализация, предназначенная для предупреждения об опасности или начале действия, при котором люди могут оказаться в опасной зоне. Продолжительность действия сигнала должна позволить человеку, находящемуся в опасной зоне, покинуть её или предотвратить действие опасности. Обычно сигналы подаются автоматически. В качестве датчиков используются различные измерительные устройства, реагирующие на параметры технологических процессов и производственной среды.
СПО-15 «Берёза» — авиационная станция предупреждения об облучении. Выпускалась в нескольких модификациях - С, М, Л, ЛМ.
Ку́рсо-глисса́дная система , КГС, (также, согласно ГОСТу, система инструментального захода самолётов на посадку радиомаячная) — наиболее распространённая в авиации радионавигационная система захода на посадку по приборам. В зависимости от длины волны КГС делятся на системы метрового (англ. ILS (instrument landing system)) и сантиметрового диапазонов (англ. MLS, microwave landing system — микроволновая система посадки).
Локомотивные устройства безопасности предназначены для регулирования движения поездов с целью повышения безопасности в поездной и маневровой работе, а также повышения пропускной способности железнодорожных линий и улучшения условий труда локомотивных бригад.
Система передачи извещений о пожаре — совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованного наблюдения извещений о пожаре на охраняемом объекте, служебных и контрольно-диагностических извещений, а также (при наличии обратного канала) для передачи и приема команд телеуправления.В России личным составом органов управления и подразделениями пожарной охраны, привлеченными к проведению боевых действий по тушению пожаров...
Навигационные огни — совокупность светотехнических приборов, предназначенных для обозначения судна или воздушного судна, указания его типа, а также характера движения или стоянки в ночное время. Аналогом навигационных огней на сухопутном транспорте являются габаритные огни.
КН- 23 - навигационный комплекс, предназначен для установки на самолёты фронтовой авиации и работы в составе прицельно-навигационного комплекса (ПрНК).
Многофункциональный индикатор /дисплей (англ. multi-functional display, MFD) — общий термин для многорежимного устройства отображения различной служебной графической и теле-информации в кабине летательного аппарата, выдаваемой бортовыми системами и датчиками. Режимы отображения информации могут переключаться как автоматически, так и вручную пилотом (оператором). Однорежимные устройства, как правило, имеют более конкретизированные названия, например «экран тактической обстановки».
Всенаправленный дальномерный радиомаяк или РМД (англ. distance measuring equipment, DME) — вид радионавигационной системы, обеспечивающей определение расстояния от наземной станции до воздушного судна. Основана на измерении длительности прохождения радиосигнала.
Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения — электронная система разведки и управления, устанавливаемая на летательном средстве и предназначенная для дальнего обнаружения объектов противника (в воздухе, на земле, на воде), наведения на них средств поражения или перехвата, а также координации действий сил союзников и смежных задач. Подобные системы рассчитаны на использование в боевых действиях, однако могут быть использованы и для управления гражданским воздушным движением.
Аварийный выключатель (также устройство аварийной остановки, аварийный стоп, большая красная кнопка) — управляемое вручную устройство для остановки машины в ситуации, когда продолжение её работы является опасным.
Аппаратура управления — это компоненты, с помощью которых становится возможным управление радиоуправляемыми моделями.
Парковочный радар (парктроник) — вспомогательная система бесконтактных датчиков, опционально устанавливаемая на автомобилях для облегчения маневрирования при парковке. Она предупреждает водителя о приближении к препятствию в слепой зоне автомобиля.
Инфракрасный канал — канал передачи данных, не требующий для своего функционирования проводных соединений. В компьютерной технике обычно используется для связи компьютеров с периферийными устройствами (интерфейс IrDA).
Приборная доска (в авиации) Вертикальная передняя панель в кабине экипажа, предназначенная для размещения на ней технических средств отображения информации — экранов, индикаторов, указателей, табло, сигнальных ламп, а также органов управления системами и агрегатами летательного аппарата — рукояток, тумблеров, кнопок и т. п. Может быть цельным изделием или состоять из панелей или пультов. Однако даже при конструктивно цельной приборной доске всё равно может условно различаться на П.Д левого и правого...
Сигна́льное табло ́ — светосигнализатор для выдачи информации экипажу и пассажирам летательного аппарата (в авиации) в виде светящейся надписи или символа. Используются для выдачи аварийных, предупреждающих и уведомляющих сигналов.
Ретранслятор — оборудование связи, которое соединяет два или более радиопередатчика, удалённых друг от друга на большие расстояния.
Система воздушных сигналов (СВС) современных летательных аппаратов представляет собой программно-аппаратную систему, предназначенную для измерения, вычисления и выдачи на индикацию экипажу ЛА и в бортовые системы (потребителям) информации о высотно-скоростных параметрах, а также о других параметрах, таких как температура воздуха, углы атаки и скольжения. Состоит из большой группы датчиков - приёмников воздушного давления (приёмников статического давления, динамического давления или комбинированных...